«Подземелье вкусностей»: как сделать из монстров деликатес

«Подземелье вкусностей» — аниме-адаптация свежей сэйнен-классики Рёко Куи, которой занялась небезызвестная студия Trigger. Каким вышла первая за 10 лет адаптация студии? Как режиссер-дебютант Ёсихиро Миядзима раскрывает лор манги? И почему история только притворяется кулинарным процедуралом?

«Подземелье вкусностей»
«Подземелье вкусностей»
Чтобы раньше всех прочитать аниме-обзоры, рекомендации манги и кучу дополнительного контента — подпишитесь на наш телеграм-канал КУСОГАКИ.

Рёко Куи дебютировала как авторка додзинси на популярном японском сайте художников-любителей pixiv. Спустя несколько лет, в 2011 году у нее выходит первая официальная манга «Школа дракона на вершине горы» в журнале для женщин East Press. Тогда и проявились первые особенности писательского подхода Куи. В сборнике несвязанных между собой историй она больше уделяла внимание деталям лора, нежели самим сюжетам. При этом глубина проработки была очень точной, даже чересчур. Манга продлилась 9 глав, на половине мангаку заметили редактора сэйнен-журнала Fellows! («Я — Сакамото, а что?», «Ран и серый мир вокруг»).

«Школа дракона на вершине горы», Рёко Куи
«Школа дракона на вершине горы», Рёко Куи

Fellows! (ныне называется Harta) отличал сильный акцент на повседневной комедии, при этом интересно, что автором их флагмана «Я — Сакамото, а что?» была тоже девушка, а в большинстве выходивших работ главными героями были женские персонажи, несмотря на ориентированность на взрослую мужскую аудиторию. В такой ситуации Куи чувствовала себя максимально комфортно. Ее «Семь прелестных детей дракона» также были сборником разных историй в фэнтезийном стеттинге, в котором она иллюстрировала повседневные ситуации из жизней персонажей, внедряя элементы нашей реальности в мир меча и магии, и наоборот.

«Семь прелестных детей дракона», Рёко Куи
«Семь прелестных детей дракона», Рёко Куи

При этом Куи не забывала о родине своей первой популярности. С 2008 по 2012 год на ее личном сайте публиковался сборник коротких фэнтези-рассказов ‘UORIR: Amble’, который, к сожалению, остался непереведенным. Бенефис же ее настиг с «Террариумом в выдвижном ящике». В ее лучших традициях, очередной сборник коротких рассказов. В ней она не наконец-то обратила более пристальное внимание на родной фольклор, переплетая реальное, сайфайное и фэнтезийное. Бесконечная фантазия авторки в итоге наконец-то была замечена профессиональным сообществом. Манга знакомого журнала East Press получила награда Excellence Manga Awards на Японском фестивале медиа-искусств.

«Террариумом в выдвижном ящике», Рёко Куи делает высоко-культурные отсылки
«Террариумом в выдвижном ящике», Рёко Куи делает высоко-культурные отсылки

Все это привело Куи к главной манге в ее карьере — «Подземелью вкусностей». И если к своим прошлым произведениям мангака подходила играючи, экспериментируя с ацентами, гэгами, сюжетами и сеттингом, то к истории спасения Фалин Торден она подошла основательно. Проведя время за ликбезом в производных кельтских мифов, Куи обшерстила вдоль и поперек «Властелина колец», лор настолки «Подземелье и драконы», «Бесконечную историю» Михаэля Энде. При этом авторка выделяет серию игр Wizardy как главный источник вдохновения для «Подземелья вкусностей».

Группа приключенцев терпит поражения в битве с красным драконом, из-за чего ценой собственной жизни их спасает сестра главного героя. Телепортировавшись на поверхность, от них уходит двое членов команды. Решив спасти сокомандника из желудка дракона, Лайос и его товарищи снова отправляются в подземелье. там они встречают дворфа Сэнси, который учит их выживать в подземелье путем поедания монстров. И делает он из них отменные блюда!

«Подземелье вкусностей»
«Подземелье вкусностей»

Собрав по ниточкам мир и историю своего будущего хита, Куи отнесла ее в родную редакцию только переименнованного журнала Harta (с индонезийского — «сокровище», ранее назывался Fellows!). И в ней Куи максимизировала все свои скиллы, при этом впервые создав не сборник коротких историй, а полноценный сюжет. И вот за все то, в чем себя всю карьеру проявляла мангака, любят и ругают «Подземелье вкусностей». Кого-то подкупил кулинарный процедурал с детальными подробностями биологического устройства монстров и их проживания, гэговым и разговорным юмором и неспешным повествованием, а кому-то наоборот не хватало чуть более подробных описаний политической ситуации в мире манги и, конечно, сюжета.

культовые юморески
культовые юморески

При этом манга, несмотря на свою проработонность лора, следует многим фэнтезийным клише, легко угадываемым с самого начала: вражда дворфов и эльфов, угнетенное положение орков, безумный маг как главный антагонист и т.д. Однако все это, конечно, лишь фон для Куи, чтобы показать главное — готовку. Многообразие блюд и их проработка до мельчайших деталей, за которыми следует проработка всей флоры и фауны подземелья — это действительно завоораживающеее зрелище. Видно, как скрупулезно мангака работала, чтобы не допустить даже малейших несостыковок в ее мире. Она, подобно главному герою, безумно увлеклась изучением монстров и способами их приготовления, что порой забывает про все вокруг.

Коротко о проработке рецептов в манге
Коротко о проработке рецептов в манге

Понятное дело, что идея Куи не нова, пятью годами ранее обыгрывание темы еды, готовки и приключений уже встречалось, например, в «Торико» — сёнэне про искателя деликатесов Торико. Или в «Космическом шеф-поваре Цезаре», в котором на приключенческий кулинарный сеттинг наложили фильтр космо-оперы. Ну, и конечно, как не вспомнить культового «Гурмана» 1983 года, который как раз-таки и стал прародителем всех кулинарных аниме.

Если думаете, что «Подземелья вкусностей» пугает, то лучше не читать «Торико»
Если думаете, что «Подземелья вкусностей» пугает, то лучше не читать «Торико»

Однако именно после «Подземелья вкусностей» возникло огромнейшее количество кулинарных и просто слайсовых DnD-историй, как например, «Кулинарные скитания в параллельном мире». Подобное влияние не могло не обратить на себя внимание профессионального и критического сообществ. В 2015 году мангу Рёко Куи журнал Takarajimasha выбрал первой в своем рейтинге «Kono Manga ga Sugoi!», в 2016 она взобралась на 1 место в списке рекомендаций работников книжных магазинов, а в том же году на премии Manga Taisho она заняла второе место (уступив «Золотому божеству»). При этом про мангу не забывают до сих пор, наградив в 2024 году званием «Лучший комикс» по мнению литературной сай-фай премии Сэйун.

Еда в аниме «Кулинарные скитания в параллельном мире» от MAPPA
Еда в аниме «Кулинарные скитания в параллельном мире» от MAPPA

Слухи о грядущей аниме-адаптации ходили вокруг «Подземелья вкусностей» как раз-таки с 2015 года. Однако сама Рёко Куи была против того, чтобы экранизация вышла до полного выхода манги. Ее опасения оправданы, ведь расставление акцентов в аниме может кардинально отличаться от первоисточника, да и некоторые чеховские ружья могут быть по незнанию убраны (вспомните печальный пример «Токийского гуля»). Поэтому важно было, чтобы к истории, где сюжет размазан между повседневными моментами, подошли с полным пониманием. Лишь за год до окончания манги наконец анонсировали аниме-адаптацию от студии Trigger.

Фанаты, когда услышали об аниме-адаптации
Фанаты, когда услышали об аниме-адаптации

Конечно, у Trigger особенные отношения с тайтлом. В 2019 году, когда адаптация не была даже в планах, они уже выдавали промо-ролик для манги. Самое интересное в нем, что как по цветокору, так и в дизайне персонажей сериал практически полностью повторил промо-ролик. Конечно, незначительные детали претерпели изменения (блики на доспехах Лайоса перестали быть настолько ярковыраженными, сами персонажи стали чуть более вытянутыми). Такое сходство объясняет только наличие одной персоны — Ёсихиро Миядзимы, режиссера как промо-ролика, так и сериала.

промо-ролик 2019 года

Интересно, что для Trigger это первая за 10 лет адаптация (если не считать мем с «Охотником на ниндзя»). Опыт 2014 года был скорее неудачный. Однако спустя провальные, спорные и великие проекты студия заматерела и выдала второй подряд хитовый сериал. Стал он таким благодаря идеальному сочетанию стиля студии и манги, ведь первоисточник крайне безбашенный, с тонной черного юмора и серьезных неожиданных размышлений. При этом история не лишена экшна, гэгов и приземленности. И это то, что надо для Trigger. Потому что ее сотрудники больше формалисты, чем рассказчики. И когда у них есть настолько непритязательный на форму первоисточник (главное чтобы блюда в кадре были вкусными!), можно оторваться по полной.

пример красивой непонятной еды
пример красивой непонятной еды
«Спасибо студии Trigger, у меня сложились хорошие взаимоотношения с Куи-сэнсэй, однако это был мой первый опыт в адаптации манги в аниме. Мы получили комментарии Куи-сэнсэй перед началом работы, который были типа „я хотела бы, чтобы это двигалось в этом направлении“. Мы также получили много пояснений от нее. Я благодарен за все детали и всю помощь, что она нам предоставила. Я не могу подробнее уточнить их, но я надеюсь, что когда вы посмотрите сериал, вы сможете сказать, что она была очень вовлечена в то, что мы сделали»,
— рассказал Миядзима в интервью Anime News Network.

Дизайнер персонажей Наоки Такеда («Убей или умри», «Киберпанк: Бегущие по краю») скорее всего проделал самую колоссальную работу, так как ему предстояло сделать подробный профайл на каждую эмоцию персонажа в тайтле, где разнообразие лицевой экспрессии от каждого героя (в особенности Марсиль) тягается с разнообразием предлагаемых блюд. При этом Куи еще в манге подсобила с оригинальным дизайном персонажей, не перегружая их деталями. Каждого можно охарактеризовать по одной вещи в их образе: Лайос — доспехи, Марсиль — посох, Сэнси — шлем, Чилчак — шарф. Минимум деталей в образе помогает аниматорам упрощать сам дизайн в случаях экшна или прочего проявления сакуги, да и просто видоизменять персонажей, например, для комедийного эффекта (оставляя их узнаваемыми в кадре). Интересно, что для Такеды это первый опыт в именно в проработке дизайна персонажей, и хотя ему активно помогали сама Куи и режиссер Миядзима, по сути он справился на 5+.

Пользователи Reddit насчитали 36 причесок Марсиль

Вообще в «Подземелье вкусностей» очень много людей Trigger впервые заняли непривычные для себя роли. Например, Масару Сакамото, один из опытнейших работников студии, перешедший еще из Gainax, впервые взялся за раскадровки к сериям. Или тот же Ёсихиро Миядзима по сути дебютировал в кресле режиссера, несмотря на 12-летний опыт в карьере. Его как раз-таки пригласили из-за того самого рекламного ролика, хотя любовь режиссера к произведениям Куи тянется еще с «Семи прелестных детей дракона». Кстати, его же идеей было пригласить иллюстратора Мао Момидзи, специализирующегося на рисунках еды.

примеры иллюстраций Мао Момидзи
примеры иллюстраций Мао Момидзи

Однако несмотря на несметное количество дебютов в новых для себя ролях, Trigger сумели воплотить на экране пожалуй самый успешных мейнстримный проект. Их «Подземелье вкусностей» полно и интересных решений, и кинематографичных ракурсов, и обилия разных стилей. Но еще круче это работает на историю, которая по сути пытается всеобъемлюще рассказать про место пищи в мире. И начинаясь как гурманский гайдбук с необычными блюдами, аниме развивается в цельное рассуждение о пищевой цепочке и даже о круговороте жизни в природе. За это тут отвечает в основном Сэнси, который бережно хранит флору и фауну подземелья, чтобы оно продолжало свою неизменно сбалансированную жизнь и поддерживало существование каждого живого существа внутри.

Никогда украшения не выглядели так аппетитно

Подобный ненавязчивый эко-активизм проявляется, например, в поддержке жизни големов, которые, несмотря на представляемую для людей опасность, на самом деле сдерживают сильных монстров на своих этажах и не дают слабым монстрам с верхних этажей вымереть. Или, например, отказ забирать большое количество ростков дриад, чтобы те продолжили расти и размножаться на своем этаже. Сэнси в этом плане выступает как хранитель и житель нового мира, а отряд Лайоса — исследователи разной степени скептицизма. Конечно, сложно не наложить сюда миф о белом спасителе и не провести аналогию с прочими историями, где бравый, но глуповатый рыцарь с фанатичным рвением изучает новый мир, однако в случае с «Подземельем вкусностей» это будто бы и не работает. Так как сколько бы внешние силы не хотели бы наделить Лайоса статусом мессии, ему это неинтересно. Как хорошо замечает один из персонажей, главному герою все равно на людей.

Классное видео процесса озвучки «Подземелья вкусностей»
«Мне нужен был актер, который сможет естественно сыграть „странности“ Лайоса. Для этого мы пригласили всех, кто прошел в финальный этап прослушивания, и попросили каждого по отдельности сыграть с уже выбранными актерами. Я был готов ждать до последнего, пока не найду нужный голос. Кумагай же сразу выделялся среди всех. Он хоть и был знаком с актерами, но все равно будто держал определенную дистанцию, что я почувствовал в этом „лайосность“. Так как „Подземелье вкусностей“ — это не история о компании лучших друзей, а скорее о команде, которая по постепенно друг друга узнает, я посчитал, что его дистанция поможет более естественно сыграть»,
— рассказал Миядзима в интервью для Febri.

Стоит отметить, что в отличие от «Фрирен», которая хоть и близкая по духу и сеттингу, но получившая тонну критики за сюжетно-обоснованную «мэрисьюшность» главной героини, «Подземелье вкусностей» — это история не про лучших. Лайос очень часто проигрывает в силе и навыках прочим воинам, Марсиль большую часть хронометража и вовсе беспокоится о своей бесполезности для команды. А Сэнси, несмотря на свои навыки и знания, в остальном не то, чтобы умелый боец и шахтер. В этом и кроется очарование их группы, они слабы в битвах, но при этом их главным оружием всегда выступают знания. Именно благодаря ним они выкручиваются из многих безвыходных положений. Интересно, что «Подземелье вкусностей» началось как манга в тоже время, что и «Коносуба», которая хоть и является пародией на исекаи, но при этом также рассказывает про группу больных на голову бестолочей, часто проигрывающих в битвах.

Сцену делал Кай Икараси, один из опытнейших аниматоров, который работал еще в Gainax
«Мне нравится у Куи-сэнсэй то, что она не использует магию, чтобы показать что-то яркое. Магия у нее исключительно функциональная и сдержанная... Если выбирать, то больше всего мне понравился эпизод с „поеданием живой брони“. Когда я прочитал эту уловку, с помощью которой они все-таки съели броню, я впечатлился, как глубоко Куи-сэнсэй знает свой мир. Это кстати был первый раз, когда увлеченный поеданием монстров Лайос действительно кажется отвратительным, в хорошем смысле... Несмотря на то, что они собрались вместе, чтобы спасти Фалин, каждый из героев преследует собственные цели и имеет свои принципы. Они держат друг друга на идеальном расстоянии, мне нравится это чувство дистанции»,
— восхищался Миядзима в интервью для Febri.

При этом сериал отлично закольцовывается ближе к концу. Он начинался со входа в подземелье и знакомства с Сэнси, так и заканчивается он с раскрытия предыстории повара-дворфа и входа в новый, ранее неизвезведанный уголок подземелья — шахты дворфов.

Кстати, хоть магистральной темой и является еда, но ей дело не ограничивается. Например, один из интереснейших с формальной точки зрения эпизодов был посвящен исследованию травмы через сны. В нем Лайос с помощью магии погружается в сознание Марсиль — эльфийки-мага, которую укусил кошмар (комар, который наводит кошмары). В эпизоде, который начинается будто сон самого Лайоса и показывает, хоть и поверхностно, его переживания, в итоге перерастает в готический хоррор, в котором герои убегают от пугающего «нечто». И чтобы выбраться, надо помочь Марсиль преодолеть свою травму. Однако чтобы для начала понять, что именно гложет Марсиль, Лайос разбирает ее психологический портрет будто матрешку (интересно, что это своего рода интерпретация метода «пяти почему»).

одна из сцен эпизода про кошмар Марсиль

Тем интереснее узнать, куда история дальше завернет и насколько далеко могут зайти герои в своем желании побровать каждый кусочек подземелья. Сразу после завершения показа первого сезона, студия Trigger анонсировала второй, пока правда без даты. Но надеемся, что у создателей будет достаточно времени, чтобы вновь удивлять, радовать и иногда заставлять испытывать испанский стыд за группу дураков, решивших покорить подземелье.

В телеграм-канале мы выпустили материал про «Подземелье вкусностей» еще месяц назад. Чтобы прочитать его раньше, а также получить дополнительный контент к статьям и эксклюзивные рекомендации манги — подписывайтесь на телеграм-канал КУСОГАКИ.

8383
88 комментариев

Всем, кого напрягает слово авторка — большое спасибо, что вы высказываете свое мнение! Вы помогаете развивать беседу о чистоте языка в абсолютно подобающем контексте и увеличиваете интерес к тексту)

Ответить

совершенно не интересное проходное анимэ. никакого желания смотреть дальше не было, поэтому дроп на половине

11
6
2
Ответить

Без ДТФизма - всяко лучше чем Фрирен. По крайней мере именно с точки зрения интереса смотреть.

Смотрел оба, Фрирен - оверхайп, подземелье вкусностей - годно и затягивает.

7
Ответить

а что вы предпочитаете?

2
Ответить

Топ аниме. Неожиданно круто экранизировали мангу. Ты просто не разбираешься в аниме.

Ответить

Понравилось как с причёсками заморочились

13
Ответить

Дизайнер персонажей монстр!

1
Ответить