Аниме
Анимемания
4783

Культовое аниме: что это такое и как работает

В закладки
Аудио

Если хочешь рассорить рандомную компанию друзей, заведи разговор о политике. Если хочешь рассорить компанию поклонников японской анимации, заведи разговор о культовых тайтлах. Эта тема, ровно как и споры о лучших мальчиках/девочках (как и любая вкусовщина в любой сфере интересов), всегда напоминает минное поле. В комментариях к аниме-топам сразу же возникают вопросы в духе: «А ГДЕ ЖЕ *название_тайтла.txt!?* или «А ЧТО ТУТ ЗАБЫЛ *название_тайтла2.txt???*»

Один известный теоретик культового кино А. Павлов говорит следующее об этом феномене:

Как можно выйти из всех этих затруднений? Наиболее простой и вместе с тем наиболее уязвимый способ — включать в список только те картины, которые встречаются в любом списке культового кино, как, например, «Шоу ужасов Роки Хоррора» Джима Шермана или «Крот» Алехандро Ходоровски, и исключать те фильмы, которые, если даже и включены кем-то в «культ», все же являются сомнительными, — в частности, замечательный нуар Жака Турнье «Из прошлого» или тот же «Побег из Шоушенка». Оставив в списке наиболее часто встречаемые фильмы и выявив то общее, что есть у них, мы сможем выяснить, что же такое культовое кино. Хотя, осуществив эту несложную операцию, мы придем к выводу, что очень часто то единственное, что объединяет картины, — это их как раз культовый статус. Он нередко присваивается фильмам, которые нельзя назвать шедевром или отнести к классике. В результате область «культовое кино» становится безбрежной.

В аниме всё работает несколько иначе. Более того, начиная искать «подводные камни» японской анимации в сравнении с мировым кинематографом, можно обнаружить, что проблема определения культовых аниме еще более сложна и дискуссионна, чем проблема культового кино. Подробнее разбирая эти «подводные камни», можно сразу же обратить внимание на следующие вещи:

1. В культовом кино существует целый пласт фильмов, которые получили такой статус за счет того, что сделаны, как говорится, «настолько плохо, что даже хорошо». Так, например, прославились фильмы Эда Вуда Младшего и «Комната» Томми Вайсо. А вот, например, получившее рейтинг 1,5 на IMDb аниме Hametsu no Mars культовым назвать язык уж никак не повернется.

2. В аниме гораздо более распространен феномен так называемых «нэверэндингов» (произведений, которые начались много лет назад и продолжаются по сей день). А поскольку в качестве предиката культа можно все же отметить способность тайтла выдержать «проверку временем», то оценить такие франшизы достаточно сложно. Ведь кто знает, как быстро угаснет популярность некоторых «бесконечных» франшиз, как только студии перестанут штамповать их продолжения.

Этот пункт связан также с проблемой формата, поскольку полнометражному аниме проще и быстрее стать культовым, чем сериалу, поскольку полнометражки быстрее тиражировать, переводить, они представляют собой законченное произведение, не тянущее за собой «хвоста» из множества серий. Можно предположить, что это один из пунктов становления культовыми таких режиссеров, как Сатоси Кон, Хаяо Миядзаки и Мамору Осии.

3. Культовые фильмы становятся таковыми, в частности, из-за преданных фанатов, занимающихся всевозможным воспроизведением антуража любимых фильмов, куда можно отнести фанатскую атрибутику, от фигурок и прочих сувениров до массовых паломничеств в заведения, воспроизводящие оные из кино. Любительский косплей и тематические вечеринки также играют важную роль. В этом случае проблема с культовыми аниме становится достаточно прозрачна, поскольку косплей и мерчендайзинг в виде фигурок, атрибутики и кафе являются неотъемлемой частью культуры. Даже на самые непопулярные тайтлы найдется хотя бы несколько косплеев и мерчей. Таким образом, данный критерий обесценивается.

Например, LPH из сериала Breaking Bad действительно имел реальный прототип в виде кафе в некоторых штатах

Так что же позволяет нам сказать, какой тайтл является культовым, а какой просто временно популярен?

Как уже было озвучено выше, одним из главных критериев культового аниме является время. И речь идет не только о том, насколько давно вышел тайтл, но и о том, не забылся ли он по прошествии этого времени. Так, проверку временем не выдержал такой тайтл, как No Game No Life, которым в годы его выхода пестрели все ресурсы, связанные с аниме.

Кто знает, может, со временем мы о нем еще услышим

Вторым важным предикатом культового аниме можно назвать его влияние на последующие тайтлы в сходном жанре или на индустрию в целом. Тут сразу в голову приходит франшиза, которую можно назвать вершиной «культовой пирамиды». Разумеется, речь идет о Евангелионе. Ева настолько сильно повлияла на индустрию аниме в целом, что некоторые фанаты и критики разделяют всю историю аниме на «до» и «после» Евы. Оно и понятно, ведь почти все главные фишки Евы, вроде постапокалипсиса, от которого нас спасут только школьники в латексных костюмах, пилотирующие гигантских роботов, и архетипов тряпки-ОЯШа, цунцун и кудэрэ, мы до сих пор встречаем во множестве тайтлов.

Ну, давай, расскажи мне, какой у Darling in the FranXX оригинальный сеттинг

Третьей важной составляющей является известность тайтла за пределами Японии. Хотя это довольно дискуссионный момент. Ведь европейцы относительно японцев ограничены в количестве доступных тайтлов из-за банального отсутствия переводов или необходимости их ждать. Логично было бы предположить, что культовые в одних странах тайтлы не получают широкого распространения в других из-за того, что студии не берутся сразу же их переводить, как, например, было с Dragonball Z, который широко известен и любим в США и Японии, но почти не замечен в России.

Понятие культового аниме по-прежнему остается весьма расплывчатым и не вмещающимся в четкие границы. Можно обозначить некоторые его признаки, но это не приблизит нас к окончательному ответу. Однако с уверенностью можно сказать, что критерий нравится/не нравится в дискурсе говорения о статусе того или иного аниме абсолютно не релевантен, что, в принципе, итак понятно.

Благодарим за внимание!

Текст, редактура и оформление: Мономишка.

Статья подготовлена интернет-журналом Увядание сакуры в Южном Бутово.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Анимемания", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 56, "likes": 69, "favorites": 171, "is_advertisement": false, "subsite_label": "anime", "id": 57630, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sat, 06 Jul 2019 18:00:15 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 57630, "author_id": 127107, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/57630\/get","add":"\/comments\/57630\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/57630"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64956, "last_count_and_date": null }
56 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
35

Гиггук хорошо всё расписал в The Death of Classic Anime.

Ответить
13

Что хотел сказать?
Непонятно.

Ответить
13

Мне всегда казалось, что работает это так.
1) Расчёт на нишевую аудиторию (например, аудитория Махо-седзе).
2) Один или два выделяющихся элементов (например, арт-стиль или же повествование).
3) Слом стандартов жанра.
4) Обретение своей аудитории не сразу, а со временем (первое тоже может случится, но обычно культ разворачивается позже).
5) Завораживающая идея внутри
Культовость действительно интересная и сложная вещь, которую интересно обсуждать и понимать, что нас к ней приводит.

Ответить
2

Хороший комментарий.

Ответить
1

А я бы описал путь к культовости как-то так:
Зарождается новое направление, тренд, будущий мейнстрим. Авторы начинают создавать первые образцы, делают первые попытки. Кто-то лучше, кто-то хуже. Появляются перспектиные дебютанты, новые имена. Лучшие режиссеры/продюсеры/команды примерно начинают понимать пределы/ограничения нового жанра/тренда. И тут, хоп, какой-то гений все это реализовывает практически идеально. На короткое время это кажется эталоном. А потом призодит новая мода, значимым становится что-то новое, но культ остается.

С точки зрения зрителя все примерно также. Появляется плеяда похожих проектов и тут загорается новая звездочка, в чем-то уникальная, по-совему осбенная, но обязательно всеобъемлющая, всеотражающая на этом небе нового жанра/тренда/идеи.

Ответить
2

Ннет. Культовость не связана с трендами, мейнстримом и уж тем более с модой. Чуть-ли не половина культовых фильмов с треском провалилась во время первоначального проката, чтобы только со временем приобрести признание.

Ответить
9

Зачем поднимать какой-то вопрос, зная, что ответа на него не будет?

Ответить
1

Трафик, там, посетители, чиататели, баблишки ))

Ответить
0

Чтобы ты прочитал.

Ответить
0

Пообщаться

Ответить
9

Не знаю, что там с культовостью, но Аска - лучшая девочка!

Ответить
7

сколько воды, чтобы не сказать в итоге ничего

Ответить
3

А мне уже просто всё равно, превозносят что-то, или наоборот поливают говном.
Я смотрю и получаю удовольствие (или не получаю, но пока процент личных не попаданий низок, меня такое положение дел полностью устраивает).

Ответить
2

Сейчас всё то что производит больше всего мемов на протяжении долгого времени - то и культовое, очень простой и точный показатель.

Ответить
1

Кроме шуток, это действительно довольно надежный индикатор в наше время

Ответить
0

Мне кажется, что мемы больше привязаны к конкретным персонажам, чем к тайтлам.

Ответить
0

К конкретным ситуациям-моментам.

Ответить
0

Если хочешь рассорить компанию поклонников японской анимации, заведи разговор о культовых тайтлах.

Ну вот значит я не поклонник японской анимации, так как на такую тему ни с кем не спорю, на ДТФ уж тем более.

Ответить
0

Ты просто назови свой любимый фильм или сериал и просто жди – спор найдет тебя и пояснит, что твои вкусы хуйня, а вот вкусы комментатора – истина)

ТТГЛ > Евы, кста.

Ответить
7

спор найдет тебя и пояснит, что твои вкусы хуйня, а вот вкусы комментатора

С того самого момента когда я увидел в каком ключе на данном подсайте происходят споры, я решил что я буду говноедом и буду просто смотреть что мне нравится, без этих метаний как в детском саду. "Вот это говно", "Нет, это у тебя говно"?, "только идиоты это смотрят". Да и в целом я не на волне анимешного ДТФ так как я спокойно могу посмотреть сёнены(детские или посерьёзнее), но не романтоту/синкая и т.д. Что здесь любят хвалить. Да что уж говорить, у меня даже нет ненависти и презрения к исикаям (Мне сильно например понравилось no game no life, а щит и слизь зашли как обычный проходной тайтл, он не особо интригует, но посмотреть вполне можно, иногда и посмеяться можно, иногда и понаблюдать за эпиком) Более того я считаю что ненавидеть целый жанр глупо, ведь это жанр у него могут быть и хорошие тайтлы, и плохие. Поэтому называть ещё не вышедший тайтл говно заочно, просто потому что он исикай для меня сверх понимания.

з.ы. ТТГЛ тоже люблю, оно в списке лучших, но у меня нет топа, просто есть тайтлы которые больше всего понравились, есть те которые поменьше и есть те которые не понравились.

Ответить
1

Сравнение Евы и ТТГЛ было в шутку. Только дебичи могут их сравнивать, совершенно разные произведения. Лучшие в своей категории)

Ответить
3

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
3

Утена > ФЛЦЛ > ТТГЛ >= Ева

Ответить
3

Бибоп>всего перечисленного, кста

Ответить
4

Бибоп хорош, но он из другого огорода. Он чисто SoL для тех кто постарше.

Ответить
0

Ну вот это про меня тогда

Ответить
–1

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0

Этой зимой, просто я не любитель признанных классических "шедевров" аниме, как той же Евы. Ну и фан Светлячка

Ответить
1

просто я не любитель признанных классических "шедевров"

Бибоп, 28 место на мале

Ответить
0

Ну, не в 10ке же, я и не имел ввиду супер неизвестные аниме

Ответить
2

Ева - 219, ТТГЛ - 42, ФЛЦЛ - 494, Утена - 321. Т.е. Бибоп в большей степени признанный и классический, чем всё мною перечисленное.

Ответить
0

Окей, окей - убедил, значит я не так выразился

Ответить
–1

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0

Есть вообще что-то новое и относительно для взрослых? Не мог бы посоветовать, шутки про k-on ненада

Ответить
1

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0

Спасибо, выглядит интересно, под "для взрослых" я имел ввиду аниме не для подростков и детей, со взрослыми темами и композицией

Ответить
1

За последние 10 лет можно думаю найти 10-15 хороших работ в формате сериала, но они скорее специфические и не всем подойдут. Но, по моему мнению, 2 работы точно хорошие и имеют ценность для любых возврастов: Китаро с кладбища (Hakaba Kitarō) 2008 года и Цветы Зла (Aku no hana) 2013.

Ответить
0

А мне вот подача кажется ламповой, а современные слайс оф лайф и прочие исекаи кажутся супер неинтересными и высосанными из пальца

Ответить
0

Ган/Дайбастер > Утена > ФЛЦЛ > ТТГЛ >= Ева

Ответить
1

Это не так работает.

Ответить
1

ЛОГГ> все остальное аниме

Ответить
0

ты жанры смотри, любитель ты лога наш

Ответить
0

А, сори не тебе ответил. Но как бы статья не про какой-то отдельный жанр, а про культовое аниме в целом.

Ответить
0

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0

Если хочешь рассорить компанию поклонников японской анимации, заведи разговор о культовых тайтлах.

Именно поэтому я не считаю ни одно аниме "культовым".

Ответить
1

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
1
Ответить
1

В аниме всё работает несколько иначе.

O rly?
1. В японии в прошлом десятилетии всплыл и прославился Chargeman Ken, который как раз был настолько плохо снятым сериалом, что это было смешно. Культура увлечения "плохими" произведениями в аниме не так развита, но мы работаем над этим.
2. На западе тоже есть долгоиграющие серии, которые приобретали или не приобретали культовый статус в зависимости от своих качеств.
3. Ну это совсем мимо. Даже на западе могут косплеить и произведение-пятиминутку, которое благополучно забудется в следующем году. Не говоря о мерче, который там выпускается по всему.
Так что же позволяет нам сказать, какой тайтл является культовым, а какой просто временно популярен?

Наличие у тайтла культа? То-есть ощутимого размера группы верных фанатов, которые считают его одним из лучших произведений, что они видели. Независимо от качеств самого произведения, его влияния на индустрию или известности. В западном кино это работает так-же. Почему это не может работать в аниме?

Ответить
0

А вот, например, получившее рейтинг 1,5 на IMDb аниме Hametsu no Mars культовым назвать язык уж никак не повернется

Зря, кстати. Я не конкретно про это аниме, а про отношение к феномену "так плохо, что даже хорошо" в сообществе.

Ответить
0

Так, проверку временем не выдержал такой тайтл, как No Game No Life

Ну в том же /r animemes регулярно вспоминают, кста. Я бы не сказал, шо его забыли, как забывают многие прочие сезонные штуки.

Ответить
0

90% культовых аниме таковыми являлись в 90-е и начале 00-х из-за крайне скудного информационного сопровождения. Если бы тот же Евангелион выходил сейчас онгоингом и люди могли почтитать интервью Анно и информацию о создании сериала (как и что делалось и почему), то никакого ареола культовости и мистичности вокруг сериала бы не возникло. Посмотрели бы и забыли, как и тысячи таких же криво слепленных и оборванных на середине сёнен-мехи.

Ответить
0

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0

При этом фэндом был сплочен куда сильнее, чем сейчас, и информативных сайтов про аниме было куда больше, любая крупица информации бережно сохранялась и передавалась.

в 00-е ребята с жж и прочих ресурсов активно тянули из англоязычной среды и потом форсили мнения как "правильно" смотреть на вещи.

О да, причем навязывали это мнение агрессивно. Я на борьбу с мифами, созданными "РАНМой" и "Анимегидом" потратил немалое количество времени.

Ответить
–5
Ответить

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovz", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "chvjx", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "chfbl", "p2": "gnwc" } } } ]