Аниме
Lev1athan
1403

Ватанабэ Синъитиро — музыкальное чутьё

Когда говорят о западниках в индустрии аниме, то в придачу к Миядзаки Хаяо и Осии Мамору всегда добавляют Ватанабэ Синъитиро. Эта фигура поразила всех своим сольным дебютом (Cowboy Bebop), и до сих пор она остаётся на слуху.

В закладки

Основные работы:

  • Macross Plus (1994‑95) OVA
  • Cowboy Bebop (1998-99) Сериал
  • Cowboy Bebop: Tengoku no Tobira (2001) Полнометражный фильм
  • The Animatrix — Kid's Story, A Detective Story (2003) Короткометражные фильмы
  • Samurai Champloo (2004-05) Сериал
  • Genius Party — Baby Blue (2007) Короткометражный фильм
  • Sakamichi no Apollon (2012) Сериал
  • Space☆Dandy (2014) Сериал
  • Zankyou no Terror (2014) Сериал
  • Blade Runner: Black Out 2022 (2017) Короткометражный фильм
  • Carole & Tuesday (2019) Сериал

Визуальный стиль

Параллакс. Джамп-кат плюс резкие склейки на несколько кадров с другим ракурсом, и возвращение обратно. Эффект перемотки. Дисторсия. Сцены без звука окружения — на небольшой промежуток времени заглушаются все звуки кроме музыки, а иногда и она тоже (в эти моменты визуально используется рапид). Скорость (полёт самолётов, звёздных истребителей и кораблей; движение мотоциклов, скейтбордов, машин и пр.). Если обобщать эти приёмы, то они навеяны французской новой волной в лице Жана-Люка Годара и Рене Клемана, а также гангстерскими боевиками и нуаром.

Планы с улицами, бомжами, обычными гражданами — о городе в первую очередь говорят улицы. Он как и Осии Мамору делает шаг от аниме в сторону кинематографии. Даже в моменты сакуги (динамической анимации), пропорции тела персонажей и физика предметов остаются приближенными к реальным. Гиперболизм остаётся только за кадром (исключая серии-трипы в Cowboy Bebop, Samurai Champloo и Space☆Dandy) — персонажи если и получают увечья, быстро их залечивают. Эта черта присуща Lupin III, но там все бессмертны, а у Ватанабэ не все. Визуал для него никогда не был на первом месте, на нём всегда был звук. Это отражается и в его раскадровках.

Концепция

Прошлое. Многое меняется, но кое-что не изменится никогда, как и люди. Его герои бегут от своего прошлого, сами они не меняются, но иногда они могут с этим прошлым разобраться, а иногда нет. В произведениях Ватанабэ большинство проблем связаны с прошлым и воспоминаниями. Герои не обязательно будут решать их, они могут жить с ними до самого конца.

Отсутствие сюжета. Даже если Ватанабэ работает с первоисточником, то персонажи и небольшие истории затмевают сюжет. Кто-то его хвалит за то, что истории превалируют над сюжетом, объясняя тем, что такой подход ближе к восприятию “монстры недели”, и таким образом произведение выглядит легковесным. Другие же хулят за то, что большая часть этих произведений выглядит как филлер и не имеет ценности. Небольшим исключением является его Zankyou no Terror, это единственный раз, когда он пытался сконцентрироваться на сюжете.

Свобода и независимость. Эти черты характера присущи главным героям его работ всегда. И зачастую вид независимости и свободы отличается от героя к герою. Персонажи не идут по одной дороге, они сворачивают на другую, возвращаются, останавливаются, идут по третьей и так далее. Это аккуратно показано в Бибопе, когда Фэй спокойно сбегает и возвращается несколько раз. Его герои в любой момент могут сорваться на далёкий край галактики из-за пустяковой причины и не оставить записки, давая понять, что они могут в любой момент вернуться.

Звук и музыка. Об этом он говорит в первую очередь, иногда для него музыка важнее истории. Он признаёт, что музыка может быть не интересна кому-то, но зачастую общается со зрителем только с её помощью. Вопреки общепринятому мнению, Ватанабэ не придерживается одного жанра или стиля музыки для своих произведений. Саундтрек Cowboy Bebop например не состоит только из джаза (бибопа) и блюза, там есть и классическая музыка, и кантри, и метал. В его работах есть также дабстеп, поп, рок, фолк, хип-хоп и другие жанры, это ещё не касаясь стилей. Он не концентрируется на чём-то одном, включая инструменты и языки. Большое внимание уделяется акустике и восприятию музыки зрителем. Например, Ватанабэ задумывается над тем, насколько в конкретной сцене нужно сосредоточить внимание зрителя на песне, а не на исполнителях (персонажах) или слушателях (внутри аниме). Так в Macross Plus часто показывается взаимодействие Шэрон со слушателем, в то время как в Carole & Tuesday акцент смещён на исполнителя и атмосферу в целом.

В последней своей работе (Carole & Tuesday) Ватанабэ хотел не только заставить зрителя почувствовать определённую эмоцию, но и побудить к действию (занятию музыкой). Как отмечает он сам, политический дискурс в аниме является попыткой сказать о том, что музыканты живут в обществе и что они не могут не взаимодействовать с ним. Вместе с этим он признаёт, что эта часть может не понравиться зрителю.

О будущем Ватанабэ говорит только то, что на пенсию он не уходит, но многое зависит от успеха Carole & Tuesday (международный релиз второй половины сериала состоится на Netflix 24 декабря). Он замечает, что его работы с каждым разом становятся всё сложнее.

Cowboy Bebop с Ватанабэ сыграл злую шутку, сериал был настолько качественным и тепло принятым зрителями и критиками, что каждая следующая работа ожидается не хуже. Однако Ватанабэ не Миядзаки, и хочет экспериментировать, особенно со звуком и музыкой, поэтому от создания произведений по формуле он отказался. Если сравнивать его с другими режиссёрами, то сразу приходит на ум Джим Джармуш, Вонг Карвай и Эмир Кустурица. В аниме-индустрии пока нет никого, похожего на него.

Спасибо за прочтение, и надеюсь статья оказалась для вас хоть немного полезной.

P.S. Если вы увидели ошибку в тексте, напишите о ней.

{ "author_name": "Lev1athan", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 29, "likes": 83, "favorites": 95, "is_advertisement": false, "subsite_label": "anime", "id": 86095, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 09 Dec 2019 19:51:40 +0300", "is_special": false }
Разработка
20 вакансий для разработчиков
От Gradient, Aloha Browser, «Союзмультфильма» и других компаний.
Объявление на DTF
0
29 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
14

Мне кажется, что шикарное звуковое сопровождение ковбоя, в первую очередь заслуга Ёко Канно, нежели самого Ватанабэ.

Ответить
1

в основе лежит идея Ватанабе, а реализация Канно. именно в такой последовательности

Ответить
7

А по сабжу, спасибо за статью. Синъитиро на слуху (по крайней мере, я часто его упоминания встречаю), думал у него больше работ, если честно, даже удивился. Читать было интересно, плюс, теперь заинтересовался теми его работами, что ещё не смотрел, записал в список посмотреть на будущее. Ну а всем кто не смотрел Ковбоя и Самурая, рекомендую, оба произведения стоят внимания.

Ответить
4

Вам спасибо, за прочтение. 

Ответить
6

Космический Данди недооценен. Шикарно всё от опеннигнов, до визуального стиля, персонажей и юмора. 

Ответить
2

Видимо народ не вьехал в его эксперементальность. Сериал в котором почти каждая серия нарисована в своем стиле рисовки, а главный герой умирает в первой же серии, чтобы во второй появится без всяких объяснений) Это сильно)

Ответить
5

Самурай Чамплу *_______* Как же охрененно стильно он был сделан. Ушёл пересматривать.

Ответить
2

Если говорить о кинематографичности в аниме, то на ум ещё приходит Сатоси Кон, у которого тоже по-своему самобытный стиль

Ответить

Городской украинец

0

Смысле следующая работа оказалась слабей?
Кто так решил?
Чамплу и Керол и Тьюсдей на уровне Ковбоя. Кто думает иначе - заставлю смотреть на повторе ребилд Евы. Отпуляет до уровня гриба

"Керол и Тьюсдей" - это в первую очередь высказывание автора о современном творчестве.
"Чамплу" - в каком-то смысле о, похоже на то - гетто и прочим "сложным" местам.
"Ковбой" - про прошлое и будущее человека.
При этом каждый видит своё

Ответить
1

"Подсолнечный самурай" - офигенен
Роуд стори на максималках.

Ответить
0

Шикарная статья. Обожаю Бибопа за музыку, Чамплу за пейзажи и драки, а оба эти тайтла – за персонажей. Zankyou no terror, правда, гиганское разочарование, но я с нетерпением жду новых творений Ватанабе.

Ответить
2

Вот сколько людей, столько и мнений. Мне Zankyou no terror очень зашёл, разочаровала только концовка. Но и в Еве (сериале, без The end of Evangelion)/Akame ga kill/Бличе и тд концовки ну такие. 
Вообще странные у меня отношения с произведениями Ватанабэ. Бибоп и Чамплу зашли, Данди и Аполлон так дальше первой серии не посмотрел, Эхо Террора в целом все таки зашёл, а вот Карол и Тюсдей так и не решаюсь посмотреть пока. 

Ответить
1

Ну Кэрол и Тьюздей не его работа в качестве режиссёра.
А Террор поставлен очень круто, смущает разве что простоватый посыл.

Ответить
0

Так вижу:
Akame ga Kill и хлорка это отвратные тинейджерские в плохом смысле тайтлы.
В терроре концовка слила весь пафос. Данди заходит после гинтамы.
У меня всё.

Ответить
0

Ну у меня достаточно своеобразные вкусы в аниме и я этого не отрицаю) мне не зашли овепхайпнутые титаны, но зашёл не менее овепхайпнутый гуль (первый сезон, второго не было хд) . Ну или вторичный фейри тейл мне больше понравился, чем кусок, с которого Машима чего только не брал. Опять же Гинтаму я дропнул серии на 10.

Ответить
0

Гинтама раскрывается постепенно же, надо запасаться терпением.

Ответить
0

Если вы увидели ошибку в тексте, напишите о ней.

Было бы неплохо определиться, в каком порядке автор записывает японские имена, потому что это
Хаяо Миядзаки

Осии Мамору

Ватанабэ Синъитиро

не работает.

Ответить
0

Только Миядзаки написан на западный манер, поменял обратно. 

Ответить
0

Не люблю аниме, но Ватанабэ - гений!
Ideed, whatever you're doing rhythm is the most important.

Ответить
0

Статья ,которой нам всем не хватает.
Качественно, легко написан текст, даже объем материала идеален

Ответить
0

Заголовок и вступление немного сбивают с толку. Если человек сразу не знает, кто такой Ватанабэ Синъитиро, по ним легко подумать, что это какой-то композитор, а не режиссер. Я сам сперва затупил и не признал его по имени, потому зашел в статью, исключительно чтобы разобраться, кому это приписывают божественный бибоповский саундтрек Ёко Канно.

На самом деле, с большим нетерпением жду момента, когда удастся выкроить себя время и посмотреть целиком кэрол и тьюсдей. Из того, что я видел и слышал, это должен быть очень крутой сериал, и я надеюсь не разочароваться

Ответить
0

Спасибо за статью. Ватанабэ - неоднозначная фигура. По сути, он действительно стал заложником высокого уровня качества Ковбоя Бибопа и Самурая Чамплу, хотя на мой взгляд, даже эти проекты слабоваты (в первую очередь сюжетно) и потому не дотягивают до лучших представителей аниме.
Взять, к примеру, недавнее аниме Кэрол и Тьюсдей, которое начиналось весьма многообещающе, а в итоге запомнилось лишь благодаря музыке, концертным выступлениям, и отличной анимации от студии Bones, а на фоне лучших представителей жанра история и герои выглядят слишком поверхностными и потому не вызывают должного эффекта.

Ответить
0

Подскажи годный хентай

Ответить

Одетый огонь

Разбойник
0

177013

Ответить
–1

Статья хорошо написана, но ощущается СПГС. Последняя работа этого режиссера - просто квинтэссенция западного зашквара, "актуальных политических проблем", гейропейской агенды и прочей мерзости. Но это не потому, что режиссер такой уникальный и очень западный по натуре, а потому, что это ему заказали американцы (на гифке самая лучшая сцена из этой анимы). По остальным - по большей части обычные нормальные тайтлы. Дикий дроч на Бибопа мне не понятен; да, аниме хорошее, но в это время таких выходило хоть жопой жуй; почему надо везде визжать именно про Бибопа - не понятно. М.б. потому, что он на слуху?
В этих произведениях больше прослеживается не рука Ватанабе, а влияние соответствующих анимационных студий (проверь репертуар каждой из них, и все встанет на свои места). Все плюшки Бибопа я бы приписал качеству Санрайза и его любви к фантастике, а не режиссеру; "экспериментальный" стиль Чамплу - раскованности первых работ Манглоба; C&T - жвачности Бонес, которые умеют в графику, но не в интересный сюжет; Zankyou no Terror - рандомности Маппы; Денди - необычности выбора Бонесовских сценариев (+ сюда же вкусовщина на их поделия) и т.д. Единственное общее между этими тайтлами - просто два слова "Ватанабе Шиничиро". 
У каких-нибудь Оонума Шина или Шинбо Акиюки больше общего среди их работ, чем у Ватанабе. Да и к тому же сравнивать его с копипастером анимы для неосиляторов Миязаки, и серьезным парнем Сатоши Коном - просто неправильно. Они настолько разные, что никакого сравнения быть не может.

Ответить
0

Примеры хорошего анимэ не с целевой детской и подростковой аудиторией напиши пожалуйста.

Ответить
0

Могила светлячков

Ответить
0

Сложный вопрос задал, т.к. "подростковость" можно толковать по-разному в зависимости от желания обосрать опонента, но я попробую:

1) Blue Gender;
2) Boogiepop wa Warawanai: Boogiepop Phantom (2000);
3) Bokurano;
4) Casshern Sins;
5) Cowboy Bebop;
6) Все старые версии Devilman;
7) Densetsu Kyojin Ideon (+ Hatsudou Hen);
8) Eiga Koe no Katachi;
9) Ghost in the Shell (1 и 2 фильмы);
10) Ginga Eiyuu Densetsu (ова в 100+ серий);
11) Gunslinger Girl;
12) Gunsmith Cats;
13) Gyakusatsu Kikan;
14) Hai to Gensou no Grimgar;
15) Haibane Renmei;
16) Jin-Rou;
17) Juubee Ninpuuchou (если память мне не изменяет);
18) Kaguya-hime no Monogatari;
19) Старые Kino no Tabi;
20) Kite;
21) Некоторые гандамы (например, Victory, Thunderbolt и 0080);
22) Kurozuka;
23) Mahou Shoujo Madoka Magica;
24) Mardock Scramble;
25) Mushishi;
26) Pale Cocoon;
27) Perfect Blue;
28) Redline;
29) Sentou Yousei Yukikaze;
30) Shinseiki Evangelion (старый + фильм);
31) Sol Bianka;
32) Starship Operators;
33) Taiho Shichau zo: You`re Under Arrest;
34) Texhnolyze;
35) Windaria;
36) Witch Hunter Robin (если не изменяет память);
37) Yuugo Koushoujin.

Ответить
0

Благодарю.
Не обосрать, а обозначить рамки, так сказать.

Ответить

Прямой эфир

{ "jsPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/js/all.min.js?v=05.02.2020", "cssPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/styles/all.min.css?v=05.02.2020", "fontsPath": "https://fonts.googleapis.com/css?family=Roboto+Mono:400,700,700i&subset=cyrillic" }