Посмотрел сиквелы FLCL, чтобы вам не пришлось (или пришлось?)

Рассказываю, к чему пришёл «Фури-Кури» спустя 18 лет

Посмотрел сиквелы FLCL, чтобы вам не пришлось (или пришлось?)

Многие из вас скорее всего даже не в курсе, что у FLCL существует продолжение; FLCL: Progressive и Alternative, созданные студией Production I.G., работавшей над оригинальным тайтлом вместе с Gainax, и в будущем получившей права на франшизу. Будучи ярым фанатом первого сезона, мне суждено было рано или поздно ознакомиться и с этими продуктами. Вот недавно словил вайб, ознакомился и мне есть, что сказать.

В этой статье разбираемся, что случилось с FLCL в следующих двух фильмах.

Текст рассчитан на людей, знакомых с «Фури-Кури», понимающих его неоднозначность и что в нём происходит хотя бы в общих чертах. Если вы не из их числа, у меня есть небольшая заметка, в которой я без спойлеров попытался рассказать, что это такое и с чем его есть.

Фури-кури 2 / FLCL Progressive (2018)

Посмотрел сиквелы FLCL, чтобы вам не пришлось (или пришлось?)

Перед написанием этого текста я думал, что смогу абстрагироваться от сериала двухтысячного года и у меня получится непредвзято оценить продолжение.

Я ошибся.

Но это произошло не из-за того, что я фанат оригинала, раньше было лучше и у соседей трава зеленее. Просто FLCL: Progressive не выглядит как нечто новое и продолжающее. Не сравнивать его с изначальным FLCL не получится, ведь этот фильм — плохой ремейк/переосмысление. От него во все стороны исходит запах вторичности. Здесь используются те же шаблоны персонажей, те же треки, порой даже одинаковые сцены. И самое удивительное, что имея готовый набор паттернов для построения истории, проверенной временем, у новых авторов получилось сделать всё намного хуже и преснее.

Стоит оговориться, что в проекте участвовал сам Кадзуя Цурумаки, автор оригинального произведения. Но тут он выступал лишь в качестве менеджера и ментора. Основную работу проделали целый ряд режиссёров, ни один из которых не был задействован в производстве первого FLCL. Это ни в коем случае не камень в огород этих замечательных людей, просто намёк на их непонимание каким должен быть фильм.

Как восемь мудрецов идейного наследника создавали
Как восемь мудрецов идейного наследника создавали

C прелюдией покончено, идём дальше.

С момента событий оригинала прошло какое-то время. Если судить по повзрослевшему Наоте, замеченному в опенинге — около 10-15 лет.

Повествование ведётся от лица замкнутой девочки Хидоми. Она — самый что ни на есть «dead inside» из интернет-мемов. Эмоции ей чужды, одноклассников не понимает, город скучный и не способен преподнести сюрпризов. И на главном герое различия между оригиналом и Progressive заканчиваются. Завязка истории полностью идентичная: героиню так же сбивает машина, провоцирующая появление странного рога на лбу, а Харуко теперь учительница в местной школе, присматривающая себе подходящего для её целей подростка.

Посмотрел сиквелы FLCL, чтобы вам не пришлось (или пришлось?)

Проблематика в фильме та же самая — внутренняя зрелость и взросление. Только подана она трижды пережёванной, чтобы все уж точно всё поняли. Это касается всего произведения. Здесь не будет непонятных моментов, конечно если сравнивать с первым FLCL. Как роботы вылезают из головы с помощью сильных эмоций или стресса, как происходит телепортация и как Харуко находит себе потенциальную жертву-телепорт — всё рассказывается в лоб и максимально простым языком. В фильме нет места «для подумать» и оттого просмотр становится скучным и пресным.

Как я уже говорил выше, персонажи тоже вторичные и плоские. Слегка выделяется только сама Хидоми (хотя в целом она напоминает депрессивную Мамими) и её внутренняя проблема. Если Наота в FLCL был окружён «детьми», а сам пытался стать взрослым и на что-то повлиять, то Хидоми, в свою очередь, просто смирилась. Из Наоты вылезали роботы, когда он либо испытывал сильный стресс из-за боязни потерять близкого, либо при ощущении чего-то, что ломало бы его картину мира. Девушка же становится «пригодной» для телепортации просто при ощущении любых эмоций. Через Хидоми всё так же рассматривается процесс взросления, но теперь это переходный возраст с ярко-выраженной апатией и отстранённостью. Её даже мать называет цундере, чего уж тут.

Что касается остальных персонажей — для каждого из них можно с легкостью найти «прототип» из оригинального тайтла. Тут есть свои Наота, командир Амарао, батя Камон и пара одноклассников-идиотов. Но с оговорочкой.

Персонажи Progressive сделаны разными и чудаковатыми потому что так было в оригинале, а вот ПОЧЕМУ они были такими в оригинале, и почему первый FLCL работал как цельная история — авторы догадаться на смогли. Там была грустная курящая девочка Мамими? Ну давайте мы тоже сделаем «мёртвую внутри» героиню с суицидальными наклонностями, раз так нужно. А то что у Мамими за кадром был ад вместо подростковой жизни и все причины так себя вести — не особо важно.

Посмотрел сиквелы FLCL, чтобы вам не пришлось (или пришлось?)

Возможно мои слова звучат как брюзжание старика, не желающего отпускать прошлое, но спешу заметить — я ньюфаг, и с FLCL познакомился относительно недавно. Просто меня угнетает факт того, что к этому фильму прилепили такой знак качества. Как самостоятельный тайтл Progressive может работать и доставлять сомнительное удовольствие, но как часть франшизы FLCL не выдерживает никакой критики.

Да, фильм немного расширяет вселенную, иногда рассказывает интересные вещи о Харуко или Атомске, но основной сюжет никогда не был главным звеном в FLCL, выстроенном на личных историях героев. Так что это всё ещё сиквел произведения, которому сиквел не был особо нужен.

Посмотрел сиквелы FLCL, чтобы вам не пришлось (или пришлось?)

Если подводить какие-то итоги — Progressive это результат самокопирования, прошедший через призму 18-ти лет.

Разнос этого поделия мог бы стать отдельным лонгом, но кому оно нужно. Поэтому кратко:

  • Всё максимально упрощено. Начиная с сюжета, заканчивая посылом и персонажами. Отдельного упоминания стоит сама Харуко, которая потеряла весь свой шарм и провокационность.
  • Экшен и юморески в подмётки не годятся оригиналу. Но не в плане качества. Нарисовано аниме круто, особенно пятый эпизод, ради которого, возможно, и стоит посмотреть фильм. Проблема здесь в том, что экшен находится в вакууме и ни как не синергирует с персонажами или сюжетом. Он просто есть. Без какой-либо почвы под собой, красивый и бессмысленный.
  • Хоть большая часть музыки и заимствована у предшественника, новые треки the pillows всё так же хороши. Но это тоже не играет на руку проекту. Происходящее в нём просто не на том уровне, который ждёшь при звучании этих, пробирающих до мурашек, композиций. К счастью, послушать их можно и отдельно от фильма.

Фури-кури 3 / FLCL Alternative (2018)

Посмотрел сиквелы FLCL, чтобы вам не пришлось (или пришлось?)

Казалось бы, после такого неудачного начала можно понять, что студия просто решила доить обретённую франшизу сколько сможет. А значит сейчас побухтим и разойдёмся.

А вот и нет.

Я действительно хотел дать шанс сиквелам и не клеймить их сразу же плохими словами. И если Progressive стал халтурой, состоящей из шматков идей и обёрток оригинала, то Alternative, напротив, оказался FLCL до мозга костей, но с нюансами.

Очень трудно рассказывать о втором фильме, так как это не FLCL в привычном понимании. Название отлично его характеризует. Он «альтернативный» абсолютно во всём: экшена здесь намного меньше, а сам тайтл большую часть времени выглядит как моэ-слайс про милых девочек и их милые занятия. Звучит посредственно, я понимаю. Но не всё так однозначно.

Два сиквела создавались и вышли одновременно, под руководством двух разных команд. Из них только авторы Alternative понимали, на чём строился оригинальный FLCL. Он рассказывал истории. Безумие и абсурд, лежащие на поверхности всегда были лишь ширмой для скрытых поглубже переживаний и проблем персонажей. И авторы второго фильма смогли если не повторить, то максимально приблизиться к сути изначального сериала.

Посмотрел сиквелы FLCL, чтобы вам не пришлось (или пришлось?)

Во главе угла как всегда стоит тема взросления. Но здесь она вывернута наизнанку. Главная героиня — семнадцатилетняя Кана, сама показана подростком, который не знает, что ждёт его в будущем. Школа скоро кончится, друзья во всю строят планы будущих карьер и разговаривают об отношениях. Ведут себя как взрослые, пытаются стать чем-то большим, чем они есть.

Кана же, в отличие от всё того же Наоты, хотевшего повзрослеть, наоборот мечтает о том, чтобы ничего не менялось. Она ценит своих друзей больше себя и боится осуждения окружающих за отсутствие собственных целей. В целом, темой человеческого эгоизма пропитано всё произведение. «Настоящие взрослые» заняты исполнением лишь своих желаний, а дружбу считают фикцией, ведь полагаться можно только на себя.

Посмотрел сиквелы FLCL, чтобы вам не пришлось (или пришлось?)

Alternative стал зеркальным отражением оригинального FLCL. Местами он жутковатый, местами депрессивный и жестокий. Вместо светлого будущего здесь радужное и беззаботное настоящее. Мрачный утюг посреди города сменился торговым центром, а власти рекламируют космическую программу на Марс для каждого. Постепенно этот счастливый образ будет разрушаться, а сюжет намекать — дальше будет только хуже, цени то, что имеешь сейчас.

Персонажи прописаны на первый взгляд шаблонно, но со временем осознаёшь, что в этом и была задумка автора. Каждая из подруг Каны в своей небольшой арке стремится к самореализации, но каждая терпит неудачу. При этом уроки из ошибок не выносятся, эгоистичные люди продолжают думать только о себе.

Да, проблематика может показаться дурацкой и преувеличенной. В общем-то так и есть, первый FLCL рассказывал о более серьёзных вещах более искусными путями. Но огромная заслуга Alternative в том, что у него есть своя идея, видение, как эту идею показать, и атмосфера, очень близкая к FLCL.

Посмотрел сиквелы FLCL, чтобы вам не пришлось (или пришлось?)

В двух предыдущих тайтлах герои были 14-летними, здесь же Кане семнадцать и это сказывается. FLCL и Progressive были сумбурными и постоянно суетились. Темп в Alternative куда медленнее, а ситуации реалистичнее. Как ни странно, атмосфера фильма напомнила любимую мной Life Is Strange, особенно в последнем эпизоде.

Отдельным достоинством для кого-то может оказаться и то, что сиквел вообще не разговаривает загадками. Сюжет целостный и понятный, сидеть и додумывать ничего не придётся. Харуко тоже вернулась, снова вносит сумятицу, но и её история стала намного яснее.

В итоге, Alternative это замечательная попытка посмотреть под другим углом и задать другие вопросы. Вместо того, чтобы заниматься калькой, авторы решили сделать по-своему. Что-то получилось, что-то — нет, но это куда лучше, чем вторичный шлепок непонятной субстанции в виде FLCL: Progressive.

Посмотрел сиквелы FLCL, чтобы вам не пришлось (или пришлось?)

Хочется подвести некую черту. Сразу хоронить сиквелы точно ошибка. С мнением о паразитировании на бренде (было бы на чём паразитировать) я тоже не согласен. По крайней мере пока что, ведь уже анонсированы два новых тайтла по франшизе. Разумеется, по мере выхода я буду их смотреть и непременно поделюсь впечатлениями.

Что касается рассмотренных в статье проектов. В системе координат законченного фаната оригинала получается примерно так:

  • FLCL 2: Progressive — смотреть строго с заниженными ожиданиями. В лучшем случае почерпнёте немного лора вселенной, в худшем — заработаете новый объект для ненависти. От меня 4/10 за хорошее визуальное качество, пару новых треков the pillows и дизайн Хидоми.
  • FLCL 3: Alternative — для фанатов FLCL, любящих тайтл не за весёлый экшен и сумбур, а за нарративное повествование и атмосферу. Шизы и СПГС'еры — это вам (мне). 7.5/10, может отпугнуть сниженный градус безумия и немного провисающая середина фильма (3-4 эпизоды).

Не знакомым с франшизой могу лишь посоветовать начинать с оригинала, а там либо понравится, либо нет. Progressive ещё может зайти как самостоятельный артхаус «на разок», но Alternative как повседневность без понимания контекста вряд ли сработает.

<i>Да, я снова говорю о FLCL, а что?</i>
Да, я снова говорю о FLCL, а что?
7.6K7.6K показов
2.1K2.1K открытий
32 комментария

3 сезон довольно неплох.

Жду Shoegaze только потому, что там режиссёр Alternative и пока тоже смотрится интересно.

Ответить

Его совсем немного показали, но да, похоже может что-то годное выйти

Ответить

Продолжениям отказать и не тратить на это время. FLCL уникальная вещь.

Ответить

Текст и писался для того, чтобы показать, что это не совсем верный подход. Тем более продолжения ни как не умаляют уникальность оригинала.

Ответить

Первый просмотр "Прогрессивы" (в год выхода) - ну ок, норм 7/10.
Первый просмотр "Альтернативы" в год выхода - тупое говно тупого говна 2/10.
Второй просмотр "Прогрессивы" (прошлая неделя) - нууууууууууууууууууу слип 5/10.
Второй просмотр "Альтернативы" (прошлая неделя) - забавненько местами в первой серии и дальнейший слип 5/10.

Жду из очередных двух продолжений тока "грунж" и ваще лучше б этих продолжений не было.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

А как человек посчитавший хотя бы при первом просмотре 2 сезон «норм» — на что ты опирался? Действительно интересно

ваще лучше б этих продолжений не было.

Если сделают что-то новое и самобытное как 3 сезон, то почему бы и нет.

Ответить