"Завтрашний Джо": почему это главный и все еще самый нестандартный спокон в истории

Уличного оборванца Джо подбирает бывший тренер по боксу и кует из него великого бойца. Легендарное аниме 70-80-х годов, определившее и сразу поломавшее все жанровые клише спортивного аниме. Как «Завтрашний Джо» стал голосом поколения Японии 70-х? И почему тайтл даже сейчас дает фору современным аниме?

культовый кадр, который вы точно где-то видели
культовый кадр, который вы точно где-то видели

В 1964 году в Токио прошла Летняя Олимпиада, на которой Япония триумфально забрала 16 золотых медалей, взобравшись на третье место по медальному зачету. С этого момента среди японцев разгорается огромная волна интереса к спорту, которая отражается на манге и аниме. Все больше стало выходить историй про спортсменов и их путь к успеху, что дальше вылилось в отдельный жанр — спокон.

Раньше всех этот нерв интереса аудитории к спортивным историям нащупал свежий и пока еще не самый популярный сёнэн-журнал Японии — Weekly Shounen Magazine. Главред именно этого журнала обратился к успешному новелисту бандитской наружности, чтобы тот стал главным автором сёнэн-манги журнала. Звали того писателя Асаки Такамори, более известного под псевдонимом Икки Кадзивара. Именно он сначала написла историю «Звезды Кёдзина» про бейсбол в 1966 году, а после написал свой автобиографический магнум-опус — «Завтрашний Джо».

обложка 7-тома
обложка 7-тома

Манга начала выходить в 1968 году, иллюстрировал ее Тэцуя Тиба, специализировавшийся на сёдзе-манге. Историю Джо Такамори списал с самого себя. Он тоже по юности угодил в колонию для несовершеннолетних за частые уличные драки. Интерес к боксу у писателя был неподдельный, даже его дебютная новелла была о боксере. Поэтому немудренно, что для своего главного героя он уготовил судьбу бойца. Только вот риск был большой, так как бокс в Японии был и остается не самым популярным спортом. Японские боксеры особо не выделялись на международной арене, а в стране больше любили бейсбол и дзюдо. Поэтому отклик, который последовал за выходом манги, превзошел все ожидания.

Манга «Завтрашний Джо» стала бестселлером на годы вперед, на сегодняшний день растиражировавшись на 25 млн копий (даже сейчас это впечатляющий показатель), но самое главное — она стала голосом поколения.

Дело в том, что Такамори, помимо того, что писал ее основываясь на своей собственной жизни хулигана и дебошира, вдохновлялся японскими эго-романами — японским направлением прозы, в котором авторы максимально детально описывали внутренние переживания героя и часто закладывали в произведение автобиографические детали, погружаясь в глубокую рефлексию. И Такамори сполна передал это меланхоличное ощущение в истории, наполнив историю психологизмом и атмосферой потерянного будущего.

Рефлексия Такамори в безупречнейших иллюстрациях Тэцуи Тибы нашла отклик у большинства молодежи конца 60-х. Это потерянные подростки, родившиеся в военное и послевоенное время и заставшие голод, разруху и полную безнадежность. В этой обстановке, в которой вырос сам Такамори (после войны он в 15-летнем возрасте ушел из семьи и скитался по Японии), и разворачивается история главного героя Джо — такого же потерянного сорванца без прошлого и будущего. И его похождения на фоне полуразрушенного гетто близ Токио и противостояние с «собакой хозяев капиталистов» Рикииши, с которым они познакомились в тюрьме, стали символом самоощущения японской молодежи того времени. Настолько они ею прониклись, что когда один из персонажей манги погибает, ему организовали реальный похороны на одном из портов Токио (и это за 50 лет до Сатору Годжо!), а движение «Новые Левые», состоявшее из студентов и рабочих, выходили на улицы с лозунгом «Мы Завтрашний Джо!». С этим же лозунгом террористическая группировка «Японская красная армия» захватила самолет в 1970 году.

Немудренно, что студия Mushi Production, известная своей любовью к нестандартным и вызывающим историям, заинтересовалась экранизацией манги. Один ведущих режиссеров студии Осаму Дэдзаки и сценарист Масао Маруяма в одиночку сделали пилот для сериала, который представили продюсерам телеканала Fuji TV. К тому времени основатель студии Осаму Тэдзука уже не так активно был вовлечен в производство студии, а спустя несколько месяцев и вовсе покинет пост руководителя. «Бог манги» кстати очень ревностно относился к проектам, которые придумал не он сам, что вкупе стало причиной игнорирования «Завтрашнего Джо», несмотря на дружбу с Тэцуей Тибой.

Джо в первом сезоне
Джо в первом сезоне

Первый сезон начал выходить в 1970 году и мгновенно завоевал успех среди фанатов. Тогда и манга была на пике популярности, однако именно творческий метод Дэдзаки дал аниме-экранизации культовый статус. Если кратко, то Дэдзаки был одним из основателей той самой лимитированной анимации, которую проповедовал Тэдзука. Он довел ее до ума и показал, как бюджетными средствами добиваться драматичности и вовлеченности зрителя. Для Дэдзаки основой кульминационных сцен стали акварельные прорисованные кадры, которые фиксировали в памяти зрителя важный момент. А во время экшн-сцен режиссер прибегал к повтору одного и того же кадра три раза подряд, как бы создавая динамику и добавляя вес удару героя. Это сейчас подобные приемы кажутся банальными и устаревшими, однако для 70-х подобная придумка совершила мини-революцию.

При этом Дэдзаки погрузил всю историю в нуарный тон повествования, то и дело добавляя джазовые композиции поверх кадры и так рефлексирующего героя. Он также особенно подчеркивал выражения глаз, дабы отразить в них эмоциональное состояние героя. Это было дешевле, чем добавлять сцены диалога или анимацию всего тела. Тем самым Дэдзаки закрепил главное правило лимитированной анимации: если можно не анимировать — не анимируй. Однако при этом для него была особенно важна эмоциональная составляющая и тот самый психологизм, которым наделен тайтл. Поэтому он больше вкладывался в создание атмосферы.

Конечно, сейчас аниме смотрится безбожно устаревшим. Фоновая рисовка здесь иной раз не детализирует окружение, монтаж кажется грубым. Из-за того, что Дэдзаки прорисовывал эмоции, нежели анимировал лица, они воспринимаются кукольными. И, конечно, для современного зрителя боксерские бои не станут зрелищным пиршеством из-за тех самых ограничений анимации. При этом стоит также помнить, что несмотря на глубину проработки сюжета, это все таки история из 70-х, в которых и шутки устаревшие, и динамика сюжета медленная, и шекспировские диалоги скорее раздражают.

Зато если перетерпеть и втянуться, то можно получить одно из лучших соперничеств в истории — противостояние Джо и Рикииши. Это многоуровневая дуэль, где сначала нам показывают огромную разницу между ними, а позже полностью размывают грань, создавая параноидальную взаимную одержимость. Особенно увлекательным это противостояние делает сам Джо — абсолютный трикстер без доли эмпатии, причиняющий исключительно вред и использующий людей только ради собственной выгоды. Он бесконечно раздражает, однако когда он доходит до максимальной дизморали, его несоразмерная личности гордость, заставляет взрослеть.

Один из боев тайтла, ставший культовым

Подобная история кажется честнее привычных превозмоганий героев шоненов, преданных своему делу. Ведь Джо не получает все простыми тренировками и уловками. Он в целом крайне далек от каких-то вершин. Зато преследует цель и идет к ней как может, невзирая на неприятие общества. Понятно, чем он вдохновил японскую молодежь 70-х, понятно, и почему даже сейчас умудряется быть одним из популярнейших аниме-героев в истории.

Спустя 10 лет после выхода первого сезона, когда оригинальная манга Тэцуи Тибы и Икки Кадживары подошла к концу, анонсируется второй сезон. К тому моменту Mushi Production обанкротилась и большая часть ее аниматоров перебралась в след за режиссером Осаму Дэдзаки — на студию TMS («Роза Версаля», «Люпен III»). На ее мощностях и будет выходить продолжение.

Джо из второго сезона
Джо из второго сезона

Второй сезон стал мрачнее, меланхоличнее и пропитан неизбежностью. Если первый сезон был последовательным превращением главного героя из неадекватного трикстера в полноценного бойца, а его путь был путем к вершине, то второй сезон это неожиданное, но закономерное продолжение. Джо здесь больше не сорванец, а травмированный парень с глубочайшим экзестенциальным кризисом.

«Я пылал так ярко... Я сжег все дотла... Остался только белый пепел»,
— Джо Ябуки, главный герой.

На протяжении всего второго сезона мы видим участь разных боксеров, которых погасил Джо, и которые стали лишь блеклыми тенями прошлых себя. И Джо, видя это, не может принять такой исход для себя. Он продолжает карабкаться к вершине, но не за титулами, славой, признанием, это все ему чуждо. Джо прокладывает себе дорогу из трупов, чтобы найти для себя новые вызовы, смысл его жизни в борьбе, он нарочно отказывает себе в «маленьких удовольствиях», будь то семья, деньги, отдых. Ему нужны вершины, четкие ориентиры, и этими вершинами становятся соперники, которых необходимо победить.

Джо из второго сезона
Джо из второго сезона

История Джо — настоящая шекспировская трагедия, в которой главный герой идет ко дну по своему выбору, невзирая на количество возможностей развернуться или просто повернуть. И догорает, словно Икар, сожженый уже не солнцем, а софитами. И эта трагедия трогает душу сильнее любого становления героя, так как это очевидное осознанное саморазрушение, у которого нет и не будет завтра.

Во втором сезоне видно еще, насколько далеко продвинулась анимация. Однако Дэдзаки в этих условиях все еще чувствует себя комфортно, показывая, что его творческий метод и излюбленные приемы все еще работают. Акварельные кульминационные кадры стали культовыми и разошлись на мемы и отсылки, а общая нуарная атмосфера перевернула положение главного героя. Если Джо 70-х был «героем нашего времени» для японской молодежи, то Джо 80-х — это трагический персонаж, оказавшийся на обочине истории и понимающий, что в современном мире успеха, надежд и процветания ему не нашлось места.

еще один культовый кадр, который вы точно где-то видели
еще один культовый кадр, который вы точно где-то видели

Дэдзаки тонко чувствует метаморфозы общества, возможно передавая собственные переживания, будучи автором старой эпохи. Поэтому он добавляет оригинальной истории ноту не потерянного рая, а скорее глубоким сожалением и осознанием собственной беспомощности. Это он передает в многочисленных кадрах отчужденности Джо в толпе, фреймированием его, будто загоняя и изолируя его от окружающего мира.

Добавляет мелахноличности этой истории блюзовыми композициями Итиро Араки — главного композитора якудза-фильмов, умеющего работать с атмосферой неизбежности и отрешенности.

Опенинг в исполнении Араки

Подписывайтесь на телеграм-канал КУСОГАКИ! Там мы выкладываем интересные рекомендации манги, развернутые обзоры аниме-тайтлов и новости.

7.2K7.2K показов
899899 открытий
19 комментариев

В "Бакумане" часто про неё вспоминали

Ответить

Требую ремейк этого шедевра

Ответить

А ремейк уже есть) называется «Мегалобокс»

Ответить

Не знал о настолько культовом статусе Джо. Давно хотел ознакомиться, сравнить с Hajime no Ippo, который продолжается до сих пор.

Ответить

В Иппо упор идет в бокс, в Джо персонажи, люблю оба тайтла

Ответить

Первый шаг, конечно, культовый и знаковый спокон, но все таки идёт по проторенной дорожке превозмогания. Он более положительный и воодушевляющий)

Ответить

Второй сезон еще не смотрел, но концовка первого — одна из самых опустошающих, что видел

Ответить