«Рубеж Шангри-Ла»: главный (не)исекай нового времени

Прошлый год был богат на новинки, которые сильно поменяют ландшафт аниме-индустрии. Однако среди «Фрирен» и «Монологов фармацевта» затесался тайтл, который предлагает иначе взглянуть на SAO-подобные тайтлы. Чем «Рубеж Шангри-Ла» отличается от своих предшественников? И почему это возможно лучшее аниме про игры?

«Рубеж Шангри-Ла»
«Рубеж Шангри-Ла»
Наши подписчики еще месяц назад прочитали обзор! Чтобы раньше всех получить доступ к аниме-обзорам и куче дополнительного контента — подпишитесь на наш телеграм-канал КУСОГАКИ!

«Рубеж Шангри-Ла» существовала изначально как веб-новелла. Автор с незамысловатым никнеймом Katarina начала выпускать ее в 2017 году. На написание новелл ее вдохновил «Непутевый ученик в школе магии». В середине 10-х сайты с веб-новеллами были наводнены исекаями, поэтому и сама Katarina хотела написать очередную историю попаданца. Изменить вектор идеи ей помогла какая-то новелла про VR-игру, которая показала возможности иного подхода к истории. Жаль, что назвать эту новеллу авторка не решилась (скорее всего это был SAO).

Спустя три года, в 2020 году ей подарили мангу-адаптацию. За рисунок взялся Рёскэ Фудзи («Атака Титанов: Потерянные девушки»). Это вообще удивительный тренд, который популяризовал ещё ONE с «Ванпанчменом»:

Процесс адаптации веб-новелл
Процесс адаптации веб-новелл

Такое мы наблюдали и с «Ванпанчменом», и с «Мобом Психо 100», и с «Соло Левелингом».

Через год она уже номинирована на главную премию издателя KodanshaKodansha Manga Awards в номинации «Лучший сёнэн». Правда тогда у нее не было шансов против «Блю Лока». Спустя еще два года мангу снова номинируют на премию в той же номинации, и на этот раз она победит. За четыре года продаж «Рубеж Шангри-Ла» разошелся тиражем в 8 млн копий, что больше, чем у хита Shonen Jump «Дни Сакамото» или завирусившейся «Не издевайся, Нагаторо!».

Чем так могла зацепить, казалось бы, базовая история попаданца?

В мир недалекого будущего VR-играми с глубоким погружением уже никого не удивить. Старшеклассник Ракуро Хидзутомэ предпочитает игрошлак — отдельную касту игр, знаменитых своей забагованностью, ужаснейшим сюжетом и диким дисбалансом. Однажды ему предлагают сыграть в «Рубеж Шангри-Ла» — безумно популярную РПГ-игру. И так начинается его похождения по миру, в котором сюжет и геймдизайн настолько хороши, что хочется остаться там на вечность.
синопсис «Рубежа Шангри-Ла».

Несмотря на то, что тайтл очень старается казаться исекаем, он сохраняет рамки игры и иногда выводит персонажей из игрового сюжета. Читателю показывают реальный мир, в котором главный герой изучает методы подготовки к квестам и играет в другие игры. Действие хоть иногда и мимикрирует под приключения в другом мире, но вовремя напоминает о том, что это просто игра.

Дабы не обесценить действия главного героя и сюжет самой игры, авторы не забывают, что персонажи — это реальные люди, чуть более талантливые, чем остальные. Ракуро, например, несколько часов подряд проходит один и тот же квест, потому что его игровой класс не подходил под задание. А цена за смерть в битве с боссом такая, что коту под хвост будет брошен весь прогресс, добытый неделями прохождения. Подобными сюжетными ухищрениями авторы убивают двух зайцев: показывают реалистичность самой игры и добиваются ассоциацивности аудитории с главными героями.

«Рубеж Шангри-Ла», один из боссов игры
«Рубеж Шангри-Ла», один из боссов игры

Что выделяет аниме-экранизацию?

Вообще слухи про аниме ходили еще вокруг оригинальной новеллы в 2020 году. Тогда говорили, что возможно «Рубеж Шангри-Ла» получит аниме-адаптацию в обход манга-сериализации. Однако официальный анонс экранизации тайтл получил только в 2022 году. Возникло сразу несколько вопросов:

Насчет студии. C2C — студия, чьи проекты не отличались ни крутым экшном, ни мощными историями, ни даже всеобщей любовью. Конечно, студия набила руку на создании средних фэнтези одного пошиба («Лунное путешествие приведёт к новому миру», «Что ты будешь делать во время апокалипсиса? Будешь ли ты занят? Могу ли я спасти тебя?») однако браться за «Новый SAO» она как-будто бы и не должна была.

Насчет режиссера. Тосиюки Кубоока, безусловно, ветеран анимации, он в индустрии еще с 80-х. Однако его режиссерский опыт за 40 лет карьеры ограничился спорной трилогией «Берсерка: Золотой век», странным «Бэтменом: Рыцарь Готэма», еще более сомнительным аниме «Харука и Каната принимают подачу» и приятным, но все же необязательным «Путешествием Элейны». Да, он был долгое время протеже самого Хидэаки Анно («Евангелион нового поколения»), однако самостоятельно не достигал каких-то высот.

«Рубеж Шангри-Ла», трейлер

Все изменилось после первых трейлеров. В них уже был виден высокий уровень продакшна: сочная картинка, плавная анимация и круто поставленный экшн. А меметичность главного героя и вовсе стала катализатором популярности. Успех аниме заключается не только в прекраснейшем первоисточнике, но и в качестве визуала. Да, это не «Фрирен» с выверенными микродвижениями, однако там, где нужно показать динамику, «Рубеж Шангри-Ла» справляется на ура.

Вообще у аниме идеально выверенный пейсинг, который лишь слегка проседает в битве с финальным боссом. Большую часть сезона создатели не дают заскучать зрителю, создавая несколько сюжетных веток, которые постепенно будут переплетаться в одну ближе к концу. Баланс также соблюдается в юморе. По большей части это все-таки комедийный экшн, поэтому гэги и каламбуры то и дело появляются на экране, но не выбивают из общего настроения. Потому что тайтл всеми способами кричит о своей несерьезности.

«Рубеж Шангри-Ла» четко осознает свое место: это отличный зрительский продукт, который сюжетом выше планки не прыгает, но и в грязь лицом картинкой не падает. Лишь однажды тайтл выбивается из привычной колеи — пронзительно трогательной историей Уэзермона. В этот момент весь бюджет словно ушел только на прорисовку его доспехов, а талант — на проработку истории. И хоть в сухом остатке арка Уэзермона может показаться душной и затянутой, она демонстрирует, что возможно рассказать трогательную историю несуществующего даже для самих главных героев персонажа.

«Рубеж Шангри-Ла», финальная битва

Кстати, российский аниматор EVAKOI приложил руку как раз-таки к битве главных героев против Уэзермона. Он отличается особенной любовью к микродвижениям и микрочастицам в кадре и, в случае с финальной битвой, было где разыграться, ведь в кадре и доспехи ломаются, и мелкие частицы вечно разлетаются, и самурайские приемы можно детализировать до мельчайших движений. Поэтому у ключевого аниматора, а именно им и выступил EVAKOI в 18-м эпизоде, была возможность широко показать весь свой арсенал возможностей. Что он и сделал, ведь именно этот бой разлетится в интернете как главная демонстрация красоты визуала в «Рубеже Шангри-Ла».

«Рубежа Шангри-Ла», сцена, которую анимировал EVAKOI. Заметили, как в кадре постоянно что-то мельтешит? Выглядит как авторский подчерк.

Наши подписчики еще месяц назад прочитали обзор! Чтобы раньше всех получить доступ к аниме-обзорам и куче дополнительного контента — подпишитесь на наш телеграм-канал КУСОГАКИ!

2222
22 комментария

вот за это респект!

3

Ну я хз. Оно вроде в начале интересно было... Но тут проблема - пейсинг у аниме как будто там 100 серий будет минимум. А оно раз и закончилось на 25. Я знаю что там осенью второй сезон, но все же.

2

Скорее всего дело в самом хай-концепте, который подразумевает бесконечное количество серий, пока манга не потеряет популярность, при этом подразумевая логичный финал в любой момент.

Так что нам кажется, что это можно воспринимать как простую экшн-комедию, как условные Ван Пис или Драгон Бол.

1

К сожалению, в принципе никогда не понимал этот жанр. Чем больше попыток я вижу, тем меньше у меня интереса. Неважно насколько свежие идеи идут в надстройку

1

Всегда можно попробовать кулинарный исекай в Казахстан.

4

Какой конкретно? ЛитРПГ? Исекай? Фентези?

Я недавно это посмотрел. Особенно запомнилась битва на 4 серии, в которой тебе было абсолютно на все наплевать. Это совсем не исекай, но если сравнивать с ними, то Шангри-Ла я бы поставил ниже Героя Щита (а это надо было постараться).

1