Почему «Наруто» — это круто
В последнее время подсела на Пчелу и кайфую от того, как свободно они выбирают темы для статей. Решила переопылить аудиторию добротой: рассуждаю о нарутотерапии и делюсь необычным взглядом на классику от мира аниме, популярности которой долго не понимала.
Для начала очень хотелось съязвить насчёт того, что «Наруто» — самое заурядное аниме, которое мне известно. Но это и не плохо. Я смотрела его лет в 13-14 и абсолютно уверена, что именно для аудитории такого возраста оно и производилось. Тайтл уже тогда казался мне довольно карикатурным: у каждого героя по 2-3 выдающиеся черты, обостренные для простоты восприятия. И это работало, оторваться было невозможно. А ещё я разделяла ценности, которые там подсвечивались: преданность друзьям, честность с самим собой, теплота семейных отношений и т.д. Аниме-то доброе. Может поэтому и стало настолько популярным.
С течением времени и повторением одного и того же тропа, когда ГГ приходит на поле битвы и через разговор заканчивает любую войну, появился термин «нарутотерапия». Наверняка сам феномен зародился раньше: уже в Сейлор Мун любили прервать бой на разговорчики. Оказывается, синоним нарутотерапии в англоязычном мире звучит как Positive Friend Influation, выходит за рамки аниме в массовую культуру вообще, и, внезапно, углубляется корнями в психотерапию.
Нарутотерапия основана не только на вере в силу общения, но и на разговорной модели психотерапии.
В основе этой модели лежит убеждение, что через осмысленный диалог со специалистом человек может получить новый опыт, взглянуть на свою ситуацию со стороны и получить возможность изменить жизнь к лучшему. В «Наруто» психотерапевтическая сессия проходит не в кабинете специалиста, а прямо на поле боя, в самый разгар сражения. Так эпичнее, что поделать?
Чтобы достичь цели, терапевт концентрирует внимание пациента на «здесь и сейчас»: поощряет его чувства в моменте, не задает абстрактных вопросов, использует утвердительные конструкции и лексику взаимопонимания вроде слов «я» или «мы»
Победить злодеев силой слова — это более эмоционально заряжено, чем чистая экшен сцена. Наруто не читает лекций по психологии, но через свой жизненный опыт, с поддержкой близких людей и опорой на собственные идеалы, ему часто удаётся подобрать правильную комбинацию слов в большинстве ситуаций, даже если противники превосходят его и силой, и числом.
Кстати о противниках. Когда антагонист раскрыт не только как клишированный однобокий злодей (чем как раз грешили авторы Сейлор Мун), зритель может и хочет ему посочувствовать. Тогда можно ассоциировать себя не только с положительными персонажами, но и с отрицательными, а это позволяет почувствовать себя менее одиноким и изолированным в своих проблемах, ведь в жизни нам присущи черты и тех, и других.
<Нарутотерапия> превращает в силу умение признать свои ошибки и дает персонажам шанс начать с чистого листа. При этом антагонист не отказывается от первоначальных целей, просто протагонист предлагает злодею другие пути их достижения, не такие болезненные и травмирующие.
Не сказала бы, что «Наруто» попадает под критерии «психологизма», но разумное, доброе, вечное в нём заложено накрепко. Вряд ли я стану досматривать вышедшие со времен моей юности 300 серий, но теперь как минимум понимаю взрослых людей, которые смотрят детское аниме. Нет зазорного контента, если он поддерживает вас и задевает заржавевшие от рутины струны вашей души. А уж есть вы заметили, что задвинутая ГГ речь где-то вас кольнула, заставила задуматься и вы уделили время анализу почему так — вы вообще герой и умничка.
А какие примеры нарутотрапии из других произведений вы знаете? Каковы истоки любви к болтовне на поле боя? Пытались ли вы в жизни урезонить своего оппонента при помощи подбора нужных слов и не прибегая к агрессии?
Рассказывайте и читайте комментарии, будет интересно.
Пост написан с опорой на этот материал и может быть отредактирован или удален по просьбе автора:
P.S. уже вторая моя публикация в раздел Аниме, при том что он у меня в бане. Начинаю всерьёз тревожиться. Опасливо продолжаю наблюдение.