«Хоримия»: как показать здоровые отношения в аниме

Хори и Миямура ведут себя по-разному в школе и вне ее. Волею случая они сходятся и постепенно начинают друг друга узнавать, а мир вокруг них — меняться. «Хоримия» вышла в 2021 году из под пера режиссера Масаси Исихамы на мощностях студии CloverWorks. Чем выделяется школьная история любви Хори и Миямуры?

Кёко Хори и Идзуми Миямура, «Хоримия»
Кёко Хори и Идзуми Миямура, «Хоримия»
Чтобы раньше всех прочитать аниме-обзоры, рекомендации манги и кучу дополнительного контента — подпишитесь на наш телеграм-канал КУСОГАКИ.

«Хоримию» мангака HERO начала рисовать в 2007 году в виде веб-ёнкомы под названием «Хори-сан и Миямура-кун», которую годом позже стала публиковать компания Square Enix на своем сайте Gangan Online («Повседневная жизнь старшеклассников», «Ежемесячное шёджё Нодзаки»). Тремя годами позже, когда издатель обнаружил большую популярность ёнкомы, историю начал иллюстрировать мангака Дайсукэ Хагивара («Повседневная жизнь старшеклассников») для ежемесячного журнала Monthly GFantasy («Темный дворецкий», «Сердца Пандоры»). Тогда-то манга и начала называться «Хоримия».

Если ёнкома HERO была лишь иллюстрациями разных ситуаций в жизни главных героев, преимущественно комедийных, то Хагивара привнес в нее сюжетную структуру. При этом стоить отметить, что рисунок HERO был элементарным и сильно условным, как и полагается любительским ёнкомам, а вот рисунок Хагивары значительно изменил визуальные ощущения от манги. Он сделал будто бы нарочито неумелый рисунок оригинала визуально приятным и узнаваемым.

слева ёнкома HERO, справа манга Хагивары
слева ёнкома HERO, справа манга Хагивары

В 2012 году в поддержку манге начали выходить OVA-выпуски, продюсированием которых занялась OOZ Inc — личная компания HERO. Мангака сама проспонсировала выходы OVA-выпусков, из-за чего за 10 лет вышло всего 6 выпусков, режиссерами которых были Синго Нацумэ («Сонни Бой», «Ванпанчмен»), Тэцуо Хиракава («Книга магии для начинающих с нуля»), Кадзуя Аиура («Гордость убийцы») и Эркин Кавабата (эпизоды «Коми-сан не может общаться»). Они были средней руки и с каждым выпуском их качество постепенно падало, да и популярности они особо не сыскали.

«Хори-сан и Миямура-кун» OVA-выпуски
«Хори-сан и Миямура-кун» OVA-выпуски

Однако выпуск OVA и отличный рисунок Хагивары помог манге обрести какую-никакую, но популярность. За 10 лет выхода «Хоримия» разошлась 7 млн тиражом, что в целом для тайтла GFantasy не так уж и мало (у самой популярной манги журнала «Темный дворецкий» 28 млн копий). При этом манга еще и вошла список рекомендаций сотрудников японских книжных магазинов, оказавшись в 2014 году на 6 месте (уступила «Ванпанчмену», «Нелюдю», «Семи смертным грехам», «Повару-бойцу Соме» и «Я — Сакамото, а что?»). Подобное внимание аудитории в итоге вылилось в аниме-адаптацию, за которую взялась студия CloverWorks. Об этом компания Aniplex (компания-владелец студии) заявила в 2020 году, заодно огласив первоначальный стафф аниме: режиссера Масаси Исихаму («Из нового света», «Персона 5»), сценариста Такао Ёсиоку («Твоя апрельская ложь», «Старшая школа DxD») и дизайнера персонажей Харуко Иидзуку («Ее заветное желание», «Всегда вялый Танака-кун»).

У Исихамы довольно тесные связи с руководством CloverWorks, которые в свое время откололись от A-1 Pictures. Именно в A-1 он срежиссировал свой главный тайтл — сюрреалистичную дистопию «Из нового света». Исихама испытывает какую-то особую любовь к историям про молодых аутсайдеров, которые расцветают рядом с товарищами. Это было и в «Из нового света», и в неудачной адаптации «Персоны 5», и в «Хоримии». При этом интересно, что до адаптации манги HERO, Исихама больше специализировался на дистопичных фантастических тайтлах: «Из нового мира», «Персона 5», «Спидграфер» и «Стеклянный цветок и разрушение мира».

Особенность почерка Исихамы заключается в особенном отношении к внутрикадровому рисунку. До своего дебюта в качестве режиссера, он стал известен прежде всего благодаря своим уникальным опенингам и эндингам. В них он по максимуму использовал свои главные отличительные черты: минимальную обводку, плоский рисунок, эффект наложения, зернистость и ручную камеру. Как вы понимаете, это все атрибуты скорее монтажера, дизайнера персонажей или специалиста по визуальным эффектам, нежели непосредственно аниматора. И это правда, Исихама никогда не был экспрессивным аниматором на манер Масааки Юасы, его визуальная выразительность достигалась препродакшном и пост-обработкой.

Буквально все любимые фишки Исихамы разом в аниме «Из нового света»

Тем интереснее, как автор, рассказывавший прежде только истории про закат человечества, подойдет к куда более приземленному слайс-ромкому.

«Я не знал о манге до момента, когда мне предложили место режиссера, поэтому одолжил один томик манги у компании. Во время чтения ее мне было так интересно, что в итоге я обнаружил себя скупившим все 13 томов манги. Каждый персонаж очарователен, я влюбился в этот мир. Ромком — это мой любимый жанр, поэтому когда мне предложили режиссировать ее, я был счастлив до глубины моего сердца. Вспоминая работу над проектом, я делал его „наклонившись вперед“ (т.е. крайне увлеченно)»,
— рассказывал Исихама в интервью.

Возможно именно особая любовь и понимание жанра и его клише помогло Исихаме в работе над тайтлом. Он точно попадает в тайминг, понимая, где стоит вставить чиби-версии героев, а где лучше преувеличить реакцию персонажа ради комедийного эффекта. При этом ему удалось выдержать ту палитру цветов в кадре, чтобы без резких перемен балансировать между холодным и теплым цветокором, которые создатели меняли для атмосферы. Справедливости ради стоит отметить, что Ишихама сам признавал, насколько материал манги легко адаптируем для аниме, и что кардинальных визуальных решений от него в целом не требовалось. А любовь работы именно с постобработкой и равнодушие к экспрессивной и динамичной анимации делает его комфортным руководителем для аниматоров.

Момент из опенинга, в котором Исихама снвоа задействует свои фишки по максимуму

При этом бодрый пейсинг тайтла, в котором аниме выдерживает баланс между развитием персонажей и их комедийной повседневностью — заслуга сценариста Такао Ёсиоки, который отвечал за компоновку серий. Он решил, что излишнее внимание к слайсовым моментам в манге и переизбыток персонажей помешают удерживать внимание зрителя, плюс ко всему, если бы аниме следовало манге слово в слово, то не успело бы рассказать всю историю до выпуска героев из школы. Поэтому Ёсиока и Исихама решили затронуть только ключевые моменты манги, при этом так, чтобы не потерять связность повествования.

И это удалось им, ведь аниме стало невероятно популярным. Оно до сих пор удерживаетcя в 100 самых популярных аниме в MAL, 45 по популярности на Anilist, и даже в аниме-медиа Anime Corner регулярно занимало самые высокие строчки в недельных опросах читателей. В чем секрет?

Как оказалось, ответ до нелепого простой. Всего лишь надо было сделать так, чтобы персонажи «разговаривали»: решали проблемы на месте, говорили о своих чувствах и обидах и были просто искренними друг с другом. Персонажи «Хоримии» покоряют легкостью, при этом они не лишены комплексов и предрасудков. Банально можно посмотреть на историю Хори и Миямуры, в которой может показаться, что первая — капризная, абьюзивная и жестокая девушка, а второй — терпила-дэд инсайд, идеализирующий своего партнера. Но через них авторы дают нам наглядное пособие по тому, как стоит решать проблемы. И что самое главное — диалог друг с другом.

«У меня пока нет ощущения, будто ромком — самый популярный жанр в Японии, поэтому это вселяет надежду увидеть в будущем все больше проектов в этом жанре. Но я не хочу, чтобы их снимали только потому, что они хорошо продаются. Я бы хотел видеть больше высоко-качественных откровенных ромкомов»,
— сказал Ишихама в интервью.

У «Хоримии» прослеживается эта легкость в каждом аспекте, история прекрасно обходится без каких-либо раздражителей. Например, тут есть ЛГБТ-персонаж Савада, которая не скрывает своей любви к Хори, однако на этой ее инаковости не концентрируются, предпочитая обратить внимание на ее социофобию и боязнь парней (зарифмовывая с Миямурой). Или, например, тайтл сообщает о сексе между главными героями (конечно, по соображениям возрастного рейтинга оставшимся за кадром), однако не делает из этого большое событие. «Хоримия» обнуляет важность каждого жеста, которого в стандартных романтических аниме герои добиваются чуть ли не все 13 серий.

Ох уж эта школьная любовь
Ох уж эта школьная любовь

Есть, конечно, ощущение, что «Хоримия» подобным подходом становится контрапунктом в жанре, играя и ломая ожидания зрителей. При этом ошибочным будет сказать, что аниме реалистично. Одно наличие учителя, не скрывающего своего интереса к школьницам, дает нам подсказку, что к истории не стоит относится серьезно. Однако «Хоримия» — это скорее то, как всем хотелось бы, чтобы существовал мир и школа. Со своими проблемами, которые однако можно решить как взрослые люди, то есть в диалоге и на взаимопонимании. «Хоримия» показывает те самые волшебные «здоровые отношения», к которым так хочется стремится.

Учитесь у Миямуры
Учитесь у Миямуры

При этом комедийно-бытовой потенциал истории куда лучше раскрывается в «Кусочке» — спин-оффе аниме, в котором показывают вырезанные из манги сцены. Они отлично укладываются в повседневный сериал-дополнение к оригиналу, особенно для тех, кому не хватило второстепенных персонажей, или того, как Хори и Миямура решают какие-то бытовые ссоры по всяким мелочам. Это такое отличное заземление тайтла, которое чуть больше говорит о персонажах, а точнее о том, что они все-таки люди, а не клубки любви и взаимопонимания. Удивительно кстати, что спин-офф тоже срежиссировал Исихама, продолжив свой поход по ромкомам.

Неудивительно, что и основное аниме, и спин-офф «Хоримия: Кусочек» победили Crunchyroll Anime Awards («Хоримия» также побеждала в зрительском голосовании Reddit Anime Awards). И хоть эти премии больше говорят о популярности аниме, нежели о его непосредственных достоинствах, «Хоримия» будто бы появилась в нужное время и в нужном месте.

Причем удивительно, насколько история в своих деталях выдает, что была начата в конце 00-х и начале 10-х: телефоны-раскладушки, отсутствие соцсетей, неприятие худи, да и сам Миямура в своем изначальном внешкольном аутфите выдает в стереотипы «плохих парней» (будто сошел с обложки манги «Нана»). Однако в 2021 году, когда коронавирус заставил людей сидеть дома и начать рефлексировать по «счастливым свободным временам», «Хоримия» была как нельзя кстати со своей внешней ностальгичностью и внутренней прогрессивностью.

эх, ностальгия

«Хоримия» пока не постарела, возможно благодаря отсутствию конкуренции, потому что пока авторы и издатели не хотят рисковать с такими простодушными ромкомами. Тем приятнее включить ее и внутренне согреться в компании героев, которым только предстоит встретить взрослую жизнь.

В телеграм-канале мы выпустили текст про «Хоримию» еще месяц назад. Чтобы прочитать его раньше, а также получить эксклюзивные рекомендации манги и дополнительный контент по аниме-тайтлам — подписывайтесь на телеграм-канал КУСОГАКИ.

3333
22
11
36 комментариев
Комментарий удалён модератором

Ну женщины тож аниме смотрят.
Вообще хоримия это и есть аниме и манга для женщин.

2
Ответить

Очень люблю и аниме и мангу, но именно здоровыми я бы их отношения не назвал, немного не то слово, учитывая наклонности Хори как минимум.
Однако это всё равно одна из самых адекватно представленных пар в плане реалистичности где да, они разговаривают, по делу и пустякам, проводят много времени вместе, близки не только на словах и духовно, но и физически, это всё подкупает, они действительно кажутся живыми. Особенно в мелочах, благодаря чему ты смотришь на них и можешь сказать что да, они похожи на подростков, а не стариков из эпохи мэйдзи в телах детей.

Единственное, страдает чардиз мужских персонажей, в манге особенно ощутимо, в чб варианте порой безумно сложно различать кто есть кто, пока не поймешь из контекста.

17
Ответить

учитывая наклонности Хори как минимумОна немного мазохистка, но в остальном то что? Она ценит Миямуру, не залезает в эгоизм, говоря сама себе, что не владеет им, адекватно оценивает шансы и не "абьюзит" его.

Как по мне у них вроде все "здоровое". Взаимопонимание, доверие, открытость, прямолинейность. Да, проскакивают приколы по типу любовного ошейника, но в порыве страсти и не такое можно сделать.

Ответить

Девушка откровенно абьюзит парняЗдоровые отношения

8
Ответить

Взаимные приколы основа долгой счастливой семейной жизни 😉

5
Ответить