Re:Zero. Начнем заново?

Очень неоднозначный поток мыслей про очень неоднозначный аниме сериал.

Re:Zero. Начнем заново?

Привет! Сразу хочу предупредить, что в тексте присутствуют спойлеры к сериалу и многочисленные ямы от глубокого копания, а предмет обсуждения способен вызывать жжение и зуд в определенных местах. Читать на свой страх и риск.

Если вы хоть немного заинтересованы в игровой индустрии, то наверняка знаете, что недавно произошла великая война вокруг The Last of Us: Part II. Критики её обожествляют, простой народ толпами ставит в гневе нули на метакритике. Каждый раз, когда на свет появляется произведение, которое в своей неоднозначности порождает информационное цунами, мало кто остается в стороне. И вот в свете выхода второго сезона я решил вспомнить, как нечто подобное происходило с аниме сериалом Re:Zero kara Hajimeru Isekai Seikatsu.

Вернемся ненадолго в 2016 год. Тогда с выходом экранизации ранобэ Таппэя Нагацуки аниме сообщество так же разделилось во мнениях. Рядовые зрители сразу подхватили хорошо поставленный сериал, который выбивает устоявшиеся шаблоны и дает непривычный взгляд на классическое фэнтези-приключение в ином мире, а косплееры и художники вдобавок к этому еще и усилили влияние тайтла в сети яркими запоминающимися образами таких персонажей, как рыцарь Феликс или горничные-демоны Рам и Рем.

Maolyn (DevianArt)
Maolyn (DevianArt)

Огромная волна популярности конечно же не могла не вызвать негативный эффект со стороны более искушенных зрителей, которые своим опытом начинали яро доказывать, что чуда не произошло, мы не получили новую классику на века, а сериал — лишь популярная жвачка образца Sword Art Online, не достойная такого внимания. В итоге образовался эффект Nickelback, и поднимать тему Re:Zero в сообществе стало попросту неприлично — все разговоры заканчивались ужасными, ни к чему не приводящими спорами.

Но вот прошло 4 года. Пыль осела на поле брани, и теперь уже можно адекватно взглянуть на сериал свежим взглядом (благо, зимой как раз вышла режиссерская версия со слегка улучшенными сценами) и оценить, что привело его к такой двойственной популярности. Большая часть материала, конечно же, будет посвящена главному плюсу и в то же время главному минусу аниме — Нацуки Субару.

HaruSabin
HaruSabin

Хороший персонаж — Плохой главный герой

Когда речь заходит о Re:Zero, никогда не обходится без обсуждения этого неудачливого попаданца в спортивном костюме. Он подхватил всеобщую ненависть своими неоднозначными поступками, словами и слабохарактерностью. Субару — совершенно не из того типа героев, которым мы привыкли сопереживать в их приключениях. Но делает ли это его плохо прописанным персонажем?

Забавно, но если вы посмотрите на большинство сюжетных фэнтези, а уж тем более исекаев, то окажется, глубине Субару действительно уделено внимание. Да и это не удивительно, тот самый психодел 13-18 серий отведен конкретно под его рефлексию. Наблюдаемый рост главного героя — одна из требуемых черт хорошей истории. Возьмем того же Стального Алхимика или же Врата Штейна, которые будут даже ближе по смыслу. Мы видим, как герой преодолевает определенные трудности, чтобы исправить свои же ошибки и стать взрослее. Субару проходит по сути то же самое, и автор хорошо его прописывает, но не как обычного главного героя.

Вспомните, мы же любим злодеев, которые могут заставить нас их возненавидеть. И Субару делает так же. И это во многом противоречит стандартной концепции фэнтези в ином мире. Мы привыкли, что подобные произведения служат для нашего эскапизма от современной повседневности (а уж целевая аудитория — японцы — тем более), и поэтому протагонист обязан быть удобным для проецирования читателя. А здесь все, скорее, наоборот.

Re:Zero. Начнем заново?

Нагацуки-сенсей рискнул удариться в реализм и показать совершенно обычного человека, обличая его самые темные стороны в виде зависти, гнева, гордыни и прочего. Только взгляните — заносчивый школьник, изгой общества, который свято верит в то, что он избранный, герой. И недаром, ведь не понаслышке знакомый с фэнтези произведениями отаку сразу смекает, что стал центральным персонажем подобной истории. Параллельно он же умудряется только с третьего! раза догадаться, что возвращается после смерти к точке сохранения. И он же влюбляется в первого же человека (точнее, полуэльфа), проявившего к нему доброту.

Вообще одна из основных идей произведения — разложение человеческой сущности на составляющие, среди которых так или иначе встречаются семь смертных грехов. Автор показывает нам, как в противостоянии им преображается личность. Ну и недаром раз в год от Нагацуки выходили небольшие рассказы «А что, если?», где герой сдавался определенному греху и заканчивал свою историю в совершенно ином ключе.

Поэтому зрителю так тяжело принять главного героя Re:Zero. Да, мы понимаем, что 17-летний школьник и должен так реагировать на разворачивающиеся перед его глазами жестокость, насилие и смерти. Мы понимаем, что обладаем так называемым «зрительским знанием», но все равно без должных точек соприкосновения с персонажем проникнуться им слишком сложно. И в этом один из самых больших проступков сериала — мы следим за Субару далеко не с начала его истории.

Re:Zero. Начнем заново?

Первая сцена первой серии, казалось бы, стремится быть просто нешаблонной — героя не давит автомобиль, не встречает загадочное существо. Он просто переходит дорогу и оказывается посреди фэнтезийного города. Но в этой сцене спрятаны знаки, показывающие нынешнее одиночество Субару. Но вот отчего это одиночество, нам раскрыть не пытаются. У него в телефоне забиты только важные номера, включая родительские, но зритель на протяжении всего сезона не узнает ничего об отношениях юноши с матерью, отцом или другими людьми своего мира. А ведь именно оттуда, как знают читатели ранобэ, и растут ноги той личности, что мы видим в сериале.

Не выкладывая все карты на стол, достаточно лишь сказать, что юноша долго и упорно выстраивал свою жизнь, а затем в один прекрасный момент все рухнуло, и даже самые близкие люди от него отвернулись. А потом покинутый и презираемый окружающими главный герой, будучи морально уничтоженным, попал в место из сказки и даже нашел отдушину в лице девушки, не отвернувшейся от него. Оставалось только сделать то, что парень привык использовать — примерить образ гиперактивного шута для того, чтобы влиться в новое окружение. Или вы думали, все эти странные ужимки и пикап-фразы первых серий взялись из ниоткуда?

Прибавим к этому ранее упомянутый комплекс героя и наглядный синдром белого рыцаря, образовавшийся после встречи с Эмилией, и получим те самые ненавистные в народе эпизоды 12-13, где Субару врывается на собрание королевских кандидатов. А ведь если внимательно следить за персонажем, то предпосылки этого поступка (и всего, что за ним последовало) были видны чуть ли не с самого начала. Просто сюжет не давал возможности показать негативную сторону недугов, охвативших сознание главного героя. А здесь впервые не случилось удачного спасения или сглаживания углов — парень встретился лицом к лицу с миром, которому внезапно на него наплевать, и получил ровно то, что заслужил.

Что интересно, в режиссерской версии героя во время дуэли сделали больше озлобленным, чем жалким. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fmyanimelist.net%2Ffeatured%2F2311%2FWhats_New_in_the_Re_Zero_Directors_Cut&postId=165110" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">https://myanimelist.net/featured/2311/Whats_New_in_the_Re_Zero_Directors_Cut</a>
Что интересно, в режиссерской версии героя во время дуэли сделали больше озлобленным, чем жалким. https://myanimelist.net/featured/2311/Whats_New_in_the_Re_Zero_Directors_Cut

Но зря вы думаете, что букет заболеваний протагониста здесь заканчивается. Мало того, что нам по первости не хватает контекста, чтобы понимать образ мышления Субару, практически сразу в сюжет вмешивается ПТСР. Это сложное расстройство личности, которые мы привыкли наблюдать в тяжелых драмах о солдатах, но никак не в приключениях с магией, эльфами и кошко-девоч…кхм, кошко-мальчиками. Опять же, зритель, знакомый с концепцией возвращения главного героя после смерти или просто во времени (Грань Будущего, Врата Штейна) ожидает увидеть, как персонаж становится хладнокровнее и уверенно начинает пользоваться данной способностью.

В Re:Zero же нам с порога показывают, как каждое столкновение со смертью негативно сказывается на Субару. Вдобавок ко всему протагонист не может сделать то, что обычно положено при психических расстройствах — поговорить с другим. Ему физически запрещено делиться с окружающими. Первобытный ужас и страх не вернуться с того света ни разу его не отпускают, и нас не то что призывают, а буквально заставляют смотреть на ситуацию с такой же точки зрения, что, несомненно, сбивает с толку.

Вместо анализа ошибок и построения планов герой каждый раз реагирует на события эмоционально. И если в арке поместья Росвелла (4-11 эпизоды) это еще кажется уместным, то в дальнейшем даже всего режиссерского таланта Ватанабэ может не хватить, чтобы убедить нас сопереживать той драме лишений и отчаяния, что разворачивается на экране.

Re:Zero. Начнем заново?

Я безумно люблю 15 серию и ее финал с пробирающими до мурашек титрами. Но если до этого момента зритель не смог попасть в голову главного героя (что, как уже упоминалось, очень непросто) и проследить за психологической битвой Субару с Ленью (во всех смыслах), то он, вероятно, спросит — а зачем здесь все это нагнетание и пафос? Ведь произошло все то же, что и раньше — герой облажался.

Именно третья арка отчетливо показывает настоящего Субару во всей красе — без напускной веселости и показушного альтруизма, безумного, жалкого, движимого гневом. (Черт, да он был готов ложкой человека убить! Увы, не в экранизации.) И поэтому ее кульминация в виде знаменитого диалога 18 серии так хороша. Многим, очень многим аниме сериалам не хватает подобного роста персонажа. Не в плане физической силы или магических способностей, но в плане моральной зрелости. А сложив вместе все вышеназванные факторы, уже не так поражаешься, почему главный герой настолько зациклился на Эмилии, которую он поначалу даже не знает. Которую мы не знаем. И почему так упорно игнорирует (до поры до времени, конечно) гораздо более открытую и столь же добрую душу в лице Рем.

18 эпизод еще раз показывает насколько Рем похожа на Субару в своем самобичевании. Этот диалог буквально отражает разговор в финале предыдущей арки. Но вся его смысловая нагрузка для зрителя теряется за кровавой пеленой ненависти после трех слов.
18 эпизод еще раз показывает насколько Рем похожа на Субару в своем самобичевании. Этот диалог буквально отражает разговор в финале предыдущей арки. Но вся его смысловая нагрузка для зрителя теряется за кровавой пеленой ненависти после трех слов.

Успеть за 25 эпизодов

А вот следующий фактор куда более глобальный для аниме индустрии вообще. Нет, речь не о фансервисе, и даже не о дешевизне производства. Re:Zero далеко не дешевый сериал. Даже на момент 2016 прорисовка и анимация были на довольно хорошем уровне, а уж сколько сил было вложено в потрясающий саундтрек от Кэнъитиро Суэхиро и передать нельзя (жаль только, что по прошествии всех этих лет многим запомнился только мемный «Call of the Witch»). В общем качество сериала уже во многом выделяло его среди других обладателей страшного жанрового тега «Исекай». Но в чем же тогда проблема?

Кто-нибудь помнит Альдебарана, стражника Присциллы, лицо которого скрыто под шлемом? Хоть это и третьестепенный персонаж, читатели книг знают, что он гораздо интереснее, чем кажется.
Кто-нибудь помнит Альдебарана, стражника Присциллы, лицо которого скрыто под шлемом? Хоть это и третьестепенный персонаж, читатели книг знают, что он гораздо интереснее, чем кажется.

Нагацуки-сенсей, может быть, и не писатель-фантаст уровня Дэна Симмонса, но о проработке мира и второстепенных персонажей в своем произведении он позаботился. Шутка ли, когда он только начал переписывать свою вэб-новеллу под печатное издание, первый том до редактуры вышел у него аж на тысячу страниц (обычно у ранобэ около двухсот пятидесяти). И многое из этого было потеряно при адаптации.

Поклонники книг про Гарри Поттера поймут ту боль от потери множества элементов произведения в экранизации. Хотя над аниме сериалом работало приличное количество сценаристов (даже сам Нагацуки помогал с адаптацией сценария), но удержать вместе все не смогли. И запихнули в 25 серий 9 томов оригинала, когда приемлемыми считаются 2-3 тома на кур. А ведь изначально эпизодов для сериала планировалось еще меньше.

Очень много было споров и по поводу битвы с Белым Китом. Именно в такой напряженный момент, как противостояние культу ведьмы сюжет берет и выкидывает нас в совершенно другое событие, еще и с флешбеками. И да, они хорошо сценарно повязаны, но все равно эти три эпизода многими ощущались как филлеры (а ведь это целых 3 недели онгоинга). В режиссерской версии с 40-минутными сериями дело обстоит уже куда лучше.

В итоге пострадали многие детали о разных персонажах и проработка самого мира. Так, мы могли гораздо больше знать и про Росвелла с Беатрис, и про Круш с Феликсом и другими королевскими кандидатами. Да что уж там, про самих ведьм, которых вместе с их культом позиционируют как антагонистов королевства Лугуника. В небытие канули и упоминания значительных событий, произошедших в королевстве задолго до появления главного героя.

А чем менее прописан окружающий мир, тем больше концентрация зрителя смещена на основной сюжет и протагониста в частности. А кто у нас протагонист? Правильно, тот самый несчастный 17-летний попаданец и его тараканы в голове. А под конец все это добивается тем фактом, что первый сезон — незавершенное произведение. А ведь продолжения нам пришлось ждать аж четыре года. Соответственно, все недосказанности вроде важнейших для понимания прошлого Субару и Эмилии просто повисли в воздухе.

"Очень скоро я выпотрошу всех вас." И так Эльза пропала на 4 года.
"Очень скоро я выпотрошу всех вас." И так Эльза пропала на 4 года.

Re:Zero kara Hajimeru Isekai Seikatsu безусловно войдет в историю аниме индустрии хотя бы из-за хайпа вокруг сериала. Да, множество мелких огрехов и неоднозначных сценарных решений наверняка не дадут ему стать классикой, о которой с теплотой будут вспоминать через десяток лет. Но сказать, что сериал создавался исключительно ради рекламы ранобэ, а сама история — бездарно написанное очередное фэнтези приключение, которое чудом словило массовость, я не могу. Это все еще отличный аниме сериал и один из лучших современных представителей историй о человеке, начавшим жизнь с нуля в ином мире.

8181
270 комментариев

 Это все еще отличный аниме сериал и один из лучших современных представителей историй о человеке, начавшим жизнь с нуля в ином мире.Все(99%) исекаи хуйня по определению. Автор выплескивает свой эскапизм в формате, наиболее легком для нарратива: читатель узнает мир вместе с героем. По этой причине в данном жанре работают простые подпивасы, что в Японии, что в России, что в других странах, когда нормальному писателю будет западло. 

37
Ответить

Автор «Re:Zero»:

«В последнее время много скептиков, которые выражают открытую неприязнь к жанру и кричат, что "все исекаи одинаковы!", но это в корне не верно, потому что каждый новый исекай - в буквальном смысле слова "иной мир" и каждый отличается от предыдущего. Каждый писатель плетет собственную паутину слов, постепенно придавая ей уникальную форму, и абсолютно каждая из подобных историй раскроется, если дать ей время.

Поэтому называть их "одинаковыми" нелепо, самонадеянно и глупо. Наблюдая самодовольную ухмылку на лице очередного диванного эксперта, который даже не дает тайтлу шанс, так и хочется влепить ему затрещину, да посильнее с какой-нибудь имбовой атакой прямиком из исекая!»

9
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Все(99%) исекаи хуйня по определению.Как же заебал этот снобизм. И конечно же элитка не упускают возможности зайти в тему и посрать в каментах что бы все оценили их утонченный вкус.

2
Ответить

Все(99%) исекаи хуйня по определениюО БОЖЕ, КАКОЕ ГОВНО - НЕВОЗМОЖНО ЭТО СМОТРЕТЬ. Говно по определению.

1
Ответить

читатель узнает мир вместе с героемЧто за ебанутая формулировка? Вот есть Блич, где гг живет в обычном мире, а, оказывается, мир не таков каким кажется он...
И мы точно также познаем его новую сторону вместе с героем. Это относится почти ко всем произведениями без жанра "повседневность". 
хуйняЧем же ты тогда считаешь рассказ о мире закадровым голосом, а не действиями. 

Ответить

Отличный сериал. Ранобэ вот немного почитываю и тоже всё нравится.
Маленький алтарь:

16
Ответить