16 кварталов

Рецензия на фильм «16 кварталов» (16 blocks)

В главной роли - Брюс, наш понимаешь, Уиллис.

Фильм «16 кварталов» поставил Ричард Доннер, режиссер квадралогии «Смертельное оружие», прекраснейшего фэнтези «Леди-Ястреб» ну и первого «Супермена».

Мы помним, с чего начинал Уиллис свою кинокарьеру - с Die Hard, ожидаемого как типичный боевик 80-х, довольно не точно переведенного на великий и могучий как «Крепкий орешек». Кто-то из переводчиков 90-х назвал фильм более точно - «Врешь, не возьмешь».

Причем же здесь «16 кварталов»? А при том, что герой Брюса Уиллиса в «16 кварталах» - детектив Джек Мосли, это и есть тот, кем с большой долей вероятности стал бы в реальности хороший коп Джон Макклейн. Хорошие копы, настоящие герои, они по большей части ошиваются в кино, а в реальности все несколько иначе. Про Макклейна я не зря упомянул - в фильме можно увидеть фото молодого Джека в форме, это вот натуральный Макклейн и есть.

Фильм открывает совершенно восхитительная сцена - в квартиру с тремя криминальными трупами врывается отряд быстрого реагирования NYPD, а поскольку все уже порешено, оперативники уходят, а дожидаться следственную группу оставляют, видимо, по причине полной бесполезности, детектива Джека Мосли - это Уиллис с усами, похмельем, щетиной, больной ногой и солидным брюшком. Ему так и говорят - просто подожди здесь, на месте с тремя жмурами, кровью и кокаиновыми дорожками, пока не подъедут следователи, это тебе по силам. Что делает Джек, оставшись один? Он, на месте преступления, наплевав на все требования криминалистики, как у себя дома, привычно открывает кухонный шкаф, один, другой, достает вискарь и тупо упивается на диване, ожидая подъезда более ретивых следователей.

Безумно долгие сутки полицейского Мосли должны были бы закончиться как обычно - беспробудным тяжелым сном, но тут молодой да дерзкий начальник подкинул Джеку еще одно пустяшное дело, которое как раз для него - отвезти в суд свидетеля, всего 16 кварталов, за час управишься, Джек. Должен был везти другой коп, но он застрял в пробке, а кроме тебя никого нет Джек, все на задании, ты же понимаешь.

Да, Джек Мосли все понимает. Он забирает из КПЗ свидетеля, болтливого чернокожего парня, мелкого мошенника по имени Эдди Банкер и везет его в суд. Что это за свидетель, что он видел, это совершенно не интересует Джека, а странно-чудная болтовня Эдди лишь усиливает невыносимое раздражение и наш негерой решает, что надо остановиться, зайти в магазинчик, купить антипохмелин и запить его огненной водой. Тут и начинается охота за Эдди, которой стал невольным свидетелем того, как американские жегловы обыденно делают свои дела.

За полтора часа реального времени с Джеком не случиться чудесных метаморфоз - он так и останется постаревшим копом, в котором, скорее всего, по причине затянувшегося похмелья, обострилось давно забытое чувство, как бы это глупо и претенциозно в отношении спившегося копа не звучало, долга и справедливости. А может быть, причина в другом.

Эдди Банкер в живом и обаятельном исполнении Мос Дефа (это не настоящее имя, а прозвище музыканта Данте Террелла Смита), всю недолгую дорогу рассказывает Джеку о знаках, которым он стал уделять внимание в последнее время, странную байку о выборе и вообще, несет какую-то чушь. Зритель тоже поначалу думает, что это просто т. н. словесный понос, но в ключевом моменте фильма, когда друзья Джека приходят к нему, что бы он сделал все, как обычно («А что значит, как обычно?» - вопрошает осознавший ситуацию Эдди), приходит понимание, что болтовня Эдди не простая и не глупая. Персонаж Эдди Банкера напомнил мне двух наших нелепых криминальных оболтусов - Шуру Балаганова, машинально стащившего кошелек с десятью рублями, имея при себе пятьдесят тысяч, и Василия Алибабаевича, разбавлявшего бензин ослиной мочой. Сдавать такого чудака на растерзание своим коллегам Джеку против совести. Да, она у него есть.

Эдди Банкер не зря болтал о знаках и знамениях, он сам и является для Джека Мосли, копа, завязшего в криминале по самую голову, последней надеждой остаться человеком.

Третьим ключевым персонажем фильма является Фрэнк Нагент, которого играет, как всегда великолепно, Дэвид Морс, актер, обладающий уникальным скиллом - никто не знает его имени, но все знают его по внешности.

Поскольку фильм снимал, пусть и постаревший, но режиссер «Смертельного оружия», и действия, и драйва в фильме хватает. Интересной особенностью фильма является то, что он идет, так сказать, в режиме реального времени и длится почти столько же, сколько и заняла сама дорога от камеры Эдди до здания суда. В фильме нет лишних сцен, слов, диалогов, затянутости по времени, он мастерски снят и почти любой кадр можно остановить и предъявить как эталон режиссуры и операторской работы криминально-полицейской драмы. Сюжет развивается стремительно и стороны повышают ставки, что в результате приводит к захвату автобуса с пассажирами в заложники.

В заключении необходимо отметить следующее.

«16 кварталов» - несомненно, одна из лучших ролей Брюса нашего Уиллиса, а по моему мнению, так и лучшая. Как бы не хвалили драматические роли Уиллиса в «Шестом чувстве» и других его фильмах, роль опустившегося, уставшего от жизни полицейского, хватающего последний шанс сделать что-то хорошее в своей жизни, мистеру Уиллису удалась лучше остальных. Настоящие подвиги совершают не супергерои в разноцетных трико со световыми мечами, а вот такие люди как Джек Мосли, сделавший то, что необходимо ценой собственной жизни.

В конце фильма нас ждет довольно нелепый на первый взгляд хэппи-энд, хотя в дополнительных сценах есть и версия гибели Джека. Но прежнего Джека Мосли мы уже не увидим, он исчез, искупил грехи и теперь он получил нет, не прощение, он получил покой. Перефразируя известную поговорку, можно подвести итог - в ответе за спасенного Джека Мосли, бывшего копа с темным прошлым, остается его чудаковатый проводник по чистилищу нью-йоркских улиц, бывший мошенник, а ныне кондитер Эдди Банкер. Люди могут измениться.

88
3 комментария

Говорят, что фильм - ремейк фильма Клинта Иствуда "Сквозь строй" 1977 года.
И до "Крепкого орешка" у Брюс был как минимум сериал "Агентство "Лунный свет"".

Ответить

Надо бы посмотреть

Ответить