Как родился и умер японский кинематограф

Краткая (или не очень) история кино и аниме индустрий: от немого кино, до исекаев.

«Мотра против Годзиллы» 1964 год

Предисловие

120 лет истории кинематографа не вместить в одной статье на DTF, но я постарался выбрать главные моменты и художественно разбавить их разыми сюжетами. Сознательно исключая андеграундное кино и некоторое аниме, а так же документальные фильмы, я стараюсь всё же показать общую картину. Прошу так же обратить внимание, на то что я сократил две трети текста, иначе просто не влезало. От того некоторые части моего эссе выглядят слегка отрывочно или может даже вычурно и бесконтекстно.

Иногда вы можете увидеть слова неправильно переведенные с яп. языка, в основном это связано с тем, что материал я искал на английском. Если есть что поправить, не стесняйтесь писать в комментарии и личку, я открыт критике и предложениям.

Походу статьи вы будете находить 🔼🔽, они работают как ссылки.
🔼 - отправит вас к содержанию, а 🔽 - отправит к следующей теме.

Содержание:

Что посмотреть:

Чаще всего я рекомендую фильмы которые будет легко найти, некоторые есть на ютубе с английскими и русскими субтитрами, так что ищите сначала там. В некоторых периодах отсутствуют рекомендации, в основном по банальной причине: смотреть просто нечего.

00-30-е — Немое кино и люди давшие ему «голос»

Хотя еще в 90-х годах позапрошлого века в Японии появились первые киноаппараты, как правило, всё не заходило дальше съемок улиц и показов в императорском дворце или театрах.Как и везде первые фильмы были по сути театральными постановками, только вместо сцены - киноэкран, вместо реплик - субтитры, а вместо дирижёра - киномеханик за камерой.

Всё изменилось в начале нулевых: сначала владельцы передвижных кинотеатров стали замечать, что люди, в жизни не видавшие даже соседнего города, просто не понимают происходящего в западных фильмах. Тогда они начали объяснять перед показом сюжет картины. Постепенно такие комментарии начали произноситься прямо во время фильма. Озвучивались даже реплики персонажей, но финальным же этапом стал найм специального актера, а иногда и группы актеров, так называемых Бэнси.

Бэнси и культурные различия

Технологии тех лет небыли совершенными, показ 20 минутного фильма мог занять целых 2 часа. Чтобы публика не скучала в перерывах, к экрану выходил кто-то из команды кинотеатра и рассказывал о своем ремесле, например: как работает проектор и почему его нужно охлаждать.Прогресс не стоял на месте и перерывы между показами сокращались, но рассказчик никуда не исчез.Быстро развиваясь, искусство бэнси стало неотъемлемой частью любого фильма в японском прокате. Они и озвучивали реплики, рассказывали как работают автомобили и даже объясняли чувства героев в романтических сценах (японские зрители не понимали что происходит в романтических фильмах, от слова совсем).

Выглядело это примерно так:

«Тюсингура: Правдивая история»,1928г. Немой фильм озвучивает девушка Бэнси. Доступны английские субтитры.

Существовавшие вплоть до 30-х бэнси оказали огромное влияние на кинематограф, став первыми суперзвездами зарождающего искусства. Вытеснить их смогло только звуковое кино, хотя многие и ушли на пенсию самые знаменитые переквалифицировались в актеров и даже режиссеров.

Оформление индустрии, самурайские драмы и первые имена

К 00-м годам оформляются две главные киношколы национального кинематографа:

  • Первая (гэндайгэки) сконцентрировалась на кино о современности и жанрах близких к реализму, ее центром был Токио - в то время самый большой и современный город в стране.
  • Вторая (дзидайгэки) основывалась на театральном наследии, её отличительными чертами были наигранность, обилие грима и сюжеты взятые из фольклора и истории. Её особенностью так же являлось то, что на ранних этапах театральные правила соблюдались так же строго как и в настоящем театре, например: всех персонажей играли исключительно мужчины, а костюмы могли нести в себе сложное скрытое (иногда сакральное) значение.

Конечно почти сразу школы разваляться, но на их руинах взрастут два жанра, благодаря которым мы, в основном и знаем японское кино. Именно эти два уникальных жанра будут раз за разом поражать европейскую публику. Именно на них придется большая часть «Оскаров» и «Золотых ветвей». Что-то я отошел от темы.

Дзидайгэки - это, по сути своей, историческая (самурайская) драма, действие которой происходит в период Эдо 17-19века, а сюжеты концентрируются на мести, войне и политической интриге. Лучшего жанра для немого кино и не придумать. Знакомые каждому японцу фольклорные сюжеты не нуждались в лишних субтитрах, а зрелищные бои на мечах не давали заскучать даже искушённому зрителю. Что уж говорить если зачастую в ранних фильмах на массовке играли настоящие самураи, оставшиеся без работы в современном мире.

<b>«Змей» </b>1925 год реж. Бунтаро Футагава
«Змей» 1925 год реж. Бунтаро Футагава

В 1912 году практически все токийские кинокомпании объединятся в одну гигантскую киностудию «Nikkatsu». Именно на этой студии приобрел популярность Сёдзо Макино - отец основатель японского кино и первый прославленный на всю страну режиссер.

В 1901 году семья Макино открывает театр в пригороде Киото. Сёдзо тогда было уже 22 года, но он с охотой помогает семейному бизнесу и даже сам играет на сцене, через 7 лет его замечают братья кинематографисты Ёкото (впоследствии их фирма сольется со всё той же «Nikkatsu») и предлагают поставить пару короткометражек в жанре дзидайгэки. Привыкший к тяжелой работе в театре, он неустанно трудится на кинокомпанию пока ему не предлагают постоянную работу режиссером в Токио.

В неустанных поисках новых актеров и ассистентов, он разъезжает по стране посещая местные представления. Практически все первые кинозвезды обязаны ему карьерой, он находил их в бродячих театрах и цирках, среди актеров, гримеров и постановщиков.

В 1920 году, он замечает талант и берет под свое крыло Кэндзи Мидзогути. Впоследствии Кэндзи назовут одним из тройки лучших режиссёров, наравне с Куросавой и Одзу. Почетное четвертое место в этом списке займет, также связанный с Сёдзо - Утида Тому. Последний станет популярным только в 50-70-х годах. А пока в поисках вдохновения и работы он проводит 20-й год в Токио где его настигает...

Великое землетрясение Канто и переезд индустрии в Киото

К 23 году токийская киноиндустрия только начала оформляться в что-то цельное. Уже вышеупомянутая «Nikkatsu» отстраивает свои павильоны в Йокогаме (пригород Токио). Десятки студий, в том числе и поныне существующая «Shochiku», появляются из неоткуда. Строятся фабрики пленки и киноаппаратов, легендарные «Nikon» начинают производить свои первые линзы, появляется смежный с кино бизнес: сети кинотеатров, ремесленники делающие реквизит (те же самурайские мечи были запрещены и приходилось ковать бутафорские), даже швейные ателье шьющие костюмы для актеров.

И всё это исчезает меньше чем за три дня.

1 сентября после многочисленных толчков, уничтоживших всю каменную архитектуру Токио, начался огромный пожар забравший почти всё что горело.

Помните одну из сцен в «Бесславных ублюдках» Тарантино, ту где Шошана объясняет насколько пленка легко горит? А теперь представьте склад забитый такой пленкой, представьте киноархивы, кинотеатры. Адское пламя высотой до 60 метров пожирало город, а вместе с ним и кинонаследие выращиваемое 20 лет.

Хроника снятая в первый день после землетрясения 1 сентября 1923 года.

Десятки студий мгновенно обанкрочиваются, актеры включая Тому Утида, о котором я упоминал выше, остаются не то что без жилья, без имущества вовсе. Следующие полтора года Тому приходится работать в бродячем театре, что бы хоть как-то свести концы с концами, и хотя опыт путешествия по стране ему еще пригодится в дальнейшем, сама трагедия оставит заметный след в его творчестве.

Выжившие студии (включая всё те же «Nikkatsu» и «Shochiku») уезжают в Киото - театральную столицу Японии. Именно там закончится золотой век немых исторических драм про самураев и начнется эпоха звукового кино.

Что посмотреть:

Ну на самом деле прямо смотреть я вам не советую, но если есть желание ознакомиться, то лучше начать с этих фильмов.

  • «Тюсингура: Правдивая история» - историческая драма. В основе сюжета классическая история о 47 ронинах. реж. Сёдзо Макино. 1928 год.
  • «Змей» - еще один типичный пример фильмов тех лет. История о самурае пытающимся влюбить в себя женщин, но ставшего убийцей. реж. Бунтаро Футагава. 1925 год.

Милитаризм, кризис и звук

Неэффективные меры по восстановлению экономики после землетрясения, через 5 лет приводят к финансовому кризису и резкому обнищанию населения. В этом же году Премьер министр заявляет, что Японии жизненно необходимо завоевать Манчжурию, Монголию, а затем и весь Китай. Так начинается эра японского милитаризма.

Такие перемены не могли не сказаться на зрительских вкусах. На смену классическим историям о самураях приходит гэндайгэки - жанр в котором конфликт строится на бытовых проблемах современного японца.

<b>«Соседка Яэ-тян» </b>1934 год реж. Ясудзиро Симадзу.
«Соседка Яэ-тян» 1934 год реж. Ясудзиро Симадзу.

В 1930 году выходит первый звуковой фильм - «Родина», а всего через год, с выходом киноленты «Соседка и жена» звук в кино становится повсеместным. Это событие перевернуло всю индустрию. Зависимость от новой технологии перенесла киотские студии обратно в Токио, где их ждали старые актеры и режиссеры оставшиеся без работы на семь лет. Среди них, уже почти ставший героем моего эссе, Тому Утида. Снимающий свои легкие комедии, он становится одним из ведущих режиссеров тех лет.

Среди других пионеров звукового кино Ясудзиро Одзу (я уже упоминал его) будущий номер два из тройки лучших, он снимает всего два фильма в этот период, но его авторский подход к звуку (он первый в Японии записывал звук не в живую, а отдельно, на студии, затем вставляя в фильм) сразу делает его живой легендой.

<b>«Что забыла дама?»</b> один из двух фильмов звуковых ч/б фильмов Одзу реж. Ясудзиро Одзу
«Что забыла дама?» один из двух фильмов звуковых ч/б фильмов Одзу реж. Ясудзиро Одзу

В 1936 году создается «Гильдия кинорежиссеров Японии» - объединение ставившее свой целью развитие режиссуры и становление независимого кино запретят всего через 7 лет после создания.

Фото по случаю основания «Гильдии кинорежиссеров». В статье я затрону судьбы всего 3 из 19 присутствующих.
Фото по случаю основания «Гильдии кинорежиссеров». В статье я затрону судьбы всего 3 из 19 присутствующих.

В 1937 году, на волне успехов звукового кино, создается кинокомпания «Toho». Привнесшая в индустрию голливудскую систему продюсеров, «Toho» стала одной из ведущих. Момент их славы наступит только в 50-е годы. Именно эта компания будет выпускать одни из самых коммерчески успешных фильмов золотого века.

Хотя в целом в 30-е годы сохраняется демократичный дух независимо кино, страна готовилась к войне. Большие студии всё чаще снимали по гос.заказам милитаристические ленты про бравых японских солдат, воюющих в русско-японской и первой японо-китайской войне. С начала 30-х такие фильмы, с государственной помощью, будут медленно вытеснять другие из кинотеатра, пока не станут единственными разрешенными к показу.

Что посмотреть:

  • «Соседка Яэ-тян» - звуковая драма о любви двух студентов. Фильм компании «Shochiku» стал настолько популярным, что породил целый поджанр «камата». Реж. Ясудзиро Симадзу, 1934 год.
  • «Единственный сын» - Второй (из двух) звуковых ч/б фильмов Одзу. Один из первых фильмов затронувших тему конфликта города и деревни. Меньше чем через 20 лет эту же тему режиссер разовьет в другой своей картине, но о ней мы поговорим когда придет время. Реж. Ясудзиро Одзу, 1936 год.

40-е — Большая война и большая трагедия

В конечном итоге власть в стране захватывают военные, а вчерашний патриотический-милитаризм быстро перерастает в фашизм. Еще в 1935 году создается «Киноассоциация Великой Японии», сначала крупный заказчик патриотических фильмов, она быстро стала цензурным органом новой власти. Независимое кино начинают травить со всех сторон: сначала нападками в газетах, затем запретами к прокату, а в 39 году официально вводится цензура и независимое кино умирает полностью.

Из 10 крупных студий остаются всего три: «Shochiku», «Toho» и «Daiei» (последняя еще не упоминалось, но мы вспомним о ней в 50-х).Уже известной нам «Nikkatsu» и вовсе была уготована участь лишь
дистрибьютера - финансово выгодная, но творчески нулевая.

Именитые режиссеры: либо ушли на пенсию, либо уехали из страны, как например сделал Тому Утида разорвавший контракт с «Nikkatsu» и переехавший в Китай на 12 лет. Меньшинство (из именитых) осталось и приспособилось к новой действительности. Еще одна значительная группа кинодеятелей была призвана на службу, многие из них погибли в первые годы войны.

Хироси Симидзу был из тех что остался. В 41 году он снимает свой самый знаменитый фильм: «Заколка для волос». Идейный наследник довоенного кино 30-х, картина фокусируется не на войне, а на размышлениях простых людей вдали от фронта. Пропитанный антимилитаризмом, он чудом не был запрещен и чудом дошел до наших дней.

<b>«Заколка для волос»</b> 1941 год реж. Хироси Симидзу
«Заколка для волос» 1941 год реж. Хироси Симидзу

Война кончилась, но ничего не осталось

Внимательный читатель мог заметить, что несмотря на то, что я практически каждое десятилетие иллюстрирую историей из жизни Тому Учиды, я ни разу не порекомендовал его фильм, а всё потому что их нет. Если быть точнее «их нет» с 1945 года.

Около 80% всего японского кинофонда было уничтожено во время бомбардировок Японии американской авиацией.

От многих городов к 45 году осталось примерно это:

Проиллюстрировать насколько это огромные потери нам поможет всё тот же Тому Учида. Вот список его фильмов с 1922 по 1938 год:

Взял с <a href="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%82%D0%B8%D0%B4%D0%B0,_%D0%A2%D0%BE%D0%BC%D1%83#%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%8C%D0%B5%D1%80%D0%B0_%D0%B2_%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%8B_(1937-1940)" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">русской вики</a>. <i>Тыкните для приближения</i>.
Взял с русской вики. Тыкните для приближения.

Из 44 довоенных фильмов Тому, сохранилось всего 3. На самом деле даже эти три работы сохранились по счастливому стечению обстоятельств. Некоторые его пленки были отосланы на зарубежные кинофестивали и завоевали там награды, именно эти фильмы и сохранились.

Среди них был фильм «Земля». Основанный на одноименной повести, он рассказывает о тяжелой жизни крестьян в северной Японии. Это первая лента от Японии на Канском кинофестивале и одна из первых получивших известность на западе. До 1968 года считался безнадежно утерянным во время бомбардировок Токио, но нашелся в Берлине, хотя и сильно поврежденный, к тому же без первой части и последней части.
Еще больше повезло в 2001 году. Обнаружилась еще одна, более полная и сохранившаяся, версия. В ней даже была первая часть, но последней катушки всё так же не хватало. Кстати, нашли его в российском Госфильмофонде.

<b>«Земля» </b>1939 год. реж. Тому Утида
«Земля» 1939 год. реж. Тому Утида

Что посмотреть:

На самом деле ничего не стоит смотреть. Все фильмы тех лет либо ужасно сохранились, либо напичканы глупой пропагандой по самые уши. Но если и выбирать, то остановлюсь на «Заколке для волос» о которой писал выше.

«Заколка для волос» 1941 год реж. Хироси Симидзу
«Заколка для волос» 1941 год реж. Хироси Симидзу

50-60-е — Золотой век кино и появление ТВ

Хватит о грустном! Война кончилась и впереди японское экономическое чудо, золотой век кино и первые цветные фильмы.

Первые послевоенные пять лет дались очень непросто, но именно в них зародилась та японская культура о которой мы знаем сегодня. Сразу после оккупации американское правительство издало указы ослабляющие цензуру и гос. контроль над большими киностудиями.

Именно в это время рядовые японцы знакомятся с американской и европейской культурой. В кинотеатрах показывают вестерны, классическую фантастику и мюзиклы. Американские солдаты расположившиеся на островах, привозят с собой музыку, бейсбол и бесчисленное множество других товаров. Это, вкупе с временным запретом на традиционный театр, оживляет киноиндустрию и дает ей импульс на долгие годы вперед.

Один из ярчайших примеров такого влияния, это Кинг-Конг. Снятые в 30-е годы два фильма, не видели в Японии до 45 года. И поверьте, у людей переживших войну и атомную бомбардировку, огромные монстры разрушающие Нью-Йорк отложатся в памяти надолго.

В первой половине 50-х годов у населения уже появляются и деньги, и свободное время на кинотеатры. На такой благоприятной почве рождаются новые кинокомпании, растет конкуренция и борьба за зрителя. Что в свою очередь заставляет студии идти на риски и экспериментировать.

Кстати, о студиях: практически все фильмы тех лет создаются всего в 6 компаниях:

  • «Toho» - в 53 году, в ее павильонах снимут первый фильм про Годзиллу. Монстр настолько понравится зрителям, что породит целый жанр. А «Toho» станет владельцем самой прибыльной кинофраншизы из Японии.
  • «Shochiku» - одна из гигантов довоенного кино, к концу войны была практически разрушена. Но смола выкарабкаться, не без помощи именитого Ясудзиро Одзу. В 53 году он снимает «Токийскую повесть» - фильм внесший значительный вклад в мировой кинематограф, до сих пор считается одним из трех лучших по мнению международных кинокритиков.
  • «Daiei» - компания, вырастившая Акиру Куросаву, становится ведущей из «6 сестер». В 1950 году именно она выпустит ставший классическим «Расёмон» - первый японский фильм выигравший Оскар и главный приз на Венецианском кинофестивале.
  • «Toei» - компания образовавшаяся в 50 году начинает снимать фильмы в жанре очень похожим на современную супергероику. Именно они покупают лицензии на западные фильмы и прокатывают их в Японии.
  • «Nikkatsu» - наша любимая компания пережила войну практически не снимая фильмов. Билет в золотой век ей обеспечил Сёхэй Имамура работавший над той же «Токийской повестью» в качестве сорежиссёра, он поссорился со своим боссом и перешел в «Nikkatsu». Снимая эксцентричные, провокационные и бунтарские фильмы, Сёхэй постепенно расширял границы дозволенного пока не довел новых боссов (да, опять) настолько, что те запретили ему режиссировать 2 года.
  • «Shintoho» - последняя из списка, прославилась своими хоррорами и фантастическими фильмами. Успешно копируя американскую фантастику, они оставались на плаву почти 15 лет, но уже в 61-м студия обанкротилась, не выдержав конкуренции с телевидением.

Обязательно к просмотру

Очень сложно выбрать какие-то одни фильмы из целого десятилетия шедевров, но я постараюсь не сильно нагружать и без того огромный текст. Если интересуют еще рекомендации, смело пишите в комментарии.

«Расёмон» - фильм снятый на копейки в только восстанавливающийся стране поражает своей красотой и простотой. Куросава фактически изобрел новый тип повествования. Названый в честь в фильма, он оказал значительное влияние и на последующие фильмы и на культуру в целом. Вы наверняка видели его в The Last of Us Part II.

«Расёмон»1950 год реж. Акира Куросава
«Расёмон»1950 год реж. Акира Куросава

«Токийская повесть» - снятый на высшем уровне, он задал высочайшую планку качества на многие десятилетия и оказал огромное влияние на западную режиссуру. О сюжете картины, наверное, лучше всего сказал её автор:

Через взросление родителей и детей я рассказал, как начала разваливаться система японской семьи. Это одна из моих самых мелодраматичных картин.Ясудзиро ОдзуРежиссер

Ясудзиро Одзу, Режиссер
«Токийская повесть» 1953 год реж. Ясудзиро Одзу
«Токийская повесть» 1953 год реж. Ясудзиро Одзу

«Пламя» - экранизация книги Юкио Мисимы (о котором я обязательно напишу статью) «Золотой храм» выиграла несколько наград в самой Японии. А актер, исполнитель главной роли: Райдзо Итикава - был удостоен премии на Венецианском кинофестивале. Фильм смотрится на одном дыхании, а некоторые сцены, до сих пор, вспоминаются с восторгом.

«Пламя» 1958 год реж. Кон Итикава
«Пламя» 1958 год реж. Кон Итикава

Рассвет телевидения

В 1958 году Япония выпустила больше фильмов чем любая другая страна, а 1960 году японские кинотеатры посетило больше зрителей, чем все европейские вместе взятые (не считая СССР). Фильмов было так много, что кинотеатры стали работать по схеме «два фильма - один билет», а перерывы между сеансами либо отсутствовали либо сокращались до минимума.

Вы еще помните, что в Японии идет экономическое чудо? Так вот, оно только набирает обороты. Для простого человека становятся доступна бытовая техника и конечно первые телевизоры. В 53 году начинается постоянный показ первых телепередач, а к 60-м телевизор был уже, практически, в каждом третьем доме. С развитием тв зрителю перестали быть интересны кинотеатры, а студии переключились на новое медиа.
Так начался кризис кинопроизводства и рассвет телевидения.

В 60-е доля иностранных фильмов возросла с 20% до 60%. Студии, видя интерес, начали копировать западные сюжеты в надежде заполучить внимание зрителей. Так, по образцу американских историях о мафии появились: «якудза эйга», а чуть позже, под влиянием европейской новой волны: «пинк эйга» - с минимумом сюжета и обилием эротических сцен.

В это же время совсем исчезает цензура и на экраны возвращается критика действительности и политические высказывания. Появляются первые фильмы о войне концентрирующиеся не на драме, а на реальных исторических событиях. Одним из первых подобных становится:
«Тора! Тора! Тора!» - где режиссер Киндзи Фукасаку по крупицам воссоздаёт атаку Японии на Перл-Харбор, за что получает международное признание и авторитет. А сам фильм удостаивается Оскара за спецэффекты.

Хорошие фильмы, в основном экранизации книг, никуда не деваются, хотя и перестают быть интересны массовому зрителю. Сейчас, в Японии, 60-е считаются золотым десятилетием. А фильмы вышедшие в это время, лучшими за всю историю.

Что посмотреть:

«Повесть о жестокости бусидо» - Отмеченный многими наградами (включая европейские) фильм поднимает темы служения и следованию традициям через 400 летнюю историю одной семьи.

<b>«Повесть о жестокости бусидо»</b> 1963 год. реж. Тадаси Имаи
«Повесть о жестокости бусидо» 1963 год. реж. Тадаси Имаи

«Женщина в песках» - экранизация романа Кобо Абэ снятая Хироси Тэсигахара, один из самых высоко оценённых фильмов тех лет. Две номинации на Оскар, победа на Канском фестивале, а так же множество наград в самой Японии. За 60-е Хироси снимет еще два фильма по романам Абэ, с ним же в соавторстве: «Чужое лицо» (1966) и «Сожженная карта» (1968). Оба, не меньше, достойны просмотра.

<b>«Женщина в песках» </b>1964 год реж. Хироси Тэсигахара
«Женщина в песках» 1964 год реж. Хироси Тэсигахара

«Токийский скиталец» - наверное самый выдающийся из представителей того самого «якудза эйга» в 60-х. Фильм, полный синефилии (любовь к кино), практически неизвестный на западе, стал классикой уже в первые годы после выхода на родине. А еще, это любимый фильм Рефна (это который снял «Драйв» и «Неоновый демон»).

<b>«Токийский скиталец» </b>1966 год реж. Сэйдзюн Судзуки
«Токийский скиталец» 1966 год реж. Сэйдзюн Судзуки

70-е — Кризис идей, застой и сотрудничество

В 1973 году японской идиллии (как и всего западного мира) настает конец. Нефтяной кризис на ближнем востоке сильно ударяет по экономике, а меры направленные на улучшение ситуации приводят к еще большим проблемам.

На фоне этого, пришел конец постановочным фильмам о монстрах: «Годзилла», «Король Гидора», «Радон» и впечатляющих своим масштабом дзидайгэки: «Трон в крови», «Телохранитель», «Отважный самурай». Некогда популярные жанры, просто надоели зрителям и на фоне кризиса, перестали окупаться. Первый фильм Куросавы, в новом десятилетии, настолько холодно встретили зрители и критики, что он попытался покончить жизнь самоубийством.

В поисках сюжетов которые дешево снимать и после премьеры можно пустить на тв, заработав больше денег, студии возвращаются к криминальным драмам о якудза. Простенькие сюжеты, злободневность и обращение к темам социальной справедливости выводят этот жанр на национальный уровень. Но художественной ценности в них практически нет. Из более менее неплохих стоит упомянуть наверное «Волки» 71 года и «Якудза» 74 года.

«Якудза»1974 год реж. Сидни Поллак
«Якудза»1974 год реж. Сидни Поллак

За редким исключением все фильмы вышедшие в самой Японии с середины 70-х по начало 80-х недостойны внимания. Великие режиссеры 50-х ушли на пенсию, а новое поколение просто не имело возможности и желания заниматься кино.

На фоне финансовых неудач японские студии и именитые режиссеры обращаются к западу, как раз в это время там случается очередной бум японской культуры и истории. Фильмы о Японии снятые не в Японии и японские фильмы снятые о западе становятся своеобразным выходом из кризиса идей. В это время Куросава совместно с СССР снимает свой
«Дерсу Узала» по русскоязычному произведению. Или например советский режиссер Сергей Соловьев снимает «Мелодии белой ночи» действия которого, частично, происходят в Японии. А голливудская звезда Сидни Поллак снимает «Якудза», о котором я уже упоминал.

В это же время компания «Toei Doga» (будущая «Toei Animation») покупает лицензии на прокат мультфильмов «Дисней», а на вырученные деньги начинает эксперименты в собственной анимационной студии. Хотя это не первые мультфильмы нарисованные в Японии именно они станут прототипом золотого века аниме индустрии. Именно «Toei Animation» создаст и разовьёт поджанр девочек-волшебниц ставший одним из ведущих в индустрии 80-90-х. А «Милашка Хани» - один из первых подобных сериалов, в последствии породит кучу подражателей, среди которых «Сейлор Мун», а некоторые его элементы станут признаками жанра, например фансервис в виде легкой эротики.

<b>«Милашка Хани» </b>1973 студия «Toei Doga»
«Милашка Хани» 1973 студия «Toei Doga»

А еще именно «Toei Doga» придумали то, что впоследствии назовут «сакуга» особые сцены во время которых качество анимации возрастает кратно, одна из отличительных особенностей аниме.

Что посмотреть:

Да смотреть особо и нечего. Единственной моей рекомендацией станет: «Трудная любовь» режиссера Кэй Кумаи - это по-настоящему простой и тихий фильм очень выделяется после громких 60-х.

<b>«Трудная любовь»</b> 1972 год реж. Кэй Кумаи
«Трудная любовь» 1972 год реж. Кэй Кумаи

80-е — Кино на кассетах и золотой век аниме

Появление доступных носителей и способа их проигрывать привело к новому буму американского кино. Казалось что кинотеатры доживают свои последние годы, а студии вот вот обанкротятся. В тоже время съёмочное оборудование становится как никогда доступным, а сами фильмы выпускаются сразу на кассеты минуя кинотеатры и больших боссов.

Именно из малобюджетного независимого кино начала восьмидесятых выходит новое поколение режиссеров и новый виток гэндайгэки (фильмов о современности и современных проблемах). Легкие комедии и любовные истории становятся центральными темами независимого кино тех лет. «Последний дубль» - мелодрама снятая Ёдзи Ямата (ветераном японской киноиндустрии) удостоилась множества наград и побила кассовые рекорды. А чуть позже вышли «Заблудшие любовники» мелодрама от легенды Киндзи Фукасаку, побивает новые рекорды по сборам.

Никуда не исчезавший, но мало популярный в 70-е жанр исторических драм дзидайгэки так же восстает благодаря видеокассетному буму. Выходят сейчас уже классические «Кагемуся: Тень воина» и «Ран» Куросавы. А «Легенда о Нараяме» Сёхэя Имамуры получает множество наград включая Золотую ветвь на Канском кинофестивале.

Я абсолютно некомпетентен по этому периоду в истории кино, а потому порекомендовать что-то конкретное не смогу. Но вот в чем я разбираюсь, так это в аниме:

Как аниме стало новым кино

Если неинтересно аниме жми сюда: 🔽

Смертный приговор игровому кино подписало аниме. Захватившее, сначала чисто детскими шоу, утренний прайм-тайм оно медленно развивалось переходя сначала на подростковые, а затем и взрослые темы, пока окончательно не завоевало ТВ. За зрителями потянулись кинокомпании, а за ними и режиссеры. Вот что пишет об этом Ватанабэ, будущий режиссер «Ковбоя Бибопа»:

В середине восьмидесятых аниме по качеству значительно превосходило японские игровые фильмы. Я всегда хотел снимать кино и подумал, что формат аниме даст мне больше возможностей.Синъитиро ВатанабэРежиссер

Синъитиро Ватанабэ, Режиссер аниме

В 79 году выходит первый сезон «Мобильного воина Гандам», а в 81-82 три полнометражных фильма основанных на сериале. Гандам на корню переворачивает индустрию, он становится настолько популярным, что порождает огромную мегафраншизу существующую до сих пор. После него большие боссы перестали считать аниме несерьезным медиа и под патронажем крупных игроков индустрии появляются небольшие аниме студии. А в саму индустрию вливаются по-настоящему огромные деньги. Оригинальные сезон и фильмы Гандама займут почетное 4 место в списке лучших аниме всех времён.

<b>«Мобильный воин Гандам»</b> студия «Sunrise Studios»
«Мобильный воин Гандам» студия «Sunrise Studios»

Взращённая Гандамом, лояльная к аниме аудитория - взрослела, а вместе с ней взрослели и сюжеты. Апогеем этого станет выход «Акиры» в 88 году. Инновационный подход Акиры практически во всём, начиная с удвоенной частоты кадров (24 вместо 12), заканчивая сюжетом не стесняющимся показать насилие (в том числе сексуальное) обеспечил тайтлу культовый статус не только в Японии, но и на западе. Кстати, на западе, именно Акира входит во многие топы лучших аниме, когда как на родине ее сложно найти даже в десятке.

Выйдя на мировой рынок (в том числе на носителях) Акира заработала своим создателям более 80 миллионов долларов, по тем временам неслыханный успех. Обязательно посмотрите, даже если вам неинтересно аниме.

«Акира»1988 год реж. Кацухиро Отомо
«Акира»1988 год реж. Кацухиро Отомо

Но и сюжеты для всех возрастов никуда не деваются. В 84 году выходит «Навсикая из Долины ветров» - снятая выходцами из «Toei Doga» (о которой мы уже говорили) она станет вторым лучшим аниме всех времен. Во время работы над Навсикаей сложится основной костяк будущей «Ghibli» - самой именитой и кассовой аниме студии. К слову, 80-е станут самым успешным десятилетием для Гибли (несмотря на то, что сама студия создалась только в 85 году), а вышедшие за следующие 5 лет полнометражные фильмы создадут, наверное, самую крепкую фанбазу аниме на западе.

<b>«Навсикая из Долины ветров»</b> 1984 год реж. Хаяо Миядзаки
«Навсикая из Долины ветров» 1984 год реж. Хаяо Миядзаки

Что посмотреть:

Во-первых: посмотрите на этот прекрасный лонгрид Семёна Костина. Семён - отаку до мозга костей, составил прекрасный список аниме 80-х которые стоит заценить. Лично же я рекомендую:

«Ведьмина служба доставки» -это последнее аниме Гибли снятое в 80-х и как по мне одно из лучших в карьере Миядзаки. Прекрасная история о взрослении и трудностях самостоятельной личности рассказанная глазами ребенка. Лично я нашел в нем вдохновение в один из сложнейших периодов своей жизни и не могу не порекомендовать вам. Если уже смотрели, то могу порекомендовать вам видео-эссе от канала ...and Action!.

<b>«Ведьмина служба доставки»</b> 1989 год реж. Хаяо Миядзаки
«Ведьмина служба доставки» 1989 год реж. Хаяо Миядзаки

«Калифорнийский кризис» - многие называют его единственным примером synthpop аниме, идеально передающем ту несуществующую атмосферу, которую сейчас активно эксплуатируют как ностальгию по 80-м в западном мире. Калифорнийский кризис - это прежде всего роад-муви о парне и девушке, которые под прекрасную музыку бегут от ЦРУ и КГБ по не менее прекрасной Калифорнии. Кстати, режиссировал и писал сценарий к аниме бедующий создатель «Призрака в доспехах» Мидзухо Нисикубо.

<b>«Калифорнийский кризис»</b> 1986 год реж. Мидзухо Нисикубо
«Калифорнийский кризис» 1986 год реж. Мидзухо Нисикубо

90-00-е — Возрождение кино и серебряный век аниме

Период с 1991 по 2010 год в Японии называют«Потерянным двадцатилетием» и хотя, грубо говоря, это не совсем кризис, а скорее нестабильность и застой в экономике, считается что именно в эти годы окончательно умирает студийное кино и аниме индустрия. Не поймите неправильно: сами студии никуда не исчезают, они просто переквалифицируются в издателей, медиа холдинги и т.д., а съемки фильмов раз и навсегда отойдут на второй план. Такой вакуум на рынке кино заполнят независимые режиссеры и небольшие аниме студии. Хотя зачастую за ними и будут стоять всё те же «Shochiku», «Nikkatsu», «Toei» и другие, такого контроля как раньше уже не будет.

Несравненным героем и главным именем этого подъема независимого кино становится Такеши Китано. Начавший как комик (сейчас бы сказали стендапер) еще в 70-х, он завоевывает токийскую ночную сцену выступая в дуете под названием «Два Бита», затем в 80-х он завоевывает телевидение своим шоу под названием «Замок Такеши» и, наконец, в 90-м году, по чистой случайности, он становится режиссером своего первого фильма.

Я снимался в телешоу, был комиком, актером, режиссером и писателем. Я хочу, чтобы меня запомнили как человека, который никогда не достигал вершины ни в одном деле, но был лучшим в умении делать много вещей одновременно.

Такеши Китано, комик, актер, режиссер, писатель, продюсер, лицо японского кинематографа 90-х и просто хороший человек

Изначально студия пригласила Киндзи Фукасаку (режиссера «Тора! Тора! Тора!» и «Реки Дотомбори», как вы помните), а Такеши доставалась главная роль. Но в процессе съемок Фукасаку заболел и студия договорилась, что именно Такеши закончит фильм. Сняв ленту всего за неделю, он выпустил «Жестокий полицейский» с большими изменениями в сценарии, фильм окупился и стал дебютным в карьере теперь и режиссера Такеши Китано. И хотя Такеши никогда не состоял в преступных группировках, снимая в основном якудза эйга он получает соответствующую репутацию, хотя не сказать что она ему не соответствовала. Всё зашло так далеко, что однажды Китано избил журналистов снявших его с девушкой выходящим из клуба. История дошла до суда и ему даже запретили показываться на ТВ 2 года. После этой истории Такеши изменит основным темам своих фильмов и начнет снимать драмы и комедии, хотя и вернется к криминалу лет через десять.

В 94 году Китано попадает в аварию и лишается возможности двигать половиной своего лица. Критики уже хоронили карьеру Китано-актера, но уже через 2 года, после многочисленных операций, он возвращается на главный экран в драме с говорящим названием «Ребята возвращаются».

<b>«Ребята возвращаются»</b> 1996 год реж. Такеши Китано
«Ребята возвращаются» 1996 год реж. Такеши Китано

Хидэо Наката другой режиссер начавший свою карьеру в ранних 90-х. Его первые работы не окупались, но в 98-м году, почти случайно, он получает кресло режиссера в фильме «Рингу» или как у нас перевели (потеряв игру слов) «Звонок». Написанный по одноименной книге, сценарий был не очень сильным и Наката, на свой страх и риск, сильно изменил финал картины. Вышедший в том же году фильм завоюет несколько наград и станет основой для многих хоррор фильмов вышедших после. Хотя по-настоящему культовым станет ремейк снятый в США с тем же названием.

<b>«Рингу» </b>1998 год реж. Хидэо Наката
«Рингу» 1998 год реж. Хидэо Наката

В начале десятилетия выходят три фильма Куросавы. Уже классик мирового кинематографа, он снимает свои картины с мыслью что каждая может стать последней, так и оказывается. В 1993 году выходит его самый высокоценный из последних: «Ещё нет» - фильм-биография японского писателя Хяккэна Утиды. По сюжету ученики профессора каждый год в день его рождения устраивают праздник с говорящим названием «Еще нет» отмечая, что профессор, которого они сильно любят, еще не умер. По иронии именно этот фильм станет последним в карьере Куросавы. 6 сентября 1998 года он умрет от инсульта работая над очередным сценарием.

<b>«Ещё нет»</b> 1993 год реж. Акира Куросава
«Ещё нет» 1993 год реж. Акира Куросава

Перемещаясь к 00-м нельзя не упомянуть еще один фильм Киндзи Фукасаку: «Королевская битва». Даже сложно представить насколько этот фильм повлиял на современную культуру. Прежде всего стоит отметить жестокость ленты, до него в подростковых драмах подростки умирали редко и, как провялило, где-то на заднем плане, после успеха Королевской битвы жестокость в подростковых фильмах почти клише. Через 8 лет, Сьюзен Коллинс напишет приключенческий роман с оооооочень похожим сюжетом (хотя сама автор утверждает, что не смотрела фильм), а еще через 4 года в 2012 выйдет экранизация книги: «Голодные игры» возродив интерес к оригиналу и собрав большую кассу, фильм создаст целый поджанр, в том числе и в игровой индустрии.

«Королевская битва» Трейлер с английскими субтитрами.

К концу 90-х бывший режиссер документалок, обличающих современные проблемы, Хирокадзу Корээда находит свое призвание в игровом кино. Не стесняясь затрагивать табуированные (в Японии это смерть, похороны, бедность и др.) темы он находит признание критиков и массового зрителя в своих первых же работах. В 2004 выходит один из самых высокоценных его фильмов - «После жизни». И хотя именно в эти годы формируется стиль Корээды, более подробно мы поговорим о нем в 10-х годах.

<b>«После жизни»</b> 2004 год реж. Хирокадзу Корээда
«После жизни» 2004 год реж. Хирокадзу Корээда

Последний фильм который мы затронем в этой эпохе - это «Ушедшие» Ёдзиро Такиты. Еще один пример истории рассказывающей о табуированной теме. Сам Ёдзиро начинал с ассистента режиссера в эротических фильмах постепенно перебравшись в Пинку эйга (жанр полу-эротического кино о женщине в криминальном мире) он становится мастером этого жанра. И хотя в целом его не эротические фильмы имели малый успех, Ёдзиро полностью перешел к массовому кино к 90-м годам. Его драма «Когда обнажен последний меч» получила национальные награды и стала первой известной на западе проложив ему дорогу к большому кино.

Что посмотреть:

«Ушедшие» - Наверное самый лучший фильм эпохи, даже отмечен Оскаром за лучший на иностранном языке. Драма рассказывающая о мастере похоронного бюро, который пытается найти смысл жизни после череды неудач. Традиционно в Японии человек занимающийся трупами, особенно людей, считается "грязным" с такими людьми стараются даже не говорить без необходимости и уж тем более у них большие проблемы с заведением семьи и устройством на другую работу. Фильм деконструирует этот стереотип показывая насколько это сложная и важная это профессия. Однозначно стоит посмотреть даже если вы никогда не видели Японского кино в принципе. А еще жену главного героя играет та же актриса, что и дочь Жана Рено в «Васаби».

«Ушедшие» 2008 реж. Ёдзиро Такита
«Ушедшие» 2008 реж. Ёдзиро Такита

«Фейерверк» - драма реж. Такеши Китано, наверное лучшая в его карьере. Бывший полицейский ухаживает за больной женой и чтобы расплатиться за операцию занимает деньги у якудза. Невероятно популярный на родине, в европе и в США, у нас почти неизвестный фильм получил множество наград включая за лучшую режиссуру на Канском кинофестивале, а так же французский Сезар за лучший иностранный фильм.

«Фейерверк» 1997 год реж. Такеши Китано 
«Фейерверк» 1997 год реж. Такеши Китано 

Фансервис и Евангелион

Если неинтересно аниме жми сюда: 🔽

Кризис 90-х заставил продюсеров и режиссёров искать новые форматы выпуска шоу: если раньше сериалы редко насчитывали 26 серий, то именно в потерянное двадцатилетие нормой становится 13-ти серийники и OVA.

Сложно с уверенностью сказать было это хорошим решением или нет. С одной стороны - в 13 серийном шоу практически отсутствовали филлерные серии, с другой - такие шоу редко имели завершенный формат из-за недостатка хронометража.

В тоже время, индустрия постепенно отходит от идеи оригинальных работ в пользу экранизаций. Отчасти из-за кризиса идей, отчасти по финансовым соображениям. Начинается эпоха аниме по мангам, ранобе, играм и по всему, у чего уже есть своя фанбаза или даже готовый сюжет. Хотя и поначалу это казалось хорошим решением, в итоге тот же кризис идей настигнет и мангу, и ранобе, и отчасти игровую индустрию, но об этом мы поговорим позже.

Теперь поговорим о том, почему в 90-е несмотря на все проблемы: качество, количество и культовость аниме растёт даже быстрее чем в 80-е. Тенденции которые происходили в тогдашней индустрии, я продемонстрирую на самом популяром жанре 80-х.

Жанр меха, которым славилось ранее аниме, начал постепенно иссякать к середине 90-х годов. Он прошёл огромный путь от космических опер и приключенческих фильмов в серии «Макросс» и «Гандам», до политических триллеров и смеси с киберпанком в Полиции будущего. За 10 лет выйдет более 500 тайтлов. На фоне такого разнообразия и перенасыщения появляется запрос на деконструкцию. И в 95 году выходит Евангелион.

<b>«Евангелион нового поколения»</b> 1995 год реж. Хидэаки Анно
«Евангелион нового поколения» 1995 год реж. Хидэаки Анно

«Евангелион нового поколения» - настоящий продукт своего времени, неудивительно, что сейчас он не нравится многим, как и мне признаюсь честно, уж слишком специфические настроения он вобрал в себя.

Не хочу уходить в обзор одного тайтла, так что расскажу лишь о его наследии и влиянии на всю индустрию. Если не хотите читать про Еву, промотайте до следующего абзаца.

  • Нельзя не упомянуть реалистичных персонажей со своей психикой, целями и мечтами. Главные герои больше не сюжетные болванчики следующие за сценарием в угоду автору и зрителю, у них есть свои принципы и желания. И хотя, как по мне, в самом сериале эта идея доведена до абсурда, сейчас для нас отказ «полезать в грёбаного робота» уже не кажется таким странным.
  • Евангелион - это фильм снятый в формате сериала. И я сейчас не про сюжет, о нем мы поговорим позже, я про анимацию. Она настолько выдающаяся (для такого формата), что составит конкуренцию многим современным тайтлам и это учитывая ограниченный бюджет съемок. То как поставлены сцены диалогов, как режиссёр нагоняет напряжение, как ставит экшен, всё это на уровне продакшена голливудского фильма и очень сильно выделялось в своё время.
  • Деконструкция жанра и сюжетный прорыв. Во многих меха сериалах до евы использовалась очень простая схема развития сюжета. Он служил лишь подводкой к экшен сценам, в перерывах между которыми персонажи говорили нужные реплики, следовали нужным тропам и конечно влюблялись в нужные вторые половинки, чтобы привлечь хоть часть женской аудитории. Тогда как ева, просто берет и рвет клише за клише, шаблон за шаблоном. В первой же экшен сцене вместо инициации и боевого крещения главного героя происходит: нууууу, ничего.Удар в голову и, как следствие, больничная кровать, вот что мы видим. Сама сцена боя за кадром и это, на секундочку, в экшен сериале.
  • По-настоящему авторское аниме. Хидэаки Анно создавал его находясь в депрессии, во многом это повлияло на характеры героев и конфликты сериала. В очередной раз деконструируя жанровые тропы Анно делает акцент не на борьбе с условным злом, а на конфликтах между персонажами. Во многом срисовывая главного героя с себя, он ставит его в конфликт практически со всеми второстепенными персонажами, делая его живым и запоминающимся (в основном своим нытьем). Такой подход, более характерный для полного метра, чем для сериала, по заимствует, например: Синъитиро Ватанабэ - будущий режиссёр Ковбоя Бибопа».
  • Ева - это комедия, психологическая драма и даже немного политический триллер в обложке меха-аниме. Такое невероятное, до того момента, смешение сделалось возможным вопреки устоявшимся канонам индустрии, где выходить за рамки своего жанра было просто не принято. Вы никогда не увидите в «Сейлор мун» политического триллера или философского рассуждения о природе отцовства, «Сейлор мун» - это девочки волшебницы все 200 серий.

Ещё одним специфическим явлением появившимся в 90-х становится фансервис. Хотя сейчас это слово у всех на слуху из-за выхода нового человека-паука, для тех кто в танке поясняю: фансервис - это демонстрация чего либо не в угоду сюжету, а с целью вызвать отклик у зрителя. Например: в аниме это зачастую эротика; в фильмах Марвел - отсылки к киновселеной.

Если быть точным, то появился фансервис ещё в 70-х, но развитие получил именно сейчас. Итак, следите за ходом мысли.

С 80-х годов начинается бум в аниме индустрии. Громкие тайтлы создают себе имя и фанбазу, которая готова тратить деньги на своё увлечение и уделять ему время. Так появляется культура отаку - людей увлечённых определённым медиа, в нашем случае аниме и мангой. Развитие и углубление культуры отаку, в свою очередь, привлекает всё больше и больше народу.Все эти три параметра: лояльность, желание тратить деньги и размер; создают из них (отаку) идеальную целевую аудиторию которую просто нельзя игнорировать.

К началу 00-х оформляется порочный круг: отаку смотрят аниме с фансервисом -> аниме жертвует сюжетом ради фансервиса -> фансервис привлекает ещё больше откаку.

Хотя сам по себе фансервис, в целом, не такое плохое явление как может показаться. Мало по малу он оказывал, как по мне, чрезмерно негативное влияние на художественную составляющую, предлагая вместо нее просто продукт, без намека на оригинальность.

Именно к нулевым оформляются чисто фансервисные жанры: гарем, иссекай и др. в которых уже не фансервис служит сюжету, а сюжет фансервису.

(прошу отдельное прощение за обилие слова «фансервис» в этой части)

В полном метре всё даже лучше, чем в сериалах.

В 90-х аниме-фильмы впервые выходят одновременно в Японии и за рубежом. До этого. к примеру в Америку, ленты доходили либо перемонтированные, либо сразу на кассетах/DVD.

Именно в потерянное десятилетие выходят все работы гения индустрии Сатоси Кона. Его судьба отлично иллюстрирует эти годы, а история творчества трагично совпадет по датировкам с нашей темой. Начиная как мангака в 90-м, он заканчивает как режиссер в 2010 году, запечатлевая как мир вокруг него постепенно менял реальное на искусственное. Эти перемены и были основной темой его произведений.

Если говорить об искусственном, то необходимо вспомнить и киберпанк - жанр возникший на заре нового тысячелетия из финансового кризиса настоящего и боязни неизвестного будущего. Самым знаменитым произведением этого нового жанра стал, конечно: «Призрак в доспехах».

Никуда не делись и Гибли в 00-х они выпустят свои кассовые хиты и окончательно займут свое место в зале славы мультипликации. А вышедший в 2001 году фильм «Унесённые призраками» станет самым прибыльным аниме на следующие 15 лет и единственным получившим Оскар за лучшую анимацию.

Да и в целом, в списке самых кассовых аниме, до сих пор 3 из 5 мест занимают работы Гибли именно этого периода.

Список самых кассовых аниме. Источник Кинопоиск
Список самых кассовых аниме. Источник Кинопоиск

Что посмотреть:

Ну во-первых: все фильмы гибли за 90-е-00-е. Не буду расписывать и так известные факты. Они просто хороши и точно заслуживают вашего внимания. Моим любимым стал: «Принцесса Мононоке», так что именно его постером я проиллюстрирую этот пункт.

<b>«Принцесса Мононоке»</b> 1997 год реж. Хаяо Миядзаки
«Принцесса Мононоке» 1997 год реж. Хаяо Миядзаки

«Призрак в доспехах» - однозначно лучшая работа в своем жанре. Многие приемы и спецэффекты впервые успешно применённые именно в Призраке затем станут клише в Голливуде. Например: слоу-мо в экшене подсмотрели братья Вачевски для своей Матрицы, а у них Сарик Андреасян для своих «Защитников». Если оставить шутки в сторону, аниме поднимает актуальные тогда темы развития ИИ и обретения им самосознания, а вкупе с красивым экшеном и в целом визуалом - создает впечатление фильма на все времена.

«Призрак в доспехах»1995 год реж. Мамору Осии
«Призрак в доспехах»1995 год реж. Мамору Осии

«Идеальная грусть» - лучшую работу Сатоси Кона, мне кажется, стоит смотреть не зная ничего о сюжете и темах которые он в нем поднимает, хотя я слегка взболтнул выше. Но предупреждаю, аниме немного жуткое, в некоторых местах жестокое.

«Идеальная грусть»1998 год реж. Сатоси Кон
«Идеальная грусть»1998 год реж. Сатоси Кон

10-20-е — Три хороших фильма и неясность будущего

И вот мы дошли до 2010 года. Осталось целых 12 лет истории, но не сказать, что мне есть о чем написать. Последнее десятилетие для японского кино было просто никаким.

Чтобы начать говорить о конце, нам придётся снова вернуться в 80-е, именно тогда на Fuji TV начинают выходить первые дорамы. Большие боссы увидели популярность американских драматических фильмов тех лет (St. Elmo's Fire, The Big Chill) и быстро сообразили, что истории можно адаптировать под формат сериала. Новые шоу повысили рейтинги Fuji TV сделав этот канал самым популярным в Японии. До сих пор лучшие дорамы выходят именно на этом канале, ровно в 21:00.

Да простят меня все любители дорам за мои последующие слова.

Отличительной чертой 99% дорам является то, что они несмотрибельны. Поймите меня правильно, они несмотрибельны дня нас, но вполне приемлемы для школьников и большей части женской аудитории; в Азии их смотрят примерно те же люди, что в СНГ смотрят российские сериалы и украинские телешоу. Ну вы знаете, эти российско-украинские телешоу с простеньким сюжетом, низким бюджетом и полным отсутствием игры актеров, так вот дорамы - это тоже самое, только про школьников.

Если вдруг хотите посмотреть как это выглядит то вот вам отрывок из«Switch Girl!!». Как и большая часть японских дорам, эта основана на манге.

Выбрал одну из самых приличных, но всё равно смотрите с осторожностью.

А теперь представьте, вот такое вот качество, только в полнометражном фильме, основанном на аниме/манге/ранобе и вы получите лайф-экшен адаптацию. Пока весь западный мир смеётся над жалкими потугами Нетфликса адаптировать классическое аниме, в Японии такое же качество считается приемлемым, чтобы сходить в кино или даже купить DVD.

И тут мы подходим к самом грустному. Бизнес быстро подстроился под не самую требовательную японскую публику, ведь зачем снимать дорогие и рискованные авторские проекты, если можно штамповать дешевые адаптации манги, нанимать бездарей и выпускать в не домантированном виде (да, и такое было).

На самом деле дальше еще грустнее. Я не могу назвать ни одного по-настоящему достойного внимания фильма за период с 2009 по 2018 год. Были фильмы неплохие: «The Story of Yonosuke», «Каков отец, таков и сын» например, но я даже не рекомендую их смотреть, они очень слабые. Даже когда я намеренно искал, смотрел чужие подборки, пытался глянуть самые рейтинговые, даже, мать его, смотрел топы на ютубе - я не нашел, таких просто нет.

Такое затишье не могло продолжаться вечно и уже в 2018 году выходит сразу два хороших драматических фильма, от двух режиссеров. Оба объезжают всю Японию и Европу показывая свои фильмы на фестивалях и получая похвалу от критиков.

Первый фильм: «Магазинные воришки» Хирокадзу Корээды, ему повезло чуток больше, именно он возьмет большинство европейских наград, в том числе главный приз фестиваля в Каннах и даже номинацию на Оскар, к слову первую за 10 лет.

«Магазинные воришки» Трейлер в русской озвучке.

Второй: «Асако 1 и 2» Рюсуке Хамагути - восходящей звезды японского кинематографа. Он получит большинство наград в самой Японии, но так же номинируется на Главный приз в Каннах. Кстати, это второй игровой фильм Хамагути за всю его карьеру.

Уже через 3 года тот же Рюсуке снимет свой лучший фильм «Сядь за руль моей машины», и хотя он вышел совсем недавно, в 21 году и многие конкурсы еще впереди, он успел заработать три награды на фестивале в Каннах, включая за лучший сценарий (первая победа Японии в этой категории) и получить номинацию на Оскар который состоится в марте этого года.

<b>«Сядь за руль моей машины»</b> 2021 год реж. Рюсуке Хамагути
«Сядь за руль моей машины» 2021 год реж. Рюсуке Хамагути

Что посмотреть:

Тут должны быть «Магазинные воришки», но мне кажется любой кто интересуется кино и так о них слышал, а возможно даже видел. Так что не теряя времени сразу переду к следующему фильму.

«Асако 1 и 2» - это прежде всего мелодрама, редкий пример в моем списке. Сложно описать насколько точно Хамагути передает атмосферу неразделенной любви и трудности выбора партнера. Лично мне фильм помог переосмыслить мое отношение к партнеру и вообще советую всем кто сталкивался со сложной любовью.

«Асако 1 и 2» Трейлер с английскими субтирами. Спасибо DTF за шакальную превьюшку.

«Сядь за руль моей машины» - пожалуй мой любимый из всего яп. кинематографа, а я посмотрел все фильмы которые тут рекомендую и еще с сотню в довесок. Но я не буду завлекать только своим мнением, прежде всего скажу, что это разговорная драма, то есть персонажи там больше говорят, чем делают и фильм, к тому же, идет долгих 3 часа. Но это были самые незабываемые три часа за последнее время. Экранизация Харуки Муроками перенесенная на экран с необычайной осторожностью, смотрится на одном дыхании, а потом еще рефлексируется часами после.

«Сядь за руль моей машины» Трейлер с русскими субтирами.

Что будет дальше?

А я не знаю, никто не знает. Несмотря на небольшие успехи последние три года, японский кинематограф в коме и нет признаков, что он из нее выходит. Конечно, это не смерть как я написал в заголовке, но и жизнью назвать такое состояние очень сложно. Вот вам статистика взятая за 2000 - 2020 год.

Как родился и умер японский кинематограф

Как мы видим, количество фильмов растет с геометрической прогрессией, тогда как сборы и показы либо вообще не растут, либо очень медленно.

Вот та же статистика за 90-е, несмотря на почти вдвое меньшее количество фильмов, собирают они больше, даже учитывая инфляцию и подорожание билета.

Как родился и умер японский кинематограф

Лично у меня большие надежды на Рюсуке Хамагути, его последний фильм номинируют на Оскар в категории лучший иностранный и это будет тяжелая борьба. Другие претенденты на эту награду - это прожженный классик итальянского кино Паоло Соррентино с его «Рука бога» и сильная историческая гей-драма «Великая свобода»; оба фильма уже отмечены критиками в Европе. Если Япония победит, это будет первый Оскар за 11 лет и большим толчком для Хамагути творить дальше.

Аниме последних лет

Если неинтересно аниме жми сюда: 🔽

Тенденция к отказу от оригинальных сюжетов крепчает с каждым днем, хотя я не нашел статистики, по ощущениям примерно 80-90% аниме - это экранизации манги или ранобе. И хотя это в целом беспроигрышный вариант для всех, рынок литературы по-своему ужасен. Самыми популярными жанрами там были и будут: бульварные романы и дешёвая фантастика. Последняя, аналогично России, приобрела причудливую форму приключенческих историй про попаданцев, по японски - исекай (дословно «другой мир»).

В 2012 выходит «Sword Art Online» - экранизация цикла романов с одноименным названием. Быстро набравший популярность он становится эталоном нового жанра и первым популярным исекаем. В следующие 10 лет оформляются почти все каноны: главный герой - парень подросткового возраста и, как правило, не очень удачливый в предыдущей жизни, попадает в фэнтезийный мир где должен победить зло, попутно прокачиваясь и собирая гарем из фэнтезийных рас.

Невероятно простой сюжет, очевидная прогрессия и обилие фансервиса сделают исекай, тем же чем были мехи в 80-х - настоящим столпом аниме индустрии. Начиная с 12 года +- в каждом сезоне будет один крупный представитель и пара сериалов поменьше, но количество не значит качество. Такой разворот в сторону жанровых шоу сыграет с индустрией злую шутку и всё наследие Евангелиона, как и в целом сериалов 90-х, пойдет насмарку уступая старым клише и наивным, как этот лонгрид, сюжетам.

В полнометражном аниме сложилась почти та же ситуация, что и в кино. Пара режиссёров снимают оригинальные работы по своим сюжетам, один даже на своей студии, остальная индустрия если и снимает полный метр, то как дополнение к сезонному аниме.

Макото Синкай самый плодовитый автор двадцатилетия, все его аниме сняты по его же сценариям, нарисованы его рукою (не без помощи, конечно) и спродюсированы на студии где он чуть ли не единственный автор. Макото вывел проработку вторых планов на совершенно другой уровень, а по мастерству написания историй и качеству анимации его называют вторым Миядзаки. «Твое имя» вышедшее в 16 году стало кассовым лидером на следующие 4 года, обогнав работы Гибли при бюджете в 10 раз меньше.

Другой пример независимой режиссуры - Мамору Хосода снимающий на собственной студии «Chizu». Его работы не так популярный за рубежом, зато в самой Японии он почти на уровне Синкая и Миядзаки. Его последняя работа «Дракон и принцесса с веснушками» собрала 58 миллионов несмотря на ковид и закрытие многих кинотеатров, что определенно больше его предыдущих работ.

<b>«Дракон и принцесса с веснушками»</b> 2020 год реж. Мамору Хосода
«Дракон и принцесса с веснушками» 2020 год реж. Мамору Хосода

К содержанию: 🔼

Послесловие

На самом деле мне еще много чего хочется сказать, но текст уже и так неподъемный получился.

Вся статья - эксперимент, я хотел создать своеобразную мини энциклопедию посвященную ярким моментам истории кино, не уверен получилось ли у меня, но во всяком случае я не о чем ни жалею.

Если интересуют источники, спрашивайте в комментариях. Простите за ошибки, опечатки и отсутствующие запятые, я честно пытался их найти и исправить, но это не моё.

Спасибо тем, кто дочитал всю статью до конца и даже тем, кто уделил время лишь ее части, вы лучшие!

Если вы хотите поддержать авторский контент, то сделать это можно денюжкой, комментарием или оценив статью. Буду рад.

P.S.

Статья умерла не родившись вчера в 21:42 . Последние 3 часа я боролся за ее жизнь и вроде успешно, но по-прежнему могут наблюдаться признаки так называемого «Синдрома падения DTF». Среди них: слипшийся текст (особенно у кавычек), шакальные постеры, красная строка может быть совсем не красной и даже не строкой. Надеюсь я пофиксил большую часть, но не удивлюсь, что еще осталось.

2626 показов
9.5K9.5K открытий
66 репостов
90 комментариев

Уф.. Разобрался с Печенькой(надеюсь комиссия не большая)
И жду продолжения

Ответить

Сознательно исключая андеграундное киноЗачем? Андеграунд же важнейшая часть японской киноистории. Статья ни о чём — прочитав её, не знакомый с японским кино человек подумает, что ничего значительного, кроме Куросавы, Одзу и Годзиллы не было. А опустить многочисленные хорроры и, в частности, Канэто Синдо - вообще преступление)

Ответить

Зачем?

Потому, что уже готовлю отдельный материал по нему и не хотел повторяться.

ничего значительного, кроме Куросавы, Одзу и Годзиллы не было

Не знаю как вы читали, но у меня в 3 раза больше написано про Тому и Такеши отдельно, чем про Куросаву и Одзу вместе взятых. Если уж и доебываться то до частей с ними. А про Годзиллу я вообще молчу, даже полного абзаца не наберётся про него.

А опустить многочисленные хорроры

Ну, тогда стоит поговорить про всё жанровое кино. Че только хорроры, я еще фильмы про кайдзю опустил, военное кино, почти не говорил о самурайских фильмах.
Собственно я и предупреждал об этом, но кто меня слушал.

120 лет истории кинематографа не вместить в одной статье на DTF, но я постарался выбрать главные моменты

Ответить

В общем все верно японцы в массовом не умеют снимать и играть, тоесть для нас так, на деле у них просто гипертрофированное выражение эмоций, которое разрушает все магию кино в аниме же это работает в обратную сторону что объясняет его популярность во всем мире в последний годы

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить