С чего начать путешествие по настольным ролевым играм

Это проще, чем кажется.

кадр из сериала «Очень странные дела»
кадр из сериала «Очень странные дела»

Если вам нравятся компьютерные RPG, то вы наверняка слышали такие названия, как Baldur’s Gate, Icewind Dale, Neverwinter Nights, Vampire: the Masquerade и Star Wars: Knights of the Old Republic. Все они были сделаны на движках настольных ролевых игр.

Да и вообще, сам жанр пришёл именно оттуда: и Ultima, и Final Fantasy, и The Elder Scrolls, и даже «Покемоны» — если бы не выпущенная почти пятьдесят лет назад ролевая система Dungeons & Dragons, ничего из этого бы не было. Как минимум, эти игры точно были бы совсем другими.

Со стороны может показаться, что настольные ролёвки — это что-то сложное, требующее больших финансовых вливаний, а также толпы друзей и ещё много чего. Кратко рассказываем, почему это не совсем так, а заодно объясняем, как влиться в этот удивительный мир.

Своими историями поделитесь в комментариях — а заодно расскажите, с какой ролевой системы, по вашему мнению, стоит начать.

Что такое настольная ролевая игра

Не совсем корректным будет сравнивать настольные ролевые игры (или НРИ) с «классическими» настолками. Здесь, скорее, будет уместна аналогия с театром импровизации, где у актёров есть какие-то подсказки, на которые нужно ориентироваться. В роли актёров тут выступают все сидящие за столом, а главная подсказка — создаваемое ведущим окружение.

В настольных ролевых играх (за редким исключением) присутствует один ведущий и несколько игроков, обычно четверо. Задача ведущего — создавать окружение, прописывать персонажей-статистов, описать это всё так, чтобы игроки могли окунуться в сеттинг и действительно ощутить себя в роли выбранных персонажей — эльфов-лучников, бородатых магов, пьяных дворфов, андроидов-хакеров, супергероев, пилотов космических кораблей с других звёздных систем, да хоть анимешных девочек-волшебниц.

Также ведущий (в разных игровых системах называемый по-своему: гейммастер, мастер подземелий, рефери, сторителлер и так далее) берёт на себя ответственность за корректное следование правилам игры и за разрешение спорных моментов. Игрокам же требуется внимательно слушать, что им говорят, действовать от лица своих персонажей и двигать историю вперёд своими действиями.

И самое главное — в настольной ролевой игре можно делать всё, что захочешь.

Нет, для игры в D&D не нужно переодеваться в своих персонажей кадр из сериала «Очень странные дела»
Нет, для игры в D&D не нужно переодеваться в своих персонажей кадр из сериала «Очень странные дела»

Почему НРИ — это проще, чем кажется

Со стороны настольные ролевые игры кажутся жутко сложными: книжки по нескольку сотен страниц (и по нескольку тысяч рублей), какие-то странные правила, непонятно, захотят ли в это играть друзья, да и фэнтези уже в печёнках сидит. А где найти человека, который вот это всё проведёт?

На самом деле, всё гораздо проще: правила учатся, книжки достаточно одной на всех, более того, игровых систем — сотни, на любой вкус, жанр и кошелёк. Играть можно как в специализированном заведении, так и на кухне и даже по сети.

Некоторые группы играют один и тот же сюжет годами, встречаясь каждую неделю. Выходит эдакий сериал, в котором каждый сезон содержит 50 четырёхчасовых серий. Опять же, это далеко не единственный способ игры: по любой ролевой системе можно провести и игру на одну встречу, и организовать небольшой сценарий примерно на 5-6 игр.

Сейчас НРИ переживают пик популярности. На фото: стримеры шоу Critical Role, актёры озвучки. Вы слышали их голоса в Overwatch, Persona, Halo, Fire Emblem, World of Warcraft и во множестве других игр
Сейчас НРИ переживают пик популярности. На фото: стримеры шоу Critical Role, актёры озвучки. Вы слышали их голоса в Overwatch, Persona, Halo, Fire Emblem, World of Warcraft и во множестве других игр

Как играть

Если говорить совсем вкратце, то НРИ — это постоянный диалог, в котором ведущий описывает сцену и какие-либо события, а игроки реагируют от лица своих персонажей. Всё это перемежается бросками кубиков, чтобы определить, получилось ли сделать то, что задумал игрок, и если да, то насколько хорошо. После броска ведущий описывает результат и, возможно, следующую игровую сцену, после чего всё повторяется.

Ведущий: Продвигаясь по замку, ваш следопыт обнаруживает подозрительные следы, ведущие в ту же сторону, что и ваша цель. Возможно, кто-то здесь был до вас, и совсем недавно.

Следопыт: Хочу понять, чьи это следы.

Ведущий: От тебя потребуется проверка навыка Выживания.

Следопыт, совершив бросок и посчитав бонус, который ему даёт навык, получает результат, равный 16.

Ведущий: Следы определённо принадлежат кому-то из семейства волчьих. Но их размер слишком велик даже для волков, обитающих на этой местности.

Волшебник: Могу ли я понять, не принадлежат ли следы каким-нибудь магическим существам?

Ведущий: Соверши бросок Знаний магии.

Волшебник бросает кубик и прибавляет релевантные бонусы, указанные на листе его персонажа. Выходит 20.

Ведущий: Ты уверен в том, что это оборотни.

Использовать фигурки для игры совсем не обязательно, но с ними процесс станет гораздо ярче <a href="http://www.yousephtanha.com/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Youseph Tanha</a>
Использовать фигурки для игры совсем не обязательно, но с ними процесс станет гораздо ярче Youseph Tanha

Но не бросками едиными: многочисленные обсуждения, планы, точки зрения, общение с неигровыми персонажами — всё это играет такую же важную роль, как и броски кубиков. Как профессор университета Чикаго относится к тому, что его студент и сопартиец делает всё возможное, чтобы достать книги со знаниями Древних? Каким образом наниматель хочет обмануть группу, ищущую лёгких денег? Что находится в закрытом ящике, который нужно контрабандой перевезти с одной космической станции на другую? Такие обсуждения помогают раскрыть персонажей и мир вокруг, а без этого не обходится ни одна игра.

Но сперва нужно определиться с тем жанром, который вам по душе. Вот далеко не полный список:

  • Фэнтези: Dungeons & Dragons, Pathfinder, 13th Age, Dungeon World;
  • Киберпанк: Cyberpunk Red, Carbon 2185, Interface Zero, Shadowrun;
  • Научная фантастика и научное фэнтези: Star Wars, Eclipse Phase, Warhammer 40,000;
  • Мистический реализм: World of Darkness, Dresden Files, Urban Shadows;
  • Детектив: Call of Cthulhu, GUMSHOE;
  • Постапокалипсис: Fallout PnP, Apocalypse World, Deadlands.

Существует целая россыпь систем, заточенных под конкретный жанр. А ещё есть и не заточенные под жанры системы, где можно сотворить что угодно. Например, GURPS позволит организовать симуляцию боя футуристических солдат, мушкетёров или, скажем, отряда специального назначения, а с помощью FATE можно создать бодрую историю, полную киношных штампов.

Как только вы разобрались с жанром, стоит подумать, хочется ли видеть больше механики (броски кубиков, билды персонажей, сложные тактические бои) или меньше. Но это не значит, что если в игре мало механики, то она проще. Разница скорее в том, что в играх с большим количеством механики все действия персонажа будут указаны на его листе.

Вот пример: при создании персонажа в GURPS лист будет огромен и, скорее всего, не один. Там могут быть указаны бонусы не только к стрельбе из пистолета, но и штраф ко времени выхода из бессознательного состояния и мелочи, вроде того, что не все могут понять персонажа, так как он очень быстро разговаривает.

А если взять супергеройскую систему Masks, то там будет доступно всего пять чисел: «опасность», «отличие», «спасение», «превосходство» и «обычность». А как умения персонажа интерпретировать в конкретной ситуации — решают уже игрок и ведущий. Таким образом, первый вариант, даже учитывая огромные объёмы информации, кому-то может показаться проще.

После того, как игрок решил, что именно ему подходит, остаётся самый главный этап: собрать группу. Он, по сути, состоит из двух равноценных частей: поиска тех, кто будет играть, и того, кто будет водить. И если игроков найти не так уж сложно, то кому-то понадобится выступить в роли ведущего.

Традиционно ведущие используют ширму, чтобы сверяться с правилами и скрыть броски костей от игроков <a href="https://mageproductions.com/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">DM Brad</a>
Традиционно ведущие используют ширму, чтобы сверяться с правилами и скрыть броски костей от игроков DM Brad

Быть ведущим, особенно на первых порах, когда никто из группы ни разу не пробовал даже играть, действительно сложно. Никто за столом не знает правил, никто не уверен, как что правильно обыграть, чем отличаются разные броски, несмотря на схожие названия. А секрет прост: всем всё равно будет весело. Даже если первая игровая сессия превратится в бесконечный парад пошлых шуток, то какая разница? Правила ещё запомнятся, сюжет ещё пройдётся, но игра уже оставила хорошее впечатление.

Но есть и другие варианты: например, можно найти ведущего в клубе в своём городе. Такие клубы есть во многих городах России: «Локация» в Москве, Playloft GaGa в Петербурге, «Башня» в Новосибирске, «Дом Игр» в Днепре.

В основном, такие заведения работают по модели антикафе, но также есть и клубы ККИ, которые предоставляют игрокам в настольные ролевые отдельные комнаты. В клубах часто проводятся мероприятия для новичков и игры на одну встречу, куда можно прийти хоть в одиночку, хоть целой компанией и попробовать.

Также проводятся и релевантные мероприятия: ежегодный «Ролекон», зона НРИ на «Игроконе», стенд на «Зилантконе», проводящийся на Украине «КостиКон» и многие другие. На них, как и в клубах, большинство игр рассчитано на новичков.

Фестиваль «Ролекон» проводится ежегодно с 2011 года. В последний раз он прошёл в стенах эвент-холла «Даниловский» <a href="http://rolecon.ru" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Денис Антонов / Ролекон</a>
Фестиваль «Ролекон» проводится ежегодно с 2011 года. В последний раз он прошёл в стенах эвент-холла «Даниловский» Денис Антонов / Ролекон

Но классическим способом, конечно же, остаётся игра на чьей-нибудь кухне.

Мы собрались небольшим составом и готовы попробовать, но не знаем, чего хотим

Если вы готовы нырнуть в это хобби, но не знаете, с чего начать, то попробуйте что-то из фэнтезийных систем, в которые можно начать играть бесплатно: например, базовые правила Dungeons & Dragons позволят создать себе персонажа, выбрав из шестнадцати сочетаний знаковых рас и классов и помогут освоиться в азах игры.

Более простая система Dungeon World вообще распространяется полностью бесплатно. Можно купить себе физическую книжку (в том числе и переведённую на русский), но весь текст книги правил размещён на официальном сайте. Более того, для неё, в отличие от многих систем, достаточно двух шестигранных кубиков на игрока, а такие наверняка есть у многих.

Не важно, какую систему выбирать: с каждой проведённой сессией, с каждым пройденным приключением вы будете лучше понимать, как устроена игра.

Ролевая система Genesys использует многогранные кости, на которых вместо цифр нанесены пиктограммы, отвечающие за успех, провал и дополнительные эффекты
Ролевая система Genesys использует многогранные кости, на которых вместо цифр нанесены пиктограммы, отвечающие за успех, провал и дополнительные эффекты

Не стоит начинать играть с каких-то больших и сложных приключений: достаточно придумать несложный сюжет в духе «гоблины похитили ребёнка», «расхищение древней гробницы» или «захват торгового корабля».

Если вы не уверены, как это сделать, можно купить маленькое приключение для выбранной вами системы (например, для пятой редакции D&D). Обычно низкоуровневые сценарии на одну встречу стоят в пределах пары долларов. В таком сценарии, помимо сюжета, будут описаны встречающиеся в приключении неигровые персонажи и враги.

И вот после нескольких таких игр, которые, вероятно, разовьются в длинную кампанию, можно будет искать что-то новое или же пытаться изучить выбранную систему глубже. Возможно, писать для неё собственные приключения. Или начать экспериментировать с правилами, что-то добавляя, что-то меняя, а что-то — удаляя.

Главное — один раз попробовать.

Окунуться в мир настольных ролевых игр легче, чем принято считать. Книги правил стоят не так уж дорого, а порой и вовсе бесплатны. Кубики наверняка есть у всех. А найти компанию можно либо в многочисленных ролевых клубах и на конвентах, либо же среди знакомых — ролёвки сейчас переживают всплеск популярности. Ну или, в конце концов, сыграть по сети.

Расскажите в комментариях, играете ли вы в настольные RPG. Или, может быть, хотели попробовать, но не знаете, как? А заодно поделитесь, о чём ещё из мира НРИ хотели бы почитать — а мы напишем.

4040 показов
32K32K открытий
77 комментариев

Если у вас есть такие друзья с которыми у вас есть возможность регулярно собриаться, то я за вас рад! У меня не проблема разобраться в этих играх, а найти с кем играть. У меня коллекция настольных игр штук 70. Так в те редкие случаи когда к нам приходит гости чтоб поиграть мы только и можем что поиграть в самые простые игры, которые можно за 15 минут объяснить и за час сыграть. Что-то более сложное никогда не получается, а ролевки это в десятки раз сложнее и дольше.
У меня лежит Kingdom Death: Monster все мечтаю когда-нить компанию в ней пройти. Вот уже пару лет мечтаю...

Ответить

Roll20 , discord, Astral. Есть множество способов поиграть онлайн. Да, по началу это кажется стрёмно и не удобно, но, стоит попробовать пару раз, втягивание гарантированно.

Ответить

KDMI see you are man of culture as well

Ответить

Та же проблема.

Ответить

В чем проблема поиграть в клубе? Может и друзей там постепенно найдёте, с кем можно будет уже дома продолжить.

Ответить

"И самое главное — в настольной ролевой игре можно делать всё, что захочешь."

Чтоб к тебе, друг мой автор, только такие игроки и ходили.

Ответить

Ну камон, признак хорошего мастера в том, что он может модерировать партию - подыграть, когда они хотят сделать что-то нелепое, но оригинальное, и осадить, когда начинают валять дурака и саботировать игру. К тому же, страдать дуструктивной хернёй обычно начинают люди, которым скучно в сеттинге, сценарии или с конкретными людьми 

Ответить