«Пять невест»: как слить гаремник мечты

Бедный школьник Футаро Уэсуги устраивается репетитором богатых пятерняшек, максимально не поддающихся учебе. Первый сезон «Пяти невест» Нэги Харубы стали одним из знаковых гаремников нового поколения, по новой запустив волну интереса аудитории к жанру. Как аниме меняет клише гаремников? И чем тайтл так раздражает зрителя?

«Пять невест»
«Пять невест»
Чтобы раньше всех прочитать аниме-обзоры, рекомендации манги и кучу дополнительного контента — подпишитесь на наш телеграм-канал КУСОГАКИ.

В 2011 году Нэги Харуба, еще малоизвестный 20-летний мангака с местечковыми ваншотами, устроился в Kodansha. Он предложил своему выпускающему редактору идею об истории любви пятерняшек к их репетитору. Однако тогда его наброски были быстро отклонены, и самого Харубу вскоре поставили иллюстратором манги «Чистилище кармы» для журнала Weekly Shonen Magazine. Лишь в 2015 году Харуба вновь предложил своему редактору идею «Пяти невест», на что получил долгожданное «да».

Только вот помимо одобрения редактора, важно было заручиться поддержкой главного редактора журнала, и тут снова возникли соложности. Харуба два раза заваливал встречи по сериализации его идеи, в итоге решили ограничиться ваншотом. Это вообще распространенная практика для манга-журналов, одноглавные истории выступают аналогом пилотных эпизодов сериалов, по ним меряют потенциал истории по опросам читателей. И в 2017 году идея Харубы наконец выстреливает: ваншот очень тепло встречает аудитория. Сериализация не заставила себя долго ждать и мгновенно завоевала популярность.

Дизайн Мику в ваншоте сильно изменили в основной манги
Дизайн Мику в ваншоте сильно изменили в основной манги

Харуба отмечал, что на идею именно с пятерняшками его натолкнула франшиза «Супер Сэнтай» (прообраз «Могучих рейнджеров»), которых с детства обожает (кстати позже эта любовь выляется в пародийний антисупергеройский боевик «Боевой отряд полный провал», аниме по которому началось в этом сезоне). Изначально он даже планировал назвать каждую из пятерняшек в честь определенного цвета, однако в итоге решил привязать имена к цифрам. Однако отголоски этой идеи можно заметить по преобладающему цвету в дизайне персонажей (есть черный, красный и т. д.).

Флэшфорвард в самом начале истории, где главный герой готовиться к свадьбе, Харуба сделал, чтобы моментально вовлечь читателя. Мангака был не уверен, что манга получит долгую сериализацию, поэтому было важно обозначить конечную точку произведения, которой можно в любой момент органично закончить историю. При этом компромиссный вариант выбора всех героинь мангака тоже решил изначально исключить, чтобы также вовлечь читателя в историю и заставить болеть за определенную героиню. Поэтому он был готов к хейту:

«Будьте готовы, что вас будут ненавидеть четыре пятых ваших читателей».
— Нэги Харуба.

Манга отлично зашла аудитории и даже попала в номинацию Next Manga Awards (проиграла манге «Незнакомцы в другой жизни»), организованной журналом Da Vinci и стриминговым сервисом Niconico. Поэтому Kodansha не оставалось ничего, кроме как запустить в производство аниме-адаптацию. Уже в 2018 году они официально об этом анонсировали. В производственный комитет вошли само издательство, стриминговый сервис GyaO!, медиа-холдинг TBS, три музыкальных лейбла Pony Canyon, Nichion и Zero-A и Tezuka Productions. Наследники «Бога манги» занялись продюсированием и даже приложили руку к паре эпизодов, однако большую часть отдали на аутсорс.

«Я специально попросил минимизировать количество сексуальных сцен и демонстрации нижнего белья. И прочитал каждую строчку сценария, чтобы проследить, не вырезали ли они что-то важное»,
— Нэги Харуба.

Поставить первый сезон предстояло штатному режиссеру студии Сатоси Кувабаре. Именно от него зависело, чтобы тайтл не развалился из-за обилия аутсорс-студий, поэтому он лично нарисовал раскадровки к 8 эпизодам, а для еще одного и вовсе был режиссером эпизода. Особенное внимание его было приковано к 4 первым эпизодам, анимацией от ключевой до фазовой и фонами которых занималась полностью китайская студия Beijing Xie Le Art. И тут, возможно кроется главная проблема первого сезона.

«минимум эротики»

Tezuka Productions в 2018 году сама куда больше внимания уделяла своему потенциальному хиту «Дороро», поэтому даже продюсирование «Пяти невест» было для них максимум вторым делом. При этом видна бедность самого проекта, так как манга еще не набрала большой популярности, жанр повседневного гарема тоже тогда не сильно котировался, да и Tezuka Productions никогда не славились богатой анимацией (хоть и сами ей редко занимаются). Поэтому надежды, что «Пять невест» будут хоть сколько-нибудь визуально интересны было ноль. Чем тогда привлекает история пятерняшек?

Если абстрагироваться от банальных выводов, типа фансервиса, элементарности истории и комедийности, то «Пять невест» невероятно свежо работают с персонажами. Конечно, по глубине проработки ориджинов героев тайтл безбожно отстает от самых великих, однако в рамках нишевых ожиданий авторы прекрасно справляются с тем, чтобы показать каждую героиню с плохих и хороших сторон, расширяя их характеры за пределы архетипичного поведения. В первом сезоне, конечно, только мелькают эти самые слабые стороны героинь, однако уже их хватило, чтобы приковать внимание миллионов людей по всему миру. При этом автор вообще не скрывает, что отталкивался от популярных арехтипов персонажей:

«Когда я читал мангу, я всегда думал, как та или иная героиня повела бы себя в любовной истории. Набрав несколько таких персонажей, которые бы радикально друг от друга отличались, я добавил им негативных черт, а где-то усилил позитивные. Так интереснее следить за ними и узнавать в них своих любимых персонажей»,
— Нэги Харуба.

Манга по сути набрал цельный набор расхожих архетипов: цундэре (Нино), гэнки (Ёцуба), дандэре (Мику), хинэдэре (Футаро), химэдэре (Ицуки) и классическая онэ-сан (Итика). Однако каждая из них в итоге становится хоть и ожидаемым, но перевертышем своего собственного архетипа. Так, например, мы понимаем в первом сезоне, что Ёцуба вынуждена примерять на себя гэнки-маску, однако еще не догадываемся почему. Понятное дело, что подобные метаморфозы характеров героев — не инновация мангаки, однако все равно наполняют историю конфликтом и интригой. Причем авторы умудряются держать баланс между драмой и комедией, не перегружая историю.

Позже Дзюнити Танака, продюсер «Пяти невест» признается, что вина за слабую анимацию лежала только на нем, так как он поставил перед Tezuka Productions нереально короткие сроки. Он даже рассказывал, как на коленях просил студию SHAFT помочь с более поздним производством. Так они сделали полностью 11 эпизод, хотя и не были отмечены в титрах.

лучший эпизод сериала, что видно уже по анимации персонажей

Несмотря на проблемы в производстве, дешевизну картинки и слабое развитие истории в начале, благодаря клиффхэнгерам и бережному отношению к героиням тайтл неверотяно взлетел. Аниме возымело такую популярность, что тираж манги, который в начале 2019 года составлял 2 млн копий, вырос до 15 млн копий за всего лишь год. Подобный рост никто не мог себе представить. Более того, в 2019 году манга «Пять невест» выиграла в Kodansha Manga Award в номинации «Лучшая сёнэн-манга» (вместе с «Для тебя, Бессмертный»). Популярность «Пяти невест» даже открыла путь другим гаремникам, срочно получившим адаптацию. Так, автор манги «Моих девушек» отмечал, что из-за «Пяти невест» он решил, что в его манге главный герой выберет каждую из героинь. А «Девушка на час», несмотря на то, что стартовала в то же время. что и «Пять невест» получила аниме лишь в 2020 году.

Возросший хайп вокруг «Пяти невест» не мог не привести к анонсу второго сезона, который создатели не имели право запороть. Поэтому продюсеры сменили студию на свеже открытую Bibury Animation. Она куда меньше полагалась на аутсорс, что сразу заметно по картинке. Режиссер Kaori не первый раз имеет дело с обилием моэ, поэтому понимал, как сделать картинку сочнее, кадры интереснее, а анимацию свежее, и это все минимальными средствами. Не сказать, что его вариант «Пяти невест» можно назвать вершиной анимации повседневных аниме, однако благодаря нему в сериале появились куда более интересные ракурсы, играющие с глубиной кадра и мизансценами, да и гэги стали куда динамичнее.

неожиданный ракурс-фреймирование
неожиданный ракурс-фреймирование

Однако второй сезон выделяет прежде всего сюжет. Именно любовные перепетии, достигающие апогея, демонстрирующие порочные стороны каждой из героинь, заставляют куда с большим интересом смотреть за происходящим. Конечно, природа проблем во взаимоотношениях персонажей банальна донельзя (как всегда никто ни с кем не разговаривает). Только вот сами персонажи благодаря своим недостаткам, выглядят куда человечнее. Та же Итика, например, из-за собственной неуверенности начинает манипулировать и нагло обманывать Футаро, эгоистично подставляя своих сестер. И подобных примеров можно подобрать с каждой из них.

Еще до окончания сезона Bibury анонсировали фильм, в котором решили завершить историю. Поставил его Масато Дзимбо («Кафе из другого мира»). И тут стоит вернуться к паре слов Харубы. Он в интервью Livedoor заявлял, что ему нравится развивать историю любви пятерняшек к главному герою именно как постепенную влюбленность, и что ему не нравятся те сюжеты, где герои изначально влюблены в друг друга. Те, кто смотрели или читали «Пять невест» понимают, как мангака заскамил читателей этими словами. При этом, даже исключая это, финальный выбор главного героя никак не бьется с тем, что аниме транслировало нам все это время.

Стриминговый сервис Hulu Japan, который обладал правами на онлайн-трансляцию в Японии «Пяти невест» (во всем мире сериал был доступен только на Disney+), посчитал, какой процент от общего количества взаимодействий пятерняшек с Футаро заняла каждая из сестер Накано. И оказалось, что чаще и больше всего Футаро взаимодействовал с Мику. Конечно, это еще не показатель, однако в купе с тем, что она первая признала свои чувства к Футаро, первая начала как-то двигаться к нему, делает ее куда более очевидным вариантом. Реальную конкуренцию ей составляла только Нино, так как только они обе проявляли свои чувства, и при этом не успели его оттолкнуть (как та же Ичика). Однако выбор Ёцубы — это самый противоречивый и даже провокационный выбор, который слабо обосновывается в манге.

редкое трогательное взаимодействие между Футаро и Ёцубой, остававшейся большую часть хронометража в тени своего же дружелюбия

При этом фильм не то, чтобы высоких художественных достоинств. Да, рисунок был слегка красочнее, чем в сериале, да и анимация в этот раз была более плавной. Однако Дзимбо никак не дополнил фильм ни интересными ракурсами, ни хотя бы эпизодами более детальной анимации. Это все такое же слепое следование манги, анимация фреймов с прекрасной работой сэйю, но не более.

Однако дискуссионность финального выбора Футаро лишь подогрела интерес к манге. К концу 2022 года «Пять невест» распространились уже 20 млн тиражом, и это удивительно, учитывая, что сама манга завершилась за два года до выхода фильма. Это все еще самая продаваемая гарем-манга 2010-х. Поэтому отпускать историю продюсеры не собираются. В 2023 году вышел спэшл от студии SHAFT, который поставил Юкихиро Миямото («Девочка-волшебница Мадока»).

Спешл стал одновременно лучшим впечатлением от франшизы, и глубоким сожалением, что, оказывается, сделать визуально интересную и яркую историю было возможно. SHAFT практически полностью сами делали спешл, минимально задействуя аутсорс-студии, благодаря чему смогли добавить свои фирменные фишки: странные плоские мизансцены, аритмичный монтаж, контрастирующий колоринг. Конечно, художественно это далеко от «Мадоки» или «Мартовского льва», однако сериал стал выглядеть живее, интереснее и сочнее.

Впереди у франшизы еще один спешл, который должен вроде как также показать вырезанные из манги сцены.

Сравните со сценой выше и убедитесь, как сильно спэшл впереди

«Пять невест» сложно назвать чем-то сверх выдающимся. Это крепкий гаремник, которые прекрасно использует жанровые клише, в меру раскрывая персонажей и их взаимоотношения. Однако влияние тайтла на новую волну интереса к жанру уже сейчас отчетливо видно. Та же Tezuka Productions переключилась на «Моих девушек», а Bibury своим следующим крупным проектом выбрала экранизацию «Ста девушек, которые очень-очень-очень-очень-очень сильно любят тебя». И, возможно, «Пять невест» стали первым тайтлом, когда о любви к гарему можно заявить без стеснения.

В телеграм-канале мы выпустили много дополнительного контента про «Пять невест». Чтобы не пропустить его, а также читать эксклюзивные рекомендации манги и развернутые обзоры аниме-тайтлов раньше — подписывайтесь на телеграм-канал КУСОГАКИ.

2525
13 комментариев

Единственный гаремник, который нравится, начиная от конечно же классных девчонок и заканчивая нормальным мужским персонажем, не гигачад-шлепой, но адекватным и умным, ты хотя бы понимаешь, чем он может понравится.
А в остальном, не вдаваясь в двадцатый раз в спор о том, кто там лучшая, а кто нет, где логичнее, а где всё пропало, в конечном счете это неважно, потому что выбор одной неизбежно опрокидывает поклонников других.
Я болел за Нино, потому что мне она и внешне больше нравится по образу, и цундерочка, а еще она первая вслух, четко и уверенно призналась, да и вообще не обманывала по серьезному никогда.
Но я понимаю, выбрав бы ее, остальные будут недовольны.

Что может греть фанатов, что даже после свадьбы они не отстают от молодожен и едут с ними отдыхать, так что бедной Ецубе не дают покоя (‾◡◝) И возможно они переедут в страну, где разрешено многоженство и тогда все проблемы улетучатся, все будут довольны и счастливы.

9

Полностью согласен. От себя еще добавлю, что это самое разумное что могло случиться. И не так важно на самом деле кого он там выбрал. Меня всегда бесили гаремники тем, что они избегают как раз таки финала. Ведь по факту всем, кроме одной будет больно. Сладкое начало, полное ярких событий и безжалостный финал. Иного и быть не может. И здесь мне понравилось, что показали нормальный финал, без всей этой радужной фигни. Выбор все равно придётся сделать рано или поздно.

Одина из лучших (концептуально) концовок гаремника была в тайтле "Мы не можем учиться", где показали отдельную концовку с каждой.

7

Мне наоборот такое не нравится, только как фансервис так сказать, чтобы не обижались другие. Потому что когда "все канон", это получается и беззубость автора, и смысл просто теряется, зачем читать/смотреть, если массовый хэппи энд.
Вот как в Кланнаде неплохо, на мой взгляд, где это просто варианты, но без сильное проработки (я про аниме). Хотя и там я бы хотел другую концовку, но да ладно (‾◡◝)

6

Все так, там автор сделал максимально правильное решение от которого никто из фанатов не сгорел, предоставив тропы на всех персонажей.

5

не забываем и про "сто девушек...", которые, хоть и в стебной манере, но дают хэппиэнж всем)

А ближайшее, что стоит ждать по духу, концепции и рисунку - это адаптацию манги "Брачные узы с семьёй Амагами". К сожалению, сама манга уже достаточно долго топчется на месте, автор явно тянет резину, но тайтл всё равно неплохой и местами очень красивый, в каждой главе есть очень сочные фреймы :3

1