Ватанабэ Синъитиро — музыкальное чутьё

Когда говорят о западниках в индустрии аниме, то в придачу к Миядзаки Хаяо и Осии Мамору всегда добавляют Ватанабэ Синъитиро. Эта фигура поразила всех своим сольным дебютом (Cowboy Bebop), и до сих пор она остаётся на слуху.

Ватанабэ Синъитиро — музыкальное чутьё

Основные работы:

  • Macross Plus (1994‑95) OVA
  • Cowboy Bebop (1998-99) Сериал
  • Cowboy Bebop: Tengoku no Tobira (2001) Полнометражный фильм
  • The Animatrix — Kid's Story, A Detective Story (2003) Короткометражные фильмы
  • Samurai Champloo (2004-05) Сериал
  • Genius Party — Baby Blue (2007) Короткометражный фильм
  • Sakamichi no Apollon (2012) Сериал
  • Space☆Dandy (2014) Сериал
  • Zankyou no Terror (2014) Сериал
  • Blade Runner: Black Out 2022 (2017) Короткометражный фильм
  • Carole & Tuesday (2019) Сериал

Визуальный стиль

Параллакс. Джамп-кат плюс резкие склейки на несколько кадров с другим ракурсом, и возвращение обратно. Эффект перемотки. Дисторсия. Сцены без звука окружения — на небольшой промежуток времени заглушаются все звуки кроме музыки, а иногда и она тоже (в эти моменты визуально используется рапид). Скорость (полёт самолётов, звёздных истребителей и кораблей; движение мотоциклов, скейтбордов, машин и пр.). Если обобщать эти приёмы, то они навеяны французской новой волной в лице Жана-Люка Годара и Рене Клемана, а также гангстерскими боевиками и нуаром.

Планы с улицами, бомжами, обычными гражданами — о городе в первую очередь говорят улицы. Он как и Осии Мамору делает шаг от аниме в сторону кинематографии. Даже в моменты сакуги (динамической анимации), пропорции тела персонажей и физика предметов остаются приближенными к реальным. Гиперболизм остаётся только за кадром (исключая серии-трипы в Cowboy Bebop, Samurai Champloo и Space☆Dandy) — персонажи если и получают увечья, быстро их залечивают. Эта черта присуща Lupin III, но там все бессмертны, а у Ватанабэ не все. Визуал для него никогда не был на первом месте, на нём всегда был звук. Это отражается и в его раскадровках.

Концепция

Прошлое. Многое меняется, но кое-что не изменится никогда, как и люди. Его герои бегут от своего прошлого, сами они не меняются, но иногда они могут с этим прошлым разобраться, а иногда нет. В произведениях Ватанабэ большинство проблем связаны с прошлым и воспоминаниями. Герои не обязательно будут решать их, они могут жить с ними до самого конца.

Отсутствие сюжета. Даже если Ватанабэ работает с первоисточником, то персонажи и небольшие истории затмевают сюжет. Кто-то его хвалит за то, что истории превалируют над сюжетом, объясняя тем, что такой подход ближе к восприятию “монстры недели”, и таким образом произведение выглядит легковесным. Другие же хулят за то, что большая часть этих произведений выглядит как филлер и не имеет ценности. Небольшим исключением является его Zankyou no Terror, это единственный раз, когда он пытался сконцентрироваться на сюжете.

Ватанабэ Синъитиро — музыкальное чутьё

Свобода и независимость. Эти черты характера присущи главным героям его работ всегда. И зачастую вид независимости и свободы отличается от героя к герою. Персонажи не идут по одной дороге, они сворачивают на другую, возвращаются, останавливаются, идут по третьей и так далее. Это аккуратно показано в Бибопе, когда Фэй спокойно сбегает и возвращается несколько раз. Его герои в любой момент могут сорваться на далёкий край галактики из-за пустяковой причины и не оставить записки, давая понять, что они могут в любой момент вернуться.

Звук и музыка. Об этом он говорит в первую очередь, иногда для него музыка важнее истории. Он признаёт, что музыка может быть не интересна кому-то, но зачастую общается со зрителем только с её помощью. Вопреки общепринятому мнению, Ватанабэ не придерживается одного жанра или стиля музыки для своих произведений. Саундтрек Cowboy Bebop например не состоит только из джаза (бибопа) и блюза, там есть и классическая музыка, и кантри, и метал. В его работах есть также дабстеп, поп, рок, фолк, хип-хоп и другие жанры, это ещё не касаясь стилей. Он не концентрируется на чём-то одном, включая инструменты и языки. Большое внимание уделяется акустике и восприятию музыки зрителем. Например, Ватанабэ задумывается над тем, насколько в конкретной сцене нужно сосредоточить внимание зрителя на песне, а не на исполнителях (персонажах) или слушателях (внутри аниме). Так в Macross Plus часто показывается взаимодействие Шэрон со слушателем, в то время как в Carole & Tuesday акцент смещён на исполнителя и атмосферу в целом.

В последней своей работе (Carole & Tuesday) Ватанабэ хотел не только заставить зрителя почувствовать определённую эмоцию, но и побудить к действию (занятию музыкой). Как отмечает он сам, политический дискурс в аниме является попыткой сказать о том, что музыканты живут в обществе и что они не могут не взаимодействовать с ним. Вместе с этим он признаёт, что эта часть может не понравиться зрителю.

О будущем Ватанабэ говорит только то, что на пенсию он не уходит, но многое зависит от успеха Carole & Tuesday (международный релиз второй половины сериала состоится на Netflix 24 декабря). Он замечает, что его работы с каждым разом становятся всё сложнее.

Cowboy Bebop с Ватанабэ сыграл злую шутку, сериал был настолько качественным и тепло принятым зрителями и критиками, что каждая следующая работа ожидается не хуже. Однако Ватанабэ не Миядзаки, и хочет экспериментировать, особенно со звуком и музыкой, поэтому от создания произведений по формуле он отказался. Если сравнивать его с другими режиссёрами, то сразу приходит на ум Джим Джармуш, Вонг Карвай и Эмир Кустурица. В аниме-индустрии пока нет никого, похожего на него.

Спасибо за прочтение, и надеюсь статья оказалась для вас хоть немного полезной.

P.S. Если вы увидели ошибку в тексте, напишите о ней.

1515 показов
2.4K2.4K открытий
29 комментариев

Мне кажется, что шикарное звуковое сопровождение ковбоя, в первую очередь заслуга Ёко Канно, нежели самого Ватанабэ.

Ответить

в основе лежит идея Ватанабе, а реализация Канно. именно в такой последовательности

Ответить

А по сабжу, спасибо за статью. Синъитиро на слуху (по крайней мере, я часто его упоминания встречаю), думал у него больше работ, если честно, даже удивился. Читать было интересно, плюс, теперь заинтересовался теми его работами, что ещё не смотрел, записал в список посмотреть на будущее. Ну а всем кто не смотрел Ковбоя и Самурая, рекомендую, оба произведения стоят внимания.

Ответить

Вам спасибо, за прочтение. 

Ответить

Космический Данди недооценен. Шикарно всё от опеннигнов, до визуального стиля, персонажей и юмора. 

Ответить

Видимо народ не вьехал в его эксперементальность. Сериал в котором почти каждая серия нарисована в своем стиле рисовки, а главный герой умирает в первой же серии, чтобы во второй появится без всяких объяснений) Это сильно)

Ответить

Самурай Чамплу *_______* Как же охрененно стильно он был сделан. Ушёл пересматривать.

Ответить