Астенический синдром

Астенический синдром

Экзистенциальная трагикомедия Киры Муратовой в декорациях разваливающейся Советской империи.

Творчество Киры Георгиевны Муратовой — советского, а позже украинского режиссёра — не вписывается ни в какие рамки. Её ранние фильмы «Короткие встречи» (1967) и «Долгие проводы» (1971) стали классикой советского авторского кино, наравне с «Июльским дождём» Марлена Хуциева и «Иваново детство» Тарковского. В более поздних фильмах, начиная с «Астенического синдрома» (1989), Кира Муратова создала уникальную эстетику, свой собственный киноязык.

В советский период у Киры Георгиевны были постоянные конфликты с официальной цензурой. Фильм «Долгие проводы» много лет пролежал на полке, а в титрах «Среди серых камней» (1983) на месте режиссёра значится некто Иван Сидоров — Муратова наотрез отказалась ставить свою фамилию в перемонтированный цензурой фильм, а на вопрос — кого же тогда вписать? — назвала первое пришедшее в голову имя.

«Астенический синдром» снимался на Одесской киностудии уже в 1989 году, когда Советский Союз находился в стадии разложения и цензура практически не имела над кинематографом власти. Режиссёр получил полную свободу в реализации собственных идей.

Мне было очень хорошо. Мне было прекрасно. Это была роскошь. Помню, мы снимали-снимали-снимали, и деньги кончились — ведь он запускался как одна серия, а мы наснимали больше. Поехали в Госкино в Москву, и вдруг мне Армен Медведев говорит: «Ну что вы огорчаетесь, Кира! Такая угрюмая приехали! Снимайте вторую серию! Снимайте сколько хотите». Это было поразительно.

Кира Муратова, интервью 2014 года

Двухсерийный фильм «Астенический синдром» вышел на экраны 1 декабря 1989 года и удостоился двух премий «Ника» и специального приза жюри Берлинского кинофестиваля (1990). Также стал первым советским фильмом, где прозвучала ненормативная лексика.

Вступление, своеобразный эпитет

Фильм разделён на две отдельные картины. В первой части, оформленной в выцветших тонах, показана история женщины, потерявшей мужа. На фоне большой трагедии — смерти любимого человека — весь окружающий мир становится бесконечным фарсом, фальшивым и ненужным. Люди со своей привычной неискренностью предстают нелепыми, неуклюжими существами.

Женщина убегает с похорон, с этого пустого спектакля, где каждый хочет выглядеть «сочувствующим», ездит в пустом трамвае по закольцованному маршруту. Полная отчуждённость от происходящего вокруг сменяется вспышками бессильной ярости к окружающим. Эти вспышки заканчиваются отчаянными рыданиями. Она больше не может жить обычной жизнью, ходить на работу в больницу будто ничего не случилось — поэтому она увольняется, высказав в припадке бешенства своему начальнику, седому интеллигентному главврачу, всё что о нём думает, не считаясь ни с какими моральными нормами. В полном эмоциональном опустошении женщина бесцельно бродит по городу.

Первая часть заканчивается, оказавшись фильмом в фильме. Занавес падает и на сцену кинотеатра под руку с конферансье выходит актриса, игравшая главную роль. Докладчик начинает произносить речь о «серьёзном кино» и предлагает начать обсуждение. Но зрители заняты своими делами — они шумно покидают зал, ругаются, болтают, дерутся.

— Зачем такое кино, которое грустное? Мне и без того неважно. Я на службе устал. Я развлечься хочу, музыку послушать. Душой отойти, а тут… А тут опять. Ходят. Ноют. Хоронят. Разговаривают про всякое.<br />
— Зачем такое кино, которое грустное? Мне и без того неважно. Я на службе устал. Я развлечься хочу, музыку послушать. Душой отойти, а тут… А тут опять. Ходят. Ноют. Хоронят. Разговаривают про всякое.

Герой цветной части — школьный учитель средних лет, у которого в результате сильного эмоционального стресса развивается астенический синдром: он может уснуть в любой момент в любом месте. Работая в школе, он в свободные минуты сочиняет прозу и хочет написать книгу, но окружающее — в лице школьного завуча, шумных старшеклассников, тёщи и жены, постоянно напоминающими что он так толком и не реализовался ни как поэт, ни как глава семьи — неизменно погружает его в сон.

Сергей Попов в роли Николая Алексеевича, учителя английского языка.<br />
Сергей Попов в роли Николая Алексеевича, учителя английского языка.

Повествование то и дело переключается на другие сюжетные линии, маленькие истории, из которых подобно мозаике выстраивается панорамная картина советского общества эпохи перестройки. С энциклопедической точностью фильм показывает быт всех социальных слоёв: от нищих, полубезумных пенсионеров до тусовок «золотой молодёжи». Особенно много внимания в картине уделено той душной атмосфере мещанства, которую до сих пор можно найти в любой провинции. Настенные ковры, серванты в стенках, уродливые куклы, искусственные неувядающие цветы.

Александра Свенская, сыгравшая роль завуча школы. Удивительно точное попадание в типаж, так часто встречающийся в постсоветской реальности.<br />
Александра Свенская, сыгравшая роль завуча школы. Удивительно точное попадание в типаж, так часто встречающийся в постсоветской реальности.

Перестроечный мир сквозь призму фирменной Муратовской эстетики выглядит больным, безумным сном. Общество, оставшееся без идеи, которая могла бы объединить людей, распадается на атомы. Каждый кричит что-то своё, но пребывая в трансе повседневности никто никого не слышит. Безразличие сменяется вдруг истерикой, руганью и насилием, обнажая внутренний эмоциональный хаос «нормальных» людей. Несмотря на детальное и атмосферное изображение внутреннего распада в социуме позднего Советского Союза, сама Муратова говорила, что фильм вовсе не про это.

«Синдром» мог быть снят в Америке, я думаю, или в Европе. Это не про страну и не про время, это про жизнь. В какой-то момент человек не может больше выносить жизнь — не жизнь как таковую, а те вещи, с которыми ничего нельзя сделать. Которые неизменны, страшны. Есть небольшая лазейка — религия. Но я не религиозна. И тогда герой начинает засыпать. У него ощущение, что он проваливается в чрево мира, вот так бы я определила…

Кира Муратова, интервью

В целом, мир картины — торжество мещанства, всепроникающей пошлости, духовной смерти. Среди этой тьмы лишь изредка вспыхивают яростные монологи главного героя, ненаписанный материал для будущей книги — живые, настоящие, человеческие. В интервью Кира Муратова призналась, что эти отрывки — из её собственных дневников. Но эти монологи грубо прерываются гротескным китчем реальности, в которой герой картины тонет как в болоте.

Киру Муратову иногда называют мизантропом; говорят, цитируя её фильм «Три истории», что она этому миру «ставит ноль». Я с этим не соглашусь — во многих её фильмах явственно чувствуется симпатия к «маленьким людям», к разного рода чудакам и юродивым. А ещё к животным. В «Астеническом синдроме» есть сцена, в которой режиссёром рушится «четвёртая стена»: крупным планом показывают бездомных собак в живодёрне, отловленных на убой — их испуганные, полные тоски глаза, почти плачущие и непонимающие.

После выхода «Астенического синдрома» живодёрню закрыли. Сама Кира Муратова называла это лучшим достижением в своём творчестве.<br />
После выхода «Астенического синдрома» живодёрню закрыли. Сама Кира Муратова называла это лучшим достижением в своём творчестве.

Когда распался Советский Союз, она осталась в Одессе. Всю жизнь Кира Муратова была убеждённым пацифистом и ненавидела войну. О политике она почти никогда не говорила, причисляя такие разговоры к тем же «спорам о добре и зле», которые, подобно Чехову, изображала в своём творчестве с мрачной иронией. Но когда случился Евромайдан и последующие события, Кира Муратова в своём интервью на вопрос «над схваткой» ли она ответила:

— Нет, я не над схваткой, я принимаю сторону Украины. Мне не нравится, что она воюет, но я не знаю, как можно из этого выйти — в тех стандартах, в которых живет человечество: «Надо защищать свою территорию, надо бороться!» Но никакая территория не стоит того, чтобы за нее убивать, даже если эту территорию называют родиной. Человечество очень любит воевать, оно усматривает в этом героизм, тех, кто не хочет воевать, оно осуждает. Но таких, к сожалению, очень мало. Мало пацифистов. Кому-то все равно, а кому-то кажется — ну, а как иначе. Многие просто не верят, что мир без войны возможен. Зачем трепыхаться, если ничего не изменишь.

Кира Муратова, интервью 2015 года
2525
2 комментария

Выглядит как артхаус.

1
Ответить

Он и есть.

Ответить