Махо-сёдзё: определение и истоки жанра

Махо-сёдзё: определение и истоки жанра

Введение

Кто дарит надежду на добро и веру в себя как юной, так и взрослой аудитории? Конечно же, девочки-волшебницы! Истории о них так популярны в Японии, что образовали целый жанр — махо-сёдзё.

За более чем полувековую историю существования жанра о девочках-волшебницах вышло немало интересных картин, которые постоянно расширяли его границы и даже образовывали новые направления в индустрии. Так что оставьте все предупреждения о невинных, на первый взгляд, магических приключениях и готовьтесь знакомиться с миром махо-сёдзё!

Становление жанра

Сразу стоит сказать, что изначально жанр был совсем не таким, каким его знают сейчас. Современное махо-сёдзё следует строгим правилам: это история об обычной девушке, которая внезапно обретает силы магического характера. При этом магия доступна лишь избранным и не является нормой в мире произведения. Из-за этого девушки зачастую прячут своё «волшебное» альтер-эго. Нередко вторая сущность и вовсе действует независимо от некогда простой девушки: например, воительницы Pretty Cure удивлялись, что их тела движутся сами по себе. Недаром при трансформации меняется и имя девушек: например, Хонока Юкисиро и Нагиса Мисуми после перевоплощения становятся «Кюа Вайт» и «Кюа Блэк».

Махо-сёдзё: определение и истоки жанра

Отклонения от правила про внезапно обретенную магическую силу успели разойтись по своим поджанрам. Например, если девушка целенаправленно училась магии, она, вероятнее всего, считается ведьмой. Работы о ведьмочках принято относить к «мадзёкко» категории, либо к фэнтези. Таким образом, работы вроде «Академии ведьмочек» не считаются махо-сёдзё, так как там волшебные силы можно в себе развить. Это обычная фэнтезийная история о ведьмочках.

Махо-сёдзё: определение и истоки жанра

Или еще один поджанр: «меха-мусумэ». Это почти как махо-сёдзё, но силы здесь имеют механический характер. Нередко в подобных работах девушки облачаются в костюмы с элементами «меха»-дизайна. Яркий пример: аниме из серии «Симфогир».

Махо-сёдзё: определение и истоки жанра

Но если вернуться к истокам жанра, все истории о девушках, которые творили добро с помощью сверхъестественных способностей, ставили в один ряд. И сегодня, не желая обесценивать влияние, мы все еще включаем тайтлы вроде «Милашки Хани» в список махо-сёдзё. Как-никак, с «Хани» в жанр пришли сцены трансформации и бойкие речевки. А вот то, что это история об андроиде, а не об избранной девочке-волшебнице, принято умалчивать.

Так что же за «истоки» у жанра-то такие? Все началось с манги Осаму Тэдзуки. Первая история, похожая на махо-сёдзё, наблюдалась в манге «Принцесса-рыцарь». В ней, пусть и не при помощи магии, девушка трансформировалась и приобретала способности, которыми не обладала в обычной форме. Также в сюжете присутствовали второстепенные девушки-колдуньи. Работа издавалась с 1953-го по 1956-й год. «Принцесса-рыцарь» считается не только родоначальницей махо-сёдзё, но и всего сёдзё-направления в целом. Если историю относят к этому разделу, это означает, что она направлена на юную женскую аудиторию.

Махо-сёдзё: определение и истоки жанра

А мы продолжим исследовать историю жанра о девочках-волшебницах. В 1959-м году стартовала манга «Супер Роуз», повествующая о девушке, в которую попал метеорит и наделил её сверхъестественными силами. Не сказать, что это магия, но явно что-то cвехъественственное. После этого Супер Роуз срывает планы коварных злодеев и защищает невинных жителей. История вносит важные элементы жанра: явное противостояние добра и зла, а также демонстрирует боевое альтер-эго героини.

Махо-сёдзё: определение и истоки жанра

Третья манга, окончательно сформировавшая основы жанра: «Секрет Акко-тян» 1962-го года. В ней главная героиня получает в дар магическое зеркало, позволяющее перевоплощаться.

И последняя манга, без которой рассказ не был бы полным — «Ведьма Салли», основанная на американском сериале «Ведьмочка» («Bewitched»). История о ведьме, которая попадает в обычный мир. Сегодня это считалось бы мадзёкко-историей, но тогда «Ведьма Салли» внесла огромный вклад в жанр. Прежде всего потому, что историю экранизировали Toei и создали как первое махо-сёдзё аниме, так и первое сёдзё-аниме вообще. Как манга, так и аниме вышли в 1966-м году.

Махо-сёдзё: определение и истоки жанра

С тех пор жанр чувствовал себя очень уверенно на телеэкранах. Махо-сёдзё в принципе редкий пример направления, где большинство историй изначально выходит в формате анимации. Поэтому и мы переключимся с темы манги на более привычный разговор об аниме.

Дальнейшая история жанра

На фоне успеха «Ведьмы Салли», в 70-е годы XX-го века начали выходить мадзёкко-тайтлы примерно с тем же сюжетом, что и в «Салли». Речь о таких аниме, как «Маленькая волшебница Чаппи» и «Кудесница Мег» от Toei Animation.

Махо-сёдзё: определение и истоки жанра

«Мег» особо интересный пример, продемонстрировавший, что история о девочках-волшебницах может иметь и темный окрас. Сериал не стеснялся поднимать темы вроде домашнего насилия и показывать эротический фансервис. Можно сказать, что «Кудесница Мег» это первое шоу жанра, которое было рассчитано как на девочек, так и на мальчиков.

В 1973-м году мир увидел экранизацию манги Го Нагая под названием «Милашка Хани». Мы уже говорили об этой работе и ее противоречивости: с одной стороны, произведение сильно повлияло на жанр. С другой, повествовало об андроиде, да еще и заигрывало с нетипичной целевой аудиторией — мужской. Причем заигрывало куда заметнее, чем «Кудесница Мег». Этому способствовал сексуализированный вид главной героини и поистине страшные, и в то же время сексуализированные, монстры в сеттинге. Зрелище явно не для маленьких девочек. Но такой эксперимент тоже своего рода развитие. Уже привычные кузнецы жанра Toei Animation в очередной раз продемонстрировали, что истории о героических девушках могут создаваться для самой разной аудитории.

Ансамбль первого поколения девочек-волшебниц от Toei Animation замыкают «Лулу — ангел цветов» и «Юная волшебница Лалабель» 1979-го и 1980-го года соответственно. Все семь главных героинь: Салли, Акко, Чаппи, Хани, Мэг, Лулу и Лалабель объединились в игре-кроссовере под названием Majokko Daisakusen: Little Witching Mischiefs для PlayStation. Это смесь файтинга и японской ролевой игры, выпущенная сильно позже выхода всех этих сериалов — в 1999-м году. Можно сказать, таким кроссовером объединили героинь в «мадзёкко» коллекцию. Конечно, это не значит, что все девять героинь — ведьмы. Скорее, это подчеркивает, что махо-сёдзё в те годы ассоциировалось со словом «мадзёкко», нежели махо-сёдзё.

1980-е

Итак, мы дошли до 1980-х. Тут-то все и изменится. «Юная волшебница Лалабель», или Mahō Shōjo Raraberu, ввела термин «махо-сёдзё». Другой популярный тайтл тех лет, Mahō no Purinsesu Minkī Momo (она же «Принцесса-волшебница Минки Момо») 1982-го года, закрепил «махо»-термин.

Махо-сёдзё: определение и истоки жанра

Останавливаясь на «Минки Момо», нельзя не вспомнить другую особенность сериала — его нашумевшие мрачные серии. Так-то «Минки Момо» это доброе и невинное аниме, но в 45-м эпизоде поднимается тема смерти, а в 46-м главную героиню сбивает грузовик, и ее хоронят с анимацией в черно-белых тонах. Можно сказать, что тогда-то и родился троп с резкой сменой настроения в жанре, как во всеми известной «Мадоке».

В 80-х еще хватало интересных тайтлов и явлений. Например, «Волшебный ангел Крими Мами» — история о маленькой девочке, которая с помощью магии становится взрослее и успешнее, выступает как айдол. Весьма новая тема на тот момент. «Крими Мами» стартовала в 1983-м году, меньше чем через год после начала первого сезона «Макросса», вызвавшего интерес к нарисованным исполнительницам.

Только вот студия Pierrot в «Крими Мами» применили айдол-тему не только как инструмент нарратива. «Волшебный ангел Крими Мами» — первое аниме, использовавшееся для раскрутки настоящей певицы, в данном случае Такако Оты. Результат получился действительно «волшебным», и ранее никому неизвестная исполнительница стала восходящей звездой. Опенинг сериала «Delicate ni Suki Shite» стал первой песней Оты, после чего ее дискография продлилась до 2008-го года.

Верите или нет, на этом особенности аниме «Волшебный ангел Крими Мами» не заканчиваются. Тайтл стал отправной точкой серии махо-сёдзё от студии Pierrot. Позже в семью войдут: «Волшебная фея Персия» 1984-го года, «Волшебная звезда Магическая Эми» того же года, «Волшебная поп-звезда Пастель Юми» 1986-го года и «Волшебная сцена модницы-Лалы» 1998-го года. В последнем случае мы считаем дату начала сериала: за десять лет до этого вышел одиночный OVA-эпизод «Стильная Лала: Огни приморского города». Все героини, кроме поздно подоспевшей Лалы, встречались вместе в OVA-кроссовере «Магическая четвёрка: Пришельцы Икс из Зоны А». А чуть ранее первые три героини провели время в OVA «Трое магических девушек: Мами, Эми, Пелсия».

Махо-сёдзё: определение и истоки жанра

Конечно, Pierrot не могут похвастаться таким обилием махо-сёдзё франшиз, как Toei Animation, зато они познакомили зрителей со сценической направленностью жанра и закрепились на этом поле. После Pierrot, свет увидит еще множество отличных аниме про «магических айдолов».

В 1985-м году появились две OVA о девушках-воительницах под названием «Фандора» и «Леда: Фантастические приключения Ёко». В похожем стиле стартовала примечательная видеоигровая франшиза — «Валис». Анимационную рекламу для первой части режиссировал сам Хидеаки Анно, известный по «Евангелиону». Так жанр покорил и игровой рынок.

Махо-сёдзё: определение и истоки жанра

Изначально «Валис» это серия платформеров от Telenet Japan с непростой историей выпуска. Например, первая часть сначала выпускалась в ужасном состоянии для японских компьютеров, а потом перевыпускалась на других платформах в абсолютно неузнаваемом виде. Впрочем, нас волнует другое — что «Валис» сделала для жанра.

История повествует о том, как школьница Юко Асо становится обладательницей волшебного меча «Валис» и начинает защищать несколько миров ото зла. Можно провести параллель с Ёко из «Леда: Фантастические приключения Ёко», которая тоже стремилась к балансу в нескольких мирах и даже носила похожую одежду.

Первая часть вышла в 1986-м году и уже заявила о себе как о довольно мрачном представителе жанра. Школьная подруга Юко оказывается на стороне зла, а в конце истории трагично умирает.

Вторая часть, выпущенная в 1989-м году, шокирует сценами вроде той, где злой Император заставляет Юко раздеться под угрозами убить мать главной героини. Впрочем, выполнение сделки со стороны Юко ничего не меняет, и зрителей настигает кровавая сцена.

Всё это не в какой-то непонятной хентайной франшизе, а в известной даже на Западе серии. Все четыре номерные части, и даже Syd of Valis, ремейк Valis II, дошли до США. Без преувеличения можно сказать, что для кого-то «Валис» — это любимая серия платформеров из детства. И тем страшнее дальнейшая история франшизы — после четвертой части, в 2006-м году вышла Valis X — хентайная визуальная новелла. Тёмный эпизод для серии, который не принято вспоминать. После этого крупных релизов не было, кроме мобильных игр или переизданий старых частей.

Подытожим, что и геймеры познакомились с махо-сёдзё в 80-х, пусть и сразу в непривычном свете. Неудивительно, что история Юко не стеснялась быть мрачной и сексуально вызывающей. Как-никак, пользователи консолей, а уж тем более японских персональных компьютеров, прежде всего отнюдь не маленькие девочки. Ну а мы движемся дальше — к новым десятилетиям, где родилось множество интересных франшиз жанра!

1990-е

Думаем все знают, какая культовая франшиза махо-сёдзё выходила в 90-х — «Сейлор Мун»! Прежде всего это манга от Наоко Такеути 1991-го года, а затем культовая аниме-адаптация от Toei Animation, стартовавшая в 1992-м году. История повествует об Усаги Цукино и ее подругах, которые борются со злом. Более интересна астрономическая тематика — каждая воительница сражается от лица той или иной планеты под предводительством Принцессы Луны.

«Сейлор Мун» знаменует сильное влияние Токусацу на махо-сёдзё жанр. Для тех, кто не знает, Токусацу — это японские лайв-шоу о супергероях. Самый близкий нам пример — «Могучие рейнджеры» — американский сериал, максимально вдохновленный восточным жанром. Так вот, вооружившись опытом работы над Super Sentai, Toei экранизировали историю сразу о нескольких героинях, которых определяет одинаковая тематика и дресс-код. Не без влияния «Милашки Хани», «Сейлор Мун» закрепила и другие супергеройские тропы: пафосные стойки, речевки, длительные сцены превращений. Слыша о жанре «махо-сёдзё», большинство людей как раз вспомнят все эти ключевые моменты — команда героев и супергеройский пафос с обязательными превращениями.

«Сейлор Мун» стала феноменально успешной франшизой и задала тренд десятилетия. В оставшиеся годы вышло несколько шоу, похожих на Сейлор Мун стилем и формулой. Из самых видных это «Свадебный Персик» и «Милашка Хани Флэш» — ремейк сериала 1973-го года с большим упором на сёдзё-стилистику.

Махо-сёдзё: определение и истоки жанра

Кроме Наоко Такеути, в 90-х ярко себя проявил кружок девушек-мангак под названием «CLAMP», которые создали две примечательные махо-сёдзё истории: «Рыцари Магии» и «Сакура — Ловец Карт».

«Рыцари Магии» — манга 1993-го года. Спустя год ее экранизировала студия TMS Entertainment. История повествует о трех девушках, случайно попавших в другой мир под названием Сефиро. Мало того, что это пример раннего исэкая, так в истории еще фигурирует жанр меха. Девушки используют магических меха для сражений.

«Сакура — Ловец Карт» же начала издаваться в 1996-м году и получила экранизацию в 1998-м от студии Madhouse. Без преувеличения можно сказать, что это второе по популярности произведение жанра своего времени. «Сакура» впечатляет в мелочах: например, цепляет аудиторию обоих полов феминными парнями и моэ-девочками. Если говорить о последней теме в частности, то «Сакура» во время сражений переодевается в костюмы, которые ей шьет подруга Томоё. Весьма интересный ход. А в остальном, что «Сакура», что «Сейлор Мун» показывают, что людям не столько интересна революция в жанре, сколько качественное исполнение, милота и простор для фантазии о любви.

Но конечно же, так как процветал OVA формат, не обошлось и без экспериментов. Например, «Ёко — охотница на демонов» не стесняется говорить об интимной жизни девочек-волшебниц, а «Принцесса-шаман» демонстрирует, без преувеличения, «тёмное махо-сёдзё» — готическую сказку о противоборствующих шаманках.

Махо-сёдзё: определение и истоки жанра

Двухтысячные

К началу двухтысячных авторов тянуло на тёмное и нестандартное махо-сёдзё. В 2002-м году выходит долгострой от Икуко Ито — «Принцесса Тютю». До этого Ито заявила о себе как о талантливой художнице сцен при производстве «Сейлор Мун», и в начале 90-х начала писать свою историю. Первая версия сюжета была готова в 1994-м году, за восемь лет до начала трансляции сериала. А в 1998-м году, когда к проекту присоединился Дзюнъити Сато и, чуть позже, сценаристка Митико Ёкотэ, процесс написания наладился и потихоньку двигался к финишу.

Махо-сёдзё: определение и истоки жанра

Дожив до релиза, «Принцесса Тютю» поведала о борьбе с судьбой. В истории нашлось место магии и превращениям, но не привычным сражениям, а сам сценарий получился сложным и нестандартным. Главная героиня, Ахиру, использовала волшебные силы и форму «Принцессы Тютю» для прекрасных танцев, которые управляли эмоциями. А во втором акте действовала сообща с другом, чтобы изменить законы мира.

«Принцесса Тютю» по сей день остается одной из самых неординарных картин жанра. Это мрачная история в нестандартном стиле, которая пережила производственный ад и даже транслировалась по TV необычным образом: каждую серию второго сезона при показе делили на два эпизода.

В 2004-м году стартует сразу несколько франшиз со свежим взглядом на жанр. В частности приходит мода на «боевых героинь» — женственность волшебниц уступает грозности. Стартует серия «Pretty Cure» от Toei Animation с первым сезоном под названием «Futari wa Pretty Cure». Во главе истории дуэт из Хоноки и Нагисы, которые не стесняются долго и смачно избивать противников в рукопашном бою.

Как и героини, франшиза ворвалась с ноги в списки самых прибыльных и знаковых серий индустрии. По сей день ежегодно выходит новый сезон, каждый раз с новыми героинями и историей. Волшебницы встречаются только в кроссоверах и редких фансервисных юбилейных сценах, так что можете смотреть любой сезон. Исключениями выступают только «Futari wa Pretty Cure Max Heart» и «Yes! Precure 5 GoGo!», которые являются продолжениями предыдущих сезонов.

Pretty Cure — пример классического махо-сёдзё без акцента на взрослую или мужскую аудиторию. Тем не менее, Toei Animation стараются сделать каждый сезон качественным, постоянно нанимая различных творцов, экспериментируя со стилем и задумкой. Например, «Heartcatch Precure!» впечатлил создателя всеми известной «Мадоки». Уробути Гэн упоминал, что пересмотрел бы финал истории, если бы посмотрел «Heartcatch Precure!» раньше. Впрочем, что-то общее есть у обоих шоу, так как «Heartcatch» тоже славится мрачными моментами.

Также в 2004-м году стартовала франшиза «Лиричная волшебница Наноха». Как ни странно, это спин-офф хентайной визуальной новеллы «Triangle Heart 3», из которой взяли второстепенную героиню Наноху и дали ей роль протагонистки своей махо-сёдзё аниме франшизы.

Махо-сёдзё: определение и истоки жанра

Хентайные корни дали о себе знать, и авторы «Нанохи» принялись за новую франшизу с ориентацией на взрослую мужскую аудиторию. Можно сказать, что «Лиричная волшебница Наноха» это махо-сейнэн, если бы такой жанр вообще был распространен. «Наноха» транслировалась в позднее время, повествовала о нарочито милых маленьких девочках и содержала пикантные сцены превращений с ними. Если проигнорировать всё это, то «Наноха» вполне себе приличный, во всех смыслах, представитель махо-сёдзё.

Заигрывание с нестандартной аудиторией — не единственная визитная карточка «Нанохи». Она популяризировала магию технологического происхождения своими эффектными и динамичными боями. Позже это станет отдельным поджанром — «меха-мусумэ», где героини сражаются с помощью механической брони. Яркий пример — уже ранее упомянутая современная серия «Симфогир», или же такие работы, как «Ярко-красная операция» и «Гиперпространственная Нептуния».

Что касается «Нанохи», сериал 2004-го года вырос в большую и популярную медиафраншизу. Например, ремейк первого сезона «Лиричная волшебница Наноха. Фильм» — одна из самых продаваемых полнометражных аниме-картин в принципе, уступающая в жанре только фильмам по «Мадоке». Это аниме продалось тиражом более чем в сто тысяч физических копий.

И последний сериал 2004-го года, о котором мы поговорим — «Май-Химэ». Героини истории чуть старше обычного — они старшеклассницы. Это уже сильно меняет нарратив, дает поговорить о заботах вроде подработки, отношений и раскрепоститься в фансервисе. Все остальное в сериале тоже переворачивает с ног на голову представления о жанре. История превращается в королевскую битву девушек со способностями призыва «Детей», где на кону жизни героинь, их близких и судьба всего мира.

Махо-сёдзё: определение и истоки жанра

Об интересных тайтлах десятилетия можно говорить долго, но ясно одно — жанр стал очень разнообразен. Появлялись мрачные и сложные истории, как в примерах ниже. Однако также продолжали выходить и безобидные сериалы, такие как «Мелодия Русалки: Пити Пити Питч».

Махо-сёдзё: определение и истоки жанра

Ну а еще махо-сёдзё жанр стал тесно ассоциироваться с отаку-культурой и пародировать сам себя. Уже в 2001-м году вышла безумная пародийная OVA «Пуни Пуни Поэми», а пять лет спустя невинность волшебного мира жестоко перевернулась с ног на голову в «Большой магический перевал» — OVA про принцессу-садистку с не менее жестоким маскотом.

Что до отаку-сферы, героини жанра всё чаще стали перетекать в хентайные новеллы, а образ девочки-волшебницы стал альтернативным видом персонажей из произведений для старшей аудитории. Например, Комуги из «Похитителя душ» обзавелась спин-оффом под названием «Волшебница-медсестра Комуги». Мало того, что произведение пародийное, так еще и заигрывает с отаку-темами вроде комик-кона. Отлично передает дух эпохи.

Впрочем, идея «нарядить в костюм волшебницы героиню из случайного тайтла» не нова, еще в 1995-м году этим промышляла OVA «Девочка-волшебница Красотка Самми», где героиню гаремной франшизы «Тэнти — лишний!» поставили в роль колдуньи.

2010-е и начало 20-х

Пока махо-сёдзё жанр долгие годы убеждал в своем многообразии отаку, в лице массовой международной аудитории он ассоциировался только с «Сейлор Мун». Этим воспользовалась «Девочка-волшебница Мадока★Волшебство» 2011-го года и произвела настоящий фурор.

Сценарист Уробути Гэн очень хитро подошел к истории и не стал тратить время на повседневную составляющую, свойственную махо-сёдзё. «Мадока» это не сёдзё вообще, а блокбастер в 12 серий, где беспрерывно развивается сюжет. Уже это сильно привлекло массовую аудиторию.

Более того, сперва аниме намеренно производит обманчивое впечатление, затем довольно резко, хотя и не слишком поздно, меняет характер произведения на более мрачный. В первых эпизодах Уробути намеренно показывает как можно больше штампов махо-сёдзё, знакомых по «Сейлор Мун», чтобы в один момент всё сломать.

Как говорится, «исключение только подтверждает правило», поэтому «Мадока» спорно повлияла на имидж жанра. К тому же после ее успеха последовала волна аниме, стремящихся произвести эффект только на жестокости. Самый яркий пример — аниме «Сайт волшебниц», в котором присутствует огромное количество издевательств над невинными девочками.

Махо-сёдзё: определение и истоки жанра

Также на волне популярности «темного махо-сёдзё» появились серии, которым удалось занять свою нишу. Например, «Герой Юки Юна» выросла из одиночного сериала в мультимедийную франшизу.

Махо-сёдзё: определение и истоки жанра

Но нельзя утверждать, что невинные традиционные махо-сёдзё вымерли. Старые франшизы вроде «Pretty Cure», «Сакура — Ловец Карт», «Сейлор Мун» и «Свет драгоценных зверушек» продолжили развиваться. Появились новые успешные тайтлы, такие как дунхуа-серия «Ба ла ла».

Не сбавили в популярности и пародии. Снова зародилась внушительная франшиза, основанная на второстепенном персонаже хентайной новеллы — «Судьба/Девочка-волшебница Иллия». Изначально Иллия была соперником главного героя в игре «Судьба/Ночь Схватки». Как и «Наноха», Иллия цепляет маленькими милыми девочками, фансервисом и боями с интересной системой способностей. Создатели переработали концепцию слуг из старой «Судьбы» и позволили чародейке перенимать способности героев из прошлого.

Относительную популярность приобрели пародии, где на месте девочек-волшебниц находятся мальчики. Яркий пример: «Красавцы из клуба защитников Земли». Или аниме «Я буду хвостики носить!», где обычный парень перевоплощается в обычную девочку-волшебницу. А кто-то решил воспринять тему с магическими парнями всерьез и воодушевить мальчиков, что они тоже могут стать частью команды волшебниц. Так, в «Huggto! PreCure» появился первый в истории франшизы воин PreCure мужского пола, пусть и во второстепенных ролях. В нынешнем же сезоне, «Hirogaru Sky! Precure», один из четверки главных воительниц — мальчик.

Махо-сёдзё: определение и истоки жанра

И вот мы плавно переходим к двадцатым годам нашего века. Пока не замечено новых тенденций, однако постепенно к нам возвращаются старые идеи. Так, не так давно отгремевшая картина «Девочки-волшебницы: Волшебные разрушительницы» вспоминает девочек-волшебниц как символ отаку. Успешно закончились невинные классические тайтлы, такие как оба сезона «Мяу, исполняющая мечты» или «Ваття ПриМаги!» — взгляд на огромную айдол-франшизу «Pretty Rhythm» с примесью магии. На горизонте маячит трешовая этти комедия «Становясь волшебницей». Как всегда, жанр пополняется самыми разными произведениями.

Махо-сёдзё: определение и истоки жанра

История успеха

Познакомившись с жанром, немного обсудим, почему успешная махо-сёдзё франшиза — это золотая жила. В частности поучимся маркетингу у Toei, которые лучше всех эксплуатируют заработок на таких сериях, как Pretty Cure.

Самое очевидное преимущество работ для детской аудитории — можно продать много игрушек. Именно поэтому махо-сёдзё тайтлы стремятся как можно дольше выходить в эфире и попадаться на глаза. Также поэтому в сюжете то и дело мелькает собирательство каких-либо предметов, которые особенно детально прорисовывают, чтобы их было легко узнать в магазине. Такие хитрости вывели Pretty Cure на пятое место среди самых прибыльных японских франшиз к 2010-му году.

Не забываем, что Toei — гении Токусацу с такими франшизами за спиной, как Kamen Rider и Super Sentai. Естественно, они не забывают ставить выступления с живыми актерами и по PreCure. По каждому сезону выходит спектакль с дополнениями к сюжету, которые выпускаются в том числе на DVD. Также к каждой Pretty Cure вселенной прилагается собственная манга, что делает все сезоны сродни мультимедийным франшизам.

К слову о лайв-экшне, на этом поприще есть свои успешные махо-сёдзё франшизы. Родоначальником лайв-экшн-махо-сёдзё стала «Mahō Shōjo Chūka na Pai Pai!» 1989-го года. Позже направление затихло, однако возродилось в десятых с серией «Girls × Heroine».

Махо-сёдзё: определение и истоки жанра

Западные махо-сёдзё

И напоследок немножко заглянем за пределы Азии. Коммерческий успех и влияние работ жанра трудно не заметить даже из-за океана. Вероятно вы слышали об итальянской серии «Клуб Винкс» или о комиксе, а впоследствии и сериале, «Чародейки». Формула историй о девочках-волшебницах отлично прижилась и на Западе, а также обзавелась экспериментальными и верными тропам картинами. Даже в России есть своя «махо-сёдзё» серия — «Сказочный патруль».

Махо-сёдзё: определение и истоки жанра

Вывод

Вот мы и проследили за историей жанра и его особенностями. Как видите, под эгидой концепции о волшебных девочках успели выйти самые разные работы, и далеко не все из них ложатся под типичное представление о жанре. Вы можете не любить «Сейлор Мун», но обожать «Принцессу Тютю» и наоборот. Надеемся, что скоро как зрители, так и творцы заметят бесконечный потенциал жанра и привлекут к нему внимание. Даёшь столько же звёздных франшиз в год, сколько у фанатов сёнена!

3838
11 комментариев

Сейлор-Мун не смотрел, не мужик!

7

Сейлор Марс >

1

@Kirisame Marisa эт по вашей части.

4

Это мой текст, просто я когда-то продала его фану (примерно как работают с фанпеем) для сценария видеоролика, и сейчас они решили заливать все свое добро на дтф. Довольно неловко, но ладно. За этим аккаунтом тексты многих авторов и перезаливы с других площадок

7

Как же классно раньше рисовали, никаких раздутых жоп и титек на пол экрана

5

Спасибо Мадоке за новый взгляд на жанр (может там были новые взгляды, но я знаю только её)

А так надо собраться с силами и посмотреть Сакуру, грят классика