Аниме Семён Костин
14 810

Вне мейнстрима: аниме Studio Ghibli, о котором вы могли не знать

Фильмы не от Хаяо Миядзаки, забытые работы и короткометражки.

В закладки
Клип On Your Mark («На старт!»)

Когда речь идёт об анимационной студии Ghibli, то чаще всего вспоминают знаменитые фильмы режиссёра Хаяо Миядзаки — «Унесённые призраками», «Ходячий замок Хаула», «Принцесса Мононоке» и другие. Фильмы Миядзаки ценят даже те, кто далёк от аниме.

Но стоит помнить, что в Studio Ghibli работало множество талантливых аниматоров — от ветеранов индустрии до начинающих молодых режиссёров. На студии почти всегда одновременно трудились над двумя, а то и тремя крупными проектами. Некоторые из них не получили должного внимания зрителей или были совсем не замечены.

Рассказываем о фильмах Studio Ghibli, которые не режиссировал Хаяо Миядзаки, а также вспоминаем совместные проекты, короткометражки, рекламные ролики и другие малоизвестные работы маэстро.

Hotaru no Haka («Могила светлячков»)

Режиссёр Исао Такахата бок о бок работал с Хаяо Миядзаки начиная со второй половины 60-х. Более 40 лет они были лучшими друзьями.

Все 70-е Такахата и Миядзаки совместно трудились над режиссурой, сценарием и раскадровками к многочисленным аниме от анимационных студий Toei Animation и Nippon Animation. Сегодня невозможно представить Studio Ghibli без Такахаты, так как режиссёр внёс неоценимый вклад во многие работы Миядзаки. Помимо этого он режиссировал собственные фильмы, которые заслуживают куда большего внимания, чем им досталось.

Самая известная работа Такахаты — трагическая драма «Могила светлячков», снятая по мотивам одноимённого короткого рассказа писателя Акиюки Носака. События книги и фильма разворачиваются в конце июня 1945 года, за два месяца до капитуляции Японской империи во Второй мировой войне.

Трейлер для японских кинотеатров

14-летний подросток Сейта и его маленькая сестрёнка Сэцуко потеряли собственный дом после очередной американской бомбёжки города Кобе. Их мать скончалась от тяжёлых ожогов, а отец ушёл на фронт — вестей от него нет давно. Дети отправляются в окрестности Кобе, чтобы найти пропитание и попросить жильё у своей тёти. Но та видит в них потенциальных нахлебников, а потому подумывает прогнать детей. Устав терпеть постоянные унижения, Сейта и Сэцуко отправляются на поиски нового жилища.

Ком в горле — так можно описать все впечатления от просмотра «Могилы светлячков». Это очень сильное аниме о войне, по эмоциональности сравнимое с «Босоногим Гэном». Чего только стоят сцены, в которых зрителю показывают разрушенные города, сожжённые трупы и небо, заволоченное дымом от бесконечных пожаров. Последние дни войны, где каждый сам за себя, а из-за горстки риса люди могут убить. На зрителя давит безысходная атмосфера, за героев не перестаёшь беспокоиться на протяжении всего просмотра.

Такахата часто отрицал антивоенную направленность своей картины. Он детально воссоздал Японию в последние месяцы войны, но даже не думал добавлять в работу какой-то антивоенный посыл. Режиссёр рассказал простую, но тяжёлую историю жизни двух детей в условиях добровольной изоляции от общества и полного равнодушия взрослых. Этим фильмом он призывал взрослых к внимательности и сочувствию в тяжёлые времена. Особенно к детям.

У «Могилы Светлячков» есть одна особенность — её тяжело пересматривать. В прокате картина шла сдвоенным сеансом с добрым «Моим соседом Тоторо», из-за чего некоторые зрители покидали зал — настолько «Могила светлячков» шокировала неподготовленного зрителя. Позже её показывали в японских школах, в рамках программы по историческому воспитанию молодёжи.

Omoide Poro Poro («Капельки воспоминаний»)

Следующий фильм Такахаты известен за пределами Японии под названием Only Yesterday («Ещё вчера»). Он снят по мотивам дзёсей-манги для женщин за авторством Хотару Окамото и Юко Тонэ. Основная аудитория экранизации — молодые девушки от 18 и старше. В целом, это первая работа студии, которая предназначена исключительно для взрослых зрителей.

1982 год. 27-летняя Таэко Окадзима до сих пор не замужем, работает в неплохой компании и ведёт одинокий и совершенно непримечательный образ жизни. С наступлением лета она решает поехать к дальним родственникам в посёлок на окраине префектуры Ямагата. Добираться туда 12 часов, поэтому Таэко погружается в воспоминания о своём детстве. Из всех прожитых лет ей больше всего запомнился 1966 год. Почему-то именно он был судьбоносным и самым насыщенным во всей её жизни.

Трейлер для японских кинотеатров

В японском прокате фильм собрал почти два миллиарда йен и стал самой кассовой картиной 1991 года. Но вот западный рынок «Капельки» долго обходили стороной. До выхода на видеоносителях этот фильм считался одной из незаслуженно забытых работ Studio Ghibli. Отчасти потому, что не каждый зритель проникнется специфической подачей сюжета, персональной историей героини и упором на реализм.

Кому-то фильм покажется слишком скучным, кому-то — слишком «женским». Здесь нет волшебства, сказочности и прочих вещей, которые присущи другим работам студии — это просто трогательная история одной девушки.

С первых секунд здесь заметна любовь Такахаты к реализму. Огромное внимание уделено детальной прорисовки лицевых мускулов. По тем временам это была не новая технология в анимации, но именно Такахата впервые использовал её в аниме. Достаточно посмотреть на анимацию лица Таэко в те моменты, когда она улыбается.

Все события «Капелек» происходят в реальных локациях — создатели специально ездили в префектуру Ямагата и различные районы Токио. Это не так просто, ведь половина фильма происходит в 60-е годы: многое пришлось намеренно состарить или срисовать с сохранившихся фотографий.

Фильм получился очень «японским». В нём много так называемой «моно-но аварэ» — японской философии созерцания и течения времени. В картине показана разница между двумя эпохами страны, между менталитетом города и деревни, между трудной, но насыщенной жизнью в глубинке и серыми буднями большого города.

Чтобы проникнуться «Капельками воспоминаний» нужно хотя бы ненадолго поставить себя на место главной героини. Потому что у каждого из нас были насыщенные и яркие периоды в жизни, которые навсегда врезались в память.

Umi ga kikoeru («Здесь слышен океан»)

Пожалуй, самой неизвестной работой Studio Ghibli всегда была картина «Здесь слышен океан». В 2016 году японский портал MyNavi провёл опрос среди 500 студентов, которых просили перечислить все просмотренные фильмы Studio Ghibli. Из общего количества опрошенных более 65 процентов не видели и даже не слышали о фильме «Здесь слышен океан» от режиссёра Мотидзуки Томоми. Она почти забыта в Японии, что уж говорить об остальном мире.

«Здесь слышен океан» снят по одноимённому роману писательницы Саеко Химуро. Книгу иллюстрировал дизайнер и аниматор студии Ghibli Кацуя Кондо, так что экранизацию запланировали ещё до выхода последней главы. Сюжет аниме повествует о двух старшеклассниках из провинциальной школы, в которую перевелась очаровательная, умная, но капризная девушка из Токио. Между ними возник очевидный любовный треугольник.

Трейлер для японских кинотеатров

Миядзаки и Такахата намеренно отказались от режиссёрского кресла. В начале 90-х в студии провели эксперимент, который разделил сотрудников Ghibli на две команды. По оригинальной задумке, над крупными проектами работали опытные аниматоры (команда Такахаты и Миядзаки), а над побочными трудились новенькие аниматоры и начинающие режиссёры. Девиз второй команды: «Сделаем любой фильм быстро, дёшево и качественно».

В реальности всё оказалось сложнее, а серьёзные проблемы начались ещё на стадии раскадровок. Съёмки постоянно выбивались из запланированного графика, а бюджет неуклонно рос. Часть работы пришлось отдать на аутсорс в анимационные студии J.C.Staff, Madhouse и Oh! Production.

Режиссёр Томоми Мотидзуки несколько раз терял сознание от недоедания, головных болей и переработок. Он чувствовал огромное давление от Миядзаки и параллельной работы над сериалом «Это Гринвуд». В итоге, переутомлённый Мотидзуки попал больницу с острой язвой желудка — работа встала.

«Здесь слышен океан» смотрится как обычная летняя мелодрама для подростков. Без волшебства и магии, зато с реалистичными героями. Вкупе с маленьким хронометражём (80 минут) и рваным повествованием это привело картину к грандиозному провалу и убыткам, от которых Ghibli оправилась только спустя год. Миядзаки был сильно разозлён неудачей «Океана», а от разделения студии на две обособленные команды отказались на продолжительное время.

«Здесь слышен океан» не нашёл своего зрителя. Отзывы были сдержанными, критики не видели в картине особого смысла, потому что её можно было почти покадрово переснять в виде игрового фильма или короткого сериала. Фильм получился строго на любителя. Кто-то не увидит в нём особой изюминки и он быстро выветрится из памяти, другим — понравится легкий стиль повествования, реалистичная история о любви и взрослении. Сегодня «Океан» стоит посмотреть ради ностальгии по студенческой поре, первой любви и живописным городским пейзажам Японии начала 90-х.

Heisei Tanuki Gassen Ponpoko («Война тануки в периоды Хэйсэй и Помпоко»)

Испокон веков считалось, что хитрые лисы и тануки (японские енотовидные собаки) — это единственные животные в японском фольклоре, которые умеют превращаться в человека. Спустя столетия об этой способности подзабыли не только люди, но и сами звери. Индустриальное развитие Японии уничтожило многие леса, а в Токио каждое пятилетие появлялись всё новые пригороды и благоустроенные районы.

Но то, что хорошо для людей — плохо для животных. Стройка добралась до горы вблизи города Тама, где живёт древний клан тануки. Зверьки решили, что дом нужно непременно спасти, но для этого есть два пути: убить людей, либо довести их до такого состояния, чтобы они оставили гору в покое. Большая часть зверей выбрала второй вариант: под руководством старейшин из разных кланов, молодые тануки начали постигать древнее искусство превращения, которое поможет им прогнать людей.

Трейлер для японских кинотеатров

«Помпоко» — очередная замечательная картина от Исао Такахаты. Наивысшей похвалы заслуживает режиссура, идея и визуальные образы фильма. Сцену парада духов из «Помпоко» неоднократно называли лучшей в карьере режиссёра. Также стоит обратить внимание на старания Кадзуо Ога — художника по задним фонам в большинстве ранних работ Studio Ghibli. Ога часто рисует с натуры, поэтому фоны в «Помпоко» выглядят очень правдоподобно.

Через весь фильм проходит тема тоски по старому укладу жизни — когда в Японии ещё не было мегаполисов, а люди уважали силу природы и верили в духов. Но главная тема картины — всё ещё актуальная проблема массовой вырубки лесов и уничтожения редких видов животных. Перед съёмками Такахата советовался с несколькими организациями, которые занимались защитой природы и охраной редких животных.

«Помпоко» не получил широкую известность за пределами Японии из-за своего необычного сеттинга. Чтобы понять мотивы фильма, нужно быть либо японцем, либо прочитать немало литературы о японской мифологии и религии. Например, редкий западный зритель знает, что у самцов тануки большая мошонка, и, по поверьям, тануки умеет превращать её в практически любые вещи — от ковра-самолета до статуй японских богов.

Или возьмём Гасадокуро — мифического скелета, который состоит из незахороненных останков людей. Он охотится на бездомных людей, пожирает их плоть и прикрепляет кости к себе, чтобы стать ещё больше

К счастью, чтобы полюбить «Помпоко», необязательно знакомиться с японскими мифами и сказками — но если знания в этой области есть, то от фильма можно получить двойное удовольствие. Для остальных зрителей — это введение в японский фольклор и отличное подспорье к углублённому изучению японской культуры.

Mimi wo Sumaseba («Если прислушаться»)

Вне Японии фильм известен под названием Whisper of the Heart («Шёпот сердца»). Это экранизация одноименной сёдзё-манги для девушек за авторством Аой Хиираги. Первоначально «Если прислушаться» должны были снимать молодые сотрудники Studio Ghibli, но из-за провала «Здесь слышен океан» над фильм работали опытные аниматоры студии. Миядзаки взялся писать сценарий, а место режиссёра занял его коллега Ёсифуми Кондо, с которым он трудился начиная с 70-х.

Ученица средней школы Сидзуку Цукисима обожает брать на дом книжки из школьной библиотеки. Вскоре она замечает, что во всех формулярах встречается имя некоего Сэйдзи Амасавы. Вначале это раздражает Сидзуку, но потом ей становится интересно, кто же этот Сэйдзи и откуда такие чудесные совпадения в литературных предпочтениях.

Трейлер для японских кинотеатров

«Если прислушаться» — одна из лучших романтических картин в истории японской анимации. Это фильм о самопознании, любви к музыке, юности, взрослении и неожиданной первой любви.

Большинство современного романтического аниме нагоняют драму на пустом месте и пытается вышибить слезу с помощью набора эффективных клише (упор на разлуку, смертельные болезни и прочее). Картина Ёсифуми Кондо о другом — она делает акцент на ностальгии, напоминает зрителю о лучших моментах его юности. Когда хочется любви и каждый день «семь пятниц на неделе». Когда в молодости ты остервенело бросаешься на всё новое, необычное и интересное. Поэтому фильм до сих пор актуален.

Для Кондо «Если прислушаться» была первой и последней режиссёрской работой — в 1998 году он скоропостижно скончался от расслоения аорты. В последние недели перед смертью постановщик сильно перерабатывал и мало спал. Смерть Ёсифуми Кондо шокировала Хаяо Миядзаки и погрузила его в продолжительную депрессию. Режиссёр планировал покинуть студию, но передумал, и с тех пор решил заботиться о собственном здоровье, работая в более расслабленном темпе.

Houhokekyo Tonari no Yamada-kun («Чирик-чирик: наши соседи — семья Ямада»)

В 1999 году Исао Такахата выпустил фильм «Семья Ямада», снятый по мотивам ёнкомы (четырёхкадровая юмористическая манга) «Ноно-тян» от Хисаси Исии. Фактически это сборник юмористических историй о повседневной жизни одной японской семьи. Семейство Ямада состоит из обычного отца-работяги, хлопотливой мамы, двух милых детей, временами сварливой бабушки и тихого пса.

Большинство потенциальных зрителей отталкивает акварельный минимализм фильма. Картина провалилась в японском прокате из-за необычной стилистики, которая выделялась на фоне остальных работ студии.

Местами «Ямаду» можно назвать экспериментальной работой, так как анимация здесь скачет от нарочито минималистичной графики до детально прорисованных сцен. Это нетипичная работа для Studio Ghibli, но к её стилистике быстро привыкаешь.

Трейлер для японских кинотеатров

Ещё стоит отметить необычную подачу сюжета. Такое ощущение, будто Такахата до конца не определился, хочет ли он показать цельный фильм или набор маленьких скетчей в стиле типичной ёнкомы. В каждом скетче есть своя житейская тема, а во время просмотра зрителю зачитывают хайку от Басё и Бусона.

За всю историю японской анимации вышло не так уж много фильмов об обычной японской семье. Сразу вспоминается сериал «Садзаэ-сан», но мало кто будет смотреть три тысячи эпизодов без перевода. Поэтому если хочется увидеть что-то компактное, доброе и про японский быт, то вряд ли найдётся что-то лучше «Семьи Ямада».

Neko no Ongaeshi («Кошачья благодарность»)

Однажды школьница Хару спасла от машины красивого кота с золотой цепочкой на шее. К её удивлению, кот заговорил человеческим языком и поблагодарил девочку за спасение.

Хару уже начала думать, что ей это привиделось, но ночью к её дому пришла торжественная процессия кошек. Один из котов сообщил девочке, что она спасла наследного принца Кошачьего королевства и теперь заслуживает бесконечную благодарность. Героиня и не подозревала, что кошки собирались забрать её в своё королевство и выдать замуж за спасённого принца.

За пределами Японии картина известна под названием Cat’s Return («Возвращение кота»). Изначально проект задумывали как короткометражку для парка развлечений, но в итоге переделали в полуторачасовой фильм. «Кошачья благодарность» — это дебютная режиссёрская работа аниматора Хироюки Морита и ответвление от «Если прислушаться». Оба фильма объединяет один антикварный магазин и кот по имени Барон.

Трейлер для японских кинотеатров

Это очень простая и традиционная сказка. Создавалась она явно с расчётом на детей, особенно на девочек подросткового возраста. Фильм полностью предсказуем и лишён каких-то глубоких посылов, по сравнению с другими работами студии. Характеры персонажей — сборник популярных архетипов.

Но вряд ли это плохо. Да, «Кошачья благодарность» немного подзабыта и затерялась на фоне остальных работ студии, но её не стоит игнорировать. Это пускай и одноразовое, но всё ещё достойное сказочное приключение для просмотра в семейном кругу.

Gedo Senki («Сказания Земноморья»)

У Хаяо Миядзаки есть два сына — Кейске и Горо. Кейске выучился на художника и работал резчиком по дереву, а у Горо был непродолжительный интерес к ландшафтному дизайну. После окончания сельскохозяйственного университета Горо занимался проектированием парков и садов в Токио. Он также помог отцу спроектировать парк, расположенный вокруг музея Studio Ghibli в городе Митака.

В начале нулевых в студии планировали снять экранизацию цикла романов Урсулы ле Гуин о Земноморье. Горо Миядзаки пригласили на должность консультанта и попросили нарисовать раскадровки для нескольких сцен. Они так понравились продюсеру студии Тосио Судзуки, что он почти сразу же предложил Горо режиссировать фильм.

Один лишь Хаяо Миядзаки был против этой идеи — он считал, что у сына недостаточно опыта в анимации и тем более в режиссуре. В итоге, Горо не прислушался к мнению отца и всё-таки решил снимать фильм.

Трейлер для американских кинотеатров

Позже выяснилось, что сценарного опыта у Горо тоже не было — сценарий к фильму он писал на основе четырёх произведений саги Урсулы Ле Гуин. Более тысячи страниц «Земноморья» Горо ужал в полтора часа экранного времени, а ещё зачем-то позаимствовал кусок сюжета из отцовской однотомной манги «Путешествие Сюны».

История о странствиях принца Аррена была извращена и скомкана до неузнаваемости. Урсуле ле Гуин фильм не понравился, она отказалась признать в нём своё произведение и назвала его «несвязной отсебятиной». Хаяо Миядзаки был шокирован работой сына. Он не мог найти себе место и во время премьерного показа выходил из зала покурить. Фильм полностью окупился и принёс студии прибыль, но Миядзаки считал, что лучше бы Горо закончил карьеру режиссёра на «Сказаниях Земноморья».

Красиво, но бездушно — самая точная характеристика «Сказаний Земноморья»

Мир в экранизации получился искусственным, мёртвым и пустым. О проработке персонажей и их мотивациях совсем забыли. Горо подражал своему отцу, из-за чего в фильме много узнаваемых типажей, режиссёрских приёмов и явного плагиата на ранние работы студии. Картина не походила на очередную работу Studio Ghibli — это больше подражание от неопытного ремесленника.

Стоит ли смотреть «Сказания Земноморья» сегодня? Да, но только из исторического интереса. Если закрыть глаза на пустой сюжет и просто наслаждаться замечательной визуальной составляющей, то фильм заслуживает потраченного времени. Правда, вряд ли к нему захочется возвращаться снова.

Karigurashi no Arrietty («Добывайки Ариэтти»)

В российском прокате фильм вышел под названием «Ариэтти из страны лилипутов». Аниме снято по мотивам серии детских романов «Добывайки» от британской писательницы Мэри Нортон, книги которой ещё в СССР издавались огромными тиражами.

Хаяо Миядзаки и Исао Такахата были заняты работой над собственными проектами, поэтому режиссёрское кресло занял молодой аниматор Хиромаса Ёнэбаяси. В студии он начинал с промежуточной анимации в фильмах «Принцесса Мононоке» и «Cоседи Ямада». После «Унесённых призраками» его повысили, с того момента он возглавлял одним из анимационных отделов и сам натаскивал новичков. К 2009 году Миядзаки решил, что Ёнэбаяси уже готов режиссировать свою дебютную картину.

Трейлер для японских кинотеатров

Сюжет «Добываек» рассказывает о расе маленьких человечков, которые сосуществуют с обычными людьми, иногда воруют у них вещи и живут внутри стен и подвалов. Как раз в одном из таких домов живёт тётя 12-летнего мальчика Сё. Он приезжает к ней на каникулах и по счастливой случайности встречает в саду крохотную девочку Ариэтти, которая давно обосновалась в этом доме вместе со своей семьёй.

Сё и а Ариэтти быстро заводят дружбу. Вот только у коротышек есть неписанное правило: как только об их существовании узнают люди, нужно незамедлительно покинуть дом и найти себе новое жилье.

У «Ариэтти» есть три отличительных особенности. Во-первых, это невероятная детализация анимации и задних фонов. «Ариэтти» с лёгкостью можно назвать самым красивым фильмом студии за всю её многолетнюю историю. Такого внимания к деталям и проработки окружающего мира ещё не было ни в одной работе Ghibli.

Во-вторых, заглавная песня и идеальный саундтрек от французского композитора Сисиль Корбель. У неё получилась чудесная смесь из ирландских и турецких мотивов, мадригала и кельтского фолка. Музыка в Ариэтти — это отдельное произведение.

Официальный клип

И в третьих, это сбалансированный сюжет. Картина в меру неторопливая, расслабляющая, романтичная, с щепоткой тревоги и драмы. И тут легко заметить единственный недостаток «Ариэтти» — небольшая продолжительность. Повествование не успевает разогнаться, как уже начинаются кульминационные события, ведущие сюжет к развязке. Маленький хронометраж не позволил раскрыть всех персонажей. Но это вряд ли помешает получать удовольствие от просмотра.

Kokuriko-Zaka Kara («Со склонов Кокурико»)

Йокогама, 1963 год. Япония уже освободилась от американской оккупации, страна вовсю готовится к первым Олимпийским играм. Мать старшеклассницы Уми Мацузаки находится в отъезде, а отец погиб по время Корейской войны, поэтому девочка самостоятельно следит за домом и параллельно пытается спасти любимый школьной клуб от закрытия.

Здание клуба с годами обветшало и уже не пригодно для занятий, но его можно спасти, если найти деньги на восстановление. Во всей этой кутерьме Уми влюбляется в Сюна, главу школьной газеты, который мотивирует студентов отремонтировать здание клуба.

Свой второй фильм Горо Миядзаки снимал уже под чутким присмотром отца. Тот полностью написал сценарий и помог сыну достоверно передать эпоху начала 60-х (Горо несколько месяцев изучал старые фотографии и карты Иокогамы).

В те годы страна наконец-то встала на путь развития, повсюду активизировались различные студенческие движения. Студенты выступали против войны во Вьетнаме, повышения платы за обучение или вмешательства США в политику Японии после деоккупации.

Трейлер для японских кинотеатров

Непонятно только, для какой аудитории был снят этот фильм. Детям он покажется скучным, подростки вряд ли проникнутся идеалами японской молодёжи 60-х. Такое впечатление, будто «Со склонов Кокурико» специально снимали для зрителей за 45-50 лет, которые любят ностальгировать по своей юности. В «Кокурико» часто играют хиты того времени вроде всемирно известной песни Sukiyaki от певца Кю Сакамото. Отчасти картина напоминает советские фильмы о трудолюбивых пионерах, готовых взяться за любое трудное дело и довести его до конца.

Основная идея фильма — надежда на лучшее будущее и вера в неугасающий оптимизм молодых людей. На фоне всей этой ностальгии подкачала лишь история любви между Уми и Сюном. Она выглядит второстепенно и обрывается предсказуемым сюжетным поворотом, о котором внимательный зритель догадается ещё в начале.

Kaguya Hime no Monogatari («Сказания о принцессе Кагуя»)

Спустя 13 лет после выхода «Соседей Ямада» Исао Такахата вернулся с экранизацией народной японской сказки «Повесть о старике Такэтори». Такахата работал над этим проектом больше пяти лет и планировал завершить на нём свою карьеру. Он покинул студию вместе с Хаяо Миядзаки, но часто навещал старых коллег, а также помогал с продюсированием фильма «Красная черепаха».

Последний фильм Такахаты рассказывает о жизни загадочной принцессы Кагуя. Пожилой собиратель бамбука Такэтори долго горевал, что у них с женой так и не получилось завести ребёнка. Они уже смирились с этим, но однажды старик вернулся домой с крохотной девочкой — это маленькое создание размером с ладошку он нашёл в срубленном стебле бамбука.

Старики поверили, что боги наконец-то даровали им ребёнка. Они удочерили малютку и назвали Кагуей. Вскоре девочка начала расти, а из срубленного стебля бамбука посыпалось золото.

Трейлер ограниченного показа «Кагуи» в Австралии

5 апреля 2018 года Исао Такахата скончался на 82 году жизни после продолжительной борьбы с раком лёгких. Он оставил после себя замечательные картины, которые видели далеко не все поклонники студии Ghibli. «Сказания о принцессе Кагуя» — не исключение. Фильм провалился в японском прокате, незаметно вышел на Западе (в России премьера так и не состоялась) и принёс многомиллионные убытки. Отчасти в этом виноват раздутый бюджет (Такахата отказался от компьютерной графики) и слабая реклама.

Многих потенциальных зрителей отпугнул стиль анимации. Картина полностью нарисована карандашом и выполнена в акварельных тонах. Местами визуальный стиль похож на традиционную живопись укиё-э. Задние фоны больше напоминают скетчи, так что не стоит ждать от «Кагуи» скрупулёзной детализации на уровне других работ студии.

Оригинальную сказку экранизировали в Японии пять раз, она известна почти каждому образованному японцу. Экранизировать «Кагую» — это всё равно, что экранизировать «Царевну-лягушку». Многие слышали эту историю, она есть в школьной программе. Такахата мог создать собственную её вольную интерпретацию, переписать концовку или большую часть сюжета, но он не стал этого делать. Экранизация чётко следует первоисточнику, лишь изредка обогащая её новыми событиями.

«Сказания о принцессе Кагуя» нужно смотреть, потому что в наши дни мало кто так рисует. Это настоящее искусство. Проще и дешевле сделать всё на компьютере, чем тратить огромный бюджет на традиционную анимацию. Особенно стоит посмотреть этот фильм тем, кто интересуется японским фольклором.

Omoide no Marnie («Воспоминания о Марни»)

Экранизация романа Джоан Робинсон «Здесь была Марни» и пока что — последний фильм Studio Ghibli. После ухода Такахаты и Миядзаки за режиссуру и сценарий отвечал Хиромаса Ёнэбаяси. Он тоже покинул Ghibli почти сразу же после выхода «Марни».

Двенадцатилетняя Анна Сасаки рано потеряла родителей, попала в приют и позже была удочерена молодой семьёй из Саппоро. Девочка выросла в любви и заботе, но у неё совсем нет друзей. Она необщительна и полностью замкнута в себе. Её часто тревожат приступы астмы, а окружающий мир кажется абсолютно безрадостным. Единственная отдушина — любовь к рисованию.

Чтобы поправить здоровье, Анне нужен чистый воздух, поэтому её отправляют на каникулы в село на остров Хоккайдо. Здесь живут родственники приёмных родителей, которые радостно принимают героиню. Вскоре жизнь Анны меняется после знакомства с таинственной девочкой Марни. Она живёт в богатом особняке посреди озера и имеет множество секретов. Девочки быстро заводят дружбу, но Анну мучает вопрос: кто же такая Марни?

Трейлер для японских кинотеатров

«Воспоминания о Марни» — образцовая драма о разлуке, важности родственных связей и воле к жизни. Оригинальное произведение входит в личный список книг Миядзаки, рекомендованных для чтения детям и подросткам.

Если сравнивать экранизацию с книгой, то различий хватает. Внутренний мир и характеры персонажей изображены здесь более схематично. Местами адаптация потеряла долю глубины и очарования оригинала. Но без знания первоисточника эти недостатки всё равно незаметны, и фильм смотрится на одном дыхании.

После «Марни» почти весь состав аниматоров покинул студию Ghibli. Плохие сборы «Кагуи» подкосили и без того шаткое положение студии после ухода Миядзаки, а сборы «Марни» едва покрыли производственный бюджет картины. Продюсер Тосио Судзуки решил, что нужно сделать перерыв. Он распустил аниматоров и временно заморозил производство новых фильмов.

Побочные проекты Studio Ghibli

За свою долгую историю Studio Ghibli выпустила больше 20 короткометражек. Первым был клип On Your Mark! («На старт!») для японской рок-группы Chage and Aska. По сюжету, в мире далёкого будущего двое полицейских спасают крылатую девушку-мутанта от религиозной секты и злобного правительства.

Образ полицейских взят с вокалистов группы — Сибаты Сюдзи (Chage) и Сигэаки Миядзаки (Aska)

Миядзаки работал над клипом во время непродолжительного творческого кризиса. Он никак не мог доделать сценарий «Принцессы Мононоке», поэтому решил отвлечься на что-нибудь простое. Вдохновлялся режиссёр фотографиями из Чернобыля, о чём свидетельствует саркофаг, зона отчуждения и надписи на русском языке.

Полный клип

Аниматор Юсиюки Момосе на досуге режиссировал Ghiblies — две короткометражные сатирические комедии о работниках Studio Ghibli. Они были чем-то вроде отдушины для молодых аниматоров в отрыве от работы над «Унесёнными призраками» и «Ходячим замком Хаула».

Специфический юмор об остроте карри

Studio Ghibli помогла анимировать картины японского художника-импрессиониста Наохиса Иноуэ. В получасовой короткометражке Iblard no Jikan («Время Ибларда») ожили лучшие полотна художника и его вымышленный мир снов Иблард. Миядзаки — давний поклонник Иноуэ, у него дома есть несколько его картин. К тому же, мир сновидений Иблард был ранее воплощён в одной из сцен «Если прислушаться».

Отрывок из интерактивной галереи

Художник по фонам Кадзуо Ога экранизировал рассказ писателя Кендзи Миядзава Taneyamagahara no Yoru («Ночь на Танеямагахара»). Эту короткометражку трудно назвать привычным аниме, она больше напоминает слегка анимированное слайдшоу с диалогами. Впрочем, это не мешает наслаждаться крестьянскими байками у костра и тонкой сатирой.

Трейлер короткометражки

Студия режиссёра Хидеаки Анно («Евангелион») сняла приквел к фильму Ghibli «Навсикая из Долины ветров». В коротком фильме Kyoshinhei Tokyo ni Arawaru («Гигантский божественный воин в Токио») показали роковые «Семь дней огня», после которых был полностью разрушен привычный нам мир. Короткометражка представляет собой гибрид из съёмок на натуре, кукольной анимации и компьютерной анимации с настоящими миниатюрами города.

Полный фильм

В 2014 году Горо Миядзаки экранизировал знаменитую повесть писательницы Астрид Линдгрен «Рони, дочь разбойника». В отличие от неудачных «Сказаний Земноморья», анимационный сериал точно следует букве первоисточника. Правда, Ghibli лишь продюсировала и разработала дизайн для персонажей.

Всей анимацией занималась студия Polygon Pictures (Knights of Sidonia, Ajin), которая работает только с компьютерной анимацией. Все персонажи «Рони» анимированы в 3D, что понравится далеко не всем поклонникам Ghibli.

Трейлер «Рони»

С середины 90-х и до 2016 года Ghibli выпустила множество рекламных роликов по заказу различных компаний и корпораций. Студия сняла ролики для рекламы ячменного чая, банка Resona, газеты Yomiuri Shimbun и кабельного телевидения. Главного внимания заслуживает реклама домашней еды компании House Foods от Хаяо Миядзаки и Ёсиюки Момосе. В роликах режиссёры ностальгируют по любимой эпохе своей молодости — началу 60-х.

Летняя версия рекламы
И зимняя

В период с 2001 по 2018 год Хаяо Миядзаки снял более десятка короткометражек. Проблема в том, что большинство поклонников студии их никогда не увидят — всё они нарисованы эксклюзивно для музея Ghibli, поэтому без поездки в Японию не обойтись.

И даже если живёшь в Японии, то всё посмотреть не получится. Короткометражку о родной для нас Бабе Яге и мини-сиквел к «Тоторо» увидят редкие зрители. Дело в том, что часть фильмов уже давно не показывают в музее, а за одно посещение демонстрируют максимум две работы. Репертуар кинотеатра меняется каждый квартал, и с этим ничего не поделаешь.

Редкие отрывки из трёх короткометражек Миядзаки

Серия Ni no Kuni была не единственной видеоигрой, к которой Studio Ghibli приложила руку. Аниматор и дизайнер Кацуя Кондо работал на должности арт-директора в ныне забытой дилогии японских ролевых игр Jade Cocoon. Он нарисовал дизайн всех персонажей, режиссировал анимационные ролики и помог разработать концепцию удивительного лесного мира.

Герои Jade Cocoon

Studio Ghibli нарисовала заключительный ролик, иллюстрировала рекламные материалы и обложку с саундтреком для игры Magic Pengel на PlayStation 2.

Концовка Magic Pengel

Что ещё стоит посмотреть

Задолго до основания Ghibli, Хаяо Миядзаки и Исао Такахата работали на студиях Toei Animation, Nippon Animation и TMS Entertainment. Если вы посмотрели все работы Studio Ghibli, и при этом вас не отпугивает устаревшая анимация, то стоит обратить внимание на старые работы режиссёров.

Из фильмов хочется выделить «Принц Севера», «Фландрийский Пёс», «Хулиганка Тиэ», «Виолончелист Госю» и «Люпен III: Замок Калиостро». Из сериалов: «Хайди –девочка Альп», «Три тысячи ри в поисках матери», «Конан — мальчик из будущего» и первый сезон «Люпена III».

Стиль Такахаты и Миядзаки угадывается в них моментально. Бывалые фанаты студии увидят знакомые темы, которые режиссёры повторно использовали в своих будущих фильмах.

Примеры ранних работ Миядзаки

Фильм «Красная черепаха» нидерландского режиссёра Михаэля Дюдок де Вита часто причисляют к официальной фильмографии студии. Отчасти это верно, но отчасти неправильно. Ghibli спонсировала проект, а сам Миядзаки лично рекомендовал Дюдок де Вита на должность режиссёра. Всю анимацию для «Красной черепахи» создали не в Японии, а во Франции, на студии Why Not Productions. Да и формат немой философской притчи несколько выбивается из фильмографии. Посмотреть фильм всё же стоит, да и без поддержки Ghibli он бы просто не вышел.

Хиромаса Ёнэбаяси вместе с бывшими аниматорами Ghibli открыл собственную студию Ponoc. Мы уже рассказывали об их дебютном аниме Mary to Majo no Hana («Мэри и ведьмин цветок»), а уже в августе стоит ждать выхода сборника короткометражек Chiisana Eiyuu: Kani to Tamago to Toumei Ningen («Скромные герои: Краб, яйцо и человек-невидимка»).

О российской премьере пока что ничего неизвестно, но при самом хорошем раскладе сборник выйдет в ограниченный прокат ближе к зиме. Российские прокатчики стараются показывать все фильмы, которые имеют хоть какое-то отношение к Ghibli или Миядзаки. Тем более, «Мэри и ведьмин цветок» стал самым кассовым аниме в России.

Трейлер Chiisana Eiyuu: Kani to Tamago to Toumei Ningen

Наконец, стоит подождать следующий фильм Хаяо Миядзаки. Уже полным ходом идёт подготовка к съёмкам картины Kimitachi wa Dō Ikiru ka («Как вы живёте?») по одноименной книге японского классика Кэнзабуро Ёсино. Экранизация ориентировочно выйдет до Олимпиады 2020 года в Токио.

Маэстро вернётся на Studio Ghibli и снимет свой последний фильм. Он рассматривает его в качестве прощального подарка для своего внука. Остаётся самое сложное — найти новых аниматоров и реорганизовать замороженную деятельность студии.

О чём будет последний фильм Миядзаки

#аниме #истории

{ "author_name": "Семён Костин", "author_type": "editor", "tags": ["\u0430\u043d\u0438\u043c\u0435","\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438"], "comments": 112, "likes": 322, "favorites": 364, "is_advertisement": false, "subsite_label": "anime", "id": 23564, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Mon, 23 Jul 2018 13:18:32 +0300" }
{ "id": 23564, "author_id": 10527, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/23564\/get","add":"\/comments\/23564\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/23564"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64956, "possessions": [] }

112 комментариев 112 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
31

Боюсь, что второго просмотра «Могилы светлячков» я выдержать просто не смогу.

Ответить
5

в 4 года случайно посмотрел по телевизору "Босоногий Гэн" – до сих пор забыть не могу.

Ответить
6

У меня «Гэн» как-то легче воспринимался, чем последние несколько минут «Светлячков». Там вообще дух выбило на неделю наверное.

Ответить
1

Помню лет в 13-14 посмотрел "Могилу светлячков".. моя психика никогда не станет прежней.. Не представляю человека, который захочет пересмотреть.

Ответить
1

Ну я смотрел лет 9 назад. Всё планирую пересмотреть, но руки запутываются в онгоингах.

Ответить
0

Чот ты слабенький какой-то.

Ответить
0

это грустно или отбито?)

Ответить
0

От смеха взорвёшься?

Ответить
37

Увидел заголовок и сразу понял кто написал. Моментально в фэворитс.

Ответить
7

Отличная статья! Я бы только может больше акцентировал "Графа Калиостро" - первую работу Миядзаки в кач-ве режиссёра.

Ответить
4

В качестве режиссёра полнометражного фильма, а первой режиссерской работой был сериал «Конан - Мальчик из будущего». В прошлой статье я подробно о нём рассказал
https://dtf.ru/anime/21623-estetika-ruin-postapokalipsis-v-anime
Так-то «Калиостро» не от Ghibli, но в упоминания я его добавил. Знаковая вещь.

Ответить
9

В корне не согласен с оценкой "Здесь слышен океан":
"В ней нет какой-то изюминки, и она быстро выветривается из памяти."

Там изюмина размером с тыкву - "дружба проверяется первой любовью" называется.
Вам не случалось влюбляться вместе с другом в одну девушку? Вот про это фильм.
Про честность с собой и другом, про взросление.
Это очень хорошее юношеское кино в аниме формате. И этот формат делает его универсальнее, по сравнению, скажем, с дорамой.
Так что это нишевый продукт, но он явно заслуживает повторного просмотра.

Ответить
0

Спасибо. Я чуть поправил сейчас, чтобы подробнее раскрыть этот момент.

Моё отношение к фильму менялось с годами. Первый раз я посмотрел его лет в 18, тогда он вылетел из головы уже через пару недель. Второй раз я смотрел его уже в 25 лет. Вроде бы ничего, но всё ещё не моё. Тогда он тоже быстро выветрился. Перед этим текстом пересмотрел его в третий раз и...он понравился :) Приятное легкое повествование, ностальгия по первой любви и студенческой поре. Есть в нём что-то, конечно.

Ответить
6

Очень уважаю Горо Миядзаки за то, что он не сделался и продолжил работать в аниме-индустрии после неудачного дебюта. Быть сыном такого иконичного режиссера как Хаяо Миадзаки непременно заставит всех сравнивать твое творчество с его фильмами. Я, лично, обожаю как Он объединяет музыкальную составляющую с визуальной и использует песни как часть наратива и раскрытия персонажей.
"Со склонов Кокурико" - один из любимых фильмов Гибли. Считаю что он в разы удачнее "Ветер крепчает".

Ответить
3

Комично, но только сейчас узнал, что режиссер "Со склонов Кокурико" именно Горо Миядзаки :) Был уверен, что режиссер его отец - но тот писал сценарий. Да, произведение по-хорошему наивное и оставило очень позитивное впечатление.

Ответить
1

Было бы несправедливо отрицать вклад Хаяо в это аниме. Зная историю его сознания, Горо многому научился во время создания этого фильма, ведь работали они постоянно вместе (хоть и конфликтов между ними было предостаточно). Но именно благодаря Горо, у аниме, столь нехарактерная фильмам Гибли, тема борьбы старых устоев с прогрессом и новаторством.

Ответить
5

На самом деле сейчас такие фильмы может быть даже актуальнее, т.к честности очень не хватает современному аниме, в основе которого - желание продаться аудитории.
А в меня он дважды выстрелил: мало того, что мы с другом за одной девушкой волочились, со всеми вытекающими, так ещё и момент с поздним пониманием и принятием поступков тоже со мной приключился. Так что фильм простой, но с зарядом житейской мудрости. Ну и ностальгический тоже.

Ответить
3

Теперь у меня мечта, чтобы Семен Костин написал гид по аниме студии Toei Animation.

Ответить
4

Это не гид, а диссертация получится. Там же столько всего вышло. Это всё равно, что писать про историю «Фокса».

Ответить
0

Пардон, не обозначил рамки, в первую очередь интересны ностальгические тайтлы из нашего детства.

Ответить
6

А, ну можно сузить тематику, да. Я подумаю.

Ответить
8

DTF. Мечты сбываются.

Ответить
0

Ну я вот недавно посмотрел первый фильм по Сейлор Мун и он был от этой студии, и видимо и это был мой первый кин от этой студии вообще)

Ответить
0

Топлю за санрайз.

Ответить
4

Имхо, но мне кажется что могила светлячков в этом списке оказалась незаслуженно

Ответить

4

Миядзаки - гений!

Ответить
4

Прекрасный артикль, as always. Так душевно и со знанием дело написано о каждом фильме (мельком пока пробежал глазами) что хочется бежать и смотреть.
Сам начал недавно изучать каталог с самых первых работ, потому что серьезно толком и не смотрел, всё как-то кусками..и захотел проследить эволюцию легендарной студии (люблю видеть развитие, как в играх, так и в кино и т.п.). Начал с Cello Hiki no Gauche 1982 года и хотя в этом случае дело ограничилось только продюсированием как я понимаю, да и фильм не сильно на многое претендует и вообще такой полу короткий "мюзикл" с классической музыкой про виолончелиста - был поражен тем, как уже в те года рисовали и анимировали, настоящая магия чувствуется уже тогда. Местами очень красиво для тех лет.И хоть я не фанат классической - это был приятный экспириенс, да и месседж заложен, хоть и совсем немного сюжета в нем. Из того что удивило - Госю довольно резкий к зверюшкам да и к тому же курит, сейчас такое сложно представить в таком вообщем то милом фильме. Так что продолжаю диггить постепенно, а тут еще и статья Семена подъехала, perfect match.

Ответить
–16

А почему автор забыл "Навсикаю из долины ветров", "Небесный замок Лапута", "Ведьмину службу доставки", "Порко Россо" и шедевральный "Мой сосед Тоторо" (с которого и началось мое знакомство с аниме и творчеством студи Гибли в далёком 1994 году)?

К слову, кто не смотрел "Шёпот сердца" и "Ещё вчера" ну очень рекомендую, оба фильма шикарнейшие.
А какой в "Шёпоте сердца" кавер на "Take Me Home, Country Roads" Джона Денвера...

Ответить
21

Вы статью-то читали или просто пролистали?) Там же в самом начале указано: "Фильмы не от Хаяо Миядзаки, забытые работы и короткометражки."

Ответить
6

Country Roads у меня прочно ассоциируется именно с "Шёпотом сердца", даже как-то странно было услышать её в оригинале, настолько органично она влилась в фильм и подростковую романтику.

Ответить
1

я бы рад, да нет такой возможности.

Ответить
–1

"Ещё вчера" ну очень рекомендую

Да там же типичные рассказы тёти Тони о том, какая она в молодости ух была. Мне не понять что "шикарнейшего" в сюжете о детстве, подобие которого может рассказать вообще любой человек. Не рекомендую.

Ответить
0

Тут, конечно, дело вкуса, но может просто у вас этого самого вкуса и нет?

Ответить
–40

кому интересны китайские порномультики?)

Ответить
14

Мсье коллекционирует минусы?)

Ответить
–2

Раскусил)

Ответить
1

Вообще даже странно, что за такой известный мем минусят :)

Ответить
9

Китайские - недостаточно edgy, надо "бурятские" или "казахские".

Ответить
1

А вот сейчас обидно стало.

Ответить
0

Откуда вы такие беретесь?

Ответить
0

Ваще то, это хентай без хентая.

Ответить
2

Большинство современного романтического аниме нагоняют драму на пустом месте и пытается вышибить слезу с помощью набора эффективных клише (упор на разлуку, смертельные болезни и прочее).

Твоя апрельская ложь. Это просто худшая из драм, что я смотрел за последние годы. Квинтэссенция соплей, клише и дешевых приёмов для нагнетания жалости.
Зато сколько хайпа и слёз вокруг было.

Ответить
2

Да, тоже пожалел потраченное время. Скоро выйдет Kimi no Suizou wo Tabetai («Я хочу съесть твою поджелудочную»). Фильм про парня, который влюбился в девушку с раком поджелудочной железы. Девушка скорее всего умрёт, но вокруг её возможной смерти строят драму. Доставайте платочки и готовьтесь плакать. Как же достало такое, боже.

Ответить
2

И чего такого-то? Это просто голый синопсис. Подобную историю можно рассказать десятками разных способов. В том числе, сильную роль будет играть то, в какой момент болезнь войдёт в историю - будет ли о ней известно с самого начала или она будет использована в качестве Офигенного Плот Твиста (На Самом Деле Нет).

Ответить
4

Это субъективно. После новелл от key, их экранизаций и ещё тонны слезодавильного аниме я не могу нормально воспринимать такие истории. Вижу холодный расчёт и давление со стороны сценариста. Вот недавно вышло «Укрась прощальное утро цветами обещания», где плакать нужно будто по указке каждые полчаса. Плохо, когда драма на виду, а вместо толковой истории используют проверенные шаблоны. И особенно плохо, когда ты минимум посмотрел 8-10 тайтлов с такими же идеями. Подобное больше не заходит.

Ответить
0

А мне не замыленным взяглядом прощальное утро очень понравилось. Чувствуется конечно, что давят, но для меня это скорее была просто странность, чем mood killer

Ответить
2

Видимо я просто пересмотрел подобного аниме. Надо было дозировать.

Ответить
0

Фильм Окады уже с вами обсуждали. Я не вижу там в упор никакого так называемого холодного расчёта, она так изображаем эмоции персонажей. Вы видите. Ну, ок, пытаться переубеждать кого-либо смысла не вижу.
А ещё меня утомило, уж простите, то, что я в мейнстримовой кинокритике называю "сюжетодрочем". Фильмы, включая анимационные, для меня в первую очередь искусство режиссуры. И потому эти ваши условные 8-10 тайтлов могут разительно отличаться подачей одних и тех же идей и тем, внезапно.

Ответить
3

А вдруг в конце название все же оправдает себя, ы.

Ответить
0

ну ну, первые 3 серии были хороши, особенно если не ошибаюсь в 3 был момент когда они играли вместе на сцене и когда у него начался приступ, ну интересно показали словно он в воде и звука не слышит, хз я почувствовал страх гг

А так мне там музыка понравилась, собственно она и вытянула до более менее сериал, до сих пор они у меня в плейлисте, мамка гг бесила пипец

А так на 1 раз

Вот где реально драма меня хватала + атмосферность так это последние серии ангельских ритмов и последнии серии Парада смерти
Как же она там на коньках каталась с воспоминаниями под супер трек и с саморазрушением, мм

Ответить
3

Очень жаль так рано ушедшего Ёсифуми Кондо, Шёпот сердца прекрасен.
Отдельный плюс за On your mark, давно хочу, чтобы сделали полнометражку на его основе.

Ответить
1

Как-то однажды мне предоставилось посмотреть клип On Your Mark и я, конечно же, ожидал от него доброй теплоты, которую вы обычно всегда ожидаете от творчества Гибли, но был тут же ошарашен тем, с каким цинизмом местные главные герои расстреливают из калашей каких-то культистов и хладнокровно раскидывают их трупы под сентиментальную музыку. Немного позже я прочитал где-то о том, как Миязаки лично ездил встречаться с командиром немецкого Тигра, мемуарами которого восхищался и даже нарисовал мангу по мотивам. И, по правде говоря, этот его фетишизм вокруг военной техники достаточно странен, если учитывать тот посыл, который обычно заложен в полнометражках Гибли. Но вообще эта ситуация не совсем однозначна, наверное.
Это случай заставил меня снять и протереть свои розовые очки. Кажется они немного треснули.

Ответить
5

Миядзаки вообще очень увлечен милитаристической тематикой, особенно ему нравится период между двумя мировыми войнами. Одно время он иллюстрировал для журнала военную технику и писал познавательные материалы о различных исторических событиях.

Ответить
0

А почему бы и нет? Эта короткометражка - эдакий залихватский вестерн/приключение в миниатюре. Меня не покоробил этот момент, тем более, что это намного честнее западного подхода, когда в детском мультфильме могут полгорода сравнять с землей, а на выходе будет типа комедии с хэппиэндом (см. Мегамозг).

Что до фетиша на тему военной техники, то странно, что вы удивляетесь, что сын директора авиапредприятия западает на такие вещи. Вообще, Миядзаки дотошен. Например, снимая "Ведьмину службу доставки" художники студии ездили по европейским городам, изучая архитектуру.

Ответить
0

После лихо отрубленных (отстреленных) рук в "Принцессе Мононоке" - уже и внимания не обратил на такую мелочь :) Добрый дедушка уже показал свой нрав.

Ответить
0

В Мононоке всё это было оправдано и подано в соответствии с контекстом, никакого морального диссонанса это большей частью не вызывало. Здесь же у нас главные положительные герои безжалостно расстреливают и уничтожают культистов, а затем пренебрежительно перебирают трупы и всё это под аккомпанемент любовной лирики. Я немного утрирую, наверное, но смысл примерно таков.

Ответить
2

Спасибо большое за статью!
Странно, что от "Принцессы Кагуя" людей отпугивает рисовка. Конечно, оно то может быть так, все привыкли к реализму и проработанным фонам. Но стилистика этого фильма - самое настоящее искусство. Художественные приёмы там на высоте. Стоит посмотреть минуту и понимаешь, что это настоящий шедевр.

В фильмах Ghibli умеют просто поразительным образом точно воссоздавать эпоху. Не только окружение и картинку, но и саму атмосферу! Япония 60-х годов в фильме "Со склонов Кокурико" оставила в душе очень тёплый след. Уже несколько раз пересматривала и каждый раз возникает чувство ностальгии (хотя я родилась в 98 году в Беларуси и с 60-ми годами в Японии не имею явную связь...). Но эта атмосфера передаётся!

Ответить
0

Ну, чтобы потреблять продукты типа "Семейка Ямадо" надо иметь какой-никакой кругозор, а мейнстрим приучает зрителя потреблять и любить одинаковые штамповки. В последние годы вообще унификация во все поля, особенно по части персонажей.

"Со склонов Кокурико" в первый раз посмотрел с постным выражением лица, оценил, как "хорошо, но - не моё", решив, что это продукт для внутреннего потребления. Но потом сподобился пересмотреть и... теперь это один из любимых фильмов. Так что вещь, действительно, уникальная и годная.

Ответить
2

"Шепот Сердца" изумителен. Включал его младшей сестре, чтобы лишние пару часов на мультик повтыкала - в итоге залип сам. Очень вдохновляющий фильм, усердию главной героини на пути к своей мечте остаётся завидовать и возможно брать пример.

Ответить
2

Никогда не считал себя знатоком или огромным фанатом Гибли (хотя, конечно, не любить эту студию и её рулевых невозможно), но с огромным удивлением для себя отметил, что из длинного списка не смотрел лишь пару работ, и те всё равно значатся в списках на просмотр =) С кратенькой оценкой автора на удивление почти везде согласен, точно и ёмко подчёркнуты особенности работ. Подведя итог, для меня самая важная часть японской анимации вообще и работ Гибли в частности - это душевность, теплота. Несмотря на то, что у них очень хорошо получаются сказки, бытопись в их интерпретации часто просто потрясающая.

Ответить
1

Можно добавить "Последний единорог" и "Принц Севера" как прото-Гибли.

Ответить
1

В целом да, так как многие сотрудники Topcraft потом работали на Ghibli. Я бы ещё добавил «Возвращение короля» и волшебного «Хоббита».

Ответить
1

Вот получше ролик. Выше было AMV, к сожалению.

Ответить
1

"Единорог" и "Принц Холс" это не только те же люди, но и тот же стиль и идеи, что позже у Гибли.

Ответить
1

Из «прото-Гибли» помимо Единорога мой любимый по-прежнему Полет Драконов :) и рисовка, и музыка, и сюжет, ничего не могу с собой поделать.
https://youtu.be/wJFcQiixYFg

Ответить
0

Ой, ссылочка не подгрузилась почему-то, вот нормально.

Ответить
0

Да, отличный мультфильм!

Ответить
1

Миядзаки банзай!

Ответить
1

На старт - это действительно маленький шедевр

Ответить
1

Посмотрела «Могилу светлячков» в семь лет (дедушкин друг из японского посольства привез мне в подарок кассету) — проплакала после этого сутки

Ответить
1

Большое спасибо за статью! Действительно, много о каких произведениях я даже и не слышал, не то что просмотрел. Но из просмотренного: Могила Светлячков, Кошачья благодарность и Со склонов Кокурико, наверное, самое сильное впечатление осталось после Кокурико, как это ни странно, хотя, вероятно, это потому, что оно более новое и память ещё свежа. И во многом благодаря заглавной музыкальной теме. Когда я совершенно случайно наткнулся на трейлер и услышал музыку, мне уже совершенно было все равно, о чем будет сюжет (грубо говоря), я просто хотел услышать эту песню ещё раз в условиях именно повествования, "увидеть", как она вписывается в контекст, и какие события призвана эмоционально подчеркнуть. Песня потрясающе проникновенная. Да, я старый соплежуй, но каждый раз, когда её слушаю, у меня какой-то необъяснимый ком в горле. К слову, после просмотра Кокурико я остался доволен и сюжетом, и анимацией, и детализацией воспроизведения быта Японии той эпохи. Горо проделал великолепную работу над собой со времен "Сказаний", и "Кокурико" вполне может считаться продолжателем традиций как Гибли, так и самого Хаяо.
Это прекрасное аниме, чтобы провести вечер наедине с собой, насладиться визуалом, музыкой и особо не тяготить сердце драматичными историями.

Ответить
–2

Самое забавное, что сам Миядзаки не такой и толковый чувак, скорее больше лицо, которое расфорсили. Да он сделал аниме популярным за пределами Японии, но сделал это только через копирывание элементов Диснея. По сути выкатив типичный мульт диснея, но в стилистике аниме.

А сама статья хороша, так сказать, просвещаем нуфажиков.

Ответить
1

"Типичный мульт диснея" - слишком широкое понятие
У Миядзаки фильмы совершенно разные по тематике, сюжетам. Там есть схожие приёмы постановочные, гамма, отдельные сюжетные ходы, но не более.

Ответить
1

Возможно не совсем ясна моя мысль, но скажем так, он взял и адаптировал японские мультики под массового зрителя мира. Их может смотреть вообще любой, ведь они просты для понимания и там редко когда встретишь глубокие смысловые нагрузки. Типичный детский мультик, не более, не менее, конечно с небольшой щепоткой взрослых мыслей.

В отличии от того же Акиры, который еле как сейчас вырывается в массовые картины, в силу того, что стал весьма гиковским продуктом, да и просто имеет очень интересный тайм лайн и культовость. Но при этом сохраняет тот дух японской мультипликации, когда тебе показывают нарисованный мир, который по сути мультфильм, но при этом он жёсткий, одинокий и имеет огромное количество смыслов.

И так почти со всем, что имеет хоть какой-то вес в японской мультипликации, обычному зрителю просто тяжело сходу воспринимать такое.

Возможно ты скажешь, что гениальность Миядзаки в том, что он сделал всё это легко воспринимаемым, но нет, он просто сделал это простым. Выходят стандартные мультфильмы Диснея, которые тоже имеют какие-то свои смыслы, очевидный хэппи энд(что уже делает такое произведение детским), но при этом в японской рисовке мультфильмов.

Ответить
1

Во-первых Пр. Мононоке и Ветер крепчает совсем детскими не назовёшь.
Во-вторых Акира как явление культ, но как фильм не шедевр, он очень сумбурный. Есть около-шедевральные сцены, но видно наскок резали первоначальный материал. Если брать жестокие и тип взрослые аниму-фильмы, не уходя в малоизвестные, то Perfect Blue и Конец Евы работают лучше в своих жанрах и смысл доносят лучше.
В-третьих "жёсткий" автоматом не равно "тру искусство", и "простой" не равно "плохой" или "переоценённый". Тоторо пример второго. Фильм с простейшей фабулой, но отлично написанный и гениально справляется со своей задачей.

Ответить
0

А давайте считать, что легко можно уместить 100 глав манги в 1 фильм. Нет серьёзно, я должен похвалить того человека, что он смог передать дух и основные штуки оригинала, да их меньше, но у нас и ограничение есть по времени показа.
Простые фильмы, которые рассчитаны для детей, это гениально? С таким же успехом можно назвать эччи гаремники, которые расчитанны на жирных отаку, тоже гениальными. Оба продукта отлично справляются со своей задачей, а именно, их жрут.

Ответить
0

текс текс, представитель "не такой как все" подъехал)

Ответить
0

О, так у нас вместо здравых аргументов - развешивание ярлыков, успешно.

Ответить
0

Хорошо сделанные фильмы для детей вполне смотрятся в более взрослом возрасте. Да хотяб Пиксар взять. "Оно для детей оно просто пусть и сделано хорошо" - это глупый элитизм уже какой-то.

Ответить
0

Смотри, у нас есть просто мультик для детей, а есть мультик для детей, который может нести интересные глубокие смыслы и взрослым. Так вот, Миядзаки этого лишён. У нас либо мультик для детей, либо для подростков, либо для взрослых.

Ответить
0

Ну есть, например, Redline. В своём жанре это практически шедевр, потому что режиссура, визуал и анимация высший класс. Никаких глубоких смыслов.
Или Моногатари с их артистичностью и своим подходом даже к банальному фансервису.
Глубокий смысл ещё не равно шедевр или гениально.

Ответить
0

Окей, тот же Redline несёт в себе смысл именно гонки, там не надо искать какие-то особенно глубинные смыслы. Это как играть NFS ради сюжета, как минимум странная затея.
Тут надо понимать для чего делают то или иное произведение, ты же не будешь оценивать Ту лав ру, как полноценное глубокое аниме. Ведь это будет ошибкой, потому что надо смотреть на это со стороны эччи гаремников и вот уже с этого ракурса, тайтл будет 10/10.

Ответить

2

Вообще-то ты даже имя написать нормально не можешь...

Ответить
0

хочется верить, что "Kimitachi wa Dō Ikiru ka" будет не последним последним фильмом Миядзаки

Ответить
1

Да дайте уже старичку на пенсию уйти!

Ответить
0

Такая милота сплошь, что почти всё хочется добавить в список для просмотра. Спасибо за пост!

Ответить
0

От души спасибо за такой классный материал!

Ответить
0

Могила и Возвращение Кота мои любимые, еще также люблю короткометражку Часовщик Ноксимилиан

Ответить
0

Не знаю почему, но мне не нравится стиль рисунка Ghibli. То, как они рисуют людей в частности.

Ответить
0

Может быть и Даня начнёт посмотреть. Благо, в коллективе есть такой замечательный человек как Семён Костин. #анимевмассы

Ответить
0

Спасибо за статью, наверстаю упущенное. Есть несколько фильмов из списка в коллекции, "Ариэтти" выходила на БлюРей, на плазме шикарно смотрелось )

Ответить
0

Урсуле ле Гуин фильм не понравился

Но ей понравились драконы. Мне этот нюанс врезался в память потому - что самого впечатлил их визуальный дизайн. Хотелось-бы знать, какой художник подарил концепты сих замечательных созданий.

Ответить
0

Как же у меня горит нет горит это мягко сказано дайте мне огнетушитель когда полнометражки без фансервиса в прокате не проходят зато всякий фан сервис с гаремниками,идиотскими шутками заходит на ура

Ответить
0

Umi ga kikoeru

Очень тяжело было найти в качестве да ещё и в озвучке, так посмотрел и послевкусие странное какое-то , будто съел 3 пельменя, вроде и пельмени ел, а вроде и не ел.

А шепот сердце вообще классика, как некоторые могли его пропустить

Ответить
0

Наконец-то нормальное аниме подвезли

Ответить
0

Umu ga kikoeru слишком недооценен. А все дело в том, что такую черту как 'реализм' почему-то принято записывать в минусы, а не плюсы. Мне вот правдоподобные истории цепляют гораздо больше, чем гипертрофированные и наигранные эмоции.

Ответить
0

Воспоминания Марни типичный и подростковый фильм для девочек, от стиля Ghibli тут ничего нет. Мне лично не зашло. А вот Здесь слышан Океан, худшее аниме не точно бы от студии Ghibli, а совершенно от других компаний. Т о есть, большая часть анимации была выполнена при участии студий «J.C.Staff», «Madhouse», и «Oh! Production», которые работали с «Ghibli» над прошлыми проектами. Здесь слышан Океан, яркий пример как не надо делать аниме. После его полного провала, сотрудники были уволены, а студия вернулась к тому, с чего она начинала... А ещё Studio Ghibli помогала делать Евангелион.

Ответить
0

Это после "соседей Ямада" Миядзака сказал Такахате : "и шоб больше так не снимал!111одинодин" ?
Из списка...в "Кагуе" до конца не верил, что всё В.Р.У.Ч.Н.У.Ю. о, да. Она, а также "Марни" из последних неплохи. Чистая повседневность гхиблев никогда не привлекала; Горо - он как был огородником, да так и остался.
Светлячков никогда не буду смотреть, ну их... а вот танукей можно и кочнуть...
Кроме рекламы и картин художника, всё было известно.. ну, да эти мульты часто обсуждаются, или просто в сборниках выкладывают.

Ответить
0

Даже сами азиаты считают, что все они на одно лицо. ( ͡° ͜ʖ ͡°)

Ответить
0

Это очень простая и традиционная сказка. Создавалась она явно с расчётом на детей, особенно на девочек подросткового возраста.

Автор, ты как будто пытаешься припозорить тех, кому она понравилась в 25 лет (и особенно лиц мужского пола) :) К чему все эти уточнения?

Ответить
0

Автор, ты как будто пытаешься припозорить тех, кому она понравилась в 25 лет (и особенно лиц мужского пола) :) К чему все эти уточнения?

Ни в коем случае. Это официальное позиционирование фильма, особенно если вспомнить его рекламные ролики. Мне 28 и фильм нравится :)

Ответить
0

Так. Вощем я не знаю, можно ли писать на дтф в личку, но видел, что можно спрашивать совет по аниме ( ͡° ͜ʖ ͡°)
Пишу в коммент который скорее всего никто никогда не увидит - что посмотреть из жанра "повседневность/комедия/романтика" за 2016-2018 год, чтоб не банально было, что в первой серии неловкости и хиханьки, а в конце именно парень меняется и принцесса получает своего принца?

Ответить
0

«Сказания о принцессе Кагуя» непонятно зачем они снимали вообще и на что надеялись. Если была уже куча экранизаций, и произведение вот настолько простецкое, да еще и с очень депрессивным, безысходным финалом, да еще и без фирменной стилистики... Просто выстрелили себе в ногу.

Ответить
0

При этом фильм был на 5 миллионов долларов дороже «Унесённых призраками». Мне кажется, что даже другая концовка не спасла бы от плохих сборов.

Ответить
0

Я реально не понимаю, на что там можно было потратить лишние 5 миллионов, по виду-то выглядит гораздо дешевле...

Ответить
0

Урсуле ле Гуин фильм не понравился, она отказалась признать в нём своё произведение и назвала его «несвязной отсебятиной». Хаяо Миядзаки был шокирован работой сына

А нельзя было как-то на этапе сочинения сценария согласовать с этой самой Урсулой ле Гуин, или хотя бы внимательно вычитать, что там сынуля насочинял? Почему все недостатки оного вскрылись лишь в кинозале, что за нелепость вообще? Бардак уровня "доведем дело до свадьбы и всё отменим со скандалом в церкви во время бракосочетания"...

Ответить
0

Тут всё очень забавно вышло. Ле Гуин вообще не хотела продавать права какому-то Миядзаки из Японии. Потом вышли «Унесенные призраками», писательница решила его посмотреть, влюбилась в фильм и говорят, что пересмотрела все работы Миядзаки. Настолько сильное впечатление они на неё оказали.

После этого ей был всё равно, что там напишут в сценарии. Она была уверена в Миядзаки, уверена, что фильм получится отличным. Ну а потом фильм отдали сынишке и всё покатилось. Когда Ле Гуин спохватилась и начала сомневаться в его опыте, то уже было слишком поздно. Новость о смене режиссёра была для неё неожиданной.

Ответить
0

Шикарный пост. Спасибо!

Ответить
0

Спасибо тебе, добрый человек!
Что-то из этого засмотрено до дыр, о чем-то даже и не слышал. А теперь есть такой опус магнум к которому можно отсылать!

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
Гейб Ньюэлл наконец-то анонсировал то,
чего все так долго ждали
Подписаться на push-уведомления