Mahou Shoujo Madoka★Magica (Девочка-волшебница Мадока★Магика): магия популярности сериала

Mahou Shoujo Madoka★Magica (Девочка-волшебница Мадока★Магика): магия популярности сериала

Mahou Shoujo Madoka★Magica практически сразу после выхода приобрела культовый статус. Что неудивительно, так как это аниме оказало колоссальное влияние на тренды в индустрии. Но вы когда-нибудь задавались вопросом, почему именно «Мадока». Ведь и до нее были аниме, в которых жанр махо-сёдзё подвергали деконструкции, правда, с переменным успехом. «Нестандартные махо-сёдзё» довольно часто разбирают на DTF, поэтому позволю себе не повторяться очередной раз про основные штампы жанра, которые «бесцеремонно ломают» в процессе деконструкции, а сразу перейду к тому, что нового привнес махо-сёдзё главный сценарист и ответственный за компоновку серий «Мадоки» Гэн Уробути. Поэтому сначала о нем самом.

Гэн Уробути в каком-то смысле уникальное явление среди сценаристов аниме. Большая часть его успешных работ – это, выражаясь терминами кино, адаптированный сценарий. Так было с Fate/Zero, когда его фанфик (спин-офф ранобэ, если без шуток) оказался для многих лучшим, что есть во франшизе. Так было с «Психопаспортом», который фактически является прекрасным коктейлем из оригинальной новеллы «Особое мнение» Филипа Дика, одноименного фильма 2002 года с Томом Крузом, идей и сюжетов из других работ Филипа Дика, а также сеттинга фильма «Эквилибриум». Но «Мадока» другая. Да, есть популярная теория о том, что это аниме – вольная интерпретация «Фауста» Гёте. Однако «Фауст» – произведение, которое в принципе сильно повлияло на мировую культуру, поэтому нет ничего удивительного в том, что идеи «Фауста» нашли свое отражение и в «Мадоке».

Сюжет в «Мадоке» действительно оригинальный, однако основой для этого прекрасного примера деконструкции служило всё великое множество аниме в жанре махо-сёдзё, их сюжетные повороты, штампы и правила, которые надо было всего лишь красиво и логично перевернуть с ног на голову. Поэтому «Мадока», по сути, стала идеальным проектом для Уробути, в котором он мог использовать по максимуму свои сильные стороны как сценариста и компоновщика серий. И о последних хочется поговорить в первую очередь.

Гэн Уробути работает над сюжетом
Гэн Уробути работает над сюжетом

Компоновка серий – один из самых недооцененных зрителями компонентов успеха любого сериала. Сериал – это не фильм, на просмотр которого целиком ты уже собрался, а зачастую даже пришел в кинотеатр и заплатил деньги. Уйти на полпути в этом случае человек может, только если фильм оказался воистину отвратительным. Настолько, что уже всё равно на зря отданные деньги, лишь бы не тратить на «это» свое драгоценное время. С сериалами всё обстоит иначе. Здесь «дропнуть» что-то после парочки показавшихся скучными эпизодов – обычное дело. Вот и приходится режиссерам и сценаристам придумывать, как завлечь зрителей на просмотр всего сезона уже с самой первой. И при этом нельзя раскрывать все карты, иначе не останется ничего интересного на финал, и на сериал поставят клеймо «слившегося». И в «Мадоке» найти этот идеальный баланс было максимально сложно. Нельзя сразу с первых минут сплеча рубить в щепки все штампы жанра махо-сёдзё, иначе пропадет эффект неожиданности. И в то же время, если слишком сильно затянуть с мимикрированием под обычного представителя этого жанра, все будущие фанаты разбегутся с фразой «а, это очередное тупое ванильное махо-сёдзё, которое мы уже видели десятки раз», не дождавшись «перевоплощения» самого аниме.

Особый риск добавляло то, что тогда, в 2011 году, еще нельзя было с уверенностью сказать, сработает ли в «Мадоке» должным образом вау-эффект от третьей серии и сарафанное радио. Естественно, культура активного обсуждения онгоингов в этих ваших интернетах к выходу сериала уже давно существовала. Однако «Мадока» превзошла все даже самые смелые ожидания, став своего рода медиавирусом от мира аниме. Этот тайтл обсуждали вообще во всех социальных сетях и сайтах, куда мог заглянуть анимешник, хотели ли этого обсуждения остальные или нет. Шла ковровая бомбардировка спойлерами, выкладывалось огромное множество теорий: от логичных и потом сбывшихся, до максимально упоротых. Гэн Уробути, по сути, изобрел идеальную формулу для тайтлов, деконструирующих данный жанр. С первых секунд сериала надо показать жирнейший намек на то, что это аниме – не то, чем кажется. Однако затем серии три усыплять бдительность зрителей тем, что им показалось и они сморят обычное махо-сёдзё. Но всё это лишь для того, чтобы в конце третьей серии перевернуть с ног на голову (бедной Мами). Далее несколько серий всё сильнее и сильнее сгущать краски, чтобы к шестой серии рассказать страшную правду о мире. Затем добавить еще смертей и страданий, чтобы плавно довести всё до абсолютной безысходности. А в финале резкий ХЭППИ-ЭНД с нотками трагизма из-за самопожертвования главного героя.

Mahou Shoujo Madoka★Magica (Девочка-волшебница Мадока★Магика): магия популярности сериала

Но почему эта довольно простая формула больше нигде так хорошо не сработала? На то есть несколько причин. Первая – тут нужно строго следовать рецепту. Переборщишь в начале с жестью – дальше не сделаешь неожиданный поворот, слишком долго будешь затягивать с ним – не успеешь вовремя раскрыть персонажей и логику мира, да и это уже будет смотреться не как неожиданный поворот, а как резкая смена основной концепции произведения, что опять же чаще всего не понравится зрителям. Вторая – концепция сама по себе не работает, к ней нужно написать хороший сценарий, создать интересных персонажей, да и о рисовке с музыкой нельзя забывать. Ну и третья, главная – неожиданный поворот работает максимум один-два раза, превращаясь дальше в клише, которому самому нужна деконструкция. Поэтому я просто не понимаю, зачем в принципе нужно так много аниме, пытающихся в очередной раз провести «деконструкцию махо-сёдзё», если эта концепция делает их заранее вторичными.

Но вернемся к «Мадоке». Сюжет в ней не сказать чтобы особо закручен. Сама главная сюжетная линия в аниме довольно простая. Главная героиня «бежит, не сворачивая, по прямолинейному сюжету», как в эндинге аниме. Если, конечно, считать Мадоку главной героиней, а то тут всё не так однозначно, и споры на этот счет не утихают и по сей день. Главным достоинством сценария Mahou Shoujo Madoka★Magica, на мой взгляд, является проработка персонажей: изменения их характеров, падение и вознесение. Тут Гэн Уробути доказал всем, что всё гениально просто. Для отличного аниме достаточно пять девочек-волшебниц в одной лодке, не считая Кьюбея, ведь большое количество нераскрытых женских персонажей, введенных сюжет лишь ради фансервиса, только портит впечатления от тайтла. «Мадока» больше похожа на классическую театральную драму. Героини тут вводятся постепенно, в каждом «акте» активно действуют не более трех-четырех «главных актеров», словно в спектакле. Причем в каждом подобном «акте» есть своя кульминация. Для первого «акта» это гибель Мами, для второго – раскрытие тайны самоцвета души, для третьего – гибель Саяки и Кёко и для четвертого – спасение всех Мадокой. Всего 4 «акта», как и требуется по канонам драматургии. Более того, в каждом подобном «акте» раскрывается один из персонажей: в первом – Мами, в последнем – Хомура, а Саяка и Кёко раскрываются вместе, ровно как и погибают, со второго по третий. Если говорить о персонажах, то лично меня сильнее всего зацепила истории Саяки, так как она больше всего похожа на обычного неидеализированного человека, старающегося помочь людям, совершающего ошибки и разочаровывающегося в мире.

Mahou Shoujo Madoka★Magica (Девочка-волшебница Мадока★Магика): магия популярности сериала

Проблематика, поднятая в «Мадоке», является довольно серьезной и актуальной и по сей день. Однако самой необычной исследованной в этом аниме темой, на мой взгляд, является бессмысленность жизни ради других, что довольно сильно разнится с укладом, принятым в Японии, и принципами главных героев большинства аниме. Саяка буквально пожертвовала свою душу ради возлюбленного, но разочаровавшись в себе и в мире, лишь отдалилась от него, став тем, с кем и боролась, из-за своих моральных ограничений. Хомура, пытаясь спасти Мадоку, сама продлевала бесконечный цикл ее страданий и вела мир к погибели. Благими намерениями вымощена дорога в ад. Кёко же лишь хотела, чтобы ее отцу, который трудится, не покладая рук, справедливо воздалось за его старания. Но в итоге он отказался принимать то, чего он добился не сам, и убил себя и всю свою семью. Кёко после этого стала, по сути, обратной стороной Саяки, нарочито пытаясь жить сегодняшним днем лишь себе во благо.

Кёко, не сумев переубедить Саяку, от злости поедает яблоко, так как тоже верна своим принципам. Одно из самых гениальных визуальных решений сериала, без слов раскрывающих персонажей.
Кёко, не сумев переубедить Саяку, от злости поедает яблоко, так как тоже верна своим принципам. Одно из самых гениальных визуальных решений сериала, без слов раскрывающих персонажей.

Отсутствие в мире справедливости, то, что ее фанатичный поиск приводит человека лишь к страданиям и смерти – вторая интересная для меня тема, поднятая в «Мадоке». Во вселенной всегда будут существовать добро и зло, счастье и страдания, жизнь и смерть, ибо справедливостью для нее является баланс. Спасая одних, ты убиваешь других. Именно идея поддержания баланса во вселенной и побеждает в Mahou Shoujo Madoka★Magica, а концовка в этом аниме не такая счастливая, как кажется на первый взгляд. Ведь, по сути, пожертвовав своим существованием Мадока лишь подарила множеству девочек хоть и счастливую, но смерть, а во вселенной в плане мироздания ничего не поменялось, ведь если есть добро, должно быть и зло. Разница лишь в том, что теперь девочки-волшебницы умирают счастливыми.

Mahou Shoujo Madoka★Magica (Девочка-волшебница Мадока★Магика): магия популярности сериала

Естественно, в аниме не обошлось без множества отсылок к религии и литературе. Как я уже говорил, на сюжет «Мадоки» оказала большое влияние драма «Фауст» Иоганна Гёте. Однако создатели аниме, на мой взгляд, больше вдохновлялись сюжетами про исполнения желаний из ближневосточной культуры. Поэтому в «Мадоке» Кьюбей хоть и дарует желание в обмен на душу девочки, но не является злым от природы, а действует ради всеобщего блага. Да он даже душу не забирает себе, а просто помещает в более безопасную оболочку для сражений. Золотое сердце, о детях заботится! Конечно, «Мадока» старается донести до зрителей, что не стоит слепо верить тому, кто обещает исполнить любое твое желание, ничего не прося взамен, особенно если ты маленькая девочка, а предлагает тебе это усатый дяденька в плаще. Однако основная мораль у аниме другая – бойся своих желаний. Именно они в конце концов приводили героинь к отчаянию и погибели. Мадока же смогла приостановить этот круговорот страданий и ненависти лишь потому, что в этой временной линии у нее не было сокровенного желания. Ее кажущиеся слабость и бесполезность оказалось той силой, которую Кьюбей не смог просчитать.

Но не Гэном Уробути единым славится «Мадока». В ее успехе также велика роль и режиссера, аниматоров, а также композиторов. Режиссером аниме выступил Акиюки Симбо, который приложил руку ко многим в своем роде уникальным проектам. Сейчас он наиболее известен анимешникам как режиссер всея «Гатарей». В «Мадоке» Симбо показал большинство своих полюбившихся зрителям приемов, вроде тех же фирменных поворотов головы. Уникальное визуальное оформление Mahou Shoujo Madoka★Magica стало вторым важнейшим фактором безумного успеха аниме, помимо прекрасной работы сценаристов. Постановка кадров в одних сценах располагает на ощущение тепла и домашнего уюта, а в других – вызывает полнейшую безысходность и чувство абсолютного одиночества. И всё это достигается одной визуальной составляющей. Также отдельно стоит отметить местами просто безумную, но идеально подходящую для сеттинга рисовку.

Mahou Shoujo Madoka★Magica (Девочка-волшебница Мадока★Магика): магия популярности сериала

Говоря про дизайн аниме, нельзя не упомянуть дуэт аниматоров «Театральная компания собачьего карри» (Gekidan Inu Curry), состоящий их двух человек: Грязной псины (Doroinu) и Второй беленькой собачки (2shiroinu). Как признавался Гэн Уробути, он не стал придумывать миры ведьм, полностью поручив это Gekidan Inu Curry. Творческий дуэт даже имел право вносить изменения в сценарий, когда дело касалось ведьм. Да, только такие безумно талантливые люди могли родить на свет настолько уникальный визуал, который надолго запомнился всем смотревшим «Мадоку».

Не менее важную роль для восприятия мира Mahou Shoujo Madoka★Magica играет музыка. И первой в этом контексте стоит упомянуть Юки Кадзиуру. Да, уже в «Мадоке» она начала потихоньку хитрить, вставляя в новые аниме лишь вариации своих предыдущих треков. Но, будем честны, простому зрителю абсолютно наплевать, насколько оригинальна звучащая в аниме музыкальная композиция. Главное, чтобы музыка «работала», идеально дополняя визуал и помогая раскрытию сюжета. И в «Мадоке» саундтрек справляется с этой задачей просто идеально. Достаточно зазвучать треку «Sis Puella Magica!», как зритель без слов ощущает борьбу отчаяния и надежды в душах девушек и видит весь этот одновременно безумно красивый и опасный мир, в котором сражаются девочки-волшебницы. Также здесь стоит отдельно отметить работу японской вокалистки Эри Ито.

Юки Кадзиура работала над саундтреком не одна. Так, музыку и слова к опенингу «Connect», который исполнил японский дуэт ClariS, написал Сё Ватанабэ, а специальный эндинг для 9 серии аниме, посвященный Саяке и Кёко, написал wowaka – один из самых активных деятелей проекта Vocaloid. Музыкант, к сожалению, скончался около двух лет назад в возрасте 31 года. Ну и нельзя не упомянуть уже ставшим легендарным главный эндинг аниме – «Magia» от группы Kalafina. Вообще, создатели «Мадоки» очень активно работали с опенингами и эндингами для правильной подачи сюжета аниме. «Magia» прозвучала уже в открывающей сцене, однако ее породивший тонны СПГС-теорий в интернете визуал впервые показали зрителям только в конце третьей серии, сразу после смерти Мами, многократно усилив неожиданность сюжетного поворота. До этого в первых двух эпизодах показывали фейковый эндинг. Где еще такое встретишь?

Также по сюжету аниме (возлюбленный Саяки – скрипач) в «Мадоке» появляются такие классические композиции, как «Ave Maria», «Девушка с льняными волосами» Дебюсси и «Вокализ, опус 34, № 14» Рахманинова. Причем исполнение на скрипке двух последних произведений (в оригинале они были написаны для фортепиано и фортепиано и голоса) было настолько прекрасным, что хочется стоя поаплодировать. Одни из лучших интерпретаций, что я слышал. Во многом именно благодаря классической музыке Саяка и была так прекрасно раскрыта как персонаж.

О Mahou Shoujo Madoka★Magica можно говорить бесконечно, это аниме не перестают обсуждать даже после 10 лет после его выхода. Однако пора подводить итоги. В чем причина культовости данного сериала? В самобытности. Для его производства собрались талантливые и во многом безумные люди, не боящиеся рискнуть и удивить зрителя, донести до людей свои мысли, идеи и даже частичку своего внутреннего мира. Также не стоит забывать и о революционном для тех лет принципе маркетинга, в котором ставку, спланированно или нет, сделали на обсуждение в социальных сетях и сайтах. Однако, несмотря на вирусный маркетинг, «Мадока» заслуженно смогла стать классикой аниме буквально сразу же после выхода, потому что за ее красивой оберткой скрывались мысли и чувства, которые смогли затронуть наш Самоцвет души.

Спасибо за внимание!

7070
20 комментариев

Комментарий недоступен

8
Ответить

серии где бабе с шотганами отгрызают бошкуСказал, как отрезал.

Ответить

Мегука

3
Ответить

Бекам мегука

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Концовка School days - отвал башки.

7
Ответить