Девочки-волшебницы против стереотипов о жанре: многогранность и развитие махо-седзе

Махо-седзе — жанр, несправедливо обвешанный стереотипами. За богатую историю он мало того, что воспитал множество маленьких девочек, так еще и подарил индустрии ряд значимых произведений. Однако в аниме-сообществе принято считать, что много лет снимали клонов Сейлор Мун, а затем Мадока совершила революцию. В самом же деле потенциал повествования никак не ограничивают превращения и наивные главные героини, и работы из арсенала жанра могут разнится колоссально.

В этой статье речь пойдет об аниме, что презентовали свои творческие подходы, оказали влияние на индустрию и отлично смотрятся в сознательном возрасте. Без нашумевших тайтлов, о которых уже рассказали сотню раз.

Трудное детство: махо-седзе во вселенной Го Нагая

Девочки-волшебницы против стереотипов о жанре: многогранность и развитие махо-седзе

Сперва заглянем в колыбель жанра, студию Toei Animation. Эти ребята вырастили махо-седзе и ведут за руку до сих пор, положив начало в 1969 году, выпустив Sally the Witch. Ожидать от него каких-то откровений не стоит, отмечу лишь любопытный факт, что аниме про ведьмочек впоследствии вылилось в отдельную категорию, со своим набором тайтлов и отличительных черт. Лучше дойдем в биографии студии до 1973 года, когда по мотивам свежей манги небезызвестного Го Нагая стартовала франшиза Cutey Honey.

Конечно, странно говорить «махо» в адрес аниме про андроида, и «седзе» в сторону родоначальника этти, но история рассудила иначе. Сегодня жанр обязан Cutey Honey многими элементами, такими как монстры недели, волшебные переодевания для маскировки, монологи, а вся индустрия благодарна автору за популяризацию фансервиса сквозь терни непринятия.

В каждой экранизации, под мотивы одной и той же фирменной музыкальной темы, Хани борется с вульгарными робомонстрами, что жаждут разрушения. События немного отличаются в разных версиях, но принцип один — больше обнаженки, меньше смысла.

Оригинальный сериал 1973 года советовать тяжело из-за отсутствия сквозного сюжета между сериями и нудностью, хотя, можно глянуть пару эпизодов для оценки сюрреализма, действительно жутких монстров и ощущения культурной значимости. Посмотреть, что там такого скандального, пусть и чуть сглаженного в сравнении с манга-версией. Спойлер: сегодня это даже на 16+ едва тянет, но тем забавнее ощутить, как индустрия раскрепостилась.

Переосмысление в виде Shin Cutey Honey уже найдет побольше фанатов за счет стильного образа, крутой музыки и мрачного киберпанк сеттинга. Все еще не шедевр, но любителям оценить OVA 90-х годов понравится. Классический боевик того времени, в котором Хани все так же, из серии в серию, лупит врагов и спасает заложников без особой смысловой нагрузки. Эротическая составляющая уже соответствует современным требованиям, но кого удивить голой грудью на VHS кассетах?

Смело порекомендовать каждому можно, разве что, Re: Cutey Honey 2004 года. Еще откровеннее и еще драйвовее! На сей раз у руля звездные кадры Gainax’а, притом поочередно. Первый эпизод режиссировал Хироюки Имаиси (FLCL), второй Такамити Ито (Kanon), а третий Масаюки (FLCL, Neon Genesis Evangelion). В роли супервайзера выступил небезызвестный Хидэаки Анно, что является большим поклонником Го Нагая. Если имена вам ни о чем не говорят, за них скажет общий вид сериала, напоминающий другие работы Gainax’a — Kill la Kill и Tengen Toppa Gurren Lagann. Все мельтешит, сверкает и не собирается успокаиваться. Самое то для серии, в которой единственный смысл — борьба сисястых андроидов.

Хотя в Re: Cutey Honey встречаются и другие приоритеты. Из-за раздельной работы режиссеров, каждый эпизод воспринимается по-разному. Первая серия — драйвовый боевик, вторая — рассуждение о вине героя в разрушениях, а третья — масштабный финал, где у руля встают чувства Хани и ее подруги Нацуко.

Остальные адаптации истории Го Нагая вышли слабыми. Из плюсов сериала 2018 года выделяют только приближенность к манге и большее внимание однополой романтике. С Cutey Honey Flash тоже не все гладко. Зачем-то решили приблизить к седзе, наняли авторов Sailor Moon Sailor Stars, и захотели сделать нечто похожее на популярнейшее аниме поколения, но в итоге лишь вызвали недоумение таким «кроссовером». Получилось дешевое подражание Сейлор Мун, которая некогда училась у Cutey Honey.

Такая вот незаурядная, но успевшая занять место в истории франшиза. Любители глубинного сюжета потратили только что минуты чтения зря, но зато теперь знают кого винить в засилии фансервиса в индустрии.

Махо-сэйнэн: Magical Girl Lyrical Nanoha

Девочки-волшебницы против стереотипов о жанре: многогранность и развитие махо-седзе

Продолжим ворошить бесстыдную историю жанра и поговорим об ответвлении хентая. Magical Girl Lyrical Nanoha — побочная история про второстепенного персонажа эроге, ставшая куда популярнее оригинала. Как и первоисточник, Наноха также нацелена на взрослую мужскую аудиторию, пусть и в рамках приличия. Считается, что из девочек-волшебниц до нее данный подход никто не исповедовал, не заступив за рамки хотя бы «этти» или пародии.

Дебют Нанохи в визуальной новелле Triangle Heart 3
Дебют Нанохи в визуальной новелле Triangle Heart 3

Уникальность заключается и в природе магии. Волшебство объясняется научно-техническим прогрессом. Спустя время, образовался некий поджанр про девочек и техномагию, в котором черты махо-седзе частично сохранены, но уже «не то». Например: Vividred Operation, Neptunia The Animation (первоисточник в виде серии игр — тоже яркий образец). Можно поспорить, что в обособленную категорию место и Нанохе, и уж тем более последним сезонам про спорт вместо борьбы со злом, однако уж очень велик вклад серии в махо-седзе сцену, особенно от первых сезонов.

Это все замечательно, но самый важный вопрос — как смотреть? Magical Girl Lyrical Nanoha — махина, а не просто серия.

Вариант первый: сериалы. Сюда входят: Оригинал 2004 года, A’s, StrikerS, Vivid, ViVid Strike. Неспешный темп повествования, обилие деталей. Экшн сцены выполнены достойно на момент выхода каждого из тайтлов. Данная ветка просмотра делится на три самодостаточные временные линии со своими центральными персонажами. Первые два сезона — про малышку Наноху, третий — про зрелых командирш «Бюро пространства и времени», а четвертый и пятый — про дочь Нанохи и ее «подруги» Фейт, что делит экранное время с другими ровесницами. Предпоследний сериал по праву считается самым слабым местом франшизы, и спокойно пропускается без вреда для понимания сюжета.

Скриншот из второго сезона
Скриншот из второго сезона

Вариант второй: фильмы. Сюда входят: The Movie 1st, The Movie 2nd A’s, Reflection, Detonation. Лучший маршрут для тех, кто ценит Наноху именно как боевую серию. Персонажи раскрываются посредством глубоких фраз и монологов, экранное время предпочитают выделять под действия. Первые два фильма сюжетно повторяют соответствующие сезоны сериала, пусть и перерабатывая все детали, так что формально с классикой знакомишься. Последние две работы — история сестер с другой планеты, дебютировавших в игре на PSP. В отличие от сериалов, временная линия одна, героини все четыре фильма пребывают в своих лоли-формах.

Я говорю про историю, персонажей… очень важные вещи в серии, на самом деле. Все-таки аудитория у франшизы опытная, одним фансервисом с маленькими девочками особого внимания не привлечешь. Поэтому создатели заморочились над интересным миром с вышеназванной техномагией, взрослым сюжетом с жестковатыми моментами по отношению к персонажам и экшеном. Кто не плакал над историей Фейт тот… не чувствительный человек. Важное место в истории Нанохи занимает «Бюро пространства-времени» и природа способностей из разных миров. Зачастую стычки девочек как раз и происходят из-за борьбы за опасную силу. Наверное, поэтому техномагию ассоциируют с этой серией, поскольку она тут не просто есть, а заостряет на себе внимание. А еще тут много отсылок к машинам. Мужчины ведь любят авто.

Кончилась франшиза доминацией экшена и выглядело это слишком брутально. Никакого спасения мира, только борьба и ринг. Маленькие девочки в моэ стилистике выбивают друг другу зубы, разбивают головы одноклассницам, а потом улыбаются и говорят о дружбе. Это и есть краткая характеристика ViVid Strike. Минимум сюжета, максимум мощных драк, и немного трогательных историй ключевых персонажей. При всей своей жестокости, аниме не падает в категорию «кровавых косплееров Мадоки», а умудряется нести позитив. Авторы не напирают на чувство жалости, скорее демонстрируют несгибаемую силу духа.

Интересно какой вектор развития возьмет отец серии Масаки Цузуки дальше. В начале 2020 года был анонс нового проекта, но подробности все еще неизвестны. Ясно только, что ожидать можно чего угодно.

Сказка о любви: Princess Tutu

Девочки-волшебницы против стереотипов о жанре: многогранность и развитие махо-седзе

На сей раз поговорим о работе, что не целится на взрослую аудиторию, но рискует быть непонятой неокрепшими умами. Princess Tutu — аниме, максимально приближенное к искусству.

Центральная тема сериала — балет. Персонажи, названия эпизодов и сцены несут в себе отсылки к постановкам. Случайный балкон на фоне может оказаться таковым из Ромео и Джульетты, не говоря о том, что каждая серия следует тематике мировых произведений и называется соответствующе. Героев ограничивают в словах, и они пытаются выразить чувства в танце. Конкретно у принцессы Тютю это также главное оружие, вместо атак и заклятий. Подчеркивают атмосферу и особая стилистика в мягких цветах в сочетании с классической музыкой.

Вся история Princess Tutu уже давно сочинена Дроссельмейером, садистическим автором, что пророчит своим героям жестокую судьбу. Подвластные ему персонажи вынуждены следовать своим ролям, хотя и пытаются всеми силами изменить ход событий.

Сериал ставит акцент на четырех героях: принц Мюто, его рыцарь Факир, принцессы Ру и Ахиру. По сюжету сказки принц вынужден бороться с Вороном, но оборачивается это разбиением сердца героя ради заточения врага и обращением в безвольную куклу. Ахиру, из великой любви, хочет собрать осколки сердца, но остальные персонажи имеют свои виды на принца. В ходе событий каждый из героев сталкивается с моральным выбором, узнает больше правды о мире Дроссельмейера и ставит под сомнение свой изначальный путь.

Очень красивая сказка, с отлично прописанными интересными героями и непредсказуемым сюжетом, над которым Дроссельмейер изрядно попотел. Ахиру и Факир прошли все ступени развития персонажей, Ру нашла себя пройдя через ложь и страдания, а Мюто обретает эмоции сказочным образом, действуя безумно и непредсказуемо. Проще описать монологом в стиле Хани: «Иногда я балерун, иногда безумный ворон, иногда жестокий любовник, а иногда безэмоциональная кукла, но на самом деле я воин любви — принц Мюто!»

В начале аниме может показаться несколько затянутым и слегка безумным, а шутки раздражающими, но после первой трети все меняется. Отпадает схема, в которой Ахиру в форме принцессы Тютю в каждой серии возвращает одно из чувств герою, начинаются действия. Любопытно, что все осколки сердца, собранные вначале носят негатив. Грусть, одиночество, страх… От таких подарков принц начинает страдать, а вскоре и все остальные. Большая часть сериала проходит в безнадеге. Как сейчас модно говорить, «темное махо-седзе».

Утверждать, что Princess Tutu — лучшая работа в жанре, слишком ответственно, но очень хочется. После просмотра не забываешь персонажей, восхищаешься сюжетом и общей красотой работы. Здесь нет монстров недели, только развитие событий, личные истории и балет, и все через призму известных нам тропов. Через пару лет Princess Tutu уже отметит двадцатилетие, но ее все еще концептуально никто не повторил. Вот так, без опоры на какой-либо первоисточник, не создал великую сказку-оперу и одно из уникальнейших аниме в индустрии. Именно поэтому Тютю не перевернула жанр, потому что сразу было видно, что это штучный продукт.

Чистая иллюзия: Flip Flappers

Девочки-волшебницы против стереотипов о жанре: многогранность и развитие махо-седзе

Продолжаем шоу талантов. После потрясающего балетного выступления погружаемся в мир высококлассной анимации от Киетаки Осиямы уже в 2016 год.

Непривычно для себя, здесь он отвечает не только за картинку, но и за все остальное. Свое любимое занятие Осияма умудряется сделать визитной карточкой работы, наделяя Flip Flappers внешностью такого уровня, которого редко достигают полнометражные проекты. Из серии в серию подруги Кокона и Папика погружаются в яркие миры «чистой иллюзии» с целью найти фрагменты и загадать желание. Большинство серий чисто фан в измерениях, что может обратиться как в хоррор, так и в меха-пародию. Девочки постоянно находятся в смертельной опасности, но справляются при помощи превращений в волшебниц или удачи. Дикий драйв короче, пусть и не лишенный символизма. Скрытый смысл и отсылки можно найти во многих кадрах. В более серьезных сериях чистая иллюзия рассматривается как мир определенного человека. Действия в измерении обретают последствия, меняя людей уже в привычном мире.

В случайном кадре может затесаться оммаж на "Офелию"
В случайном кадре может затесаться оммаж на "Офелию"

В последних сериях характер аниме резко меняется, неожиданные повороты устаешь считать. Раскрывается истинная природа «чистой иллюзии», и некогда драйвовый расслабляющий сериал превращается в поле для обсуждения проблемы гиперопекающих родителей. Экшн никуда не исчезает, но зрителя начинают держать в напряжении и заставляют внимательно следить за сюжетом. Два раза здесь объяснять не будут.

Аниме определенно «не для всех». Разжевывания и монологов практически нет, надо внимательно смотреть за происходящим и думать над деталями. Резкий переход от безумной «повседневности» и быстрый рассказ всего на свете в последней трети сериала. Ряд персонажей, которые не прижились бы в реальном мире из-за их безумной логики. Некоторое падение детализации в течение сериала. Перечисленное вас не смущает? Тогда дайте шанс Flip Flappers.

Даже не знаю, что вам понравится больше — путешествие по мирам или настоящая история. Обе части могли бы стать двумя разными аниме, но в цельном виде Flip Flappers уникальнее. Работу часто сравнивают с Мадокой или Евангелионом, хотя как-то они скромно, могли бы и с сотней тайтлов сравнить. В сериале идет бесконечное жонглирование жанрами и узнаваемыми культурными образами, еще бы нельзя было провести параллели. По отдельности идеи не новы, но главное — подача. Flip Flappers замудренная, безумная и хулиганская, и в то же время понятная и честная по отношению к зрителю. Сюжет закончен и объяснен, мотивации персонажей ясны. Главное: внимательно смотреть за видеорядом и подмечать детали. При просмотре менее критично будет и вовсе звук отключить, нежели пропустить колоссальную художественную работу Киётаки Осиямы.

Деконструкции по лекалам Мадоки

Yuuki Yuuna wa Yuusha de Aru
Yuuki Yuuna wa Yuusha de Aru

Почти каждый тайтл из статьи можно назвать «деконструкцией». Однако, когда их показывали об этом не кричали, поскольку не загоняли жанр в узкие рамки, а сами произведения использовали более утонченные приемы, нежели нарочитая суровость. Мадоку же навсегда окрестили этим умным титулом, что, собственно, немудрено. Уж очень явно она очерняла привычно позитивные вещи. Маскот, романтическая линия, природа волшебных сил… обрели жестокую суть. Аниме пользовалось заслуженным успехом и привлекло много людей, что о жанре максимум слышали, ну или мельком застали Сейлор Мун по телевизору в детстве. Разумеется, ничего жестче откровенных превращений данный контингент не видел, и был рад еще сильнее раздуть уникальность Мадоки в глазах общественности.

Также новая аниме икона популяризировала «темное махо-седзе», обманывающее наивной внешностью. Или кричащее о своей кровавости в лоб, как какой-нибудь Magical Girl Site или Mahou Shoujo Tokushusen Asuka, адаптированные по манге. В любом случае, авторы делают ставки лишь на шок-фактор. Жаль, что на примере работы Уробути Гэна сценаристы научились жестокости, а не увлекательному сюжету, образности или глубокой концепции способностей. В жанр пришли новые люди, а вся эта чернуха образовала собственный пласт, в котором любители расчлененных школьниц не могут понять, почему из случайных кадров насилия не выходит шедевра.

Magical Girl Site
Magical Girl Site

Уделить внимание стоит лишь сериалу Сэйдзи Киси под названием «Yuuki Yuuna wa Yuusha de Aru». Здесь создатели не просто паразитируют на успехе нашумевшего аниме, а предлагают альтернативу Мадоке. В целом, успешно. Юки Юна обросла некой фанбазой и обзавелась фильмами и продолжениями. Любители данной работы не то чтобы хотят выделиться уникальным вкусом и движением против мейнстрима, но ставят Юки Юну выше известной «деконструкции» из-за более понятного антуража без сюрреализма и пафоса. Люди просто хотят насладиться историей про школьный «клуб героев» с милыми девочками и понаблюдать за развитием их сверхсил, за которое подруги платят здоровьем. Не самая претенциозная, но все еще нестандартная история, начинающаяся, не поверите, как самое обычное махо-седзе и кончающееся давящей драмой и не логичным финалом.

Девочки-волшебницы против стереотипов о жанре: многогранность и развитие махо-седзе

Иронично, но видны попытки Сэйдзи Киси имитировать и безумный имидж Мадоки. Бои проходят в альтернативном измерении из непонятных красок, на фоне играет музыка композитора Nier’а. Не хватает только прописать врагам хоть какие-то действия. Так называемые «Вертексы» только и могут, что скучно атаковать и двигаться. Экшена в боях с монстрами минимум. Все старания ушли на неплохую передрягу в конце сериала.

Здесь впору рассказать об общей вторичности аниме. Плоские персонажи (не потому что лоли!), скучные затравки для серий. Дабы сыграть на контрасте под конец, первую половину сериала выставили банальной и слишком позитивной повседневностью. Видны попытки раскрыть героинь, но по их общему виду все итак ясно, за шаблоны образов никто так и не вышел. Кстати о дизайне. К серии привлечен художник под псевдонимом BUNBUN, и у него потрясающий арт. Проблема только в том, что образы плохо адаптированы в самом сериале. Обвешанные деталями суперкостюмы выглядят как каша. Будь в самом аниме хорошо выдержан стиль BUNBUN’а, Юки Юна бы стала альтернативой Мадоке. Пока лучшим комплиментом сериалу будет то, что он умеет давить на жалость. Хорошо хоть все не сводится к бессмысленной жестокости, она объяснена здешней концепцией способностей, и как минимум за это уважения к Юки Юне больше, чем к другим потомкам Мадоки.

Интереснее будет поговорить о ее предшественниках со схожим набором особенностей. Старых аниме, попадающих под тот же сорт «деконструкций».

Первой жестить в последних сериях начала Mahou no Princess Minky Momo, работа 1982 года. Все было прекрасно, доброе детское аниме с увлекательным сюжетом, и вдруг в 45 эпизоде поднимается тема смерти, а в 46 главную героиню сбивает грузовик, и ее хоронят с анимацией в черно-белых тонах.

Момо здорово так напугала японцев, правда скорее из-за гудевшей за окном системы оповещения о землетрясениях во время трансляции ряда эпизодов. В сериале и дальше продолжали показывать спорные моменты, но куда больше ужасали ходившие вокруг Момо городские легенды. А ведь создатель просто выплескивал недовольство коммерческими неудачами в свою работу… Даже не будучи первопроходцем в темных темах (Majokko Meg-chan вышла еще в 1974 и тоже неплохо так цензурилась за океаном из-за «недетскости»), Момо может по праву считаться открывателем резкой смены настроения в жанре.

Полный букет «деконструкции» собрала Uta∽Kata в 2004 году. Переход на негатив к середине, магические силы что ухудшают рассудок волшебницы и скрытый религиозный сюжет — все это тут есть. А еще капелька этти и однополой романтики, причем с двух сторон! Седзе-ай-то никого из знатоков жанра не удивит, но тут еще и парни целуются.

Девочки-волшебницы против стереотипов о жанре: многогранность и развитие махо-седзе

Главная героиня, Ичика Тачибана, сдруживается с волшебной девочкой из зеркала и овладевает медальоном в виде инь-ян. С помощью него школьница использует силу Джиннов, что помогают в бытовых ситуациях. Со временем Ичика теряет контроль над собой, и начинает колдовать во вред окружающим. Объяснения в финальной серии, поэтому будет как-то некорректно писать их сюда, даже если аниме трудно порекомендовать. Оно интересное с точки зрения приемов, но такое нудное… 80% экранного времени занимает повседневность, притом без юмора. Дизайн унылый, персонажи самые обычные. Создатели слишком долго тянули линию, когда ничего не происходит, чтобы снизить бдительность, но при этом показали жесткое слайд-шоу в начале и постоянно говорили загадками. Будто бы знали, что иначе никто смотреть не будет. Разве что ярые фанаты повседневности. Uta∽Kata с точки зрения истории жанра безусловно интересная, но лучше просто знать о ней, чем действительно смотреть. От завязки до развязки никаких эмоций, лишь пустота. Даже ругать не хочется. Максимум мелькает интерес как далеко зайдут авторы, не более.

Такой большой пункт текста вышел, и ни одной рекомендации. Все-таки не каждый режиссер может преуспеть в намеренно нетипичной и революционной работе, то есть заново изобрести велосипед. Смотрите Мадоку, она качественная, просто не выделяйте сильно на общем фоне — она в своем роде не первая, и не последняя.

Mai-HiME: Академия с миро-спасательным уклоном

Девочки-волшебницы против стереотипов о жанре: многогранность и развитие махо-седзе

За несколько дней до старта Uta∽Kata начали показ еще одного аниме, впоследствие сравниваемого с Мадокой ввиду неожиданного градуса жесткости «девчачьего» тайтла и темной натуры способностей. Речь идет о Mai-HiME. Эта работа даже не пытается поддерживать имидж махо-седзе. Превращений и прочих атрибутов нет, а волшебницы пользуются магией призыва «Детей», что смахивают на механических животных а-ля Бакуган. Тем не менее это определенно сёдзе, и скорее всего «махо», потому что пусть HiME это и «Highly-advanced Materializing Equipment», техническая сторона вопроса не раскрыта.

У сериала довольно интересная выборка аудитории. Уже были махо-седзе для девочек, мужчин, всех… но не было для девушек, то есть старшеклассниц и студенток. Здесь же главная героиня берет на себя проблемы подработки, нехватки свободного времени, заботы о младших. Никуда не деваются и романтические интриги вместе с бременем суперспособностей. Все таки когда девочки вырастают они не перестают хотеть видеть истории про сильных воительниц и проецировать их на себя.

Обособившись от детской аудитории, Sunrise позволили себе трагичные сцены смерти, поднятие пикантных тем и негативный образ отдельных девочек-волшебниц. Воительницы могут спокойно напиваться, соблазнять мужчин для своих целей, развязывать войну или домогаться подруг. Но больше всего они будут страдать. Being HiME is suffering и на этом строится вся вторая половина сериала. Девушки воюют друг с другом и в перерывах морально убиваются. Все-таки … избрав борьбу, ты поставишь на кон самое дорогое, что есть у тебя.». При потере «Дитя», умирает любимейший человек волшебницы.

Сюжет, конечно, былинный. В стенах академии Фука решается судьба человечества под контролем организации Сеаррс с жертвенными ритуалами, отсылками к мифологии и тонной поворотов и едва объясненных моментов. А затем эпичный маскарад падает жертвой Happy End’а, и итак натерпевшиеся зрители получают последний удар в спину.

Первые 13 ударов были нанесены филлерами с юмором на грани фола и боями с «монстрами недели». Спасибо открывающей половине сериала за естественный отбор. Хотя, если честно, она забавная, одобряю юмор над Нацуки. Затем набирает оборот сюжет, аниме начинает смотреться на одном дыхании и даже пробирает. Действительно «темное махо-седзе», так еще и под саундтреки прекрасной Юки Кадзиуры (известна по Mahou Shoujo Madoka Magica, Kara no Kyouka, . hack//).

Аниме несколько бредовое, да еще и с заметными недостатками, но существует немало культовых работ, которым прощались куда большие грехи. Mai-HiME заслуживает больше внимания и зрителей. Несмотря на массивный ростер персонажей, большинство блестяще прописано. Однозначно назвать «положительной» нельзя даже главную героиню, что, поддавшись эмоциям, способна глубоко ранить друзей морально и физически, да и «никогда не унывать» явно не про нее. Самой порочной оказывается монашка, а комедийный персонаж второго плана — самой смелой и сильной. Интерес представляет и воссоздание скандинавской мифологии посредством Валькирий, собирающих души падших, и открытием врат Вальхаллы. Ну а вишенкой на торте служат сочный визуал, вышеупомянутый OST и несколько неприкрытых седзе-ай линий.

Стоит внимания и Mai-Otome, выпущенное годом позже. История в альтернативном мире, заимствующая героев из оригинала. Подробно останавливаться не будем, все же там официально не магия, а наномашины. Просто порекомендуем, так никто окончательно и не определился какая часть серии лучше.

Пародии: Лирический токарев, убей их всех!

Девочки-волшебницы против стереотипов о жанре: многогранность и развитие махо-седзе

Экспериментируя с жанром, есть риск зайти слишком далеко. Дойти до нелепости, мира пародии. Или сделать это намеренно. Данное поприще являет собой не просто набор определенных картин, а спектр взаимодействий с остальным миром индустрии развлечений. Сцена, в которой персонажи смотрят аниме про девочек-волшебниц — сильный прием, показывающий отаку-культуру со стороны и порой даже кардинально влияющий на героев произведения. Классический пример — Sailor V, вдохновляющий Усаги быть похожей на сильную девочку-волшебницу. Или довольно смелый ход в визуальной новелле Subarashiki Hibi, где магическая Рируру и вовсе способствовала психическому расстройству. Темная тема.

Девочки-волшебницы против стереотипов о жанре: многогранность и развитие махо-седзе

Не единичны случаи, когда авторы создают целые тайтлы про волшебниц из телевизора других своих героев, или переодевают персонажей известных историй. Как в подсерии Magical Girl Pretty Sammy или адаптации манги Fate/kaleid liner Prisma☆Illya, например. Порой над такой забавой трудятся больше, чем над самостоятельными произведениями. Та же Иллия — терпимый альтернативный взгляд на воплощение героических душ, да еще и с приличными боями. Правда известен тайтл своим фансервисом и войной с Роскомнадзором…

Косвенно затронем тенденцию переодевания парней в наряды девочек-волшебниц, и наоборот, где девушки становятся качками, ряжеными для спасения мира. Тоже вполне полноценный сектор пародий жанра, куда относят не одну картину. Интересно, что в HUGtto! Precure это не комедийный ход, а мораль, что даже мальчик может стать девочкой-волшебницей. Показано это через персонажа, который весь сезон перенимал традиционно женские интересы и выставлялся в позитивном ключе, так что сомнения в серьезности отпадают. Относитесь к этому как хотите, не будем поднимать тему гендерных ролей и всего такого…

Девочки-волшебницы против стереотипов о жанре: многогранность и развитие махо-седзе

Не так давно вышло неплохое аниме о мальчиках-волшебниках: Fairy Ranmaru: Anata no Kokoro Otasuke Shimasu. Несмотря на всю свою странность и вульгарность, сериал старается следовать канонам жанра, показывает себя как неплохую пародию и умеет развлекать. Если вас не смущают полуголые мускулистые парни, делающие милые вещи, попробуйте сами оценить эту работу. Понравится — станете в некотором роде элитой с утонченным вкусом. Все таки большинство встречает подобные сериалы с отторжением. От того их редко снимают, и они не набирают высоких оценок.

Девочки-волшебницы против стереотипов о жанре: многогранность и развитие махо-седзе

Мы же в свою очередь заострим внимание на аниме про девушек, и оригинальных, а не взятых из какого-нибудь метавселенского древнего гаремника и переодетых в супер-форму. Самой известной пародией будет, пожалуй, Panty & Stocking with Garterbelt. Правда в нем высмеивают далеко не только махо-седзе, а вообще все на свете. Возьмем более верный жанру тайтл — Dai Mahou Touge, опенинг которого обрел популярность в свое время из-за прекрасного русского фандаба. Адаптированная по манге OVA 2006 года в 4 эпизода от режиссера Bokusatsu Tenshi Dokuro-chan, готовая вывернуть устоявшиеся каноны похлеще любой умной деконструкции. Ознакомленные с Докуро-тян уже догадываются чего ожидать.

Милашка Пуние, прибывшая из волшебной страны в новую школу на испытание, сразу начинает чувствовать себя «как дома», а на Родине у нее правит грубая сила. Мать героини — злая ведьма, уничтожившая всех конкурентов на престол, включая Салли, Мегу, Акко (не из Little Witch Academia, а из Himitsu no Akko-chan!) и Момо — классических представительниц жанра. Младшие сестры Пуние — грубиянки, что хотят покончить со старшей сестрой при любом удобном случае. Москот главной героини преследует ту же цель, хотя и верно исполняет роль помощника. Видимо, привычка солдата, прошедшего войну, и честь циничного бродяги берут свое. Все эти замечательные жители теперь переместились в декорации простой школы, где устроили то еще мясо.

Местная гопота была унижена в первой же серии, как невинной магией под возглас «Лирический токарев, убей их всех!», так и захватами, причиняющими адскую боль. Зато в передряге Пуние нашла себе верных подруг, которых она не прочь использовать и оставить на произвол судьбы в очередной стычке. С Пуние даже спортивный фестиваль оборачивается битвой, что навсегда останется в истории Японии, а первое свидание — комнатой страха в виде поездки на заднем сидении у фаната initial D, недавно получившего права и ту самую Trueno AE86. Что хуже — думайте сами. Все четыре эпизода сотканы из подобных черных шуток и логики из иного, более грубого мира.

Dai Mahou Touge — стоящая вещь, пожалуй даже лучше Докуро-тян. Пропустив эту OVA вряд ли найдете стоящий аналог, что так внимательно к деталям ломает кости (буквально) тропам махо-седзе, а не просто выбирает пару забавных вещей из жанра и вставляет в свой тайтл. Хороших пародий на данном поприще единицы, надо ценить.

Исключения только подтверждают правила? Pretty Cure

Героини почти всех сезонов
Героини почти всех сезонов

Напоследок рассмотрим самые типичные работы жанра, потому как картины выше явно не то, что снимают каждый день. Сделаем это на примере Pretty Cure серии.

Яркие цвета. Максимально невинные главные героини. Светлая мораль. Рейтинг: для всех возрастов. Абсолютно никаких подвохов, помимо того, что вся серия — наикрутейший боевик. К тому же, хорошие детские мультфильмы посмотреть всегда приятно, с аниме то же самое. Здесь не делается ставка на зрительскую неопытность, Toei Animation стараются над франшизой. Конкретно для Pretty Cure выработали интересную схему, в которой каждый сезон — абсолютно новая история с незнакомыми героями (Кроме Futari wa Pretty Cure и Futari wa Pretty Cure Max Heart, Yes Precure 5 и Yes Precure 5 Go Go). Также каждый год меняются и люди, работающие над проектом, потому тот же стиль рисунка и подачи может очень разниться, не говоря уже об экспериментах с тематикой.

Волшебницы успели стать частыми гостями и большого экрана. Фильмы снимают как про отдельные команды, так и устраивают масштабные кроссоверы, в которых встречаются все Pretty Cure. Как и полагается форматом, кинокартины выходят максимально эпичными, с масштабными боями и уникальными соперниками. Кроссоверы по зрительскому опыту и вовсе напоминают «Мстителей», только смотрятся бодрее, ярче и позитивнее. Все раскрытие персонажей и мира оставили сериалам, которые и стоит смотреть в первую очередь.

Начать знакомство с серией стоит с Heartcatch Pretty Cure. Один из самых качественных сезонов, да и возрастные рамки он соблюдает едва-едва, с высоким сюжетным накалом и драматизмом под конец. Именно в этой части серии слилось воедино все лучшее от франшизы. Здесь можно увидеть коронные бои, необычный стиль анимации, сюжет с космическим размахом и психологической подоплекой, а главное фирменную проработку героев высокого уровня и огненное музыкальное сопровождение. Просто послушайте MOON ~Gekkou~ attack.

Heartcatch Pretty Cure покоряет сердца даже самых строгих зрителей, соблюдая при этом все заповеди жанра. Правда, не совсем безболезненно. Репетативность, повторяющиеся анимации коронных атак и превращений, монстры недели, долгая раскачка до серьезных событий, акцент на предметах для продажи игрушек — все это есть в каждом сезоне Pretty Cure и растягивает тайтлы на ~50 серий. Нужно быть готовым смотреть филлеры о становлении персонажей и уметь получать удовольствие от повседневности.

Девочки-волшебницы против стереотипов о жанре: многогранность и развитие махо-седзе

После Heartcatch, имеет смысл присмотреться к самым истокам, Futari wa Pretty Cure 2004 года. Все еще любимый сезон зрителей по мнению опросов канала NHK. В свое время дебют франшизы знаменовал свежий взгляд на жанр с некой самоиронией. Героини смущаются от излишне пафосных монологов и чрезвычайно сурово, по тогдашним меркам, лупят противников. Toei Animation сразу показали козыри, такие как необычный черно-белый дизайн костюмов и сильный образ дуэта противоположностей. Хонока и Нагиса выделяются своим парным стилем боя, что сказывается и на отношениях. Они не могут просто рассориться, приходится учиться понимать друг друга. Toei повторили дуэтный прием в Pretty Cure Splash Star и получили в ответ претензию самоповтора, заставляющую пересмотреть схему и вводить больше девочек-волшебниц.

Девочки-волшебницы против стереотипов о жанре: многогранность и развитие махо-седзе

Если серия понравилась, выбирайте далее сезоны по авторскому составу, рейтингу, дизайнам персонажей, тематике или даже наугад. Не зацепил — переходите к следующему. Фанаты находятся даже у самых спорных частей, однозначной иерархии построить не получится.

Остаться с Pretty Cure стоит ради сильных героинь, экшена, приятной повседневности, яркой картинки и доброго посыла без цинизма и пошлости. Сериалы учат правильным вещам, не стесняясь поднимать серьезные темы вроде депрессии, ненависти и самоопределения. Франшиза наглядно показывает, что если вы стыдливо обходите тайтлы жанра стороной только потому что они «девчачьи», то розовые очки только на вас. Проблемы и мечты маленьких девочек ничем не хуже детективов и триллеров, и нельзя точно сказать куда было вложено больше смысла и стараний.

Happy End

Чем выше степень заблуждения в жанре, тем больше находишь открытий в нем. Пожалуй, больше всего удивляет количество оригинальных тайтлов. Все затронутые произведения — первоисточники, а не адаптации, за исключением тех, где написано об обратном. Если вы предвзято настроены к махо-седзе, откровением станут даже максимально светлые и классические работы. Corrector Yui окунет в киберпространство, снятая по манге Cardcaptor Sakura представит проработанную систему способностей и покажет глубокую метавселенную CLAMP’а, где по соседству лежит еще один значимый представитель махо-седзе — Magic Knight Rayearth. В этой манге и ее аниме-адаптации авторы переносят попаданцев в фэнтези-мир еще в начале 90-ых, задолго до популяризации исекая. Стоит немного подумать, и чуть ли не каждый наивный мультик про юных чародеек оказывается продуманной работой с рядом отличительных черт.

Девочки-волшебницы против стереотипов о жанре: многогранность и развитие махо-седзе

Несмотря на множество скептиков, девочки-волшебницы значительно влияют на индустрию. Они и любимые героини детства, и золотая жила производителей игрушек, и музы из глубин подсознания талантливых режиссеров, что выросли на махо-седзе. Даже мы, за пределами Японии, воспитывались на Винкс и Чародейках, у которых понятно откуда ноги растут. Жанр не ограничивается возрастной, языковой и культурной категорией. Завоевывают сердца любителей аниме и обособленные поджанры про ведьмочек, техномагию, магических айдолов… сложно перечислить все. Точки соприкосновения с махо-седзе имеет множество работ, на которые сложно подумать, даже Kill la Kill в шаге от прописки в жанр.

Не будем рассматривать 18+ произведения. Если интересно — оставляем на самостоятельное изучение. Также в статью не попали некоторые стоящие работы, которых пока нет желания смотреть, обозревать или относить к жанру. Если бы удалось разместить все самобытные тайтлы в одной небольшой статье, посыл был бы сомнителен. Заключается он в том, что необычные махо-седзе были всегда, и тропы не душили творческих порывов. Авторы всех времен брали и подчиняли устои собственному замыслу, показывая свое «я».

P.S. У меня еще есть паблик ВКонтакте по махо-седзе, буду рада всем новым подписчикам!

4646 показов
12K12K открытий
77 репостов
121 комментарий

странно говорить «махо» в адрес аниме про андроидаЛадно "про андроида" - проблема в том, что она там топором людям бошки отрубает, сажает лохов в тачку и сбрасывает её с обрыва, и т.д.
забавнее ощутить, как индустрия раскрепостиласьМне бы хотелось узнать, как она раскрепостилась? Много в каких современных махо шоджо девка людей рапирой закалывает до смерти?
но кого удивить голой грудью на VHS кассетах?Тех, кого не удивить отсутствием голых грудей на BD.
Из-за раздельной работы режиссеров, каждый эпизод воспринимается по-разному+1. Первый - как нормальный Cutie Honey, а следующие - как какая хрень, притянутая в CH вообще не к месту.
School's great! Every day is fun!Да, тайтл очень доставил разборкой у обувных ящиков)
В последних сериях характер аниме резко меняется, неожиданные повороты устаешь считатьFlip Flappers вроде как был вначалье прикольным, а потом авторы сами себя перемудрили. Всем сердцем хотел полюбить этот тайтл, но запомнился он только как хороший середняк (т.е. не запомнился).
был рад еще сильнее раздуть уникальность Мадоки в глазах общественностиМадоку хвалят не потому, что она "ОУ ЭМ ДЖИ ДИКАНСРАКЦИЯ", а потому, что тайтл крутой. А крутой он вне зависимости от того, какие до него выходили mahou shoujo. Врочем, зная лекала, веса у тайтла прибавляется.
Magical Girl Site или Mahou Shoujo Tokushusen AsukaОба - всратое говно: у первого была "умеренно нормальная" манга, у второго - прям крутая.
и кончающееся давящей драмойВсей драмой они разово подтёрлись, когда отменили "плату" за абилки. Просто, ХОБА, и нивелировали всё.
Uta∽KataКакой же там няшный чардизайн!
Речь идет о Mai-HiMEШЕДЕВР. ЭПОХ.
не было для девушек, то есть старшеклассниц и студентокТам даже создатели говорили, что делали тайтл для мужиков, просто с девкой в главной роли.
13 ударов были нанесены филлерамиВат? Вообще-то стандартные полсериала, выделенные под чардевелопмент. К тому же, основная сюжетная ветка там есть - её просто надо заметить.
Стоит внимания и Mai-OtomeНе стоит.
Dai Mahou TougeШедевр. Эпох.
Happy EndMagic Knight RayearthКек.

Ответить

Мне бы хотелось узнать, как она раскрепостилась? Много в каких современных махо шоджо девка людей рапирой закалывает до смерти?

Речь шла про эротику, сейчас первая Хани выглядит в этом плане безобидно.

Да, тайтл очень доставил разборкой у обувных ящиков)

Мне, как ценителю жесткой борьбы девочек, вообще целиком зашел. Жаль, что такого в целом не очень-то и много выходит, от того даже Иллию начинаешь ценить.

Flip Flappers вроде как был вначалье прикольным, а потом авторы сами себя перемудрили. Всем сердцем хотел полюбить этот тайтл, но запомнился он только как хороший середняк (т.е. не запомнился).

Ну, мне понравились и "сюжетные" эпизоды под конец, плюс тайтл вытягивал своей энергетикой и стилем даже в проседающие моменты. Так, конечно, не назову его прям шедевром, но заслуживает свое место в статье.

Мадоку хвалят не потому, что она "ОУ ЭМ ДЖИ ДИКАНСРАКЦИЯ", а потому, что тайтл крутой. А крутой он вне зависимости от того, какие до него выходили mahou shoujo. Врочем, зная лекала, веса у тайтла прибавляется.

Не отрицаю, только подтверждаю. Но миф про его уникальность и революционность очень раздутый, к сожалению. И из-за этого страдают другие аниме, чьи заслуги забыли.

Всей драмой они разово подтёрлись, когда отменили "плату" за абилки. Просто, ХОБА, и нивелировали всё.

Спойлеры, поэтому не хотелось так прямо говорить. Но вообще да.

Там даже создатели говорили, что делали тайтл для мужиков, просто с девкой в главной роли.

Сори, не знала. В любом случае, как молодой девушке, мне было интересно смотреть из-за упомянутых факторов в том числе, выглядело свежо.

Не буду особо разбирать твои комменты насчет филлеров и основной сюжетки. Последняя там есть, кто ж спорит, но некоторые эпизоды прям тяжело смотреть. И, как мне кажется, не будь их, рейтинг и культ сериала был бы выше.

Спасибо за отзыв!

Ответить

спасибо за лонг =)

не люблю махо седзе, ну скучно вот)
но иногда все же заходят разбавленные, например, symphogear и wixxoss.
может и прекрасную "илию" когда нибудь посмотрю)

Ответить
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Может тебе ещё написать, что такое "аниме"? Ты ж не в "Кинцо" зашёл. С чего такие базовые вещи вдруг объяснять?

Ответить

Вставлю свои пять копеек, раз такое обсуждение долгое получилось.

Статья действительно не для тех, кто вообще не знаком с жанром. А для тех, у кого о нем уже неверное представление. Или для тех, кто хочет почитать и узнать о тайтлах интересного ему жанра.

Для ознакомительной статьи бы больше подошли классические и стандартные тайтлы. В перечисленных в статье аниме, тропы подают нестандартно. Например, по Princess Tutu сложно как-то судить о жанре, пусть формально там и хеншин, и магия, и бои... Это аниме не подходит для ознакомления с жанром, потому что подобного нигде больше не найти.
Зато Princess Tutu прекрасно смотрится в этой статье, потому что выворачивает тропы наизнанку, и бьет стереотипы о детскости, предсказуемости и пр.

Если что, это не значит, что все тайтлы в статье — исключение из правил, а остальные только подтвердят стереотипы. Просто проще показать человеку одну серию Сейлор Мун, чтобы он понял жанр, чем путать его пародиями/этти-киберпанком/балетом и пр.

Не хотелось особо это объяснять, потому что все это итак понятно из текста, вроде? Если вы вообще не знакомы с жанром, пожалуйста, это не стыдно. Тогда просто пропустите абзацы о нелегкой судьбе махо-седзе и используйте статью как рекомендательный лист. Для понимания что такое махо-седзе реально лучше читать статьи в онлайн-энциклопедиях.

Ответить