Гениальная концовка Атаки Титанов

Гениальная концовка Атаки Титанов

Изначально это вступление было очень ироничным, даже язвительным. Начав демонстративно серьёзно, я постепенно доводил уровень похвалы до такого гротеска, чтобы всем стало понятно: сейчас говно будет литься ушатами. Но, начав писать, понял, что не смогу.

Концовка "Атаки титанов" почему-то не отпускает даже спустя два года, хотя тема давно протухла и даже остаткам комьюнити давно не интересна. В своё время она вызвала у меня чувства, сравнимые с поджогом напалма в прямой кишке. И не один я тогда горел. Со временем чувства остыли, отношение к финалу среди фанатов сменилось на умеренно положительное, но зуд во мне остался. Как старый геморроидальный узел, он не даёт спокойно спать и требует выговориться. Ну а раз уж сейчас выходит очередной последний сезон, времени лучше не найти.

Итак, твёрдо и конкретно: о чём вообще была последняя треть "Атаки титанов", что в ней не так, и почему я не нашёл в себе сил откровенно над ней издеваться.

!!!СПОЙЛЕРЫ!!!

Война всегда одна

На фронтах, признаюсь, не был, но от боевых действий в аниме/манге, меня воротит. Дело в том, что японцы принципиально не хотят разбирать в военном деле. Пока американцы нанимают всевозможных консультантов, обращаются к военным, штудируют матчасть, чтобы в рамках развлекательного кино выдавать что-то уровня "Повелителя бури", японцы продолжают черпать вдохновение из куда менее правдоподобных фильмов.

"Атака титанов" здесь исключением не стала. И хотя манга с самого начала посвящена военщине, пока герои сражались против гигантов при помощи чудо-моторчиков, всё происходящее вписывалось в рамки стандартных для фэнтези условностей. Потом Исаяме захотелось настоящей войны: такой, чтобы с атаками, штурмами, десантами.

Финальная часть манги начинается со сцены боя марлийских солдат против местной версии турков. Марлийцам и нашим новым героям, детям-коллаборационистам, нужно взять огромный форт посреди ничего. Это логистический кошмар для обороняющихся, но на пути захватчиков встаёт бронепоезд - непреодолимая преграда, медленно кружащая по кольцевой дороге.

Пока эти пять вагонов стальной ярости прикрывают и землю, и воздух, марлийцы вынуждены сидеть в ужасно нелепых окопах. К счастью, на их стороне Габи - чемпионка гетто по метанию гранат. Ей не составило труда просто снять форму, в полный рост подойти к рельсам и бросить туда связку осколочных, не получив порцию свинца в лицо. Что-то подобное прокатывало у иракских детей против американских оккупантов, но там-то дело было в городах, где полно гражданских, и солдат всегда рискует ошибиться. Совсем другое дело, когда мелкая засранка выходит из вражеского окопа посреди голой земли.

Поезд терпит крушение, пехота зачем-то бежит в атаку и тут же удирает обратно, ведь впереди десант. Марлийцы придумали оригинальную тактику заброса гигантов с воздуха. И, кажется, совершенно неожиданную для противника, потому что ни зениток, ни авиации у турчан нет.

В результате Зик добирается до местных арсеналов и топит флот, бросаясь в него снарядами, как обезьяна говном (зачёркнуто) горстью камней. И флот, до этого спокойно стоявший на рейде, тонет от попаданий крошечных кусков металла, которые и детонировать-то не должны.

Отдельного упоминания заслуживает размер кораблей в сеттинге, потому что местные линкоры на фоне титанов не превышают длинной 30-ти метров.

Не то чтобы я требовал реализма от комикса для подростков, тем более от Исаямы: человека, который придумал гениального полководца Эрвина Смита. И всё же эта батальная сцена стала неприятным водоразделом, который задаёт тон всей заключительной трети манги. И это тон плохого Голливуда.

Если выше я приводил "Повелителя бури" в качестве хорошо прописанного, но всё-таки развлекательного кино, которое ищет баланс между драматургией и натуралистичностью, то "Атака титанов" пытается быть попкорновым блокбастером, где ради экшена и драмы можно спокойно слать логику нахрен. И дело даже не в поворотах сюжета, а в желании выжать из читателя максимум эмоций, и не важно, насколько дешёвыми ходами.

Серо-коричневая мораль

Сначала манга была чёрно-белой не только визуально: мы болели за людей, сражавшихся против чужеродного хтонического зла в лице титанов. Всё немного усложнилось, когда некоторые из титанов тоже оказались людьми. Затем в сюжет прокралась политика, и вот уже положительные герои стали ради своих целей переступать через мораль. Но вплоть до таймскипа "Атака титанов" оставалась в чёрно-белой парадигме: были герои однозначно положительные и отрицательные, друзья и враги.

Всё изменилось, когда Исаяма начал рассказывать историю от лица врагов. И оказалось, что марлийские шифтеры - обычные люди со своими чувствами и переживаниями, которые точно так же о чём-то мечтают, кого-то любят и сражаются ради своих близких. Только они массовые убийцы, а жителей Парадиза хотят уничтожить.

Вроде, всё ещё не слишком положительные ребята, но Исаяма изо всех сил пытается убедить нас, что между командами старых и новых героев в сущности разницы нет. Для этого он пускает в ход параллели.

Например, 94-я глава называется "Мальчик внутри стен". Первый, с кем эта фраза вызывает ассоциации - Эрен. Вот только повествование в ней ведётся от лица Фалько - юного элдица на службе у Марли. Он, как и главный герой, тоже вырос внутри стен, окруженный враждебными существами и вынужденный всё время рисковать своей жизнью.

Диким раздражителем фанатом была Габи, но только до тех пор пока сообщество не разглядело в ней второго Эрена: наивного гиперэмоционального ребёнка, слепо убежденного в праведности своей цели, пока не приходится столкнуться с куда более сложной реальностью.

Не менее яркая параллель вышла между марлийским командиром Тео Магатом и инструктором разведки Китом Шадисом. Кто-то не заметил? Ну как же: оба берут на себя роль наставников детей, чтобы в конечном счёте отправить их на смерть. Один, правда, использует их, как пушечное мясо, в завоевательных походах, а другой готовит к буквально борьбе за выживание своего вида. Но умирают герои вместе и довольно красиво.

Наконец, в главе "Грешники" Жан и Райнер говорят по душам и первый прощает последнего за смерть... как его? Ну вот этого ноунейма из первых глав.

Гениальная концовка Атаки Титанов

При этом суть всех их диалогов в манге сводится примерно к следующему:

- Жан, я убил Марко, кучу твоих друзей-разведчиков и косвенно треть населения Парадиза, я пойму, если ты никогда меня не простишь...

- Я тебя не прощаю.

- Знаю, что мои грехи ничем не искупить...

- Но я тоже убил пару человек и хотел запустить кумулятивом в детей. Кто я такой, чтобы тебя судить?

И на этом моменте манга снова становится чёрно-белой. Точнее, чуть раньше: с самого начала Гула. Прежде мы чётко видели, что персонажи действуют исключительно в собственных интересах и интересах своей стороны, ради СЕБЯ и СВОИХ они готовы на многое, в том числе и убийство ни в чём неповинных людей. Между героями существовал, казалось, неразрешимый конфликт, который мог закончиться только уничтожением одной из его сторон.

А потом у них появился общий враг, и все противоречия отпали сами собой. Главные герои снова стали тривиально хорошими: они ведь мир спасают, не совершая при этом ничего, за что бы их мог осудить читатель. Вся их "серость" резко осталась в предыдущей главе.

И это так дёшево. Автор не знал, как разрешить действительно сложный конфликт, и воспользовался самым простым приёмом: объединил героев против общего врага. Примерно так поступают сценаристы World of Warcraft в каждом дополнении. Или долгоиграющих мультфильмов где "вечные" соперники, вроде Тома и Джерри порой гадят кому-то третьему. Для американских комиксов типичнейший ход.

А чтобы понять, почему это дешево, доведём ситуацию до гротеска. Допустим, кто-то решит написать фанфик по истории Второй мировой. Только этот автор фанат одновременно и Советского союза, и Третьего рейха. Поэтому в июне 44-го на землю неожиданно вторгаются инопланетяне, начав убивать всех-всех. Старым врагам приходится объединиться, Королёв вместе с фон Брауном изобретают космический корабль, на котором Покрышкин и Хартманн везут в космос ядерную бомбу, созданную вместе Гейзенбергом, Оппенгеймером и Курчатовым. А после победы русские и немцы празднуют в Париже, Сталин и Гитлер танцуют у Эйфелевой башни, щекоча друг друга усами.

Все наши любимцы в выигрыше, и не нужно думать ни о каких последствиях предыдущих поступков. Достаточно просто дружно сказать: "нам жаль".

Исаяме хотелось, чтобы читатель мог принять "согрешивших" героев. И для этого одних пришлось немного обелить, показать жертвами обстоятельств, а других мазануть говном. И я бы не задавал вопросов, если бы у него получилось.

Но команда Райнера такими уж жертвами не выглядит по причине, описанной ниже. А измарать команду Микасы автор по-серьёзному не рискнул. Правда, а что они такого уж страшного делают? Атаковали порт и собрание вражеского генералитета - абсолютно легитимные военные цели. Тем более, война уже была объявлена противником. Да, во время атаки погибли гражданские, вот только половина этих "гражданских" ещё вчера сидела в окопах.

Что дальше? Убили несколько йегеристов? Не смешите. Если бы Конни скормил Фалько своей матери-титану, это было бы переходом моральной черты. Если бы Микаса вдруг заявила, что ей плевать на марлийцев, и пусть Эрен давит их всех, мы бы могли взглянуть на неё с негативной стороны. Но ничего такого не произошло. Жан и тот в последний момент дрогнул, не пустив Фалько на фарш.

Они все, конечно, убили какое-то количество людей в рамках боевых действий, но равнять их с прямыми организаторами геноцида, Райнером и Энни, просто смешно. Пик не сильно лучше: она на Парадиз летала тоже не для того, чтобы там чаи распивать.

Единственное, за что хотелось бы отдать Исаяме должное, так что за то, что он не начал уравнивать сам Парадиз и империю Марли. Это было бы примерно как ставить знак равенства между Третьим Рейхом и Государством Израиль.

Кто был титаном, в цирке не смеётся

Мы немного поговорили об этическом аспекте манги, теперь вернёмся к сюжету. Форт взят, война выиграна, настало время отпраздновать это в компании иностранных дипломатов, которые почему-то совершенно не испытывают негатива к Марли, зато ненавидят элдийцев. Из этой же сцены мы узнаем, что за пределами империи к ним, оказывается, относятся ещё хуже.

Хуже, чем что? Чем держать в гетто, убивать за любую провинность или ради забавы, бросать на минные поля, ставить опыты, насильно превращать в гигантов? Их там что, декапитируют при рождении? Мало того, далее Уилли Тайбер заявляет, что благодаря нему отношение к элдийцам в мире за последние годы улучшилось. Видимо, декапитацию заменили расстрелом.

Конечно, элдийцы веками угнетали другие народы. И делали это так успешно, что самих элдийцев остался миллион. Но никакая ненависть не может жить сто лет сама по себе. Люди умирают, события прошлого превращаются в миф. Живого элдийца теперь можно встретить разве что на фронте в составе марлийских войск либо в гетто. А образ "чудовищ с острова" не смог бы существовать без постоянной пропаганды.

Теперь представьте, что вы лидер какой-нибудь соседней с Марли страны. Ваш сосед всё время ведёт агрессивные войны, используя в них шифтеров-элдийцев, против которых ваша армия бессильна. При этом вы точно знаете, что элдийцы находятся там в заложниках, превращаться в гигантов по своей воле могут лишь восемь человек, а все остальные обращены марлийцами насильно. Вопрос: против кого вы будете вести пропаганду, против реально угрожающей вам Марли или против полумифических элдийцев с острова, которых никто сто лет не видел? Разумеется, против вторых. Это так же логично, как если бы в Советской пропаганде врагами были не нацисты, а евреи из лагерей.

Казалось, разумнее пытаться лишить Марли козыря в лице шифтеров, и переманивать элдийцев на свою сторону. Так американцы вывозили учёных из оккупированной Европы. Соседи Марли тоже могли подключить спецслужбы, чтобы проникать в гетто или расположения военных частей на фронте, транспортировать семьи шифтеров или поднимать мятежи элдийцев. Всё это разумнее, чем проигрывать войну за войной.

Но Исаяма сказал твёрдо и чётко: ненавидят, значит ненавидят. И тут же ввёл в сюжет японцев, которые эту картину мира полностью ломают. У них вообще нет никаких предрассудков по поводу элдийцев, они спокойно соглашаются с ними работать и даже хотят забрать в музей Микасу как первую в мире японку-еврея.

Становится ясно, что конфликт совершенно искусственный. Нет у всего мира ни одной рациональной причины ненавидеть жителей Парадиза. Единственный повод захватить остров - это находящиеся на нём ресурсы. Но их всё равно заберёт себе Марли, поэтому никаких причин поддерживать войну у других стран нет.

Но хитрый Уилли Тайбер придумал, как заставить их следовать плану: объявить Парадизу войну со сцены и спровоцировать Эрена атаковать дипломатов. Во время его пламенной речи люди приходят в экстаз, начинают плакать, биться в конвульсиях, обильно эякулировать. Этот пересказ экспозиции становится для них откровением, то есть до этого они не знали ни о смерти королевской семьи, ни об Эрене, ни об угрозе Гула. Агентура в Марли не работала.

Обоснование войны Тайбер придумал гениальное: мы должны напасть, пока Эрен не начал Гул. Марли объявляет войну, Эрен пробуждает гигантов. Гениальный план массового самоубийства.

Претензий к Э. Г. Йегеру никаких. Он изначально ставил две цели: уничтожить титанов и спасти своих друзей. Марлийцы ему объявили войну на уничтожение, договориться с ними было нельзя, выиграть войну никакими конвенциональными средствами - тоже. Единственный выход - начать операцию по денацификации Марли.

Но есть несколько нюансов. Во-первых, вытоптать всю планету за один заход не выйдет: не хватит длины шеренги гигантов, Эрену пришлось бы сделать несколько заходов, а ходьба утомляет. Во-вторых, тяжёлые и раскалённые титаны не только истребляют население, но также уничтожают экосистему, водные ресурсы, месторождения ископаемых и т.д. А превращение Земли в выжженную пустыню вряд ли бы пошло на пользу жителям Парадиза.

Конечно, Эрен мог бы избежать геноцида, уничтожив союзную армию и оставив титанов в качестве страховки. Или вытоптать только Марли ради сатисфакции. Но проблему гигантов это не решит, а значит элдийцев продолжат ненавидеть, и целых девять человек обречены страдать из-за силы шифтера. Это хороший повод убить миллиарды, решает Эрен и идёт топтать.

Пока марлийцы хрустят и аппетитно прожариваются под ногами титанов, друзья Эрена угоняют самолёт, чтобы в худших традициях Голливуда появиться перед кульминацией и всех спасти. Точнее немногих выживших.

Стокгольмский синдром

Сюжет рассчитан исключительно на гиперэмоциональных подростков, и чтобы он работал, все действующие лица тоже должны быть гиперэмоциональными подростками.

Огромная и чрезвычайно развитая Марлийская империя почему-то позволяет откровенному шизу объявлять от своего имени войны. Руководство Парадиза больше озабочено изобретением говностульев, чем попытками предотвратить уничтожение острова. Судьбу мира решают три озлобленных подростка: Тайбер, Эрен и Зик. Все остальные персонажи лишены субъектности.

Думали, что Хистория после собственной арки продолжит играть важную роль в сюжете? Обломитесь: теперь она сидит на ферме, послушно рожает ребёнка от первого встречного и не пытается помешать плану Эрену. Исаяма, конечно, дал ей обозначить своё несогласие, но примерно так:

- Нет, Эрен, это не правильно.

- Криста, тебе насрать.

- Ах да, точно, мне же насрать...

А что же Армин, который в Шиганшине принял от Эрвина символическую эстафетную палочку? Может, он станет новым стратегом разведчиков и автором хитрых многоходовок? Или не будет проявлять себя ничем, кроме нытья, вплоть до финального боя?

Может, блеснёт кто-то из взрослых, например, Леви, Ханджи, Пиксис или Закклей? А вот и нет: всё военное руковоство Парадиза сольётся максимально нелепо. Ни у кого не возникнет вопроса: а чего это вчерашние враги так настойчиво угощают нас алкоголем? И капрал-гнум своим солдатам пить не запретил, хотя Зика ненавидел, а о его способностях знал. Заминировать последнего тоже было хорошей идеей. Ну а Ханджи... кто-то из главных героев должен был умереть.

Радует только Габи. Вот у кого есть полноценная и убедительная дуга характера, пусть и построенная на слишком удачных поворотах сюжета. Она растёт над собой, переосмысляет свою картину мира, чтобы исцелиться от ненависти к жителям Парадиза. А потом стреляет Эрену в голову, что для всего острова означало бы смерть, не окажись Зик рядом. Марлийцы бы уничтожили народ Парадиза либо постепенно в лагерях. Но для Габи жизнь своих всё равно оказалась важнее жизней чужих, какими бы классными они ни были. Это очень взрослая мысль, она одна сильнее всего, что показали за эти главы.

Но именно из-за неё я не считаю элдийцев из гетто жертвами. Они свой выбор совершили, когда погрузились на дирижабли и отправились уничтожать сородичей. И после всего произошедшего никто, кажется, особых выводов не сделал и совсем не раскаивается.

Кроме Райнера. Тот действительно почти доходит до суицида, на коленях извиняется перед Эреном за убийства жителей Парадиза. А потом с каменным лицом летит добивать оставшихся. После неудачи же снова очень переживает и слёзно извиняется. Может показаться, что Райнер обычный лицемер. Нет, он страдает стокгольмским синдромом.

Эта тема сквозная для всего финала. Так Райнер хочет быть гером в глазах своей матери и других солдат, хотя это заставляет его страдать. Порко его чморит, мать интересует только социальное одобрение, связанное с подвигами сына, а перспектива его скорой смерти волнует слабо. Но он всё равно их любит и не может ими пожертвовать.

Сама мать, как и остальные элдийцы на материке, страдает синдромом по отношению к Марли. Их там разве что говном не кормят, а они благодарны. И хотя наиболее умные из них понимают, что времена военного господства шифтеров проходят, а значит и окончательное решение элдийского вопроса не за горами. Но на бунт не способны, продолжая хвататься за свои ошейники. Поэтому Зик согласен скорее умереть вместе со всем своим родом, чем бросить марлийцам вызов.

Кстати, если бы кто-то из шифтеров за эти сто лет покончил с собой, то следующий шифтер с большей вероятностью родился бы на Парадизе. Но, похоже, никто так подгадить хозяевам не решился.

Сама прародительница Имир - жертва по отношению к Фрицу и продолжает исполнять его волю даже спустя тысячу лет.

Проблема в том, что никто из них свой синдром не преодолевает. Элдийцы готовы на бунт только тогда, когда им гарантировано уничтожение. Это инстинкты, а не осознанный выбор. Райнер просто оказывается на нужной стороне океана, и ему тоже ничего выбирать не приходится.

Теперь Имир. Ещё секунду назад она была готова исполнять волю обладателя королевской крови, но стоило Эрену попросить её немного другим тоном, и всё меняется. Исаяма даже нарисовал её зрачки как символ пробуждения. Но что поменялось? Раньше она исполняла чужую волю, а сейчас передала свою силу в чужие руки. И не понятно, осознанно ли она поддерживает план Эрена или просто отвечает тому на доброту.

Также непонятно, почему смерть Зика остановила Гул, ясно же было показано, что он больше Эрену не нужен.

Никто из них не проходит через нравственный рост. Что-то похожее Исаяма пытался показать с Микасой, которая тоже сильно эмоционально зависима от Эрена. Она же его и убивает, а Имир, глядя на это, окончательно освобождается. Она увидела, как можно переступить через свою любовь. А потом засосать отрубленную голову любимого. Гениально это или пошло, я определиться не могу.

Судьба-злодейка

Исаяма решил виртуозно закольцевать историю через путешествие во времени. На что, справедливости ради, намекалось с первой главы. Эрен получает силу Путей и возможность управлять любым титаном в любое время. Тот, чьим девизом было слово "борись", не только не пытается изменить судьбу, но и оказывается виновником ряда ключевых поворотов сюжета, вплоть до того, что лично приводит к своей матери гиганта. Выходит, всё это время он мстил сам себе.

Гениальная концовка Атаки Титанов

Как бы то ни было, Эрен уничтожает гигантов, помогает друзьям стать героями (буквально) и обретает долгожданную свободу. В путях он даже какое-то время живёт с Микасой, которую все эти годы так любил. Думаю, читатели согласятся, что это была величайшая любовная линия в аниме.

Герои возвращаются на Парадиз, в том числе военные преступники Райнер и Энни, которых там по-хорошему должны сразу же четвертовать. Микаса женится и заводит детей, не забывая любимого сводного брата. Но через сто лет эренисты всем окончательно надоели, и Парадиз всё равно был уничтожен, а из отрубленной головы Эрена снова пророс космический червь.

Круг замкнулся, цикл перезапущен, неумолимое колесо судьбы сделало оборот и т.п. В общем, со смыслом, как все любят.

Лишь один вопрос остался открытым: стал ли Эрен чайкой-куколдом? На одной из финальных страниц некая птица поправляет уже замужней Микасе шарф. Мнения фэндом разделились: часть считает, что это метафорическая птица, символизирующая любовь Эрена. Другие уверены, что Эрен продолжил жить в Путях, оставив чайку своим физическим воплощением. На мой взгляд, факты говорят в пользу второй версии:

  • Эрен явно подцепил от Имир паразита, поскольку позже тот пророс из его головы.
  • Значит, он получил и похожую силу, оставшись духовно в собственной версии Путей.
  • А поскольку пересилить желание сталкерить за Микасой Эрен бы не смог, логично делать это в образе чайки, в котором он уже появлялся ранее.

На основании этого я склонен считать, что Эрен был закуколжен. Возможно, Жаном. Достойный злодея финал.

...

Так закончилась "Атака Титанов" - культовая манга, научившая нас тому, что судьбу не изменить, а последствия наших поступков не имеют никакого значения, ведь главное в этой жизни - надёжно запирать свиней.

И всё же это была безумно красивая и душещипательная история, которую нельзя испортить парой спорных сюжетных ходов. Исаяма с первой главы вёл мангу именно к такому финалу: шокирующему, трагичному, злому. Но в то же время своеобразно трогательному, оставляющем после себя чувство тоски и запоминающемуся надолго.

8080
80 комментариев

Проблема всех аниме/манг/ранобе - у японцов блять на всех 4 сценария. Казалось бы, придумали интересную завязку, интригу, даже сюжетный поворот в довоенной арке был внезапным, нелепым, но тем не менее оригинальным и обескураживаючим. Интересно, к чему это все приведёт..... Код Гиас. Ну вот смотрели? Ну мы тоже самое запилим. Как это делали ебалион манг до нас, по типу Короны Грешника. Добрый ГГ стал злым ГГ, но на самом деле он всё ещё добрый ГГ, и в конце смэрть.

И после осознания этого момента резко становится похуй на всё. Прям монументально поебать. Потому что ты уже как Ванга можешь предсказывать всё сюжетные повороты и изменения характера, ты понимаешь что персонажи не персонажи, а ебаное клише, которые будут поступать так, как им велит методичка.

Аниме говно кароче.

23

но гиас нормально закончился, гораздо лучше титосов

30

Какие остальные три сценария?