Глава Sony Pictures о «смерти» кинопроката: «Горы фильмов-„затычек“ для стриминга не могут оставить след в культуре»

Руководитель кинокомпании — о работе с Тарантино, «отставшем от времени» «Оскаре» и «Плохих парнях 4», которые находятся в работе вопреки скандалу вокруг Уилла Смита.

Председатель Sony Pictures Том Ротман, занимающий свой пост с 2015 года, дал интервью Deadline, в котором рассказал о влиянии пандемии на кинобизнес, будущем традиционного кинопроката и буме стриминга, а также о сотрудничестве с актёрами и режиссёрами.

«Человек-паук: Нет пути домой» собрал в мировом прокате 1,89 миллиарда долларов
«Человек-паук: Нет пути домой» собрал в мировом прокате 1,89 миллиарда долларов

О кинотеатральном прокате

В ответ на вопрос о потенциальной «смерти» проката и самого формата кино для больших экранов Ротман перефразировал Марка Твена, заявив, что «слухи о смерти выходящих в кино фильмов значительно преувеличены».

Глава Sony Pictures считает, что стриминги нередко делают своим приоритетом количество, а не качество (хотя даже Netflix планирует менять подход). Поэтому многие фильмы-эксклюзивы таких сервисов оказываются «развлечением на вечер», и не запоминаются зрителям. В отличие от сериалов, вокруг которых сформировалась отдельная культура.

«Важное» кино, уверен Ротман, всё ещё выходит в кинотеатрах, а риски, связанные с кинопроизводством, его не смущают, потому что они существовали всегда.

Если вы хотите добиться какой-то долговечности для своего кинобизнеса, почувствовать, что вы в этом деле что-то да значите, нужно производить культурный эффект.

С сериалами это работает иначе, но горы фильмов-«затычек», выходящих на шести, а то и восьми стриминговых сервисах, не могут оставить след в культуре. Большая их часть вписана в историю исчезающими чернилами. Потому что алгоритмы не способны продвигать. Стримингам и не надо заботиться о том, чтобы по-настоящему влиять на культуру. Это нужно как раз для фильмов, выходящих в кинотеатрах. Когда они терпят неудачу, бывает тяжело. Но в случае успеха они становятся значимой частью поп-культуры, становятся ценными в экономическом плане.

Одни только релизы Sony Pictures собрали 3,3 миллиарда долларов в мировом прокате за те восемь месяцев, когда бушевал «омикрон». Что мне сказать тем, кто говорит, будто кино умирает? Неплохая это смерть.

Том Ротман, председатель Sony Motion Picture Group

Он отметил, что ничуть не преуменьшает влияние Covid-19, так как пандемия действительно серьёзно подкосила индустрию. Однако бизнесмен отметил, что касса, которую всё ещё способны приносить фильмы, доказывает, что кинотеатры не вымрут.

Да, «ковид» всё поломал. Вообще всё. Но СМИ совершили ошибку, сделав долгосрочные выводы из краткосрочных последствий. В New York Times несколько недель назад была статья, в которой говорили, что кино пришёл конец.

Я бы поспорил, что всё наоборот. Я бы сказал, что пандемия доказала, насколько кино живучее. Цифра в 3,3 миллиарда, которую я вам привёл — её удалось достичь вопреки всем обстоятельствам. И это живучесть, а не вымирание.

Том Ротман, председатель Sony Motion Picture Group

О стриминговом буме

В понимании Ротмана, стриминговые сервисы не смогут стать полноценной заменой кинотеатрам — это отрасли, дополняющие друг друга в развлекательной индустрии.

По его словам, ажиотаж вокруг стриминга — скорее временное явление, которое связано не только с пандемией, но и с тем, как много денег вливают в онлайн-кинотеатры инвесторы. Интерес поддерживают и СМИ, «создавая впечатление» полного превосходства видеосервисов над традиционным кино.

Настоящие фильмы конкурировали с «домашними» развлечениями с пятидесятых. Все эти колонки о том, что «кино обречено», которые вы сегодня читаете, с равным успехом могли быть копиями текстов из газеты New York Herald за 1958 год. Именно тогда пришло телевидение.

То же самое и с кабельным, то же самое и с изобретением VHS. Страшно признаться, но я достаточно стар, что помню всё это. Телевидение только помогло фильмам. VHS только помогли фильмам. Когда появилось HBO, все говорили: «Вам крышка». Но всё прошло отлично, на нашем бизнесе зарабатывали целое состояние. Теперь ещё и стриминг. «Вам конец, сворачивайтесь». Не будем мы сворачиваться. Стриминг — это отлично.

У меня заключены замечательные сделки. Сначала нам платит Netflix, потом нам платит Disney, потом — Sky и другие провайдеры связи по всему миру. Это приносит нам миллиарды долларов, а мы создаём контент, который действительно важен людям. Вот в чём всё дело. Бейонсе как-то спросили, в чём главный секрет успеха во всём в жизни. Она сказала: «Делать офигенные вещи». И действительно, надо делать что-то крутое.

Том Ротман, председатель Sony Motion Picture Group

Руководитель Sony Pictures добавил, что компания сознательно не запускает собственный сервис, так как чтобы поддерживать его работу, необходимы огромные средства. А выходить на рынок, где уже бушуют «стриминговые войны», и не каждый игрок выживет — недальновидно.

«Грейхаунд», права на показ которого Apple <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.forbes.com%2Fsites%2Fscottmendelson%2F2020%2F05%2F19%2Fstreaming-debut-for-tom-hanks-greyhound-makes-sense-for-apple%2F&postId=1201496" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">выкупила</a> у Sony за 70 миллионов долларов
«Грейхаунд», права на показ которого Apple выкупила у Sony за 70 миллионов долларов

По словам Ротмана, он выбрал «стратегию торговцев оружием», где под «оружием» подразумевается кино, которое можно продавать онлайн-кинотеатрам и зарабатывать на нём деньги — в дополнение к успехам в «обычных» кинотеатрах. Причём если поначалу на такие сделки шли из необходимости, то теперь — из-за того, что у стримингов сформировалась отдельная аудитория.

Мне кажется совершенно очевидным, что в развлекательной «экосистеме» есть место для всех, и само существование стримингов уже нам выгодно. Точно так же за счёт HBO и Showtime, VHS, телевидения и телесиндикации в кинопроизводство вливались дополнительные сотни миллиардов долларов.

Стала ли сегодня конкуренция жёстче? Конкурируем ли мы с ними за один продукт? Да. Но если ты не в состоянии принять удар, не вступай в игру вообще. Продажа «Грейхаунда» Apple TV+ — это решение, обоснованное «ковидом», зато очень прибыльное. […] Мы лицензировали им наше первое «релизное окно», потому что кинотеатры были закрыты. А впредь мы будем снимать часть фильмов для стриминга именно потому, что это уже состоявшаяся экосистема.

Том Ротман, председатель Sony Motion Picture Group

О продюсерской работе и сотрудничестве с режиссёрами

Глава кинокомпании подчеркнул, что творческий риск — неотъемлемая часть бизнеса, и признал, что онлайн-кинотеатр мог бы помочь избежать крупных падений выручки за тот или иной отчётный период.

Но менять подход он не хочет, так как он привлекает авторов-режиссёров, а любой финансовый риск можно свести к минимуму грамотным сотрудничеством с партнёрами. В пример он привёл «Однажды в Голливуде» Квентина Тарантино — Sony удалось заручиться и поддержкой сторонних кинокомпаний, а также договориться с актёрами об оплате в первую очередь процентами с кассовых сборов.

За счёт нашей модели у нас есть большое преимущество в работе с кинематографистами. Нам не приходится строить всю корпоративную структуру вокруг проблем с сервисом и удержания подписчиков, осторожно переходить от одного проекта к другому. Мы с каждым фильмом сжигаем мосты.

Квентин Тарантино как-то сказал: «Ротман — да, это мужик, который хочет, чтобы в креслах в зале были задницы». Не знаю, одобрят ли мои дети такую надгробную эпитафию, но я не против.

Том Ротман, председатель Sony Motion Picture Group
За права на фильм Тарантино после разрыва с The Weinstein Company <a href="https://dtf.ru/cinema/12476" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">сражались</a> Sony, WB и Paramount
За права на фильм Тарантино после разрыва с The Weinstein Company сражались Sony, WB и Paramount

На вопрос о продолжительности фильмов, которая влияет на количество киносеансов в день, а значит и на кассовые сборы, Ротман ответил, что фактический хронометраж ему не важен.

Он напомнил, что самые кассовые фильмы всех времён — включая «Титаник», «Аватар» и «Мстителей» — идут значительно дольше двух часов. И добавил, что любые рекомендации режиссёрам делает на основе реакции зрителей с тестовых показов.

Если мы делаем показ, а люди начинают заниматься чем-то своим… Нельзя, чтобы зритель мог в собственной голове опередить повествование, поэтому не стоит говорить аудитории то, что вы уже ей показали. Пусть вместо двух сцен с одной и той же идеей будет одна, но такая, в которой вы эту мысль как следует передадите.

Часть моей работы — говорить автору правду в лицо. И иногда автор шлёт меня на *** [к чёрту]. Но чаще всего мне стоит просто обратить его внимание на аудиторию. Мне плевать, длинный ли фильм на самом деле. Меня волнует, кажется он длинным или нет.

Том Ротман, председатель Sony Motion Picture Group

Об «Оскаре»

В беседе с Ротманом журналист поднял и тему Американской киноакадемии, заявив, что церемония вручения премии в 2022 году была бы не интереснее обычного, не ударь Уилл Смит Криса Рока. И руководитель Sony согласился, отметив, что «Оскар» действительно перестал быть актуальным.

Эта премия никогда не была особенно интересна молодёжи, но она была куда более актуальной в общекультурном смысле. Даже если отбросить проблемы с самой церемонией, о которых можно говорить до бесконечности, то дело в том, что Академия отстала от времени и потеряла связь с аудиторией — об этом можно судить по фильмам, которые она выбирает. Всё это превратилось в оплот элитизма, а о какой актуальности в таком случае может идти речь?

Том Ротман, председатель Sony Motion Picture Group

По словам бизнесмена, ситуацию можно исправить только общими усилиями голливудской индустрии как таковой. И отметил, что нередко слабым местом студий оказывается кино для подростковой аудитории.

Существует что-то вроде поколенческого «пробела», потому что кино как семейное развлечение по-прежнему хорошо работает, и есть огромное количество авторов, которые снимают отличные вещи для взрослых.

Но как насчёт молодого человека, который только что получил водительские права? Как нам снова заинтересовать его походом в кинотеатр? Здесь уже всем нам, кто делает кино, нужно стараться лучше делать свою работу.

Том Ротман, председатель Sony Motion Picture Group
Глава Sony Pictures о «смерти» кинопроката: «Горы фильмов-„затычек“ для стриминга не могут оставить след в культуре»

О ближайших планах

В разговоре Ротман также упомянул целый ряд франшиз, заверив, что каждую из них в Sony собираются развивать. Некоторые, вроде «Анчартед», «Охотников за привидениями» и «Джуманджи», он причислил к «важнейшим» для компании, но о планах на другие рассказал чуть больше.

  • «Человек-паук» — глава компании «надеется», что в создании следующего фильма о супергерое снова поучаствуют режиссёр Джон Уоттс, а также Том Холланд и Зендея. До этого о том, что в работе находится «следующая трилогия» говорила лишь продюсер Эми Паскаль.
  • «Паучья» вселенная Sony — съёмки «Крэйвена» уже идут, «Мадам Паутину» начнут снимать до конца июня, планы на продолжение «Венома» уже есть.
  • «Плохие парни» — четвёртая часть серии всё ещё в работе, несмотря на сообщения СМИ.

Это была неточная информация. Фильм как был в производстве, так и остаётся. Мы не могли «дать по тормозам», потому что, собственно, машина ещё не тронулась.

Да, нам всем было неприятно то, что случилось [на «Оскаре-2022»], но не думаю, что я вправе как-то это комментировать. Скажу только, что я знаю Уилла Смита много лет и я знаю, что он хороший человек. Это был пример того, как очень хороший человек показывает себя всему миру со своей худшей стороны. Я верю в то, что он искренне извинился и действительно сожалеет о содеянном, и верю в право на прощение и искупление.

Том Ротман, председатель Sony Motion Picture Group
227227
135 комментариев

А Морбиус - это затычка для стриминга или след в истории?

241

След. Ну знаешь, как на туалетной бумажке.

159

ну и зачем ты вспомнил морбиуса когда у них Веном в клубе танцует?

27

Комментарий недоступен

16

Останется в истории как мем.
It's Morbin Time!

13

Комментарий недоступен

2

Только что посмотрел. Уснул три раза, притом, что был не сонный, и такой привычки не имею. Полутора часов бессмысленнее у меня давненько уже не было, и тут такой заголовок с претензией.

2