«Белфаст» — луч цвета в рамке социального конфликта в Северной Ирландии

Автобиографическая история Кеннета Браны – «Оскар» за лучший сценарий

«Белфаст» — луч цвета в рамке социального конфликта в Северной Ирландии

За последние годы несколько знаковых режиссеров современности обращались к собственному опыту: Альфонсо Куарон в «Роме» (2018), Педро Альмодовар в «Боли и славе» (2019), Паоло Соррентино в «Руке Бога» (2021). Все это если не автобиографические, то личные личные фильмы.

Для людей моей профессии подобный фильм — обязательный этап. Можно бесконечно откладывать поход к дантисту и бояться его, но рано или поздно ты идешь. В моих фильмах всегда были спрятаны маленькие личные детали. Сейчас, когда мне перевалило за пятьдесят, я решился говорить о себе открыто

Паоло Соррентино, режиссер «Руки Бога», «Великой красоты», »Молодого папы»

Сэру Кеннету Бране перевалило за пятьдесят 10 лет назад (примерно тогда же Елизавета II посвятила его в рыцари) и он тоже в поисках вдохновения обратился к детству в родном Белфасте, сделав свой самый интимный фильм. «Белфаст» рассказывает историю семьи от лица 9-летнего мальчика Бадди (Джуди Хилл) во время обострения этнополитического и религиозного конфликта в Северной Ирландии в 1969 году (самая ожесточенная часть Ольстерского конфликта между британскими властями, североирландскими лоялистами и ирландскими национальными движениями по поводу статуса провинции Ольстер затрагиваемые в «Белфасте» события стали началом смутного периода, который вошел в историю под названием The Troubles и продлился почти 30 лет до 1998 года). Протестантская семья Бадди живет на преимущественно католической улице, которая становится объектом атаки радикальных протестантских движений.

«Белфаст» – мой самый личный фильм. Это возвращение домой – драматическое путешествие полное волнения, эмоций и юмора

Кеннет Брана, Режиссер и сценарист «Белфаста»
«Белфаст» — луч цвета в рамке социального конфликта в Северной Ирландии

Социально-религиозная проблематика – это лишь один из конфликтов в «Белфасте», он обрамляет и влияет на все остальные: мотив семьи и мечты, взросления и познания, утраты и первой любви. При небольшом хронометраже (около 1,5 часов) фильм успевает выстроить систему конфликтов и насытить частную историю событиями.

Семейная тема, возможно, центральная в «Белфасте» (сам город, вынесенный в заглавие, предстает семьей, некоторые члены которой конфликтуют) — Бадди младший ее представитель – он живет с мамой (Катрина Балф, «Ford против Ferrari», номинация на «Золотой глобус» за «Белфаст») и старшим братом (наименее вовлеченный в события фильма персонаж). Отец же (Джейми Дорнан, «Пятьдесят оттенков серого», номинация на «Золотой глобус» за «Белфаст») пропадает на заработках в Англии. Родителей Бадди в фильме зовут просто Ма и Па. Такая же условность и в именах бабушки – Грэнни («Granny») и дедушки – Поп («Pop»). Их играют Джуди Денч («Влюбленный Шекспир», М в восьми фильмах о Джеймсе Бонде) и Киран Хайндс («Мюнхен», «Нефть») – оба были номинированы на «Оскар» за роль второго плана. Этот ближний семейный круг становится для Бадди определяющим в воспитании, а вот за познание отвечает кузина Мойра (Лара Макдоннел) – она играет роль змея-искусителя, вовлекая главного героя в неприятности.

«Белфаст» — луч цвета в рамке социального конфликта в Северной Ирландии

В «Белфасте» практически нет серьезного антагониста – в роли условного злодея здесь мародерствующий МакЛаури, который весь фильм подбивает отца Бадди к выбору стороны: за протестантов он или за католиков. Социально-религиозное отражается и на личной жизни Бадди – его первая любовь – девочка за соседней партой из католической семьи (одноклассница, как и Мойра, но под другим углом отвечает за мотив познания – увлечение математикой, проект о космосе, столкновение с общественными предрассудками, влюбленность и первая драма).

«Белфаст» — черно-белое кино. Монохромный мир разрушается только в сценах соприкосновения персонажей с искусством – в театре и кино. Это принципиально другой, красочный мир, который предсказывают будущее протагониста – Брана, как прототип Бадди, свяжет свою жизнь со сценой и с кинематографом. В фильме есть и еще один прямой контакт героя с массовой культурой – Бадди читает комикс, и это отсылка к первому «Тору» из кинематографической вселенной Marvel, режиссером которого был Кеннет Брана.

Оригинальные иллюстрации Джэка Кирби в «Торе» были сногсшибательны. Я думал снять, как маленький Джуд (актер, играющий Бадди, — прим.) сидит на тротуаре и читает цветной комикс, откуда буквально выпрыгивают краски. Но потом мы решили, что это чересчур

Кеннет Брана
Отсылка к "Тору" (режиссер - Кеннет Брана) в автобиографическом фильме Браны
Отсылка к "Тору" (режиссер - Кеннет Брана) в автобиографическом фильме Браны

Сохранять баланс в отчаянии и оптимизме помогает ирония, которая отражает характер не только центральных персонажей, но и вообще общности Белфаста. Поэтому не удивительно, что самую хлесткую реплику произносит второстепенный герой: «Ирландцы были рождены для того, чтобы уехать. Как бы еще по всему миру появились пабы». А девизом Бадди становится повторяемая отцом идиома: «Веди себя хорошо, а если не получится – будь осторожен» («Be good… and if you can’t be good, be careful»).

Прямая речь, вообще очень важна для создания пространства главного североирландского города – причина, конечно, в акценте и лексике. Почти все актеры родом из Северной Ирландии (Бадди, Па, Поп, МакЛаури) или Ирландии (Ма, Мойра); исключение – Джуди Денч – самая статусная из актерского состава «Белфаста» родилась в английском Йорке и ей пришлось изображать диалект.

Джуди Денч в образе Грэнни с отражением театральной постановки в очках
Джуди Денч в образе Грэнни с отражением театральной постановки в очках

Мир «Белфаста» замкнут. Основной визуальный прием – создание рамочного пространства, отсюда и обилие кадров, в которых герои вписаны в оконные и дверные проемы, спрятаны за стекла машин, лестничные перила, заграждения и даже тумбы под телевизором.

Характерная (и, возможно, лучшая в фильме) сцена, где рамочный принцип доходит до совершенства – встреча трех поколений в больнице: умирающий дед, испуганный отец и недоумевающий сын. Вся сцена снята двумя планами: первый план – три героя вписаны в дужку кровати, а которой лежит дед и провожает своего сына и внука подальше от родного города: «Лондон – это всего лишь маленький шаг, а когда вы вернетесь, то найдете Белфаст таким же»; на что внук спрашивает: «А как же ты?» — «А я отправлюсь туда, где ты меня не найдешь», — после чего ракурс меняется на вертикальный с перспективы неба, что при религиозном подтексте всей истории не может трактоваться двусмысленно.

За камеру в «Белфасте» отвечает Харис Замбарлукос, для которого это уже восьмая совместная работа с Кеннетом Браной (в особенности голливудского этапа карьеры режиссера — «Тор» (2011), «Золушка» (2015), «Убийство в Восточном экспрессе» (2017), «Смерть на Ниле» (2020) и др.). А еще Замбарлукос был оператором в сверхкамерном фильме Стивена Найта «Лок» — моноспектакль Тома Харди, где все действие заключено в машине по дороге из Бирмингема в Лондон. И в «Локе» Замбарлукос уже применял операторские приемы съемки в ограниченном пространстве, которые будут актуальны для рамочного принципа «Белфаста».

В фильме Браны понятные границы мира: вот экран телевизора, вот стены комнаты и перегородки дома, вот границы улицы, которую показывают под углом так, будто после 3-4 видимых домов ничего не существует – из-за чего не возникает иллюзии населенного города. Т. е. улица буквально обрывается и выглядит, как декорация – и это не обязательно операторская недоработка, возможно, это находка режиссера, создающего миниатюрный город, подчеркивающий камерность мира 9-летнего мальчика (в завязке это усиливают баррикады и полицейские блокпосты).

Символическим преодолением подобных границ становится просачивание Бадди сквозь прутья в заборе – он выходит за пределы родной улицы – не случайно этот переход происходит по дороге в школу или на «приключения» с Мойрой (т. е. на пути к познанию).

Много сцен мы снимали через прутья перил, окна или колючую проволоку, чтобы придать истории эмпирический смысл. Я мог свободно передвигаться и вдруг все изменилось, внезапно жизнь стала более скрытной, где ты подслушиваешь, как взрослые говорят о будущем, о котором ты даже не подозревал. Они скрывали информацию, а ты становился кем-то вроде вуайериста, подслушивая то, что в неполные 9 лет непросто осмыслить

Кеннет Брана

При этом обрамление сцен не ведет к ограничению действий героев и даже к уменьшению их количества в одном кадре – напротив интерьерные детали способствуют гармоничному расположению персонажей. Здесь работает еще один важный для «Белфаста» инструмент – создание глубинной мизансцены, которые иногда состоят более, чем из двух уровней. Например, в построждественской семейной сцене, где на переднем плане в расфокусе – уснувшие под елкой сыновья, в центре комнаты – мать и отец общаются друг с другом, а затем Па, говоря, что именно его жена воспитала сыновей, уходит еще глубже, оставляя в центре композиции Ма, что на визуальном уровне подчеркивает определяющую роль мамы в семье Бадди (то, что она после этого идет к спящим сыновьям, а муж выходит из дома, лишь усиливает это впечатление).

Взрослея, мы начинаем смотреть на родителей под другим углом. Это то, что Кен делает в этом фильме. Он показывает родителей и дедушку с бабушкой с такой эмпатией. Он понимает их страдания

Катарина Балф, актриса, Ма в «Белфасте»

Самый преданный Шекспиру современный режиссер (Брана экранизировал «Генриха V», «Гамлета», «Много шума из ничего», «Как вам это понравится», еще больше ролей и постановок в театре) часто сам играет в своих фильмах (в том числе Эрькюля Пуаро в современной дилогии). Тем парадоксальнее, что в самой личной работе, он не появляется на экране. Хотя в изначальном сценарии такой соблазн был, даже была снята сцена, где взрослый Бадди в исполнении Браны возвращается в Белфаст (надо полагать, уже цветной).

Изначально сценарий был намного длиннее. В нем был современный взрослый Бадди, был Бадди постарше. И персонаж возвращался в Белфаст… Но это просто не работало. Может быть, я уникальные режиссер, ведь я вырезал сам себя из фильма. Но хорошо то, что мне не пришлось писать после этого письмо актеру с извинениями, вроде: «Ты был великолепен, это режиссер все не так понял, поэтому твоя сцена не вошла в финальный монтаж, извини»

Кеннет Брана

«Белфаст» получил 6 номинаций Британской академии BAFTA (взял награду как «лучший британский фильм»), 7 номинаций на «Золотой глобус» (награда за «лучший сценарий») и 7 номинаций за «Оскар» — награда за «лучший сценарий» чуть ли не в самой спорной категории на церемонии 2022 года. По статистическому прогнозу аналитика Бена Зозмера для The Hollywood Reporter три фильма реально могли претендовать на победу: «Белфаст», «Лакричная пицца» и «Не смотрите наверх». Последний из этой тройки – социальная сатира на общество медиашума, сама факт номинации комедии на лучший сценарий уже редкость по меркам любых кинонаград последних лет. «Лакричная пицца» сохраняет баланс в сентиментальности, юморе, оптимизме и грусти, как и «Белфаст» (возможно, делает это еще тоньше), но история Пола Томаса Андерсона не такая личная и социальная.

Номинация на лучший фильм и лучший оригинальный сценарий сделали Кеннета Брану рекордсменом «Оскара» — он первый человек, который был номинирован на награды в 7 разных категориях. До этого: режиссер и лучший актер за «Генриха V», адаптированный сценарий за «Гамлета», лучший актер второго плана за «Семь дней и ночей с Мэрилин», короткометражный игровой фильм «Лебединая песня».

2929
1 комментарий

Отличный фильм, напомнил трилогию Дугласа THE BILL DOUGLAS TRILOGY (My Childhood etc).

Ответить