Культовое аниме: что это такое и как работает

Культовое аниме: что это такое и как работает

Если хочешь рассорить рандомную компанию друзей, заведи разговор о политике. Если хочешь рассорить компанию поклонников японской анимации, заведи разговор о культовых тайтлах. Эта тема, ровно как и споры о лучших мальчиках/девочках (как и любая вкусовщина в любой сфере интересов), всегда напоминает минное поле. В комментариях к аниме-топам сразу же возникают вопросы в духе: «А ГДЕ ЖЕ *название_тайтла.txt!?* или «А ЧТО ТУТ ЗАБЫЛ *название_тайтла2.txt???*»

Один известный теоретик культового кино А. Павлов говорит следующее об этом феномене:

Как можно выйти из всех этих затруднений? Наиболее простой и вместе с тем наиболее уязвимый способ — включать в список только те картины, которые встречаются в любом списке культового кино, как, например, «Шоу ужасов Роки Хоррора» Джима Шермана или «Крот» Алехандро Ходоровски, и исключать те фильмы, которые, если даже и включены кем-то в «культ», все же являются сомнительными, — в частности, замечательный нуар Жака Турнье «Из прошлого» или тот же «Побег из Шоушенка». Оставив в списке наиболее часто встречаемые фильмы и выявив то общее, что есть у них, мы сможем выяснить, что же такое культовое кино. Хотя, осуществив эту несложную операцию, мы придем к выводу, что очень часто то единственное, что объединяет картины, — это их как раз культовый статус. Он нередко присваивается фильмам, которые нельзя назвать шедевром или отнести к классике. В результате область «культовое кино» становится безбрежной.

В аниме всё работает несколько иначе. Более того, начиная искать «подводные камни» японской анимации в сравнении с мировым кинематографом, можно обнаружить, что проблема определения культовых аниме еще более сложна и дискуссионна, чем проблема культового кино. Подробнее разбирая эти «подводные камни», можно сразу же обратить внимание на следующие вещи:

1. В культовом кино существует целый пласт фильмов, которые получили такой статус за счет того, что сделаны, как говорится, «настолько плохо, что даже хорошо». Так, например, прославились фильмы Эда Вуда Младшего и «Комната» Томми Вайсо. А вот, например, получившее рейтинг 1,5 на IMDb аниме Hametsu no Mars культовым назвать язык уж никак не повернется.

Культовое аниме: что это такое и как работает

2. В аниме гораздо более распространен феномен так называемых «нэверэндингов» (произведений, которые начались много лет назад и продолжаются по сей день). А поскольку в качестве предиката культа можно все же отметить способность тайтла выдержать «проверку временем», то оценить такие франшизы достаточно сложно. Ведь кто знает, как быстро угаснет популярность некоторых «бесконечных» франшиз, как только студии перестанут штамповать их продолжения.

Культовое аниме: что это такое и как работает

Этот пункт связан также с проблемой формата, поскольку полнометражному аниме проще и быстрее стать культовым, чем сериалу, поскольку полнометражки быстрее тиражировать, переводить, они представляют собой законченное произведение, не тянущее за собой «хвоста» из множества серий. Можно предположить, что это один из пунктов становления культовыми таких режиссеров, как Сатоси Кон, Хаяо Миядзаки и Мамору Осии.

Культовое аниме: что это такое и как работает

3. Культовые фильмы становятся таковыми, в частности, из-за преданных фанатов, занимающихся всевозможным воспроизведением антуража любимых фильмов, куда можно отнести фанатскую атрибутику, от фигурок и прочих сувениров до массовых паломничеств в заведения, воспроизводящие оные из кино. Любительский косплей и тематические вечеринки также играют важную роль. В этом случае проблема с культовыми аниме становится достаточно прозрачна, поскольку косплей и мерчендайзинг в виде фигурок, атрибутики и кафе являются неотъемлемой частью культуры. Даже на самые непопулярные тайтлы найдется хотя бы несколько косплеев и мерчей. Таким образом, данный критерий обесценивается.

<p>Например, LPH из сериала Breaking Bad действительно имел реальный прототип в виде кафе в некоторых штатах</p>

Например, LPH из сериала Breaking Bad действительно имел реальный прототип в виде кафе в некоторых штатах

Так что же позволяет нам сказать, какой тайтл является культовым, а какой просто временно популярен?

Как уже было озвучено выше, одним из главных критериев культового аниме является время. И речь идет не только о том, насколько давно вышел тайтл, но и о том, не забылся ли он по прошествии этого времени. Так, проверку временем не выдержал такой тайтл, как No Game No Life, которым в годы его выхода пестрели все ресурсы, связанные с аниме.

Кто знает, может, со временем мы о нем еще услышим
Кто знает, может, со временем мы о нем еще услышим

Вторым важным предикатом культового аниме можно назвать его влияние на последующие тайтлы в сходном жанре или на индустрию в целом. Тут сразу в голову приходит франшиза, которую можно назвать вершиной «культовой пирамиды». Разумеется, речь идет о Евангелионе. Ева настолько сильно повлияла на индустрию аниме в целом, что некоторые фанаты и критики разделяют всю историю аниме на «до» и «после» Евы. Оно и понятно, ведь почти все главные фишки Евы, вроде постапокалипсиса, от которого нас спасут только школьники в латексных костюмах, пилотирующие гигантских роботов, и архетипов тряпки-ОЯШа, цунцун и кудэрэ, мы до сих пор встречаем во множестве тайтлов.

Ну, давай, расскажи мне, какой у Darling in the FranXX оригинальный сеттинг

Третьей важной составляющей является известность тайтла за пределами Японии. Хотя это довольно дискуссионный момент. Ведь европейцы относительно японцев ограничены в количестве доступных тайтлов из-за банального отсутствия переводов или необходимости их ждать. Логично было бы предположить, что культовые в одних странах тайтлы не получают широкого распространения в других из-за того, что студии не берутся сразу же их переводить, как, например, было с Dragonball Z, который широко известен и любим в США и Японии, но почти не замечен в России.

Понятие культового аниме по-прежнему остается весьма расплывчатым и не вмещающимся в четкие границы. Можно обозначить некоторые его признаки, но это не приблизит нас к окончательному ответу. Однако с уверенностью можно сказать, что критерий нравится/не нравится в дискурсе говорения о статусе того или иного аниме абсолютно не релевантен, что, в принципе, итак понятно.

Благодарим за внимание!

Текст, редактура и оформление: Мономишка.

Статья подготовлена интернет-журналом Увядание сакуры в Южном Бутово.

7070
56 комментариев

Комментарий недоступен

35
Ответить

Что хотел сказать?
Непонятно.

14
Ответить

Мне всегда казалось, что работает это так.
1) Расчёт на нишевую аудиторию (например, аудитория Махо-седзе).
2) Один или два выделяющихся элементов (например, арт-стиль или же повествование).
3) Слом стандартов жанра.
4) Обретение своей аудитории не сразу, а со временем (первое тоже может случится, но обычно культ разворачивается позже).
5) Завораживающая идея внутри
Культовость действительно интересная и сложная вещь, которую интересно обсуждать и понимать, что нас к ней приводит.

13
Ответить

Хороший комментарий.

2
Ответить

А я бы описал путь к культовости как-то так:
Зарождается новое направление, тренд, будущий мейнстрим. Авторы начинают создавать первые образцы, делают первые попытки. Кто-то лучше, кто-то хуже. Появляются перспектиные дебютанты, новые имена. Лучшие режиссеры/продюсеры/команды примерно начинают понимать пределы/ограничения нового жанра/тренда. И тут, хоп, какой-то гений все это реализовывает практически идеально. На короткое время это кажется эталоном. А потом призодит новая мода, значимым становится что-то новое, но культ остается.

С точки зрения зрителя все примерно также. Появляется плеяда похожих проектов и тут загорается новая звездочка, в чем-то уникальная, по-совему осбенная, но обязательно всеобъемлющая, всеотражающая на этом небе нового жанра/тренда/идеи.

1
Ответить

Зачем поднимать какой-то вопрос, зная, что ответа на него не будет?

10
Ответить

Трафик, там, посетители, чиататели, баблишки ))

1
Ответить