«Сиквел, которому есть что сказать»: Обзор фильма «Топ Ган: Мэверик»

Продолжение культового боевика 80х, вышедшее спустя тридцать лет после премьеры оригинала, оказалось невероятно эмоциональным зрелищем и заодно одним из лучших сиквелов классики в истории мирового кинематографа.

«Сиквел, которому есть что сказать»: Обзор фильма «Топ Ган: Мэверик»

«Топ Ган: Мэверик» - один из самых главных долгостроев Голливуда, добиравшийся до больших экранов почти что сорок лет. Тони Скотт, режиссёр первого фильма 1986-ого года, снискавшего колоссальный успех в мировом прокате, изначально вынашивал идею для второй части, однако покончил с жизнью за день до назначенной встречи с Томом Крузом, исполнителем главной роли. С тех пор проект оставался в подвешенном состоянии, сменил множество потенциальных постановщиков и различных сценаристов. Столь сложный путь наконец подошёл к концу. Заветное продолжение должно было выйти еще два года тому назад, но в результате воцарившейся кругом пандемии премьеру переносили вплоть до сегодняшнего дня.

Рискованный пилот Пит Митчелл по прозвищу Мэверик более тридцати лет остаётся одним из лучших пилотов ВМФ: бесстрашный лётчик-испытатель, расширяющий границы возможного и старательно избегающий повышения в звании, которое заставило бы его приземлиться навсегда. Приступив к подготовке отряда выпускников из нового поколения программы «Топ Ган», Мэверик встречает лейтенанта Брэдли Брэдшоу, сына своего покойного друга по кличке Гус.

Впереди — одна из самых экстремальных, возможно, даже смертельных миссий по уничтожению стратегически важного вражеского объекта, а за спиной — призраки прошлого. Мэверик вынужден противостоять своим глубинным страхам, которые грозят ожить в рамках миссии, требующей исключительной самоотверженности от тех, кто будет назначен на вылет.

«Сиквел, которому есть что сказать»: Обзор фильма «Топ Ган: Мэверик»

Новый фильм Джозефа Косински, режиссёра «Трона: Наследие» и «Обливиона», от начала до конца пропитан духом олдскульного боевика, которому свойственна та же сказочная наивность первой части. Для достижения подобного результата задействуется неизбежный фансервис: некоторые сцены из оригинальной картины воссоздаются здесь практически точь-в-точь, однако несут за собой несколько иное значение. Главная тема этого продолжения - история столкновения поколений, в центре которого находится человек, который жаждет передать своё наследие новичкам, понимая, что может помочь им не совершить те же ошибки, на которые однажды наткнулся он сам.

Люди меняются, и потому местный Мэверик - не только хорошо знакомый нам сорвиголова, но и ранимый человек, отчаянно пытающийся разобраться в своём прошлом. Когда-то военная экспертиза сняла с него ответственность, но персонаж Круза ещё долго боролся с чувством, что его именно его действия стали причиной смерти его лучшего друга Гуса во время обычных учений. Столь серьёзная душевная травма получает закономерные отголоски - Мэверик отныне стремится подставить себя под удар, словно желая встретить верную погибель. Он также удушающе защищает сына Гуса, Брэдли, известного также как Рустер (Майлз Теллер). На их взаимодействии строится большая часть фильма, которая явно вызовет у всех давних фанатов «Лучшего стрелка» скупую мужскую слезу. Поможет в этом шикарный саундтрек от Харольда Фальтермайера и Ханца Циммера, отдаленно напоминающий мотивы «Интерстеллара».

Говоря о техническом совершенстве сиквела, не хочется особо ударяться в какие-либо параллели с фильмом Тони Скотта, поскольку разница выхода между двумя картинами огромнейшая. «Лучший стрелок» восьмидесятых был снят за смехотворный по сегодняшним рамкам бюджет в пятнадцать миллионов долларов. Его авторы в своё время признавали, что им пришлось разбить историю на несколько сегментов и уделить больше всего времени сюжетной линии на земле, где разворачивалась драма главного героя. В продолжении, вышедшем спустя тридцать лет, правила игры кардинально изменились: атмосферные ракурсы камеры, невероятная динамика полётов, постоянное напряжение внутри команды Мэверика: постановка воздушных баталий выполнена на высшем уровне не столько благодаря возможностям нынешней эпохи, но и за счёт бодрого взаимодействия персонажей. Каждый актёр подобран безупречно, химия между ними действительно превращает просмотр в приятное времяпровождение.

Визуальная сторона здесь также поражает. Клаудио Миранда, толковый оператор и по совместительству верный помощник Косински, добился таких кадров, в которые по началу невозможно поверить - настолько они здесь хороши. Некоторые из них бережно отсылают к прошлому Мэверика, другие же демонстрируют нравственный рост персонажа в его попытках найти общий язык с молодыми пилотами, которым предстоит отправиться на самоубийственную миссию под его командованием. Саспенс вокруг приближающегося финального сражения нагнетают чуть ли не без остановки, и результат полностью окупает ожидания - последние двадцать минут заставляют вжаться в кресло и обронить челюсть на пол.

Многие зрители предпочли бы не думать о политике фильма, желая застать в нём лишь головокружительные американские горки. По всей видимости, создатели «Мэверика» это прекрасно понимали - ни разу за весь фильм не упоминается имя врага Америки. Всё, что мы знаем - мошенническое правительство где-то обогащает уран, и их необходимо остановить. Кто же это, свойственные такой сюжетной фабуле Иран, Северная Корея? Камера Косински никогда не показывает ни одного иностранного флага или лица. Плохие парни могли бы вообще оказаться инопланетянами. Настолько смело Косински отходит от привычной формулы суперпатриотического блокбастера и рассказывает историю одного конкретного персонажа. К слову, в этой истории нашлось место невероятно трогательному камео, от которого испытываешь одновременно и восторг, и грусть.

«Сиквел, которому есть что сказать»: Обзор фильма «Топ Ган: Мэверик»

«Топ Ган: Мэверик» не наполнен той безумной ностальгией, к которой мы привыкли в наши дни. Он обыгран в разы умнее, тоньше и в целом снят с настоящей любовью к оригиналу, чем любой сиквел, выходящий в прокат с разницей в десятилетия. Это настоящий подвиг для режиссёра Джозефа Косински - грамотно продолжить столь давнюю историю, избежав при этом неловких самоповторов, зелёного экрана и сумев замахнуться на нечто по-настоящему амбициозное, умело дополняющее наследие первого фильма.

Вторая часть насквозь пропитана удивительной атмосферой минувших экшн-фильмов, но в то же самое время она словно намекает своему жанру, который каким-то удивительным образом пришёл от «Лучшего стрелка» к «Форсажу», что он ещё может сиять во всей красе. Косински создал идеальный аттракцион, который ничем не уступает оригинальной работе Тони Скотта и в некоторых местах превосходит её.

- Конец неизбежен, Мэверик. Твой род идёт к вымиранию.

- Может быть так, сэр. Но не сегодня.

Кажется, суть этого диалога, развернувшегося в первые десять минут фильма, плавно намекает нам на самого Тома Круза, человека, который подходит к своей работе с невероятной самоотдачей и максимальным уважением. Однажды мы уже не увидим его безумнейших трюков и смелых авторских решений, позволяющих развлекательному жанру дышать полной грудью. Но произойдёт это далеко не сегодня.

110
68 комментариев

Пришел за этим

22
Ответить

Комментарий недоступен

37
Ответить

В итоге здесь подсаживались уже другие.

5
Ответить

Приземлился прямо под хвост.

1
Ответить

«Лучший стрелок» восьмидесятых был снят за смехотворный по сегодняшним рамкам бюджет в пятнадцать миллионов долларов.Я бы поспорил кстати. Смехотворный бюджет в 15млн подкреплялся поддержкой минобороны США которая бесплатно предоставила кучу военной техники для съемок которую бы они иначе просто так не получили. Корабли, военные базы, съемки на авианосцах, вот это вот все дорого стоит если снимать фильм без такой поддержки.

19
Ответить

Соглашусь, однако продюсер оригинала Джерри Брукхаймер в интервью для первого фильма подмечал, что им всё равно приходилось неоднакратно переписывать сценарий, дабы не выходить за рамки бюджетных возможностей. Поэтому большую часть фильма показывается повседневная жизнь Мэверика. Многие локации: бары, узкие пространства на военной базе, небольшие комнаты и т.д.

Тогда выкручивались всеми доступными способами.

3
Ответить