Анимекульт 1990-1994 годы. Эра экспериментов. [УЛЬТРАЛОНГ]

Макросс Плюс

От первых сериалов до мировых хитов — в этом посте мы разберём культовые аниме по годам. Для каждого периода выберем несколько знаковых проектов и объясним, чем он запомнился индустрии и зрителям.

Сама по себе культура аниме 1990-х годов, можно сказать, это «золотой век», период радикальных изменений, технологического перехода и невероятного творческого бума. Это десятилетие заложило основу для современной аниме-индустрии и подарило миру произведения, ставшие классикой.

1990 год. Первые аниме изменившие направления.

Одним из первых, так же одновременно и культовых для этого года, сериалов стало аниме Надя с загадочного моря.

Надя с загадочного моря / Fushigi no Umi no Nadia

Анимекульт 1990-1994 годы. Эра экспериментов. [УЛЬТРАЛОНГ]
  • Студия: Gainax
  • Режиссер: Хидэаки Анно (будущий создатель «Евангелиона»)
  • Сценарист: Махиро Маэда (автор оригинала)
  • Жанр: Приключения, стимпанк, научная фантастика, романтика.

Сюжет

Действие разворачивается в 1889 году. Сюжет рассказывает о встрече двух подростков: Наде и Жане Рок Л'Арди.

Их встреча происходит на Всемирной выставке в Париже, и с этого момента их жизни превращаются в безумное приключение. За синим камнем Нади охотится тайная организация «Нео-Атлантис», мечтающая возродить древнюю империю и захватить мир.

Вместе с капитаном Немо и экипажем его футуристической подводной лодки «Наутилус», Надя и Жан путешествуют по миру, раскрывают тайны древних цивилизаций, сражаются с захватчиками и пытаются понять истинное предназначение Нади.

Анимекульт 1990-1994 годы. Эра экспериментов. [УЛЬТРАЛОНГ]

Сюжет данного аниме частично опирался на романы Жюля Верна «20 000 лье под водой» и «Пять недель на воздушном шаре».

При этом всём, концепты для аниме разрабатывал Хаяо Миядзаки, а режиссёром был Хидэаки Анно, который позже создал «Евангелион». К тому же, прототип главной героини Нади лёг в основу образа Синдзи Икари.

В 1991 году сериал был признан журналом Animage лучшим аниме года, а в 2007 году занял 29-е место в списке лучших аниме всех времён по версии Агентства по делам культуры.

Ветер амнезии / Kaze no Na wa Amnesia

Одним из лучших аниме этого года является «Ветер амнезии». Полнометражный фильм, который в то время предлагал зрителю не развлекательный экшен, а размышления о фундаментальных вопросах человеческого существования.

Ветер амнезии.
Ветер амнезии.
  • Студия: Madhouse
  • Режиссер: Кадзуо Ямадзаки
  • Сценарий: Хидэюки Кикути (автор оригинала)
  • Жанр: Постапокалипсис, научная фантастика, психологическая драма, приключения.

Сюжет

В один прекрасный день по Земле пронёсся ветер, унёсший воспоминания каждого человека на земле. Люди забыли абсолютно всё, даже способность к общению. Забыв все блага цивилизации, в одно мгновение, мир опустился до первобытного уровня. Однако один человек сумел избежать катастрофы — прикованный к инвалидной коляске Джонни, подвергшийся многочисленным экспериментам военных задолго до случившегося.

Ватару — главный герой истории, по чистой случайности спасает жизнь Джонни. В благодарность Джонни возвращает часть воспоминаний своему спасителю и учит его, как выжить в этом мире, наполненном дикарями.

Анимекульт 1990-1994 годы. Эра экспериментов. [УЛЬТРАЛОНГ]

«Ветер амнезии» не стал массовым хитом, но завоевал преданную аудиторию благодаря уникальным особенностям, которые выделяют его среди других постапокалиптических произведений того времени. Его культовость связана с философской глубиной, нестандартным подходом к теме катастрофы и атмосферой, которая сочетает мрачность с медитативностью.

Это произведение показывает, что остаётся от человека, когда он теряет память, культуру и технологии. Оно задаёт вопросы о природе человечности: что делает нас людьми, если исчезнут знания, язык и социальные нормы? Создатели показывают, что даже в условиях первобытного хаоса некоторые люди сохраняют эмпатию и стремление к добру, противопоставляя это инстинктивному насилию. Это контрастное изображение человеческой природы стало одной из ключевых причин интереса к произведению.

Итог года

Именно с этого года стилистика аниме претерпела изменения. Оно стало более изящным, и при этом производители увеличили средства на его создание.

1991 год. Запустение новых идей.

Этот год не был переполнен громкими именами, как вторая половина десятилетия, но подарил индустрии, как минимум, один настоящий гем, который можно назвать культовым для истории аниме.

Старик Зет / Roujin Z

«Старик Зет» — это культовый полнометражный аниме-фильм 1991 года, который сочетает в себе социальную сатиру, научную фантастику и элементы киберпанка.

Старик Зет
Старик Зет
  • Студия: APPP
  • Режиссёр: Хироюки Китакубо
  • Сценарий: Кацухиро Отомо (автор оригинала)
  • Жанр: Научная фантастика, киберпанк, сатира, комедия.

Сюжет

Действие разворачивается в ближайшем будущем Японии, где правительство внедряет экспериментальную программу по уходу за престарелыми. Разработана «Проекция Z» — полностью автоматизированная, роботизированная кровать Z-001, способная самостоятельно удовлетворять все физические потребности пожилого человека: кормить, мыть, следить за здоровьем и даже развлекать.

В качестве подопытного выбирают одинокого 87-летнего старика, господина Такадзуву. За ним присматривает добрая и сострадательная студентка Харуко.

Однако система Z-001, оснащённая экспериментальным ИИ, выходит из-под контроля. Машина начинает развиваться, объединяясь с другими бытовыми приборами и в конечном итоге превращаясь в гигантского робота-катафалк. Робот, стремясь исполнить своё главное предназначение — «доставить подопечного на море» (последнее желание его умершей жены), отправляется в хаотичный и разрушительный путь через Токио, неся в себе господина Такадзуву.

Харуко и её друзьям предстоит остановить вышедший из-под контроля механизм, созданный равнодушной бюрократической системой.

Анимекульт 1990-1994 годы. Эра экспериментов. [УЛЬТРАЛОНГ]

Единственный фильм того времени показывающий отношения общества к пожилым людям. Вместо того чтобы решать проблему одиночества и недостатка человеческого внимания, государство предлагает «технологическое решение», которое лишь усугубляет ситуацию, полностью лишая стариков свободы воли и человеческого контакта. Хоть произведение и поднимало эту тему, оно его не раскрыло, так как ушло в другую степь.

Фильм, скорее, балансирует между комичными ситуациями (например, побег старика на роботизированной кровати) и глубокими социальными темами. Это создаёт уникальный визуальный стиль, где гротеск и абсурд сосуществуют с философскими размышлениями.

Еще вчера / Omoide Poroporo

Еще вчера
Еще вчера
  • Студия: Studio Ghibli
  • Режиссёр: Исао Такахата
  • Сценарист: Хотару Окамото (автор оригинала)
  • Жанр: Повседневность, драма, романтика, взросление, сёдзё.

Сюжет

Главная героиня — Тайко Окадзима, 27-летняя незамужняя офисная работница из Токио. Устав от городской суеты, она решает взять отпуск и поехать в деревню в префектуре Ямагата, чтобы помочь в сборке урожая шафрана.

Путешествие на поезде и работа в сельской местности вызывают в ней поток ярких воспоминаний о том времени, когда ей было 10 лет и она училась в пятом классе. Фильм мастерски переплетает две временные линии:

  • 1982 год (взрослая Тайко): Она знакомится с сельской жизнью и местным жителем — Тосио, который разделяет её любовь к природе и простым ценностям.
  • 1966 год (Тайко в 5 классе): Мы видим её повседневную школьную жизнь, первую влюблённость, ссоры с семьёй, трудности переходного возраста и формирование её личности.
Анимекульт 1990-1994 годы. Эра экспериментов. [УЛЬТРАЛОНГ]

Это, пожалуй, самый «взрослый» и реалистичный фильм Ghibli. Он не о фантастических мирах, а о простой человеческой жизни, памяти и поиске себя. Зритель любого возраста узнает в Тайко себя — либо в 10-летнем ребёнке, полном надежд и обид, либо во взрослом человеке, переосмысливающем свою жизнь.

Фильм был новаторским для своего времени, так как был ориентирован в первую очередь на взрослую аудиторию, особенно на женщин.

Семья певцов фон Трапп / Trapp Ikka Monogatari

Аниме входящее в «Театр мировых шедевров». Он способствовал популяризации аниме в Европе.

Семья певцов фон Трапп
Семья певцов фон Трапп
  • Студия: Nippon Animation
  • Режиссёр: Кодзо Кусуба
  • Жанр: Историческая драма, повседневность, музыка, сёдзё.

Сюжет

Аниме является адаптацией автобиографии Марии фон Трапп и рассказывает реальную историю семьи Трапп, которая легла в основу знаменитого мюзикла и фильма «Звуки музыки».

Сюжет начинается в Австрии 1920-х годов. Молодая девушка Мария Августа (Мария фон Трапп), не сумевшая стать монахиней из-за своего своенравного характера, отправляется из монастыря в дом отставного морского капитана Георга фон Траппа, чтобы стать гувернанткой его семерых детей.

Марии предстоит справиться с строгими порядками в доме и преодолеть стену отчуждения, которую дети выстроили после смерти их матери. Своей искренностью, добротой и любовью к музыке она постепенно завоевывает доверие и сердца детей, а затем и самого капитана.

Анимекульт 1990-1994 годы. Эра экспериментов. [УЛЬТРАЛОНГ]

Это произведение является частью знаменитой серии Nippon Animation «Театр мировых шедевров» (World Masterpiece Theater), в рамках которой были сняты такие классические аниме, как «Хайди», «Анна из Зелёных Мезонинов» и «Без семьи». Эти сериалы известны своими высококачественными адаптациями классической литературы.

Данное произведение лучше описывает историю, чем голливудская версия. Здесь подробнее показывается политическая и экономическая ситуация в Австрии того времени. Так же это произведение отлично следует книге-воспоминаниям Марии фон Трапп, избегая некоторых голливудских упрощений и романтизации.

Итог года

В 1991 году, не вышло каких-то именитых произведений придающих новых идей или направлений в аниме. Но этот год не остался без скрытых алмазов, которые не были преданы огромной огласке.

1992 год. Длинные сюжетные сериалы и девочки волшебницы.

Этот год начался для аниме не просто с какого-то одного шоу, а с настоящего взрыва, который задал тон всему десятилетию. Это был год, когда на телевизионные экраны вышли проекты, ставшие столпами жанров.

Красавица-воин Сейлор Мун / Bishoujo Senshi Sailor Moon

«Красавица-воин Сейлор Мун» — это культовое аниме, которое перевернуло жанр «девушек-волшебниц» и покорило весь мир.

Красавица-воин Сейлор Мун
Красавица-воин Сейлор Мун
  • Студия: Toei Animation
  • Режиссёр: Дзюнъити Сато
  • Сценарист: Наоко Такэути (автор оригинала)
  • Жанр: Махо-сёдзё (девушки-волшебницы), романтика, приключения, комедия, драма.

Сюжет

Главная героиня — Усаги Цукино, обычная, непоседливая и плаксивая школьница, которая однажды встречает говорящую кошку по имени Луна. Она раскрывает ей правду, что Усаги — это реинкарнация принцессы древнего Лунного Королевства, воин по имени Сейлор Мун.

Её миссия — найти Принцессу Луны и Магический Кристалл, а также собрать команду таких же воинов-девушек, чтобы сразиться с силами зла, которые хотят захватить мир. По ходу сюжета Усаги и её подруги сталкиваются с могущественными врагами, угрожающими не только Земле, но и всей Солнечной системе.

Анимекульт 1990-1994 годы. Эра экспериментов. [УЛЬТРАЛОНГ]

Это произведение делает по истине культовым то, что до него героини-волшебницы обычно сражались в одиночку. «Сейлор Мун» же ввела концепцию команды девушек-воинов, каждая со своими уникальными способностями, тематикой и личностями. Это создало мощную динамику «девичьей дружбы», которая стала новой формулой успеха.

Так же «Сейлор Мун» стала одним из первых аниме, добившихся оглушительного успеха на Западе. Она открыла дорогу для всей «второй волны» популярности аниме в 90-х и вдохновила последующие произведения — от «Чародеек» до «Мадоки». (Винкс в том числе).

Отчёт о буйстве духов / Yuu☆Yuu☆Hakusho

Успех «Сейлор Мун» доказал, что длительные телевизионные сериалы с глубокой мифологией — это будущее. Это создало идеальные условия для дебюта «Отчёт о буйстве духов» позже в том же году.

Отчёт о буйстве духов
Отчёт о буйстве духов
  • Студия: Studio Pierrot
  • Режиссёр: Нориюки Абэ
  • Сценарист: Ёсихиро Тогаси (автор оригинала)
  • Жанр: Сёнен, приключения, боевые искусства, сверхъестественное.

Сюжет

Главный герой — Юсукэ Урамасу, 14-летний хулиган и забияка, который известен всему городу как отпетый сорвиголова. Вопреки всему, он совершает по-настоящему самоотверженный поступок: жертвует собственной жизнью, чтобы спасти маленького мальчика от подъезжающей машины.

Подобного вряд ли кто-нибудь ожидал, особенно от такого смутьяна, каким был Юсукэ Урамэси. Жизнь на том свете для Юсукэ не устроена, ибо никто там и подумать не мог, что он совершит что-либо подобное. И вот он мёртв, и ему некуда идти.

Поскольку его смерть стала полной неожиданностью для Духовного мира, ему дают шанс вернуться к жизни. Он становится призраком и теперь должен заслужить право возвратиться к жизни. В его задачи входит расследование дел, связанных с демонами и призраками, которые проникают в мир людей.

Анимекульт 1990-1994 годы. Эра экспериментов. [УЛЬТРАЛОНГ]

Это произведение блестяще сочетает в себе жесткие, продуманные бои, отличный юмор, трогательную дружбу и по-настоящему драматичные моменты. Сериал умеет быть смешным, а через мгновение — шокирующе жестоким и трагичным.

В последствии, «Отчёт о буйстве духов» заложил фундамент для будущего творчества Ёсихиро Тогаси — его следующая работа, «Hunter x Hunter», развила многие идеи , которые поднимались в этом произведении (Например, сложная система способностей, Нен), доведя их до нового уровня сложности.

Порко Россо / Kurenai no Buta

Еще один шедевр Хаяо Миядзаки.

Порко Россо
Порко Россо
  • Студия: Studio Ghibli
  • Режиссер: Хаяо Миядзаки
  • Жанр: Приключения, драма, романтика, исторический, стимпанк.

Сюжет

Действие разворачивается в Адриатическом море в период между двумя мировыми войнами, в эпоху «золотого века» авиации. Главный герой — Марко Паготт, бывший летчик-ас времен Первой мировой войны, на которого наложено загадочное проклятие: он превратился в человека-свинью. Теперь он известен под прозвищем «Порко Россо» (Багровый Поросёнок) и работает «охотником за наградами», ловя воздушных пиратов, терроризирующих морские суда.

Его размеренную жизнь нарушают два события:

  1. На него объявляет охоту хвастливый и талантливый американский пират-наемник Кертис.
  2. Для починки своего самолета после боя с Кертисом он обращается к старому другу, мастеру Матто, и знакомится с его 17-летней внучкой Фио — гениальным авиаинженером, которая берется полностью перестроить его самолет.

Сюжет строится вокруг дуэли с Кертисом, борьбы с пиратами, а также вокруг прошлого Порко, его невысказанной любви к владелице отеля Джине и его попыток разобраться в себе и своем проклятии.

Анимекульт 1990-1994 годы. Эра экспериментов. [УЛЬТРАЛОНГ]

Здесь Миядзаки с огромной любовью воссоздает атмосферу Средиземноморья 1930-х годов. Это мир кафе на берегу моря, старых бипланов, джазовой музыки и романтики неба. Фильм пропитан ностальгией по уходящей эпохе отважных одиночек.

В отличие от многих других фильмов Ghibli, «Порко Россо» — это в первую очередь история для взрослых. Здесь все главные герои живут с грузом прошлого — Порко потерял друзей на войне, Джина — своего мужа. Фильм воспевает старомодные понятия чести, благородства и верности.

Именно по этим причинам «Порко Россо» часто называют «самым европейским» фильмом Миядзаки. Это глубоко личная работа, в которой режиссер размышляет о своем отношении к войне, фашизму (в фильме есть прямые отсылки к зарождающемуся итальянскому фашизму) и кризисе среднего возраста. Это история об усталом человеке, который снова учится чувствовать и любить.

Итог года

1992 год начался для аниме с сёдзё-революции, которую запустила «Сейлор Мун». Этот старт был настолько мощным, что он не просто определил год, а переопределил весь жанр «девушек-волшебниц» на десятилетия вперед.

1993 год. Устоявшиеся формулы.

Этот год для аниме стал временем, когда успешные формулы начала десятилетия закреплялись, а также выходили нишевые, но невероятно влиятельные работы, особенно в формате OVA. Это был мост между телевизионным бумом 1992 года и экспериментами второй половины 90-х.

Чёрный Джек / Black Jack

Чёрный Джек
Чёрный Джек
  • Студия: Tezuka Productions
  • Сценарист: Осаму Тэдзука (автор оригинала)
  • Режиссёр: Осаму Дэдзаки
  • Жанр: драма, триллер, психология.

Сюжет

Главный герой — Куродо Хаядзэ, известный всему миру под псевдонимом «Чёрный Джек». Он гениальный хирург-виртуоз, способный проводить операции, невозможные для обычных врачей. Его отличительные черты — лицо, частично состоящее из темной кожи (результат тяжелой травмы юности), белая прядь в волосах и всегда белый плащ.

Чёрный Джек — нелицензированный врач («врач вне закона»), и его услуги баснословно дороги. Он назначает астрономические гонорары, но при этом его правила загадочны: он может отказать богачу и бесплатно помочь бедняку, если его тронет их судьба.

К тому же, у него есть верная спутница — девочка Пико, спасенная им когда-то, чье тело состоит из фрагментов разных людей.

Каждая история обычно представляет собой отдельный медицинский случай, который становится поводом для глубоких размышлений о жизни, смерти, морали, этике и сущности человеческой природы.

Анимекульт 1990-1994 годы. Эра экспериментов. [УЛЬТРАЛОНГ]

Это произведение является одной из фундаментальных работ, заложивших основы современных сёнен- и сэйнэн-манги. Так же автор, сам будучи врачом, с пугающей достоверностью описывал медицинские процедуры, что для своего времени было шокирующе и новаторски.

Кроме того, произведение закладывает в себе глубокий смысл. Это не просто истории о врачевании. Каждый случай — это философская притча, исследующая границы человеческой этики, ценность жизни, проблему игры в Бога и социальное неравенство.

Слэм-данк / Slam Dunk

В этом году так же вышло в виде аниме-адаптации одно из величайших спортивных аниме всех времён «Слэм-данк».

Слэм-данк
Слэм-данк
  • Студия: Toei Animation
  • Режиссёр: Нобутака Нисидзава
  • Сценарист: Такэхико Иноуэ (автор оригинала)
  • Жанр: спорт, комедия, драма, сёнен.

Главный герой — Ханамати Сакураги, рыжеволосый хулиган и сорвиголова, которого все боятся из-за его вспыльчивого характера и дурной репутации. Несмотря на свою внешнюю грубость, он — полный неудачник в любви. За всю свою жизнь он получил 50 отказов.

Однажды в школе он встречает очаровательную девушку по имени Харуко Акаги, которая задаёт ему неожиданный вопрос: «Ты любишь баскетбол?». Чтобы произвести на неё впечатление, Ханамати, никогда не интересовавшийся спортом, заявляет, что баскетбол — это его страсть.

Так, из-за влюблённости, он попадает в баскетбольный клуб старшей школы Сёхоё, который находится в плачевном состоянии и состоящий всего из нескольких человек.

Сюжет повествует о том, как Ханамати из полного новичка, не знающего правил, превращается в настоящего баскетболиста, влюбляясь в сам спорт по-настоящему. Команда Сёхоё ставит перед собой амбициозную цель — победить на Всеяпонском турнире.

Анимекульт 1990-1994 годы. Эра экспериментов. [УЛЬТРАЛОНГ]

В 1990 году манга «Слэм Данк» стала абсолютным бестселлером. Её популярность привела к настоящему «баскетбольному буму» в Японии и других азиатских странах в те годы. Миллионы подростков пошли в спортивные секции, вдохновлённые историей Ханамати. И всего спустя 3 года, она получила аниме-адаптацию.

Массовому зрителю понравилось, что «Слэм Данк» остаётся верен реализму. Все броски, передачи и тактические схемы возможны в реальной жизни. При этом анимация передаёт невероятную динамику, скорость и азарт баскетбола. Сериал мастерски сочетает в себе жёсткие спортивные баталии, истеричный юмор (особенно в начале) и напряжённую драму. Это делает его привлекательным для самой широкой аудитории.

С сегодняшнего дня! / Kyou kara Ore wa!!

«С сегодняшнего дня!»— это не просто культовая аниме, это абсолютная икона жанра «комедии про хулиганов», оказавшая огромное влияние на всю японскую культуру.

С сегодняшнего дня!
С сегодняшнего дня!
  • Студия: Studio Pierrot
  • Режиссёр: Такэси Мори
  • Сценарист: Хироюки Нисимори (автор оригинала)
  • Жанр: Комедия, драма, повседневность, школа, хулиганы.

Сюжет

Такаси Мицухаси — обычный школьник, который, однако, устал от своей обычности и непопулярности и дозрел до перемен. Шанс выпадает ему вместе с переездом. Он решает кардинально изменить имидж после переезда. Он выбирает роль отъявленного хулигана, чтобы привлечь внимание.

Однако его план осложняется появлением Синдзи Ито — ещё одного новичка, который тоже решает примерить образ «бандита». Несмотря на изначальную конкуренцию и разницу в характерах (Ито придерживается принципов чести, а Мицухаси готов на любые уловки ради победы), парни вскоре становятся близкими друзьями. Их совместный путь приводит к громким событиям, о которых узнает вся Япония.

Анимекульт 1990-1994 годы. Эра экспериментов. [УЛЬТРАЛОНГ]

Прославилось это произведение благодаря абсурдному юмору. Это одно из самых смешных аниме того времени. Юмор строится на гиперболе, невероятной глупости главных героев и ситуациях, когда их «великие» планы разбиваются о суровую реальность. Они не брутальные банчо, а два клоуна, случайно оказавшиеся в мире школьных банд.

Между тем, это аниме считается одним из родоначальников и, при том, эталоном «комедии про хулиганов». Оно задало тренд на истории о «неудачливых хулиганах», который подхватили такие работы, как «Кромешная путяга» и «Высшая школа Би-Боп». Так же оно внесло вклад для будущего произведения «Крутой учитель Онидзука».

Манускрипт ниндзя / Juubee Ninpuuchou

В этом году выделилось полнометражное аниме «Манускрипт ниндзя» благодаря уникальному сочетанию визуальной эстетики, глубокой проработки персонажей, новаторской боевой хореографии и философских тем.

Манускрипт ниндзя
Манускрипт ниндзя
  • Студия: Madhouse
  • Режиссёр: Ёсиаки Кавадзири (автор оригинала)
  • Жанр: историческое фэнтези, тёмное фэнтези, ниндзя, экшен

Сюжет

Во времена Феодальной Японии живет ниндзя по имени Дзюбэй. Он не служит ни одному господину, предпочитая продавать свои навыки тем, кто хорошо заплатит или чьё дело покажется ему достойным. Его легендарное мастерство не раз спасало ему жизнь, но теперь ему предстоит столкнуться с заговором, цель которого — уничтожить правительство. Эта угроза может положить конец не только его странствиям, но и самой его жизни.

Всё начинается с загадочной эпидемии в маленькой деревне. Группа ниндзя, отправленная на расследование, попадает в ловушку — на них нападает ужасное создание, получеловек-полумонстр, обладающий невероятной силой. Выживает лишь одна — Кагэро, девушка-ниндзя, чьё прикосновение несёт смерть. Дзюбэй спасает её от участи хуже гибели и против воли оказывается впутан в паутину интриг и измен.

Теперь ему предстоит величайшее испытание в его жизни — сразиться с бессмертным противником, способным уничтожить весь мир.

Анимекульт 1990-1994 годы. Эра экспериментов. [УЛЬТРАЛОНГ]

В 1990-е, когда на Западе аниме ассоциировалось в основном с детскими сериалами, а «Манускрипт ниндзя» же стал откровением. Его жестокость, сексуальность и мрачный тон переопределили представление о том, чем может быть анимация. Для целого поколения это был «входной билет» в мир взрослого аниме.

В том числе зрители отмечали атмосферу произведения. Фильм показывал мир ниндзя не как романтическое приключение, а как грязную, смертельно опасную работу, полную аморальных персонажей. Эта бескомпромиссность и стала его визитной карточкой.

Интересный факт, что «Манускрипт ниндзя» повлиял на многие работы будущего. Наиболее известный пример — «Матрица». Боевая хореография, стилистика и даже некоторые визуальные решения (например, агент Смит в финале — прямая отсылка к Тэссаю) были вдохновлены творением Кавадзири.

Итог года

Главным событием 1993 года стал триумф формата OVA. Пока телевидение работало на массовую аудиторию, OVA стала площадкой для смелых, взрослых и визуально изощрённых экспериментов.(Манускрипт ниндзя, Черный Джек, С сегодняшнего дня!)

1994 год. Закрепляющий новые формулы.

Этот год начался в основе с сиквелов франшиз 80х годов и начала 90х. Однако даже в этом году, казалось бы, "проходном", появилось несколько настоящих жемчужин, которые не затерялись на фоне гигантов и со временем сами стали классикой.

Макросс Плюс / Macross Plus

Еще одна культовая OVA 1994 года, считающаяся одним из вершинных достижений в жанре космической оперы и меха.

Макросс Плюс
Макросс Плюс
  • Студия: Triangle Staff
  • Режиссёр: Синъитиро Ватанабэ
  • Сценарий: Сёдзи Кавамори
  • Жанр: Научная фантастика, меха, драма, экшен.

Сюжет

Пилот-испытатель Исаму Дайсон возвращается на родную планету Эден, где сталкивается с бывшим другом Гулдом Боуманом. Оба участвуют в проекте по созданию новых истребителей-трансформеров (YF-19 и YF-21), а их соперничество обостряется из-за общей подруги Мьюнг Фанг Лонг.

Параллельно на планету прибывает виртуальная певица Шерон Эппл — система с искусственным интеллектом, чьи песни вызывают у людей эйфорию. Со временем Шерон выходит из-под контроля, обретает самосознание и становится угрозой для планеты.

Анимекульт 1990-1994 годы. Эра экспериментов. [УЛЬТРАЛОНГ]

Особенностью этого произведения было то, что оно было одним из первых в аниме-индустрии успешно объединившим компьютерную графику с ручной анимацией, что создало впечатляющие визуальные эффекты, особенно в боевых сценах.

Для того времени это аниме вышло за рамки типичного меха-жанра, сосредоточившись на человеческих отношениях, внутренних конфликтах и экзистенциальных вопросах. Сюжет исследовал темы дружбы, соперничества, любви и ответственности.

При этом, «Макросс Плюс» стал дебютом Синъитиро Ватанабэ в качестве режиссёра и укрепил репутацию Сёдзи Кавамори (Призрак в доспехах, Ковбой Бибоп). Позже Ватанабэ создал «Ковбой Бибоп», а Канно продолжила сотрудничество с ним. Причем, это произведение в будущем повлияло на такие проекты, как «Евангелион» и «Призрак в доспехах», а его элементы можно увидеть в более поздних меха-сериалах.

Мальчик-мармелад / Marmalade Boy

В этом году вышла культовая сёдзё-романтическая драма 1990-х, которая стала настоящим социальным феноменом в Азии и до сих пор считается эталоном жанра.

Мальчик-мармелад
Мальчик-мармелад
  • Студия: Toei Animation
  • Сценарист: Ватару Ёсидзуми (автор оригинала)
  • Режиссёр: Акинори Ябэ
  • Жанр: Романтика, драма, повседневность, школа, сёдзё.

Сюжет

Мики Коиcикава жила самой обычной жизнью — до тех пор, пока её родители не заявили ей, что собираются развестись. Она протестовала, пока не встретила Ю Мацуру — весьма привлекательного сына другой пары, с которой её родители меняются супругами.

Теперь они живут вшестером в огромном доме, и Мики с Ю со временем осознают, что влюбились друг в друга. Они вынуждены противиться своим собственным чувствам, другим людям, которые не хотят отпускать их от себя, а также всему, что её величество судьба бросает на их пути…

Анимекульт 1990-1994 годы. Эра экспериментов. [УЛЬТРАЛОНГ]

«Мальчик-мармелад» стал эталоном «сёдзё-романтической драмы» в мире аниме. Создателям удалось выстроить 76 серий, наполненных постоянными ссорами, примирениями, недопониманиями, случайными встречами и эмоциональными потрясениями, которые держат зрителя в напряжении до самого финала.

Для того времени автор использовал редкий сюжетный ход, где родители главных героев решают поменяться партнёрами и жить в одном доме. Это ломает шаблоны типичных школьных романтических историй и задаёт необычный тон.

В последствии, сериал стал настоящим бестселлером, особенно в странах Азии. Его обсуждали все, а образы главных героев копировали подростки. Он задал тренд на длительные, сложные романтические саги в аниме.

Стилистика была невероятно милой, что было популярно среди молодежи того времени.

Вы арестованы! / Taiho Shichau zo

В тот же период на экранах появился еще один проект, предлагавший свежий, новаторский взгляд на жанр.

Вы арестованы! 
Вы арестованы! 
  • Студия: Studio Deen
  • Сценарист: Косукэ Фудзисима (автор оригинала)
  • Режиссёр: Кадзухиро Фурухаси
  • Жанр: Комедия, повседневность, драма, сёнен.

Сюжет

Действие разворачивается в токийском полицейском участке Бокуто. Главные героини — два абсолютно разных офицера патрульно-постовой службы, ставшие напарницами: Нацуми Цугимото и Миюки Кобаякава.

Их знакомство начинается с конфликта: Нацуми пытается арестовать Миюки за опасную езду, но та умудряется разобрать и собрать мотор скутера Нацуми прямо на дороге, чтобы избежать ареста. Несмотря на такое начало, они становятся лучшими напарницами и друзьями.

Сериал следует за их повседневной службой: они ловят воров, разнимают драки, ищут потерявшихся детей, борются с бандами мотоциклистов и решают бесчисленные мелкие проблемы жителей своего района. Это полицейская комедия о буднях, где главное — не громкие преступления, а человеческие отношения и юмор.

Анимекульт 1990-1994 годы. Эра экспериментов. [УЛЬТРАЛОНГ]

Особенностью произведения было то, что оно фокусируется на дорожных полицейских, а не на расследовании тяжких преступлений. Это позволяет показать повседневную жизнь сотрудников правопорядка с неожиданной стороны.

Как было сказано до этого, произведение было новаторским для тех лет, ведь в отличие от серьёзных полицейских драм, здесь акцент сделан на комедии и повседневных ситуациях. Главные героини сталкиваются с нелепыми происшествиями, что создаёт контраст с традиционными криминальными сюжетами.

Итог года

1994 год стал для аниме периодом закладки фундамента будущих культовых произведений. В отличие от переломных 1995 или 2000 годов, он запомнился не громкими прорывами, а уверенным укреплением тенденций, которые определили развитие индустрии на годы вперёд.

Заключение

Начало девяностых стало для аниме-индустрии периодом переосмысления. Именно в эти годы были заложены ключевые тенденции и творческие формулы, определившие развитие отрасли на десятилетия вперёд. Телевизионные сериалы нашли новый ритм повествования, OVA-формат достиг пика художественной свободы, а анимационные технологии начали стремительный переход в цифровую эру.

Красавица-воин Сейлор Мун

В следующем посте будет погружение в золотую эру аниме в 1995–1999 годы. Тот самый период, когда на экраны один за другим выходили проекты, навсегда изменившие ландшафт индустрии и ставшие культовыми монстрами своего времени — от психологических антиутопий до космических опер, определивших лицо целого поколения.

Спасибо всем, кто дочитал до конца. Надеюсь вы для себя приметили что-то новое.

22
2
1
11 комментариев