реклама
разместить

Как “Клан Сопрано” разрушает гангстерский миф через отсылки и аллюзии на “Крестного отца”

Мир мафии – одна из самых обласканных тем в попкультуре.

Как “Клан Сопрано” разрушает гангстерский миф через отсылки и аллюзии на “Крестного отца”

Вот лишь некоторые узнаваемые кинематографические черты этого мира: итальянцы, честь семьи, дорогие костюмы, высокопарные речи и благородные доны (которым мы сопереживаем). И, конечно, подлые доны — абсолютные негодяи, которых непременно убьют.

Такой мир возник на экране в 70-е—90-е годы благодаря культовым фильмам “Однажды в Америке”, “Славные парни”, “Неприкасаемые”. Но в первую очередь. конечно, “Крестному отцу” — одной из главных культурных вех Америки.

А в 00-ых он был разрушен с появлением “Сопрано” – который использовал буквальные отсылки на фильм Копполы, цинично показывая неуместность такого мафиозного пафоса.

В посте сначала расскажу немного про мафию глазами "Крестного отца" и "Сопрано", а во второй части – приведу конкретные примеры, как в Сопрано ссылаются и переиспользуют фильм Копполы.

Мир Крестного Отца

Так вот, пару слов про главную гангстерскую ленту 70-ых.

Сразу после выхода фильм стал культовым – он получил Оскар как лучший фильм, собрал и единодушно объединил и высоколобых критиков, и простых зрителей – фильм все боготворили.

Впоследствии, “Крестный отец” стабильно входит в списки величайших фильмов всех времен.

Как “Клан Сопрано” разрушает гангстерский миф через отсылки и аллюзии на “Крестного отца”

Мафия там показана совсем не как набор алчных и подлых бандитов, решающих свои уголовные делишки, а как семья, где основная задача – отбивать внешние удары на близких и помогать друзьям.

В первой же сцене фильма, к Вито Корлеоне приходят просить помощи – и он соглашается на услуги, но как мудрый глава семьи, а не как жестокий босс ОПГ, который наверняка что-то потребует взамен.

Как “Клан Сопрано” разрушает гангстерский миф через отсылки и аллюзии на “Крестного отца”

За весь фильм, представители Корлеоне не делают ничего такого, что вызвало бы в нас внутреннее несогласие.

Да, Майкл Корлеоне убивает, но убивает убийц своего отца.

Да, Вито Корлеоне участвует в собрании вместе с другими боссами (среди которых есть негодяи) – но от выступает яро против наркотиков, которые видит злом.

Как “Клан Сопрано” разрушает гангстерский миф через отсылки и аллюзии на “Крестного отца”

И все это на фоне итальянских традиций, красивых речей, дорогих машин и костюмов.

После выхода фильма, “Крестного отца” ругали за такую романтизацию бандитов.

Роджер Эберт (один из главных кинокритиков XX века) писал:

«Коппола ловко строит фильм так, чтобы вызвать симпатию к героям. Мафия не является благотворительной организацией, а семья Корлеоне лишь немногим лучше других. И все же, когда Вито Корлеоне падает замертво посреди своего огорода, мы чувствуем утрату чего-то великого».

Да и сам Марио Пьюзо (автор романа) говорил в своем интервью New York Magazine, что большинство отраженного в книге – его фантазии, и он “никогда не встречал честного гангстера”.

Как “Клан Сопрано” разрушает гангстерский миф через отсылки и аллюзии на “Крестного отца”

Однако, такой образ мафиози надежно закрепился в массовом сознании – жестких, но благородных людей слова, которые на первое место ставят семью.

Ну а в 1999 году, через 27 лет после выхода “Крестного отца” появляется “Клан Сопрано” – сериал, который рассказывал про тех же самых италоамериканцев-бандитов, но совсем с другого боку, без гламура и лоска.

Кстати, “Клан Сопрано” – вообще один из главных сериалов современности, который ознаменовал приход серьезных драм и сценариев на телевидение.
Кстати, “Клан Сопрано” – вообще один из главных сериалов современности, который ознаменовал приход серьезных драм и сценариев на телевидение.

Мир Клана Сопрано

Сериал создал Дэвид Чейз, который до этого был успешным сериальным сценаристом на студии Paramount.

Дэвид Чейз (справа) вместе с Джеймсом Гандольфини, исполнителем главной роли
Дэвид Чейз (справа) вместе с Джеймсом Гандольфини, исполнителем главной роли

Всю карьеру он вынашивали идею отразить на экране свои личные отношения с матерью – которые были весьма драматическими и тяжелыми. Но в какой-то момент он понял, что мало кому будет интересно смотреть на взаимоотношения телевизионного продюсера со своей мамой.

Отсюда пришла идея сделать главного героя крутым харизматичным персонажем, за которым интересно будет наблюдать – Дэвид был итало-американцем, поэтому в качестве крутого персонажа на ум сразу пришли мафиози.

Вот так появился образ Тони Сопрано – внешне жесткого и крутого парня, руководящего ОПГ. Но с кучей детских комплексов и страхов внутри, возрастными проблемами и сложностями во взаимодействиях с семьей.

Который так не похож на привычного нам Вито Корлеоне.

Как “Клан Сопрано” разрушает гангстерский миф через отсылки и аллюзии на “Крестного отца”

Студия HBO, узнав про то, что Чейз пишет сценарий сериала про мафию сходу предложила ему снять телевизионную версию “Крестного отца” – на что Чейз ответил отказом, предложив свою версию.

Где сериал становится не респектабельным произведением про мафию – а семейная сага о кризисе среднего возраста и проблемах в отношениях с родственниками.

HBO увидело в этом потенциал и согласилось.

На съемочной площадке финального эпизода "Сопрано"
На съемочной площадке финального эпизода "Сопрано"

Чейз всегда хотел снимать так, чтобы ему было интересно это смотреть и его знакомым. А это означало реалистичные места, правдивые диалоги, многогранные персонажи со своими слабостями – все как в жизни.

Поэтому и гангстерский мир в Сопрано изначально создавался максимально реалистичным – ведь Чейз, выросший в Нью-Джерси, прекрасно знает манеру поведения настоящих бандитов, живущих по соседству (в отличии от создателя “Крестного отца” Марио Пьюзо).

Про контрастность восприятия бандитского мира у Копполы и у Чейза

Бандиты в сериале очень сильно хотят выглядеть респектабельными и властными мафиози, как их коллеги из “Крестного Отца”.

Как “Клан Сопрано” разрушает гангстерский миф через отсылки и аллюзии на “Крестного отца”

Но если в “КО” семья заседает в отелях на фоне американских флагов, то Сопрано предпочитали обсуждать деловые вопросы на парковках или пересекаться в торговых центрах. Или вообще, встречаться на заднем дворе домов (с постыдным убеганием, когда заметили федералов).

“Клан Сопрано”, сезон 5, серия 13

Вместо грозного одновременного убийства всех боссов из враждебных семей – беготня по зимнему лесу за бешеным русским.

“Клан Сопрано”, сезон 3, серия 11

Даже световая гамма произведений кардинально разная: «Крестный отец» погружен в темные полутона, там явно недостает света, будто мы исподтишка заглядываем за кулисы гангстерского мира.

Как “Клан Сопрано” разрушает гангстерский миф через отсылки и аллюзии на “Крестного отца”

Мир «Клана Сопрано» же залит обычным дневным светом, стирающим барьер между зрителем и героями — мы словно находимся в одном пространстве с героями.

“Клан Сопрано”, сезон 3, серия 2
“Клан Сопрано”, сезон 3, серия 2

“Сопрано” – продукт эпохи постмодерна. Герои сериала запоем смотрят фильмы про мафию, что позволяет им постоянно на них ссылаться.

Особняком стоит, конечно, произведение Копполы — его обожает большинство персонажей “Сопрано”.

Поэтому шоураннер Дэвид Чейз часто ссылается на первоисточник — либо посредством своих персонажей (проводит параллели с героями Копполы), либо через прямые упоминания.

Авторские отсылки

Создатели сериала часто отсылаются на “Крестного отца” на уровне самого повествования – отсылки кажутся понятными только нам, зрителям, персонажи как будто это не замечают.

Чаще всего, это служит целью показать нам неуместность пафоса “Крестного отца” в реалистичном мире Сопрано.

Поэтому в эпизоде, когда Тони попадает в кому, в его видениях почти все пронизано отсылками к фильму Копполы – два мира смешиваются в одном сюрреалистичном потоке.

Это и повторение фраз, выглядящих максимально неуместно (грубую фразу про “член наперевес” в “Крестном отце” говорил Сонни Корлеоне в компании бандитов, а в “Сопрано” ее произносят за семейным ужином)

Крестный отец, 1972
Крестный отец, 1972
“Клан Сопрано”, сезон 5, серия 11
“Клан Сопрано”, сезон 5, серия 11

Или параллель с поиском пистолета за бачком унитаза – Майклу Корлеоне нужен пистолет как орудие (он пришел убивать другого гангстера).

А Тони Сопрано, который вышел в туалет с семейного обеда, очевидно, не нужен пистолет – поэтому за бачком он находит пустоту.

Крестный отец, 1972
“Клан Сопрано”, сезон 5, серия 11

Или Эй Джей, сын Тони, говорит Крису фразу “Сложно, но не невозможно”, аналогично Рокко из второго “Крестного отца”.

В Сопрано обсуждают убийство бандита Джуниора Сопрано, а в “Крестном отце” – убийство мафиози Хаймана Рота.

Но в “Крестном отце” обсуждалось сложное и выгодное убийство мафиози, который из партнера превратился в опасного конкурента.

А вот в Сопрано обсуждается убийство немощного старика.

"Крестный отец 2", 1974
"Крестный отец 2", 1974
“Клан Сопрано”, сезон 6, эпизод 3
“Клан Сопрано”, сезон 6, эпизод 3

Кстати, интересная деталь – Дядю Джуниора (которого хотят убивать в Сопрано) и Джонни Ола (ближайшего помощника Хаймана, которого хотят убивать в Крестном отце) – играет один и тот же актер, Доминик Кьянезе.

Понятно, что нельзя было обойтись без упоминания самой известной фразы из саги о Корлеоне – “предложение, от которого нельзя отказаться”.

Её говорит тренер футбольной команды, объясняя свой уход.

На что представили мафиози резонно замечают, что настоящее предложение, от которого тот не сможет отказаться, он пока не услышал.

Крестный отец, 1972
Крестный отец, 1972
“Клан Сопрано”, сезон 1, серия 9

Ну или взять полную пафоса фразу Вито Корлеоне, адресованную гробовщику, про то, чтобы он использовал все свое мастерство и умение, чтобы привести лицо сына в порядок перед похоронами (после того, как его изрешетили пулями).

Крестный отец, 1972

В Сопрано в похожей ситуации после смерти матери, в похоронном бюро, ситуация отзеркаливается – гробовщик сам сходу говорит, что применит “все свое мастерство и умение”.

На что Тони отвечает вполне житейски, мол, давайте без фанатизма.

“Клан Сопрано”, сезон 3, серия 2

Иногда, отсылки чуть-чуть адаптируют и просто используют как дань уважения классике – например, в сцене покушения в “Крестном отце”, Дон Корлеоне покупал апельсины.

А перед своим покушением Сопрано берет апельсиновый сок Тропикана (что довольно буднично и гораздо ближе к американским реалиям 90-ых):

Крестный отец, 1972
“Клан Сопрано”, сезон 1, серия 12

Кстати, ранее я уже писал про знаменитый миф о том, что в "Крестном отце" апельсины означают смерть.

Но авторские отсылки не так ценны, как прямое упоминание фильма персонажами фильма.

Ведь тогда с темой гангстерского пафоса взаимодействуют не создатели сериала – а напрямую, каждый раз подтверждая нереальность этого мафиозного мира.

Упоминания персонажами

Герои “Клана Сопрано” буквально грезят “Крестным отцом”.

Они хотят быть похожими на персонажей из фильма, хотят говорить такими же фразами – ровно как и реальные гангстеры после выхода фильма “Крестный отец”.

И в большинстве случаев, эта одержимость работает против них – либо выглядит комично, либо просто жалко.

Авторские отсылки используются для того, чтобы зрители поняли несостяотельность мифа “Крестного отца”.

А вот упоминания фильма внутри самого сериала нужно для того, чтобы неуместность сравнения почувствовали сами персонажи.

Иногда, большинство упоминаний просто подчеркивает страсть героев к фильму Копполы,

Так, у персонажа Поли Галтиери в автомобиле понтовейший гудок, который звучит как тема из “Крестного отца” (что даже внутри сериала подается как китч и вызывает усмешку):

“Клан Сопрано”, сезон 1, серия 11

Или когда персонаж Сильвио Данте пародирует фразу Майкла Корлеоне “Они снова затащили меня обратно” из третьего “Крестного Отца”.

Сил делал это несколько раз в сериале, это часто повторяющаяся шутка (и довольно культовый эпизод среди поклонников сериала):

Также, главные герои постоянно хотят интегрировать мафиозные вещи из “Крестного отца” в свой мир – что обычно заканчивается комично.

Например, обычное убийство бандита Брэндона (где стреляли в лицо и случайно попали в глаз), герои сразу окрещают “убийством со значением” – ведь именно так убили персонажа Мо Грина из “Крестного отца”!

Комичность ситуации в том, что Мо Грин – влиятельный мафиози, которого действительно, могут убить по-особенному. А Брэндон – уличная шпана, никто не будет закладывать в его убийство какой-то потаенный смысл.

“Клан Сопрано”, сезон 1, серия 4
Крестный отец, 1972

Или название бара, которым владеет Тони, “Bada Bing” – это не просто “Пиф-паф”, а это именно те слова, который говорил Сонни Корлеоне при обсуждении убийства Соллоццо и капитана Маккласки:

“Клан Сопрано”, сезон 2, серия 12
“Клан Сопрано”, сезон 2, серия 12
Крестный отец, 1972

Владение темой “Крестного отца” можно воспринимать даже неким обрядом инициации – совсем молодой и неопытный Крис тоже хочется приобщиться к поклонению “Крестным отцом” – но путает имя персонажи Лука Брази, чем вызывает негодование другого бандита.

И явно показывает, что еще не готов стать полноправным членом банды – ведь все опытные гангстеры в таких мелочах не ошибаются!

“Клан Сопрано”, сезон 1, серия 1

Но самое важное – это когда персонажи сами подтверждают несостоятельнотсть мифа “Крестного отца” своими цитатами.

Например, на свадьбе влиятельного босса из другой семьи, Крис спрашивает у Тони, попросил ли он услугу у босса? Ведь в фильме “Крестный отец” именно такой ритуал показывали на свадьбе дочери Вито Корлеоне.

На что Тони не понимает как реагировать, ведь нигде кроме как в “Крестном отце” такого обычая нет.

“Клан Сопрано”, сезон 6, серия 5

“Крестный отец” – один из любимейших фильмов Тони Сопрано. А сцена, которая ему нравится больше всего – где Майкл Корлеоне убивает Соллоцо и капитана полиции – ведь они стояли за покушением на его отца, Вито Корлеоне.

И самая яркая связь мифологической картины Копполы с реальностью Сопрано – когда сын Эй Джей Сопрано, пытается убить Джуниора, обидчика Тони.

Прямо как Майкл Корлеоне, который мстил врагам своего отца. В той самой любимой сцене Тони Сопрано.

Но неожиданно, вместо триумфа, который получил Майкл, у Эй Джея ничего не выходит, да и Тони его за это гневно ругает.

“Клан Сопрано”, сезон 6, серия 8

Сын в смятении, ведь он все делал в соответствии с законами гангстерского мифа!

На что Тони очень грустно отвечает, что, увы, это всего лишь фильм.

Тем самым подтверждая, как опасно верить в ванильный мир “Крестного отца”, и как сильно он отличается от мира Сопрано.

"Крестный отец" и "Клан Сопрано" – это два логичных этапа становления гангстерского мифа.

Первый этот миф воздвиг. Ну а второй же – этот миф разрушил и деромантизировал.

Как “Клан Сопрано” разрушает гангстерский миф через отсылки и аллюзии на “Крестного отца”

Спасибо за прочтение!

Мой телеграм-канал (пост взят оттуда):

256256
11
реклама
разместить
36 комментариев

Превосходный сериал.

Не столько за счёт криминальной тематики, сколько за актёрскую игру, сюжет, персонажей и, самое главное, диалогов.

Видел как-то на DTF весьма поддерживаемое обсуждение, будто есть Клан Сопрано и Бригада, что суть одно и то же. Спешу расстроить хейтеров популярного - вообще не одно и то же. Кто такой высер написал и поддерживал - точно не смотрел ни то, ни другое.

Также считаю концовку сериала - одной из лучших вообще.

47

Комментарий недоступен

3

Народ, посмотрите ещё Прослушку
Сам много раз слышал, что мол мега ахуй, но руки дошли только недавно
В итоге все оказалось правдой 👍

28

Посмотрел недавно первый сезон, на втором как-то стухло всё желание

Пока только две серии первого сезона посмотрел, еще не зацепило.

Один из лучших (если не самый лучший) сериалов в своём жанре.
Гандольфини гений.
Жаль правда "Множественные святые Ньюарка" вышли мягко говоря, так себе.

10

Ну кстати мне было интересно) больше даже угадывать кто где) как интерактивный квест такой)

2
Раскрывать всегда
Попросил ChatGPT сгенерить картинки от первого лица на основе скринов из классических Fallout

Не идеально, но всё равно это просто отвал башки, парни! Позже запилю из этого всего ролик.

Попросил ChatGPT сгенерить картинки от первого лица на основе скринов из классических Fallout
132132
3131
77
22
11
11
11
11
Круто ведь получилось! Стилистика максимально сохранена, на мой непредвзятый взгляд человека сыгравшего в Fallout 1-2 в годы и месяцы их выхода. Я бы в такое сыграл бы:))
Принимайте в семью ОЛЕД технологии

Наконец-то приобрёл это чудо. Несколько лет были мысли о покупке тв, но как то слабо. В основном смотрел на мониторе пк. И тут решил углубиться, а что вообще в мире тв технологий сейчас. Лыжи все так же в топе, да и оказывается потратили 10 лярдов и 10 лет разработки технологий, и не прогадали. Стали монополистами. Я был в шоке, когда первый раз вк…

Принимайте в семью ОЛЕД технологии
169169
2222
55
33
22
22
11
11
11
Как ты его в коробке смотришь?
Боевик «Мастер» с Джейсоном Стэйтемом обошёл «Белоснежку» и стал лидером проката США

Однако общие сборы продолжают разочаровывать индустрию.

Боевик «Мастер» с Джейсоном Стэйтемом обошёл «Белоснежку» и стал лидером проката США
267267
4848
2828
99
55
22
22
11
Сколько там уже Стэтхема профессий? Человек-пароход просто))
Лонги про игровые механики и историю Карфагена победили в конкурсе статей на DTF — их авторы получают по 5000 рублей

Собрали множество отличных материалов, написанных пользователями сайта.

10 000
103103
1111
44
33
11
Крч, я вот так буду делать, когда мы получаем призовые места. А редакция в следующий раз сможет поощрить кого-то ещё :Р
А как вам новый ,,Теневой" Ассасин?

Да под понятием Теневой, я имел ввиду Ясуке

А как вам новый ,,Теневой" Ассасин?
170170
1919
77
11
11
25% процентов акций - это "продали компанию китайцам"?
Иван Васильевич меняет промт
145145
2525
66
55
11
11
Кто был в психоневрологическом диспансере пж поделитесь опытом как там вообще дела обстоят?

Я социофоб, хочу пойти в ПНД к психиатру, потому что больше ни секунды не могу терпеть. Но перед этим хочу собрать как можно больше информации.

4040
2424
77
44
11
11
11
Привет, смелый человек! У всех нас иногда случаются проблемы психологического характера. Я вообще убеждена, что истинно здоровых людей или совсем нет или их крайне мало. Особенно в наше время Бывала я в подобном заведении, обращалась из за ПА. Денег тогда было не много, платного специалиста позволить себе не могла, поэтому обратилась в единственный в городе стационар. Записалась на прямую и пошла. Уже не помню как проходил сам процесс записи, но это было не долго Ничего хорошего мне этот визит не принес. На приеме меня встретила полная женщина в очках. Я бы сказала даже бабушка. Приветствие было вполне обычным, но когда я не уверенно озвучила свою проблему, увидела недоверчивый надменный взгляд из под двух прозрачных стеклышек в аккуратной оправе. Мало того, что мне было и так плохо, так меня еще и разглядывают как под микроскопом. Мне прописали какие-то дефолтные успокоительные и отправили домой. Прием занял примерно полчаса, так как стационар основан на государственной основе, а там очередь, сам понимаешь В будущем мне этот визит аукнулся лишними вопросами при получении водительского удостоверения В итоге, хочу восхититься твоей решимостью, что ты нашел в себе силы решить внутреннюю проблему. Ведь самая сложная работа - это работа над собой. Но идти в бесплатный стационар я тебе искренне не советую. Конечно многое зависит от города и конкретного врача, но мне кажется, что люди которые принимают за день по 20-50 человек по 15-30 минут уже прожжены изнутри безразличием и очерствели.
реклама
разместить
РКН опять начал "учения"
РКН опять начал "учения"
РКН опять начал "учения"
1111
11
Скончался актёр Ричард Чемберлен — звезда «Сёгуна» 1980 года

В возрасте 90 лет.

Скончался актёр Ричард Чемберлен — звезда «Сёгуна» 1980 года
322322
2929
1010
44
44
Алан Куотермейн
Все произведения по Mass Effect в хронологическом порядке
Все произведения по Mass Effect в хронологическом порядке
3636
77
33
Андромеда сон собаки же