Экзистенциальная сказка: рецензия на мультфильм «Этот дом»

Жуткая антология, где собрались Нил Гейман, Франц Кафка и Уэс Андерсон.

Пока все ждали и смотрели «Трагедию Макбета», Netflix выпустил не менее интересный эксклюзив: сборник историй про таинственный дом, разыгранный в технике стоп-моушен. И от него становится по-настоящему неуютно.

Экзистенциальная сказка: рецензия на мультфильм «Этот дом»

В первой истории мы видим вариацию традиционного сюжета: родители оказываются жертвами темных сил, а единственные, кто понимает это, их дети. После неудачного визита родственников отец небогатого семейства впадает в отчаяние и соглашается на сделку с местным дьяволом. Теперь семья должна переехать из обветшалого домика в роскошный особняк – совершенно бесплатно. Только вот вернуться возможности не будет.

В первые минуты этой незатейливой сказки на ночь в голове неоднократно всплывает «Коралина» Нила Геймана – слишком уж много знакомых тропов вроде фантасмагоричного антагониста и поколенческой дистанцированности. Но Энда Уолш, сценарист мультфильма, идет дальше и гораздо глубже забредает в готические корни жанра. Темные закоулки дома отдают мрачным сюром, и к финалу они не становятся светлее.

Экзистенциальная сказка: рецензия на мультфильм «Этот дом»

Во втором сюжете героем становится антропоморфная крыса (в титрах она названа всего лишь девелопером – специалистом на все руки в сфере недвижимости). Девелопер вкладывает все силы и последние средства в основательный ремонт дома, после продажи которого собирается закрыть все кредиты и основательно изменить жизнь. Однако сделку с потенциальными покупателями намереваются сорвать полчища жуков-кожеедов. Да, это тот же проклятый дом, сказочный двойник «Оверлука», только пару веков спустя.

Тон истории кардинально меняется, как только экран заливается солнцем, а атмосфера разряжается. Но это обман, маскирующий дальнейшие повороты рассказа. Безобидных жуков становится все больше, и в какой-то момент они даже начинают танцевать: вроде и по-диснеевски, но на деле макабрически. В кафкианском финале сплетаются фатализм, абсурд и экзистенциальный подтекст.

Экзистенциальная сказка: рецензия на мультфильм «Этот дом»

История третья: вроде бы не очень далекое будущее; город (и, наверное, планета) затоплен и над ним возвышается только высокий особняк. Хозяйка дома, антропоморфная кошка, переоборудовала его в отель, но почти все ее жильцы съехали, а те, кто остался, платят рыбой да камнями. Ключ к привлечению жильцов и выходу из бедности видится в капитальном ремонте жилища – но продвигается он со скоростью плывущей черепахи.

Самая «нормальная» часть мультфильма. Действие проходит расслаблено и мило, в духе «Бесподобного мистера Фокса». На этот раз оно тянется не к готической сказке или психологическому триллеру, а всего лишь к независимому кино. Размеренное повествование только раз прерывается мистическим видением, после которого все встает на свои места.

Экзистенциальная сказка: рецензия на мультфильм «Этот дом»

Сквозной темой через весь мультфильм проходит бедность. Из нее произрастают страхи, тревоги и − их воплощения. Бедность толкает на сомнительные сделки и превращает жизнь в вечную гонку за лучшей долей. Но в целом новеллы так и остаются самодостаточными зарисовками. Хоть они и объединены образом загадочного дома, единая история не складывается. Ровно так же мы ничего не узнаём о доме и его архитекторе. Перед нами словно вырванные из летописи особняка сюжеты: проследить через них динамику или характеры персонажей не выходит. И все же в конце звучит общий комментарий, дающий надежду и показывающий решения конфликтов.

Абстрагируясь от тяжеловесного фона, стоит сказать, что из «Этого дома» вышло интересное приключение. Жанры в нем меняются каждые полчаса, в глазах не рябит от количества событий и персонажей. Истории достаточно просты, при этом в них сохраняется интрига до самого конца. А потрясающий музыкальный номер из второй новеллы – лучшая отработка жанра черной комедии. Во время такого забываешь даже про голоса Мии Гот («Суспирия»), Мэттью Гуда («Хранители»), Хелены Бонем Картер («Гарри Поттер») и саундтрек Густаво Сантаолальи («Одни из нас») с вокалом Джарвиса Кокера из Pulp («Гарри Поттер и Кубок огня»).

Включая мультфильм с любовно изготовленными куклами, меньше всего ожидаешь увидеть притчу о разъедающих страхах и экзистенциальной вине. Но у него выходит подать этот сложный слой сбалансировано и мягко, не забывая про развлечение зрителя. «Этот дом» оказывается неожиданным подарком всем поклонникам стоп-моушен анимации, мрачных сказок и сюжетов с двойным дном.

205
41 комментарий

Отличная антология. Меня в таких вещах привлекает даже не сколько подтекст, столько превосходное техническое исполнение.

16
Ответить

Пока первую историю глянул. И честно говоря, в ней никакого смысла. Ужастик ради ужастика. Злые силы творят зло потому что они злые. Ни мотивации ни хуя. Каролиной там, конечно, не пахнет.

11
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

что сериалах и фильмах есть смысл? это про картинка .

Ответить

Ну камон, первая история - вылитый миядзакиевский унесенные призраками

Ответить
10
Ответить