{"id":4012,"url":"\/distributions\/4012\/click?bit=1&hash=5b9cad3f989520ad358a2237d28d1f12ecdc50cb8452456f27fcbce716b2c8f0","title":"\u041f\u043e\u044f\u0432\u0438\u043b\u0441\u044f \u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0434\u043b\u044f \u0441\u0442\u0435\u0441\u043d\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u0445 \u0440\u0438\u0435\u043b\u0442\u043e\u0440\u043e\u0432","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}

Как одни люди управляют другими: разбираю четыре основных приёма на примере аниме «Человек-бензопила» Статьи редакции

Объясняю поведение Дэндзи и Аки с точки зрения практикующего психолога и нарратолога.

Первая часть манги Тацуки Фудзимото о Человеке-бензопиле выходила с 2018 по 2020 годы и успела получить почётное звание «деконструктора жанра сёнен». Главный герой всё ещё сражается с могущественными злодеями и проливает море крови — но не ради безопасности общества или мести врагам.

Он хочет простых вещей: потрогать женскую грудь и распробовать вкус первого поцелуя. И это кажется странным ровно до тех пор, пока не вспомнишь, что парню 16 лет. Он обрёл крутость, а взамен хочет внимания от девушек.

Однако это аниме реалистично не только с точки зрения желаний и целей главного героя. Здесь очень правдоподобно и наглядно прописана коммуникация между персонажами, механизмы которой универсальны в том числе и для западных зрителей.

Дабы свести спойлеры к минимуму для тех, кто не читал мангу, но при этом сделать разбор интересным, полезным и прикладным, я решила разобрать один конкретный аспект из коммуникации персонажей между собой — управление. А также хочу показать разницу между способами управления Дэндзи и Аки, центральных персонажей истории.

Дэндзи, Пауэр и Аки

Сначала посмотрим на уже знакомые нам рефлексивные перспективы (если слышите эти слова впервые, то можете почитать о них в последнем разборе) немного с другого угла. Человек с авторской рефлексивной перспективой создаёт определённый контекст. Внутри него находятся другие люди, между которыми есть коммуникация, а так же появляются задачи, которые нужно кому-то решать. Решают их люди с агентской РП, которые отвечают за результат выполнения той или иной задачи. А делают они это либо сами, либо с помощью людей с актёрской и актёр-агентской РП.

Самая простая аналогия — кино. Есть сценарист (авторская РП) — человек, который придумывает произведение (контекст). Чтобы получилось кино, нужно выполнить множество задач: создать декорации, пошить костюмы, отснять всё это дело, сыграть роли.

Организацией этого процесса занимается режиссёр (агентская РП) — он ответственнен за конечный результат и его в итоге будет ругать или хвалить BadComedian. А выполняет он эти задачи при помощи людей, которые владеют определённым инструментарием — рисование, шитьё, съёмка (актёр-агентская РП), и обладают нужными свойствами — актёров (актёрская РП).

Но чтобы всё это работало, агентский текст должен как-то управлять текстами актёрскими. Этих способов 4:

  • ⚡ — запугивание,
  • 💸 — подкуп,
  • 🎭 — обман,
  • 💥 — уничтожение.

Запугиванием пользовался якудза. В этой коммуникации он выступал в агентской РП, а Дэндзи — в актёрской. Он — маленький мальчик, сирота, у которого нет никакого инструмента. Но есть важное свойство — он сын мёртвого должника. Поэтому якудза вписывает его в свой текст с помощью запугивания (⚡) и даёт ему при этом инструмент, с помощью которого Дэндзи может закрыть поставленную задачу (🔧). Он «поднимает» его с актёрской до актёр-агентской РП.

⚡ — запугивание, 🔧 — инструменты для решения задачи

Способ срабатывает, и несколько лет Дэндзи существует в том же тексте, попутно приобретая новый набор инструментов: он продаёт свои органы, рубит лес, охотится на демонов. До тех пор, пока его не переманивает другой агент — Макима. Её способ — подкуп.

⚡ — запугивание, 💸 — подкуп

Она даёт ему то, чего он хочет: тёплый кров, еду, друзей, девушек. И создаёт при этом иллюзию выбора из разряда «девочка, ты хочешь на дачу, или чтобы тебе голову оторвали?», лишь иллюзию агентского договора. Хотя настоящий агентский договор Дэндзи умеет строить — такой договор у него с Почитой. И здесь возникает интересная параллель.

Насколько я поняла из манги, Почита, демон бензопилы, раньше был очень могущественным. Но потом ослабел и вот в таком состоянии дополз до Дэндзи. Ситуация похожа на ту, когда Макима находит израненного Дэндзи. Но в случае с Почитой договор равный: все цели видны и ни у кого из участников коммуникации нет тайных намерений.

«Мы заключили контракт. В обмен на то, что я спас тебя, ты поможешь мне».

В профессиональной плоскости у них договор «агент-агент». А в сфере близости Дэндзи остаётся в агентской РП, а Почита спускается на актёр-агентскую. В их маленькой семье он — расширенное «я» Дэндзи. И действительно хорошо исполняет роль собаки, которая вписана в текст хозяина и вместе с ним терпит лишения.

И с Макимой ситуация немного схожа, вот только теперь собака — Дэндзи. И Макима вписывает его в текст через причастность к большой группе. Когда Дэндзи работал на якудза, сам он не был членом якудза. Он работал на это сообщество, но не стал его частью.

А в Штабе общественной безопасности, куда привлекает его Макима, герой убивает демонов, при этом являясь охотником на демонов — частью Штаба общественной безопасности. Она выдаёт ему форму (как агент, вписывая его актёром в большой текст «общебеза»), а также вписывает в свой собственный авторский текст, приставляя к нему своего агента — Аки.

Да, в данной коммуникации Макима выступает в авторской рефлексивной перспективе, так как Четвёртое экспериментальное подразделение, куда входит Дэнзди, — это её идея и реализация.

С Аки тоже всё неоднозначно. Когда они дерутся, то дерутся они на равных — как два актёра. Они оба влюблены в Макиму, но при этом у них нет инструмента коммуникации, чтобы добиться её любви. При этом в остальном Аки для Дэндзи — агент. И в сфере близости (они как старший и младший брат), и в сфере профессиональной, где Аки готов использовать Дэндзи как инструмент для достижения своей цели (в манге это можно увидеть в главах про бесконечный этаж).

Аки — классический герой сёнена. У него есть цель: это месть. И он ради этой высокой цели готов пойти на многие жертвы. Он вписывается в большой текст «общебеза», пока их цели совпадают. Однако он может передоговориться, если у него появятся более приоритетные цели.

У Аки было плюс-минус благополучное детство, нормальная жизнь среднестатистического японца. И он её потерял. Он знает, что этого у него уже не будет, и выбирает месть. Из актёрской РП (маленького мальчика) он идёт через овладение инструментом (бойцовские навыки для борьбы с демонами) к своей цели (мести), трезво принимая тот факт, что цели этой он может не достигнуть. Но при этом сам уровень жизни у него не падает. Для него это не является ценностью.

У Дэндзи же ситуация противоположная. У него не было нормальной жизни. Он жил в нищете с отцом-алкоголиком, рано лишился матери, не ходил в школу. Он прекрасно умеет быть в агентской РП и заботиться самостоятельно и о себе, и о близких. Без этого уровня рефлексивной перспективы на улице просто не выжить. Но он не хочет делать этого сейчас, потому что в обмен на нормальную жизнь от него требуют абсолютной покорности.

Выходит, что Аки нельзя здесь подкупить, а Дэндзи — можно, потому что для него уровень жизни — это ценность. Аки хочет достичь того, чего нет. А Дэндзи не хочет потерять то, что есть. Ему достаточно просто предоставить норму для того, чтобы он выполнял приказ. Ну и Дэндзи, конечно, непохож на классического героя сёнена, ведь у него очень реалистичные потребности и цели, которые характерны для 16-летнего подростка и ребёнка, выживающего с собакой на улице.

Вернёмся к способам управления. Обман. Это излюбленный способ Пауэр. Она заставляет Дэндзи прийти в логово демона Летучей мыши, тоже имитировав агентский договор.

🎭 — обман

Ладно грудь, но она соврала и о роли Дэндзи в спасении Мявки (🎭). Что логично, ведь иначе он бы не пошёл. Пауэр, кстати, — тоже пример персонажа, у которого есть агентская перспектива, ведь она много лет выживала на улице. Но при этом и дома у Аки, и в «общебезе» она находится в актёр-агентской РП.

Справедливости ради (и чтобы быть совсем точной теоретически) нужно отметить, что Пауэр и Дэндзи в «общебезе» взращивают новые я-позиции. Они оба оказались оторваны от социума. Их агентские РП и способы заботы о себе неприемлемы для граждан Токио. Поэтому, когда их встраивают в новый текст, они выращивают новые я-позиции.

А если выстраиваешь что-то новое с нуля, то начинать приходится с актёрской РП: «а правильно ли я делаю?», «я — хороший?», «я — молодец?». Потому что поначалу без оценки никак не узнать, корректно ты встраиваешься в это общество или нет.

Ну и последний способ — уничтожение (💥). Правда, пока уничтожения не ожидается. Но если вы читали мангу и помните день рождения Дэндзи, то вот оно — уничтожение. И здесь речь не о буквальном уничтожении, не о смерти. А скорее об уничтожении я-позиции, которая сейчас в коммуникации. Но в аниме мы, скорее всего, мы увидим эту сцену только через пару лет!

Пока что я не стала затрагивать тему гипотетической патологии Дэндзи, ведь то, что мы узнаём в манге про закрытую дверь... я не уверена, что это правда. Всё-таки это тоже может быть обманом — для того, чтобы вписать героя в чужой текст.

Как вам аниме? Как манга, если читали? Что ещё хотите, чтобы я разобрала в этом произведении? Делитесь впечатлениями и вопросами в комментариях!

Сообщество развивается при поддержке «Кинопоиска»

0
246 комментариев
Написать комментарий...
птеротрахтель
Ответить
Развернуть ветку
кум кумич
Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Kadavrozaurus
Ответить
Развернуть ветку
Baileys

*на хуй (мой)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Банкате в условиях дикой Булки
психолог пытается разобрать способы манипуляции

Тем временем Макима

Ответить
Развернуть ветку
Челик Какой-то

DeadP47 Moment

Ответить
Развернуть ветку
Илья Иванов

Ну зачем. Сейчас недрочабрь, а ты байтишь

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
MelloKitty

Не совсем по теме, но мне кажется, что к Бензопиле как-то слишком много внимания. Это нормальная манга. Не плохая, не гениальная. Просто нормальная. А шуму столько, будто шедевр на века)

Ответить
Развернуть ветку
Семёнъ Сычёвъ

Ну, шедевр на века - явное перебор. Но на мой вкус - буквально лучший из сёненов новой волны. Фуджимото основательно встряхнул жанр.

Ответить
Развернуть ветку
28 комментариев
just dont

Утята прост ничего другого не видели, вот и шедевр на века.

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Dan Spi

На шедевральность манги мне плевать, но Mappa реально заморочилась с сериалом и как минимум за это его можно любить. Анимация как в полном метре, музыка от лучших композиторов, дизайн и атмосфера - на высоте. Режиссер постарался на славу. Передал все что нужно передать не затягивая и не сокращая.

Так что даже если сюжет будет полным калом - оно все равно будет годным. Сам не люблю хайп, но тут заслуженно. Если вы не оценили, значит смотрели мало аниме. 95% его сделано хуже чем это.

Ответить
Развернуть ветку
42 комментария
Кирилл Киселев
А шуму столько, будто шедевр на века)

Мне кажется, что шедевр это или нет, мы узнаем лет через 10.
Аниме от силы только четверть истории расскажет, манга тоже еще идет и новая история как минимум интригует.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Silfuriel

вайфу дроч расхайпил эту мангу

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Aneugene

В условиях текущего затишья что угодно вменяемое и хорошее наделает шуму

Ответить
Развернуть ветку
Booba?

Попытался посмотреть аниме, на середине второй серии чуть не погиб от кринжа и чисто физически дальше не смог это выносить. Может оно и хорошее там и вот это все, но нельзя же так начинать. Это как с Джокером в фильме Нолана, когда ему сразу по голове уебали и он растерялся. Я тоже был в растерянности полторы серии и решил, что с меня хватит. Не люблю быть в растерянности от накала кринжатины.

Ответить
Развернуть ветку
deadoptimist

Я к ней очень предвзято относилась, но она читается действительно свежо. Правда, я бы выделила не "сиськи!" в исполнении ГГ, потому что героев с такой мотивацией пруд пруди, а очень сильных персонажей, в том числе женских, что редкость, и отвечающую духу времени циничность, но не тупую.

Я правда, в подробном чтении застряла в середине, где история становится глобальной, т.к. личные истории мне нравились больше (все остальное я пока только пролистала), но в первой половине отсутствие магии дружбы мне очень легло на душу. Да и сюжет про предательства и манипуляции более живой, чем бобер с козлом.

Ну и свою любовь к кино автор в этот раз применил не для синефильских диалогов, а режиссуры.

Ответить
Развернуть ветку
UwU

Какой-то типа разбор уровня 2+2. Это и так очевидные вещи которые находятся на самой поверхности...

Ответить
Развернуть ветку
Pu Ro

Ну я вот туповат, мне интересно было почитать. Наверное всё же выше уровнем, ведь 2+2 знают все, а над многими вещами из текста я не задумывался.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Катя Крейтор
Автор

Здорово, что эти механизмы Вами были считаны)
Скажите, а Вы читали мангу? Или только аниме сейчас начали смотреть?
Вызвал ли сюжет или чье-либо поведение какие-то вопросы?

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
кум кумич

Отношения Макимы и Дендзи:

Ответить
Развернуть ветку
Fed Up

я очень люблю бензопилу и считаю, что Фуджимото мастер-фломастер и творит реальные шедевры, а в манге смысла намного больше, чем кажется на первый взгляд (по факту, все самое интересное начинается после арки отеля, сейчас лишь вступление, где сплошные шутки и трешняк), но эта статья выглядит очень поверхностной. И без образования психолога все ясно как божий день.

Ответить
Развернуть ветку
UwU

У него ваншоты шикарно выходят.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Катя Крейтор
Автор

Согласна, до отеля такой, разогрев пока)
Подумаю над разбором для тех, кто читал мангу)
Здесь не хотелось глубоко уходить, т.к. для иллюстрации своих гипотез пришлось бы спойлерить. А этого не хотелось, онгоинг все-таки)

Спасибо за обратную связь)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
кум кумич

Автор пытается найти признаки сложных манипуляций над Дендзи.
Тем временем Дендзи:

Ответить
Развернуть ветку
Paul Stillman

Там Ёсида как-то пытается манипулировать Денчиком. Пока не очень получается.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Volodymyr

Человек Бензопила был для меня третьей мангой в жизни, которую я дочитал. Автор просто гений. Я других слов подобрать не могу. Всё - начиная от худ стиля до истории - это прямо выше всяких похвал. Я сразу побежал читать всё, что писал этот человек.
Понимаю, аниме на хайпе, многие реально думают, что вся фишка в том, что Денджи борется за "помацать сыськи, ну понял, ха ха смешно" и на ДТФ в целом любят говном полить то, что популярно так что - советую никого не слушать и идти читать мангу. Она не очень большая, продолжение не сильно связано с первым томом, так что просто берёте и читаете.
Ставь класс если у тебя теперь тоже птср во время игры в снежки

Ответить
Развернуть ветку
Galgamet

Бензопила - это не просто хорошая манга. Это в целом отличное, цельное произведение, даже если сравнивать с достойными представителями художественной литератур. Я буквально не могу выделить какие-либо минусы. А способность автора гармонично совмещать абсурд, комедию и трагедию - это просто гениально, среди современных мангак я другого такого таланта не знаю.

Ответить
Развернуть ветку
Emanon

Fire punch просто лютая, впечатлила не меньше CM

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Silfuriel
третьей мангой в жизни
Автор просто гений

ну собственно это многое и говорит о том почему у этой манги есть хоть какая-то фанбаза

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
кум кумич

Для Дендзи, есть только одна эффективная манипуляция:

Ответить
Развернуть ветку
Phantom Marauder

Так Дендзи не особо умный что бы придумывать какие сложные манипуляции, дабы его облопощить

Ответить
Развернуть ветку
Катя Крейтор
Автор

Скорее здесь вопрос не интеллекта, а цели, на мой взгляд.
Если Вы читали мангу, то видели, что когда припёрло, он голову таки включил))

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Артем

кринжовые моменты присутствуют в огромном количестве, но сделано добротно... Шото уровня "Богиня благословляет этот прекрасный мир" - где все вот эти похоти и фансервис сделаны ради шутки ради и показать какими жалкими бывают люди

Ответить
Развернуть ветку
just dont

Да нет там в манге ничего кринжового. Обычный боевичок со смазаной развязкой (автор не выдержал масштаба и скатился).

Ответить
Развернуть ветку
ShortyGuy88

А что именно в жанре деконструирует бензопила? Типа автор навалил крови, секса и кишок и тем деконструировал сенен?

Ответить
Развернуть ветку
Семёнъ Сычёвъ

Ну, в самом базовом смысле - и это тоже. Показательная жестокость, да ещё без какой-то нарративной цели, а просто в качестве антуража - табу для современных сёненов. Но самое главное - он деконструировал классический сёненный посыл о дружбе, товарищах и мотивации к достижению цели. Разобрал его, пересобрал с конца и извратил по максимуму. Самоценность дружбы по Фуджимото - нулевая, это лишь инструмент для комфорта/манипуляции. Высшая цель и упорная работа - это для антагонистов и сайдкиков, ГГ такое вообще чуждо. Победа - результат манипуляции, а не честного (со стороны ГГ) противостояния. Да даже банальные отношения с накама - болезненные и вынужденные. В классических сёненах ты таких элементов не найдёшь.

Ответить
Развернуть ветку
27 комментариев
AngerMob

1. Где там прям секс?
2. Кишок и крови прям нет нигде? Вон вполне хайповая магическая битва вполне "жестокая" и без деконструкции.
3. Деконструкция примитивным гг как минимум, с супер простой мотивацией, без спасения друзей, деревни, мира. Звучит банально но найти такое на самом деле сложно дай мне примеров.
4. Не будь душнилой, то что его многие любят и то что это "деконструкция" не значит что оно обязано понравится всем, в этом на самом деле тоже фишка, что если ты читаешь мангу с джампа, то чего-то похожего на пилу там никогда не было.

Ответить
Развернуть ветку
24 комментария
Galgamet

Гениально-гармоничное совмещение абсурда, трагедии и комедии + отсутствие клише. Ты буквально не можешь предсказать твисты, при этом они абсолютно логично в рамках вселенной произведения. Про лишь кровь, секс и мясо пишут в основном те, кто просто не шарит за художественные произведения, их ценность и т.д. Для многих думать вообще больно, потому и такие поверхностные оценки, хотя и прям сильно глубокого и сложного в Бензопиле ничего нет. Огненный удар был посложнее для восприятия.

Ответить
Развернуть ветку
29 комментариев
NIO
автор навалил крови, секса и кишок и тем деконструировал сенен

База.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Scorn

Привет. Прочёл все главы бензопилы, которые успели выйти, и мне кажется Аки не любовь к Макиме испытывает, а скорее уважение к её силе.

P.S. Пересматривал недавно аниме Just because и вспомнились твои разборы. В нём есть проблемы с бюджетом, но, мне кажется, там удалось выстроить приятную реалистичную атмосферу, которую не часто в аниме встретишь.

Ответить
Развернуть ветку
Pu Ro

Автор будто изначально обозначил любовь для конфликта с ГГ, потом забыл об этом и упомянул перед самой развязкой. Не особо нужная линия оказалась по итогу.

Ответить
Развернуть ветку
Катя Крейтор
Автор

Согласна, его чувства по-разному можно трактовать. Но у меня всё же возникло ощущение, что влюблённость есть. По крайней мере, одно другое не исключает)

Ответить
Развернуть ветку
Ирвин Алебарда

Можно узнать, откуда взялось словосочетание "рефлексивная перспектива" и производные классификации?

Ответить
Развернуть ветку
Катя Крейтор
Автор

Это понятия из полинарратианого подхода в психотерапии, в котором я работаю. Юлия Евгеньевна Зайцева - доцент кафедры общей психологии СПбГУ - основатель этого подхода. И моя наставница. Теоретические разработки мы ведём в рамках нашей лаборатории. Научные статьи Юлии Евгеньевны можно почитать в сети)

Рефлексивная перспектива - термин, который появился из теории психолога Дэна МакАдамса, где он рассматривал 3 уровня рефлексии: актёрскую, агентскую и авторскую. Последняя статья на эту тему у него от 2013 года, кажется.

Ответить
Развернуть ветку
Ankazone

"Объясняю поведение Дэндзи и Аки с точки зрения практикующего психолога и нарратолога." Но главное что автор анимешник. так то точка зрения не учитывается xD

Ответить
Развернуть ветку
Глеб Чубик

Крайне поверхностно без спойлеров получилось, стоило бы в конкретику удариться ЯЩИТАЮ

Ответить
Развернуть ветку
Катя Крейтор
Автор

Да, очень не хотелось спойлерить) спасибо за обратную связь))

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
SimpSlayer

Спасибо, за урок по манипулированию, обязательно применю все усвоенные знания на практике)

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Сорокина

Интересная статья. Я тут подумала, получается Макима тоже управляет Аки посредством подкупа. Обещает ему, что тот убьет демона огнестрельное оружие, если Аки сработается с демоном ангелом и т.д

Ответить
Развернуть ветку
Катя Крейтор
Автор

Здесь скорее обман)

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Сорокина

Интересная статья. Я тут подумала, получается Макима тоже управляет Аки посредством подкупа? Она ведь обещает ему, что он убьет демона огнестрельное оружие, если тот сработается с демоном ангелом и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Paul Stillman

А в итоге оказалось, что ей все эти ухищрения и не нужны, она всегда могла просто приказать.

Ответить
Развернуть ветку
Грустный Пакетик

Макима, иди на хуй!

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 246 комментариев
null