Невозможно спасти всех. «Крылья спасения»

История о людях с огоньком в глазах.

Студия-автор: J.C.Staff
Оригинальное название: Yomigaeru Sora: Rescue Wings
Год выхода: 2006

Введение/мои ожидания

Знаете, у меня уже не первый раз складывается ощущение, что J.C.Staff совершенно не умеет продавать зрителям свои тайтлы. Здесь тот же случай: какой-то мрачный и невзрачный постер, одинаково выглядящие герои, скучный синопсис и, как вишенка на торте, отталкивающие теги, в которые каким-то чудом затесался «военное». Всё это максимально оттягивало мой просмотр тайтла. Кто же знал, что, когда я наконец примусь за него, меня будет за уши не оторвать…Каким образом всё в этом тайтле сложилось и почему я теперь считаю J.C.Staff практически идеальной для себя студией? Попробуем разобраться!

Чтобы другие могли жить

Рассказывает история о простом выпускнике академии лётчкиов по имени Казухиро Учида. Он всегда мечтал летать на военном истребителе, но после выпуска был назначен пилотом вертолёта в команду Комацу. Именно о принятии пареньком своей профессии, а также о буднях спасателей и рассказывает данный тайтл.

Команда Комацу
Команда Комацу

Честно говоря, арки этого аниме можно переставлять в любом порядке, и мало что изменится, потому что они отлично работают как самостоятельные истории о разных катастрофах. Тем не менее, вплоть до последних двух сюжетов история ощущается цельной и создаёт ощущение просмотра фильма. Происходит так потому, что первые серии хронологически идут друг за другом, без таймскипов и переключений на второстепенных героев. В общем, нам показывают ситуации от лица ГГ, рассказывают о его переживаниях, отношениях и моральном состоянии.

Последние же арки больше концентрируются на самих произошедших ситуациях, а не на том, как герою предстоит с ними справляться. Из-за чего сам «сетап», если можно так выразиться, события занимает куда больше времени. Примером может послужить история про группу альпинистов. Показ приведших к неудаче событий занимает у авторов целую серию, но стоит отметить, что происходит это параллельно с основными событиями. Это в итоге и позволяет куда больше проникнуться ситуацией и персонажами. Из-за чего итоговая спасательная операция становится для зрителя не «походом в казино», а вдумчивым миссией с чёткой целью. Таким образом всего за 12 серий авторы успевают показать катастрофы от разных лиц, тем самым полноценно осветив тему.

Альпинисты
Альпинисты

Глобально авторы делят серии на два типа: «Чтобы другие могли жить» и «Светлая сторона жизни». Оба этих типа совершенно разные. Если в первых нам показывают самоотверженных людей, делающих всё ради других, то вторые акцентируются на спокойной бытовухе. Свидания, прогулки, рассказ о другой профессии и душевные диалоги — вот о чём «Светлая сторона жизни». И я не могу сказать, что они плохи, просто они другие. Настолько другие, что невольно забываешь о том, какое аниме ты смотришь на самом деле.

Демонстрацией предыдущего тезиса можно назвать побочную арку про издательство, которая рассказывается от лица девушки Казухиро. В ней героиня пытается помочь продать как можно больше книг плохо продающихся авторов. Изначально мне эта арка показалась совершенно лишней, потому что работа девушки не так важна для главного героя. Но отвечая себе на вопрос «зачем она нужна?», я пришёл к выводу, что через неё авторы демонстрируют, что не только спасатели могут спасать жизни и переживать за своих «подопечных», но и редакторы. Эти профессии вообще схожи в том плане, что они стремятся помочь людям выжить, хоть и делают это очень разными путями. Так что, может, эта арка и лишняя, но она хорошо ложится в тему и общий посыл тайтла.

Издательство
Издательство

Все рассказанные в тайтле истории хоть и выглядят реально, на деле встречаются очень редко. Разбившийся истребитель, крупное землетрясение, пропажа туристической группы и застрявший фуникулёр — это по факту всё, что может вам предложить аниме. Но, учитывая короткий хронометраж тайтла, я нахожу такое количество большим. К тому же ощущается это как добротный блокбастерный аттракцион. Обыгрывается это и сеттингом, потому что ГГ не обычный спасатель, а один из лётчиков ВВС, которых вызывают только на самые экстренные ситуации. В этом плане тайтл ощущается смесью типичных русских сериалов про ментов/врачей и масштабных фильмов-катастроф. И такая ядрёная смесь работает по той причине, что здесь за каждой ситуацией стоят личные драмы спасателей, а авторы делают акцент на эмоции.

Землетрясение
Землетрясение

Настроение каждой истории тайтла довольно разное: где-то можно поплакать, где-то вжаться в стул от напряжения, а где-то, хоть и редко, от души посмеяться. И это довольно удивительно, потому что авторы умудряются выжать из одного концепта полный спектр эмоций. При этом тайтл не пытается выжимать из зрителя эмоции силой, а просто рассказывает реалистичные истории. Это очень хорошо заметно в том, что это аниме не пытается даже быть аниме. В нём нет каких-то типичных тропов, нет классических архетипов героев, да даже сама тематика уникальна. Это ещё больше сближает тайтл с западными работами. Так что, если вы считаете, что аниме исключительно для детей, рекомендую вам хотя бы просто почитать синопсис первой арки «Крыльев спасения».

Время караоке
Время караоке

В тайтле присутствует любопытный троп, который обыгрывается всю вторую половину хронометража: ситуация, произошедшая в прошлом, происходит вновь, но исход меняется. Примерно так можно это описать. Времени этому уделяют много, и этот троп позволяет понять, что, хоть профессия спасателя и может показаться одинаковой, на деле она непредсказуема и даже основная работа может закончиться плачевно. И вот в такой мрачной атмосфере спасатели всё равно умудряются сохранять позитив. Очень хорошей иллюстрацией этого послужит один из сокомандников ГГ, который каждую операцию превращает в игру «спаси как можно больше людей» и даже ведёт свой счёт. Правда, этот счёт не в его пользу, что показывает моральный труд профессии и ведёт к развитию главного героя.

Невозможно спасти всех. «Крылья спасения»

В тайтле не делается акцент на разжёвывании медицинских терминов или терминов спасателей, так что как учебное пособие по ОБЖ он вряд ли сработает. Да, в нём есть пояснения некоторых терминов, например, «краш-синдрома». Но они очень рандомные и редко встречающиеся, так что может вы их и запомните, однако вряд ли вам это пригодится.

В общем, с сюжетной точки зрения это аниме довольно сильно отличается от других.

Ближайшим его аналогом мне видится «Необъятный океан», только если бы авторы выбрали акцент на плаванье. Ну а что, посудите сами: оба тайтла рассказывают о новичке, который хочет заниматься чем-то другим, в обоих аниме есть профессиональный наставник и тренировки, а также оба тайтла являются повседневностями. Но всё же «Необъятный океан» про юмор и алкоголь, а «Крылья спасения» про работяг.

От мальчика до мужчины, от мужчины до профессионала

Шикимори выделяет в этом аниме трёх главных героев, и я с этим вполне себе согласен. Потому что именно они проходят свои арки развития и меняются по ходу сюжета. Есть у них, конечно, некоторые проблемы, но давайте сначала поговорим о том, кто они вообще такие.

Казухиро Учида — про него я уже писал, так что просто напомню — он пилот вертолёта, который мечтал управлять самолётом. По характеру он трудолюбивый, но морально уязвимый. Его очень легко задеть тем, с чем спасатели сталкиваются каждый день, и именно об этом рассказывает первая арка. Его развитие как раз строится на том, что эта работа не для него, он с ней не справляется. И эту арку многие хвалят, но мне она показалась слабой. Безусловно, он превращается из мальчика, который хочет летать на истребителе, потому что это круто, в мужчину, с огнём в глазах борющегося за жизни людей. Но создаётся ощущение, что большая часть причин таких изменений остаётся за кадром. Да, он проходит через жуткие картины, ближе знакомится со своим напарником и узнаёт его мрачное прошлое, видит смерти товарищей, однако этого будто бы недостаточно для настолько глобальных изменений. Возможно, такое ощущение появляется из-за того, что сам ГГ не очень любит распространяться о своих проблемах, из-за чего авторы будто бы оставляют зрителя осмысливать произошедшее самостоятельно. Но я не берусь судить плохо это или нет, просто для меня было странно.

Казухиро
Казухиро

Мэгуми Хасегава — та самая девушка Казухиро. Она работяга, любящая книги и стремящаяся добиться успеха в своей карьере в издательстве. Устроилась она туда недавно, поэтому отвечает за маркетинг, такая там система. Её сюжетная арка состоит в карьерном росте и осознавании, что её дело не такое простое, как ей казалось. А также в том, что она пытается найти баланс между работой и отношениями. На ГГ она похожа ещё и тем, что тоже устроилась туда, куда мечтала, но на другую должность, поэтому в этом плане они друг друга понимают. Вообще, они в целом ощущаются как живая и зрелая пара, которая, может, и не отличается оригинальностью в чувствах, но зато дорожит отношениями. Сама же Мэгуми называет их с Казухиро скучными, что лишь подчёркивает повседневность происходящего в тайтле.

Хонго — майор ВВС, наставник и напарник Казухиро. На работе он очень строг, особенно к новичкам, но зато является одним из лучших пилотов Японии. С первых же серий в его глазах чувствуется усталость и какое-то смирение с происходящим. Но, когда мы узнаём его поближе, становится очевидно, что он на самом деле очень сильно печётся о своих подопечных, да и строгий такой лишь потому, что хочет подготовить новичков к жести. Отличной демонстрацией этого послужит его цитата: «Просто хочу, чтобы пока я дома — помогали мне». И он может себе это позволить, потому что у него есть любящая жена и дочка. Также у Хонго имеется добротная предыстория, связанная с его напарником, грамотно объясняющая холодный характер, отношение к работе и дарящая несколько мощных сцен. А также показывающая насколько они с Казухиро на самом деле похожи. При этом его появления какие-то рандомные, непонятные. Как бы понятна его привязка к развитию ГГ, но на деле до последних арок они существуют как-то порознь. Не ощущается между ними никакой химии, а поведение майора раздражает. Тем не менее, к концу просмотра я могу назвать Хонго своим любимым персонажем тайтла, потому что все перечисленные мною минусы делают его живым, и это замечательно.

Самое главное, что можно сказать про здешних героев — они ощущаются не просто живыми, но ещё и взрослыми. Их поступки выглядят обдуманно, а мысли внятно и логично. Такое в аниме в целом встречается редко, либо я просто не натыкался на достаточное количество примеров. Потому что японцы очень любят гиперболизировать и у каждого героя какая-нибудь да черта характера выпирает. В «Крыльях спасения» же персонажи обычные люди. Да, со своими проблемами и заморочками, со своими фишками, но обычные. Особенно это заметно на совершенно не запоминающейся команде ГГ. Которая существует, выдаёт любопытные реплики и подтрунивает над Казухиро, но больше ничем не запоминается. Казалось бы, это плохо, но на деле как раз подтверждает мой тезис об их живости, ведь вспомните сами, многих ли вы запоминаете людей, пообщавшись с ними пару раз? В обычных аниме, скорее всего, да, потому что японцы стремятся делать яркие образы и нередко прибегают к разноцветным волосам. Но в реальности вряд ли, поэтому я нахожу эту фишку приятной.

Напарники ГГ
Напарники ГГ

В тайтле присутствуют арки и второстепенных героев, как раз происходящие в рамках различных катастроф. Вот эти персонажи очень даже запоминаются, а происходит это благодаря врезающимся в память событиям и мрачности происходящего в целом. Лично у меня это всегда вызывало мощный эмоциональный отклик, но нет никакой уверенности, что так будет у всех. Моя любовь к фильмам-катастрофам и работе спецслужб в кино тянется с самого детства, ещё со времён первого просмотра «Разлома Сан-Андреас». Разумеется, многие назовут фильм слабым, но я его люблю за масштаб происходящего и показ профессиональной работы спасателей. В аниме до «Крыльев спасения» я такое встречал лишь единожды, в «Получеловеке». То, как там был продемонстрирован отряд по борьбе с полулюдьми, до сих пор вызывает у меня приятные воспоминания. А «Крылья спасения» довели рабочий аспект до очень добротного уровня, не просто демонстрируя историю спасения, но и показывая спасаемых людей.

Командная работа
Командная работа

В общем, с героями в тайтле всё нормально, ибо именно они позволяют сполна переварить события тайтла и делают происходящее более реальным.

Как звучит и выглядит надежда

Как я уже и писал выше, за производство тайтла отвечала студия «J.C.Staff», о низком качестве рисовки которой я неоднократно высказывался в предыдущих текстах. И «Крылья спасения», к сожалению, не стали исключением.

В тайтле есть несколько очень уж похожих героев, и их невзрачно-блёклый дизайн так и норовит запутать зрителя. И ладно если ты в контексте аниме, тогда примерно можно понять кто есть кто, к тому же одинаковых героев обычно пытаются разделить в разные сцены или роли. Но если показать тайтл рандомному человеку — он вряд ли отличит даже девушку от парня. Особенно если видно только лицо. Даже во время просмотра это вызывало у меня некоторый диссонанс, из-за чего мой мозг стремился вставить главных героев в никак не связанные с ними арки.

В тайтле есть и разрушенные здания, и трупы, но самую жесть авторы оставляют за кадром. Рассмотрим на примере мёртвых людей. Нам показывают их тела, но всегда накрывают лица белой повязкой, потому что это довольно жуткое зрелище. Из-за этого я достаточно удивился, когда увидел в одной из последних серий труп в полный рост и с лицом. Как по мне, такая деталь делает тайтл более приземлённым и даже позволяет ощутить некоторое умиротворение в происходящем хаосе.

В основном же аниме нарисовано довольно стильно, хоть и очень мрачно и отталкивающе. И это довольно парадоксально, потому что в аниме очень много задних фонов, костюмов и сочных разрушений, но при этом есть дешёво 3Дшные вертолёты, а лица героев практически одинаковы. Но даже несмотря на все эти косяки, аниме нормально смотрится в наши дни и явно не вызывает рвотных приступов.

Саундтрек же очень разный. Где-то мотивирующий и бодрый, например в опенинге, а где-то размеренный и спокойный, например во время свидания. Именно саундтрек и подчёркивает происходящее в тайтле, что заметно уже с самого опенинга, который своим звучанием настраивает на просмотр военного, но меланхолично-спокойного аниме. А именно так я бы тайтл и описал.

Опенинг

Эндинг же скорее даёт проникнуться рабочей атмосферой, потому что на его исполнение авторы пригласили группу JAM Project, которая сильно позже напишет один из опенингов Ванпанчмена.

Эндинг

Также не могу не отметить интересный приём, который авторы используют. Они из обычной доброй попсовой песни делают мрачный похоронный марш. И для достижения такого эффекта им потребовалось всего лишь добавить контекст, из-за чего классная песенка про остров мне запомнилась, но совсем в другом ключе. Это отлично работает на атмосферу и показывает быт спасателей, для которых действительно самое обычное и позитивное может обернуться бедой.

Песенка про остров

Ещё в аниме используется интересный троп, превращающий самый обычный звук лопастей вертолёта в надежду. Это очень хорошо отражает суть спасателей и реализовано в аниме на ура.

В общем, с визуальной точки зрения всё нормально, но зато с аудиальной всё сделано на ура. Поэтому просмотр был приятным.

Итоги

Это аниме отлично демонстрирует то, что я бы хотел видеть от аниме индустрии в целом. По своей сути это рабочая повседневность с очень уж необычной тематикой и не самой сильной реализацией. Именно благодаря этой реализации J.C.Staff и может позволить себе браться за самые удивительные истории, из-за чего буквально каждое их аниме, которое я посмотрел, оставляло в моей душе исключительно положительные эмоции. И «Крылья спасения» не стали исключением. Да, у тайтла есть проблемы и некоторые из них довольно серьёзные, но благодаря своей теме и нетипичности мне он невероятно понравился.

Больше статей в моём паблике

39K39K показов
3.9K3.9K открытий
55 репостов
89 комментариев

@Блогосфера
@Виабу
Буду благодарен за репост)

Ответить

зачем из подсайта с большим охватом репостить в подсайты с намного меньшим колво подписчиков?

Ответить

Вот пример хорошего взрослого аниме, которое никому не нужно.

Ответить

10 лет назад я любил аниме, и искал серьёзные без кривляний, но всегда проходил мимо этого, так как... смотреть про спасателей? Ну в самом-то деле, сложно найти менее интригующую тему

Ответить

На самом деле мне кажется, что многим людям оно зайдёт
Просто о нём вообще никто не знает

Ответить

Там ещё манхвы про корейских пожарных очень даже неплохие, как и про докторов

Ответить

Можна пожалоста мне моё анимэ и мою авиацию не тратить на воэтовот, и так после неизобретательных иссык-кулей и неизобретательных продолжений остаётся четвертушка эфира от силы.

Всегда рекомендую Yomigaeru Sora врывающимся в посоветуй-трэд, желаюшим "без-школьников-сверхсил-мехи-моэ-гарема-иссыккуля-чегоещётам". Идеальное _анимэ, в котором нет анимэ_. Пусть похавают и зададутся вопросом, а нужно ли - и так средненькое анимэ, в котором даже анимэ-то и нет.

Таких процiдуралов (с мясными актёрами) каждая б/м развитая страна рожает себе в телеэфир регулярно. Но где E.R., например, - а где сабж.

Есть, действительно есть, хорошие анимэ-без-анимэ такого рода: Nasu: Andalusia no Natsu, Bobby ni Kubittake, Sennen Joyuu, Monster, Patlabor movie 2, The Cockpit. Есть Bartender - жирнейший гибрид. Есть дажэ _не анимэ в квадрате_, недавняя Le sommet des dieux.

Я на Планетки-то ворчу, что они рисованная Королева бензоколонки, прост ну правда очень хороши.
Да даж Blue Thermal (с сюжетом, скомканным в фрикадельку) больше существовать заслуживает.

З.ы. Но всё же, есть сабжу два побочных оправдания.
Это настоящий сэйнен, что по-настоящему редкость. Можно сказать, даже внеполовой, сэйненодзёсей. Это рас.
Причём - оригинальный телесериал, а не адаптация манки, это двас.

Ответить