{"id":741,"title":"\u0427\u0442\u043e \u043d\u043e\u0432\u043e\u0433\u043e \u0432 \u043a\u043e\u0440\u043e\u043b\u0435\u0432\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0431\u0438\u0442\u0432\u0435 Free Fire","url":"\/redirect?component=advertising&id=741&url=https:\/\/dtf.ru\/promo\/703344-ff-konight&hash=d8eabb7150caed1f8bc554f675243f8c714e4d7575568af97b2523cd7937ab9b","isPaidAndBannersEnabled":false}
Аниме
Егор Аргунов

Зарплата в 200 долларов и никаких перспектив: почему аниматорам в Японии так мало платят Статьи редакции

Материал The New York Times об условиях труда в аниме-индустрии.

Индустрия аниме растёт с каждым годом: на рынке появляется всё больше крупных игроков. Фильм по «Клинку, рассекающему демонов» бьёт кассовые рекорды в Японии, а компании вроде Netflix увеличивают количество аниме-сериалов в своем сервисе. В этих условиях кажется странным, что аниматоры в этой индустрии практически бедствуют.

На The New York Times вышел материал о причинах этого явления, а мы выбрали из текста главное.

«У студий нет причин поднимать зарплату»

Индустрия аниме за последнее время показала рекордный рост: в 2019 году финансовый оборот этого рынка составил 24 миллиарда долларов. А пандемия ей почти никак не помешала — спрос только вырос.

Но единственное, что не поменялось в этой сфере, — зарплаты сотрудников. Тысячи младших художников и аниматоров зарабатывают в месяц около 200 долларов, и это считается нормой. С повышением на службе оклад значительно выше: например, аниматор с восьмилетним стажем Тэцуя Акуцу (участвовал в создании Darling in the Franxx, Made in Abyss, Tokyo Ghoul:re) зарабатывает от 1400 долларов в месяц.

Но в интервью The New York Times он рассказал, что его можно считать одним из немногих счастливчиков — почти никто в этой сфере не зарабатывает так много.

Я хочу работать в индустрии аниме всю оставшуюся жизнь. Но я знаю, что с такой зарплатой невозможно жениться и завести ребёнка.

Тэцуя Акуцу
аниматор
Тэцуя Акуцу

Аниматоры высшего ранга, которые работают над самыми популярными франшизами, в среднем зарабатывают в год 36 тысяч долларов. Для сравнения, американские аниматоры, не занимающие руководящие должности, зарабатывают по 65 тысяч долларов в год.

При этом жить в Японии довольно дорого: Тэцуя Акуцу тратит почти всю свою зарплату на аренду маленьких апартаментов в окрестностях Токио и еду. А большинству его коллег не хватает денег и на это.

И причина такого маленького оклада, как оказалось, довольно тривиальна. Всё дело в нежелании студий повышать расходы на производство своих тайтлов. А по мнению переводчицы аниме Симоны Станцани, работавшей с японскими компаниями более 30 лет, рынок труда в этой индустрии переполнен — поэтому руководители почти не ценят рабочую силу.

На этом рынке полно талантливых аниматоров, и многие из них действительно хороши в своём деле. Поэтому в студиях работает одно «пушечное мясо» — и нет причин повышать им зарплату.

Симона Станцани
переводчица аниме

При этом у студий, производящих аниме, нет недостатка в деньгах — у них есть заказы на годы вперёд от компаний вроде Netflix. Все сделки завершаются заранее, а потому между релизами тайтлов нет никакого «окна»: сотрудники постоянно работают над новыми проектами.

Но почти вся прибыль уходит не самим студиям, а так называемым производственным комитетам — совместным предприятиям различных компаний, которые финансируют создание аниме. Благодаря им у студий нет недостатка в средствах, но большую часть доходов они распределяют в виде роялти учредителям производственных комитетов.

Эту модель создания аниме можно считать устаревшей: сейчас у многих студий есть бюджеты для создания своих тайтлов. Но руководители компаний не спешат отказаться от системы производственных комитетов, поэтому почти вся сверхприбыль уходит третьим лицам.

Руководители студий привыкли к такому положению вещей в индустрии, поэтому не спешат договариваться с производственными комитетами о распределении прибылей. Им проще не повышать зарплату рядовым аниматорам, чтобы сохранить себе высокие роялти.

«Это бизнес с очень низкой рентабельностью»

Shirobako — сериал о буднях сотрудников аниме-студии

Проблема усугубляется тем, что на производство аниме уходит слишком много денег. По сравнению с американскими мультфильмами, затраты на аниме не так уж и огромны. Но руководители студий умудряются тратить больше денег, чем положено по смете — из-за этого большинство сотрудников не трудоустроены официально.

Джастин Сэвакис, глава Anime News Network и исполнительный директор компании-дистрибьютора MediaOCD, считает, что рядовые аниматоры получают маленькую зарплату как раз из-за прихотей своих начальников.

Студиями обычно управляют творческие люди, которые действительно хотят создать что-то хорошее. И в процессе они пытаются откусить слишком много, делая свои проекты слишком амбициозными.

К концу производства обычно выясняется, что они потеряли деньги на создании своего аниме. Все в индустрии знают, что это проблема. Но она настолько систематическая, что никто не знает, как её решать.

Джастин Сэвакис
исполнительный директор MediaOCD

Также на маленькую зарплату влияет и отношение руководства к своим сотрудникам. Студии требуют от них слишком много, и условия труда оставляют желать лучшего — аниматоры вынуждены работать на износ. В такой ситуации никто и не пытается требовать у начальников повышения заработной платы.

Активист Дзюн Сугавара обратил внимание общественности на чудовищные условия труда японских аниматоров. Сейчас он руководит некоммерческой организацией, которая предоставляет сотрудникам аниме-студий жильё по доступной цене. По его словам, он загорелся этой идеей после того, как узнал об уровне жизни людей, которые создавали его любимое аниме.

Сугавара заявил, что оплата труда аниматоров не соответствует нормам японского законодательства, но правительство, по всей видимости, предпочитает закрывать глаза на эту проблему. А представитель министерства труда Японии отметил, что государство ничего не сможет сделать без коллективной жалобы от аниматоров — а они не спешат обращаться к чиновникам.

Тем не менее несколько студий обратили внимание на эту проблему. Например, Kyoto Animation официально трудоустраивает всех своих сотрудников. А Netflix открыла программу поддержки аниматоров в Японии — благодаря ей молодые сотрудники получат возможность зарабатывать до 1400 долларов в месяц.

Но это не значит, что скоро все аниматоры смогут достойно зарабатывать. Многие студии не могут позволить себе повышать расходы: почти вся их прибыль уходит производственным комитетам и на производство проектов. В такой ситуации о рядовых сотрудниках почти никто не думает.

Это бизнес с низкой рентабельностью. Это очень трудоёмкий бизнес. Лишь крупные студии смогли адаптироваться к этим условиям.

Джозеф Чо
владелец японской анимационной студии

Дзюн Сугавара опасается, что нынешняя ситуация с рабочей силой может навредить всей индустрии. Многие молодые специалисты, возможно, не захотят мириться с таким положением вещей и уйдут из профессии.

Некоторые уже уволились. Аниматор Рёскэ Хиракимото рассказал The New York Times, что он мечтал работать в индустрии аниме всю свою жизнь. Но максимум, что он получал за годы тяжёлого труда, — 38 долларов в день. После рождения первого ребёнка он уволился и устроился в дом престарелых. Сейчас ему платят гораздо больше — здесь работников ценят куда выше.

Многие люди просто ценили саму возможность работать над аниме, которое им нравится. Они были готовы выполнять свою работу вне зависимости от заработной платы. Но я не жалею, что уволился.

Рёскэ Хиракимото
бывший аниматор
{ "author_name": "Егор Аргунов", "author_type": "editor", "tags": ["\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438","\u0434\u0435\u043d\u044c\u0433\u0438","\u0430\u043d\u0438\u043c\u0435"], "comments": 545, "likes": 655, "favorites": 497, "is_advertisement": false, "subsite_label": "anime", "id": 657367, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Mon, 01 Mar 2021 11:04:08 +0300", "is_special": false }
0
545 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Тайный Мурод

187

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
–4

ЗП конечно на начальном уровне и просто что-то отрисовать, фоны, задники, немного цвета на лицах, да, платят немного, по нашим меркам, 100 где-то. Так в этом и прикол, дрочильня такого рода, механической работы и делает из обычного, специалистом, а потом мастером. А если учесть, что в стране Япония, все получают практически равноценную ЗП, то и работать не боятся и относятся к делу серьезно. К сожалению в нашей стране сейчас не так

Ответить

Незначительный кофе

kowets
15

К сожалению в нашей стране сейчас не так

А если учесть, что в стране Япония, все получают практически равноценную ЗП

Ебашить как мразь 18 лет за 1400 долларов в месяц? Нет, спасибо. Хорошо, что в нашей стране сейчас не так.

Ответить
5

В нашей $1400 в месяц это уже близко к верхней планке для 2дшника на зп :). А начинаешь с тех же 200 баксов.

Ответить

Незначительный

Евгений
15

Да, но у нас 200 баксов это снять хату в регионах, а в Японии пару гач из автомата вытащить. Стоимость жизни там бешенная. Я не говорю что у нас хорошо. Я говорю что в Японии плохо)

Ответить
0

Да не дороже там жизнь, чем в России. Не надо преувеличивать.

Ответить
1

посмотрим, сколько в Японии хотя бы детсад стоит
https://konnichiwa.ru/page/156/ от 15 до 53 тысяч йен
открываем калькулятор курса в гугле - от 10 до 36 тысяч рублей

теперь посмотрим, сколько у нас. гугл первым предложил Питер, окей, возьмём Питер
https://www.fontanka.ru/2020/12/07/69607461/ максималка для самых маленьких - 1354,50 рубля

потолочный лампожуй! ОТ 7,4 ДО 26,7 РАЗА *фэйспалм* не 1,3 раза, как где-нибудь в Украине

про остальные статьи расходов вам тоже разжёвывать или сами нагуглите? Япония - адово дорогая страна с адово алчным капитализмом, и если бы не стандартная прошивка патриотизма с детства, японцев в Японии пооставалось бы не больше, чем армян в Армении

Ответить
0

Ну возможно в Японии дороже, но как-то были сравнения США с России и там сравнивая цены московские и вроде Нью-орские и там продукты примерно одинаково стоили. Просто иногда бывают оправдания, когда говорят там зарплата выше потому что уровень жизни выше.

Ответить

Незначител

Gamer
0

В США существенно дороже жильё, услуги и ЖКХ.
Это в принципе правило для рыночной экономики. Чем выше уровень жизни, тем дешевле товары, но дороже недвижка и услуги.
Так что в этом своём суждение эти "иногда оправдывающиеся" правы. Просто они останавливаются на половине рассуждений. 

Это также означает, что несмотря на это, в США гораздо выше покупательская способность. В конце концов, товары и правда стоят примерно те же деньги. При разнице доходов это становится неоспоримо.

Также, стоит подумать о простой математике.
Если ты получаешь 100% зарплаты и там и там, и тратишь равные пусть 70% зарплаты на жизнь, в США эти 30% оставшихся денег, на которые можно купить товары, вложить или ещё чего, в абсолютных значениях будут куда выше, чем в России.

Ситуация с Японией же такова, что при бешеной стоимости жизни на уровне ведущих стран, уровень ЗП там в среднем по больнице не так драматически превышает Российский.

Такие дела. Так что, повторюсь. Я не говорю что у нас хорошо, я говорю что в Японии хуёво.

Ответить

Незначительный

Gamer
0

Понял, удачи.

Ответить

Комментарии

null