Что не так с аниме ужасами? Кратко о жанре аниме хоррора

Ужасы – это жанр парадоксов. Почему то, что заставляет нас испытывать страх, отвращение и трепет, одновременно так привлекает? Почему жанр, который окрестили проходным и простым для понимания на самом деле один из самых сложных в исполнении? В этом видео я расскажу о жанре ужаса в аниме и манге, колорите японского хоррора и отвечу на вопрос, из-а чего так мало аниме в жанре ужасы.

Почему нам нравится смотреть фильмы ужасов? На самом деле всё просто – это, прежде всего, аттракцион эмоций, при чём таких эмоций, которые в нашей повседневной жизни случаются редко. Этим нас и подкупают хорроры. Мы как бы ходим по лезвию ножа, помещаем наш мозг в ситуации, опасные для жизни, но в то же время создаём некий блок, который напоминает нам, что с нами всё хорошо и нам, как зрителю ничего не угрожает.

Что не так с аниме ужасами? Кратко о жанре аниме хоррора

В таком случае как можно напугать историей, если сразу известно, что всё происходящее в фильме – ложь? На самом деле крайне просто – нужно создать героя, для которого всё это напротив – чистая правда. Эмпатия – коварная штука, когда персонаж испытывает страх, зритель, тоже представляя в голове какого ему – тоже невольно, пусть и меньшей степени его чувствует.

Например, что пугает тебя сильнее всего? Тихий шепот из соседней комнаты в абсолютно пустой квартире, инфекция, способная погубить человечество, безумец, желающий тебя убить, или быть может боязнь самому потерять свой рассудок?

Для каждого свои триггеры, однако те или иные ситуации часто перекликаются в головах многих зрителей. Наши повседневные страхи находят отражения в фильмах ужасов, и зачастую, они склонны меняться по ходу нашей жизни и по ходу развития человечества в целом.

Что не так с аниме ужасами? Кратко о жанре аниме хоррора

Давайте поговорим об этом на примере японской культуры.

Например, ни для кого не секрет, что японская анимация и кинематограф переполнены гигантизмом. Все эти огромные монстры – кайдзю, и самый известный из них Годзилла, который популяризировал этот жанр, пошли из-за страха ядерных атак. Как мы все с вами знаем Япония - это единственная страна, которая подвергалась ядерной атаке. И само собой эти события оставили огромный след в сознании целой страны. А Годзилла, в фильмах, появился именно из-за последствий радиации, после применения ядерного оружия.

Получается, что ужас этого персонажа кроется в одном из главных страхов целой нации.

Различия во взглядах возникает даже в выборе мест действий ужасов, не редки случаи, когда события японских хорроров происходят в заброшенных деревнях, и на это тоже есть своя причина. Заброшенные деревни – это тоже больная тема для японцев. В период урбанизации часть людей переезжали в город, оставляя дома пустыми. Оставшиеся селяне жили не сладко: бедность, кризисы, криминал из-за неимения других способов сводить концы с концами. Всё это породило большое количество деревней-призраков.

Таким образом страхи создаются из переживаний по поводу проблем из нашей обычной жизни, а авторы лишь придают им более конкретную, форму, гипертрофируемую обёртку, если пожелаете.

Как пример, можно взять мангу «Долгий сон» из сборника японского короля ужасов – Дзюндзи Ито. В ней нет привычного нам злодея или монстра. Героя и читателя в данном произведении в ужас подвергают сновидения.

К известному нейрохирургу, поступает пациент, который жалуется на всё более и более длительные сны. С каждой ночью воспринимаемая продолжительность снов Мукоды постепенно увеличивается до нескольких месяцев, лет, десятилетий, а затем и до столетий. Сны Мукоды столь продолжительны, что после каждого пробуждения он начинает страдать от всё более сильной амнезии, забывая кто он.

Что не так с аниме ужасами? Кратко о жанре аниме хоррора

Представьте сами, засыпая вы за время сна проживаете жизнь, где вы – другой человек, у вас другая жизнь, другая семья и другие заботы. А после вы просыпаетесь, понимая, что это был всего лишь сон. Наверное, каждый из нас испытывал такие чувства, а теперь представьте насколько всё ощущается сильнее и болезненнее, если вы буквально проживаете эту жизнь во сне, не отдельные обрывки, а день за днём, от младенчества – до старости. И таких жизней может быть несколько, и всё они заканчиваются, вы заканчиваетесь. Это сродни с тем, что вы будете видеть свою смерть, раз за разом, терять всё, что у вас есть, при этом осознавая, что это и реальностью то никогда не было.

Это пример подтверждает ещё одно высказывание - отличием японских ужасов от американских стала явная черта, где запад – скорее боится физических увечий, а японцы – ментальных. Разбираться с тем, как работает страх, находить подход, помещать маленькие триггеры, которые как паутина опутывают зрителя, помещая его на место жертвы – это то, с чем отлично справляются японские ужасы.

Но есть и ещё одна сильная сторона, то, в чём японцы превзошли, пожалуй, всех. Это умение вызвать отвращение, в хорошем смысле этого выражения. Серьёзно они настоящие мастера изобразить что-то противное, пугающее, мерзкое и от того, такое завораживающее.

И что, если не манга «нечто» отлично демонстрирует все эти характеристики. Я не буду сильно растекаться мыслью по древу и скажу, что завязка этой манги заключается в том, что в один миг жизнь человечества навсегда изменилась, ведь огромные и не очень твари с нескончаемым количеством конечностей объявляют себя новой вершиной пищевой цепочки. Они крушат города и охотятся за каждым выжившим. В этой манге много недостатков: клишированный рваный сюжет, полный дыр, бесконечные твисты, которые утомляют тебя к финалу, но на всё это закрываешь глаза, ведь произведение вполне справляется со своей задачей, оно рассказывает о катастрофе, где человечество вынуждено противостоять безумным тварям. От произведения веет атмосферой Войны миров или Скайлайна, так что я уверен, что на неё найдётся свой читатель.

В качестве ещё одного примера я снова возьму одну небольшую историю Дзюндзи ито – Город без улиц. И снова, в этом произведении автор делает акцент на нетипичной вещи. Главная героиня – молодая девушка, которая страдает от того, что её же родственники постоянно за ней наблюдают, доходит до того, что они проделывают отверстия в стенах её комнаты, чтобы следить за ней. Под таким давлением она не может спокойно существовать, и она принимает решение переехать к своей тёте. Однако на пути к ней, девушка натыкается на странный район, где всё состоит из сплошных тупиков, а окружающие её люди всё чаще и чаще начинают носить маски. Девушка теряется, пока один из загадочных людей в масках не предлагает ей свою помощь.

В это же время девушка узнает, что это место называется городом без улиц. И тут не существует понятия личного пространства, все вольны делать что пожелают и ходить там, где пожелают. Твой дом – больше не твоя крепость. Дойдя до своей тёти, она обнаруживает её совершенно голой посреди открытого дома, где за ней постоянно наблюдают. Она объясняет это тем, что нет никакого смысла пытаться что-то скрывать в подобном месте, ведь всё всё равно станет явным. И вы только вдумайтесь, мир, где все лишены каких-то моральных обязательств, скрывающиеся под масками и вольные делать что вздумается, при этом делать на всеобщее обозрение, ведь и укрываться в городе без улиц тебе абсолютно негде. Да когда я читал это, мне было настолько не по себе, так неуютно, что хотелось вжаться куда-то в угол. Вот какой хоррор я уважаю, и вот почему жанр на самом деле далеко не простой.

Ну и конечно, как мы можем упустить поджанр японских треш-хорроров. Довольно ярким его примером стала манга «Человечество на закуску»

В ней, нас знакомят с главным героем, который по несчастливой случайности оказывается в числе похищенных неизвестными на странное предприятие. Это предприятий занимается буквально разведением человечества, чтобы в дальнейшем скормить их непонятным тварям. Эта человеческая ферма не брезгает всеми методами: они откармливают людей непонятной субстанцией, о которой люди крайне быстро набирают вес и перестают осознавать, что происходит вокруг, буквально становясь бездумным скотом, который ест, чтобы быть съеденным. Не стесняются они и приумножать свою ферму не только похищениями, но и размножением корма, давая людям определённый гормоны, которые усиливают желание размножаться, а заодно модифицируя тела, чтобы потомства было как можно больше, и оно было здоровым. Разумеется, вся эта перспектива героя не устраивает, и он на пару такими же ещё разумными людьми пытается устроить побег и разобраться с тем, что же творится вокруг.

Что не так с аниме ужасами? Кратко о жанре аниме хоррора

Ещё раз делаю акцент – это треш-хоррор манга, поэтому если вы не любитель подобного жанра – вы скорее всего просто устанете плеваться от нелогичности происходящего, однако для ценителей – это весьма крепкая работа с интересной завязкой и неплохим развитием истории, не без косяков, но в рамках дозволенного.

А также работы, достойные упоминания, в их числе:

«Я и дьявольский блюз», «Убийца Ити», «Уроки крика», «Жестокий хэппи-энд», «Девочка, несущая конец света» а также манхвы «Свинарник», «Ублюдок», «Милый дом», и с натяжкой «Крепость апокалипсиса».

Итак, ну и теперь, когда мы познакомились с некоторыми примерами из манги давайте же посмотрим, что нам готовы предложить аниме адаптации. Само собой, большинству из вас известны такие произведения, как «Идеальная грусть», «Когда плачут цикады», «Иная», «Коллекция Дзюдзи Ито», «Усопшие», по последнему у меня, кстати, есть видео. Поэтому давайте постараемся углубиться и ознакомиться с чуть менее известными аниме адаптациями.

Итак, первой на очереди будет полнометражная работа «Кошка по имени Лили».

Что не так с аниме ужасами? Кратко о жанре аниме хоррора

Истории про неизвестное инопланетное существо, которое устраивает бойню на космическом корабле далеко не новы, за примерами далеко ходить не надо, и мы видели много подобных работ. Однако, от произведения 1987 года мы каких-то открытий и не ждём. Куда важнее как подана история, и сможет ли старый полный метр завлечь внимания зрителя в наше время. И скажу я вам – вполне. Отличным решением стало сконцентрировать внимание зрителя сразу на трёх сюжетных линиях, о который я расскажу вскользь, чтобы не испортить впечатление от дальнейшего просмотра.

Итак, в данном произведении исследовательская группа от научной корпорации отправляется на недавно открытую планету для сбора образцов в целях дальнейшего исследования. С ними присутствует сопроводительная группа, которая отвечает за транспортировку. Погружаясь в сон, с помощью капсул, дабы преодолеть огромное расстояния наши герои засыпают на 20 лет. А проснувшись сталкиваются с первой проблемой, оказывается, в их числе есть двое фальшивых учёных, которые подделали документы и пробрались на корабль незаконно. Поскольку корпорация огромная и имеет филиалы по всему миру её члены не знакомы между собой. Предположительно – эти люди, так называемые Беглецы во времени. Поскольку за время их путешествия проходит 40 лет, попав на такую экспедицию они смогут избавиться от своего прошлого и построить новую жизнь среди нового общества.

Что не так с аниме ужасами? Кратко о жанре аниме хоррора

Но это не единственная опасность, которая поджидает героев. В это же время обнаруживается, что на корабль каким-то образом попали опасные бактерии, от которых экипаж начинает помирать один за другим. Не меньшей проблемой становится то, что эти бактерии начинают подвергать коррозии весь корабль, но дабы не спойлерить я не буду углубляться в сюжет.

Не буду раскрывать я вам и третью сюжетную линию, дабы вы смогли сами ознакомиться с произведением.

Фильм отлично погружает нас в свою атмосферу и не даёт заскучать ни минуты, из-за обилия проблем мы всегда вовлечены с сюжет, а наличие сразу нескольких опасностей для экипажа не позволяет нам сразу предугадать всё, что будет происходить в картине. Прямо до ужаса пугающих моментов в фильме нет. Однако, он отлично справляется с выбранным автором настроем и заставляет тебя и порассуждать в детективной ветке, и напрячься от мрачной фантастики, и ощутить страхи и опасения касательно пугающего и неизведанного космоса.

Переходим дальше и поговорим о произведении «Город чудищ» опять же 1987 года. Это произведение – одна из визитных карточек Ёсиаки Кавадзири, короля ОВЫ, а также автор таких работ, как Охотник на Вампиров Ди и Манускрипт ниндзя.

Что не так с аниме ужасами? Кратко о жанре аниме хоррора

Город чудищ – это великолепная работа старой школы. Были времена, когда авторы умело совмещали хороший экшн, превосходную атмосферу нуара, а также не стеснялись добавлять в работы элементы боди-хоррора и уместно вписанные эротические сцены. Работа рассказывает о двух агентах организации по поддержанию перемирия между миром людей и, так называемом Чёрном измерении – мире демонов. Отчасти веет вайбом Людей в чёрном, но настроение фильма слегка другое. Всё-таки у нас тут нуарное произведение, которое должно производить на нас впечатление отличными планами, музыкой, картинкой и атмосферой. И успешно с этим справляется, в наши годы картина всё так же отлично воспринимается, устраивая до ужаса красивый аттракцион в пурпурно-синих цветах и атмосферой бесконечной ночи. Что касаемо ужаса – то тут нас ждут неплохие боди-хоррор сцены и креативная демонстрация вызывающих демониц. И так уместно это всё вписано, все эти жуткие, но такие желанные монстры. Ужас, граничащий с похотью – влечение к отвратительному, это то, за что мы любим японские ужасы

Ну и для ярых ценителей самого настоящего треш-хоррора представляю вам цирк уродов господина Араши.

Что не так с аниме ужасами? Кратко о жанре аниме хоррора

Это произведение известно тем, что запрещено практически во всех странах и на то есть очевидные причины. Сюжет повествует о маленькой девочке посреди жёсткого, холодного мира. Её отец уходит из семьи, а мать проживает остатки дней прикованной к постели. Девочка пытается обеспечить себя, продавая цветы. Так происходит до тех пор, пока она не встречает, на первый взгляд, услужливого господина, который проявляет беспокойство о судьбе девочки и предлагает ей лучшую жизнь. Вернувшись домой, девушка обнаруживает мать мертвой, и не зная, что ей делать отправляется к любезному господину. Но выясняется, что он владелец мало успешного цирка уродцев.

Девушка попадает в условия близкие к рабству, члены труппы издеваются над ней. А также она становится жертвой регулярных побоев и сексуального насилия. Аниме переполнено ужасами взрослого мира, в который из-за несчастных обстоятельств попадает героиня. Огромное количество насилия, отвратительные образы персонажей, поражающий сюрреализм и неподдельная жестокость поделил зрителей произведения на две группы - одни называют его - лишенным смысла бредом сумасшедшего, воспевающее жестокость ради жестокости. Вторые же, к которым отношу себя и я, признают тяжесть картины, но не обесценивают труды автора, трезво понимая и принимая его посыл.

Рекомендовать к просмотру данное аниме у меня язык не повернется, однако кто я такой, чтобы что-то вам доказывать и запрещать

Как вы можете заметить практически все произведения, о которые я упоминал - это полнометражные фильмы. И это, на мой взгляд, является одной из проблем хорроров в аниме. Попробуйте сам вспомнить сколько самостоятельных полнометражных работ вы за последнее время вы можете вспомнить? А если вычесть работы Макото Синкая? Вообще единицы, а уж тем более сколько работ останется если убрать жанр повседневности и романтики?

Что не так с аниме ужасами? Кратко о жанре аниме хоррора

Вот и получается один простой вывод, студиям попросту не выгодно делать полнометражные хорроры сейчас, они просто коммерчески не слишком успешные, и трудно монетизировать, у них не будет орды фанатов, вряд ли люди побегут скупать мерч и фигурки, а это вообще то не такая и малая часть дохода в индустрии. Делать хорроры сейчас - большой риск провалиться коммерчески, и это я не говорю о сложности производства фильма, потому что на протяжении всего этого ролика я показывал вам, что не так-то и просто сделать хорошую работу в жанре ужасы, чтобы ее не окрестили проходняком. Но, почему же я говорю только о полных метрах, есть же примеры и сериалов, я же сам их называл...

А тут ситуация усложняется ещё в разы, крайне сложно эксплуатировать идею ужаса даже на формат фильма, а реализовать интересную задумку на целую сериальную адаптацию, и поддерживать к ней интерес, не скатившись в тупое рубилово или же занудную псевдофилосовщину ещё сложнее. Вот и получается, что в данный момент заниматься этим особо никому и не надо, индустрия выросла до невероятных масштабов и её поглотила коммерция. Да, сейчас мы ждём целых две экранизации Дзюндзи Ито - это спираль и маньяк. Вот только в этих случаях риски не столь высоки, так как рекламой для адаптаций и подушкой безопасности выступает имя талантливого и известного на весь мир мангаки.

Основная часть японских аниме хорроров снимались в эпоху кризиса индустрии, когда авторы работали скорее ради идеи, нежели чем наживы. Именно поэтому этот период запомнился огромным количеством культовых работ. Авторы не стеснялись экспериментировать, у них было что сказать, и они были голодны до того, чтобы донести свое виденье зрителям. Сейчас, к сожалению, не так. И именно поэтому нам приходится довольствоваться, в основном, старыми крутым работами в этом жанре.

Ну и что, всё настолько плохо? Да нет, сейчас мы тоже нередко видим произведения с элементами ужасов. Новая тенденция, где авторы не концентрируются на исключительно одном жанре позволяют нам посмотреть на работы, которые пусть и не чистые хорорры, но отлично вписывают их элементы в свои сюжеты, например, такие работы как Охота на призраков, Неверлэнд, Мононокэ, Из нового света и многие другие.

Так что у нас всё ещё есть произведения, которые понравятся любителям этого жанра, и я, лишь надеюсь, что хороших работ для ценителей ужаса будет всё больше и больше.

5858
10 комментариев

Из более менее современного могу отметить "Мононоке" 2007 года и "Девочка которая видит". Вещи максимально разные, но, мне кажется, что они максимально хорошо дают представление о хорроре в аниме.

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Чёт японская манга и аниме вообще никак не пугают, даже отвращение они вызывают редко. Всё спокойно смотрится и читается. Но теже игры и кино прям в душу заходят и пугают до усрачки.

1
Ответить

ну вот недавно человек сказал мне верно "вот смотришь ты хоррор и понимаешь, что он хороший, все сделано правильно, не примитивно, ты в голове это понимаешь и одобряешь, но при всем при этом самого чувства страха нет, и как будто бы тебе не за что винить произведение, просто это ты такой по разным причинам: врождённая низкая впечатлительность или же насмотренность в жанре, так или иначе" тут вот такая история

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Посмотри первый отряд, ты так напугаешься, что больше в жизни смотреть ничего не будешь(нечем будет) , говорят после просмотра кровь из глаз идёт

1
Ответить

ну как для меня, так я считаю совершенно не важно в какой форме история подана, если сама она держит планку и умело визуализирована/рассказана. На самом деле для стиля аниме можно неплохо так показать моменты, от которых не по себе становится

Ответить