Eva: Актуальная классика в дизайне меха

В честь двадцатипятилетия «Евангелиона» поговорим о дизайне огромных боевых существ, которые покорили сердца миллионов.

Eva: Актуальная классика в дизайне меха

Что случилось?

25 лет назад в этот самый день, на телевизионные экраны вышло одно из самых культовых аниме современности — «Neon Genesis Evangelion» и быстро завоевал сердца множества зрителей.

«Евангелион» до сих пор очень популярен в Японии: персонажи аниме рекламируют одежду, магазины продают самые разные товары, брендированные под сериал: от шуруповертов до спальников.

Теперь ощутить себя пилотом Eva-01 может каждый.
Теперь ощутить себя пилотом Eva-01 может каждый.

В честь приближающегося юбилея сериал вновь оказался в центре внимания. Праздник решили отметить с размахом: к этому дню монетный двор Японии должен был выпустить памятные монеты с изображением Eva-01, Синдзи Икари и Аянами Рей.

Стоимость набора монет в честь 25-тилетия Neon Genesis Evangelion составит около 130 долларов. В него войдут шесть монет: номиналом в 1, 5, 10, 50, 100 и 500 иен.
Стоимость набора монет в честь 25-тилетия Neon Genesis Evangelion составит около 130 долларов. В него войдут шесть монет: номиналом в 1, 5, 10, 50, 100 и 500 иен.

Мы же хотим поговорить о том, что любим больше всего — о дизайне. В фокус нашего внимания попали Eva — гигантские киборги, спасающие человечество от ангелов.

Кто ты, Eva?

Многие воспринимают «Ев» как роботов, но это не верно. По задумке авторов, они представляют собой некую живую органическую сущность со встроенными кибернетическими и компьютерными компонентами.

«Евы» закованы в броню, которую ошибочно считают роботизированным элементом. Под ней прячется их настоящая сущность. Эта самая «броня» — это даже не доспех, а средство контроля над гигантским человекоподобным существом, созданное сотрудниками корпорации NERV. Пожалуй, для чего-то другого, помимо контроля, служат содержащиеся в ней «хранилища» для боевых установок — Progressive Knife (нож модификации 01) и пусковая шипованная установка юнита — 02.

Пилоны на плечах Eva-01 и Eva-02 служат хранилищами для оружия, используемого в бою. Progressive Knife в руках Eva-01 выглядит довольно внушительно, как и последствия применения шипованной установки Eva-02.
Пилоны на плечах Eva-01 и Eva-02 служат хранилищами для оружия, используемого в бою. Progressive Knife в руках Eva-01 выглядит довольно внушительно, как и последствия применения шипованной установки Eva-02.

Как появились Eva?

Глядя на «Ев» сегодня, сложно поверить, что их дизайн мог бы быть совсем другим — а ведь предпосылки были. Особенности управления Eva заключаются в их пилотировании подростками, эту идею авторы позаимствовали у Gundam — одной из самых продолжительных аниме-франчайз. Важное отличие: в Gundam пилоты управляют не живыми сущностями, а именно роботами.

Контроль над «Евами» производится из специальной капсулы, и только если у пилотов получается синхронизироваться ними в достаточной степени. При этом Eva должны быть снабжены душой матери пилота. Именно это условие не позволяет пилотам обмениваться евангелионами. Справедливости ради стоит заметить, что в эксперименте Рицуко по смене пилотов (эпизод 14) Рей всё же смогла синхронизироваться с Eva-01, но это скорее исключение, чем правило.

Также в отличие от пилотов Gundam, пилоты Eva настолько сливаются со своими «машинами», что начинают чувствовать на себе все повреждения, наносимые в бою — до такой степени, что вполне могут погибнуть от фантомной боли.

Аска и копье Лонгиния
Аска и копье Лонгиния

Бои с участием Eva довольно жестоки, и зачастую гиганты могут быть серьёзно повреждены. Казалось бы, с учётом их биологической сущности, без брони они маложизнеспособны, но это не так: евангелионы достаточно быстро регенерируют. При этом они восстанавливают себе как внутренние органы, так и оторванные конечности. В некоторых случаях это удается не без вмешательства NERV.

От внутренней сущности к внешнему дизайну

С самого начала «Евагелиону» пришлось вступить в «противостояние» с Gundam. Когда Икуто Ямасита, дизайнер практически всех модификаций Eva, представил своё творение, ответственный за мерч строго заметил, что этот дизайн продаваться не будет. Казалось бы, что общего, между фигурками роботов и аниме?

Но в Японии на первом месте стоят именно фигурки. Значительную, даже большую долю прибыли от выхода в свет фильма студии получают за счёт мерча. Для их продажи и распространения создают специальные магазины.

Например, такой:

Gundam Cafe — это тематическое кафе, посвященное крайне популярному аниме-сериалу Mobile Suit Gundam. При кафе есть сувенирный магазин, в котором можно купить товары с изображением персонажей и атрибутики сериала и сувениры.
Gundam Cafe — это тематическое кафе, посвященное крайне популярному аниме-сериалу Mobile Suit Gundam. При кафе есть сувенирный магазин, в котором можно купить товары с изображением персонажей и атрибутики сериала и сувениры.

Или такой:

Зайдя в магазин Евангелион в Харадзюку, вы сразу почувствуете себя участником сериала: как будто только что посетили штаб-квартиру NERV.
Зайдя в магазин Евангелион в Харадзюку, вы сразу почувствуете себя участником сериала: как будто только что посетили штаб-квартиру NERV.

Несмотря на все опасения коллег, Ямасита продолжил работу в прежнем ключе. Избрав ту же стратегию, что и в Gundam, он использовал образ японского демона (чёрта, беса) «они», который помимо прочего считается людоедом. Особенность его изображения — два рога, торчащие из головы. В Gundam это очень хорошо прочитывается:

Может показаться, что робот-гандам носит шлем, это не так. С точки зрения дизайна, у него есть «лицо». Он похож на робота, но дизайн головы имитирует человеческие черты — подобие носа и глаза. А о головах «Ев» рассказываем ниже.
Может показаться, что робот-гандам носит шлем, это не так. С точки зрения дизайна, у него есть «лицо». Он похож на робота, но дизайн головы имитирует человеческие черты — подобие носа и глаза. А о головах «Ев» рассказываем ниже.

Поскольку в основе киборга-евангелиона лежала не роботизированная машина, а живой организм, дизайнер заменил жёсткие угловатые линии на более плавные, максимально приближенные к очертаниям человеческого тела. Поэтому все фрагменты доспеха куда активнее отсылают нас к мышечной системе и анатомии человека.

Подобный дизайн полностью отвечал задумке Хидэаки Анно, режиссера фильма:

Я хотел создать впечатление, что за "роботом-монстром" скрывается громадный человек, нежели действительно робот

Хидэаки Анно

При чём тут Джонатан Свифт?

По словам Ямасито, он хотел создать некоего гиганта, едва сдерживаемого людьми. Поэтому помимо Gundam, художник выбрал подходящий образ из литературы — Гулливера в стране лилипутов.

Исходником для создания дизайна послужила сказка "Путешествия Гулливера

Икуто Ямасита
Джонатан Свифт «Гулливер в стране лилипутов»: Гулливер был похож на рыбу, которую поймали в сеть.
Джонатан Свифт «Гулливер в стране лилипутов»: Гулливер был похож на рыбу, которую поймали в сеть.

Человек или всё же демон?

В «Евангелионе» демонический образ сгладили и стилизовали. Остался скорее некий намёк на «они», чем его яркое воплощение. Самые характерные демонические черты, присущие «они», претерпели изменения: у модификации Eva-01 остался всего один рог, а у модификации 02 они едва ли угадываются. Весь процесс создания дизайна можно легко проследить по скетчам Ямасито:

Дизайн голов Eva менялся много раз, всё больше отходя от демонического облика. Но определенные нечеловеческие элементы сохранялись — рога и наличие дополнительных глаз.
Дизайн голов Eva менялся много раз, всё больше отходя от демонического облика. Но определенные нечеловеческие элементы сохранялись — рога и наличие дополнительных глаз.

Броня как особенность характера

Внешняя сдерживающая броня отличается у всех юнитов. Отчасти это обуславливается количеством глаз у изначальных сущностей: так, у Eva-00 в шлеме фигурирует один глаз, у Eva-01 – два, а у Eva-02 их уже четыре, в то время как у серийных беспилотных моделей Eva-05-13 вообще нет глаз.

Скорее всего, это связано с тем, что последние модели не нуждались в пилотировании, а, следовательно, и «души» у них тоже не было. Кроме того, серийные модификации не нуждались в дополнительном кабеле, поскольку энергия вырабатывалась внутри Eva (с помощью S² двигателя), что, опять же, повлияло на дизайн. Сверхбыстрая регенерация, новое оружие, отличное от предыдущих образцов, а также запланированное участие Eva-05-13 в перерождающем Ритуале добавили им крылья, чего не наблюдалось у пилотируемых моделей.

В целом, тела Eva-00, Eva-01 и Eva-02, а также Eva-05-13 выглядят одинаково — разница лишь в цвете. Но при ближайшем рассмотрении, нагрудные пластины Eva-01 отличаются от остальных.

Очень хорошо видны различия в шлемах и как отличительная особенность - нагрудные пластины Eva-01.
Очень хорошо видны различия в шлемах и как отличительная особенность - нагрудные пластины Eva-01.

Сложно сказать, что именно повлияло на дизайн. Возможно, таким образом создатели аниме решили уточнить различие между евангелионами и выделить именно этого. Есть мнение, что это различие подчёркивало присутствие в Eva-01 человеческой души (матери Синдзи Икари), что, впрочем, не является чем-то особенным, ведь в Eva-02 также содержалась душа (матери Асуки) и даже Eva-00 не была «бездушной».

В дизайне Eva прослеживается видимое различие, особенно в последней модификации: голова из «демонической» и похожей по очертаниям на человеческий череп меняется на китообразную, с широкой пастью и полным отсутствием глаз.
В дизайне Eva прослеживается видимое различие, особенно в последней модификации: голова из «демонической» и похожей по очертаниям на человеческий череп меняется на китообразную, с широкой пастью и полным отсутствием глаз.

Влияние сюжета на дизайн

Более вероятной кажется версия о том, что тело Eva-01, в отличие от других евангелионов, было создано непосредственно из тела Лилит. Лилит, согласно сценарию — семя жизни, созданное первородной расой миллиарды лет назад. И Лилит, таким образом, существо равное Адаму. Другие евангелионы и ангелы являются потомками Адама, а вот потомками Лилит считаются «лилин», люди.

Созданная нетрадиционным путём и будучи, по сути, тестовым образцом, Eva-01 играет ключевую роль в Третьем ударе, цель которого — уничтожение человечества в том виде, в котором оно существует, и его перерождение. Она также единственная из всех не подвергается уничтожению, а переносится в космос и становится мемориалом для всего человечества.

Дизайн Eva 01.
Дизайн Eva 01.

К сожалению, ни сериал, ни альтернативная концовка, показанная в аниме-фильме «The End of Evangelion», не дают точного представления о реальных планах организации Seele, контролирующей в том числе NERV. Но в игре «Neon Genesis Evangelion 2» нам дают понять, что совершенствование человечества должно было осуществиться только для участников этого тайного совета. Более того, все они должны были объединиться в богоподобном теле на основе Eva-01 и, уничтожив главное оружие (копьё Лонгина), сделать себя бессмертными.

И снова мы видим ключевую роль Eva-01. Возможно ли предположить, что усиленные грудные платины в таком случае – это дополнительная броня для обеспечения сохранности ядра – важнейшей жизнеобеспечивающей точки Eva?

Евангелион двадцати пяти метров в высоту <a href="http://kyoukai.xyz/evechina/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">установлен</a> в г. Шанхай, Китай. Как видите, не только Япония любит это аниме! 
Евангелион двадцати пяти метров в высоту установлен в г. Шанхай, Китай. Как видите, не только Япония любит это аниме! 

Возможно также, что броня в области груди служит дополнительным удерживающим и защитным устройством для души Юи Икари (матери Синдзи). Юи изначально не разделяла интересы Seele, поэтому ее могли устранить — то есть она нуждалась в защите. Так или иначе, но дизайн Ямаситы в отношении данного Евангелиона выглядит особенным.

Eva сегодня и навсегда

Творения Икуто Ямаситы до сих пор носят уникальный характер. Смелый и продвинутый дизайн породил множество откликов в художественной среде. Появилось множество аналогичных дизайнов, но уже не для киборгов, а для роботов. Ямасита, несомненно, обогатил наше представление о том, как может выглядеть «мех». В сети всегда можно встретить похожих на Eva роботов, хотя изначальная идея живого существа, спрятанного внутри панциря, во многом утрачена.

Многообразие дизайна современных роботов так или иначе отсылает нас к Eva.
Многообразие дизайна современных роботов так или иначе отсылает нас к Eva.

Надеемся, вы почерпнули новую информацию о стиле меха. До новых встреч)

Автор Анжела Жигановская, преподаватель на курсе «Основы CG рисунка».

137137
65 комментариев

Ну дизайн Евы топовый даже сейчас, имею несколько артбуков как для оригинального сериала, так и для ребилдов, крайне радуют теми деталями какие там показывают.

15
Ответить
3
Ответить

Многие воспринимают «Ев» как роботов, но это неверноАРЯЯЯ ЕВЫ НЕ РОБОТЫ! Роботы, просто органические. А то некоторые из-за этой органики отказываются причислить НГЕ к "низкому" жанру меха.
в их пилотировании подростками, эту идею авторы позаимствовали у GundamСкорее уж у всех мех с самого начала жанра в шестидесятых. А конкретно Гандам вообще мимо кассы: большую часть мобайл-сьютов там пилотируют взрослые военные. Протагонист обычно (не всегда!) подросток, но он или ньютайп - то есть в принципе лучший кандидат на пилотирование - или так сложились обстоятельства.
Избрав ту же стратегию, что и в Gundam, он использовал образ японского демона (чёрта, беса) «они»Гандамы - это скорее самураи в шлемах кабуто.
последние модели не нуждались в пилотировании, а, следовательно, и «души» у них тоже не былоВроде бы в них скопировали душу Каору. Это Ева-00 непонятно с чьей душой, Рэй-то из пробирки.

А вообще, органические дизайны мех - это не ноу-хау НГЕ. Погуглите "Масами Обари".

6
Ответить

Я не скажу за жанр причисление к жанру меха, но Евы - именно не роботы. Самое главное в роботе, это не железо внутри - это отсутствие собственной воли, чей то контроль. В Еве есть серии, в которых так или иначе раскрывается наличие собственной воли

2
Ответить

1) Такого жанра как "меха" вообще не существует. Это бред уровня "жанр танк".
2) Так-то в Еве только один мех - Jet Alone. Факт есть факт: SSE - не меха, хотя под неё косит))))

1
Ответить

Спасибо за информацию! Уточним у автора) 

Ответить

25 лет Синдзи не может залезть в грёбаного робота...

4
Ответить