Как обрести гармонию в себе? Обзор на аниме «Пожиратель душ»

Здоровая душа означает здоровый дух в здоровом теле

Soul Eater
Как обрести гармонию в себе? Обзор на аниме «Пожиратель душ»

Студия-автор: Bones

Оригинальное название: Soul Eater

Тип: 51 ТВ серий по 23 минуты

Жанр: Сёнен, экшен, комедия, фэнтези, сверхъестественное

Года выхода: 2008-2009

Предисловие

Мрачная атмосфера, кроваво улыбающийся месяц, хохочущее солнце, какой-то чел в халате с болтом в голове, чёрное пятно с черепом вместо лица, которого все называют Богом смерти, стеклянные поверхности в качестве видеосвязи, угловатые персонажи превращающиеся в косы, сабли, сюрикены, пистолеты и винтовки... Приблизительно такой калейдоскоп образов запомнился мне из детства, после того, как я один раз листал каналы по телевизору и наткнулся на украинский канал QTV. Но по какой-то причине ни одной серии целиком я тогда не посмотрел. То ли из-за того, что в это же время по другому каналу шло что-то интереснее, то ли из-за того, что я был довольно пугливым ребёнком - не знаю.

Четыре года назад, после небольших поисков я всё-таки узнал название сего безумия. И вот, преисполненный радостью, в экзальтированном предвкушении решил наконец-то соприкоснуться к этому мимолётному, но такому яркому воспоминанию из детства… а потом дропнул его после одиннадцатой серии.

Как так? Почему? Зачем? На днях я решил это выяснить, наконец-то посмотрел целиком и готов рассказать стоило ли это того.

В начале была манга

Знакомьтесь, Ацуси Окубо — мангака, наиболее известный как автор манг «Пожиратель Душ» (2003-2013), приквела-спин-оффа к ней — «Пожиратель Душ: Класс НОТ» (2011-2014), а также недавно заимевшей аниме-адаптацию «Пламенная бригада пожарных» (2015-2022).

Экранизировать аниме взялся Такуя Игараси, который до этого работал над несколькими аниме в жанре махо-сёдзё, в частности режиссировал эпизоды в адаптациях «Красавица-воин Сейлор Мун». Сейчас же известен как режиссер франшизы «Великий из бродячих псов».

Из-за того, что в какой-то момент выход адаптации догнал мангу, было решено закончить её оригинальной концовкой, как в своей время было с первыми адаптациями «Стального Алхимика» и «Шаман Кинг». Поэтому формально история в аниме закончена, только начиная с 36 эпизода она ничего общего с первоисточником не имеет. Так как мангу я не читал, речь пойдёт только об экранизации.

Что там по сюжету?

Погрузивший мир в пучину страха, поглотивший людей вихрем безумия, явился тот, кто уничтожил практически все — Кишин. И дабы предотвратить его возрождение, Синигами создал академию для тренировки оружия и тех, кто ими повелевает.

Три команды, каждая из которых состоит из повелителя оружия и его напарника, способного перевоплощаться в одушевлённое оружие, соревнуются с целью быстрее остальных сделать «Косу смерти». «Коса смерти» — это высший титул для оружия, и ставшее ею оружие будет служить самому Синигами. Для её создания команда должна собрать 99 душ падших людей и одну душу ведьмы.

По крайней мере так заявляет синопсис. В действительности «цель» создания Косы смерти отходит на задний план уже после пролога и служит лишь условным спусковым крючком для запуска истории, о котором нам лишь время от времени напоминают. Всё по канонам жанра сёнен. Хокаге ведь уже есть, Король Пиратов, Король Магов и Король Шаманов тоже имеются, пусть у нас Коса смерти тогда будет. Со временем мы узнаём, что таких кос у Синигами уже восемь штук, все они спокойно себе живут собственной жизнью, вызывают их лишь в крайних случаях, а в финальном сражении берёт участие вообще лишь одна из них.

Что это за мир такой?

А вот это самое интересное. «Soul Eater» смешивает различные мировые культуры, макабрическую и готическую атмосферу фильмов Тима Бёртона с художественным стилем вселенной Gorillaz. В этом мире умело объединяется множество отсылок к литературе, мифологии, музыке и поп-культуре. Серии дают нам свои собственные интерпретации многих известных личностей и персонажей истории.

Сам Асуци Окубо в интервью признавался, что при создании манги он черпал вдохновения из фильмов Бёртона, а на его манеру повествования и дизайн персонажей повлияла любовь к кино, а именно к работам Дэвида Линча и фильмов ужасов в целом. Но при этом мир «Soul Eater» сам по себе не предстает чем-то страшным, любовь к ужасам тут проявляется лишь в визуальной эстетике и образах, что обеспечило сериалу вечное место в различных подборках аниме для просмотра в Хэллоуин.

Как обрести гармонию в себе? Обзор на аниме «Пожиратель душ»

Но насколько мир «Пожирателя душ» далек от японских традиций, настолько же юмор в нём воплощение всего того, что принято считать типичным анимешным юмором. У каждого из персонажей есть какая-нибудь одна отличительная черта вокруг которой строятся все шутки. Ну и конечно же: гиперболизированные эмоции, кривляния, кровь из носа при виде женской груди, подзатыльники в моментах когда персонаж делает что-то глупое, панцушоты и прочий инструментарий японской комедии, всего этого здесь сполна. Плохо это или хорошо, тут уже решает каждый сам для себя. Лично меня в первых сериях это изрядно раздражало, но со временем к этому привыкаешь и воспринимаешь как неотделимую, имманентную черту большинства местных персонажей и начинаешь относиться к этому как к умилительным ссорам детей в песочнице. Благо в нужных моментах авторам всё же удаётся удерживать серьёзный тон, благодаря чему персонажи не скатываются полностью в плоские комик релифы, как может показаться сначала.

А что, собственно, по персонажам?

На главных ролях у нас тут целых семь персонажей, три команды состоящие из повелителя и оружия.

Мака Албарн — дочь действующего Косы смерти и дамского угодника - Спирита Албарна. Очень серьёзна, старательна и строга, но в то же время добра и общительна. С малых лет Мака видела и понимала, что отец изменял её матери, до сих пор помнит каждый случай обмана, в результате чего у девочки развилась неприязнь к отцу и мужчинам вообще. После развода родителей Мака пообещала, что, подобно маме, тоже создаст косу смерти, которая будет сильнее даже её отца.

В напарниках у неё умеющий превращаться в косу Соул Итер Эванс — не самый прилежный ученик, вспыльчив и эмоционален. Добивается победы любым путём, пусть даже и не самым честным. В отличие от партнёра, у Соула нет чётко обозначенной цели — он просто хочет стать «самым крутым». В начале кажется гоповатым молодым человеком, но со временем оказывается крутым персонажем и на пару с Макой имеет лучшие личные арки среди главных героев.

Блэк Стар — самоуверенный и эгоцентричный, считающий себя круче всех, последний представитель порицаемого всеми клана ниндзя-наёмников. Клан был полностью вырезан мастерами Академии, а Блэк Стар был взят Академий на воспитание. В любом другом аниме он бы являлся главным героем, который, вероятно, добился бы больших успехов после большого количества превозмоганий. Здесь же выполняет роль пародийной карикатуры на типичного сёнэн-протагониста.

В напарницах у него полная противоположная по характеру Цубаки Накацукаса — скромная и добродушная представительница древнего рода оружий. В отличие от других персонажей способна превращаться не в одно оружие, а сразу в целый инвентарь ниндзя: от сюрикенов и кусаригамы до катаны и дымовых бомб. В первых сериях имеет небольшую личную арку, после этого автор решил, что этого ей будет достаточно, поэтому большую часть тайтла она существует лишь как дополнение к Блэк Стару. Динамику между ними можно описать как: если бы Хината была в одной команде с Наруто, но при этом Хината в Наруто не влюблена.

Дэс Кид — сын Синигами, избалованный, одаренный и сдержанный, но при этом впадающий в панику каждый раз, при виде чего-то асимметрического. По сути дела, ему не нужно становиться повелителем, так как он наделён силой Синигами от рождения, но он всё равно вступает в академию и пытается выяснить какие секреты скрывает его отец. Из-за помешанности на симметрии у него сразу две напарницы, парные пистолеты — сестры Томпсон.

Лиз Томпсон — старшая сестра, серьёзно относится к получаемым заданиям, любит драки, хотя изрядно труслива и боится существ из потустороннего мира.

Патти Томпсон — наивна и оптимистична, реагирует на всё исключительно в положительном ключе, но в пиковых ситуациях может быть суровой, на что сказывается криминальное прошлое сестёр.

Воплощение главной идеи через форму

Структурно сериал можно разделить на две части: первые семнадцать серий и то, что после них.

Первая половина представляет собой набор вертикальных сюжетов с монстром недели. Типичная фабула: двум-трём из главных героев поручают выполнение какого-нибудь задания, они идут его выполнять и сражаются с антагонистом серии. Главная цель этой части сериала раскрыть главных героев и познакомить с антагонистами и остальными персонажами, которые сыграют свою ключевую роль во второй части.

Начиная с восемнадцатой серии, когда все оружия повешены на свои стены, повелителям остаётся лишь начать из них стрелять. И именно с этого момента начинается целостный горизонтальный сюжет со связанными друг с другом сериями.

Ситком в фэнтезийном сеттинге или целостная история?

Вот в этом заключается главный камень преткновения. Это именно то, что многих вначале может отпугнуть, и это именно то, из-за чего я при первом просмотре не дошёл дальше одиннадцатой серии. Одна из главных поднимаемых тем этого аниме - необходимость баланса и гармонии. Об этом же говорится в наведенной мной вначале цитате, которой начинается каждая серия.

Как обрести гармонию в себе? Обзор на аниме «Пожиратель душ»

И авторы действительно пытаются балансировать между экшн-комедией положений и серьёзной, в некоторой мере даже дидактической историей с глубокими и философскими темами. Не всегда успешно, конечно, из-за чего настроение часто мечется из стороны в сторону, будто не понимая чем оно хочет быть. Но мне искренне хочется верить, что это некое воплощение главной идеи произведения, через форму этого произведения, а не просто следствие неудачно принятых авторских решений.

С телом тайтла разобрались, а что насчёт души?

Как я и говорил, одна из магистральных тем аниме — необходимость и поиск баланса и гармонии. Если рассмотреть главную идею с точки зрения диалектического суждения, где «баланс и гармония» выступает желательным синтезом, то в качестве тезы и антитезы «Пожиратель душ» предлагает нам «страх» и «отвагу».

Препарирование феномена страха идёт красной нитью через всё аниме, но наиболее интересное воплощение они находят в трёх персонажах, поэтому кратко по ним пройдусь.

Хрона — дочь ведьмы, сросшаяся с демоническим оружием Рагнорёком и беспрекословно подчиняющаяся своей матери. Её страх направлен на социум. Из-за того, что с детства подвергалась психологическому насилию со стороны своей матери, которая преследуя свои цели последовательно превращала свою дочь в убийцу — страдает от целого букета психических расстройств.

Знаете, где находится ад? Он в вашей голове.

Хрона

Хроне никогда не приходилось сходиться с другими людьми, поэтому она отдаляется от окружающих, не подпуская к себе никого. Персонаж с рождения боится всего вокруг и очень страдает от одиночества.

Франкен Штайн — один из учителей Академии, бывший Повелитель нынешнего Косы Смерти. Профессор готов ставить эксперименты на всём и всех (включая себя, студентов и вымирающих птичек). Обладает добродушным характером, что, впрочем, не мешает ему быть садистом. Его страх направлен на себя. Из-за своей врождённой одаренности и тяги к познанию, которая часто выходила за рамки морали, всё время находится в попытках найти баланс в себе и не сойти с ума окончательно. Не единожды признается, что страх себя - единственное, что сдерживает его психопатические порывы.

— Пока я рос и жаждал силы, я становился все более безумным. Но знаешь, что меня остановило?

— Страх.

— Да, я испугался того, кем я мог стать в итоге, хоть и считал всегда, что пока мне весело — все отлично! Поэтому я нуждаюсь не в приказах самодовольного короля, а в приказах Бога, не имеющего личных интересов.

И главный антагонист, тот, из-за кого была создана Оружейная Академия — Кишин Асура. Хотя и обладает неимоверной силой, его патологический и необоснованный страх не имеет одного объекта направленности, поэтому направлен на весь мир.

<i>Кишин Асура</i><br />
Кишин Асура

Входил в число «Восьмёрки сильнейших воинов» Бога Смерти, среди которых был сильнейшим. Но из-за страха, пытаясь стать сильнее всех в мире и таким образом нивелировать его, начал пожирать человеческие души, а также поглотил своё оружие и трёх воинов из «Восьмёрки сильнейших». В результате всего этого стал практически бессмертным и обезумел окончательно.

Страх лежит в основе всего: провалов, неудач, зависти, преступлений, предательства и, конечно, поражений. Раздражение и запугивание — это страх. Нетерпение и ярость, они тоже рождены страхом. То, что ты сейчас чувствуешь, тоже страх. Боль — это самая примитивная и грубая его форма.

Кишин Асура

Каждый из этих персонажей имеет законченную арку связанную со своим собственным страхом. Кто-то находит способ бороться, кто-то принимает его как неотделимую часть себя, а кто-то оказывается слабее этого непосильного груза.

Что насчёт концовки?

Концовку аниме по праву можно охарактеризовать как «приторно-идеалистическая», из-за чего многие посмотревшие остались недовольны. Но я считаю, что она достаточно хорошо работает на закрепление основных идей всего аниме и ставит точку в той истории, условности которой мы за 51 эпизод успеваем принять.

— Ну что еще?! Хоть ты и собрала всю свою отвагу, она не сделала удар сильнее!
— Ты прав. В ней нет ничего особенного. И поэтому, она есть у каждого.
— Вот оно как... Тогда она то же, что и безумие.

Финальная битва<br />
Финальная битва

Визуальное исполнение и музыка

Визуальная составляющая тайтла - это то, к чему у меня вообще нет никаких претензий. Начиная от запоминающихся дизайнов персонажей и мира в целом, до хорошо поставленных боёв, которые даже спустя пятнадцать лет смотрятся эффектно.

Первый опенинг
Второй опенинг

Звукорежиссёром выступил Кадзухиро Вакабаяси, известный работами над «Моб Психо 100» , «Великий из бродячих псов», «Призрак в доспехах» и другими аниме. Саундтреки внутри серий успешно выполняют все функции, что от них требуются, подчёркивая необходимые эмоции и создавая нужное настроение.

Четвёртый эндинг

В аниме на 51 эпизод два опенинга и четыре эндинга, которые тоже выполнены на достойном уровне и которые не хочется перематывать.

Итоги

Нахожу достаточно ироничным, что сериал про душу привлекает к себе внимание в первую очередь за счёт своего внешнего вида. Из-за чего людей слышавших о «Пожирателе Душ», найти намного легче, чем людей, которые его смотрели. Однако я дал ему шанс и ни разу не жалею об этом.

Аниме с яркой и сказочной обложкой снаружи, но с попытками пролить свет на тёмные уголки человеческой души внутри? Наполненный фансервисом тайтл, не понимающий чем он хочет казаться? Просто неплохой сёнэн пятнадцатилетней давности? Аниме удаётся быть всем этим сразу. «Пожирателю душ» получается держать баланс и он настоятельно хочет научить этому вас.

124124
73 комментария

Моя легенда началась в XII веке. Хочешь услышать мою эпическую историю?
Дурачье!
Мое утро начинается с чашки кофе. Нет ничего лучше, чем ароматный зеленый чай по утру. Именно! Мое утро начинается с чашки кофе.
Это случилось, когда я был еще молод. В городах было тихо. Люди отчаялись и потеряли надежду. Они просто жили, не имея цели. Я не был исключением. Именно! Я начал смотреть семичасовые новости каждый день.
Правило 58 из 1000: Нельзя говорить, когда я напеваю! Это очень важный момент!

44
Ответить

Эскалибур хорош)

8
Ответить
2
Ответить

В посте слишком мало кадров с топ вайфу. Не порядок...

10
Ответить
5
Ответить

глава школы смерть классный. чисто такой на гуд вайбе с детишками.
а потом как пизданет, мало не покажется.

7
Ответить

Соул итер навсегда в сердечке, жаль нету продолжение. А аниме про пожарных меня во времена когда я смотрел соул итер. Жду продолжения

5
Ответить