«Ветролом»: мордобой как способ самореализации

«Ветролом»
«Ветролом»

«Ветролом» — аниме-экранизация про очередную банду школьников. Несмотря на непритязательный и даже предсказуемый сюжет, сериал все равно стало одним из самых популярных в прошлом сезоне. Насколько справедливо сравнивать тайтл с «Токийскими мстителями»? И почему сюжетная простота на самом деле плюс?

Подпишитесь на наш телеграм-канал!

Пожалуйста.

Харука Сакура поступил в старшую школу «Ветерок», где ученики каждый день дерутся по причине и без. Его единственная цель — встать во главе. Однако оказалось, что ученики здесь — защитники города, каждый день протягивающие руку помощи каждому, кто в ней нуждается. Да и сражаются здесь не друг с другом, а друг за друга.

«С самого детства я у меня в доме был Weekly Shonen Magazine, который любил читать отец. Я вырос на нем. Среди выходивших в нем манг мне больше всего нравились „Самурай Кё“ Акиминэ Камиджё и „Рэйв Мастер“ Хиро Машими. Из-за них я захотел стать мангакой»,

— рассказывал Нии в интервью Magazine Pocket.

Для Нии «Ветролом» — не первая попытка в сериализацию. Еще в 19 лет, на каникулах между первым и вторым курсом, он нарисовал первый полноценный ваншот — дарк-фэнтези историю ‘Uramerea’, и отправил его на конкурс Spring Newcomer Award. Тогда он рисовал и интересовался только жанром дарк-фэнтези, находясь под впечатлением от работ Хиро Масимы и «Стального алхимика» Хирому Аракавы.

Благодаря выигранному конкурсу на Нии обратили внимание журналы. Однако давняя мечта выпускаться именно в Shonen Magazine подтолкнула его отправить следующую работу в Kodansha. Так в журнале Manga Box получила свет манга ‘Danshi Badminton-bu ni Joshi ga Magireteru: Secret Badminton Club’ — история про секцию бадминтона, в которой тренировался парень с неким подвохом. Именно при работе над этой работой редактор манги порекомендовал Нии сфокусироваться над историями про «крутых пацанов». Совет был дельным, так как спокон мангаки закрылся спустя полтора года.

‘Danshi Badminton-bu ni Joshi ga Magireteru: Secret Badminton Club’
‘Danshi Badminton-bu ni Joshi ga Magireteru: Secret Badminton Club’

«Когда я думал над идеей для следующей работы, мой редактор заметил, что я стремлюсь снова написать спортивную историю. Поэтому я попробовал снова нарисовать про бадминтон. Я играл в бадминтон всю школу, поэтому думал, что сделать проект про бадминтон мне будет легче. Но не вышло... В итоге, в поисках идей, я смотрел много аниме и фильмов про «крутых пацанов», это и вдохновило меня на работу. Однако пацаны, которых я рисую, скорее похожи на «пацанов, которые просто дерутся», нежели на «правонарушителей»,

— рассказал Нии.

Когда Нии готовил «Ветролома», то хотел в первую очередь показать читателям «крутую историю». В чем выражалась крутость по мнению мангаки? Например, во внешности главного героя. Чтобы выделить Сакуру на фоне прочих неотесанных сорванцов, он подарил ему сначала разноцветные волосы, а позже и глаза. Зачем гетерохромия герою? Ответ у Нии простой: «Потому что это круто». А сами повадки главного героя мангака связывал изначально с кошкой, что позже отразилось как в комедийных изображениях Сакуры, так и в символах его окружающих.

Обложка первого тома «Ветролома», Сакура идет крошить еб... лица 
Обложка первого тома «Ветролома», Сакура идет крошить еб... лица 

Мангака хотел сделать Умэмию главным героем, остановило его только непонимание как вокруг него развивать сюжет. Понятно, что сделать протагонистом пришельца со стороны — избитый, но рабочий прием. Через него легче и понятнее для читателя вводить в сюжет постепенно новые лица, да и экспозиция местных законов выглядит куда более органично, если зрителя в нее посвещают через такого же несведущего. Да и, учитывая повадки самого Умэмии, мы бы скорее наблюдали большую часть глав за тем, как глава гопарей ухаживает за своим огородом на крыше школы, нежели за эффектными дворовыми баталиями.

Умэмия со своими баклажанами
Умэмия со своими баклажанами

Однако кто будет органично рассказывать Сакуре о сложном устройстве банды «Ветролома»? Конечно же их дикий фанат, который будет все записывать, много плакать и орать, но при этом будет грезить мечтой также защищать город как они (есть ощущение, что он должен быть зеленоволосым и с вечно ломающимися пальцами). Местный «Мидория Такэмичи» Акихико Нирэи отвечает за то, чтобы рассказать об иерархии, других бандах, обозначить важных для истории персонажей и в целом облегчить работу автору. Этот костыль, конечно, выглядит нелепо в условиях суровых гопарей с чистой душой, однако с другой стороны, он помогает сильно не тормозить с историей.

Главный стиляга на районе в своем обычном состоянии
Главный стиляга на районе в своем обычном состоянии

Нии вообще особо не любит останавливаться. Его главы насыщены высокой событийностью, буквально драка за дракой. Этим он напоминает другую веб-мангу, чья адаптация соседствовала с экранизацией «Ветролома» в прошлом сезоне. Однако если магнум-опус Наои Мацумото заполнял содержательную недосдачу юмором, то вот Сатору Нии предлагает чувства. Как выразился один из героев тайтла: «Драка — это диалог». И вот в этой концепции каждый удар по лицу — это реплика, а каждый уворот — это молчание. И именно в эти моменты герои особо эмоциональны, показывают полный спектр никем (даже ими самими!) незамеченных чувств.

И хоть у мангаки в основном получается находить баланс между смачным мордобоем и саморефлексией героев, иногда все-таки он дает сёнэновскую слабину, перебарщивая с наивностью и сентиментальностью. Хотя в центре внимания молодежь, так что почему бы и нет. Этим кстати история напоминает «Завтрашнего Джо», где боксерский мордобой тоже был способом самореализации, саморефлексии и диалога. Правда есть ощущение, что Сакура закончит получше своего предка (и вы не убедите меня, что Джо Тогамэ не отсылка на Джо Ябуки!).

Тогамэ и Сакура косплеят «Завтрашнего Джо» 
Тогамэ и Сакура косплеят «Завтрашнего Джо» 

Однако нельзя упрекнуть «Ветролом» в избыточной серьезности и драматичности. Все-таки в ней также есть юмор, хоть и не такой разносторонний. Во многом он построен на характере самого главного героя. Будучи прям откровенным цундэре, Сакура часто смущается, когда его хвалят или благодарят. Что, конечно, отсылает на трагичное детство изгоя, но в реальности часто умиляет. В общем, мем смешной, ситуация страшная. Такая фишка характера была также добавлена,как признается сам Нии, поскольку без нее главный герой был бы уж слишком блеклый. Так что это еще один костыль, который мангака добавил пост-фактум, чтобы легче рассказывать и показывать историю.

Главный крутой на районе в своем обычном состоянии
Главный крутой на районе в своем обычном состоянии

Заметили, как много сугубо функциональных костылей мангака создал для комфортного наратива? И правда, есть ощущение, будто бы многие элементы истории существуют просто потому, что без них сложнее было бы рассказывать историю. И в этом на самом деле нет ничего плохого! Чтобы рассказать простую историю не зачем исхищряться с приёмами сторителлинга. Главное просто подать все эти элементы так, чтобы они выглядели органично и вопросов не вызывали. И если по части главного героя у Нии все получилось чуть ли не на пять с плюсом, но вот его сайдкик Нирэи вызывает скорее смешанные чувства. То ли потому что выглядит инородно, то ли из-за внешней схожести со своим коллегой из соседней по издательству гопацкой истории (и вы не убедите меня в том, что они не похожи!).

Казалось бы, в «Ветроломе» нет никаких фишек, жанровых и тематических переворотов, это очень дуболомная история. Даже визуально старшие мстительные гопники ощущались стильнее. Только вот их главный герой в тщетных попытках спасти возлюбленную топчется на месте, а Сакура за один только сезон что-то про себя и окружающих да понимает. Однако не совсем справедливо сравнивать оба гопацких эпоса. Ведь по сути, каждый из них про разное: блондин пытается научиться принимать ответственность за свои решения и возмужать, черно-беловолосый же напротив, должен обмякнуть и начать доверять и помогать людям. И хоть их связывают между собой бесконечные разборки стрелка на стрелку, это жанрово абсолютно разные произведения, преследующие разные цели. Хоть и со своими задачами банда «Ветерка» справляется лучше коллег по цеху.

Подобного жирного стиля в «Ветроломе» не увидеть 
Подобного жирного стиля в «Ветроломе» не увидеть 

В любом случае, не отметить бодрое повествование и четкий визуальный ряд не могли ни читатели, ни премии. В 2021 году на премии Next Manga Awards «Ветролом» поставили на 20 место в категории «веб-манги» (уступила «Кайдзю номер восемь»), а в журнале AnimeJapan манга оказалась на 9 месте в голосовании самых ожидаемых аниме-экранизаций (на первом месте была «Моя сэмпай — парень?»). Продажи в 2,6 млн к 2023 году могут показаться скромными, но это был дебютный год «Ветролома» в печати.

Немудренно, что издание и аниме-студии не смогли пройти мимо хайповой новинки. О выходе сериала компания Aniplex объявила еще в начале 2023 года. Она подключила свою дочернюю студию CloverWorks, перспективного режиссера Тошифуми Акаи («Судьба/Великий приказ: Вавилония»), одного из опытнейших сценаристов Хироши Сэко («Атака Титанов: Финал», «Магическая битва 2»), дизайнера персонажей и режиссера анимации Таиши Каваками («Школьная форма Акэби») и композитора Рё Такахаши («Скейт: Бесконечность», «Добро пожаловать в класс превосходства»). Следить за этим парадом перспективных и опытных работников принялся анимационный продюсер студии — Тошикадзу Цуджи.

Один из лучших опенингов года найден! 

«Я мало что помню из того, когда было принято решение (об экранизации). Думаю, что это было во время нашей обычной встречи (с редактором), когда мне сказали: „Решено“, и я сказал что-то вроде „Спасибо“. Оглядываясь назад, мне следовало быть немного счастливее. Я так думаю, но мне не казалось, что в тот момент происходило что-то особенное, поэтому я этого особо и не почувствовал»,

— поделился Нии в интервью Animate Times.

Сюжетно все осталось на месте, даже удивляет предельная преданность первоисточнику. Зато визуально создателям аниме-экранизации удалось на голову превзойти первоисточник. И у это есть несколько причин.

Нии рисовал «Ветролом» специально для электронного формата. Это подразумевает под собой простоту в картинке, чтобы ее легче было читать на мобильных устройствах. Конечно, Нии не заходит так радикально, как Мацумото или Эндо («Семья шпиона»), все еще выдавая невероятно детализированные развороты. Однако видно, как манга подстраивает визуальное повествование под вертикальный формат. Сам Нии признавался, что старается избегать слишком уж жирных линий и чересчур выразительных разворотов, чтобы не сбивать читателей.

Хотя иногда Нии все-таки срывался на грубые штрихи 
Хотя иногда Нии все-таки срывался на грубые штрихи 

Аниме визуальной экспрессией тоже не блещет. Однако вместо того, чтобы играть художественными мускулами, Акаи вместе со своим верным соратником Кадзуюки Асакой («Милый во Франксе», «Твоя апрельская ложь») предлагает другое решение. Они «снимают камеру со штатива» и отправляют ее вместе с героями в полет. Так они куда лучше передают хореографию боя отдельных персонажей и создают куда более точное восприятие, в котором находятся оппоненты.

Анимация Хибики Ямагучи, постановка Кадзуюки Асаки 

Конечно, назвать аниме исключительно экшн-аттракционом было бы неправильно. Например, создатели добавили открывающую сцену, где Сакура ходит по канату. И этот мотив сопровождает его все серию. Выполнено это еще и в негативном ключе и имитирует рисование мелом на черной доске (что отсылает нас с школе). Также Сакура довольно часто вспоминает свое абьюзивное детство, однако если в манге его обидчики предстают просто тенями, то в аниме это деформированные силуэты. Подобный импрессионизм куда лучше передает ощущения главного героя.

Анимация Аи Такахаши

Необходится и без чисто кинематографичных моментов. Аниме в вопросе проработки фонов и окружения куда ближе к реализму. Здесь часто камера фиксирует какие-то отдельные незначительные детали, как, например, неоновые вывески, старые кондиционеры, лужи от дождя, стены и прочие вещи, которым как-будто не место в хулиганских разборках. Однако подобные детали важно подмечать, если хочется погрузить зрителя в атмосферу жизни героев. Это описывает одно из важнейших частей их жизни — место. Поэтому немудренно, что режиссер в желании передать нам самоощущения героев, пытается это сделать и такими мало заметными деталями.

Анимация Аи Такахаши

Темп в аниме такой же высокий, как и у первоисточника. За 13 серий мы успеваем пережить и вступление главного героя в банду, и его первый турнир против другой банды, и целых две массовые драки в торговом районе, даже небольшой зачин на события следуюшего сезона в виде вызволения друга одного из членов «Ветролома» из лап соседней банды (мог быть кстати еще выше, только вот редактор не позволил Нии). И за этой быстротечностью событий иногда хочется увидеть, чем живут герои вне своей «школьной активности» (кстати, школы как места для образования тут тоже нет). И если с главным героем все предельно просто, он живет от драки до драки, то вот по другим персонажам создатели проходятся по касательной: один качается, второй с девушками гуляет, третий огород на крыше выращивает.

Обычный день главного героя

С другой стороны, не совсем понятно, нужно ли смещать акценты. С главной задачей аниме справляется: показать, как кулаки могут говорить и как их порой стоит разжимать, чтобы подать руку нуждающемуся. Насилие здесь — не панацея или лекарство, но оно остается для героев единственным способ коммуникации. Иначе не объяснить жизнерадостную улыбку Сакуры, когда он дрался с Джё Тогамэ.

«Ветролом» учит главного почаще полагаться на других и самому помогать не только кулаками, но и своими кошачьими акробатическими повадками, например, чтобы достать кошку. В этом и заключается цель как аниме «Ветролом», так и главы одноименной банды Умэмии — сплотить людей узами взаимопомощи и понимания. Только под крутой бит и бодрый экшн, иначе скучно.

«Ветролом» 
«Ветролом» 

В нашем телеграм-канале вы найдете дополнительные материалы к лонгридам, разборы событий в аниме-индустрии, обзоры манги и интересные посты про культуру Японии. Подписывайтесь!

1111
2 комментария

Измельчали японские гопники. Во какие гигачады были в восьмидесятые.

1

Был бы подростком возможно, повторюсь возможно, то и понравилось что-то, а так две серии осилил и бросил, такая муть конечно смешная (‾◡◝)