Dandadan: рецепт идеальной аниме-адаптации
В преддверии второго сезона разбираемся, как студия Science SARU превращает хаос первоисточника в аттракцион, от которого невозможно оторваться.
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ
Классическое boy meets girl — или, точнее, girl meets boy — приправленное мистикой, сай-фаем и безостановочным экшеном.
Момо — красавица-гяру, западающая на гопников и верящая в оккультизм. Окарун — нелюдимый очкарик с задней парты, который убеждён, что пришельцы реальны.
Когда Момо защитила Окаруна от издевательств, между ними что-то пробежало — то ли искра, то ли кошка. Он высмеял её веру в духов, она не признала существования инопланетян.
Чтобы опровергнуть заблуждения друг друга, ребята затевают спор: Окарун отправляется на поиск привидений, Момо идёт ловить зелёных человечков. Проблема в том, что никто из них не заблуждается.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Дандадан — это история о любви. В первую очередь к манге. Автору оригинала Юкинобу Тацу никогда особенно не везло. Не сосчитать, сколько раз ему было отказано в сериализации.
После неудачных попыток он всякий раз прислушивался к редактору. Сменить жанр? Не вопрос. Прочитать добрую сотню сёдзе-манги, чтобы лучше изображать дела амурные? Да пожалуйста. Но создать хит никак не получалось.
Другой бы на его месте отступился. С такими исключительными навыками рисования, как у него, без работы в индустрии не останешься. Он и так успел реализоваться как ассистент — трудно переоценить его вклад в первую часть Человека-бензопилы.
Однако любовь к манге оказалась сильнее. А если любишь, то не станешь отсиживаться в стороне.
Поэтому Тацу продолжал биться об стену, пытаясь сочинить шедевр. Пока однажды не услышал от редактора подсказку: “Не заморачивайся и просто рисуй, что нравится”.
Так и появился Дандадан.
СПЕЦИФИКА СЮЖЕТА
Манга Юкинобу Тацу — это причудливый микс разнородных элементов. Она совмещает в себе два популярнейших жанра: подростковый экшен и подростковый ромком, но чередует эти ипостаси особым образом.
Сцепляет повествование именно романтический сюжет, но события в нём перемежаются таким количеством экшен-эпизодов, что классический для романтики черепаший темп сохраняется как особая примета жанра…
Чего нельзя сказать о темпе экшен-составляющей. Сюжетные арки в Дандадане — это практически безостановочные сражения, настолько плотно сбитые, что между ними едва успеваешь продохнуть. Редкие моменты передышек заполняются комедией абсурда и комедией положений.
Но и это ещё не конец: с комедией соседствуют полноценные драматические подсюжеты, потому что эмоциональные качели — это тоже аттракцион. А Юкинобу Тацу сделает всё, чтобы вас развлечь.
Не отстает и тематическое наполнение: здесь и городские легенды, и образы из старых японских хорроров, и токусацу, и общеизвестные мистификации, вроде Лох-несского чудовища.
Когда я искал тему для истории, то случайно увидел в заметках, что мне показался интересным «Садако против Каяко» (он же «Проклятые: Противостояние»), ...основанный на концепте «победить монстра при помощи монстра». Оккультное включает в себя городские легенды, истории про призраков, инопланетян и животных, а также множество других жанров, ...поэтому я подумал, что будет забавно всё это смешать и сделать мангу про то, как инопланетяне сталкиваются с ёкаями.
SCIENCE SARU
Пожалуй, главная удача Дандадана в том, что адаптация попала в руки Science SARU, студии Масааки Юасы.
Юаса, наверное, самый неконвенциональный художник из мейнстримных аниме-режиссёров. Его конёк — упрощённая стилистика, тяга к постоянной деформации дизайнов и нетипично зрелая проблематика, когда речь заходит об оригинальных сюжетах.
Не хуже и сделанные им адаптации: Пинг-понг и Сказ о четырёх с половиной татами — это образцовые переложения литературы в аниме формат. В Юасе свободно уживается и фестивальный режиссёр, и сверхэффективный ремесленник.
Science SARU — его детище, возникшее из нежелания мириться с издержками работы в аниме индустрии. Но даже с уходом основателя студия сохранила прежнюю идентичность: в один год с коммерчески успешным Дандаданом в кинотеатры попал “Твой цвет”, авторский фильм Наоко Ямады ("Форма голоса").
РЕЖИССЁР И ЕГО ПРИЧУДЫ
“Руки прочь от киноклуба!” оказался поворотным проектом в истории Science SARU. Во время его производства Юаса начал готовить студию к своей отставке — сериал стал полигоном для тренировки молодых талантов. Одним из тех, кто прошёл боевое крещение “Киноклубом”, был Ямасиро Фуга, режиссёр Дандадана.
Ямасиро Фуга не имеет аниматорского бэкграунда, что для аниме индустрии не вполне обычно. Недостаток практики он компенсирует превосходным знанием теории: постановщика можно назвать ходячей картотекой режиссёрских приёмов. Он даже таскает с собой толстенную записную книжку, в которой хранит излюбленные находки из всевозможных фильмов.
Сюжетному хаосу, творящемуся в манге "Дандадан", Ямасиро противопоставляет собственную рассудочность. Он не стесняется заполнять лакуны и недомолвки, оставленные первоисточником. Так, например, идея замаскировать НЛО под луну принадлежит именно режиссёру.
Художественный метод Ямасиро подразумевает подробнейшую мотивировку творческих решений. Может показаться удивительным, но у калейдоскопа вычурных техник, использованных в Дандадане, всегда есть нарративное обоснование. Но об этом чуть позже.
ВИЗУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ
Любой, кто открывал мангу-первоисточник, понимает, что невозможно анимировать её монструозный арт без потери качества — необходимо искать альтернативные средства выразительности.
Что касается боевых сцен, то, думаю, сегодня [у Тацу] они лучшие в Японии. Нередко возникают моменты, когда выбран такой ракурс, что понадобились бы две или три недели, чтобы отрисовать всё грамотно. Думаю, есть всего несколько человек, кто смог бы справиться с такой плотностью рисунка хотя бы для ежемесячного издания.
Но уходить в полный отрыв, как Юаса, тоже нельзя. Фанбаза популярной манги — это практически бандформирование, готовое на страшные вещи, если адаптация недостаточно бережно следует оригиналу.
Здесь пригодился рассудочный подход режиссёра: визуально Дандадан балансирует между артистической свободой в духе Юасы (или, скажем, "Моб Психо 100") и более консервативной подачей, свойственной популярным экшен-сёнэнам.
Особенно выделяются дизайны персонажей за авторством Наоюки Онды, который, среди прочего, отвечал за облик героев в Эрго Прокси и Психопаспорте.
Оригинальные дизайны персонажей были хороши сами по себе, но Онда вывел их на совершенно иной уровень — придав им ощущение объемности, изящности и какой-то особенной нежности. На персонажей попросту приятно смотреть.
НАПЕРЕГОНКИ СО ВРЕМЕНЕМ
Самая сложная вещь при адаптации манги — это проблема художественого времени. Литература свободнее обращается с темпом и ритмом, поскольку скорость чтения контролирует сам читатель, способный при необходимости замедлиться, перевести дыхание. В кино по-другому: уметь вовремя притормозить должен именно режиссёр.
Мне правда кажется, что всё дело в темпе манги. Поэтому я старался делать очень-очень-очень-очень быстрые сцены, которые как бы приводят к ключевому событию, чей эффект напоминает чтение большой панели.
Но как в таком случае сохранить ураганный темп оригинала? Ямасиро, будучи логиком, отвечает просто: нужно сымитировать подход манги — но не формально, а сущностно.
Комиксы контролируют известное и неизвестное читателю за счет перелистывания страниц: Юкинобу Тацу регулярно использует эту технику для усиления скримеров и сюжетных поворотов. Чтобы воспроизвести подобный эффект на экране, Ямасиро прибегает к помощи освещения (и его отсутствия), скрывая объекты в тени до нужного момента.
Сцена с Турбобабкой в манге:
И та же сцена в аниме:
Ещё один приём, позволяющий не сбавлять темп, при этом ничего не вырезая, — это перенасыщение кадра визуальной информацией. Чтобы поместить в один кадр изображения из разных панелей манги, Ямасиро прибегает к уловке с отражением зеркала. Режиссура — это про находчивость.
Сцена с Момо в манге:
И в аниме (нажмите на картинку для наглядности):
Преимущество манги в том, что ты можешь сначала показать большие панели , а на следующей странице — уже поменьше. В анимации у вас нет такой возможности: размер кадра не меняется.<...> В тоже время мне хотелось грамотно объединить все панели, так как, на мой взгляд, в манге некоторые моменты упускаются из-за статичности изображения
Но на этом способы ритмического контроля не заканчиваются.
МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Музыку к сериалу написал Кэнсукэ Усио, один из наиболее востребованных композиторов аниме-индустрии. И саундтрек Дандадана стал, пожалуй, самой нетипичной его работой.
По словам Усио, он хотел передать ощущение свободы, которое дарит первоисточник — чувство, что произойти может что угодно. В саундтреке Дандадана значительно меньше агрессивных и меланхоличных мелодий, привычных для композитора — зато гораздо больше фанка и психоделики.
В сериале музыка не только задает настроение, но и контролирует скорость повествования. Как, например, в сцене погони из 4-ой серии, где играет задорный ремикс на увертюру к опере “Вильгельма Телля”. Но подробнее об этом чуть позже.
Ещё один пример функционального использования музыки — фрагмент 5-ого эпизода, на протяжении которого главные герои никак не могут встретиться. Мелодия здесь не только выражает чувства персонажей, но и рифмуется с монтажными переходами — вносит порядок в нескончаемую сумятицу сюжета.
ЦВЕТ КАК РЕЖИССЕРСКИЙ ПРИЁМ
Первое, что бросается в глаза при просмотре Дандадана — это работа с цветом, который здесь используется не только реалистически, но и экспрессивно: экран то и дело окрашивается в оттенки красного, синего, розового и даже становится черно-белым.
Но — что самое удивительное — у данного подхода есть сюжетное обоснование. Смена реалистической палитры на экспрессивную отражает переход героев в мир сверхъестественного: синий цвет при встрече с пришельцами обозначает холодный безжизненный космос; красный в сценах со злыми духами — намекает на природу их возникновения (насильственную смерть); розовый цвет Акробатки Сары указывает на её деятельность при жизни.
Я думал о том, что призраки и ёкаи раньше были людьми со своими эмоциями и чувствами, они не просто машины для убийств, как инопланетяне. Поэтому и подумал, что теплые цвета органично впишутся в их образы. Некоторые инопланетяне приходят, просто чтобы убить вас. И я решил, что более холодные цвета помогут сделать это очевиднее для зрителей.
Но Ямасиро Фуга не был бы собой, если бы не нашел своему приёму дополнительного практического применения: как и прочие техники, цветовая палитра расставляет столь необходимые акценты и не даёт зрителю запутаться в суматохе происходящего безумия.
Самый наглядный пример подобного я уже привёл выше: отграничение сцен повседневности от экшена, сопряженного с паранормальщиной.
БАЛАНС ВО ВСЁМ
Но нельзя постоянно уравновешивать сюжетную чехарду рассудочностью режиссуры — есть вероятность перестараться и приглушить обаяние оригинала.
Чтобы соблюсти баланс, нужно подлить масла в огонь: отбросить логику, выпустить чёртика из табакерки... Или, точнее, не чёртика, а Девилмена?
Эта задача легла на плечи ассистента режиссёра, выступающего под псевдонимом Моко-тян. В следующем году он, уже в статусе главного постановщика, будет отвечать за очередной ремейк Призрака в доспехах.
В отличие от Ямасиро Фуги, его ассистент — куда более последовательный ученик Масааки Юасы. 4-ый эпизод за авторством Моко-тяна несет на себе отчетливый отпечаток мэтра.
Особенно выделяется сцена погони: здесь и привычное упрощение стилистики в угоду динамики, и деформация персонажей вместе с задниками, а также сюрреалистичные элементы, крутые и комичные одновременно — например, не пойми откуда взявшийся прожектор в самом начале.
ПРЕВОСХОДЯ ОЖИДАНИЯ
Но аниме не заслуживало бы таких дифирамбов, если бы только филигранно переносило первоисточник на экраны — пусть и настолько находчиво. Главная заслуга адаптации в том, что она улучшает исходный материал.
В оригинале флешбек акробатки Сары занимает от силы полторы главы, но с лёгкой руки режиссёра её предыстория становится не только ядром эпизода, но и кульминацией целой арки. Можно пойти дальше и сказать, что 7-ая серия оказалась центральной во всём сезоне — в последующих арках Дандадан не достигает сопоставимого эмоционального пика.
Звездой эпизода следует по праву считать Сюто Эномото, отвечавшего за раскадровку и анимацию. Именно ему принадлежат удивительной красоты рисунки: еще никогда Дандадан не выглядел настолько великолепно.
Красота рисунков сопровождается изящными режиссёрскими решениями. Счастливые моменты Сары с её дочерью представлены в виде изощрённого панорамирования, а сцена от первого лица с намеренно низкой частотой кадров создает небывалый эффект присутствия. Отчаяние Сары ощущается как собственное.
Не отстает и мастерский саундтрек Кэнсукэ Усио — настолько надрывный, что от него к горлу неизбежно подступает ком.
ЛОЖКА ДЁГТЯ
Прямо сейчас Science SARU — самая интересная студия в аниме-индустрии. Дандадан; работы Наоко Ямады; выходящий осенью Санда (экранизация манги Пару Итагаки, автора Beastars); а также вышеупомянутый ремейк Призрака в доспехах (пожалуй, самое интригующее аниме из тех, что успели анонсировать).
У такого головокружительного взлёта есть своя цена: кранчи, кранчи и еще раз кранчи. Science SARU — небольшая аниме-студия: в ней работает чуть больше полсотни человек (для сравнения: в MAPPA сотрудников почти в десять раз больше). Пока компания выпускала по проекту в год или даже реже, нагрузка оставалась терпимой.
Но в прошлом году студию приобрела мегакорпорация Toho, и на плечи Science SARU свалились такие крупные франшизы, как Дандадан и Призрак в доспехах, которые нуждаются в регулярном выпуске контента. А это, в свою очередь, означает сокращение цикла производства.
Такой подход уже успел аукнуться: продакшен первого сезона Дандадана стал самым тяжелым в истории студии. Титры эпизодов оказались завалены именами, как никогда прежде, а сам сериал после 7-ой серии ощутимо просел по качеству.
За Science SARU тревожно — будущее компании продолжает быть туманным.
ЕЩЁ БОЛЬШЕ ДАНДАДАНА
Это текст частично основан на статьях сайта Sakuga Blog. Если хотите подробнее ознакомиться с технической стороной Дандадана, то вам сюда. Выдержки из интервью взяты из телеграм-канала Покебол с предсказанием. Сами интервью можете почитать здесь и здесь.
СИМВОЛ ЭПОХИ
В предыдущих разделах я избегал оценочных суждений о содержании сериала, но теперь позволю себе разгуляться.
Мне кажется, что Дандадан отражает современность, как никакое другое аниме. Его безбашенный темп позволяет захватить внимание аудитории, избалованной короткими видео.
Сюжетный микс романтики и экшена смотрится органично в современном медиаполе, где даже музыку нельзя однозначно отнести к конкретному жанру.
А изображение всего сексуального как потенциальной опасности (инопланетяне-насильники; проститутки, ставшие злыми духами) соответствует принципам новой этики.
По одиночке эти элементы не слишком уникальны, но, оказавшись вместе, резонируют с поколениями зумеров и альфа.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Когда я только открыл для себя мангу "Дандадан", то пребывал в полном восторге. Это было бесконечное веселье; чистое, дистиллированное развлечение, напоминавшее то ли Человека-бензопилу, то ли Моб Психо 100, к которым я отношусь с теплотой. Но в какой-то момент, признаюсь, я охладел к Дандадану — кто догонял хоть раз онгоинг манги (какой угодно), понимает это чувство.
Аниме-адаптация гальванизировала мою любовь к тайтлу — заставила вспомнить ощущения от первого прочтения, прямо как в той мемной сцене из Рататуя с ресторанным критиком.
Конечно, это все еще мейнстримный продукт, стоящий в одном ряду с такими тик ток-блокбастерами, как Магическая Битва или Поднятие уровня в одиночку.
Но от них Дандадан отличается, во-первых, своей универсальностью (близкими лично мне элементами романтики и придурковатой комедии), и, во-вторых, той исключительной художественной силой, которую режиссёры и аниматоры привносят в этот адреналиновый боевик.