«Открывая захватывающие небеса»

Рецензия на аниме Last Exile

«Открывая захватывающие небеса»

Предисловие

«Last Exile» — анимационный сериал, выпущенный компанией Gonzo Digimation в 2003 году. Выход аниме был приурочен в честь 10—летия компании. Над сериалом работала команда во главе с режиссёром Коити Тигира и дизайнером персонажей и техники Рэндзи Муратой.

Коити Тигира
Коити Тигира
Рэндзи Мурата
Рэндзи Мурата

У них получилось нестандартное аниме в необычном и редко использующимся сеттинге в анимации и не только — дизельпанке/стимпанке. Хотя изначально действие планировалось перенести в космос, вскоре от этой идеи спешно отказались. Вышла ли у них достойная работа или утеха для поклонников жанра предлагаю узнать далее.

Сюжет

«Last Exile» — это фантастическая история, разворачивающаяся в уникальном мире и сеттинге дизельпанка/стимпанка, где главные герои Клаус Барка и Лави Хэд, являются пилотами воздушных судов, известных как «Ваншип».
Главные герои вступают в главное повествование лишь тогда, когда по воле случая получают задание доставить специальный груз, оценённый на семь звёзд (очень опасное задание) — маленькую девочку и привезти её в указанное место на своём «Ваншипе» от неизвестного лётчика-курьера. С этого момента начинаются их приключения, где они становятся свидетелями различных политических интриг, битв и заговоров.

«Открывая захватывающие небеса»
«Открывая захватывающие небеса»

Сюжет «Last Exile» стремится быть глубже, чем просто очередной военной историей. Аниме исследует темы веры, доверия, измены и потери. Герои сталкиваются с личными трудностями и приходят к пониманию своих мотивов и целей. Они пытаются найти своё место в этом сложном и непредсказуемом мире и выбрать, на чей стороне им необходимо остаться. Разумеется сюжет аниме не блещет какой-либо гениальностью и у него хватает серьёзных проблем и раздражающих моментов.

Два главных героя разного пола создают совершенно другую динамику, поскольку романтический элемент выходит на первый план, особенно после того, как холодная и отстраненная Татьяна сближается с Клаусом, а он, кажется, не замечает ни ее, ни чувств Лави. Сильна здесь и тема взросления, причем взаимодействие детей со взрослыми подчеркивает этот аспект самым интригующим образом, тем более что последние также демонстрируют признаки незрелости и ряд недостатков. В этом ключе очень интересны и отношения между Алексом и Софией, которые становятся еще более интересными после раскрытия ее истинных способностей и его конечных целей, а паранойя Дио еще больше усиливает оба аспекта. Этот элемент интенсивного анализа второстепенных персонажей также является свидетельством отличной писательской работы Коити Чигиры: место, отведенное практически каждому, добавляет глубины и без того довольно насыщенному повествованию.

В основном работа с персонажами и нарративом выглядит симпатично и интересно, но порой с некоторых фраз и поступков героев ловишь недоумение и дикий фейспалм в лицо. Яркий пример: момент со спасением Альвис от пилота Гильдии. Вместо того, чтобы спокойно отдать девочку посредникам на корабль, который в разы лучше охраняем и защищён в отличие от одинокого «Ваншипа» главных героев. Клаус всячески пытается отобрать Альвис из рук капитана корабля «Сильвана» - Алекса, аргументируя это тем, что у него взгляд якобы не такой, как у человека который любит небо. А это значит что доверять девочку ему ни в коем случае нельзя! Это первый нелогичный и раздражающий момент, который встречается в аниме.

Таких нелогичных моментов в сериале будет немало и авторы никак не удосуживаются хоть как-то прояснит ситуацию. Всё это делается в угоду сюжету, который отчаянно стремится скрыть от зрителя все секреты, чтобы подготовится к большой отдаче в конце — зритель либо вообще ничего не узнает, либо узнает довольно малое количество значимой информации: почему началась война? что такое Изгнание (Exile)? почему Альвис так важна для Изгнания (Exile) и т.д. Эти ответы вы получите лишь в последних сериях аниме. Многие вопросы об окружающем мире, его истории и событиях также не удостаиваются вниманием от авторов : Как возникла Гильдия? Зачем она нужна? Что она из себя представляет? Если Анаторей и Дизит так легко заключили перемирие , то зачем они вообще воевали? На все эти вопросы никто не даст вразумительного ответа.
Концовка получилась неожиданной, неловкой и слишком удобной: ключевые моменты происходят без учёта темпа повествования, история одного персонажа обрывается на дирижабле антагониста и кроме сцены с могилой , больше о нём ничего не рассказывают, а другой персонаж, который якобы «погиб» в драматической сцене, появляется живым без объяснения причин. Последние эпизоды, не стоит и говорить, представляют собой поспешный и плохо продуманный беспорядок, а волнение и очарование от развязки улетучились в окно, когда начались титры последнего эпизода.

Визуал и Дизайн

Художник «Last Exile» — Рэндзи Мурата был ответственен за дизайн персонажей и летательных аппаратов в сериале.
Мурата постоянно чередует два стиля — нарочито «мультяшный» и более реалистичный.
Три кита, на которых держится метод Мураты — практичность, уникальность и стиль.
В первую очередь всё должно быть сугубо функциональным: ботинки пилотов не должны мешать давить на педали газа, перчатки — щёлкать тумблерами, комбинезоны — не должны стеснять движений и пошиты из правильных материалов; каждая пуговица и молния на своём законном месте. Никаких кружевных оборочек и прочих рюшечек. Единственное исключение художник сделал для «Гильдии» : они люди будущего.

Мурата проделал фантастическую работу в том, что касается оживления мира «Last Exile»: от уникальных конструкций «Ваншипов» до чистой, геометрической эстетики «Гильдии» и простого привлекательного дизайна персонажей.

«Открывая захватывающие небеса»
«Открывая захватывающие небеса»
«Открывая захватывающие небеса»
«Открывая захватывающие небеса»
«Открывая захватывающие небеса»

Нечасто встретишь искусство, в котором можно так много использовать серые, коричневые и приглушённые цвета и при этом создать оптимистичное зрелище. Однако дизайн «Last Exile» отлично справляется с этой задачей.

Планировщик студии «Gonzo» — Седзи Мурахама, хотел сделать сериал в духе Эммериховского «Патриота» 2000 года: его воображение пленила сцена, в которой британские и американские войска в мундирах соответствующих цветов становились друг напротив друга в шеренги, затем следовала команда «Пли!» и начиналась ожесточённая стрельба. Поэтому Мурата с головой погрузился в изучение прошлого.

Всего он выделил пять группировок, каждая из которых наряжается по своему, причём предпочтения экипажа «Сильваны» более либеральны и функциональны, в то время как остальные фракции одеваются как аристократы.

При проектировании военной формы Мурата ориентировался на мундиры немецких войск эпохи франко-прусской войны.

«Открывая захватывающие небеса»

В основу униформы мушкетеров Анаторея были положены образцы армии Наполеона Бонапарта и солдат Гражданской войны в Америке, а основой для униформы Дизита послужили советские шубы Красной Армии.

Дио при всей фантастичности своего гардероба вполне можно представить Элоем из «Машины времени» Герберта Уэллса.

«Открывая захватывающие небеса»

Загадочный капитан «Сильваны» Алекс Роу — походит и на персонажей Стивенсона и на Харлока Лейдзи Мацумото.

«Открывая захватывающие небеса»

Дизайн персонажей невероятно хорошо проработан, каждый из них по своему уникален и отлично подходит своим героям. Единственной претензией могу выделить тот факт, что когда персонажи обращены прямо к экрану, их носы практически исчезают из кадра, и это выглядит по меньшей мере странно, хоть и не критично.

Несмотря на то, что для создания кораблей использовался практически полностью трёхмерный CG, который сейчас выглядит довольно устаревшим, он всё равно выглядит на порядок выше того CG, который применяется в современных аниме—сериалах, а кадры, которые получаются с его помощью, просто великолепны. Чувствуется вес, мощь и объём этих величественных воздушных судов.

Используя наложение и эффекты, а также некоторые «умные» кадры и анимацию самих кораблей, аниматорам и художникам удаётся сделать так, что половину времени зритель даже не думает о том, что перед ним не 2D изображение. Зритель получает потрясающие панорамные и плавные кадры, а бои доставляют массу удовольствия.

Фоны и окружающий Бэкграунд передают масштаб и высоту бескрайних небес с простирающимися внизу пейзажами.

Мир «Last Exile» балансирует между традиционным укладом и индустриальной революцией.

Анимация

Анимация отличная по подаче и дизайну. Она очень плавная и последовательная, хотя в редких случаях она может быть немного смещена.

Отличная анимационная работа Gonzo подчеркивается как различными полетами кораблей, где очень хорошо проработаны различия между кораблями «Гильдии» и остальными, так и множеством эпических сражений с участием огромных линкоров.

Персонажи

«Открывая захватывающие небеса»

Клаус Барка — главный герой. Вечный оптимист и позитивный человек. Обладает добрым сердцем, всегда готов прийти на помощь своим союзникам и друзьям. Обладает сильной моралью и принципами, связанными со справедливостью и верностью своим собственным идеалам. Он источник света и надежды в мире, полном темноты и смятения. Хотя порой его чрезмерная доброта напрягает в определённых напряжённых моментах.

«Открывая захватывающие небеса»

Лави Хэд — главная героиня наряду с её приёмным братом Клаусом. Имеет яркий и энергичный характер, но при этом очень вспыльчива и ревнива по отношению к Клаусу. Является не только хорошим навигатором, но и отличным механиком.

«Открывая захватывающие небеса»

Алекс Роу — капитан корабля «Сильвана» на протяжении всего сериала загадочен и немногословен, и хотя он вписывается в японскую концепцию загадочных капитанов кораблей, начало которой положил капитан Харлок Лэйдзи Мацумото, ему не хватает ни обаяния, ни привлекательности подобных персонажей. Он персонаж-функция, чей смысл кроется в банальной мести главному антагонисту произведения.

«Открывая захватывающие небеса»

Альвис — одна из лучших персонажей сериала. Вместо того, чтобы стать милым и податливым грузом, от которого зависит судьба мира, она значительно оживляет напряжённую атмосферу. Своими странными манерами речи и несвойственной её возрасту зрелостью — она не ведёт себя как архетипичная девочка младшего возраста в любом аниме и не раздражает своим поведением, а хладнокровно принимает действительность и активно пытается помочь всем нуждающимся в этом людям: где улыбкой одарит, где торт на день рожденья испечёт, а где-то и побудет в роли навигатора.

«Открывая захватывающие небеса»

Дио Эраклеа — яркий и загадочный персонаж, за которым приятно и интересно смотреть. Внешне Дио предстает перед нами как молодой человек со светлыми волосами и голубыми глазами, но его облик скрывает в себе глубокую самоотверженность и силу характера, которые проявляются со временем. Изначально он может показаться просто дерзким и брезгливым, но со временем открывается его истинная сущность - человек, пребывающий в сложном внутреннем конфликте с самим собой. Непоколебимая воля и жаждущая приключений душа Дио позволяют ему справиться с любыми трудностями, с которыми он сталкивается на протяжении сериала. В его внутреннем мире происходит постоянная борьба между светом и тьмой, и он не всегда удачно выбирает свой путь. Это делает его персонажем еще более глубоким и интересным. Бесстрашие и самоотверженность Дио делают его независимым и свободолюбивым человеком, который не боится бросить вызов произвольным правилам и традициям. Он часто становится движущей силой событий, и его импульсивность исходит из его жажды перемен. Вместе с этим, его харизма и способность предсказывать ход сюжета завораживают зрителя, и часто он оказывается ключевой фигурой в развитии сюжета. Однако, за всей яркостью и бурными эмоциями, Дио скрывает ранимость и нежность. Его сложный характер затрагивает проблемы личного роста и самоидентификации. Он показывает, что истинная сила проистекает из саморазвития и самореализации, что всякий человек – это смесь света и тьмы, которая делает его привлекательным и уникальным.

OST

Last exile opening

Опенинг сериала полностью передаёт атмосферу и стиль самого аниме. Музыкальное сопровождение отлично подобрано, создавая захватывающую и энергичную атмосферу. Музыка в сочетании с динамичной анимацией даёт ощущения величия и приключения, что идеально соответствует сюжету аниме. Великолепное использование цветов и переходов придают опенингу ещё большую глубину и красоту.

Last Exile ED

Эндинг сериала очень красивый и эмоционально нагруженный. Музыка и визуальные эффекты гармонично вписываются друг в друга, создавая мощный эффект: он расслабляет и одновременно вызывает чувство грусти и восторга. В итоге получаем один из самых красивых и мелодичных эндингов в истории японской анимации.

OST в целом сделан довольно хорошо, внося солидный вклад в атмосферу произведения с помощью тем и выбора инструментов.

A Morning in Norkia
To the Race
Chivalry Spirits

Итоги

Сериал больше зайдёт любителям дизельпанка/стимпанка, нестандартных сеттингов и подходов к анимации. Они получат свою дозу дофамина и увлекутся сюжетом и сеттингом данного произведения. Всем же остальным придётся пройти мимо, так как чего-то цепляющего их интересы они скорее всего найти не смогут.

Достоинства:

  • Приятная музыка соответствующая представленному сеттингу аниме
  • Отличная анимация
  • Великолепный и проработанный дизайн персонажей
  • Великолепный и проработанный дизайн кораблей
  • Зрелищные боевые баталии
  • Имеется парочка интересных, проработанных и просто приятных персонажей
  • Интересный и редко используемый сеттинг дизельпанка/стимпанка
  • Добротный CG, который не режет глаз

Недостатки:

  • На многие вопросы не дадут ответа
  • Недосказанность
  • Некоторые персонажи раздражают своим поведением
  • При приближении лиц персонажей, у них на отсутствует нос (что может говорить о имевшей место быть экономии ресурсов)
  • Недостаток драмы
  • Финал истории

Вердикт

«Открывая захватывающие небеса»
«Открывая захватывающие небеса»

На этом у меня всё, я ухожу в тень времён. Спасибо всем кто прочитает эту работу и оставит свой комментарий.

При написании данной работы были использованы следующие материалы:

Материал из пятого номера журнала «Аниме Гид» за 2005 год

Официальные арты из аниме в свободном доступе:

«Открывая захватывающие небеса»
7.2K7.2K показов
1.4K1.4K открытий
21 комментарий

Отличное. В свое время смотрел по Mtv.

Ответить

Творчество Мураты необходимо в артбуках смотреть. Там просто круть несусветная. Жаль что большинство проектов над которыми он работал, будь то игры или аниме, довольно слабы во всем кроме дизайна.

Ответить

Ну так это его специальность, да и к тому же он модельером дополнительно работает. Без денег он точно не останется, а артбуки у него очень классные (я бы когда-нибудь хотел их заиметь в коллекцию)

Ответить

Вот еще (мнение конечно) он в духе 80-ных сериалов в плане сюжета. Как раз финал там крут. Там тебе предоставляют свободу думать самому без разжевываний. Тебе просто интересно весь сериал пытаться понять, "что же в этом мире творится".

Ответить

Тоже считаю финал сильной стороной данного произведения

Ответить

Спасибо за детальный разбор данной работы. Было интересно прочесть (¬‿¬)
Добавил в заметки, чтобы в будущем познакомиться как с аниме, так и с творчеством Мураты-сана

Ответить

И тебе спасибо за прочтение.

Ответить