{"id":3969,"url":"\/distributions\/3969\/click?bit=1&hash=48c68cd06f36b39a25459ccf1eb45b64c2d731fecbb5a11dd3f0aa328b271ec3","title":"\u041c\u0435\u0447\u0442\u0430\u043b\u0438 \u043f\u043e\u043f\u0440\u043e\u0431\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0441\u0435\u0431\u044f \u0432 UX-\u0434\u0438\u0437\u0430\u0439\u043d\u0435? \u0412\u043e\u0442 \u0432\u0430\u0448 \u0448\u0430\u043d\u0441","buttonText":"\u041f\u043e\u043f\u0440\u043e\u0431\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"ec569b6e-3358-530c-a9e2-771b323df475","isPaidAndBannersEnabled":false}

"Заколдованная страна" - первая настольная RPG в СССР

игровое поле

В 1990 году вышла первая (и последняя) настольная советская RPG под названием "Заколдованная страна". Так как у этой замечательной игры в этом году юбилей - тридцать лет, то предлагаю ее вспомнить (возможно узнать о ее существовании) и может даже сыграть, потратив на это совсем небольшие деньги...
Итак, в 1990 году советские любители fantasy-жанра увидели на прилавках игрушечных магазинов черную коробку с волшебником в красной мантии на обложке. В том же году я помню точно что купил игру за 15 рублей (столько же стоила игра "Менеджер").
Сегодня мы точно знаем тираж - 40 000 экземпляров, а производителем был кооператив с романтическим названием "Осень". Нужно сказать, что "Заколдованная страна" не была советской "настолкой", а была переводом польская игра, которая в свою очередь была вольной трактовкой известной настольной (а позже и компьютерной версии) под названием D&D. Но с определенными переделками - к примеру никаких там Dungeon Master-ов - у нас есть понятное слово - Ведущий. А вот с классами-расами игроков создатели совсем навертели "кашу малу" - смотрите сами:
Воин, Эльф, Маг, Гном, Крон.
Причем даже Воин пользовался магическими заклинаниями до 5го уровня колдовства, ну а магу покорялся самый высший 12 уровень заклинаний!

самый грозный монстр в игре, и называют его... Франкенштейн! Плачь Мери Шелли! 

В игру могло играть от двух до шести игроков, один из которых становился Ведущим (именно такое написание слова было в правилах). А что же было в коробочке? Прежде всего кубики (дайсы) как стандартные шестигранные (D6), так и такая экзотика для нашего 1990 года как трехгранные (D3), игровое поле, пять обычных стандартных фишек (никаких вам миниатюрок!), 15 карточек замков, книга правил, книга ведущего и сотня карточек с картинками и характеристик возможных противников.

Те самые монстрики. Среди противников есть и мечи, живущие собственной жизнью...

Задача игроков была удачно пройти все пятнадцать замков, после чего считалась что страна будет освобождена от власти темных сил. Понятное дело, что за один вечер всю страну не освободить и прохождение одного замка, частенько занимало целый вечер. Ну и когда уже все полтора десятка замков были успешно пройдены, то приключения отнюдь не заканчивались и игроки сами придумывали собственные замки, зарисовывая их в толстые тетрадки. Лично видел и сам зарисовывал! ;)

Особо рукастые фанаты даже сами делали изображение монстров на карточки и придумывали их характеристики, чтобы разнообразить игровой процесс.

Как в упомянутом выше D&D хороший DM (пардону прошу - Ведущий ;)) способен либо отлично развлечь игроков, либо превратить приключение в унылое бросание кубиков. Тем более, что в "Книге Ведущего" только давались общие намеки на события происходящие в модуле, а дальше приходилось хорошенько включать как фантазию, так и красноречие!

Монстров было много, они были в большинстве своем опасными. А самого опасного звали Франкенштейн и у него было целых 20 (!!!) D6 Очков жизни (или попросту говоря хитов).

Если монстров было большое разнообразие, то вот с составлением магических заклинаний в игре были определенные проблемы. Напомню что при максимальном 12 уровне, к примеру, на уровне номер 11 можно было произнести заклинание "Золото 5" и получить 10 000 чеканных монет. Много ли это? Смотрите сами - латы в игре стоят 150 монет, а двуручный меч 35 монет. Так что за такие деньги можно вполне одеть-обуть всех игроков.

Ну, а 12 уровень магии содержал только одно-единственное заклинание "Воскрешение". Как-то маловато будет, нет?

Переиздавалась ли игра "Заколдованная страна"? Я честно говоря, про это не слышал. Скажу что есть компьютерная онлайн-версия "ЗС". Сам я в нее не играл, так что не скажу насколько она удачная или неудачная...

Хотя сегодня есть в доступе просто огромное количество настольных игр в жанре RPG, но тем не менее у "Заколдованной страны" немало поклонников, из числа игроков девяностых.

Но как сыграть в "Заколдованную страну" сегодня? Отдельные экземпляры время от времени всплывает на интернет-барахолках, но правда у же почти все совсем в состоянии Б/У. Можно сыграть в компьютерную версию. Ну, а можно вооружиться принтером и распечатать необходимые компоненты, благо в интернете их можно найти без проблем.

А вы слышали про "Заколдованную страну"? А может лично играла?

0
89 комментариев
Написать комментарий...
realavt

У меня два сокурсника были настолько её фанатами, что написали на Паскале и еще каком-то языке для бухгалтерских программ (название запамятовал) её компьютерную версию, снабдив режимом прохождения данженов - и сдали на третьем курсе в качестве курсовой работы. Причем один из них еще до прихода в институт уже написал в специальной тетрадке код прототипа на Бейсике (игровые ситуации там были захардкожены), по которому потом ориентировался.

Поскольку курсач делался на двоих, один делал "графонистый" режим карты с перемещением по оному, а другой занимался чисто "бухгалтерией" - разборками в самих данженах, что происходило уже в чисто текстовом режиме, с подгрузками карт, ситуаций и вариантов действий из стандартной базы данных. Поскольку эти две половинки были написаны на разных языках, то игра запускалась через bat-файл, в котором эти две программы стартовали по очереди в бесконечном цикле, передавая друг другу текущие данные о состоянии игрока и мира через специальный файлик. На следующий курсач они вроде собирались делать улучшенную версию с перемещением по данжену с видом из глаз, на движке типа Wolf 3D - но не помню, чем дело закончилось.

Ответить
Развернуть ветку
realavt
и еще каком-то языке для бухгалтерских программ (название запамятовал)

Clipper это был, внезапно всплыло в памяти. Равно как и хадкор с компиляцией лабораторных работ прямо с пятидюймовой дискеты на нищебродских хилых компах без жесткого диска, полчаса дикого скрежета дисковода - и лаба скомпилирована.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Nemчик

Никогда даже не слышал о ней. Интересно. Хотя не удивительно что у нас пытались создать свою ДнД. Игра слишком популярна. Рано или поздно это должно было случиться.
Как и с Менеджером, клоном Монополии, который собственно стал одной из моих первых настолок, когда о оригинале я даже не знал.
Хотя самые ламповые воспоминания из детства оставила простенькая игра где надо было дойти первым до финиша. Ну я еще совсем мелкий был. Мы за ней провели много часов с друзьями

Ответить
Развернуть ветку
Цианид Бессловесный

У меня вот такое поле было, тоже очень любил её.

Ответить
Развернуть ветку
19 комментариев
Bogdan Borman
Автор

Не совсем наши - как это оказалось пиратская версия с пиратской польской игры по мотивам ДнД)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Некто Я

По-моему, подобного плана поля с такой стилизацией были в журнале Веселые картинки:)

Ответить
Развернуть ветку
Лис Снежный

Была такая же, круто.

Ответить
Развернуть ветку
Hans Jerkov

Когда были на 86, всегда притворялись, что акула вот-вот съест)

Ответить
Развернуть ветку
Ramonak

"Древний ужас" какой-то )

Ответить
Развернуть ветку
Middle Pinger

Короч, в 90е на советском и позже российском ТВ было немало дичи, плюс начали показывать некоторые западные ТВ-передачи. А потом эти передачи стали копировать и оттуда появились Поле Чудес, и все остальные наши шоу, дак вот, был период, когда не копировали, а показывали прям американские.
И была программа про 911 американское (оттуда в лексиконе прочно закрепилось чуждое советскому слуху слово "парамедик"), как их спасатели спасают людей в разных ситуациях, полиция, скорая и пожарные, была серия, помню, про экстренные роды, принятые спасателями, например, а ещё именно насмотревшись этой программы и загоревшись идеей, к Ельцину пришел молодой Сережа из Тувы, с необычной фамилией Шойгу, и предложил создать такую же общую службу спасателей и в России, получил должность, ресурсы, начал раскручиваться, потом помог Ельцину с автоматами при штурме белого дома... а через 30 лет - бендеровцы, война, мобилизация, всё выкручивай нахер... мля, о чём это я.
Ах да, Заколдованная страна. Короче, в этой передаче про спасателей - уж не знаю, может она спонсировалась каким-то консервативным лобби или что, короче, в ней была серия, что американские подростки, наигравшись в AD&D начали яб..., ой, то есть начали сатанеть, хотеть выпить крови и прочую христиано-проповедческую муть от старперов со среднего запада (все новые игры (не компьютерные, а вообще) зло, от сатаны и всё такое). Причём эти проповедники приезжали и в Россию, реально ходили тут по улицам, и бафали на стамину (зачеркнуто) обращали в свою веру, ну как обращали - пытались. Кто-то почти ничего не добился как баптисты (кстати слово в переводе означает всего лишь "крещение"), а кого-то как свидетелей иеговы (нет, у него не свадьба) пришлось потом запрещать тому, кто раньше был собчаковским хорошее настроениеоносцем, но его этот хорошее настроение всевластия хоть и вознёс наверх, но извратил прям по Толкиену, и теперь хорошее настроение носят уже за ним, а он в него срёт... мля, о чём это я.
Ах да, Заколдованная страна.
Живя в перестроечном времени - сложно остаться на твердых материалистичных позициях, тогда, в перестройку все ринулись в мистику, религию и чертовщину. Да будучи ещё и детьми - в существование пришельцев и демонов верилось однозначно.
Короче, передача эта про AD&D на меня произвела впечатление - и когда пару-тройку раз разные друзья звали меня играть в Заколдованную страну - Я КАЖДЫЙ РАЗ ОТКАЗЫВАЛСЯ. Потому что ну его нафиг, а вдруг реально Сатана (Шайтан, Иблис(ь) с кем-то, как мы знаем из 2022го) захватит душу через настолку, чего доброго. Ну его нахер, короче. Так я и не поиграл в эту игру. Ни тогда, ни потом.
Но как мы теперь, спустя 33 года знаем, опасаться надо было другого. В высоких кабинетах были другие настолки - приватизация, выборы, вертикаль власти - и вот через них-то! Сатана и правда вошёл в душу. Правда всего в одну. Зато в какую...
В Заколдованной стране - оказались мы все. И сможем ли мы освободить все 85 замков - зависит только от нас...

Ответить
Развернуть ветку
Letifer Frost

Ебать, вот это приплел, человек паук.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Чёрный Вереск

Я в ней живу

Ответить
Развернуть ветку
Bogdan Borman
Автор

Я тоже, но видно в другом замке)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Даниил Кортез

Вот это реально феномен Баадера-Майнхофа

Слушаю аудиокнигу про Короля и Шута, и там рассказывали, как Горшок и компания угорали по какой-то «Зачарованной стране», там ей чуть ли не глава посвящена. Я как epic gamer интересовался, что это такое? Хак DnD? По описанию было похоже.

А тут этот пост! Классно!

Ответить
Развернуть ветку
Bogdan Borman
Автор

Действительно совпадение)

Ответить
Развернуть ветку
Артем Мертвоплясов

О да. Переделывал её с товарищем на свой лад. Заколдовкой и называли) олдскулы сводит. После когда стал постарше делал свою модификацию с персонажами и распечатанный картинками из "Герои меча и магии 2". А дальше уже окунуться в самиздат гурпса и днд

Ответить
Развернуть ветку
Креативный Директор

Не могу не написать про игру "Корона Эмбера", в сеттинге произведений Р. Желязны. Это была более локальная штука, где-то из провинции РФ, вариация на тему всемирно популярной настолки "Талисман". У меня такая была, играл в основном один, несколько раз с товарищами. Ведьмы, призраки, десантники, сломанные киборги - было забавно от такого киселя в сеттинге

Ответить
Развернуть ветку
Арсений Столяров

Ведьмы, призраки, десантники, сломанные киборги,... инквизиция, Император, орки, железные скелеты, гигантские насекомые... oh wait ))))

Ответить
Развернуть ветку
Bogdan Borman
Автор

Я такую и не видел!

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Илья Исполатов

Моя любимая детская игра :) самым опасным врагом был, конечно же, не Франкенштейн, а черный маг. У него не было карточки, это был босс энкаунтер в одном из замков. Если верно помню, маг просто ваншотил, если игрок не выкидывал спасбросок. А после победы можно было забрать его ваншотящий посох - самое злое оружие в игре.
Ещё у героев-кастеров кончались заклинания. Они не восстанавливались на отдыхе. Они не восстанавливались вообще никак. При левел апе получаешь несколько кастов на всю игру и вертись как хочешь. Это тебе не 3.5 и тем более не 5 редакция днд, где волшебники могут использовать самые простые заклинания вообще без лимитов. Дааа...
Это были суровые времена, мы выживали как могли :)

Ответить
Развернуть ветку
Alex Peremey

Карточка Черного Мага есть в игре. Но в самой игре Черный Маг действительно представлен только в некоей сюжетной канве, где его убиваем специальным дротиком, который нам дал гнум.
Ваншотящий посох - это у другого персонажа, злого волшебника Баргула. По карточке - это намного более скромный противник, но поскольку отдельного сюжета, помогающего нам его убить, нет, то в реальности - это самый опасный противник в игре.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Максим Белоусов

Ого, раритет. Мы в 1994-ом будучи учениками 5 класса рубились в нечто самодельное под названием "Заколдовка". Карты, каталоги оружия - всё было нашим самиздатом) Причём у каждого была своя история и свое понимание мира игры.
Выбирался ведущий (как правило хозяин каталога), все кидали д6, который определял класс, расу, здоровье и т.п. (полный рандом!) и история начиналась....))))
Партия длилась обычно пару ненужных уроков, забивали обычно на физру))))

Ответить
Развернуть ветку
Креативный Директор

Спасибо автору за материал! Пошел поискать, что там на просторах по заколдовке сегодне. В этом вот сообществе много всего нашел, на их сайте тоже. Ух сколько нахлынуло ностальгии всякой, очень всего много вспомнил.
https://vk.com/zakoldovka

Ответить
Развернуть ветку
Bogdan Borman
Автор

ушел смотреть)

Ответить
Развернуть ветку
Vitaly Petkevich

Странно, что нет компьютерных игр этого жанра. Имею в виду, новые, продуманные, с хорошей графикой, механиками, балансом.

Ответить
Развернуть ветку
Archibald

Какого - "этого"? D&D? Solasta вон. Pathfinder опять же. Или прям настольных? Тогда прямая дорога в TableTop Simulator . Ну или в Gloomhaven - что обычный, что компьютерный.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Bogdan Borman
Автор

может и есть, но я не видел ;)

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Витинский

А есть в электронном виде? Прямо захотелось поиграть! Только кубик вот точно был D3? Он же элементарно заменяется обычной шестеркой )

Ответить
Развернуть ветку
Bogdan Borman
Автор

есть ПнП)

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Креативный Директор

да, в интернете много сканов этой игры есть

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Креативный Директор

Обновленный каталог-бестиарий по заколдовке
https://zakoldovka.com/zs/bestiary/

Ответить
Развернуть ветку
Bogdan Borman
Автор

спасибо! с интересом гляну

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Александр Шалин

Заколдовка не была пиратским переводом какой-то польской игры, это миф. Несколько лет назад вышел репринт, который при должном везении ещё можно купить.

Ответить
Развернуть ветку
Булки Кхалиси

Спасибо за ностальгические слёзки!

Ответить
Развернуть ветку
Bogdan Borman
Автор

Всегда рад)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Bogdan Borman
Автор

была такая с бумажными фигурками кузнеца и рыцаря, но "Магия" как бы совсем не тот жанр. Скорее "кинь-двинь" с элементами сбора талисманов

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Антон Филиппов

О дааа, игра детства. Познакомился у брата, который уже успел ее доработать своими замками и расширенным полем. Тут же побежал в Детский мир и купил себе. Тоже расширили с друзьями и все лето рубились в нее. Ведущий совмещался обычно с игроком, всем хотелось поприключаться. Недавно через группу в ВК https://vk.com/zakoldovka заказал себе репринт игры. Товарищ из Владика печатает.. Прям скупая слеза ностальгии
А жена с тех пор с начала 2000х делает Ролевые полевые игры. Так мы и познакомились, получается благодаря Заколдовке)

Ответить
Развернуть ветку
Bogdan Borman
Автор

Жене приветы)я тоже свою в начале нулевых на полигонные вывозил)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Креативный Директор

Мы слышали, мы играли! Сперва плохо понимали смысл игры, и хозяин коробки (в нашей компашке таких было двое) подсказывал нам куда пойти и как добыть крутой эквип и оружие. Подыгрывал нам, в общем, а мы манчкинили. Позже уже разобрались что надо удовольствие получать, а не катапультой всех разносить.

Ответить
Развернуть ветку
Креативный Директор

Вот такие нашел электронные версии:

http://azl.ucoz.com/
https://enchantededge.wordpress.com/

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Федченко

О это я играл=)

Ответить
Развернуть ветку
Roman 616

по фото снова ощутил каков картон поля на ощупь))

Ответить
Развернуть ветку
Апельсиновый бриз

Речная система выглядит неправдоподобно - нижняя река впадает против течения реки, вытекающей из центрального озера.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 89 комментариев
null