Разбор персонажа из #BNHA (Моя геройская академия) [часть 1]

Имя: Шиозаки Ибара

Прозвище: Мария

Причуда: лоза

Знак зодиака: дева (9 сентября)

Повернутая на библии девочка с весьма опасной причудой, шепчет что-то христианское, молится и угрожает противнику волосами в виде лоз, каждому ее разозлившему - божья кара в подарок.

Прозвище «Мария» - отсылка к образу земной матери Иисуса Христа Деве Марии. Даже знак зодиака у этой блаженной с шизой - дева. (Не удивлюсь, если имя Шиозаки - звуковая отсылка к шизофрении, так как героиня несколько фанатична и, кажется, не в себе).

Внешний вид: т.к. создатели сделали отсылку к деве Марии, про ее каноничное иконографическое и иконописное изображение далее и пойдет речь - это все для того, чтобы понять, какие традиционные мотивы прослеживаются в дизайне Шиозаки.

Разбор персонажа из #BNHA (Моя геройская академия) [часть 1]

❗❗матчасть❗❗

>Одеяние христианских святых. Одежда древних греков

Существуют определенные каноны по которым принято изображать тех или иных святых. Традиционно христианских святых изображали в хитоне и гиматии. Что это за тряпки иноземные? Давайте разбираться.

>Хитон

нижняя одежда древних греков, представляющая собой рубаху из льна либо шерсти.

Разбор персонажа из #BNHA (Моя геройская академия) [часть 1]
Рис. 11.36. Женский дорический хитон. Рис. 11.37. Драпирование и ношение женского ионического хитона. Рис. П.38. Дорический хитон, отделанный меандром
Рис. 11.36. Женский дорический хитон. Рис. 11.37. Драпирование и ношение женского ионического хитона. Рис. П.38. Дорический хитон, отделанный меандром

Так как родственен несшитой одежде, говорить о каком-то определенном крое не приходится, каждый костюм был индивидуален. Поэтому до V века хитон не имел рукавов - они считались варварской деталью.

С V века рукава все же находят признание у греков и распространяются в повседневной жизни, однако музыканты, жрецы и возничие колесниц продолжают носить традиционную безрукавную версию.

Открытые руки также характерны изображениям бога-винодела Диониса и Аполлона Кифареда (Аполлон, играющий на кифаре (разновидность лиры)). Интересно, что в более поздней иконографии Римской культуры Аполлона изображали уже с рукавами.

Аполлон Кифаред. II век, неизвестный автор, национальный археологический музей Неаполя;
Аполлон Кифаред. II век, неизвестный автор, национальный археологический музей Неаполя;
Аполлон Кифаред, Музей Пия—Климента, Зал муз. Происхождение: из «вил­лы Кас­сия» око­ло Тиво­ли, 1744 г.
Аполлон Кифаред, Музей Пия—Климента, Зал муз. Происхождение: из «вил­лы Кас­сия» око­ло Тиво­ли, 1744 г.

>Пеплос

Более ранняя версия хитона у женщин - первоначальное значение покров, покрывало, являлся несшитой одеждой. Позднее стал синонимичен дорийскому хитону. Представлял собой огромный кусок шерстяной ткани превосходивший человеческий рост: складывался пополам, в ширину был равен расстоянию между локтями разведенных рук. На плечах скалывался булавками, боковые части сшивались или могли оставаться открытыми. Характерен для иконографии Афины.

Афина Лемния. Реконструкция на основе мраморных римских копий греческого бронзового оригинала Фидия 450—440 гг. до н. э.).
Афина Лемния. Реконструкция на основе мраморных римских копий греческого бронзового оригинала Фидия 450—440 гг. до н. э.).

У женского пеплоса был отворот - диплоидий. У ряда статуй изображен достаточно длинным, предположительно использовался для того, чтобы покрыть голову от солнца или дождя.

>Дорийский хитон

был распространен на материковой части Греции - в связи с дорийским вторжением - массовым переселением дорийцев с севера на Пелопоннес в конце бронзового века (XIII—XII вв. до н. э.) и завоеванием ими значительной части Греции в IX веке до н.э. Дорийские хитоны часто окрашивали в яркие цвета: желтый, голубой, пурпуровый, лиловый, шафрановый. Парадные хитоны украшались сложным тканным рисунком.

Дорийский хитон (слева), ионийский хитон (справа)
Дорийский хитон (слева), ионийский хитон (справа)

>Ионийский хитон

Около середины VI века до н.э. шерстяной дорийский хитон был вытеснен льняным ионийским. Ионийский хитон состоял из двух полотнищ, которые сшивались сверху и по бокам, иногда сверху их не сшивали, а просто скалывали застежками-фибулами. Льняная ткань также часто окрашивалась в яркие цвета.

Талия, муза комедии. Мраморная статуя из Виллы Адриана в Тиволи. Римская копия с греческой статуи III в. до н. э. Зала муз в Музее Пио-Клементино
Талия, муза комедии. Мраморная статуя из Виллы Адриана в Тиволи. Римская копия с греческой статуи III в. до н. э. Зала муз в Музее Пио-Клементино

В архаический период (750—480 гг.) длинный ионийский хитон надевался мужчинами в качестве нарядной одежды. Хитон, как и пеплос, подпоясывался с напуском (колпос), встречаются варианты с двумя поясами - под грудью и на бедрах (с IV в.), два пояса также могли завязывать крест-накрест. У горловины или по верхнему шву хитон драпировали - образовывали тканью мелкие складки, как элемент декора. Также могли носить два хитона одновременно, верхний был короче и делался из более легкой ткани.

>Короткий хитон

Длина мужского хитона достигала колен или икр. Его под доспехами носили тяжеловооружённые пехотинцы (гоплиты). В коротком хитоне изображалась Артемида, так как он был наиболее удобной одеждой для охоты, также молодые девушки носили короткие одежды для занятий гимнастикой.

Артемида. Римская копия с древнегреческого оригинала Леохара. Лувр
Артемида. Римская копия с древнегреческого оригинала Леохара. Лувр

>Эксомида

Вариант короткого хитона с одним спущенным плечом. Эксомида считалась рабочей одеждой, причем обнажалось, как правило, правое плечо. Зачем? За ответом идем в раннехристианскую книгу (II век н.э.) «Пастырь» Ерма. «Девы были одеты в полотняные туники и прекрасно опоясаны, обнажив правые плечи, как будто намерены были нести какую-то ношу […] И опять недоумевал об этих делах, что девы, будучи так нежны, стояли мужественно, как будто готовые понести на себе целое небо». Туника - римское название хитона. Из контекста ясно, что речь идет именно об эксомиде. Плечо обнажалось, чтобы нести на нем что-то тяжелое. Где логика? Дело в том, что ткань в те времена была очень дорогой и ее берегли. Протереть собственную кожу звучало логичнее, чем испортить тунику. В эксомиде канонично изображали амазонок.

Разбор персонажа из #BNHA (Моя геройская академия) [часть 1]

Это подчеркивало, что они, проживая без мужчин, сами выполняли в том числе и тяжелую традиционно мужскую работу. У Ерма из фразы «стояли мужественно», можно судить в принципе об определенном восприятии эксомиды именно как одежды для мужского труда.

>Гиматий

Верхний плащ (известен с 6 века до н.э., более ранние названия - фарос или хлена). Представлял собой большой кусок ткани (размером около 1х3 метра). До начала V века его накидывали на плечи, позднее различными способами драпировали вокруг фигуры. Часто его пропускали под правую руку, таким образом он закрывал только левое плечо. В длину гиматий достигал колена, а с середины V века - щиколоток.

>Женский гиматий

Женщины покрывали гиматием голову. Он был короче мужского, зато интереснее украшен различными узорами. Много внимания уделялось драпировке, для создания красивых складок к концам гиматия пришивали гирьки в виде кистей. В эллинистический период (336 до н. э. - 30 до н.э.) край плаща часто украшали бахромой.

Так как хитон считался нижней одеждой, в нем ходили дома, на улицу поверх надевали гиматий. В людях в одном только хитоне появлялись лишь низшие слои общества - бедняки у которых на гиматий не хватало денег и рабы, не имевшие права его носить. Ношение гиматия без хитона у спартанцев считалось признаком аскетичного образа жизни. В одном гиматии канонично изображали философов. В Риме гиматий называли «тога».

Рис. 11.32. Мужской ионический хитон. Рис. 11.33. Экзомис и головной убор. Рис. II.34. Гиматий
ремесленника (обе руки свободны), Рис. 11.35. Способ ношения гиматия в быту
Рис. 11.32. Мужской ионический хитон. Рис. 11.33. Экзомис и головной убор. Рис. II.34. Гиматий
ремесленника (обе руки свободны), Рис. 11.35. Способ ношения гиматия в быту

>Хламида

Более привычный нам плащ, покрывавший плечи и спину. Его накидывали, скалывали пряжкой на груди или на правом плече - чтобы не ограничивать движения правой руки. Хламида считалась одеждой путешественников и воинов.

{мой канал: https://t.me/littledragonblog}

77
26 комментариев

Капэц, тебя занесло

2
Ответить

Присаживайтесь, это не единоразовая акция для особо въедливых душнил типа меня

2
Ответить

Смотрел первый сезон и мне из всего сериала запомнился только эпизод, когда Всемогущий отправил Мидори убирать пляж от мусора

1
Ответить

Я дотошно смотрю МГА на предмет всяких отсылок и насмешек над классической супергероикой

Ответить

ебать ты преисполнился

1
Ответить

Это только первая часть поста :D
Во второй части будет длинный разбор иконописных канонов и сравнение с тем, что наворотили дезигнеры персонажа

Но вообще да, это было долго. Думала, путешествие на 15 минут, но чтобы понимать о чем пишу, пришлось изучить море информации

Ответить

Всегда находил дизайн в академии пздц унылым, а тут вот оно че 0.0

Ответить