Как я перестал бояться и полюбил настолки(НРИ)

Приветствую. В данной статье хочу рассказать о своём пути становления любителя настольных игр, который в этом месяце потратил 20к на НРИ (настольные ролевые игры, впредь так и буду называть). Опыт в них у меня скромный и эта история предназначена скорее для тех, кто вдохновившись ею, захочет сам это все опробовать, как это сделал я.

Немного предыстории. На данном ресурсе я относительно недавно, прочитав некоторый материал здесь, я решил попробовать накатать свою статейку. Опыта у меня нет, но критику обещаю стараться воспринимать адекватно. Ежели понравится, впредь буду так же иногда что-то выкладывать.

Итак, начнем. Я родился в 2000 году в городе Воронеж. В начале века и до 10х годов был абсолютно обычным ребёнком (да и по сей день наверное), который иногда играл в компьютерные игры и тогда же загорелся мечтой делать их самостоятельно. Стоит отметить, что я никогда особо не славился бурной фантазией и, как это по-модному говорится, иммаджинировать у меня получалось с трудом.

Тогда я естественно и слыхом не слыхивал про эти ваши днд и зовы ктулху. Преимущественно я любил играть в компьютерные игрушки такие как гонЬки и всякого рода шутеры, иногда стратегии, но вы знаете наверняка как это в детстве бывает, потыкал - что-то получилось, получил дозу эндорфина. В какой-то сюжет и историю никогда не вникал, нравился процесс самого познания игры и ее механик. Но однажды мне попалась одна знаменитая игра...

Мои первые шаги в отыгрыш или за что я люблю Fable

<i>Сам постер намекает на крутую механику</i>
Сам постер намекает на крутую механику

Где-то году в 2011 я переехал и у меня появился друг Максим, который явно разбирался в играх побольше меня. Он то мне и посоветовал одну из моих теперь любимейших игр. Если кто не знает Fable - это игра от lionhead studios, которую основал знаменитый Питер Молиньё (прим. инфа из википедии).

<i>как такой лапочке не поверить :)</i>
как такой лапочке не поверить :)

Человек этот знаменит грандиозными обещаниями и грандиозным прогревом и Fable здесь не отличился.

Молиньё обещал всю эту стандартную фигню про открытый и грандиозный живой мир и бла-бла-бла... Были и более интересные идеи, а-ля деревья будут расти в реальном времени. Но многие и так знают, чем это всё обычно кончается. Большая часть обещаний так и не была выполнена, чем несомненно (наверняка) огорчила некоторую базу человек, ожидающих игру.

Тем не менее, игра вышла, вышла достойной. Не знаю как продалась, но учитывая что у нее были продолжения и ремастеры, то думаю неплохо. Оценок ее я тоже касаться не буду, а лишь расскажу почему я ее вообще здесь упоминаю. Игра запомнилась мне сказочной атмосферой, камерным, но по-своему прекрасным миром, а так же важным моментом.

На тот момент я не то, чтобы особо любил рпг и вообще не особо понимал, что такое отыгрыш и первые мои познания как раз были связаны с кармической системой из этой игры. Хочешь отыграть типикл сойджак героя - пожалуйста. Тру гигачад злодей, который убил кое-кого чтобы кое-что (не знаю просто как тег спойлер поставить, прошу прощения) и получить злодейские рожки как у дьявола? Да без проблем. Именно этот аспект игры в свое время меня очень увлёк.

<i>Герой мне почему-то в детстве казался еще более жутким, чем злодей</i>
Герой мне почему-то в детстве казался еще более жутким, чем злодей
<i>тупа топ</i>
тупа топ

Не стоит воспринимать кармическую механику как какую-то базу для полноценной системы отыгрыша. Даже в нынешнее время в играх не то чтобы всегда полноценно удается реализовать то, что можно делать в настолке. На ум разве что приходит Pathfinder и знаменитый, как я понял на этом сайте, Baldur's gate 3.

С тех пор я начал понемногу баловать себя и всякими рпг. Для меня этот жанр так же оставался сложный и зачастую непонятный, поэтому ни первый baldur's gate (и второй), ни Planescape torment мне так и не дался. Хотя справедливости ради, относительно недавно я все-таки ознакомился с этими играми уже после того, как познал днд.

<i>Осуждающе смотрю на себя мелкого</i>
Осуждающе смотрю на себя мелкого

Была единственная игра которая увлекла меня так же как это сделал Fable...

<i>Великий и прекрасный sw:kotor</i>
Великий и прекрасный sw:kotor

По сути там была та же система как и в fable, только сюжет был на ней завязан куда больше, что полноценно сформировало нейроны в моей голове и дало понять, что такое по-настоящему хорошая ролевая игра.

В целом эти две игры и зародили во мне желание экспериментировать уже в других играх на тему всяких злодейств, что в свою очередь раскрепостило моё представление о персонажах. Отыгрывать злодеюшек так же весело как и добрячков.

Армия и первая покупка

Может показаться, что я этот кусок про свою жизнь вставляю просто так, но на самом деле он тоже сыграл свою роль.

В 18 году я пошёл в армию и был таков. До этого я продал свой компьютер тк он мне изрядно надоел и я думал, что больше никогда не буду играть в игры (ох уж этот юношеский максимализм). Пошел в армию сам, по своему желанию, так как хотел отдохнуть от всего что накопилось за какой-то период в жизни. Что собсн благополучно и сделал. Часть была не то чтобы рассосной, но и свободы там мои никто не ущемлял.

В какой-то момент в армии все понимают, что нужно занять себя чем-нибудь для того, чтобы время шло быстрее и мой выбор пал на книги. Первым же делом попросил отца, чтобы купил мне первые две книги ведьмака.

Читать я никогда особо не любил, что видно наверное по моему скудному словарному запасу и не структурированному тексту который, как мне кажется, сложно читать, тем не менее в армии погрузился в это дело с головой. За весь год я прочитал все книги по ведьмаку и много разных других, в числе которых естественно были всякие фентезийные книженции и знаменитый Лавкрафт.

<i>Именно эта коллекция была у меня. Какую-то часть книг, я к сожалению в самой армии и оставил нечаянно.</i>
Именно эта коллекция была у меня. Какую-то часть книг, я к сожалению в самой армии и оставил нечаянно.
<i>Эту книжку мне купил сам прапор на моё день рождение. Конечно я его попросил, а не из-за доброты душевной :)</i>
Эту книжку мне купил сам прапор на моё день рождение. Конечно я его попросил, а не из-за доброты душевной :)

Ведьмака решил читать, потому что игра 2015 года неплохо так хайпанула, а я ее прошел, хоть и далеко не с первого раза. Очень уж нудной она мне казалась из-за своих вопросиков.

А Лавкрафта решил купить так как... ну просто хайповое чета) надо глянуть)

Наконец к сути. По итогу дембельнувшись, я вернулся в родной город. Как часто это бывает - часть друзей забыла про моё существование. В итоге я долго не думая начал искать новые знакомства. С этим проблем у меня никогда не было. Я познакомился с группой человек и какое-то время мы все общались в одной беседе.

На тот момент я смотрел сериал Очень странные дела и вы наверное уже понимаете к какой сцене я клоню.

<i>Естественно я сразу заинтересовался, чем это они занимаются</i>
Естественно я сразу заинтересовался, чем это они занимаются

Про систему днд я уже тогда слышал, но даже и представить себе не мог, что выглядит это все именно так. Хотя, я конечно лукавлю. Никто не переодевается в костюмы волшебников(ну по крайней мере я не видел ирл), да и миниатюрки зачастую всего лишь служат приятным дополнением и можно обойтись без них.

Начал гуглить, узнавать. А я такой человек, что если что-то сильно хочу, то меня даже отсутствие денег не остановит. Разрекламировал своей компании эту игру. Показал пару видосов и вот уже мы все скидываемся на стартовый набор данной игрулечки. На тот момент он стоил 2500.

<i>Все необходимое присутствует.</i>
Все необходимое присутствует.

Данный набор включает кубики, листы персонажей, как готовые так и пустые, которые можно заполнить самому, книгу правил (краткую на 20 стр.) и сюжет для новичков.

Набор было решено отдать мне, как главному инициатору. Естественно от такой роли я даже не хотел отказываться, ведь наконец можно почувствовать себя а-ля геймдизайнером.

Забавный факт. Многие из знаменитых разработчиков такие как Джон Кармак и Джон Ромеро увлекались ролёвками, что зачастую и вдохновляло их на создание уже компьютерных игр.

<i>Папа и папа</i>
Папа и папа

Вкратце о правилах

Само собой разумеющее, я не буду пересказывать все 400 стр. или сколько там в основной книге правил. Если вам будет интересно вы и сами их прочтёте, ведь это дело, как оказалось, не менее увлекательное, чем сама игра.

Большинство НРИ представляют из себя подобие игрового движка, где есть Данжн Мастер (Наверное, именно отсюда пошла знаменитая гачи приколюха) и группа игроков приключенцев, которых он ведёт по какому-то своему сюжету. Что данжн мастер (далее ДМ), что приключенцы (далее игроки) - в разных системах могут называться по разному, например в Зове Ктулху - это хранитель и сыщики. Суть от этого не меняется.

ДМ нужен как рассказчик. Он отыгрывает НПС, рассказывает игрокам про мир и окружение, а так же зачастую отыгрывает и противников. Игроки же, делают все, что позволяет им их игровая система и ДМ.

И на самом деле можно делать практически все, что захочешь, ведь все ограничено лишь воображением как игроков, так и правилами самого ДМ (ну и в намного меньшей степени основными правилами, сеттингом и сюжетом).

Хочешь сидеть и бухать в таверне со своими товарищами компаньонами? Да пожалуйста. Хотите вырезать весь невервинтер? Распишитесь (правда, скорее всего вырежут вас). Хотите стать покорителем/убийцей драконов? Да кто ж тебя держит. Веселье для игрока создает сам игрок, и если он пассивен в плане игры, то ДМ следует подтолкнуть его к активности.

<i>Партии, где игроков больше 4 вести достаточно трудно</i>
Партии, где игроков больше 4 вести достаточно трудно

Источников фана у НРИ просто море. Даже двух часовое создание своего персонажа и прописывание его истории может быть увлекательнее, чем сама игра, но тогда тут вопросы к ДМу :)

Благодаря правилам, которые НРИ предоставляет, возможностей для отыгрыша куча. Отыгрывайте самого злодейского злодея, антигероя или типикл добрячка. Все зависит от ваших хотелок. Хоть того же геральта создайте в системе ДНД, благо и социальная часть и боевка позволяют.

ДМу тоже хватает своих фан моментов. Игроки зачастую могут быть упертыми и не самыми умными, что на самом деле тоже может повеселить всю компанию. В итоге ДМу приходится на ходу генерировать события и обогащать свой выдуманный мир.

Импровизация неотъемлемая часть НРИ. ДМ должен уметь выкручивать свой сюжет из любого опасного поворота, в который пошли игроки. Вы конечно можете сказать игрокам напрямую, мол, вы уж извините, но туда низя. В таком случае теряется огромная часть атмосферы.

И говоря об атмосфере - это неотъемлемая часть игры. Многие, как и я, во время игры включают эмбиенты для помощи в визуализации оружения, или например во время стычек. Кстати треки из Fable здесь подходят великолепно.

Как я перестал бояться и полюбил настолки(НРИ)

Для взаимодействия с миром у вас есть кубики и навыки. В разных системах они по разному используются и об этом мы еще поговорим.

ДнД

И вот я получил заветный наборчик и принялся его изучать. В книге правил было всего 20 страниц. Безусловно это было интересно читать, даже для такого не любителя читать, как я. Много разных решений которая могла предложить игра. И вот я уже иммаджинирую как мы с ребятами увлекательно проводим время.

Сюжет в стартовом наборе вполне неплох, но надо учитывать, что он явно не за один присест. Одна сессия в той же днд, ну, на моей памяти, не длится менее 3 часов, а это может быть утомительно как и для ДМ, так и для игроков.

<i>обложка сюжета из стартового набора "Затерянные копи Фандельвера"</i>
обложка сюжета из стартового набора "Затерянные копи Фандельвера"

В целом я вам советую ознакомиться, если вы вдруг захотели поиграть в НРИ и начинать именно с этого сюжета. Можете либо так же купить стартовый набор, там есть все для игры на 5 человек и ваших начинаний, либо воспользоваться онлайн ресурсами. Те же сюжеты, персонажей, ну и конечно же сами правила - можно спокойно найти в интернете.

Мы собрались с ребятами и я принялся им рассказывать правила. Конечно если ты всего лишь пару раз прочитал книжку на 20стр без практики, то все правила не запомнишь. Так у меня и произошло и пришлось выдумывать свои. Что я тоже рекомендую делать если вы в чем-то неуверенны, главное чтобы ваши игроки думали, что вы уверенный в себе ДМ :)

Так и пошло поехало. Было все очень в новинку и крайне увлекательно. В первый раз мы и не заметили как прошло 5 часов за игрой. В компании было много людей, как и девушки, которые даже в рпг на компе не играли, так и вархаммер апостолы. Паша привет.

Для всех это был новый опыт и очевидно он нам понравился. С тех пор мы еще пару раз собирались, но наша компания друзей начала распадаться потихоньку и нам уже было не до этого.

Однако, удовольствие было получено и этот опыт я постарался не забывать.

Ведьмак

На какое-то время я подзабил на НРИ. Но желание из искры превращалось в пожар и я начал искать другие способы поиграть. У нас в городе есть магазин HobbyGames и они частенько проводят всякие настольные вечера.

На одном из таких вечеров я и познакомился с компанией ребят, с которыми потом долгое время играл. Время шло, я укреплял свои знания как ДМ, так и игрок. И в один прекрасный момент, нами было принято решение, что пора бы попробовать и другие настолки. Так мы собрались играть в НРИ по ведьмаку.

<i>Обложка супер хайповая</i>
Обложка супер хайповая

В отличии от той же ДНД ведьмак имел как и ряд преимуществ так и недостатков.

Начнем с того, что в ДНД сеттинг не то, чтобы прям уж мрачный. Вы можете конечно нагнать жестокости в своем сюжете, но если вы смотрели фильм по ДНД, то наверняка знаете, что это самое базовое фентези.

фильм, кстати, рекомендую
фильм, кстати, рекомендую

А вот ведьмаааак, мммм, это уже совсем другая категория фентези. И это в ролёвке заметно.

Зачастую приключение может создаваться сбалансировано между социальной составляющей игры(разговоры между нпс и игроками, загадки и тд) и боевкой(тут все понятно). Но в ДНД с этим как по мне туго.

Опять же, это мое личное мнение. Боевка в ДНД крайне сухая и со временем начинает казаться примитивной. Имеется ввиду 5 редакция, в редакции старше не играл. Ведьмак эту проблему решает и это является существенным плюсом по отношению к той же ДНД. Боевка в ведьмаке ощущается динамичнее и хардкорнее, и с точки зрения правил реализована удачнее. Например в том же ДНД ты конечно можешь отрубать конечности противникам, как и они тебе, но ДМу придется извильнуться, чтобы грамотно и красиво это прописать.

В ведьмаке же существует система критических попаданий, где и ты противнику можешь - выколоть глаз, отрезать руку, ногу, выбить зубы и тд и тп, так и он тебе. И все это закреплено на уровне правил, что важно, ибо это облегчает работу ДМу, а так же способствует более полному погружению в сеттинг.

И говоря о нём (о сеттинге) - это может быть как и плюсом данной НРИ так и минусом. Во-первых, банально человек может не захотеть играть в deep dark fantsy. Во-вторых, как мне сказал продавец НРИ, свести в одной компании ведьмака, мага и какого-нибудь барда - непросто. Как известно, ведьмаки - это чаще всего одиночки.

Тем не менее мы играли и наслаждались, да еще как. Пока мы проходили свой сюжет, ДМ и один из игроков договорились и его сделали тайным шпионом нильфгарда, что вызвало ситуацию, когда он нас предал и мы вырывались из ловушки, в которую наш "товарищ" нас завёл, попутно естественно стараясь ему отомстить.

<i>Иммаджинировал это за вас</i>
Иммаджинировал это за вас

К сожалению, через какое-то время и эта компания немного распалась.

Вообще одно из больших разочарований в НРИ для меня - это отсутствие постоянной компании с которой можно прям так с нахрапа поиграть. Но справедливости ради - это свойственно всем проектам, в которых сессия длится более 3 часов и требует большого количества внимания. Игроки в героев и циву поймут о чем я.

Ковид

Наступила эпоха ковида и конечно собраться в том же магазинчике или на дому стало сложнее. Но и тут через время вылезло решение - это онлайн сессии на специализированных сайтах или же просто в дискорде, но про этот вариант позже.

Существует такой проект - Roll20. Про него я знал уже давненько, еще с тех пор как начал увлекаться НРИ. Это по сути полноценный инструмент для ведения онлайн партий со множеством возможностей и в большинстве систем, то беж там не только ДНД, но так же и ведьмак, и зов ктулху, и киберпанк, и маскарад и тд. Так же рекомендую ознакомиться тем, у кого нету возможности собираться ирл.

Так же, у меня на тот момент был хороший комп и более менее стабильно оплачиваемая работа, я всем своим друзьям накупил дивинити и мы великолепно проводили время, что в первой части, что во второй.

Как я потратил 20к на настолки и понял, что это моё ныне любимое хобби.

От ДНД я порядком устал, а в ведьмака больше было не с кем играть. Для своих новых товарищей я провел свою последнюю на данный момент партейку по ДНД и с НРИ завязал на пол года.

Вообще стоит отметить один удивительный феномен. За все время, что я играю в НРИ, я не встретил ни одного человека, которому это все действо не понравилось. И более того, 70% новичков, которым я проводил игры, сами потом в последствии желали вести свое приключение. Тут и не мудрено, для человека незнакомого с НРИ - это удивительно увлекательный опыт.

И вот, прогуливаясь по барам с моим товарищем, которому я проводил свою последнюю партию, мы решаем заглянуть в мой уже любимый HobbyGames. Деньгами я сорить люблю и не упуская возможности захотел я себе что-нибудь прикупить. Где-то час мы стояли и размышляли. Выбор был из крупного количества НРИ, но постепенно круг сужался. Такие варианты как pathfinder и vampire the masquerade отпали сразу. pathfinder очень уж дрочная тема, а вампирах не особо привлекает сеттинг (на данный момент, может со временем опробую).

Из более менее интересного для нас остались такие как:

  • Сyberpunk 2077 Red
  • Ведьмак
  • Зов Ктулху

Cyberpunk 2077 - это перевыпуск той самой легендарной настолки cyberpunk 2020 с подзаголовком Red. Собственно, сами СDPR данную НРИ и выпускали. В наличии был только стартовый набор и это выглядело заманчиво, тк и с компьютерной игрой были ознакомлены и это не была тупая копирка днд. Но продавец нас отговорил. Сказал, что стартовый набор один из худших.

Если кто играл, отпишитесь в комментах и поделитесь впечатлением, вдруг все же стоит попробовать :)

Как я перестал бояться и полюбил настолки(НРИ)

Далее ведьмак. Тут уже я за него топил, но продавец и товарищ сошлись на том, что для чиловой посиделки он мало подходит по названым выше причинах (там где я писал про то, что тяжело свести партию воедино). Оговорюсь чуть дальше, я все же купил все, что мог в этом магазине по ведьмаку, благо там не так много книг было.

<i>Бестиарий, книга правил и ширма великолепного качества</i>
Бестиарий, книга правил и ширма великолепного качества

И в итоге сошлись на Зове Ктулху. Поспособствовало то, что мой товарищ очень уж захотел поиграть в детектива, а я в целом, люблю Лавкрафта.

<i>Стартовый набор крайне хорош</i>
Стартовый набор крайне хорош

В общем-то я ни разу не пожалел и благодарен товарищу за склонение меня в сторону именно этого приобретения. Расскажу по порядку.

Зов Ктулху отличается удивительным погружением, как в свои правила, так и в сам сеттинг, что логично, ибо действия происходят в нашем мире, хоть и с капелькой космического ужаса)

В ней нету прокачки как таковой. Нету никаких уровней и нету какой либо шкалы опыта. Весь апгрейд навыков сводится к возможности что-либо прокачать, если ты этим пользуешься. Например, был очень внимательный? Имеешь право прокачать в конце сессии этот навык, но не намного. И то если повезет. Эта система стимулирует игроков пользоваться всем, что есть у них на листе персонажа.

Так же сами правила являются крайне легкими для понимания за счет пункта выше и за счет отсутствия перегруженности. Данная игра рассчитана больше на социальное взаимодействие, что логично в детективе, однако бои присутствуют тоже и стоит отметить, что персонаж умирает крайне быстро.

В итоге мы имеем одновременно легкую для вкатывания игру и сложную, чтобы выжить. Однако главное правило всех настолок никто не отменял! Неважно, выжил ли твой персонаж или умер, главное, что ты и твоя компания - шикарно провели время.

В стартовом наборе у нас имеется 3 книги, кубики, раздаточный материал для сюжетов (а-ля записки и карты), а так же листы персонажей, как готовые так и пустые.

<i>Все описанное выше</i>
Все описанное выше

Первая книга предназначена для базового ознакомления. В ней имеется сюжет лишь для одного игрока, а ДМом будет служить вам сама книга. Сюжет реализован в виде книжек-квестов. Если кто не понял как это, то условно это дело происходит так, вы что-то прочитали и ниже вам дается развилка и чтобы выбрать тот или иной вариант, нужно перейти к блоку, который указан в развилке. Объяснить сложно, но на деле интуитивно понятно. Сам сюжет интересный и рассказывает нам типичную лавкрафтианскую историю на подобие истории про Иннсмут.

Вторая книга является краткими правилами, подобным в стартовом наборе для ДНД. Здесь нельзя ничего примечательного сказать кроме того, что выглядят все три книги стильно, а сами правила читать действительно интересно, ибо механики крайне необычные, ну по крайней мере для меня.

Третья же книга это набор сюжетов и их там три! И все три сюжета крайне отличаются друг от друга. Первый - это типичный детектив, даже с относительно мирным исходом. Второй - это прям обряд экзорцизма, наверное мой самый любимый из этих трёх. Ну а третий же больше с уклоном в мистику и минимальным количеством саспиенса, однако детектив в атмосфере джаза и Нью-Йорка 20-х годов само по себе звучит интересно.

Знающие про творчество Лавкрафта люди имеют представление о том, какой ужас творится в его книгах и о персонажах, сошедших с ума на страницах его книг. Механика безумия так же имеется в данной НРИ и достаточно интересно реализована. Настойчиво советую вам самим ознакомиться с данной настолкой :)

Как я перестал бояться и полюбил настолки(НРИ)

Я крайне заинтересовался в данной игрульке, докупил ширму Хранителя, книгу Хранителя и книгу сыщика. А так же в тот момент купил все к ведьмаку. Собственно на это у меня и ушло столько денег. Я купил еще кубиков, сюжетов, а так же на сдачу со всего этого купил БЭНГ. Может с 20к перегнул, но цифра явно перевалила за 10к. Однако, хочу вас заверить. Для того, чтобы просто поиграть - вам это все не нужно. Буквально. У меня был сюжет и листы персонажей. Я скинул ребятам их и мы в дискорде собрались и провели 3 сессии. Сюжет можно найти в инете, как и листы персонажей. А для кубиков мы использовали бота в дискорде.

Покупал я наверное лишь потому, что мне крайне нравится как все эти книжки, ширмы, кубики оформлены. Эстетики в НРИ хоть отбавляй. Ну и для собственного удовлетворения и интереса.

Итоги

Наверное большая по объему статейка получилась и я рад за всех тех, кто дошел до конца, надеюсь глаза не вытекли от моей писанины.

Честно говоря, чем дольше писал, тем больше было понимание что страдаю какой-то графоманией и может показаться, что не совсем понятно, что я хотел всем этим сказать. В таком случае, прошу прощение за отнятое время.

В данной статье, я постарался вам донести почему и за что я люблю НРИ, а так же возможно сподвигнуть кого-нибудь опробовать это дело.

19
24 комментария

База получена. Время осваивать PbtA, Клинки, FATE, одностраничники типа хани хейста. Потом разочароваться в ньюскуле и вкатиться в OSR либо, наоборот, в перегруженные монструозные системы 90х. Понять что всё тлен, вернуться в пятеру, водить и играть три года только по ней. А дальше прийти к окончательному просветлению полной мультисистемности с выбором одной "любимой", по которой будет веки вечные пилиться свой passion project.

6
Ответить

В целом путь описан отлично) Прошел оч много систем. Сейчас вновь вернулся к днд со своими хб и хр. А для современности Клинки или банальный Эвил Грин с такими же допущениями. И хорошо. Всем нравится, все довольны.
И про passion project в самое сердечко(

1
Ответить

Приму к сведению)

Ответить

Ой... Сейчас тебе напихают. Я в тусовке НРИ столько же токсичных дегенератов встретил, сколько и в дотке на 2к ммр.
Много лет вожу днд, ктулху и киберпанк и каждый второй пытается научить, или доказать что, например, днд для дебилов и нужно играть в "клинки, пбта, гурпс...нужное подчеркни". Именно в тусовке мастеров, игроки сильно больше дружелюбней

3
Ответить

В какой-то степени, их можно понять)
Вот человек нашел какой-нибудь, скажем, Лансер. Горит идеей провести капанию по всей этой космической феодальщине с квантовыми евангелионами. Выходит на платформу искать игроков и... объявление застывает с состоянии недонабора, а в камментах обсуждают как жаль что это не на днд5.
Но при том токсичность сильно зависит от круга. Общаюсь достаточно плотно с мастерами с имки и около ролеконной тусовочки и там на удивление много адекватных.

2
Ответить

Да я уже увидел, кто-то два дизлайка поставил)

Ответить

На картинке с киберпанком у тебя именно настолка по нему, а не НРИ
НРИ выглядит вот так

2
Ответить