"Заражение" - Как показать эпидемию?

"Заражение" - Как показать эпидемию?

ВНИМАНИЕ: в данном разборе содержатся СПОЙЛЕРЫ к фильму "Заражение". Читайте на свой страх и риск. Если же вам влом читать, то внизу лежит видеоверсия материала.

"Заражение" - Как показать эпидемию?

Для рекламной кампании фильма «Заражение», вышедшего в 2011-ом году, канадское отделение компании Warner Bros. Pictures построило две огромные чашки Петри, установив их в витрине магазина на одной из центральных улиц Торонто. Подселенные туда бактерии и грибок за несколько дней размножились таким образом, что образовали название картины и знаки биологической угрозы. В год выхода, «Заражение» не стал хитом проката, несмотря на участие именитых актеров и собрал очень средние отзывы от критиков. Спустя десять лет, COVID-19 с подачи китайских фанатов Оззи Озборна взял пиар-компанию фильма в свои руки, дабы показать голливудским продюсерам как устроить настоящую вирусную рекламу, и «Заражение» уже который день держится на первых местах топов itunes и amazon prime.

Стивен Содерберг, что поставил этот фильм, является одним из самых изобретательных режиссеров, работающих сегодня. Для него, кино – это не способ поднять денег, а поле для экспериментов. В своем каждом фильме Содерберг пытается найти новые пути для передачи информации зрителю, - неслучайно, что он постоянно в погоне за чем-то новым. То он одним из первых снимает фильм на Айфон, в жанре хоррора, то делает интерактивный мини-сериал для HBO, то заливает в Интернет черно-белую немую версию «В поисках утраченного ковчега» с саундтреком Nine Inch Nails, написанном для «Социальной Сети».

​15-секундный отрывок из версии Содерберга, чтобы вы имели представление, как это выглядит

Охарактеризовать творчество Содерберга можно одной фразой – «Если бы Жан-Люк Годар родился в Америке» - за его стремление быть в авангарде. Так давайте же разберемся какими приемами воспользовался Содерберг для того, чтобы изобразить глобальную пандемию.

"Заражение" - Как показать эпидемию?

«Заражение» начинается с любимой фишки Содерберга – когда звук опережает события на экране. Это должно одновременно и дезориентировать, и заинтересовывать зрителя. Нам демонстрируют Нулевого Пациента по имени Бэт Эмхофф, так называют людей, что первыми подхватывают хворь и начинают её распространение. Внимание привлекает не только её больной вид, но и освещение – Содерберг часто использует цветопись, как средство для рассказа истории. В фильме превалируют два цвета из одного спектра – это желтый и белый, которые обычно ассоциируются у людей с больницами и хворью. Однако задний фон начального кадра мало того, что находится в расфокусе, так еще слегка засвечен. Таким образом, Содерберг показывает жар у героини, ибо при температуре от 38 яркие источники света вызывают дезориентацию.

"Заражение" - Как показать эпидемию?

Еще одна милая деталь – задний фон получает немного фокуса, как только Бэт слышит объявление о начале посадки на её рейс.

Стоит подметить и работу с цветокорром – если весь фильм выцветший, и, я подозреваю, был снят при естественном освещении, то сцены флэшбэков, удачно вписанные в картину, будучи записями с видеокамер, намеренно яркие и насыщенные. Вдобавок, они сняты с помощью ручной камеры, в то время как остальной фильм использует более-менее статичную.

В «Заражении» много динамики – это создается и джамп-катами, и саундтреком, что задает темп и ритм сценам. Динамика создается и за счет событийного ряда – фильм смонтирован таким образом, что каждое действие сопровождается моментальной реакцией. Содербергу интересна именно последовательность действий и лаконичное донесение информации.

Разберем на примере сцены из начала фильма – герой Мэтта Дэймона едет в такси и по телефону узнает о том, что у его приемного сына случился припадок, как у матери, что скончалась несколькими минутами ранее. Как бы поступил неумелый фильммейкер. Он бы воспользовался ручной камерой, снял бы пафосную сцену того, как такси заезжает на лужайку, а Дэймон выпрыгивает из машины и бежит спасать ребенка. Как поступает Содерберг – следующей склейкой после разговора он показывает бегущего по направлению к зрителю героя, еще одна уходит на то, чтобы отец добрался до спальни сына.

"Заражение" - Как показать эпидемию?
"Заражение" - Как показать эпидемию?

В «Заражении» Содерберг старается избавиться от мусора, что мешает переходить из одной сцены в другую, и преуспевает в этом. Вот еще один пример – нам показывают, как старушку везут в инвалидном кресле к скорой и кладут её там. Как бы поступил наш неумелый режиссер – он бы сделал долгий план проезда, а потом показал бы скорую, отъезжающую с места вызова. Как поступил Содерберг – он показывает нам то, как старушку везут к скорой, и уже следующим кадром как её кладут на койку в машине. Переход осуществляется за счет того, что движение, начатое в одном кадре, заканчивается в другом.

"Заражение" - Как показать эпидемию?
"Заражение" - Как показать эпидемию?

Стоит уделить внимание и тому, как Содерберг использует саунд-дизайн для того, чтобы соединить сцены друг с другом. Герой Мэтта Дэймона пытается вернуться в родной штат, он возвращался из Чикаго, где пытался договориться о похоронах жены и сына, чего ему не удалось. Его останавливают на КПП, и не пропускают дальше. Штат закрыт на карантин. На фоне отчетливо слышны звуки военной техники и лопастей вертолетов, разрезающих воздух, следующий кадр, и мы видим, как героя Джуда Лоу идет по улице, казалось бы, две несвязанные сцены, однако их соединяют с помощью звука – шум техники преобразуется в уличный шум, который и делает этот переход возможным.

Также Содерберг любит тематические переходы – в первом кадре герой Лоуренса Фишберна получает вакцину от заразы и из рук генерала, затем они прощаются и генерал изъявляет желание пожать ему руку, но не хочет подавать дурной пример подчиненным, обратите внимание также на холодный серый цвет обрамляющий сцену. Содерберг следующим кадром перебивается на чемодан, из которого достает вакцину, а затем показывает общим планом, как герой Фишберна уже в отзеркаленном положении прививает ребенка, а потом жмет ему руку. Цвет уже теплый. Схема «Действие-реакция» снова работает.

"Заражение" - Как показать эпидемию?
"Заражение" - Как показать эпидемию?

Вброшу еще один любопытный пример содербергского монтажа из начала фильма. Сцена начинается с общего плана – герой Мэтта Дэймона приходит забрать приболевшего сына из школы, а заканчивается крупным планом ручки, когда они покидают здание. Последовавшая за ней сцена только укрепляет связь и начинается с крупного плана кружки.

"Заражение" - Как показать эпидемию?
"Заражение" - Как показать эпидемию?
"Заражение" - Как показать эпидемию?

Одной из отличительных фишек Содерберга является то, как он акцентирует внимание на эмоциях героев. В фильме, кстати, есть сцена, где именно на это сделан упор, когда герой Лоуренса Фишберна рассказывает о скорости распространения вируса, однако вместо того, чтобы показывать говорящую голову, режиссер решает показать реакцию людей, что сидят в штабе по борьбе с болезнью.

"Заражение" - Как показать эпидемию?
"Заражение" - Как показать эпидемию?

Тем не менее, в «Заражении» сделан больший акцент на те вещи, что герои трогают. Это значительно увеличивает напряжение, ибо вирус в фильме передается через загрязненные поверхности, называемые фомитами.

"Заражение" - Как показать эпидемию?
"Заражение" - Как показать эпидемию?

Вместе с этим Содерберг заморочился над представлением героев – обычные люди, что попадают в жернова истории, для первого появления на экране получают классический крупный план, в то время как врачи, борющиеся с заразой, получают общий, показывающий их в движении.

"Заражение" - Как показать эпидемию?

Примером умной режиссуры может послужить и сцена спора в телецентре, когда герой Фишберна разговаривает с героем Джуда Лоу по телемосту. Перед их разговором ведущий представляет последнего. Содерберг берет общий план, в центре которого размещен экран, в котором мы и может увидеть героя Джуда Лоу, но в расфокусе. Любопытный способ презентовать персонажа, а также показать его временную неспособность принимать участие в диалоге.

"Заражение" - Как показать эпидемию?

Чтобы показать воздействие эпидемии на повседневную жизнь, Содерберг зачастую использует дальние планы, насыщая каждый слой кадра информацией, зачастую в таких случаях на первом плане оказывается либо мусор, либо военная техника. Часть из них, кстати, снята слегка под углом, - подобным приемом пользуются, когда хотят показать либо давление, либо сумасшествие. Например, Терри Гиллиам очень любит им пользоваться, что можно было увидеть в «12 Обезьянах», в фильме, в котором герои пытаются предотвратить глоальную пандемию)

"Заражение" - Как показать эпидемию?

В «Заражении» можно бесконечно копаться, ибо Содерберг вкладывает очень много мысли в каждый кадр, как вы могли успеть убедиться. Поделюсь еще парой наблюдений. Первое – имя Beth в английском языке созвучно с Bat, что переводится, как летучая мышь. И если первая становится причиной глобальной пандемии, то последняя ответственна за зарождение вируса. Второе – фильм начинается с холодных желтых цветов со второго дня, а заканчивается теплыми на первый… Никто тогда ни о чем не догадывался.

Фильмы Содерберга одновременно и интимные и отстраненные. Он умеет прибывать с героями в самые личные моменты, а также находить точки наблюдения для зрителя, ставя того в некомфортную позицию подсматривающего. В «Заражении» же присутствует много планов с перспективы персонажей, однако Содербергу здесь интересна не их личная жизнь, а то, что они делают. Весь фильм – это непрекращающийся экшен. «Действие-реакция». Из-за подобной формы, «Заражение» - это не кино о людях, а скорее хроника вымышленной эпидемии – неслучайно, что периодически на экране появляется счетчик дней, отчитывающий . Как оказалось, достаточно близкая к реальности.

"Заражение" - Как показать эпидемию?
"Заражение" - Как показать эпидемию?
ВИДЕОВЕРСИЯ

Называть «Заражение» фильмом, предсказавшим пандемию «Коронавируса» - глупо. Это как говорить, что шаман, устроивший жертвоприношение Богам, вызвал дождь. Куда как ближе подойдет другая формулировка – синоптик предсказал появление осадков. В своем интервью, посвященном премьере картины, Содерберг сказал, что при её создании его обеспокоила одна вещь: «Каждый консультант, с которым мы разговаривали, заявлял, что грядет что-то большое. Говорить тут и нечего, просто хочется, чтобы этот сиквел поскорее закончился. Нам всем очень трудно сейчас, однако такие времена закаляют людей и показывают, кто мы есть на самом деле. Помните, что через несколько месяцев это закончится, это бывает неочевидно из-за настоящего момента. Будьте здоровыми, и постарайтесь не умереть, выходя за хлебом. Номинация на премию Дарвина – это, конечно, почетно, но думаю, что там и без вас найдутся кандидаты. #лонг #Заражение #Contagion #видеоэссе #разбор #кино

1616
33 комментария

Комментарий недоступен

7
Ответить

Хайп на 9 лет раньше?

14
Ответить

У фильма гениальный монтаж. Вот серьезно

3
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Геи нигеры из далекого космоса? 

20
Ответить

Бегущего по лезвию тоже не поняли, в то время.

1
Ответить

Обсуждение фильма - хорошо, но куда интереснее обсудить его материальную часть. Такой разбор делали в деконструкции с Водовозовым: 

2
Ответить