Синго Тамагава. Больше, чем "Puparia"

Возможно вы еще помните инцидент при производстве магической битвы на студии MAPPA и то, насколько недооценен труд аниматоров, которые выполняют огромную работу при создании аниме, а мы даже не знаем их имен. К тому же, многие абсолютно не осознают всю важность их работы, сводя все к “хорошая” или “плохая” картинка, забывая о том, что анимация - это, в первую очередь, искусство.

Синго Тамагава. Больше, чем "Puparia"

Произведением, которое я хотел бы разобрать, является “Puparia” от Синго Тамагавы. Могу поспорить, что большинство людей даже не слышали об этой короткометражке хотя бы год назад, это при том, что вышла она аж в 2020. В чем же дело? Почему настолько прекрасная по описанию зрителей работа так долго шла к нам? Ответ на этот вопрос довольно очевиден — порог вхождения.

По своей сути, эта работа что-то вроде профессионального юмора, понять который без минимального образования просто невозможно. Для нас, как для неискушенных зрителей, это всего лишь три минуты анимации, в то время как для самих аниматоров, художников и прочих людей в индустрии это большая и глубокая работа, ведь только понимая, как создаются такие произведения, можно оценить объем работы.

Вот и ответ на вопрос — известность “Puparia” принесли объяснения и разборы, ведь без них работа не интересна массовому зрителю. Кроме того, разбирать это аниме в вакууме тоже довольно неправильно, ведь оно имеет довольно тесную связь со своим автором. Благо, угадывать ничего не придется, ведь Синго Тамагава рассказал множество довольно интересных фактов о своем творении в интервью.

Shingo Tamagawa - Three Minutes, Three Years: Making Puparia | Archipel
Shingo Tamagawa - Three Minutes, Three Years: Making Puparia | Archipel

Так как же работает визуальное повествование? Для этого рассмотрим, что нам было показано в “Puparia”.

В открывающей сцене мы наблюдаем, как под вступительные титры камера движется вдоль какого-то узора. Мелочь, но именно он является ключом к сути этой работы. Подробнее мы разберем это позже, а сейчас просто познакомимся со всеми основными сценами.

Узор, который мы увидим еще не один раз
Узор, который мы увидим еще не один раз

Во второй сцене мы наблюдаем девушку, сидящую на земле рядом со странным существом, которая пристально смотрит прямо в камеру. Объектив приближается к ее лицу, после чего чего она отворачивается и, посмотрев в сторону, уходит.

Уже сейчас можно обратить внимание на необычный визуальный стиль
Уже сейчас можно обратить внимание на необычный визуальный стиль

В следующей сцене мы видим странный коридор, со множеством разветвлений, а также мужчину, подходящего к двери. В тот момент, когда он собирается открыть дверь, он замечает, как по коридору к нему приближается другое странное существо.

Синго Тамагава. Больше, чем "Puparia"

В четвертой сцене мы наблюдаем еще одну девушку, которая стоит среди странных деревьев и показывает в какую-то сторону.

Синго Тамагава. Больше, чем "Puparia"

В закрывающей сцене короткометражки мы видим странную девушку, с животным, напоминающим что-то среднее между лисой и волком, которая, стоя на стене, смотрит на довольно необычный пейзаж. Она гладит животное, которое, после этого, убегает. Позади нее стоит множество людей, молча и вопросительно наблюдающих за ней. Девушка поворачивается к ним, рассматривает их лица, после чего еще раз смотрит на пейзаж и улыбается людям. После этой сцены начинаются финальные титры.

Самая популярная из сцен короткометражки, кадры из которой разлетелись по интернету задолго до основного взлета работы
Самая популярная из сцен короткометражки, кадры из которой разлетелись по интернету задолго до основного взлета работы

На первый взгляд, помимо хорошей аниматорской работы в этом произведении ничего особенного нет, но на самом деле это не так. При этом, разгадать тайну “Пупарии” вполне несложно — ключом к разгадке является сам автор, который в одном из своих интервью поделился историей создания своей работы и рассказал множество подробностей из своей жизни.

Все это он рассказал в том же интервью, что и выше
Все это он рассказал в том же интервью, что и выше

Разбирать “Пупарию” в вакууме просто невозможно, в отличие от многих других работ, ведь это произведение не может жить без своего создателя, буквально является его частью, поэтому в этот раз от концепции “Смерти автора” придется отказаться. Начнем с биографии и начала творческого пути автора, чтобы погрузиться в события, которые и привели в будущем к этому произведению.

По словам Синго Тамагавы, он с детства любил рисовать, смотреть аниме и читать мангу. Интерес к этой культуре увеличивался с возрастом и в старших классах он открыл для себя работы Миядзаки и Хидэаки Анно, которые настолько его впечатлили, что у него впервые появилось желание самому создавать аниме. Как многие знают, между работами этих двух авторов есть довольно большой контраст, который выражается как в визуальном стиле, так и в тематике тайтлов, Синго тоже это заметил и стал задумываться о том, насколько сильно анимация зависит от режиссера. Размышления об этом и натолкнули его на то, чтобы попробовать себя в роли аниматора. К слову, именно к этим двум персонажам Тамагава вернется, когда начнет работать над “Пупарией”.

Спустя пару лет наш герой поступает в художественную школу. С учебой в ней он справляется и после окончания решает наконец-то заняться анимацией. Параллельно с тем, как он начал работать, он решил продолжать учиться. Для этого Тамагава поступает в аспирантуру по тому же направлению, однако из-за большой нагрузки как на учебе, так и на работе, отчисляется и решает уделять больше времени именно аниматорским навыкам.

Спустя пять лет работы аниматором Синго выгорел и почувствовал, что ему нужен перерыв, так как с каждым годом справляться было все сложнее и сложнее. Продолжать уже было невозможно, ведь еще немного и Тамагава просто возненавидел бы свои собственные творения.

Для того, чтобы заново вернуть себе любовь к этому ремеслу, он решает переучиться рисовать с полного нуля. Однако, сперва нужно отдохнуть. В 2015 году он полностью бросает анимацию и следующие полтора года просто читает, гуляет и занимается своими делами. После такого долгого перерыва в голове Тамагавы снова начали появляться идеи, а руки потянулись воплощать их. В первую очередь его волновало то, что он сам чувствовал в то время, когда не рисовал. Ему казалось, что его мышление сильно изменилось и, конечно, он хотел поделиться этим ощущением, поэтому принялся за работу. Именно в этот момент началась работа над произведением, которое впоследствие и станет “Пупарией”.

Слово “Пупария” означает оболочку личинки, которая находится в промежуточном состоянии, вот-вот готовая превратиться, но еще не совсем. Похожее подвешенное состояние, полное неизвестности, чувствовал и автор. Когда он принял решение прекратить заниматься анимацией, ценности, к которым он привык, начали рушиться, а мир вокруг меняться. Ему пришлось отказаться от того, что когда-то было ему очень дорого и шагнуть в неизвестность, без возможности вернуться назад. И да, тот самый узор из титров, который появляется абсолютно во всех сценах — это и есть пупария. Узор на теле существа в первой сцене, в сцене с мужчиной странное существо так и вовсе напоминает куколку, деревья на фоне в третьей сцене покрыты таким же узором, как и тело странной девушки в последней сцене, а также вся новая земля и животное, рядом с девушкой.

В общем-то, передать это ощущение — главная задача произведения. Со слов Тамагавы, главной причиной создать эту работу стало то, что многим, в такой ситуации, очень нужна поддержка или хотя бы осознание того, что они не одиноки и есть люди, которые испытывают те же проблемы. По этой же причине он не хотел работать на кого-то и делать то, что ему сказали, потому что так надо. Он всего лишь старался показать жизнь людей с другого ракурса, так, как их видит он сам.

В таких чувствительных темах довольно важным аспектом является откровенность между собеседниками, поэтому Тамагава, обращаясь через свое произведение к зрителям, решил изобразить все максимально точно, как он сам выразился “For the graphic approach, I wanted for both the characters and backgrounds to be clear, without deceptions”. Он и сам понимал, что то, что он придумал у себя в голове, уже довольно сложно и абстрактно, поэтому, чтобы еще больше не усложнять жизнь зрителям, он и хотел сделать все максимально прямолинейно и понятно. Так, чтобы мы идеально поняли каждую эмоцию каждого персонажа, смогли разобрать каждую мелочь и прочувствовать атмосферу, которая пропитывает работу. Стоит сказать, что у него получилось, все и правда выглядит невероятно четко и чисто. К тому же, рисовка персонажей не очень походит на то, как их обычно изображают в аниме, а скорее напоминают героев, сошедших со страниц манги — настолько искусно Тамагава смог их изобразить.

И все это сделано одним человеком. Но почему одним? Почему Тамагава не попросил кого-то помочь? Как бы контринтуитивно это не звучало, но эта работа была нужна всем и никому одновременно. С одной стороны, она действительно помогла бы многим людям, которые столкнулись с такой бедой, но даже сам Тамагава понимал, что заниматься этим проектом никто не станет, поэтому даже не пытался приставать к кому-то с просьбой помочь. С самого начала он понимал, что все это он делает только на своем энтузиазме и чтобы донести свои эмоции. Такое произведение могло быть создано только в одиночку.

При этом объем работы был просто гигантский, иногда пришлось тратить целые сутки подряд на рисование и сканирование готовых эскизов. По этой причине, Тамагава очень долгое время работал на пределе своих возможностей, но все равно продолжал, понимая, что у него есть конкретная цель, которой он обязан достичь. Его мотивировало то, что в процессе рисования он будто вернулся в детство, где все честно и наивно. Никто не заботился о выгоде и просто жил полноценной жизнью. Подобные ощущения только сильнее подкрепили его идею о том, что в своем произведении он должен быть максимально честным, ведь в невинной чистоте и кроется настоящая красота.

Читая описание процесса создания, вы, возможно, задались вопросом о том, откуда у Тамагавы были деньги. Вы, скорее всего, все еще помните о том, что на протяжении полутора года Тамагава нигде не работал, поэтому, то, как он смог еще три года создавать “Пупарию” остается загадкой. Ответ на этот вопрос он тоже дал в своем интервью и рассказал о том, что занимался своим проектом в Sunrise Studio. Там он познакомился с одним из продюсеров и рассказал ему о том, что работает над своим личным проектом. Продюсер был очень впечатлен, поэтому они с Тамагавой договорились о том, что последний будет помогать в работе на студии и получать за это зарплату. В общем-то, на эти деньги автор и жил все это время, параллельно получая пользуясь студийным оборудованием.

Все, что я описал выше, — это то, что вы, наверняка, знали и раньше, так как на это заканчивается большинство обзоров. Да, идея произведения действительно в том, чтобы передать эмоции, описанные выше, вот только есть большое “но”. Только ли в этом заключается его успех? Действительно ли Синго Тамагава добивался только того, чтобы поделиться своими эмоциями? По неизвестной причине, многие упускают кое-что довольно важное. Чтобы разобраться, нам нужно вернуться в прошлое, когда Тамагава все еще работал аниматором. Вспомните, что произошло с ним, а затем вспомните, с чего начиналась эта статья.

Так уж вышло, что некоторые пропустили слова Тамагавы о том, что он выгорел. У этого была одна конкретная причина, которую он прямо назвал. Дело в обществе потребления, которое воспринимает анимацию как что-то само собой разумеющееся. Всего лишь красивый фантик, на который не обращают никакого внимания. Как бы ты ни старался — всем плевать на твою работу, а продюсеры студий ни за что не войдут в положение и будут заставлять тебя работать на износ. Тамагава столкнулся с тем же, что случилось с аниматорами Маппы совсем недавно. Он живое доказательство того, что проблема была всегда и дело даже не в студиях, которые не считаются с мнением своих работников, а в людях, которые бездумно потребляют контент и не могут по достоинству оценить работу аниматоров.

Каждый будет говорить “это не про меня, я обращаю внимание на визуальную составляющую аниме”, но как тогда выходит, что большинство тех, кто якобы разбирается в культуре, знают множество режиссеров, но не знают ни одного аниматора? Какой бы очевидной эта проблема ни казалась, она существует и “Puparia” — это не только аниме о чувствах, но и попытка привлечь внимание к проблеме аниматорского труда и изменить отношение к анимации хотя бы в Японии.

Как и любое художественное искусство, анимация не должна использовать только те методы, которые наиболее эффективны и могут самым легким способом приносить наибольшее количество денег. Анимация — это в первую очередь инструмент, благодаря которому можно показать нечто новое и необычное, поделиться чувствами и удивить зрителя. Остается только спросить зрителя, хочет ли он этого, ведь проще продолжать потреблять конвейерный контент, чем поощрять по-настоящему творческие работы.

В итоге каждый сам должен сделать свой выбор, как относиться к анимации, ведь никто кроме вас самих не может убедить вас в том, что вы должны смотреть.

Синго Тамагава. Больше, чем "Puparia"
3.9K3.9K показов
337337 открытий
3 комментария

Интересный материал, спасибо. Правильные мысли про аниматоров, только не стоит подавать их в такой обвинительной форме, потому что многие воспримут подобную манеру в штыки

Ответить

Так и не понял, в чем смысл "Пупарии". Полотно текста про чуйства.

Ответить

Сделайте пожалуйста разбор вот этого шедевра https://youtu.be/qFow8LkHtlU?si=ZtyE0Qp4lE3hVfni

Ответить