Манга Ungifted Nana как хорошая деконструкция жанра «супергероики»

Манга «Бездарная Нана (2016) Ungifted Nana» скоро получит аниме, поэтому у нас есть хороший повод поговорить о том, что нужно знать перед предстоящей экранизацией.

Доброго времени суток, уважаемые читатели. Я продолжаю делиться своим мнением о мангах, которые попадают к нам на стрим. И на повестке дня у нас манга «Бездарная Нана (2016) Ungifted Nana», за которую ответственны мангаки Фуруя Иoри и Looseboy.

Манга Ungifted Nana как хорошая деконструкция жанра «супергероики»

Март 2020 года принес как минимум одну любопытную новость - манга «Бездарная Нана» получит аниме-экранизацию. Так давайте разберемся, что же это за произведение, и почему оно, как минимум достойно вашего внимания.

Как и в прошлые разы, представляю вашему вниманию видео-версию статьи, в которой больше картинок, но её можно спокойно запустить на фоне и заниматься своими делами.

А для всех остальных, кто любит более привычный текстовый формат – мы начинаем!

Манга Ungifted Nana как хорошая деконструкция жанра «супергероики»

Завязка и сюжет

В недалёком будущем или точнее в альтернативном настоящем, начали рождаться дети с экстраординарными способностями, которых называют эсперами.

И в этом мире на отдалённом острове стоит школа-интернат, где учатся обычные японские школьники, которые могут летать, замораживать воду, телепортироваться, и выполнять прочие радости начинающих супергероев.

Этакая «школа для одарённых подростков» из произведений о Людях Х. Молодые герои учатся применять и контролировать свои способности, потому что однажды они отправятся на бой с «Врагами Человечества» и будут символом, знаменем и надеждой на светлое будущее. По крайней мере, им так говорят.

Манга Ungifted Nana как хорошая деконструкция жанра «супергероики»

И в этой школе учится главный герой по имени Накаджима Нанао. Он тихий и спокойный парень, который не хочет пользоваться своими силами, поэтому за глаза его называют «бездарным».

Но все меняется, когда в школу переводят двух новеньких учеников, так в кадр изящно и игриво врывается веселая и добрая Хиираги Нана. Она заявляет, что станет поддержкой для главного героя, поможет ему добиться успеха, и обрести уверенность в себе.

Нана говорит, что может читать мысли других людей и именно прочитав мысли главного героя, она решила ему помочь. Милая, светлая и улыбающаяся девушка, она может казаться легкомысленной, но находит правильные слова поддержки. Она вселяет уверенность в главного героя, и он находит в себе силы выйти из своего панциря и он даже готов стать главой класса.

Какое невероятно родство таких близких душ. Неужели это любовь?

Манга Ungifted Nana как хорошая деконструкция жанра «супергероики»

СТОП! А теперь я вынужден остановиться буквально на несколько мгновений.

Если вы боитесь спойлеров в любом виде и проявлении, то сейчас лучше прервать чтение статьи и прочитать как минимум первую главу манги. Потому что рассказывать о достоинствах произведения невозможно без ключевых знаний о вселенной и персонажах, которые раскрываются в первых двух главах. Финал даёт хороший и неожиданный поворот, сильно меняющий восприятие истории, но без этого объяснения мне, увы, будет невозможно продолжить рассуждение.

----------------------Спойлеры---------------------

Итак, мы приступаем к спойлерам из первой и второй главы. И вы, уважаемые читатели, согласно моему совету, либо прочитали первые две главы, либо устойчивы к лёгким спойлерам и способны хорошо усваивать информацию.

Добрая девочка Хиираги Нана сталкивает «главного героя» с обрыва навстречу неминуемой смерти. И с этого момента начинается основная история!

Никаких «Врагов Человечества» не существует. Нет никаких пришельцев и монстров, с которыми нужно сражаться. Эсперы – дети с супер способностями, это и есть провозглашенные «Враги Человечества». Само существование эсперов - угроза мирового масштаба, которая уже один раз почти привела человечество к гибели. И теперь правительство ведет строжайший контроль над новорожденными обладателями сил, и когда у того или иного человека появляются силы, его отправляют в специальную школу, где специально обученный и тренированный человек убьёт его. Тихо, мирно, без неожиданностей – молодой эспер погиб в схватке с «Врагами Человечества». Такой будет официальная версия.

И наша настоящая главная героиня Хиираги Нана и есть этот ассасин!

Нана должна втираться в доверия к ученикам, выяснять их сильные и слабые стороны и использовать их лимиты и слабости против них самих, чтобы в итоге уничтожить как можно больше школьников.

На самом деле у Наны, разумеется, нет никаких способностей, она не читает мысли, но она как Шерлок Холмс использует метод дедукции, внимание к деталям и психологический анализ собеседника, чтобы полностью контролировать процесс.

Нана совершает убийство тихо и быстро, редко вступая в прямую конфронтацию, и она прекрасный мастер манипуляции. Её соперники тоже не лыком шиты. Как по вашему, насколько легко убить «героя», который обладает способностью перемещаться во времени в прошлое? Нана найдёт способ. Ведь именно для этого она и оказалась на острове, чтобы убить всех «Врагов Человечества»!

Spice Girl

Произведения про супергероев всегда были популярны в Японии в том или ином виде. И в современном мире эта популярность не только не утихла, а лишь разгорелась с новой силой, во многом благодаря новому золотому веку для фильмов про супергероев.

В пример можно привести такое популярное произведение, как «Моя геройская Академия» (2015), которое является прямым воспеванием комиксов.

«Бездарная Нана» (2016) с другой стороны, является непосредственным представителем жанра «деконструкция комиксов про супергероев», чьим ярким и популярным современным представителем является сериал «Пацаны / The Boys» (2019) основанный на одноимённом комиксе.

Манга Ungifted Nana как хорошая деконструкция жанра «супергероики»

Мораль в «Пацанах» действительно хорошо размыта, но зритель явно понимает простую вещь: Почти все супергерои – эгоистичные мрази, из-за которых гибнуть люди, поэтому они «не наши». А главные герои используют грязные приёмы, чтобы привести «героев» к ответу. Пацаны - это такие плохие парни, но с хорошей целью, поэтому зритель всегда будет на их стороне.

«Бездарная Нана» (2016) работает немного в другом ключе, она одновременно и проще в реализации и сложнее в своих тонкостях. В этом произведении школьники на острове не являются преступниками, они - обычные подростки, но их сила потенциально смертельно опасна.

Нана ежедневно получает смс от начальства, которое пишет ей, какие потенциальные разрушения может принести тот или иной учащийся этой школы. И каждый раз смерти будут исчисляться сотнями тысяч и даже миллионами. Сегодня мальчишки шутя, бросают друг в друга огненные шары, а завтра из-за их неосторожности или еще хуже, из-за их желаний, могут сгорать дотла целые города. Потому что в прошлом этого мира, уже были претенденты.

Если в классической супергероике основным фактором всегда является понимание персонажами фразы: «С большой силой приходит большая ответственность» (с), то «деконструкция жанра» зачастую подразумевает более вольное использование своих сил. Месть? Доминирование? Мировое господство? Произведение «Бездарная Нана» (2016) задается логичным вопросом, как быстро дети с суперсилами поймут, что они могут делать, что хотят и взрослые не смогут их остановить? Как долго продержатся авторитеты и устоявшееся общество? Один неверный шаг, и эти легко раздражимые, могущественные боги обрушат на обычных смертных свой гнев.

Не лучше ли будет убить их до того как они убьют нас?

Вот только ключевое слово здесь – «Потенциально». Ведь в действительности дети в этой школе ни в чем не виноваты, они ничего не сделали. И большинство из них действительно всем сердцем верит, что они будущие герои и спасители человечества.

И здесь мы касаемся другого важного аспекта, которое задаёт произведение: «Является ли потенциальное преступление – настоящим преступлением?». И в теории у нас есть героиня, которая ликвидирует потенциальных преступников, а на практике мы получаем девочку, что хладнокровно убивает ничего не совершивших одноклассников.

Манга Ungifted Nana как хорошая деконструкция жанра «супергероики»

Приравнивание потенциального и свершившегося, хорошо показано в произведении «Особое мнение/Minority Report» (202) – фильм Стивена Спилберга, по роману Филипа К. Дика. И именно на этом поле очень хорошо играет «Бездарная Нана» (2016). Читатель начинает путаться и не знает, кому сопереживать. Хотим ли мы, чтобы Нану раскрыли и остановили её убийства, или же мы болеем за Нану и желаем ей успеха, как протагонисту? Это хороший вопрос и произведение удачно балансирует на обоих стульях, по крайней мере, на данный момент.

Подводя итог

Я рад тому, что манга «Бездарная Нана» (2016) получает аниме-адаптацию, потому что это действительно хороший представитель «деконструкции жанра». Произведение удачно заставляет сопереживать хладнокровному убийце и следить за её мастер-планами. А главное, манга не стесняется задавать неудобные вопросы о силе, ответственности и свободе воли.

Но есть в сладкой бочке мёда и одно чеховское ружьё из дёгтя.

Авторы старательно оставляют намеки на возможное объединение героев перед лицом общей опасности. Вполне возможен исход, в котором Нана признает неправоту своих поступков, и объединится с «героями» против правительства, которое заставляет её убивать ни в чем неповинных учеников. Манга пойдет по банальному пути – «не все эсперы плохие и потенциальные убийцы». При этом наверняка, главные герои столкнутся и с по-настоящему плохими учениками, которые уже осознанно хотят использовать свои силы во зло. И тогда Нане и другим ученикам придётся объединить силы для победы.

И мне совершенно не хочется таких поворотов событий, которые очевидно напрашиваются и наверняка будут в том или ином виде. Я хочу и дальше читать историю о том, как девочка без супер сил, используя только свои интеллект, тактику и планирование должна убивать всех учеников на острове, или нанести максимальный ущерб, при этом до самого конца мучаясь вопросом насколько правильно она поступает. Мне хочется, чтобы манга и дальше играла с читательским восприятием, как это делала «Тетрадь смерти» (2004) в свои лучшие годы. Как когда-то давно в 2004 почти все читатели желали успеха маньяку, и хотели, чтобы он победил в противостоянии с детективом L.

Жаль, что рынок диктует обратное, если авторы рассчитывают на долгоиграющую серию они, скорее всего, отойдут от изначальной концепции, и сделают шаг к «миру и дружбе». Или же это будет короткое, яркое и запоминающееся произведение. Но, поживем – увидим.

А на сегодня это всё, спасибо, что дочитали до этого момента и услышимся в следующих статьях :)

PS--------------

Всех любителей японских графических романов я приглашаю на свой «Манга-стрим», где мы вместе читаем и обсуждаем мангу, за которую голосуют зрители. Смотрим аниме и играем в игры. Потому что вместе веселее.

https://www.twitch.tv/neogrimm

А так же у нас появилась группа Вконтакте, где у нас будут постоянные новости и рецензии. Не стесняйтесь в неё вступать, для вас это не трудно, а мне будет очень приятно :)

https://vk.com/public173355621

2424 показа
11K11K открытий
45 комментариев

Школьники страшнее короновируса каждый сука тайтл то миллион человек убьют то миллиард страшно жить становится.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Есть хорошая фраза - Качественная пародия, это в первую очередь хороший представитель жанра, которую он пародирует. Думаю, это относится и к супергероике. 

Ответить

У японцев очень часто крутые идеи. Но паршивая реализация. Поэтому, к сожалению, не могу считать мангу качественной литературой. Вечно начинаются жанровые условности, которые портят идею. Как контраргумент, что вся литература такая в принципе, согласен. Но в манге в силу наличия собственно картинки это больше бросается в глаза. Такая же претензия к комиксам. Когда просто текст, ты можешь что-то додумать у себя в голове, картинка не оставляет такой возможности. Мангу почитаю, спасибо.

Ответить

У японцев очень часто крутые идеи. Но паршивая реализация.

Новелка про вселенную где магия это программирование
@
Вместо собственно главной фишки они в первой же главе поехали мочить бандитов на склееном магией хаммере кидаясь в них фростболтами

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Сравнение некорректно.

Сюжет "Тетради" строится вокруг противостояния двух неординарных, но повествовательно равноправных соперников. Оба могли как и победить, так и проиграть, поэтому наблюдать за схваткой было интересно.

В "Бездарной Нане" подобного нет, напротив стороны подчеркнуто неравны. В итоге, слабость Наны "в сюжете" оборачивается её главной силой "вне" его: автор просто не может позволить ей проиграть, иначе история закончится. В итоге, сюжету некуда развиваться: либо "эпизодическое" направление (аля-"Том и Джерри"), либо классический сюжетный путь сэнена.

Иными словами, задумка слишком мала для выбранного формата.

P. S. Я, к слову, болел за L-а.

Ответить