Вне мейнстрима: аниме Studio Ghibli, о котором вы могли не знать

Фильмы не от Хаяо Миядзаки, забытые работы и короткометражки.

Клип On Your Mark («На старт!»)
Клип On Your Mark («На старт!»)

Когда речь идёт об анимационной студии Ghibli, то чаще всего вспоминают знаменитые фильмы режиссёра Хаяо Миядзаки — «Унесённые призраками», «Ходячий замок Хаула», «Принцесса Мононоке» и другие. Фильмы Миядзаки ценят даже те, кто далёк от аниме.

Но стоит помнить, что в Studio Ghibli работало множество талантливых аниматоров — от ветеранов индустрии до начинающих молодых режиссёров. На студии почти всегда одновременно трудились над двумя, а то и тремя крупными проектами. Некоторые из них не получили должного внимания зрителей или были совсем не замечены.

Рассказываем о фильмах Studio Ghibli, которые не режиссировал Хаяо Миядзаки, а также вспоминаем совместные проекты, короткометражки, рекламные ролики и другие малоизвестные работы маэстро.

Hotaru no Haka («Могила светлячков»)

Вне мейнстрима: аниме Studio Ghibli, о котором вы могли не знать

Режиссёр Исао Такахата бок о бок работал с Хаяо Миядзаки начиная со второй половины 60-х. Более 40 лет они были лучшими друзьями.

Все 70-е Такахата и Миядзаки совместно трудились над режиссурой, сценарием и раскадровками к многочисленным аниме от анимационных студий Toei Animation и Nippon Animation. Сегодня невозможно представить Studio Ghibli без Такахаты, так как режиссёр внёс неоценимый вклад во многие работы Миядзаки. Помимо этого он режиссировал собственные фильмы, которые заслуживают куда большего внимания, чем им досталось.

Самая известная работа Такахаты — трагическая драма «Могила светлячков», снятая по мотивам одноимённого короткого рассказа писателя Акиюки Носака. События книги и фильма разворачиваются в конце июня 1945 года, за два месяца до капитуляции Японской империи во Второй мировой войне.

Трейлер для японских кинотеатров

14-летний подросток Сейта и его маленькая сестрёнка Сэцуко потеряли собственный дом после очередной американской бомбёжки города Кобе. Их мать скончалась от тяжёлых ожогов, а отец ушёл на фронт — вестей от него нет давно. Дети отправляются в окрестности Кобе, чтобы найти пропитание и попросить жильё у своей тёти. Но та видит в них потенциальных нахлебников, а потому подумывает прогнать детей. Устав терпеть постоянные унижения, Сейта и Сэцуко отправляются на поиски нового жилища.

Ком в горле — так можно описать все впечатления от просмотра «Могилы светлячков». Это очень сильное аниме о войне, по эмоциональности сравнимое с «Босоногим Гэном». Чего только стоят сцены, в которых зрителю показывают разрушенные города, сожжённые трупы и небо, заволоченное дымом от бесконечных пожаров. Последние дни войны, где каждый сам за себя, а из-за горстки риса люди могут убить. На зрителя давит безысходная атмосфера, за героев не перестаёшь беспокоиться на протяжении всего просмотра.

Вне мейнстрима: аниме Studio Ghibli, о котором вы могли не знать

Такахата часто отрицал антивоенную направленность своей картины. Он детально воссоздал Японию в последние месяцы войны, но даже не думал добавлять в работу какой-то антивоенный посыл. Режиссёр рассказал простую, но тяжёлую историю жизни двух детей в условиях добровольной изоляции от общества и полного равнодушия взрослых. Этим фильмом он призывал взрослых к внимательности и сочувствию в тяжёлые времена. Особенно к детям.

У «Могилы Светлячков» есть одна особенность — её тяжело пересматривать. В прокате картина шла сдвоенным сеансом с добрым «Моим соседом Тоторо», из-за чего некоторые зрители покидали зал — настолько «Могила светлячков» шокировала неподготовленного зрителя. Позже её показывали в японских школах, в рамках программы по историческому воспитанию молодёжи.

Omoide Poro Poro («Капельки воспоминаний»)

Вне мейнстрима: аниме Studio Ghibli, о котором вы могли не знать

Следующий фильм Такахаты известен за пределами Японии под названием Only Yesterday («Ещё вчера»). Он снят по мотивам дзёсей-манги для женщин за авторством Хотару Окамото и Юко Тонэ. Основная аудитория экранизации — молодые девушки от 18 и старше. В целом, это первая работа студии, которая предназначена исключительно для взрослых зрителей.

1982 год. 27-летняя Таэко Окадзима до сих пор не замужем, работает в неплохой компании и ведёт одинокий и совершенно непримечательный образ жизни. С наступлением лета она решает поехать к дальним родственникам в посёлок на окраине префектуры Ямагата. Добираться туда 12 часов, поэтому Таэко погружается в воспоминания о своём детстве. Из всех прожитых лет ей больше всего запомнился 1966 год. Почему-то именно он был судьбоносным и самым насыщенным во всей её жизни.

Трейлер для японских кинотеатров

В японском прокате фильм собрал почти два миллиарда йен и стал самой кассовой картиной 1991 года. Но вот западный рынок «Капельки» долго обходили стороной. До выхода на видеоносителях этот фильм считался одной из незаслуженно забытых работ Studio Ghibli. Отчасти потому, что не каждый зритель проникнется специфической подачей сюжета, персональной историей героини и упором на реализм.

Кому-то фильм покажется слишком скучным, кому-то — слишком «женским». Здесь нет волшебства, сказочности и прочих вещей, которые присущи другим работам студии — это просто трогательная история одной девушки.

Вне мейнстрима: аниме Studio Ghibli, о котором вы могли не знать

С первых секунд здесь заметна любовь Такахаты к реализму. Огромное внимание уделено детальной прорисовки лицевых мускулов. По тем временам это была не новая технология в анимации, но именно Такахата впервые использовал её в аниме. Достаточно посмотреть на анимацию лица Таэко в те моменты, когда она улыбается.

Все события «Капелек» происходят в реальных локациях — создатели специально ездили в префектуру Ямагата и различные районы Токио. Это не так просто, ведь половина фильма происходит в 60-е годы: многое пришлось намеренно состарить или срисовать с сохранившихся фотографий.

Вне мейнстрима: аниме Studio Ghibli, о котором вы могли не знать

Фильм получился очень «японским». В нём много так называемой «моно-но аварэ» — японской философии созерцания и течения времени. В картине показана разница между двумя эпохами страны, между менталитетом города и деревни, между трудной, но насыщенной жизнью в глубинке и серыми буднями большого города.

Чтобы проникнуться «Капельками воспоминаний» нужно хотя бы ненадолго поставить себя на место главной героини. Потому что у каждого из нас были насыщенные и яркие периоды в жизни, которые навсегда врезались в память.

Umi ga kikoeru («Здесь слышен океан»)

Вне мейнстрима: аниме Studio Ghibli, о котором вы могли не знать

Пожалуй, самой неизвестной работой Studio Ghibli всегда была картина «Здесь слышен океан». В 2016 году японский портал MyNavi провёл опрос среди 500 студентов, которых просили перечислить все просмотренные фильмы Studio Ghibli. Из общего количества опрошенных более 65 процентов не видели и даже не слышали о фильме «Здесь слышен океан» от режиссёра Мотидзуки Томоми. Она почти забыта в Японии, что уж говорить об остальном мире.

«Здесь слышен океан» снят по одноимённому роману писательницы Саеко Химуро. Книгу иллюстрировал дизайнер и аниматор студии Ghibli Кацуя Кондо, так что экранизацию запланировали ещё до выхода последней главы. Сюжет аниме повествует о двух старшеклассниках из провинциальной школы, в которую перевелась очаровательная, умная, но капризная девушка из Токио. Между ними возник очевидный любовный треугольник.

Трейлер для японских кинотеатров

Миядзаки и Такахата намеренно отказались от режиссёрского кресла. В начале 90-х в студии провели эксперимент, который разделил сотрудников Ghibli на две команды. По оригинальной задумке, над крупными проектами работали опытные аниматоры (команда Такахаты и Миядзаки), а над побочными трудились новенькие аниматоры и начинающие режиссёры. Девиз второй команды: «Сделаем любой фильм быстро, дёшево и качественно».

Вне мейнстрима: аниме Studio Ghibli, о котором вы могли не знать

В реальности всё оказалось сложнее, а серьёзные проблемы начались ещё на стадии раскадровок. Съёмки постоянно выбивались из запланированного графика, а бюджет неуклонно рос. Часть работы пришлось отдать на аутсорс в анимационные студии J.C.Staff, Madhouse и Oh! Production.

Режиссёр Томоми Мотидзуки несколько раз терял сознание от недоедания, головных болей и переработок. Он чувствовал огромное давление от Миядзаки и параллельной работы над сериалом «Это Гринвуд». В итоге, переутомлённый Мотидзуки попал больницу с острой язвой желудка — работа встала.

Вне мейнстрима: аниме Studio Ghibli, о котором вы могли не знать

«Здесь слышен океан» смотрится как обычная летняя мелодрама для подростков. Без волшебства и магии, зато с реалистичными героями. Вкупе с маленьким хронометражём (80 минут) и рваным повествованием это привело картину к грандиозному провалу и убыткам, от которых Ghibli оправилась только спустя год. Миядзаки был сильно разозлён неудачей «Океана», а от разделения студии на две обособленные команды отказались на продолжительное время.

Вне мейнстрима: аниме Studio Ghibli, о котором вы могли не знать

«Здесь слышен океан» не нашёл своего зрителя. Отзывы были сдержанными, критики не видели в картине особого смысла, потому что её можно было почти покадрово переснять в виде игрового фильма или короткого сериала. Фильм получился строго на любителя. Кто-то не увидит в нём особой изюминки и он быстро выветрится из памяти, другим — понравится легкий стиль повествования, реалистичная история о любви и взрослении. Сегодня «Океан» стоит посмотреть ради ностальгии по студенческой поре, первой любви и живописным городским пейзажам Японии начала 90-х.

Heisei Tanuki Gassen Ponpoko («Война тануки в периоды Хэйсэй и Помпоко»)

Вне мейнстрима: аниме Studio Ghibli, о котором вы могли не знать

Испокон веков считалось, что хитрые лисы и тануки (японские енотовидные собаки) — это единственные животные в японском фольклоре, которые умеют превращаться в человека. Спустя столетия об этой способности подзабыли не только люди, но и сами звери. Индустриальное развитие Японии уничтожило многие леса, а в Токио каждое пятилетие появлялись всё новые пригороды и благоустроенные районы.

Но то, что хорошо для людей — плохо для животных. Стройка добралась до горы вблизи города Тама, где живёт древний клан тануки. Зверьки решили, что дом нужно непременно спасти, но для этого есть два пути: убить людей, либо довести их до такого состояния, чтобы они оставили гору в покое. Большая часть зверей выбрала второй вариант: под руководством старейшин из разных кланов, молодые тануки начали постигать древнее искусство превращения, которое поможет им прогнать людей.

Трейлер для японских кинотеатров

«Помпоко» — очередная замечательная картина от Исао Такахаты. Наивысшей похвалы заслуживает режиссура, идея и визуальные образы фильма. Сцену парада духов из «Помпоко» неоднократно называли лучшей в карьере режиссёра. Также стоит обратить внимание на старания Кадзуо Ога — художника по задним фонам в большинстве ранних работ Studio Ghibli. Ога часто рисует с натуры, поэтому фоны в «Помпоко» выглядят очень правдоподобно.

Вне мейнстрима: аниме Studio Ghibli, о котором вы могли не знать

Через весь фильм проходит тема тоски по старому укладу жизни — когда в Японии ещё не было мегаполисов, а люди уважали силу природы и верили в духов. Но главная тема картины — всё ещё актуальная проблема массовой вырубки лесов и уничтожения редких видов животных. Перед съёмками Такахата советовался с несколькими организациями, которые занимались защитой природы и охраной редких животных.

«Помпоко» не получил широкую известность за пределами Японии из-за своего необычного сеттинга. Чтобы понять мотивы фильма, нужно быть либо японцем, либо прочитать немало литературы о японской мифологии и религии. Например, редкий западный зритель знает, что у самцов тануки большая мошонка, и, по поверьям, тануки умеет превращать её в практически любые вещи — от ковра-самолета до статуй японских богов.

Или возьмём Гасадокуро — мифического скелета, который состоит из незахороненных останков людей. Он охотится на бездомных людей, пожирает их плоть и прикрепляет кости к себе, чтобы стать ещё больше
Или возьмём Гасадокуро — мифического скелета, который состоит из незахороненных останков людей. Он охотится на бездомных людей, пожирает их плоть и прикрепляет кости к себе, чтобы стать ещё больше

К счастью, чтобы полюбить «Помпоко», необязательно знакомиться с японскими мифами и сказками — но если знания в этой области есть, то от фильма можно получить двойное удовольствие. Для остальных зрителей — это введение в японский фольклор и отличное подспорье к углублённому изучению японской культуры.

Mimi wo Sumaseba («Если прислушаться»)

Вне мейнстрима: аниме Studio Ghibli, о котором вы могли не знать

Вне Японии фильм известен под названием Whisper of the Heart («Шёпот сердца»). Это экранизация одноименной сёдзё-манги для девушек за авторством Аой Хиираги. Первоначально «Если прислушаться» должны были снимать молодые сотрудники Studio Ghibli, но из-за провала «Здесь слышен океан» над фильм работали опытные аниматоры студии. Миядзаки взялся писать сценарий, а место режиссёра занял его коллега Ёсифуми Кондо, с которым он трудился начиная с 70-х.

Ученица средней школы Сидзуку Цукисима обожает брать на дом книжки из школьной библиотеки. Вскоре она замечает, что во всех формулярах встречается имя некоего Сэйдзи Амасавы. Вначале это раздражает Сидзуку, но потом ей становится интересно, кто же этот Сэйдзи и откуда такие чудесные совпадения в литературных предпочтениях.

Трейлер для японских кинотеатров

«Если прислушаться» — одна из лучших романтических картин в истории японской анимации. Это фильм о самопознании, любви к музыке, юности, взрослении и неожиданной первой любви.

Большинство современного романтического аниме нагоняют драму на пустом месте и пытается вышибить слезу с помощью набора эффективных клише (упор на разлуку, смертельные болезни и прочее). Картина Ёсифуми Кондо о другом — она делает акцент на ностальгии, напоминает зрителю о лучших моментах его юности. Когда хочется любви и каждый день «семь пятниц на неделе». Когда в молодости ты остервенело бросаешься на всё новое, необычное и интересное. Поэтому фильм до сих пор актуален.

Вне мейнстрима: аниме Studio Ghibli, о котором вы могли не знать

Для Кондо «Если прислушаться» была первой и последней режиссёрской работой — в 1998 году он скоропостижно скончался от расслоения аорты. В последние недели перед смертью постановщик сильно перерабатывал и мало спал. Смерть Ёсифуми Кондо шокировала Хаяо Миядзаки и погрузила его в продолжительную депрессию. Режиссёр планировал покинуть студию, но передумал, и с тех пор решил заботиться о собственном здоровье, работая в более расслабленном темпе.

Houhokekyo Tonari no Yamada-kun («Чирик-чирик: наши соседи — семья Ямада»)

Вне мейнстрима: аниме Studio Ghibli, о котором вы могли не знать

В 1999 году Исао Такахата выпустил фильм «Семья Ямада», снятый по мотивам ёнкомы (четырёхкадровая юмористическая манга) «Ноно-тян» от Хисаси Исии. Фактически это сборник юмористических историй о повседневной жизни одной японской семьи. Семейство Ямада состоит из обычного отца-работяги, хлопотливой мамы, двух милых детей, временами сварливой бабушки и тихого пса.

Большинство потенциальных зрителей отталкивает акварельный минимализм фильма. Картина провалилась в японском прокате из-за необычной стилистики, которая выделялась на фоне остальных работ студии.

Местами «Ямаду» можно назвать экспериментальной работой, так как анимация здесь скачет от нарочито минималистичной графики до детально прорисованных сцен. Это нетипичная работа для Studio Ghibli, но к её стилистике быстро привыкаешь.

Трейлер для японских кинотеатров

Ещё стоит отметить необычную подачу сюжета. Такое ощущение, будто Такахата до конца не определился, хочет ли он показать цельный фильм или набор маленьких скетчей в стиле типичной ёнкомы. В каждом скетче есть своя житейская тема, а во время просмотра зрителю зачитывают хайку от Басё и Бусона.

Вне мейнстрима: аниме Studio Ghibli, о котором вы могли не знать

За всю историю японской анимации вышло не так уж много фильмов об обычной японской семье. Сразу вспоминается сериал «Садзаэ-сан», но мало кто будет смотреть три тысячи эпизодов без перевода. Поэтому если хочется увидеть что-то компактное, доброе и про японский быт, то вряд ли найдётся что-то лучше «Семьи Ямада».

Neko no Ongaeshi («Кошачья благодарность»)

Вне мейнстрима: аниме Studio Ghibli, о котором вы могли не знать

Однажды школьница Хару спасла от машины красивого кота с золотой цепочкой на шее. К её удивлению, кот заговорил человеческим языком и поблагодарил девочку за спасение.

Хару уже начала думать, что ей это привиделось, но ночью к её дому пришла торжественная процессия кошек. Один из котов сообщил девочке, что она спасла наследного принца Кошачьего королевства и теперь заслуживает бесконечную благодарность. Героиня и не подозревала, что кошки собирались забрать её в своё королевство и выдать замуж за спасённого принца.

За пределами Японии картина известна под названием Cat’s Return («Возвращение кота»). Изначально проект задумывали как короткометражку для парка развлечений, но в итоге переделали в полуторачасовой фильм. «Кошачья благодарность» — это дебютная режиссёрская работа аниматора Хироюки Морита и ответвление от «Если прислушаться». Оба фильма объединяет один антикварный магазин и кот по имени Барон.

Трейлер для японских кинотеатров

Это очень простая и традиционная сказка. Создавалась она явно с расчётом на детей, особенно на девочек подросткового возраста. Фильм полностью предсказуем и лишён каких-то глубоких посылов, по сравнению с другими работами студии. Характеры персонажей — сборник популярных архетипов.

Но вряд ли это плохо. Да, «Кошачья благодарность» немного подзабыта и затерялась на фоне остальных работ студии, но её не стоит игнорировать. Это пускай и одноразовое, но всё ещё достойное сказочное приключение для просмотра в семейном кругу.

Gedo Senki («Сказания Земноморья»)

Вне мейнстрима: аниме Studio Ghibli, о котором вы могли не знать

У Хаяо Миядзаки есть два сына — Кейске и Горо. Кейске выучился на художника и работал резчиком по дереву, а у Горо был непродолжительный интерес к ландшафтному дизайну. После окончания сельскохозяйственного университета Горо занимался проектированием парков и садов в Токио. Он также помог отцу спроектировать парк, расположенный вокруг музея Studio Ghibli в городе Митака.

В начале нулевых в студии планировали снять экранизацию цикла романов Урсулы ле Гуин о Земноморье. Горо Миядзаки пригласили на должность консультанта и попросили нарисовать раскадровки для нескольких сцен. Они так понравились продюсеру студии Тосио Судзуки, что он почти сразу же предложил Горо режиссировать фильм.

Один лишь Хаяо Миядзаки был против этой идеи — он считал, что у сына недостаточно опыта в анимации и тем более в режиссуре. В итоге, Горо не прислушался к мнению отца и всё-таки решил снимать фильм.

Трейлер для американских кинотеатров

Позже выяснилось, что сценарного опыта у Горо тоже не было — сценарий к фильму он писал на основе четырёх произведений саги Урсулы Ле Гуин. Более тысячи страниц «Земноморья» Горо ужал в полтора часа экранного времени, а ещё зачем-то позаимствовал кусок сюжета из отцовской однотомной манги «Путешествие Сюны».

История о странствиях принца Аррена была извращена и скомкана до неузнаваемости. Урсуле ле Гуин фильм не понравился, она отказалась признать в нём своё произведение и назвала его «несвязной отсебятиной». Хаяо Миядзаки был шокирован работой сына. Он не мог найти себе место и во время премьерного показа выходил из зала покурить. Фильм полностью окупился и принёс студии прибыль, но Миядзаки считал, что лучше бы Горо закончил карьеру режиссёра на «Сказаниях Земноморья».

Красиво, но бездушно — самая точная характеристика «Сказаний Земноморья»
Красиво, но бездушно — самая точная характеристика «Сказаний Земноморья»

Мир в экранизации получился искусственным, мёртвым и пустым. О проработке персонажей и их мотивациях совсем забыли. Горо подражал своему отцу, из-за чего в фильме много узнаваемых типажей, режиссёрских приёмов и явного плагиата на ранние работы студии. Картина не походила на очередную работу Studio Ghibli — это больше подражание от неопытного ремесленника.

Стоит ли смотреть «Сказания Земноморья» сегодня? Да, но только из исторического интереса. Если закрыть глаза на пустой сюжет и просто наслаждаться замечательной визуальной составляющей, то фильм заслуживает потраченного времени. Правда, вряд ли к нему захочется возвращаться снова.

Karigurashi no Arrietty («Добывайки Ариэтти»)

Вне мейнстрима: аниме Studio Ghibli, о котором вы могли не знать

В российском прокате фильм вышел под названием «Ариэтти из страны лилипутов». Аниме снято по мотивам серии детских романов «Добывайки» от британской писательницы Мэри Нортон, книги которой ещё в СССР издавались огромными тиражами.

Хаяо Миядзаки и Исао Такахата были заняты работой над собственными проектами, поэтому режиссёрское кресло занял молодой аниматор Хиромаса Ёнэбаяси. В студии он начинал с промежуточной анимации в фильмах «Принцесса Мононоке» и «Cоседи Ямада». После «Унесённых призраками» его повысили, с того момента он возглавлял одним из анимационных отделов и сам натаскивал новичков. К 2009 году Миядзаки решил, что Ёнэбаяси уже готов режиссировать свою дебютную картину.

Трейлер для японских кинотеатров

Сюжет «Добываек» рассказывает о расе маленьких человечков, которые сосуществуют с обычными людьми, иногда воруют у них вещи и живут внутри стен и подвалов. Как раз в одном из таких домов живёт тётя 12-летнего мальчика Сё. Он приезжает к ней на каникулах и по счастливой случайности встречает в саду крохотную девочку Ариэтти, которая давно обосновалась в этом доме вместе со своей семьёй.

Сё и а Ариэтти быстро заводят дружбу. Вот только у коротышек есть неписанное правило: как только об их существовании узнают люди, нужно незамедлительно покинуть дом и найти себе новое жилье.

У «Ариэтти» есть три отличительных особенности. Во-первых, это невероятная детализация анимации и задних фонов. «Ариэтти» с лёгкостью можно назвать самым красивым фильмом студии за всю её многолетнюю историю. Такого внимания к деталям и проработки окружающего мира ещё не было ни в одной работе Ghibli.

Вне мейнстрима: аниме Studio Ghibli, о котором вы могли не знать

Во-вторых, заглавная песня и идеальный саундтрек от французского композитора Сисиль Корбель. У неё получилась чудесная смесь из ирландских и турецких мотивов, мадригала и кельтского фолка. Музыка в Ариэтти — это отдельное произведение.

Официальный клип

И в третьих, это сбалансированный сюжет. Картина в меру неторопливая, расслабляющая, романтичная, с щепоткой тревоги и драмы. И тут легко заметить единственный недостаток «Ариэтти» — небольшая продолжительность. Повествование не успевает разогнаться, как уже начинаются кульминационные события, ведущие сюжет к развязке. Маленький хронометраж не позволил раскрыть всех персонажей. Но это вряд ли помешает получать удовольствие от просмотра.

Kokuriko-Zaka Kara («Со склонов Кокурико»)

Вне мейнстрима: аниме Studio Ghibli, о котором вы могли не знать

Йокогама, 1963 год. Япония уже освободилась от американской оккупации, страна вовсю готовится к первым Олимпийским играм. Мать старшеклассницы Уми Мацузаки находится в отъезде, а отец погиб по время Корейской войны, поэтому девочка самостоятельно следит за домом и параллельно пытается спасти любимый школьной клуб от закрытия.

Здание клуба с годами обветшало и уже не пригодно для занятий, но его можно спасти, если найти деньги на восстановление. Во всей этой кутерьме Уми влюбляется в Сюна, главу школьной газеты, который мотивирует студентов отремонтировать здание клуба.

Свой второй фильм Горо Миядзаки снимал уже под чутким присмотром отца. Тот полностью написал сценарий и помог сыну достоверно передать эпоху начала 60-х (Горо несколько месяцев изучал старые фотографии и карты Иокогамы).

В те годы страна наконец-то встала на путь развития, повсюду активизировались различные студенческие движения. Студенты выступали против войны во Вьетнаме, повышения платы за обучение или вмешательства США в политику Японии после деоккупации.

Трейлер для японских кинотеатров

Непонятно только, для какой аудитории был снят этот фильм. Детям он покажется скучным, подростки вряд ли проникнутся идеалами японской молодёжи 60-х. Такое впечатление, будто «Со склонов Кокурико» специально снимали для зрителей за 45-50 лет, которые любят ностальгировать по своей юности. В «Кокурико» часто играют хиты того времени вроде всемирно известной песни Sukiyaki от певца Кю Сакамото. Отчасти картина напоминает советские фильмы о трудолюбивых пионерах, готовых взяться за любое трудное дело и довести его до конца.

Основная идея фильма — надежда на лучшее будущее и вера в неугасающий оптимизм молодых людей. На фоне всей этой ностальгии подкачала лишь история любви между Уми и Сюном. Она выглядит второстепенно и обрывается предсказуемым сюжетным поворотом, о котором внимательный зритель догадается ещё в начале.

Kaguya Hime no Monogatari («Сказания о принцессе Кагуя»)

Вне мейнстрима: аниме Studio Ghibli, о котором вы могли не знать

Спустя 13 лет после выхода «Соседей Ямада» Исао Такахата вернулся с экранизацией народной японской сказки «Повесть о старике Такэтори». Такахата работал над этим проектом больше пяти лет и планировал завершить на нём свою карьеру. Он покинул студию вместе с Хаяо Миядзаки, но часто навещал старых коллег, а также помогал с продюсированием фильма «Красная черепаха».

Последний фильм Такахаты рассказывает о жизни загадочной принцессы Кагуя. Пожилой собиратель бамбука Такэтори долго горевал, что у них с женой так и не получилось завести ребёнка. Они уже смирились с этим, но однажды старик вернулся домой с крохотной девочкой — это маленькое создание размером с ладошку он нашёл в срубленном стебле бамбука.

Старики поверили, что боги наконец-то даровали им ребёнка. Они удочерили малютку и назвали Кагуей. Вскоре девочка начала расти, а из срубленного стебля бамбука посыпалось золото.

Трейлер ограниченного показа «Кагуи» в Австралии

5 апреля 2018 года Исао Такахата скончался на 82 году жизни после продолжительной борьбы с раком лёгких. Он оставил после себя замечательные картины, которые видели далеко не все поклонники студии Ghibli. «Сказания о принцессе Кагуя» — не исключение. Фильм провалился в японском прокате, незаметно вышел на Западе (в России премьера так и не состоялась) и принёс многомиллионные убытки. Отчасти в этом виноват раздутый бюджет (Такахата отказался от компьютерной графики) и слабая реклама.

Многих потенциальных зрителей отпугнул стиль анимации. Картина полностью нарисована карандашом и выполнена в акварельных тонах. Местами визуальный стиль похож на традиционную живопись укиё-э. Задние фоны больше напоминают скетчи, так что не стоит ждать от «Кагуи» скрупулёзной детализации на уровне других работ студии.

Вне мейнстрима: аниме Studio Ghibli, о котором вы могли не знать

Оригинальную сказку экранизировали в Японии пять раз, она известна почти каждому образованному японцу. Экранизировать «Кагую» — это всё равно, что экранизировать «Царевну-лягушку». Многие слышали эту историю, она есть в школьной программе. Такахата мог создать собственную её вольную интерпретацию, переписать концовку или большую часть сюжета, но он не стал этого делать. Экранизация чётко следует первоисточнику, лишь изредка обогащая её новыми событиями.

Вне мейнстрима: аниме Studio Ghibli, о котором вы могли не знать

«Сказания о принцессе Кагуя» нужно смотреть, потому что в наши дни мало кто так рисует. Это настоящее искусство. Сейчас проще и дешевле сделать всё на компьютере, чем тратить огромный бюджет на традиционную анимацию. Особенно стоит посмотреть этот фильм тем, кто интересуется японским фольклором.

Omoide no Marnie («Воспоминания о Марни»)

Вне мейнстрима: аниме Studio Ghibli, о котором вы могли не знать

Экранизация романа Джоан Робинсон «Здесь была Марни» и пока что — последний фильм Studio Ghibli. После ухода Такахаты и Миядзаки за режиссуру и сценарий отвечал Хиромаса Ёнэбаяси. Он тоже покинул Ghibli почти сразу же после выхода «Марни».

Двенадцатилетняя Анна Сасаки рано потеряла родителей, попала в приют и позже была удочерена молодой семьёй из Саппоро. Девочка выросла в любви и заботе, но у неё совсем нет друзей. Она необщительна и полностью замкнута в себе. Её часто тревожат приступы астмы, а окружающий мир кажется абсолютно безрадостным. Единственная отдушина — любовь к рисованию.

Вне мейнстрима: аниме Studio Ghibli, о котором вы могли не знать

Чтобы поправить здоровье, Анне нужен чистый воздух, поэтому её отправляют на каникулы в село на остров Хоккайдо. Здесь живут родственники приёмных родителей, которые радостно принимают героиню. Вскоре жизнь Анны меняется после знакомства с таинственной девочкой Марни. Она живёт в богатом особняке посреди озера и имеет множество секретов. Девочки быстро заводят дружбу, но Анну мучает вопрос: кто же такая Марни?

Трейлер для японских кинотеатров

«Воспоминания о Марни» — образцовая драма о разлуке, важности родственных связей и воле к жизни. Оригинальное произведение входит в личный список книг Миядзаки, рекомендованных для чтения детям и подросткам.

Если сравнивать экранизацию с книгой, то различий хватает. Внутренний мир и характеры персонажей изображены здесь более схематично. Местами адаптация потеряла долю глубины и очарования оригинала. Но без знания первоисточника эти недостатки всё равно незаметны, и фильм смотрится на одном дыхании.

Вне мейнстрима: аниме Studio Ghibli, о котором вы могли не знать

После «Марни» почти весь состав аниматоров покинул студию Ghibli. Плохие сборы «Кагуи» подкосили и без того шаткое положение студии после ухода Миядзаки, а сборы «Марни» едва покрыли производственный бюджет картины. Продюсер Тосио Судзуки решил, что нужно сделать перерыв. Он распустил аниматоров и временно заморозил производство новых фильмов.

Побочные проекты Studio Ghibli

За свою долгую историю Studio Ghibli выпустила больше 20 короткометражек. Первым был клип On Your Mark! («На старт!») для японской рок-группы Chage and Aska. По сюжету, в мире далёкого будущего двое полицейских спасают крылатую девушку-мутанта от религиозной секты и злобного правительства.

Образ полицейских взят с вокалистов группы — Сибаты Сюдзи (Chage) и Сигэаки Миядзаки (Aska)
Образ полицейских взят с вокалистов группы — Сибаты Сюдзи (Chage) и Сигэаки Миядзаки (Aska)

Миядзаки работал над клипом во время непродолжительного творческого кризиса. Он никак не мог доделать сценарий «Принцессы Мононоке», поэтому решил отвлечься на что-нибудь простое. Вдохновлялся режиссёр фотографиями из Чернобыля, о чём свидетельствует саркофаг, зона отчуждения и надписи на русском языке.

Chage & Aska - On Your Mark

Аниматор Юсиюки Момосе на досуге режиссировал Ghiblies — две короткометражные сатирические комедии о работниках Studio Ghibli. Они были чем-то вроде отдушины для молодых аниматоров в отрыве от работы над «Унесёнными призраками» и «Ходячим замком Хаула».

Специфический юмор об остроте карри

Studio Ghibli помогла анимировать картины японского художника-импрессиониста Наохиса Иноуэ. В получасовой короткометражке Iblard no Jikan («Время Ибларда») ожили лучшие полотна художника и его вымышленный мир снов Иблард. Миядзаки — давний поклонник Иноуэ, у него дома есть несколько его картин. К тому же, мир сновидений Иблард был ранее воплощён в одной из сцен «Если прислушаться».

Iblard no Jikan

Художник по фонам Кадзуо Ога экранизировал рассказ писателя Кендзи Миядзава Taneyamagahara no Yoru («Ночь на Танеямагахара»). Эту короткометражку трудно назвать привычным аниме, она больше напоминает слегка анимированное слайдшоу с диалогами. Впрочем, это не мешает наслаждаться крестьянскими байками у костра и тонкой сатирой.

Трейлер короткометражки

Студия режиссёра Хидеаки Анно («Евангелион») сняла приквел к фильму Ghibli «Навсикая из Долины ветров». В коротком фильме Kyoshinhei Tokyo ni Arawaru («Гигантский божественный воин в Токио») показали роковые «Семь дней огня», после которых был полностью разрушен привычный нам мир. Короткометражка представляет собой гибрид из съёмок на натуре, кукольной анимации и компьютерной анимации с настоящими миниатюрами города.

Полный фильм

В 2014 году Горо Миядзаки экранизировал знаменитую повесть писательницы Астрид Линдгрен «Рони, дочь разбойника». В отличие от неудачных «Сказаний Земноморья», анимационный сериал точно следует букве первоисточника. Правда, Ghibli лишь продюсировала и разработала дизайн для персонажей.

Всей анимацией занималась студия Polygon Pictures (Knights of Sidonia, Ajin), которая работает только с компьютерной анимацией. Все персонажи «Рони» анимированы в 3D, что понравится далеко не всем поклонникам Ghibli.

С середины 90-х и до 2016 года Ghibli выпустила множество рекламных роликов по заказу различных компаний и корпораций. Студия сняла ролики для рекламы ячменного чая, банка Resona, газеты Yomiuri Shimbun и кабельного телевидения. Главного внимания заслуживает реклама домашней еды компании House Foods от Хаяо Миядзаки и Ёсиюки Момосе. В роликах режиссёры ностальгируют по любимой эпохе своей молодости — началу 60-х.

Летняя версия рекламы
И зимняя

В период с 2001 по 2018 год Хаяо Миядзаки снял более десятка короткометражек. Проблема в том, что большинство поклонников студии их никогда не увидят — всё они нарисованы эксклюзивно для музея Ghibli, поэтому без поездки в Японию не обойтись.

И даже если живёшь в Японии, то всё посмотреть не получится. Короткометражку о родной для нас Бабе Яге и мини-сиквел к «Тоторо» увидят редкие зрители. Дело в том, что часть фильмов уже давно не показывают в музее, а за одно посещение демонстрируют максимум две работы. Репертуар кинотеатра меняется каждый квартал, и с этим ничего не поделаешь.

Редкие отрывки из трёх короткометражек Миядзаки

Серия Ni no Kuni была не единственной видеоигрой, к которой Studio Ghibli приложила руку. Аниматор и дизайнер Кацуя Кондо работал на должности арт-директора в ныне забытой дилогии японских ролевых игр Jade Cocoon. Он нарисовал дизайн всех персонажей, режиссировал анимационные ролики и помог разработать концепцию удивительного лесного мира.

Герои Jade Cocoon
Герои Jade Cocoon

Studio Ghibli нарисовала заключительный ролик, иллюстрировала рекламные материалы и обложку с саундтреком для игры Magic Pengel на PlayStation 2.

Концовка Magic Pengel от Ghibli

Что ещё стоит посмотреть

Задолго до основания Ghibli, Хаяо Миядзаки и Исао Такахата работали на студиях Toei Animation, Nippon Animation и TMS Entertainment. Если вы посмотрели все работы Studio Ghibli, и при этом вас не отпугивает устаревшая анимация, то стоит обратить внимание на старые работы режиссёров.

Из фильмов хочется выделить «Принц Севера», «Фландрийский Пёс», «Хулиганка Тиэ», «Виолончелист Госю» и «Люпен III: Замок Калиостро». Из сериалов: «Хайди –девочка Альп», «Три тысячи ри в поисках матери», «Конан — мальчик из будущего» и первый сезон «Люпена III».

Стиль Такахаты и Миядзаки угадывается в них моментально. Бывалые фанаты студии увидят знакомые темы, которые режиссёры повторно использовали в своих будущих фильмах.

Примеры ранних работ Миядзаки

Фильм «Красная черепаха» нидерландского режиссёра Михаэля Дюдок де Вита часто причисляют к официальной фильмографии студии. Отчасти это верно, но отчасти неправильно. Ghibli спонсировала проект, а сам Миядзаки лично рекомендовал Дюдок де Вита на должность режиссёра. Всю анимацию для «Красной черепахи» создали не в Японии, а во Франции, на студии Why Not Productions. Да и формат немой философской притчи несколько выбивается из фильмографии. Посмотреть фильм всё же стоит, да и без поддержки Ghibli он бы просто не вышел.

Хиромаса Ёнэбаяси вместе с бывшими аниматорами Ghibli открыл собственную студию Ponoc. Мы уже рассказывали об их дебютном аниме Mary to Majo no Hana («Мэри и ведьмин цветок»), а уже в августе стоит ждать выхода сборника короткометражек Chiisana Eiyuu: Kani to Tamago to Toumei Ningen («Скромные герои: Краб, яйцо и человек-невидимка»).

О российской премьере пока что ничего неизвестно, но при самом хорошем раскладе сборник выйдет в ограниченный прокат ближе к зиме. Российские прокатчики стараются показывать все фильмы, которые имеют хоть какое-то отношение к Ghibli или Миядзаки. Тем более, «Мэри и ведьмин цветок» стал самым кассовым аниме в России.

Трейлер Chiisana Eiyuu: Kani to Tamago to Toumei Ningen

Наконец, стоит подождать следующий фильм Хаяо Миядзаки. Уже полным ходом идёт подготовка к съёмкам картины Kimitachi wa Dō Ikiru ka («Как вы живёте?») по одноименной книге японского классика Кэнзабуро Ёсино. Экранизация ориентировочно выйдет до Олимпиады 2020 года в Токио.

Маэстро вернётся на Studio Ghibli и снимет свой последний фильм. Он рассматривает его в качестве прощального подарка для своего внука. Остаётся самое сложное — найти новых аниматоров и реорганизовать замороженную деятельность студии.

О чём будет последний фильм Миядзаки
317317
111 комментарий

Боюсь, что второго просмотра «Могилы светлячков» я выдержать просто не смогу.

33
Ответить

Комментарий недоступен

7
Ответить

Помню лет в 13-14 посмотрел "Могилу светлячков".. моя психика никогда не станет прежней.. Не представляю человека, который захочет пересмотреть.

2
Ответить

Чот ты слабенький какой-то.

Ответить

это грустно или отбито?)

Ответить

От смеха взорвёшься?

Ответить

кому интересны китайские порномультики?)

1
Ответить