«Great Pretender»: Притворщик не финтит со зла - ему, лжецу, как никому, цена аутентичности ясна!

Аниме, вдохновлённые песней... Ещё совсем недавно первой же ассоциацией с таковыми оказался бы «Black Rock Shooter», но летом 2020 у неё появился достойный конкурент в лице «Great Pretender'а» - одной из самых ярких новинок сезона. О том и сказ, но не забудь: оригинал важней, чем пересказ!

Коллаж из кадров одноимённых аниме-сериала и видеоклипа Фредди Меркьюри
Коллаж из кадров одноимённых аниме-сериала и видеоклипа Фредди Меркьюри

Аннотация

На каждую рыбку всегда найдётся рыбка покрупнее! Вот и ловкий японский аферист Макото Эдамура в процессе очередного своего обмана оказывается обманут сам, да так, что впору челюсть ловить от осознания количества фальши в сложившейся в его жизни ситуации. Теперь Макото предстоит участие в череде беспрецедентных авантюр по всему земному шару в сотрудничестве с мошенниками ещё большего калибра. Впрочем, очень скоро выясняется, что жертвами их обмана оказываются люди и сами не слишком честные, а за притворством благородных трикстеров скрывается не столько злой умысел, сколь одиночество и жажда хоть чего-то настоящего в столь лживом мире...

Рекламный видеоролик к сериалу, представляющий его закрывающую песню

Итак, произведённый на студии Wit и, со слов режиссёра Кабураги Хиро («91 Days», «Kimi ni Todoke»), рассчитанный на два сезона аниме-сериал «Great Pretender» 9-го июля стартовал на Fuji TV, но притом уже добрался до середины рассказываемой истории на Netflix. На данный момент доступно 14 серий, богатых на впечатления, художественные решения, резкие сюжетные повороты, сорта обманщиков, разнообразные идеи и темы. Ниже небольшой срез сего многообразия, условно разбитый на особенности технического исполнения и возможную интерпретацию идейного содержания новинки.

Техническое исполнение и сравнения

В основном, хотелось бы обратить внимание на видео-ряд сериала через несколько простых сравнений, имён и названий. Начнём с того, что сразу же бросается в глаза и является визитной карточкой любой истории такого формата: каждая серия встречает и провожает своего зрителя сильно стилизованными открывающим и закрывающим видео. Для первого в «Great Pretender» характерны контрастные силуэты ярких цветов под стремительный энергичный джаз - что-то похожее уже встречалось, например, в OP к «Cowboy Bebop» более 20 лет назад. Кстати, ещё очень похожей показалась на песню «Call Me Call Me» в исполнении The Seatbelts и Стива Конте из «Ковбоя Бибопа» песня «Wanna Be Free» за авторством YVY, ra'z и Люка Зефира из «Великого притворщика». Кто знает - возможно, тут не просто совпадение, а задумка?..

Коллаж из кадров одноимённых аниме-сериала и видеоклипа Фредди Меркьюри
Коллаж из кадров одноимённых аниме-сериала и видеоклипа Фредди Меркьюри

А для закрывающего видео, частично обыгрывающего музыкальный клип Фредди Меркьюри, характерна явно выполненная в CG картинка, передающая притом ощущение шерстяных кукол. И в OP, и в ED, помимо всего прочего, авторами были оставлены мягкие сюжетные подсказки о предстоящих событиях и элементах истории вроде леденцов, самолётов и картин из первой, второй и третьей глав в открывающем видео или кольца Лорана из ещё не вышедшей четвёртой - в закрывающем. Не отстает и основной видео-ряд сериала, исполнение персонажей которого пусть и традиционно, зато заливка задних планов выполнена примерно в той же технике, что и, скажем, в OVA «California Crisis» 1986 года с её характерным высоко контрастным шейдингом и разделением цветов контурами. Разве что там такой приём, создающий ощущение ожившей страницы комикса, был выполнен без использования компьютерной графики и применён в том числе для заливки персонажей.

Для работы же над дизайном персонажей в «Great Pretender» был привлечён опытный художник и аниматор «Gainax'а» Ёсиоки Садамото, известный по своим трудам в той же роли в таких добротных полнометражных аниме и сериалах, как «Neon Genesis Evangelion», «FLCL», «Fushigi no Umi no Nadia», «Summer Wars», «Ouritsu Uchuugun: Honneamise no Tsubasa», «Toki wo Kakeru Shoujo» и «Top wo Nerae 2! Diebuster». И сорок лет его опыта, разумеется, ощущаются и в «Великом притворщике». Внешность не только основных героев, но и второстепенных отлично передаёт особенности их характеров, да и глазу приятна: играет на зрительском чувстве ностальгии по дизайнам из прошлых работ мастера с его фирменными широкими ртами, острыми подбородками, репертуаром выражений лиц и ракурсов, стилем глаз и носов.

Примеры прошлых работ Ёсиоки Садамото в сравнении с «Great Pretender»
Примеры прошлых работ Ёсиоки Садамото в сравнении с «Great Pretender»

Лишь в третьей главе эти особенности дизайна вкупе с режиссурой могут сыграть со зрителем злую шутку, запутав того во временах действия, ведь переходы между настоящими событиями и сценами-флешбэками отдельных персонажей в этом сериале почти никак не обозначены. И если во второй главе скачок в прошлое более глубок и потому даёт зрителю визуальные подсказки, то в третьей между прошлым и будущим проходит не так много времени, чтобы сильно повлиять на внешность персонажей. Поэтому велик шанс воспринять показанные события не так, как предполагали авторы.

Эбигейл (вторая глава) и Синтия (третья глава) из настоящего и флешбэков
Эбигейл (вторая глава) и Синтия (третья глава) из настоящего и флешбэков

Ещё интересна тут и работа с цветом, пусть зачастую она своей яркостью и затмевает предательски жестокость мира и печальную драму героев истории. Похожее настроение способны создавать разве что пальмы на фоне неоновых закатов из произведений в эстетике «Synthwave» и «New Wave».

Идейное содержание и впечатления

Но как бы грусть и драма не прятались за ярким визуальным рядом смелой авантюрной комедии, истинное положение дел рано или поздно всё равно легко вскрывается через темы и идеи, тут и там проявляющиеся в «Великом притворщике». Структурно сериал поделён на несколько глав-дел, сюжетное развитие каждого из которых всегда происходит по нарастающей, а через флэшбеки последовательно формирует экспозицию, раскрывая прошлое и мотивы каждого из новых знакомцев-мошенников Эдамуры Макото. Каким-то чудом за годы мытарства тот не растерял ещё до конца чистоты сердца и даже теперь, будучи невольно вовлечён в чужую большую игру, нашёл в себе остатки эмпатии, дабы великодушно, тихонечко и по-японски альтруистично начать ещё и свою авантюру. А её целью становится уже залечивание ран и разрешение локальных конфликтов членов новой команды, над которыми судьба-злодейка подшутила не меньше, а то и больше, чем над самим Макото.

Второй официальный трейлер, знакомящий с главами истории и их персонажами

Сразу бросается в глаза, как распределены роли в команде центральных персонажей: Синтия - очевидная «Femme fatale», Эбигейл - сорвиголова, Эдамура - «O sancta simplicitas». Ну, а Лоран выступает тут главным режиссёром и постановщиком всех самых безумных замыслов, да ещё и уровня какого-нибудь Ридли Скотта, в процессе съёмок «Чужого» намеренно не дававшего своим актёрам полного представления о задумке для придания большей естественности и выразительности их игре: «обмани друзей, дабы обмануть врагов», как говорится. Притом у последних обязательно ищутся и находятся удобные слабости. Сие можно было бы списать на сюжетную фору главным героям, но, наверное, мошенники в реальности так и работают.

Кадр из сериала
Кадр из сериала

Тут следует заметить, что сериал вообще предлагает внушающее уважение разнообразие обманщиков, притворщиков, плутов самых разных возрастов, социального происхождения, характеров, амбиций и мотивов. Китайцы и корейцы пытаются тут делать настоящие японские суши где-то во Франции, а коренной японец почему-то ни в какую не воспринимается таковым и участвует в финансовых махинациях по всему миру на пару с выходцами из Европы, Ближнего Востока и Восточной Азии. Разумеется, круг проблем, конфликтов и кризисов у такой разношёрстной компании тоже может быть весьма широк: самоидентификация человека сталкивается с безразличным мнением общества, материальному благополучию отдаётся приоритет в ущерб идеалу и чувству, оригинальное с переменным успехом меряется в цене с поддельным, а повсеместное притворство претендует на лавры искренности.

Кадр из сериала
Кадр из сериала

В результате истинная суть людей затмевается неизвестно кем и когда развешанными и никем не проверенными ярлыками, а мир уже не даёт людям «быть» самими собой, но при этом заставляет «казаться» теми, кем они не хотят быть или не являются. Порою так ломаются как ни в чём не бывало жизни, но миру нет нужды в этих сведениях, а важно только сохранение безупречного статуса-кво, что давно не соответствует действительности. Тем временем люди, проходя через тяжёлый опыт потери дорогих людей, эмоций, мечт, призваний, отношений, утрачивают всякий смысл жить, чувствовать или играть честно, пополняя медленно, но верно армию невольных лжецов, для вашего удовольствия и своего удобства готовых быть кем угодно, пусть оставаясь, как и поётся в песне, одинокими внутри, тайно жаждущими хоть чего-то искреннего, неподдельного, действительно значимого в своих жизнях.

«Great Pretender» в исполнении Фредди Меркьюри

Но чем больше мир окутывает себя вуалью лжи, тем реже и тем ценней в нём становится настоящее. И, как ни странно, именно тот, кто чаще всего имеет дело с подделками, лучше других знает цену оригинала и яростнее других способен за неё постоять. Своими действиями он бессознательно обнажает важное, не придавая ему, впрочем, должного значения, словно бледный луч лунного света, чуть рассекающий ночную тьму. Так, главный герой Эдамура всегда только и желал настоящей, честной и простой жизни, а не в бегах и вечной лжи. Оттого и понимает себе подобных братьев по несчастью. Юный Том скорее хотел бы быть с отцом, Салазаром, а не вдали от него, зато сполна обеспеченным жильём и образованием за счёт отцовского обмана. Салазар, в свою очередь, работая на наркобарона Эдди Кассано, лишь стремится защитить единственно ценного в его жизни сына. Наркобарон же отдаёт предпочтение не конечному предмету фальшивой сделки и даже не ноу-хау, а изначальному носителю этого ноу-хау (не рыбе и не навыку ловли рыбы, а рыбаку-профессионалу). Летчик-инвалид Луис хочет летать в самолёте, а не имитировать полёт в инвалидной коляске. Его соперник Кларк Ибрагим договорному матчу с предопределённой победой с радостью предпочтёт настоящую воздушную дуэль, тогда как его брат Сэм Ибрагим, как окажется впоследствии, в итоге тоже за честный азарт. Ну, а посредством прыжка с окна высотки Эдамура дарит его напарнице Эбигейл чувство настоящей свободы, искренние эмоции и примирение с собой, а не просто попытку умереть и сбросить груз с души таким вот печальным образом, к чему эта безрассудная и отчаянная девушка ранее имела навязчивую склонность.

Кадр из сериала
Кадр из сериала

Художник Томас Мейер живёт мечтой о настоящем своём шедевре, но вынужден, сперва от неуверенности, а потом из затмившей взор алчности, делать копии чужих картин. Синтия убивает настоящие чувства, видя как её возлюбленный от истинного искусства уходит в мир подделок. Критик Джеймс Коулмен, построивший свой успех на ложной оценке картин, в итоге потерял бдительность, погнавшись за столь желанным оригиналом. А Мари, официантка из простого кафе, может отличить оригинал от подделки лучше, нежели критик, просто от большой любви к конкретной картине! Притом для кого-то подделка всё же имеет стоимость даже большую, чем оригинал, ведь роль играют и чувства к художнику, что её нарисовал. Как много вариаций песни «Великий притворщик» знает мир! Как много у неё различных есть окрасов! И который же из них в итоге наиболее ценен? И для кого? Так и тут...

Вариации и исполнители «The Great Pretender»: The Platters, Рой Орбисон, The Band, Долли Партон, Адриано Челентано, Дэн МакКафферти, Фредди Меркьюри
Вариации и исполнители «The Great Pretender»: The Platters, Рой Орбисон, The Band, Долли Партон, Адриано Челентано, Дэн МакКафферти, Фредди Меркьюри

Итак, каждый из персонажей истории оказывается по-своему уязвим и одинок в погоне за своей «американской» мечтой, из-за которой и несёт свой крест, втайне желая от того освободиться. Романтизация ли это шарлатанов или попытка разобраться в причинах их обмана - вам решать. Но, какие бы маски ни надевали герои истории, в конечном итоге все эти притворщики просто желают для себя и других заслуженного счастья. И никто не знает цену правде лучше них, вот только и позволить её себе не выйдет, не меняя установленных с подтасовкой правил игры. Таким образом, трикстеры морочат таких же притворщиков без злого умысла, а скорее из простого побуждения встряхнуть застоявшийся, гнилой, нечестный к ним и их близким мир в надежде на более справедливый расклад. Иносказательно это иллюстрируются и гасяпонами с фигурками когда-то давно совершивших подобные перевороты известных персон. Коллекционируемые Эдамурой из главы в главу, они выступают тому идеями выигрышных в той или иной ситуации моделей поведения или подсказками к сути ключевых фигур на доске очередного рискованного дела.

Кадр из сериала
Кадр из сериала

Примером отсутствия злонамеренности персонажей-трикстеров, коими и являются центральные действующие лица истории, в «Великом притворщике» выступят да хотя бы их дорогие аферы, размах, себестоимость и подготовка которых выдаёт в действиях Лорана и его команды не столько финансовый интерес, сколько именно что революционный. Вот только и без того плохо работающий принцип талиона в случае лжи отказывается работать особенно рьяно, ведя не к воспитанию обидчика через знакомство с жизнью в чужой шкуре, а к эскалации агрессии между сторонами и лишь большему росту несчастья. Даже если обман обманщика и был во имя правого дела. И, пусть именно притворщик в итоге оказывается первым борцом за справедливость, ей он и проиграет в долгосрочной перспективе, покуда не откажется от лжи. Не в этом ли как нельзя ярко проявляется конфликт честности и притворства?

Печален человека путь, но каждый обречён идти...
Печален человека путь, но каждый обречён идти...

Наличие подобных конфликтов и их разрешение призвано так или иначе показать развитие персонажей истории, а также особенности химии, складывающейся между ними, если таковых несколько. И разрешение локальных конфликтов Кларка, Томаса, Салазара и Эбигейл, пожалуй, окажутся наиболее подходящими примерами среди персонажей сериала. Причём добрая их часть относится к второстепенным! А в случае с Эбигейл, например, её внутренние перемены красноречиво иллюстрируются ещё и сменой имиджа с практично-мальчишеского, направленного исключительно на мщение и словно бы отрицающего себя и весь остальной мир в целом, на более чувственный женственный, добавляющий своей владелице понимания смысла и радостей жизни, а также благожелательности и доверительности к окружению. Да он же элементарно менее колючий! Стоит ли упоминать, что все перечисленные герои и Эбигейл в частности справились со своими внутренними демонами не без помощи Макото Эдамуры? Интересно только, кто в итоге поможет ему самому. Будешь ли это ты, Эбигейл Джонс?..

Заключение

Дальнейшие рассуждения, предположения и теории окажутся бесполезны, да и не представляются возможными, покуда сериал не достиг своего финала. Тем не менее, подводя итог сказанному, «Великий притворщик» уже сейчас выставляет себя в выгодном свете как отличный оригинальный аниме-сериал, интересный визуально и неглупый содержательно, не говоря уже о том, что вдохновлён был известной песней. Чёткие структура истории, роли её героев и их ярко выраженные локальные и глобальный конфликты позволяют легко прослеживать развитие персонажей и химию между ними, формируя по результату легкое для восприятия и хорошо сбалансированное действо, сочетающее в себе энергичную авантюрную комедию с трагичной драмой человеческих жизней. Дизайн персонажей не может не вызывать ностальгию по лучшим работам «Гайнакса» из 90-ых и 00-ых, ну, а общее развитие истории - не интриговать на предмет того, что же ожидает зрителя в оставшихся двух главах истории. Очень слаженный, добротный получается сериал, в который явно было вложено немало старания и над которым приятно погрустить, посмеяться и поразмыслить. Крайне рекомендуется этим летом широкому кругу лиц, да и тематика его такова, что будет легко понятна и вне Японии!

Всегда ваш,

Великий притворщик!

4343
15 комментариев
8
Ответить

Топовая комедия про ограбления со взрослыми персонажами и ситуациями.

4
Ответить

Пока аниме года, как мне кажется. Потому что на фоне всяких кагуй и резеров, это аниме как глоток свежего воздуха. Жаль что нетфликсовская тюрьма, так же как это было с Beastars, сильно подкосила популярность на западе.
Надеюсь сценарист Great Pretender ещё будет работать над аниме.

3
Ответить

Было бы из чего выбирать.

"Всякие Кагуи" хотя бы в юмор могли. И были, по сути, одним из немногих более менее серьезных релизов за последний год, не являясьисекаем\спорт.аниме\сёненом) 
Почему с каждым годом все меньше остается аним, которые можно (а тем более хочется) посмотреть.. Сейчас чекал онгоинги и ужаснулся. Из всех тайтлов The God of High School несмотря на название оказался более менее нормально нарисованным и прописанным, No Guns Life 2 вполне приличной анимой, Гибель Японии возможно, Орегайру (но вне ранобы это простая романтика), Царство (но он блять сёнэн), монстродевки для фурриебов и очередные  сома\ванпис\клевер\сао\резеро\слизь для ценителей))

P.S. Кстати, как аниме года выбирают, когда год еще не окончен?

1
Ответить

Скорее аниме десятилетки. Кроме Врат Штейна на горизонте за эти 10 лет не было аниме близкого хотя бы наполовину этому шедевру

Ответить

Сериал очень крутой, Сингапурская арка - топ, рекомендую всем.
Жаль что нетфликс и серии выходят скопом раз в несколько месяцев.

2
Ответить

По первым 14 сериям это одно из величайших аниме всех времен. Чем чёрт не шутит, новый Бибоп 2.0 ака анимационная версия 12 друзей Оушена и Поймай меня,если сможешь  в наше время.Production IG как всегда делают шедевры. Они уже, как HBO-гаранты качества на годы вперед  

1
Ответить