Чем пугает и привлекает "Спираль"?

Чем пугает и привлекает "Спираль"?

Я тут вспомнил, что недавно вышла экранизация манги "Спираль" Дзюндзи Ито, которую сильно захейтили, и появилось желание перечитать оригинальную мангу, поэтому в этом мини-лонге мне хотелось бы поделиться своим взглядом на нее, а также попытаться разобраться, чем она так притягивает.

Введение

Начну с того, что манга "Спираль" была точкой, с которой я познакомился с творчеством Дзюндзи Ито. Поскольку никаким экспертом по его работам я не являюсь, поначалу мне был совсем непонятен феномен его популярности, но, с другой стороны, я лично для себя отметил несколько забавных закономерностей, которыми хотел бы поделиться.

Скажу сразу — по итогу манга мне понравилась и приятно удивила, а до экранизации я по итогу так и не добрался, поэтому никаких комментариев на ее счет не будет. Серьезных спойлеров не будет.

Случайная картинка.
Случайная картинка.

Чем привлекает "Спираль"?

Жанр “безумие” сильно отличается от всех остальных, потому что в нем часто встречаются абстрактные идеи и необычные повороты сюжета. Говорю это я к тому, что "Спираль" — идеальный представитель этого жанра. Пытаться разбирать сюжет так, как это делают эссеисты, копаясь в каждой детали и выискивая несоответствия будет неправильно, поэтому я предлагаю посмотеть на мангу под другим углом.

При первом прочтении больше всего меня ввело в ступор то, что главные герои полностью игнорируют происходящие вокруг них события. Буквально вокруг умирают люди, творится неестественная чушь, а они ведут себя так, будто это норма почти до самого конца истории. Лично для меня это полностью убивает всю хоррор составляющую истории, потому что если героям нестрашно, то почему должно быть страшно мне. Зато я заметил, что на "Спираль" можно посмотреть как комедию.

Вот сейчас просто вдумайтесь в эту мысль. Герои настолько неестественно ведут себя, что читая "хоррор" мангу ты сидишь не в ужасе, а с горящей жопой и мысленно ругаешься из-за тупости персонажей. Зачастую, в других произведениях, такая тупость раздражает, ведь ты понимаешь, что герои поступили так, потому что автору хотелось нагнать ужаса на пустом месте или же он не придумал, как еще продвинуть сюжет. В "Спирали" персонажи ведут себя ну настолько неестественно и тупо, что это наоборот радует и затягивает.

Лично я читая "Спираль" почувствовал, что читаю какую-то сатиру на слэшеры про школьников из 80-х и 90-х, в которых было куча жестокости ради жестокости и тупости со стороны героев. И в этом для меня был весь кайф. Мне искренне интересно посмотреть, в какой момент истории в головах главных героев что-то щелкнет и они скажут себе "Да, происходит что-то странное, пора что-то делать". Не знаю, задумывал ли Дзюндзи Ито свою работу такой или все получилось случайно, но после каждого пугающего события герои как будто бы начинали что-то понимать, ты сидел в предвкушении, думая "Да, они наконец поняли", а потом они вдруг как будто забывают о чем думали и как ни в чем не бывало продолжали заниматься своими делами.

Потрясающе.

Хотелось бы отметить и то, что несмотря на жуткие и, иногда, мерзкие сцены, манга "Спираль" абсолютно не пугает. Герои относятся к происходящему с таким безразличием, что монстры, которых порождает спираль, воспотнимаются так же спокойно и естественно, как эльфы в фэнтэзи. Это тот случай, когда хоррор-манга вообще не работает как хоррор, но становится от этого только интереснее.

Возможно эксперты по Дзюндзи Ито в комментариях объяснят мне, в чем ужас этой манги и я смогу получше ее понять, поэтому не стесняйтесь и делитесь своим мнением.

Тем, кто с работой не знаком, настоятельно советую. Лично для меня это конечно не маст-рид, но довольно неплохая история на один раз, о прочтении которой вы не пожалеете.

Чем пугает "Спираль"?

Итак, на самом деле это еще не конец. В начале я обещал разобраться, почему эта манга пугает и я немного приврал, когда сказал, что не могу воспринимать эту ее как хоррор. На самом деле могу и хочу поделиться тем, как эта манга напугала меня спустя аж несколько месяцев после того, как я впервые ее прочитал.

Долго объясняться не буду, просто попробуйте посмотреть на историю под таким углом. В мире манги действительно существовало некое "зло", которое причиняет вполне осязаемый вред людям и ставит их жизни под угрозу, но все считают это за норму. Жители города как будто намеренно игнорируют нависшую над ними проблему и закрывают на нее глаза. Подобные моменты в литературе и кинематографе принято ругать, я и сам часто называю подобное сюжетной дырой (коей оно на самом деле зачастую и является), но если вдуматься, то в реальности все то же самое происходит постоянно, пусть и не в таких масштабах. Сколько людей не уходят с откровенно плохой работы, оправдывают аморальные поступки и так далее.

Конец.

11
10 комментариев