"Наруто" — аниме, воспитавшее поколение

"Наруто" — аниме, воспитавшее поколение

Когда весной 2025 года я впервые посмотрела «Наруто», оказалось, что мне просто не с кем разделить мои эмоции. Все друзья, с которыми я могла бы это сделать, досмотрели его еще в 2017 году и давно все обсудили, простили и отпустили. Тогда я и задумала написать этот текст, чтобы зафиксировать свои свежие впечатления и рассуждения и попытаться понять, чем именно «Наруто» так цепляет.

Осторожно: впереди спойлеры!

Мир шиноби

Пересказывать сюжет «Наруто» – дело неблагодарное, однако все же обозначим ключевых героев и завязку. Сюжет стартует с момента, когда главный герой Наруто Узумаки и его одноклассники Саске Учиха и Сакура Харуно получают звание начинающих шиноби (ниндзя) и объединяются в Команду № 7 под началом сенсея Какаши Хатаке.

Вселенная «Наруто» – занимательная смесь Японии конца XX века с социально-политической структурой Японии феодальной. В этом мире есть множество небольших государств, каждое из которых имеет свою скрытую деревню – поселение шиноби, возглавляемое Каге. Наруто с командой живут в Деревне Скрытого Листа, она же Конохагуре, она же Коноха.

Команда № 7
Команда № 7

Поначалу мир, в котором живет Наруто, кажется приятным и безопасным. Лето, солнце, ловля кошек, работа в команде, а в аниме еще и вайбовый опенинг с песней из 80-х. Однако уже первая серьезная миссия раскрывает мрачную и неприглядную сторону этого мира. Шиноби – это в первую очередь оружие собственной деревни, то есть воины, которые обязаны в нужный момент отринуть чувства и исполнить свой долг. Наруто же с самого начала отказывается видеть в шиноби бездушных наемников, и в ответ на моральную дилемму, которая неизбежно встает перед каждым из них, решает изобрести собственный путь.

Причина такой радикальной позиции Наруто в его инаковости. Он – носитель Девятихвостого Лиса, однажды разрушившего деревню. Наруто – сирота, с детства живет в изоляции и терпит страх и ненависть жителей деревни, поэтому его самая большая мечта – стать Хокаге – на самом деле желание заслужить признание, обрести друзей и свое место в мире.

Мир «Наруто» – мир победившего милитаризма. Позади уже три мировые войны, одна разрушительнее другой. Примечательно, что старшее поколение шиноби опасается нового конфликта, но при этом само уже не способно вырваться из замкнутого круга недоверия и взаимной ненависти. Вражда продолжает тлеть, а угроза никогда не исчезает. Да и сам мир шиноби устроен так, что сражения в нем – и главное ремесло, и главный заработок, без которого деревни обречены.

Особую остроту и жестокость конфликтам придает тот факт, что их главными жертвами, так или иначе, становятся дети. Так, один из антагонистов, Пейн, ребенком стал свидетелем того, как его родная страна и деревня оказались разрушены в ходе конфликта, развязанного другими более крупными странами. Пейн – собирательный образ всех безмолвных и невидимых жертв чужих политических амбиций. Он не находит справедливости в существующем миропорядке, а потому провозглашает себя богом и вершит правосудие сам. Ненависть и насилие, сотворенное в прошлом, рождают только большую ненависть. Когда-то шиноби Конохи превратили деревню Пейна в руины. Теперь же, из страха и озлобленности детей, наблюдавших катастрофу своими глазами, родилась целая организация, угрожающая благополучию самой Конохи.

Пейн - воплощённая боль.
Пейн - воплощённая боль.

В какой-то момент становится очевидно, что в мире «Наруто» ненависть воспроизводит сама себя. Конфликты тянутся поколениями, неизбежно страдают невинные, а радикальные способы сохранения мира едва ли лучше открытого вооруженного столкновения, чего только стоит уничтожение целого клана Учиха. Резня клана потрясающе иллюстрирует беспощадность мира «Наруто», в котором общее благополучие ставится выше интересов меньшинства, а личные трагедии отдельных героев – неизбежная цена за его достижение.

Не удивительно, что мечта об утопическом «мире во всем мире» так или иначе, объединяет практически всех ключевых героев, но, как известно, хочешь мира – готовься к битве. Конфликт между разными взглядами на переустройство мира и составляет основу всего сюжета «Наруто».

Воля Огня

Сам Масаси Кисимото в одном из интервью говорил о том, что «Наруто» в первую очередь история об узах. Действительно, узы, связывающие учеников друг с другом и с их сенсеями, здесь имеют особое значение. В некоторых случаях команда буквально заменяет героям семью, так что потеря ее участников воспринимается особо остро.

Во многом «Наруто» – история о взрослении и смене поколений. Сенсеи передают ученикам свой взгляд на мир, а ученики продолжают путь сенсеев. Каждая скрытая деревня – это особый мир, где шиноби рождаются, взрослеют, сражаются и умирают, защищая свой дом.

Преемственность поколений.
Преемственность поколений.

Деревня – это большая семья, члены которой близки не по крови, но по духу. Шиноби преданы своей деревне и готовы за нее умереть, ведь смерть уже не так страшна, если она принята во имя родного дома и будущей жизни.

Такова жизненная философия Первого Хокаге Хаширамы Сенджу, называемая Волей Огня. Именно она лежит в основе идеологии Конохи. Воля Огня – символ уз, связывающих поколения шиноби. Неугасаемый свет надежды, который помогает не сдаваться и продолжать борьбу даже в самых безвыходных ситуациях.

Тем не менее, на деле все оказывается не так красиво. Когда перед шиноби встает выбор между общим делом и личным благом, Воля Огня призывает пожертвовать личным во имя общего. Возьмем историю отца Какаши. Сакумо Хатаке был прославленным и уважаемым шиноби, но когда он предпочел спасение товарищей выполнению задания, его никто не понял, и более того, его осудили, в том числе и товарищи, жизни которых он спас.

Какаши такой же покинутый ребенок, как и его воспитанники.
Какаши такой же покинутый ребенок, как и его воспитанники.

Получается, Воля Огня, прославляющая любовь к деревне и к ее жителям, как будто делает это в широком смысле, не учитывая личные связи. Даже командные тройки часто сталкивают между собой малолетних гениев и бездарей, равняя дружбу с вечным соперничеством. Не удивительно, что такая система регулярно выращивает талантливых одиночек, которые бросают ей вызов и становятся угрозой.

Вот характерный для всей истории лейтмотив: один из трех учеников, чаще всего самый талантливый и любимый, после череды трагических событий выбирает темный путь, теряет лучшего друга и становится причиной смерти своего сенсея (однако в финале все равно символически с ним примиряется).

И снова преемственность поколений.
И снова преемственность поколений.

Противостояние сенсея и его ученика всегда показано очень горько. Наглядный пример, Третий Хокаге, который, даже умирая от рук Орочимару, продолжал видеть в нем ребенка, своего любимого талантливого ученика.

Несмотря на важность связей между жителями деревни, на практике индивидуализм оказывается сильнее, а благополучный исход миссии становится куда важнее товарищества и братства. В результате, раз за разом, складываются ситуации, в которых герои, оставшись один на один с болью и ужасом, теряют опору под ногами, а сенсеи и друзья просто не способны им вовремя помочь.

Проклятие Ненависти

Если последователи Воли Огня придают большое значение связям между жителями деревни и любви, то их оппоненты возводят в абсолют силу, и самый яркий представитель противоположного полюса – клан Учиха.

Клан Учиха
Клан Учиха

Основная техника клана – Шаринган (Копирующий Вращающийся Глаз). Именно Шаринган и его сила сделали клан Учиха сильнейшим в Конохе. Для получения и развития Шарингана нужно испытать большой, зачастую болезненный, эмоциональный всплеск, и многие члены клана жертвовали ради этого любимыми людьми, а чтобы остановить слепоту, которая является своеобразной платой за могущество, пересаживали себе глаза родственников. Такой подход только закрепил за кланом дурную славу.

Твои глаза...
Твои глаза...

Из-за того, что на момент основного действия клан Учиха уже несколько лет как уничтожен, вся его история показана в ретроспективе. Поэтому не удивительно, что наше представление о клане и его членах раз за разом переворачивается. Как и в случае с Волей Огня, реальность оказывается куда более мрачной и обреченной. За силой каждого из клана Учиха скрывается персональная большая боль. Потеря любимых людей приводит их в отчаяние, которое со временем перерастает в ненависть. Чем больше боли, тем быстрее Учиха теряет все человеческое и погружается во тьму. Отсюда и начинается все безумие с убийствами и отбиранием глаз. Именно так работает Проклятие Ненависти. Шаринган же метафорически служит не столько показателем силы, сколько отражением души.

Горькая ирония в том, что клан Учиха открыто отказывается от любви и выступает за силу, но эта сила питается ненавистью, а ненависть в свою очередь рождается из желания защитить любовь. Так настолько ли глубока пропасть между Конохой (кланом Сенджу соответственно) и кланом Учиха, если и те, и другие одинаково сильно ценят любовь? Пока оставим этот вопрос открытым.

1. Итачи из Конохи

Выходит, что зачастую мотивация членов клана Учиха состоит не просто в том, чтобы стать сильнее, но и в том, чтобы с помощью этой силы защитить любимых людей. Если вдуматься, среди Учих не было представлено ни одного однозначного антагониста. Итачи, Обито, Мадара, Саске – каждый из них, в конечном счете, желает мира, но их способы принести его, мягко говоря, странные. Возможно, в этом и есть их настоящее проклятие – интенсивные эмоции, помноженные на безграничную уверенность в собственных силах, приводят к тому, что они в одиночку пытаются решить все проблемы человечества и насильно причинить всем добро.

Итачи — самый спорный персонаж всея "Наруто".
Итачи — самый спорный персонаж всея "Наруто".

Возьмем историю Итачи. Когда обозленные и обиженные недоверием члены клана готовили переворот в Конохе, а старейшины деревни, не найдя компромисса (да и не особо стараясь его найти), решили избавиться от источника проблем, всю ответственность за это решение взял на себя Итачи. Он, с детства не любивший конфликтов, понимал, что гражданская война погубит и клан, и деревню. Итачи решил проблему радикально – собственноручно уничтожил свой клан (так бывает с детьми, которых в детстве водили на заваленное останками поле, чтобы они сразу осознали всю тщетность бытия).

Существует интересная теория о том, что история Саске и Наруто – завуалированная концепция противостояния синтоизма и буддизма, и их последующего синкретического объединения. И действительно, образ клана Учиха во многом отсылает к японской культуре и традициям. Здесь есть и легендарный меч Кусанаги, и символика большой бусины-магатама, и Зеркало Ята в виде щита – три регалии Императора Японии. А чего только стоят клановые техники с божественными именами.

Поведение членов клана – воплощение самурайских понятий о долге и чести. С этой точки зрения, поступок Итачи – поступок настоящего самурая, для которого долг перед государством и «даймё» выше семейного, а спасение брата важнее личных чувств. По этой же причине, родители Итачи с таким смирением принимают собственную смерть, а Саске идет путем мести, стремясь восстановить честь клана и закрыть долг.

С другой стороны, магистральный сюжет в «Наруто» – противостояние двух полярных взглядов на мир. Подготовка переворота и последующая резня – печальный результат этого противостояния. Вся беда в том, что Итачи в тринадцать лет, в одиночку попытался решить проблему, тянущуюся несколько поколений. Вокруг него было множество взрослых людей, но никто из них не смог предотвратить трагедию.

"Ты очень добрый ребенок."
"Ты очень добрый ребенок."

Итачи поступает в соответствии с философией Конохи. Уже ставшее мемом «в семь лет он мыслил, как Хокаге» – не про гениальность, а про тонкое понимание сути Воли Огня – отдать все ради общего блага. Итачи идеально воплощает этот принцип. При этом, он как истинный Учиха, ломает всю свою жизнь ради благополучия самого близкого человека. Он взваливает всю ответственность на себя одного, а в мире «Наруто» это неизбежный путь к ошибкам и провалу. И в финале сам Итачи это признает.

2. Когда гаснет свет

Если Итачи в тринадцать лет уничтожает весь свой клан, то другой Учиха – Обито, в четырнадцать организовывает нападение Девятихвостого Лиса на Коноху. В чем в чем, а в умении производить впечатление клану Учиха не откажешь.

История Обито – архетипическая история доброго человека, который столкнулся со злом и оказался поглощен им. Тот же Итачи в свои четыре года видел лишь последствия войны (не забываем о поле с трупами), а Обито, будучи, по сути, ребенком, непосредственно в ней участвовал. Не блистая талантами, он, по-учиховски, выше всего ценил дружбу и близких людей, и спасение их жизней ставил выше исполнения долга. Война же разрушила все, что Обито считал правильным. Самый дорогой ему человек – Рин – отдала свою жизнь ради защиты жителей деревни, которые даже не узнали о ее жертве. После смерти Рин начался путь Обито во тьму. Для него мир, который позволяет подобную несправедливость, просто не может быть настоящим, а значит для достижения правильного мира, где все будут живы и счастливы, хороши любые средства.

Иллюзорность, пожалуй, главное слово, которое приходит на ум при мыслях об Обито. Действующие герои буквально считают его мертвым, а сам он носит маску и представляется то Тоби, то Мадарой, а то и вовсе «никем». Символична и способность Шарингана Обито – Камуи, которая создает свое собственное измерение, позволяет делать тело неосязаемым и перемещаться сквозь пространство. Иллюзии – то, что постоянно окружает Обито, и это в очередной раз роднит его с Итачи, с разницей в том, что Итачи погружал в иллюзии других, а Обито заблудился в них сам. Отказавшись от прошлого, он потерял самого себя. Весь путь Обито – это погоня за прошлым, мечты о возвращении Рин – это мечты о возвращении себя. Рин – всего лишь символ давно утраченной жизни, в которой он был когда-то счастлив.

"Этот мир прогнил и не осталось ничего, кроме страданий."
"Этот мир прогнил и не осталось ничего, кроме страданий."

В контексте истории детства Обито хорошо заметно противоречие, которое рождает философия Воли Огня: если у нас каждый за каждого, то почему мы жертвуем товарищами? На эту дилемму просто не может быть однозначного ответа, но Обито в силу возраста этого не понимает. В противовес ему – формалист Какаши, который наоборот считает правильным всегда следовать долгу. Однако, это такая же детская крайность, а в случае Какаши еще и защитный механизм, сформированный после смерти отца.

Какаши удачно дополняет Обито, а их дуэт показывает концепцию противостояния лучших друзей с нового ракурса. Если Обито – это добрый ребенок с большими мечтами, не хватающий звезд с неба, то Какаши – это тот самый талантливый загадочный одиночка. Однако, в отличие от тех же Орочимару или Саске, внутренний надлом не толкает его за грань. Скорее наоборот, именно Какаши, однажды потерявший всех любимых людей, воспитает человека, предпочитающего пострадать самому, но не жертвовать друзьями.

Какаши – наставник главных героев, а потому и для них, и для нас он в первую очередь стабильный, надежный взрослый. Особенно хорошо это заметно в первых арках, когда герои еще мало чего умеют и находятся под его защитой. Уже во второй половине истории роль Какаши приобретает большую глубину. Становится понятно, что с Обито его связывает не только детская дружба и одна на двоих пара глаз, но и общие иллюзии. Как и Обито, Какаши живет прошлым. Он не старается его вернуть, но в то же время не может отпустить и простить самого себя. Первый урок, который Какаши дает своим ученикам – дань памяти друзьям, которых он потерял много лет назад.

"Шиноби, предавший своих товарищей, хуже отброса."
"Шиноби, предавший своих товарищей, хуже отброса."

Именно общность и вместе с тем полярность историй Обито и Какаши делает их финальное столкновение таким запоминающимся и, пожалуй, самым грустным в «Наруто».

***

Стоит отдельно обозначить следующее: анализ персонажей – это не попытка обелить их, а попытка понять. Никакие детские травмы и нанесенные обиды никогда не служат никому оправданием. Однако мы не в шахматах, чтобы однозначно характеризовать героев как черных или белых. В своих историях Итачи, Обито и иже с ними – это больше антигерои (в какой-то степени антизлодеи), чем герои. Важно это понимать и не пытаться вписать их в конвенциональные моральные рамки.

Закрыть гештальт

1. Индра и Асура

Ближе к финалу истории выясняется, что противостояние Наруто и Саске, а также клана Сенджу и клана Учиха – это не просто череда военных столкновений, но древний идеологический конфликт. Начинается все с двух братьев, которые, не сумев договориться о том, как правильно жить эту жизнь, затеяли вражду. Подробностей этой истории практически нет (они даются, но в филлерах), зато есть любопытный религиозный контекст, ведь братьев зовут Индра и Асура.

Как всегда, все начинается с братьев.
Как всегда, все начинается с братьев.

В индуизме громовержец Индра – предводитель богов (дэвов) в их войне с асурами. Асуры – низшие божества или демоны. С точки зрения отсылок к индуизму, расстановка сил как будто понятна: Индра на условной стороне добра, а асуры – его демонизированные противники. Но есть нюанс.

Обратимся к другой восточной религии – зороастризму. Истоки зороастризма берут начало из солнечных культов, в большом количестве распространенных на Древнем Востоке, поэтому в этой религии особое значение придается солнечному свету и огню (зороастрийцев часто характеризуют как «огнепоклонников», и если вам, как и мне, вспоминается философия Воли Огня, возможно, вы, как и я, натягиваете сову на глобус). Высшее божество в зороастризме – Безначальный Творец Ахура-мазда (ахура соответствует санскритскому асура). За темных существ выступают дэвы (то есть те самые индуистские боги), в том числе и Индра. В общем, картина мира прямо противоположная индуистской.

В буддизме Индра известен как Шакра, а в японском буддизме как Тайсякутэн. По большей части он сохраняет черты своего индуистского аналога, включая роль царя богов, бога-громовержца, а также выступает как символ силы и защиты. Асуры также сохраняют свой статус существ, отличных от богов, находятся с ними в состоянии вечной вражды и опционально сеют хаос.

В «Наруто» братья как будто очень удобно раскладываются на «злого» старшего – талантливого, сильного, но своенравного Индру, который положил начало вражде, и на «доброго» младшего – легкомысленного, не очень одаренного, но миролюбивого и дружелюбного Асуру. Однако, как в религии, Индра и асуры практически всегда были противоположностями, которые в зависимости от угла зрения постоянно меняются местами, так и в «Наруто» невозможно однозначно сказать, кто из братьев был прав.

Если вдуматься, борьба Индры и асур – это борьба порядка и хаоса, мира и разрушения. К миру в «Наруто» так или иначе, стремятся все ключевые герои, в том числе антагонисты. В то же время, сама вселенная шиноби, погрязшая в бесконечных войнах, олицетворяет мрак и хаос. Получается, что в ее основе лежит не столько конфликт двух самых близких людей, сколько объединяющее их желание принести согласие и единство.

2. Хаширама и Мадара

Если история Индры и Асуры объясняет истоки вражды между кланами Сенджу и Учиха, то история Мадары и Хаширамы многое говорит о системе, определяющей всю жизнь шиноби. Ведь порядок, задуманный для преодоления межклановых разногласий, только сильнее их усугубил.

Мадара Учиха и Хаширама Сенджу – основатели первой деревни шиноби. Оба – наследники враждующих кланов, воспитывавшиеся с раннего детства в ненависти к неприятелям. Оба – участники постоянных военных столкновений, потерявшие младших братьев. Оба сомневались в адекватности системы, нормализующей постоянные детские смерти в ходе конфликта, о причинах которого никто даже не помнит. При таких вводных не удивительно, что объединила Мадару с Хаширамой именно мечта о новом мире, в котором их кланам больше не пришлось бы сражаться, а детям умирать в этих сражениях.

"Мы построим тут селение и оно станет тем местом, где детям не придется убивать друг друга."
"Мы построим тут селение и оно станет тем местом, где детям не придется убивать друг друга."

Однако для разрешения конфликта общей мечты оказалось недостаточно. Мадара, разочарованный тем, какой в итоге оказалась деревня, не сумевший найти общего языка с ее жителями, посчитал (и не безосновательно), что однажды клану Учиха просто не останется в ней места и стал угрозой. Хаширама, убежденный в том, что верность каждого шиноби деревне, а не клану, однажды победит разобщенность и покончит с разногласиями, не сумел понять Мадару. Между старой дружбой и безопасностью деревни он безоговорочно выбрал второе.

Где-то здесь и начинает проявляться вся неоднозначная сторона Воли Огня, ведь для защиты деревни Хаширама посчитал оправданным даже жертвование собственными детьми. Так Хаширама, искренне желая блага, сам положил начало системе, которая в будущем под предлогом безопасности деревни будет прикрывать самые нелицеприятные вещи и в итоге позволит уничтожить целый клан.

Что важно в этой истории? Хаширама и Мадара – дети войны. Их желание построить безопасный мир продиктовано условиями среды, в которой им пришлось вырасти. Потому понятно яростное желание Хаширамы защищать деревню буквально ценой всего. Такой подход к защите близких роднит и Хашираму с Мадарой, и, шире, клан Сенджу с кланом Учиха. Разница лишь в том, что интровертные Учихи вписывают в круг близких довольно ограниченное число людей, а открытые Сенджу готовы согревать своим огнем всех, кто в этом нуждается. В сущности, два противоположных взгляда на мир – всего-навсего две стороны одной медали. Ни Мадара, ни Хаширама так и не смогли этого понять. За разницей мнений они не увидели общности и, хоть и попытались, не смогли по-настоящему изменить мир.

Долина Завершения — конец и новое начало.
Долина Завершения — конец и новое начало.

Саске, вернись в Коноху

Если сила дружбы, узы и союзничество – темы, что лежат в «Наруто» на поверхности, то в основе своей это история об одиночестве и его преодолении, об отчуждении и необходимости взрослеть во враждебно настроенном мире. Ярче всего это исследуется в персонажных арках двух главных героев – Наруто Узумаки и Саске Учиха.

 "Саске — мой лучший друг... и мой первый настоящий соперник."
 "Саске — мой лучший друг... и мой первый настоящий соперник."

С Наруто все достаточно просто – его боятся и ненавидят за то, что в нем запечатан сильнейший демон, который однажды уже разрушил деревню. Запечатывание демона внутри Наруто деревню спасло, но этот факт как-то мало интересует ее жителей. Не удивительно, что Наруто и сам ненавидел всех жителей деревни, и скорее всего со временем сошел бы с ума, если бы не вовремя протянутая рука сенсея. На этом опыте принятия Наруто выстраивает свою личность, и в дальнейшем протягивает руки всем, до кого может дотянуться.

"Я никогда не откажусь от своих слов. Это мой путь шиноби!"
"Я никогда не откажусь от своих слов. Это мой путь шиноби!"

Конфликт Саске завернут более интересно. Он представитель самого сильного клана, им восхищаются, о нем говорят, ожидания на его счет достаточно высоки, но сам Саске принимает такое отношение как должное и в целом ведет себя достаточно высокомерно и замкнуто. Причины непростого характера кроются в том, что Саске – сирота, чей старший брат лишил жизни родителей и уничтожил весь их клан. Тот конфликт между кланом Учиха и Конохой не только отнял у Саске семью, но и сделал его изгоем. Руководство Конохи желало избавиться от клана Учиха полностью, а Саске остался жив только потому, что Итачи обменял его жизнь на жизни всех остальных членов клана. Получается, что Саске, хоть и не был так явно отвержен, как Наруто, все равно оставался в деревне лишним. Весь дальнейший путь Саске – путь отступника. Путь ненависти, мести и бесконечного одиночества.

"Твой дом там, где о тебе думают. Поэтому мы не должны забывать Саске, чтобы он смог вернуться домой."
"Твой дом там, где о тебе думают. Поэтому мы не должны забывать Саске, чтобы он смог вернуться домой."

На Наруто и Саске сходятся все незакрытые гештальты, судьбы наставников и прошлые жизни. И от того, какие выборы они оба делают на протяжении всей истории, напрямую зависит то, какой мир они в итоге построят. Несмотря на то, что Саске с Наруто самые избранные из всех избранных и их финальное противостояние предопределено, оно не кажется надуманным. Героев в первую очередь определяет их жизненный путь и сформировавшиеся под его влиянием взгляды на мир. Поэтому если убрать из «Наруто» концепт избранности и твист с реинкарнациями, суть истории не изменится.

До поры до времени Наруто ничего не знал ни о Девятихвостом, ни о родителях, ни о том, с каким кланом он связан. Его путь прощения, дружбы и любви обоснован не тем, что такой путь когда-то избрали Асура и Хаширама, но тем, что Наруто – одинокий, покинутый всеми ребенок, который точно знает, каких страшных демонов порождают одиночество и отверженность.

То же самое и с Саске. Он младший сын, который при ином раскладе так навсегда бы и остался тенью старшего брата. Все надежды и ответственность возлагались на Итачи. Исключительность тоже досталась Итачи, который был способен контролировать чувства, творя самый лютый треш, в то время как Саске в какой-то момент контроль полностью потерял. И это его безумие, ненависть и одержимость местью ловко и красиво объясняются трагической судьбой всего клана Учиха, но, в сущности, таким Саске сделало только одно – предательство самого близкого человека.

Мир шиноби не терпит слабых. Первоклассный шиноби – тот, кто в любой ситуации держит лицо и не позволяет себе проявлять эмоции, а чувства и мысли соперника способен прочитать по одному лишь мимолетному взгляду во время битвы. Не случайно постоянным напоминанием из уст разных героев звучит фраза: «Шиноби – это тот, кто может вынести все». Саске, несмотря на свое отступничество, идеально вписан в эти рамки. Наруто же с самого начала им противопоставлен. Он не боится проговаривать вслух то, что другие прячут глубоко внутри, и этой обезоруживающей искренностью он покоряет чужие сердца, приносит свет даже в те души, которые, казалось, давно утонули во мраке. Путь Наруто – путь мягкой силы. Такая сила не способна создавать огонь, контролировать чужой разум и перемещать сквозь пространство. Кажется, в жестоком мире шиноби, мягкая сила не приносит никакой пользы, но это не так. Она способна на главное: разрушать стены, выстроенные годами отчуждения и непонимания, заговаривать душевные раны и разделять чужую боль. Так, замкнутому кругу взаимной ненависти, Наруто предпочитает тотальное прощение.

Путь Наруто кажется наивным, а неизменная победа добра и дружбы банальной. Однако финал не сводится к торжеству всего хорошего над всем плохим, и именно поэтому последний бой Саске с Наруто заканчивается ничьей. Саске уступает, но не проигрывает. Он не отказывается от своих идей о переустройстве мира, но вместо того, чтобы приносить в жертву самого себя, выбирает поверить в Наруто. Поверить в то, что человек, не отрекшийся от проблемного друга до самого конца, действительно сможет построить мир, в котором не повторятся трагедии, подобные той, что случилась с семьей Саске. И люди, тихо и незаметно отдавшие жизнь за чужое благополучие, никогда не будут забыты.

"Не того признают, кто стал Хокаге. А Хокаге становится тот, кого признают."
"Не того признают, кто стал Хокаге. А Хокаге становится тот, кого признают."

Важно и то, что в финале Саске остается жив. Это логично, ведь братский конфликт, положивший начало всей истории, сводился не к однозначной победе одной из сторон, а к сохранению уз, несмотря на различия. Ключевая идея «Наруто» проста и понятна: мир не должен приносить кто-то один. Будущее создается руками многих. Саске, который искал и менялся, делал неоднозначные выборы, но всегда оставался верным себе, особенно для него важен. Когда-то клан Учиха был уничтожен и потерял свою роль в Конохе. Возвращение Саске домой – справедливый итог, который позволяет отпустить старый конфликт и символически возвращает клан на положенное ему место.

Путь искупления, который избирает для себя Саске, принципиально не похож на то, что делали Мадара, Обито или Итачи. Бесспорно, есть особый шарм в том, чтобы во имя мира во всем мире придумывать грандиозные планы, толкать пафосные речи и трагически погибать, но помогать тем, кто в этом нуждается, чинить то, что сломано, и продолжать быть опорой для деревни каждый день, даже в мелочах, куда более скромный, но взрослый выбор.

"Мы были одиноки и нуждались в любви. Дети, живущие в мире, полном ненависти."
"Мы были одиноки и нуждались в любви. Дети, живущие в мире, полном ненависти."

Сила, которую Саске получает от Мудреца Шести Путей, проявляется у него на ладони знаком луны. Это очень красивый символизм, ведь что такое луна? Небесное тело, которое рассеивает мрак, но при этом не излучает собственный свет, отражая солнечный. Другими словами, луне необходимо солнце. А главное солнышко в «Наруто» – это конечно, сам Наруто. Эпизод, в котором Саске уходит из деревни и прощается с Наруто, – идеальное завершение истории. Герои еще юны, но задел на будущее уже просматривается: Наруто будет возглавлять, вдохновлять и вести за собой людей, а Саске оберегать этот новый мир из тени, воплощая дословное значение титула Хокаге – «Тень огня».

Пока Наруто оптимистично смотрит вперед, строит планы и раздает предвыборные обещания, Саске гораздо более рационален – их путь не будет легким, и возможно, они так и не смогут осуществить задуманное, но им доверено будущее, а значит, они просто не могут сдаться. Это и есть их собственный путь шиноби.

"Хокаге — это тот, кто всегда идет впереди остальных, превозмогая боль. Вот почему ему никогда не придется ступать по трупам друзей."
"Хокаге — это тот, кто всегда идет впереди остальных, превозмогая боль. Вот почему ему никогда не придется ступать по трупам друзей."

Эпилог

Смотреть "Наруто", как прикладывать к сердцу подорожник. Ждешь чего-то в духе "Покемонов", только про ниндзя, а получаешь философское высказывание о войне, насилии, и детских травмах. Если "Атака титанов", поднимая эти же темы, выкручивает их на максимум и в финале загоняет в депрессию, то "Наруто" высказывается остро, но при этом очень светло. И дает надежду. Тот самый случай, когда поплакал и стало легче.

Конечно, эпоха, на которую пришелся выход "Наруто", наложила свои отпечатки: тут и многочисленные филлеры, и плохо прописанные женские персонажи, и спорные романтические линии. А уж продолжение в виде "Боруто" вообще портит всю красоту финала, о которой я говорила выше. Однако становится ли "Наруто" от этого хуже? По моему мнению, нет. Ведь идеи, которые он доносит, еще очень долго будут актуальны.

Пока в нулевые и десятые западный мир предлагал широкому зрителю и читателю однотипные эпические истории о борьбе добра со злом, "Наруто" высказывался куда более взросло: нет никаких злодейских злодеев и темных властелинов, каждый по-своему травмирован и заслуживает если не прощения, то понимания.

Собирая материалы к этой статье, я прочитала сотни комментариев от совершенно разных людей о том, как "Наруто" менял их жизнь: формировал взгляды на мир и систему ценностей, поддерживал в самые темные моменты, на понятном языке говорил об одиночестве и мотивировал не сдаваться. Это ли не сила искусства? И это я ещё не упоминаю популяризацию психотерапии до того, как это стало мейнстримом. Как бы там ни было, сам Наруто действительно дает надежду: пока в мире есть столько людей, разделяющих его ценности, ничего еще не потеряно.

29
6
1
1
26 комментариев