Лучшая манга, которую я читала в 2024-м (итоговый лонг)
Иронично, что в списке главных разочарований года у меня оказалась классика и общепризнанная годнота, а в списке лучших – неоднозначные произведения, которые вызвали массу споров или просто сделаны для довольно узкой аудитории. Классика, впрочем, тоже есть – одна штука, но очень классическая.
«АККА: Инспекция по 13 округам»
Манга про то, как бюрократы и шпионы обедают, едят тортики, чипсики, бутеры, хлеб с разными вкусами, пьют кофе или что покрепче и иногда, в перерывах между перерывами, немножко работают. Пока бухгалтерия на фоне пьёт чай с рулетиками. Всё на чиле, на расслабоне. У них всё хорошо, в их государстве всё хорошо, и завтра тоже всё будет хорошо.
Как прекрасно хотя бы в манге увидеть стабильное государство, где всё хорошо.
Потом, несколько томов спустя, сюжет заставит их работать – отправит плести заговоры друг против друга и свергать правительство, а в государстве всё окажется не так хорошо, как на первый взгляд. Но начало задаёт тон всей истории.
Нацумэ Оно уже второй раз попадает в мой годовой топ манги – несколько лет назад в нём была шикарная самурайская драма «Дом пяти листьев». «Акка» не столь драматична, чем немного меня огорчила, но по-своему прекрасна.
«Марс»
Обычная, казалось бы, романтическая история – хорошая девочка, плохой мальчик, любовь сразу и на всю жизнь…
Детство моё прошло в провинциальной Мухосрани, куда всё доходило с опозданием. Веяния моды, свет демократии, блага цивилизации… И пресловутые 90-е задержались там почти до конца нулевых.
В манге «Марс» великолепно передан дух молодёжи 90-х – времени, когда она была нарисована. Та самая атмосфера, которая царила в моём детстве в нулевых. Мода, увлечения, ценности, отсутствие базовых прав человека у детей – как же оно всё похоже!
Никогда не скучала по тем временам, но когда читала эту мангу во мне будто бы даже шевельнулось что-то вроде ностальгии по тому яркому свободному миру, когда можно было быть неформалом и не опасаться, что твоё увлечение завтра запретят.
«Провожающая в последний путь Фрирен»
Я видела разные мнения про эту мангу. Кто-то был в восторге – наконец-то нормальное фэнтези без исекая. Кто-то был недоволен тем, что она быстро скатилась в типичную для сёнена арку экзамена на звание самого крутого героя, или тем, что «Фрирен» давит на эмоции.
Мне эта манга понравилась по трём причинам:
Первая – она поразительно совпала с моими эмоциями. Незадолго до того, как взяться за чтение, я решила узнать, как там мои друзья детства, и обнаружила, что многие из них либо мертвы, либо уехали по статье почти навсегда (что по сути одно и то же).
Поэтому история эльфийки, которая ностальгирует по ушедшим временам и умершим друзьям, ударила меня в самое сердечко.
Вторая – это отличное фэнтези. Даже несмотря на сёнен с присущими жанру арками, качество которых не всегда одинаково отличное. Арка экзамена действительно не очень.
Однако это интересная увлекательная история с уместным юмором, хорошо прописанной драмой, привлекательными во всех смыслах персонажами и – несмотря на арки – цельным сюжетом. Некоторое время назад я писала полноценный обзор, где подробнее говорила о качестве арок.
А третья причина – какое же в ней всё красивое! Рисовка Цукасы Абэ прекрасна. Задники проработаны, эмоции переданы без гиперболизированных анимешных кривляний, много панорамных видов – всегда плюс для меня. А цветные вставки в некоторых томах выше всяких похвал.
«Ванпанчмен»
Я не очень люблю сёнены. Очень часто в них присутствует деление на арки – это позволяет издателям доить тайтл бесконечно долго, сюжету топтаться на месте, качество арок не всегда равномерное, а некоторые и вовсе филлерные. Из-за этого даже хорошая манга однажды становится нудной и надоедает.
Иронично, что в этом году у меня в топе сразу два сёнена. Второй – знаменитый «Ванпанчмен».
Он обладает всеми недостатками жанра. Сюжет часто бросает начатые линии. Арка с королём демонов безбожно растянута. От супергеройского юмора, весьма добротного, авторы в какой-то момент перешли к бесконечным дракам – серьёзным и скучным.
Но…
Сколько же в нём фансервиса, матерь божья! Если бы мне кто-то сказал, что это манга про то, как молодые парни в обтягивающих костюмах демонстрируют гибкость своих подкачанных тел, я бы взялась за неё гораздо раньше!
За прекрасный визуал, детальную проработку персонажей и задников, необычные ракурсы и множество панорамных кадров «Ванпанчмену» можно простить минусы сёнен-сюжета.
10 порванных супергеройских костюмов из 10-ти!
«Акира»
«Акира» — тот тип классики, который все хвалят, но никто не читает. То и дело какой-нибудь игродел или режиссёр заявляет, что вдохновлялся этой мангой или аниме при создании какого-нибудь прекрасного (или хотя бы приемлемого) куска искусства, но кто-нибудь встречал вживую человека, который бы прочёл «Акиру»?
Под конец года я решила приобщиться к классике.
Это оказался добротный киберпанк. Не то чтобы внезапно, ведь манга, хоть и спорно, считается эталоном жанра.
Мрачный, тёмный, полный злобных корпораций и бунтующей молодёжи, хайтек-лоулайф, грудастые красотки, жирные богачи… И конечно же полумистическая дичь – какой японский киберпанк обходится без неё? А ещё это сэйнен — а значит чёткий сюжет с началом, развитием и концом. И к тому же давно законченная — сплошные плюсы.
Правда рисовка в ней… С одной стороны, хорошая, задающая атмосферу и временами напоминающая нуарные фильмы сороковых… Но с другой стороны, автор порой делает персонажей почти одинаковыми на лицо. В первых томах я только по контексту могла различать двух главных героев.
Как я деградировал в аниме и визуальных новеллах, расскажу про КАЖДЫЙ осиленный тайтл.
Летом вышел первый сезон аниме-адаптации очередного мега-хита Shounen Jump — «Кайдзю номер восемь». Его называют самым вторичным баттл-сёнэном и даже любят за прямолинейность и необычность главного героя. Как «Кайдзю номер восемь» использует жанровые клише? И почему безыдейный аттракцион все же увлекает?
Начался декабрь, а значит пора составлять топы и антитопы произведений. Я вечно не успеваю за хайпом, поэтому в такие списки попадают не новые, а те, которые я прочитала или в которые поиграла в этом году.
Мом фавориты.
Времени зря не терял, прочитал мангу Сатоси Кона "Возвращение в море", последнюю из изданных в России работ знаменитого режиссёра.
История повествует о выдуманном японском рыболовецком городке Амидэ, жители которого много лет назад, якобы заключили договор с русалкой. Мол, она им даёт своё яйцо на 60-летнее хранение, а они потом его возвращают в море и забирают новое...
К началу манги в легенду никто, кроме деда главного героя Ёскэ не верит, его отец сотрудничает с местным туристическим бизнес-проектом, а городок и остров близ него активно застраивают парк-отелями...
История чем-то напоминает творчество Миядзаки, в частности, Мононокэ, Лапуту и Поньо, только она куда больше тяготеет к реализму и хорошо работает с неоднозначностью персонажей. Если говорить о первом, то реализм выгодно освещает фантастический элемент истории, которая, надо заметить, очень хорошо готовит почву для читательской встречи со сверхъестественным, нагнетая саспенс. А второе делает всех более живыми и человечными: Ёскэ за время истории не раз и не два совершает ошибки, боится, медлит, постепенно учится перебарывать себя и свой страх; то же касается и отца Ёскэ, который понимает, что своим поведением подставляет и своего отца, и сына, и весь старый город, но с другой, пытается помочь ему, спасти от вымирания и активной миграции молодёжи в Токио и... И у него есть даже очень личное обоснование, которое Ёскэ не может не понимать.
Короче говоря, в "Возвращении" нет пустых или однозначных персонажей. У каждого своя правда и каждого можно понять, в том числе и директора проекта по реновации города, ведь даже он не является в полной мере "злодеем" истории, а просто человеком, который ошибся.
Это прям очень уютная, красивая и приятная история (мой третий номинант уже на Мангу Года), которой остро не хватает экранизации. :(
Дополнением манге служит мини-история, которую я уже читал год назад про двух друзей-раздолбаев-велосипедистов, ищущих сексуальные приключения. Один из них, вроде нашёл по чистой случайности девушку, отбив её у придурковатого гопников, и даже лёг с ней спать, да не тут-то было. Очень лёгкий, быстрый и смешной рассказ о дружбе, любви и о том, как тяжело быть девственником. :)
Ну и последнее дополнение к книге - записки Кона. Интересно почитать о индустрии манги изнутри, о выгорании, преодолении себя, перфекционизм и о том, как некоторые режиссёры хотели бы вновь стать мангаками.
Хорошая книжка. Доволен. Рекомендую.
Блин, это бомба! К сожалению, в связи с кучей всего (в лице других манг, книг и нехватки времени), с одной стороны, и желанием отложить чтение заключительной части "трилогии", с другой, добрался до неё вот только недавно.
Какое же это удовольствие! Просто Масамунэ (он же Масанори) - бог научной фантастики в манге! Он так подробно, аккуратно и многогранно расписывает свой мир, что диву даёшься такому уровню проработки... Причём, он не просто придумывает, он буквально ссылается на кие-нибудь научные статьи или в комментариях размышляет об экономике, политике, теологии, философии...
И ладно бы только это, так сами сюжеты (все истории чертовски хороши, теперь я точно знаю, чем вдохновлялся сценарист "Ghost in the Shell: Stand Alone Complex. Solid State Society") - увлекательные технотриллеры, наполненные детективной интригой и нуарными нотками! Возвращение в отряд Мотоко - вообще один из лучших эпизодов манги! Жаль, что все четыре истории - это просто маленькие фрагменты без начала и конца, но полюбившиеся с 2007 года (если говорить о манге, то с 2009) герои того стоили. =)
А какая там рисовка! Ничуть не уступает Юкито Кисиро или Цутому Нихэю (если говорить о японском киберпанке)! Автор плотно детализирует окружающий мир, наполняет его кипучей жизнью и запоминающимися персонажами...
Нет слов. Конечно, первый том - недостижим, - но этот вполне на уровне второго. Круто вернуться в этот странный, причудливый, опасный, но такой притягательный высокотехнологичный мир с ожившими с помощью нанотехнологий мертвецами, роботами-насекомыми, хитрыми сетевыми вирусами, взламывающими кибермозг и бесчеловечными бюрократами, которых сотрудники Девятого Отдела всегда выведут на чистую воду и отдадут под суд, будь они хоть представителями МИД...
Заголовок вводит немного в заблуждение. Тут в целом, что ты прочитал за год, а звучит так, что это топ из вышедших в 24 году. Ну ты понял короч ёпт
Хмм, пожалуй да. Я думала, слово "моего" достаточно намекнёт, что это про читательские итоги, а не топ манги этого года
В этом году я для себя открыл Цутому Нихея и просто все что нашел то и съел, а фаворит конечно же культовая Blame. Так же сильно упарывался по Дзюндзи Ито, но сильно переел и уже сложно вспомнить че там понравилось. А лучшей мангой была Вагабонд/Бродяга, Акиру тоже и мангу и аниме посмотрел, но не покидает чувства, что начали за здравие а потом все как то что в манге, что в аниме в какое то дрислово скатилось
Мои фовориты за долгие годы - наномашины, мукхян - дарк леди, сага о розенгартане, военные хроники маленькой девочки, остальное забросил.
За Ванпанчмена уже второй раз берусь, но на арке с Гароу весь интерес улетучивается 😐