Panty & Stocking и искусство дразнить. Как монтаж и стилизация подогревают интерес к сериалу

В преддверии продолжения разбираем приёмы, которыми удерживал внимание оригинальный сериал.

Panty & Stocking и искусство дразнить. Как монтаж и стилизация подогревают интерес к сериалу

Panty & Stocking with Garterbelt (в неофициальном переводе: «Труська, Чулко и пресвятой Подвяз») — анимэ-сериал студии Gainax, вышедший в 2010 году. Сериал запомнился нетипичной для анимэ стилизацией, близкой американской анимации, непристойными темами и героинями, тонной пародий, экшена, абсурда и саундтреком из клубной музыки.

Несмотря на вводные данные, которые могут оттолкнуть многих зрителей, благодаря формату (каждая серия по 23 минуты разбита на 2 законченные истории по 10-12 минут) PSG удается балансировать прекрасное и ужасное и сохранять своеобразный шарм, множество раз вознаграждая зрителя за просмотр.

Они ангелы, буквально

Пэнти (Труська) и Стокинг (Чулка) Анархия, сёстры-ангелы, изганные из Рая борются с демонами, попутно развлекаясь на Земле, как только могут — и десертов, и мужчин они находят в избытке. Их приключения сопровождает изобретательная анимация: упрощенный стиль позволяет добиваться большей динамики сцен и с легкостью менять цветовые палитры, подчёркивающие настроение происходящего.

Следить за сюжетом интересно уже за счёт уровня анимации и харизматичных героинь, однако однообразие туалетного юмора может утомить: у разных людей разные серии вызовут наибольший дискомфорт — в сериале уделили время, наверное, всем биологическим жидкостям человеческого организма. Но благодаря тому, что серии короткие, неприятные эпизоды не успевают затянуться, и их легче переждать, а возможные награды за продолжение просмотра велики.

Искусство неразрешения

Одна из ключевых особенностей сериала — переход между более карикатурным и более реалистичным стилями. Сериал нарисован упрощённо, и благодаря этому он воспринимается несерьёзно: город превращается в руины из-за разборок сестёр, но никто не переживает из-за разрушенных зданий и пострадавших; Труська сражается с врагами без трусов, но это смущает не больше, чем два кружка и овальчик, нарисованные на заборе. Поэтому, когда стилистику нарушают более реалистичные фрагменты, внимание зрителя приковывается к экрану.

Впервые стиль сменяется во время битвы Труськи и Чулки с первым боссом — Дерьмодемоном. Из 11-минутной серии почти одна минута (50 секунд) посвящена сцене трансформации: сёстры надевают ангельские платья и снимают соответствующие предметы одежды, которые превращаются в оружие. Всё это сопровождает танцевальный трек Fly Away от TeddyLoid, который будет звучать в каждой сцене превращения сестёр.

Сцена превращения поражает не только прорисованностью деталей, но и скоростью монтажа и движением камеры. За счёт динамичности самих движений девушек в совокупности со сменой позиции камеры (изображение буквально поворачивается на 90, 180°) и довольно частой смены кадров — 10 склеек за 50 секунд, для сравнения, в первой сцене превращения Сэйлор Мун 1992 года за это же время их 5 — зрителю не удаётся рассмотреть детали нарисованного художниками, получается только уловить общее движение и происходящее.

Однажды увидев эту сцену и не успев её рассмотреть, зритель будет ожидать её в следующих сериях. Но и в них это сделать не получится: сцена становится короче, часть кадров вырезается, часть — объединяется. Как не будет и времени, чтобы расслушать музыку и насладиться ей достаточно.

Этот приём PSG использует на протяжении всего сериала. PSG подкидывает что-то интересное: красивую реалистичную сцену или новую музыкальную тему, которую хочется распробовать. Но увы! Сцена промелькнёт перед глазами за пару секунд, так же быстро прозвучит музыка.

<p>Вы можете лицезреть Чулку крупным планом целую секунду.</p>

Вы можете лицезреть Чулку крупным планом целую секунду.

Всё это заставляет продолжать смотреть Panty & Stocking with Garterbelt и ожидать новых серий и новых объектов интереса. Даже если в некоторые моменты становится скучно или некомфортно, через совсем небольшое из-за миниатюрности серий время появится что-то, чему захочется уделить внимание — сцена превращения, которую никак не успеешь разглядеть, мелькнувший 25-м кадром портрет или приятная музыкальная тема.

Казалось бы, если более реалистичная стилизация так привлекает внимание, почему весь сериал не анимирован в ней?

Сотрудники Gainax, очевидно, ожидали этот вопрос, и так появился один из эпизодов 5 серии — Vomiting point («Точка тошноты»). Город нарисован реалистично, и единственный раз за весь сериал сюжет посвящен не приключениям Труськи и Чулки, а обыденной жизни жителей города. Внезапный переход от сахарной беззаботности пугает и вызывает беспокойство. Жизнь, оказывается, вполне реальная и полная унижений. А люди, массовка, на которую никто не обращает внимание, страдают.

Какой бы дискомфорт ни вызывали остальные серии PSG, будь это серия о ковырянии в носу или путешествиях по школьной канализации, он не сравнится с ужасом обыденной жизни, в которой тебе ближе клерк с проблемами на работе, чем бессмертная и прекрасная супергероиня. И реалистичная стилизация отлично передаёт этот ужас.

Наверное, если бы PSG был нарисован иначе, это не был бы настолько весёлый сериал. Разрушенный город и разбросанные конечности смущают намного сильнее, когда это не несколько схематичных начертаний, — сериал вполне сошел бы за фильм ужасов, а не комедию.

Так что PSG следует фразе «хорошего помаленьку», и сцены реалистичной анимации служат акцентами. В противном случае никто не ожидал бы моментов, когда Труська или Чулка снова промелькнут в полноценной форме. Эти акценты поддразнивают и никогда не длятся достаточно, чтобы пресытить.

К тому же, если бы PSG был нарисован реалистично, он легко перешел бы границы порнографии, чего не происходит из-за условности рисунка. Но и более откровенные реалистичные сцены не успевают ощутиться возмутительно неприличными из-за скорости монтажа. Для примера можно сравнить монтаж в клипах виртуальной ютьюберки Houshou Marine. В I’m Your Treasure Box сцены длиннее, и они менее динамичные (например, сцена на 1:49 — 2:06), из-за чего эффект становится обратным. Где PSG дразнит и подогревает интерес, вызывая желание пересмотреть, I’m Your Treasure Box раскрывает все карты. Разница восприятия создается исключительно за счёт монтажа.

Этот приём используется не только в реалистичных акцентах, но и во всем сериале в целом. Чтобы рассмотреть все иллюстрации в опенинге (41 склейка на 30 секунд) или клипе на D City Rock (12 склеек c 3:22 по 3:42) понадобится ставить на паузу, что означает дополнительное вложение времени и для 2010-го скорее всего покупку Blu-ray.

Но в PSG есть еще один момент перемены стиля, который также всегда ожидается зрителем и служит комическим разрешением конфликта. После победы героинь над демоном, он красочно взрывается в стиле токусацу.

Токусацу («специальные эффекты») — жанр преимущественно японского кино о супергероях, монстрах и роботах, которое снимают с применением костюмов, кукол и макетов объектов инфраструктуры. К примеру, оригинальная «Годзилла» 1954 года относится к жанру токусацу, так как при съёмке были использованы миниатюрные модели города, по которому ходил актёр в костюме Годзиллы (причём костюм весил около 100 килограмм).

На заре существования студии в 1980-е Gainax в дополнение к основной работе снимали пародии на популярные токусацу-франшизы того времени — Taiyo Sentai Sun Vulcan, Kaiketsu Zubat, Ультрамена. По-видимому, опыт студии в токусацу проявился в PSG в сценах уничтожения демонов, добавив им комичности и сделав их запоминающимися.

Возвращение Ультрамена (Анно Хидэаки, 1983)

В итоге у Gainax получился позитивный сериал, в котором не слишком приличное добро всегда побеждает такое же не слишком приличное зло. Стилистическое разнообразие с реалистичными акцентами удерживает внимание, а быстрый монтаж оставляет ощущение неудовлетворенности. Благодаря ему с Panty & Stocking with Garterbelt хочется побыть подольше и ожидать новых сюжетных поворотов, вопреки возможному дискомфорту от содержания сериала. Интересные моменты хочется пересмотреть, а саундтрек — переслушать (в моём плейлисте плотно обосновались Theme for Scanty & Knee Socks и CHOCOLAT). Всё это работает на вовлечение во франшизу даже после окончания просмотра.

9292
43 комментария
11
Ответить

В преддверии продолженияВсё ещё не верю. Дождались

3
Ответить

Мимо меня как-то прошёл, когда выходил, только музыка понравилась, а потом я повзрослела, и стало весело)

2
Ответить
3
Ответить

Хорошие мысли.
Смотрела ультра давно, и вот даже по туалетным названиям не уверена, что зашло бы сейчас. Так что, наверное, пропущу второй сезон

2
Ответить

Спасибо!
Мне очень понравились экспериментальные приёмы и использование монтажа) Мне с таким интересно знакомиться, даже если я обычно не смотрю фильмы/сериалы с такими сюжетами. Не могла представить, что сяду писать о PSG, но слишком понравилось, как гладко всё срабатывает. Очень редко встречаю такие изящные ходы.
По этой же причине было безумно интересно смотреть «Любовное откровение» Соно Сиона, хотя фильм не менее специфичный, и в нём тоже много намешано. Но еще и проблематизируется современная автору Япония.

3
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить