«Лабиринт сновидений»: фантазия о реальности

Своеобразный мультипликационный триптих, представляющий собой путешествие на границе сна и реальности. Повествование построено на образно-чувственном восприятии, а сюжет больше напоминает галерею различных символов. Как и всякое произведение подобного рода, «Лабиринт сновидений» дает право каждому зрителю понять и интерпретировать историю по-своему. О фабуле и смысле мультфильма расскажу в этом материале. Для начала пару слов о создателях.

Детище основателей Madhouse и создателя «Акиры»

Madhouse – одна из известнейших и любимая многими студия, основанная в 1970-х годах. Идея создания мультфильма принадлежит японскому продюсеру Масао Маруяме и японскому режиссеру Ринтаро, являющимися соучредителями Madhouse. В реализации проекта принимала участие ещё одна студия – Project Team Argos. Аниме было выпущено в 1987 году и имеет длительность всего в 50 минут. Примечательно, что за такое непродолжительное время «Лабиринт сновидений» успел рассказать три полноценных истории, созданием которых занимались разные японские режиссеры.

«Лабиринт сновидений»: фантазия о реальности

Однако популярность сие творение приобрело не сразу. На него обратили внимание после выхода легендарной «Акиры» Кацухиро Отомо, который также принимал участие в создании «Лабиринта сновидений». Аниме нередко сравнивают с последующими работами режиссёра, такими как «Карнавал роботов» (также совместный труд нескольких творцов, в котором был задействован Кацухиро Отомо) и «Воспоминания о будущем». От себя добавлю, что с последними двумя мультфильмами ознакомлюсь в дальнейшем, и, возможно, напишу о них тоже.

<i>Кадр из аниме «Карнавал роботов»</i>
Кадр из аниме «Карнавал роботов»

С названием «Лабиринта сновидений» также не всё однозначно. Во-первых, дословный перевод с японского будет «История лабиринта», но с этим ладно. Во-вторых, можно обратить внимание, что на некоторых ресурсах мультфильм именуется как «Neo Tokyo». Все потому, что американская компания Streamline Pictures перевыпустила аниме в 1989 году, сделав отсылку к популярному на тот момент мультфильму «Акира», действие в котором разворачивалось в Нео-Токио.

«Лабиринт сновидений»: фантазия о реальности

Перейдем же к сюжету.

«Лабиринт лабиринтов»: путешествие в Зазеркалье

Как уже было сказано выше, мультфильм представляет собой три новеллы, разрозненных по содержанию, но объединенных общей тематикой. Связующее звено между ними – путешествие девочки Сати и её кота Цицерона в некий параллельный мир, куда они попадают, в прямом смысле просочившись через зеркало. Этот сюжет объединяет начало и конец мультфильма. Режиссёром этой части выступил Ринтаро.

«Лабиринт сновидений»: фантазия о реальности

Можно сказать, что Сати, оказавшись в загадочном лабиринте, присутствует там, скорее, не в физическом, а в метафизическом смысле. Всё продемонстрированное внутри «другого» мира, где девочка очутилась вместе со своим питомцем, по сути, является плодом разыгравшегося детского воображения. Как говорится, «смешались в кучу кони, люди», впечатления дня, возможно, обрывки разговоров взрослых. Обыденные вещи зачастую кажутся ребёнку чем-то таинственным. Тем более, такой предмет как зеркало, который даже у некоторых взрослых вызывает потусторонний страх.

«Лабиринт сновидений»: фантазия о реальности

Фантазируя, Сати представляет, как оказывается в иной реальности, в которую попадает через поверхность стекла. Там её и кота встречает клоун-проводник, а затем в кинозале они смотрят следующие два сюжета.

«Бегущий человек»: одержимость мечтой

Эта история, срежисированная Ëсиаки Кавадзири, рассказывает о некоем гонщике, мечтавшем обогнать своих соперников. С одной стороны, сюжет демонстрирует маниакальное следование сверхидее, которое приводит к печальному финалу. С другой, невероятную силу духа, позволяющую преодолеть все преграды, и даже смерть.

Учащенное сердцебиение, красные от напряжения белки глаз, взгляд, смотрящий строго вперед, руки, железной хваткой вцепившиеся в руль. Размытые силуэты машин-соперников сначала видятся как яркие световые пятна, но затем резко приобретают очертания. Они проносятся вперед. Но он, гонщик Зак Сью, не может позволить им победить его. Закадровый голос журналиста поясняет, что Зак Сью был участником «Жестокой гонки», в которой погибали многие. Однако сам Зак на протяжении десятилетия выходил из нее победетелем. Про него говорили, что его боится сама смерть.

В дальнейшем описании этого эпизода будут СПОЙЛЕРЫ. Если не смотрели, переходите к третьей части мультфильма.

«Лабиринт сновидений»: фантазия о реальности

Выясняется, что у Зака Сью есть способности к телекинезу, позволяющие ему уничтожать своих соперников. Он буквально заставляет машины противников взрываться на дороге. Он должен быть первым – это его единственная цель. В конце гонки, когда он уже обогнал всех существующих конкурентов, перед взором Зака продолжает маячить фантомный гонщик, похожий на призрака. Он стремится его обогнать, аккумулируя все силы на то, чтобы добраться до финиша, образ которого он видит на горизонте. Зак продолжает ехать, и его собственная машина начинает ломаться и воспламеняться. Удивительно и то, что датчики уже давно зафиксировали смерть Зака, который все еще продолжает участие в гонке. Чем ближе Зак оказывается к мнимому финишу, тем большему физическому распаду подвергается его тело и автомобиль. В конечном итоге машина взрывается, находясь в нескольких метрах от конечной цели.

Что хотел сказать автор этим эпизодом? Моя личная интерпретация такова: маниакальное стремление к бессмысленной цели способно уничтожить не только все вокруг, но и самого человека. Однако люди очень любят быть наблюдателями подобных процессов. Иначе откуда на смертельной гонке столько народу в зрительном зале? И зачем туда пришел журналист? Толпа всегда просит зрелищ. Вместе с тем, можно найти и иные смыслы. Например, я читала, что кто-то трактует данный эпизод как необходимость уничтожения физической оболочки с целью достижения трансцендентного идеала.

«Приказ о прекращении ремонтных работ»: продолжать нельзя остановить

Эпизод, созданный Кацухиро Отомо. В центре внимания оказывается автоматизированный город, полностью управляемый роботами. У роботов есть четкая задача: выполнить определенный объем работ к конкретному сроку. Однако получается так, что сменившееся в стране правительство требует прекратить строительство. Но роботы не слушаются, продолжая достигать поставленную цель.

Тогда на «переговоры» с роботами отправляют Цутому Сугиоку. Цутому видит, как беспощадно обходится робот-начальник со своими подчиненными. Замечая какую-либо неисправность в механизме, главный робот уничтожает его, вместо того, чтобы чинить. Кроме того, нагрузка на роботов-подчиненных растет каждый день. Аргументом является то, что строительство необходимо закончить к конкретному сроку и любые помехи на пути к этой цели будут ликвидированы. Также робот-начальник отказывается слушать Цутому, который требует остановить ремонт по приказу правительства.

В этом сюжете можно увидеть сатиру на японцев, трудоголизм которых считается чуть ли не национальной чертой. Не буду подробно останавливаться на этом моменте, так как смысл лежит на поверхности. Даже, если рассматривать историю в отрыве от политики и конкретной страны, истолкование действия будет схожим. Например, в сюжете можно увидеть ситуацию, в которой конечной целью начинают оправдывать средства для ее достижения. Или услышать нотки опасения перед будущим, в котором роботы могут выйти из-под контроля, начав представлять опасность для людей.

«Лабиринт сновидений»: фантазия о реальности

Вопрос в другом: если предположить, что все это – фантазии маленькой девочки, откуда в ее голове могли зародиться такие сюжеты? Быть может, детское воображение подобным образом трансформировало сюжет телепередачи или какую-нибудь ситуацию. Наверняка многие из нас могут вспомнить моменты из детства, когда наше сознание додумывало то, чего нет. Преобразовывало реальность, дополняя ее. Композиция мультфильма закольцовывается, в конце нам снова показывают девочку Сати и кота Цицерона, сидящих перед телевизором. Этим, как мне кажется, авторы намекают на то, что все увиденное нами не происходило в действительности.

«Лабиринт сновидений»: фантазия о реальности

В целом, это приятный мультфильм на вечер, созданный талантливыми режиссерами. Некий предтеча их будущих работ, впоследствии названных культовыми. Напоследок могу сказать, что американский журнал Paste присудил этому аниме 10 место в списке из 100 «лучших аниме всех времен».

Несмотря на то, что по большей части в Нео-Токио отсутствует какая-либо реальная тематическая связь, это краткий и мощный пример головокружительных высот технического мастерства и эстетических амбиций, которых может достичь аниме, попав в руки самых неподражаемых создателей среды.

Цитата из статьи в журнале Paste

С вами была Анастасия

126126
11 комментариев

Есть ещё прекрасная картина Memories от этой же студии

3
Ответить

Планировала посмотреть в ближайшем будущем

1
Ответить

О Лорн на скрине

2
Ответить

Даа, там два скрина, использованных в их видео (или не их, но с треками Лорн)
https://youtu.be/mauV2NdCs60
https://youtu.be/QMQiMosF1B0

3
Ответить

Ну и почему этот пост ещё никто не лайкнул?

1
Ответить

Посмотрим. Спасиба за наводку!

1
Ответить

Будем посмотреть

1
Ответить