Разбор персонажа из #BNHA (Моя геройская академия) [часть 2]

[часть 1] https://dtf.ru/2920803

❗❗матчасть❗❗

С тем, что из себя представляют хитон и гиматий разобрались, теперь поговорим о канонах иконописи. В христианской иконописи существует множество различных вариаций изображения святых.

>Канон

Хитон с длинными рукавами, поверх которого надет гиматий.

>Исключение: образ Иоанна Крестителя Носил власяницу - хитон без рукавов из грубой шерсти. Власяницу на голое тело надевали аскеты, коим и являлся Иоанн.)

>Исключение: образ святой Марии Египетской из одежды у нее лишь ветхий гиматий, обернутый вокруг обнаженного тела.

Святая Мария Египетская со сценами жития
Святая Мария Египетская со сценами жития

Женская нагота - нетипично для христианства, однако, даже несмотря на открытую грудную клетку, на иконах у Марии фактически отсутствовала женская грудь. Святую изображали истощенной и без выраженных внешних половых признаков (зато выраженно костлявой).

Такой необычный канон объясняется ее жизнеописанием: Мария была блудницей, которая после 17 лет греховных страстей провела 47 лет в пустыне в молитвах и покаянии. Так как ее одежда истлела, святую изображают либо полностью нагой, либо в гиматии, отданном иеромонахом Зосимой Марие дабы прикрыть ее наготу.

>Цвет одежд

В откровении Святого Иоанна Богослова есть фрагмент: «у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны. Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его». Из этого следует, что белый цвет символизирует святость и чистоту, праведники должны носить белый цвет.

Однако на иконах святые изображаются не только в белых одеждах (более того, они чаще как раз изображаются не в белых), но и в зеленых, киноварных (алых), синих, голубых, розовых и охристых (желтых). Причем на каждого святого есть определенный цветовой канон, каждый цвет несет особый сакральный смысл.

>Одеяния Богородицы

Мария - единственная святая, кто поверх туники (хитона) носит не гиматий, а мафорий (с IX века почитался в Византии как священное одеяние Богоматери. Представляет собой наплечный плат, покрывающий в том числе и голову. Его надевали поверх туники в странах Ближнего Востока. На Руси назывался «покров»).

Несмотря на ассоциации, возникающие под влиянием массовой культуры, дева Мария не носила белых одежд. В византийской традиции ее мафорий был темно-вишневого цвета, символизировавшего царственную власть Богоматери (царицы Небесной), а хитон - синего, цвета неба и вечного мира.

Владимирская икона Божией Матери (Византия. На Русь попала около 1130 года как подарок святому киевскому князю Мстиславу Владимировичу)
Владимирская икона Божией Матери (Византия. На Русь попала около 1130 года как подарок святому киевскому князю Мстиславу Владимировичу)

Мафорий украшался тремя золотыми звездами - на челе и плечах, символизировавшими три девства Марии: «до рождества, в рождестве и по рождестве» (православная церковь выдвигает догматическое учение о приснодевстве Марии, согласно которому она оставалась девственницей до, во время и после рождения Христа. Это учение было ответом на признанную еретической позицию Антидикомариамитов (досл. «Обвинителей Марии»), которые считали, что Дева Мария рожала детей от Иосифа). У Христа, кстати, наоборот - гиматий был синего цвета, а хитон - вишневого.

>Византийский иконописный канон

Очень строг, не допускал в изображении переходов цвета, полутонов, отражений одного цвета в другом. Для передачи духовной сущности и ощущения «бестелесности» фигуры уплощались, переходили в двухмерную реальность.

Несмотря на жесткие требования православной школы к соблюдению канонов, и ее попытки стереть все «личное», саму личность художника, встречается немало отступлений от принятых норм, но, как правило, они не случайны и происходят для усиления сакрального смысла иконы.

Встречаются изображения, где мафорий Девы Марии коричневый или красный. Красный ассоциируется с животворной энергией, теплом любви, а также с цветом крови Христа и, как следствие, с его мучениями.

Макарьевская икона Божией Матери (православие)
Макарьевская икона Божией Матери (православие)

На иконах со сценами Рождества испод мафория нередко изображают зеленым. Этот цвет символизирует цветение, юность и надежду на вечное обновление.

Из под покрова на многих иконах виден повой, чаще всего синий (мягкая тканевая шапочка сшитая из одного или двух кусков ткани, сзади стягивалась шнурком, также в Древней Руси повоем могли называть полотенчатый головной убор, который «повивался» (обматывался) вокруг головы). Вариации отделки мафория были самыми разнообразными, по используемому орнаменту можно предположить происхождение иконы: определить эпоху, географию, тенденции и примеры для подражания того времени.

Обычно православная дева Мария рисовалась с нимбом, крайне редко - с короной. Корона была заимствована у католиков и использовалась не вместо нимба, а вместе с ним.

Белыничская икона Божией Матери — (почитается католическим, православным и униатским населением восточной части Белоруссии) Православные каноны + корона, пришедшая из католицизма/униатства.
Белыничская икона Божией Матери — (почитается католическим, православным и униатским населением восточной части Белоруссии) Православные каноны + корона, пришедшая из католицизма/униатства.
Остробрамская икона (Литва. Почитается и в католицизме, и в православии (Написана мимо большинства православных канонов)
Остробрамская икона (Литва. Почитается и в католицизме, и в православии (Написана мимо большинства православных канонов)

Существуют редкие изображения Марии, где некоторые предметы ее одежд были белыми, но это скорее исключение, чем правило.

Икона Богородицы «Всех скорбящих Радость» (с грошиками) Находила эту икону в двух цветовых решениях: с красным мафорием и синей туникой, с синим мафорием и красной туникой.
Икона Богородицы «Всех скорбящих Радость» (с грошиками) Находила эту икону в двух цветовых решениях: с красным мафорием и синей туникой, с синим мафорием и красной туникой.

В православии ограниченное количество сюжетов икон, которые бесконечно перерисовывают. Это связано с тем, что художник не может просто взять и придумать икону, она либо приходит избраннику как видение свыше, и он рисует эталон, который все остальные копируют, либо икону неожиданно находят, происходит ее «явление» и потом с нее перерисовывают.

Калужская икона Божией Матери (православие)
Калужская икона Божией Матери (православие)
Калужская икона Божией Матери (православие. Цвета одежды католические, вторая в целом по стилистике ближе к католическому восприятию, хотя сюжет и атрибутика православные).
Калужская икона Божией Матери (православие. Цвета одежды католические, вторая в целом по стилистике ближе к католическому восприятию, хотя сюжет и атрибутика православные).

>Католические и православные иконы - различия

Распространено заблуждение, что у католиков нет икон. На самом деле они есть, однако имеются принципиальные различия между назначением православной и католической иконы. Православной иконе место в церкви - она создана, чтобы молиться. Лаконична и проста, икона словно некий духовный проводник для человека, обращающегося к Богу или к святому. Она помогает уединиться и являет некий возвышенный не плотский образ. Автор, как правило, неизвестен, ведь в иконе важна не рука мастера, а сам лик Божий.

Католическая икона - это прежде всего искусство и имя художника здесь неотделимо от произведения.

«Сикстинская Мадонна». Рафаэль Санти (1512-1513)
«Сикстинская Мадонна». Рафаэль Санти (1512-1513)

Святые куда более живые и приземленные, они не застывшие непорочные изваяния, а люди.

«Мадонна с книгой», Сандро Боттичелли (1480-1481) музей Польди-Пеццоли, Милан
«Мадонна с книгой», Сандро Боттичелли (1480-1481) музей Польди-Пеццоли, Милан

Часто это не стандартные портреты, на иконах изображены сцены из Библии.

«Пьета», Пьетро Перуджино (1490) (тут альтернативный цвет хитона, но, думаю, такой образ связан с трагичным сюжетом)
«Пьета», Пьетро Перуджино (1490) (тут альтернативный цвет хитона, но, думаю, такой образ связан с трагичным сюжетом)

Здесь нет строгих канонов, и каждая католическая картина - некое переосмысление святого писания, новый взгляд, не скованный сухими правилами. Католическая икона не возносит обывателя к богу, но заставляет думать и осмыслять изображенное. Таким образом, она не является сакральным объектом и не подходит под православное определение иконы, но в то же время эти картины - самый близкий ее аналог, если рассматривать икону как писаное произведение о библейских сюжетах и святых.

> Католические каноны

Однако, как ни странно, даже в лояльном к авторам католицизме сложились свои цветовые традиции в изображении Богородицы, не совпадающие, однако, с православными (на деле ровно противоположные). Дева Мария обычно носила синий мафорий. А хитон был красным.

«Мадонна с младенцем», Пьетро Перуджино (1500) (в каноничных цветах)
«Мадонна с младенцем», Пьетро Перуджино (1500) (в каноничных цветах)

Стоит отметить, что нимб в католической иконе не являлся обязательным атрибутом и его зачастую изображали просто как тонкий обруч, зависший над головой или изящный ажурный диск, но тоже не слишком броский. В православии нимб - это сияющий золотой диск, будто свет, исходящий изнутри портрета. Он забирает на себя много внимания, тогда как католический фактически прозрачен.

«Благовещение Честелло», Сандро Боттичелли (1489-1490)
«Благовещение Честелло», Сандро Боттичелли (1489-1490)

Если вы силитесь вспомнить хоть одну католическую икону, и думаете, что никогда их не видели, то скорее всего вы просто привыкли называть их картинами, а Деву Марию - Мадонна.

Кстати, в Библии Марию не называют по имени, да и термина «Богородица» там нет.

❗❗соотносим с аниме❗❗

Шиозаки Ибара. Моя геройская академия
Шиозаки Ибара. Моя геройская академия

Несмотря на то, что в образе Шиозаки Ибары есть отсылки к деве Марии, дизайн персонажа не соответствует каноничному изображению Богоматери. Ее одежды с натяжкой можно списать на вольную интерпретацию ионийского хитона и гиматия, которые носили святые: отчётливо видна нижняя туника, поверх которой обернута ткань, сформированная в некоторые подобия складок. Но, естественно, этот вариант абсолютно неисторичен, нет реалистичности в том, как псевдогиматий сидит на Шиозаки, он не соответствует известным фасонам и в жизни без особых ухищрений ткань не будет держать такие складки.

Отсутствие рукавов отсылает нас к Греции до V века нашей эры, конечно, в более поздние времена открытые руки еще встречались у жрецов, но к периоду жизни девы Марии (на рубеже нашей эры), уже вошли в моду хитоны с рукавами, да и на иконах Мария всегда носит длинные рукава.

«Мадонна с младенцем», Пьетро Перуджино (1523)
«Мадонна с младенцем», Пьетро Перуджино (1523)

Белый цвет свидетельствует о чистоте, простоте и святости, он показывает, что героиня - праведница, но, опять же, к образу каноничной девы Марии белый отношения не имеет. Конечно, есть иконы и картины (в основном католические), где Богородица предстает в белых одеждах, но этот цвет применим к любому праведнику и не ассоциируется с характерными цветами богородицы ( вишневым/красным и синим)

«Непорочное зачатие», Бартоломе Эстебан Мурильо (около 1678 года) музей Прадо, Мадрид (она же «Мадонна Иммакулада». Версий картины много, но этот сценарий у Мурильо всегда в бело-синем)
«Непорочное зачатие», Бартоломе Эстебан Мурильо (около 1678 года) музей Прадо, Мадрид (она же «Мадонна Иммакулада». Версий картины много, но этот сценарий у Мурильо всегда в бело-синем)
«Мадонна с четками», Бартоломе Эстебан Мурильо (1650-1655) музей Прадо, Мадрид (тоже Мурильо, но уже каноничная расцветка)
«Мадонна с четками», Бартоломе Эстебан Мурильо (1650-1655) музей Прадо, Мадрид (тоже Мурильо, но уже каноничная расцветка)
«Мадонна с ангелами», Вильям Бугро (ХIX век) (сперва думала, что у нее черный мафорий, но, возможно, он темно-синий, и это косяк репродукции. Хитон каноничный)
«Мадонна с ангелами», Вильям Бугро (ХIX век) (сперва думала, что у нее черный мафорий, но, возможно, он темно-синий, и это косяк репродукции. Хитон каноничный)

Хотя, безусловно, для зрителя белый облик представляется логичным. Как правило, немногие задумываются, что святые на иконах редко изображаются в белом. Если попросить назвать «цвет христианства» - с большой вероятностью первым будет назван белый, следом красный и золотой. Представляя христианского святого, скорее всего, человек представит его именно в белом. Впрочем, это неудивительно, здесь есть влияние как кинообразов, так и высших церковных чинов: что у папы Римского, что у патриарха русской православной церкви, в образах превалируют белый, красный и золотой (также патриарх часто носит черный). Так что относительно канона именно Девы Марии - одежда Шиозаки мимо. Относительно абстрактной христианской святой - фасон мимо, а вот цвет отражает ее праведность. Выбор обуви - темных сапог на каблуке, мне, если честно, неясен. Судя по всему, об уместности и практичности японцы не подумали. С длинным рукавом - я бы еще как-то поняла, а вот к летнему короткому надевать сапоги, если честно, странно. Лучше бы подошли сандалии.

{мой канал: https://t.me/littledragonblog}

22
Начать дискуссию