«Изнанка»: когда настольная игра становится приключением
Сегодня расскажу об одной из самых атмосферных и стильных настольных игр последних лет для меня — "Изнанка" . Если вы любите цветовую палитру и дизайн персонажей Gravity Falls, весёлые мистические истории, наполненные загадками, странными персонажами и неожиданными сюжетными поворотами, то и вам игра понравится.
Давайте разбираться подробнее:
Сюжет: душа игры
Главное, что выделяет "Изнанку" на фоне многих настолок — это её история. Игра создаёт ощущение, будто вы с друзьями проводите настоящую RPG-сессию вроде Dungeons & Dragons, только без необходимости подключать мастера и проводить сложные математические расчёты. Для этой настолки существует несколько сценариев, которые в свою очередь имеют несколько вариантов прохождения. Каждый сценарий и новый забег раскрывает свежие детали происходящего в загадочном мире, где реальность — тонкая грань между нормальным и сверхъестественным.
Сюжетная завязка строится на том, что в "обычном" мире постоянно открываются порталы в пространство Изнанки. И эта самая изнанка как радиация влияет на окружающих, меняя предметы и существ. Причём не абы как, а "выворачивая наружу" сущность. Например, был рукастый кузнец - стал многорукий говорящий монстр. Другой проблемой стало появление существ, ранее живших в мире Изнанки. И вот 4 героя, заряженные своими собственными целями, оказываются в том самом "обычном" мире Междугорья. Однако стечение сюжета обстоятельств сталкивает их с некими важными событиями. И только нам решать как дальше поступать
И мы действительно можем решать. Во время диалогов с NPC у игроков есть возможность выбирать из нескольких вариантов, что приводит к долгоиграющим последствиям. И зачастую далеко неочевидным. Приведу маленький пример:
нас посылают ловить сбежавших из цирка монстров, какие-то из них разумные, какие-то нет. Данная информация подаётся вскользь, но если ею воспользоваться, то с некоторыми побеждёнными монстрами можно будет успешно поговорить.
Те в свою очередь скажут, что "мы тут ни при чём, не тех вы взяли" и дадут наводку на странного человечка на поляне, раздающего заначки билетики. Подсказка за подсказкой, диалог за диалогом, действие за действием... и если вы всё совершите верно и вовремя (а вам ещё и свои личные квесты сделать успеть надо), то команда получит доступ к скрытому сюжету.
Стоит учесть, что при первом и даже втором прохождении одного и того же сценария вы точно не сможете добыть все подсказки и встретиться со всеми нужными персонажами. Но каждый заход даёт вам новые знания и возможности. На то есть специальный лист достижений:
А если забить на личные задания героев, то к определённому раунду персонажи просто завершат свои истории, не получив доступа к финалу сюжета с главным боссом. Это не значит, что вы "проиграете". Вы просто сделаете часть работы, а события случатся где-то там вас не затронув.
Сами события развиваются действительно непредсказуемо благодаря карточной системе, которая добавляет элемент случайности. Вы будете сталкиваться с уникальными предметами, событиями и противниками — каждый раз по-новому. Это создаёт чувство постоянного исследования и открытия. Только оцените количество карточек с предметами, мыслями и подсказками, которые могут повлиять на ход сюжета:
В общем, самая главная и крутая штука в "Изнанке" - это сюжет.
Персонажи: на вкус и цвет
Всего в игре доступно 4 игровых персонажа. Каждый со своим характером, умениями и личным сюжетом (квестами). О каждом пару слов:
Охотник - как старый Геральд, только с чуть более безумным взглядом. Его отец, тоже охотник по профессии, в детстве отдал сына какому-то крутому наставнику-отшельнику, а тот научил парня как зашивать потусторонние "разломы", через которые и лезут опасные магические твари. Сражения и шитьё - вот наше всё, ауф!
Ревизор - бестелесная сущность, обладающая большими магическими силами... обычно. Только наша подопечная случайно попала в тело маленькой девочки, что много лет лежала в коме. С одной стороны "ура", очнулась. С другой стороны, это тело слабо и очень любит вкусняшки. Но это не помешает сущности выполнить свой долг и расследовать причину странных явлений в Хухревилле (главном городе из игры).
Мадопа - чем-то напоминает Фина из "Время приключений". Такой же беззаботный и весёлый. Он не знает, кто его родители, да ему и пофиг. Нашли паренька на одной из ферм в старом рюкзаке с запиской "Скоро вернусь". Вот только парень вырос, а никто так и не пришёл. Поэтому он сам отправился в мир искать своё предназначение.
Камнекрад - тоже пережил не самое лучшее детство. Из-за влияния Изнанки его старшие братья срослись в одного большого монстра. Именно тогда он и понял, что Изнанка лишь "раскрывает суть, показывая то, что скрыто от глаз". Но семья есть семья, так что парень отправился на ближайшую гору к местному Хранителю за советом. И обрёл цель: собрать все Камни Хранителей и вернуть их в Вулкан Начала Начал, чтобы закрыть Изнанку раз и навсегда.
Во время очередной игровой сессии у каждого героя будет 3+ личные миссии, которые тянутся случайным образом из колоды заданий персонажей. Некоторые из них достаточно сложные, а часть проще некуда. В любом случае, умереть игроки не смогут, такой механики в настолке нет. Они могу проиграть бой и попробовать снова в следующий ход. Самое страшное, что может произойти - это не успеть.
Геймплей: простой ли он?
Правила "Изнанки" достаточно сложные, особенно для новичков. На первый взгляд может показаться, что механики перегружены, особенно если вы привыкли к более лёгким и прямолинейным играм вроде "Манчкина".
Ваша задача как игроков — исследовать локации, взаимодействовать с объектами, решать головоломки и, конечно же, сражаться с монстрами. У каждого героя есть свои уникальные способности, которые нужно учитывать при планировании ходов. А действовать всем игрокам придётся как команда. Потому что спрашивать ключевые предметы будут у вас как у команды, а не отдельных персонажей.
количество карт предметов/эффектов для сюжетов и пример
Если кратко описать процесс, то есть карта, ресурсы и раунды-ходы. В начале раунда вы тянете из своего мешка жетоны регионов, позволяющие вам переходить, например, с дороги в горы. Нет жетона соответствующей поверхности и умения/предмета сменить жетон? Вы ограничиваетесь в перемещении. Поэтому всегда стоит обсуждать с другими игроками кто куда может пойти и что сделать. Всего типов местности шесть: горы, леса, вода, луг и изнанка. А ещё для простоты ориентации в пространстве карта поделена на регионы: Г — Горы, З — Заречье, Н — Низины, О — Окогорье, Р — Рощи, Т — Тени и Х — Хухревилль.
Также можно:
- зарабатывать монеты и тратить их на экипировку;
- зарабатывать опыт и тратить его на новые жетоны и открытие ячеек карточки игрока;
- участвовать в диалогах с NPC и принимать решения;
- обмениваться предметами с другими игроками;
- сражаться против монстров/жителей.
Переместившись в нужную клетку, вы запускаете действие. При наличии необходимых условий можно отдохнуть и полечиться, зайти в торговую лавку, начать квест/ивент или сражение. Сражения и квесты построены на ваших жетонах действий/локаций. Тяните из мешка, выпал один из подходящих - гуд. Не выпал - неудача.
Поэтому на битвы против горного монстра лучше отправлять того, у кого есть куча подходящих жетонов или предмет, позволяющий получить преимущество. Но даже имея стартовый набор жетонов и долю везения любой персонаж может так или иначе победить и выполнить задачу события.
Диалоги с NPC выполнены путём чтения нужной части из книг сценариев. Например, если у вас есть нужный предмет, вас отсылают на страницу X читать абзац Y. А если нет предмета, то на страницу F к абзацу U. Всего же у настолки 4 книги сценариев и не самых тонких, должен отметить. Первый сценарий, самый маленький из имеющихся, вдвоём мы играли часа три с половиной.
Компоненты и их качество
Если говорить о физическом воплощении игры, то здесь "Изнанка" просто блистает. Миниатюры, карты и жетоны выполнены из плотного картона с красивыми детализированными рисунками. Есть даже специальная сборная коробка, которая разделена на удобные отсеки для хранения компонентов, что делает подготовку к игре быстрее.
Особенно хочется отметить стиль художников: мультяшный и наполненный деталями. Обожаю рассматривать карточки и карт, но всё это богатство влечёт два неоспоримых минуса. Во-первых, игра занимает очень много места. Даже для двух человек может не хватить стола, нам пришлось расположиться на разложенном диване.
А что говорить о четырёх игроках?! Во-вторых, из-за плотного картона и кучи книжек/правил, карточек и жетонов коробка со всем добром много весит. Около 2,5 кг до того, как я выкинул ненужные рамки от жетонов. Игру фиг возьмёшь в поход или длительную прогулку. Да и мелких деталей много, легко потерять.
Краткие выводы
Плюсы:
- Отличный дизайн и качественные материалы.
- Разнообразие сценариев и вариативность игрового процесса.
- Глубокий сюжет, который заставляет играть снова и снова.
- Играть вдвоём весело.
- Отличный юмор
Минусы:
- Игра занимает много места, стола может и не хватить.
- Тяжёлая коробка, не потаскаешь с собой в течение дня, чтобы потом сыграть в парке.
- Сложные правила, местами допускающие разночтение и недосказанность.
- Высокое влияние рандома, сюжет можно запороть только из-за того, что не выпадают нужные жетоны.
Послесловие
Я очень доволен приобретением. Игра подойдёт как для великовозрастных лбов, так и для детей. Для меня Изнанка сейчас заняла топовое, наряду с Манчкином (открыл панамку, чтобы меня ругали за любовь к этой настолке). Если вы придёте ко мне в гости и захотите сыграть в одну из десятка настолок, в первую очередь я предложу вам эти.